Наверное, все ученики гимназии отметят личность первого директора – отца Силуана, который по-доброму и по-отечески нас воспитывал. Напомню, что в советское время монастырь был разрушен, шоссейная дорога шла через монастырь по всей территории, ничего не было, только один заброшенный храм и пара домов. Весь ансамбль был восстановлен при помощи Лавры , меценатов, можно сказать из пепла возродился. В результате у нас, учеников гимназии, было всё – новые корпуса, новый храм, который освящал Святейший Патриарх Алексей Второй летом 2005 года, и питание, и главное хорошее, внимательное к нам отношение директора, преподавателей. Самые теплые воспоминания об этом периоде и благодаря тому, что мы сдружились между собой. Поскольку возраст подростковый, то дружба завязывается проще, мы до сих пор общаемся. Небольшой группой из гимназии поступили в Лавру продолжать духовное образование, кто-то в другие церковные заведения – в Сретенскую семинарию, Свято-Тихоновский университет. Мы – поступавшие в Лавру, держались вместе, ходили вместе, подавали документы, готовились к поступлению, всё вместе, нас даже во время приёмной кампании один из проректоров шутливо назвал «Варницкой мафией». Педагогический коллектив в гимназии очень хороший, несмотря на то что ещё шёл процесс формирования, среднеобразовательные дисциплины вели преподаватели из Ростова, а церковные предметы – либо священнослужители, либо выпускники духовных школ, но не в священном сане. Но никаких проблем не было. Учителя, которые из города к нам приходили, не были церковными людьми, были верующие крещеные, но не имевшие пока опыта церковной жизни. Но они постепенно воцерковлялись, интересовались духовной жизнью. Как Ваши одноклассники относились к тому, что Вы алтарничаете, собираетесь учиться в гимназии? Одноклассники не сразу узнали, что я прислуживаю в алтаре, я этого не скрывал, правда, и не афишировал. Стоит отметить, у нас были хорошие классные руководительницы – и в начальных классах, и в средних-старших. Сейчас они обе в храм ходят, раньше возможно тоже, просто я мог и не знать об этом. Как-то раз учительнице в средней школе по её просьбе принёс « Лествицу » преп. Иоанна Лествичника . Была, видимо, тема, связанная с работой святого, книга не простая, монашеская, тем не менее, педагог читала её. Класс, в котором я с 1 по 9 учился, был «отборный». У нас параллель состояла из 7 классов. В наш класс прошли ребята, которые сдали тест перед зачислением в школу, педагоги смотрели, у кого подготовка получше, кто хорошо читает, решает примеры. Таким образом, если можно так охарактеризовать, наш класс был не классом сорванцов. Ровесники не подшучивали, нормально реагировали, иногда даже обращались за советом или помощью – например, по истории, когда изучали устройство средневекового монастыря, просили объяснить значение слов аббат, епископ и так далее.

http://azbyka.ru/way/s-10-let-hotel-stat...

Почти все образа современны с постройкой церкви, но из этого должна быть исключена икона св. Иоанна Богослова, которая гораздо древнее и особенно почитаема прихожанами. Иконостас и вообще вся внутренность церкви сохранились без всяких поправок со времени сооружения. Особенно замечательны царские врата, по резьбе и оригинальности рисунка. Как эти врата, так равно и церковь были неоднократно срисовываемы и напечатаны во многих снимках в разных изданиях. При входе в церковь с правой стороны находится другой образ Иоанна Богослова с чудесами, позади которого есть следующая надпись: «Лета июля, в котором написана сия святая икона Иоанн Богослов в дом его в церковь на Ишне реке по своему обещанию поставил Анатолий Андреев сын». Кроме этого, есть древние довольно оригинальные брачные венцы. Крестный ход совершается один – 8 мая, в день храмового праздника. В настоящее время село Богослов приписано к Юрьевской слободе. В древности это место называлось «Устретенский перевод», а прилегающая к нему часть г. Ростова – «Устретенской стороною». А. А. Титов «Ростовский уезд Ярославской губернии». Москва. В Синодальной типографии, 1885 г. В Ярославской области сохранился единственный деревянный храм, построенный в те же годы, кога завершалось строительство Варницкого монастыря - это деревянная церковь во имя евангелиста Иоанна Богослова на реке Ишне (1687-1689). К тому же церковь расположена в двух-трёх километрах от обители. Бревенчатый сруб закрыт поздней (XIX века) тесовой обшивкой. Несмотря на это, храм производит удивительно гармоничное впечатление. Из книг и В.И.Вахрина " Троице-Сергиев Варницкий мужской монастырь в Ростове Великом. Родина Преподобного Сергия Радонежского " . - Медиарост, 2014 Перед нами единственный памятник древнерусского деревянного зодчества на Ярославской земле. Сооружённая в конце XVII столетия, эта церковь находится в удивительно живописном месте, овеянном древними преданиями. Именно здесь на реке Ишне преподобный Авраамий встретил апостола и евангелиста Иоанна Богослова и получил от него благословение на подвиг утверждения христианства в Ростовской земле. Кроме того, он передал тростниковую трость, которой Авраамий снёс идола бога Велеса и основал на месте языческого капища Богоявленский Авраамиев монастырь.

http://sobory.ru/article/?object=00597

Пребывание в Уфе было для архим. Филарета школой очистительных страданий. Примечательно то, что через много лет, будучи уже членом Синода, владыка Филарет с радостью поддерживал владыку Августина, жившего в трудных условиях на покое в Троице-Варницком монастыре. А после его кончины он заезжал помолиться на его могилу, считая его благодетелем, открывшим ему все слабые стороны души. В тяжелое время испытаний, Господь явил архим. Филарету чудесную помощь. Во время слезной молитвы, в полусонном состоянии, он вдруг увидел десницу, писавшую на стене: «не бойся, судьбы архим. Филарета в руках Божиих». И действительно, вскоре он был перемещен в Тобольск настоятелем Знаменского монастыря и затем назначен ректором тамошней семинарии. С любовью принял его там еп. Амвросий, поспешивший написать митрополиту Амвросию: «Ваше Высокопреосвященство прислали ко мне на испытание не человека, а ангела во плоти». Произошел полный перелом в жизни архим. Филарета. Последовал вызов его в Санкт-Петербург чередным архимандритом. В столице он познакомился с архим. Филаретом (Дроздовым) , тогда ректором петербургской академии, и с этого времени завязались их тесные дружеския отношения. Пробыв в 1813 г. недолго инспектором этой академии, он вскоре был переведен на ту же должность в Москву, а затем в 1816 году стал ректором академии, которую благоустроил по петербургскому образцу. Преподавал он герменевтику и догматическое богословие. Не будучи академиком, в отличие от большинства профессоров, он, считая себя недостаточно подготовленным, старательно готовился к лекциям. Не желая отымать время от правил монашеских и утренних богослужений, он в свободное от занятий время уходил для этого из академии в Вифанию под предлогом прогулки. «Возьму», вспоминал он впоследствии, «с собою св. Библию и другия нужные книги, бумагу, чернильницу с пером или карандаш, приду сюда, усядусь где-либо под кустом, чтобы никто не видел, да и давай размышлять и писать. А чтобы дело шло успешнее и с истинной пользою, с самого начала и в частые промежутки, особенно когда мысли идут не так-то свободно, встанешь и тепло-тепло помолишься Господу, и угодника Божия св.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Хотя время основания Варницкой обители, кроме нашего рукописного летописца, ничем не подтверждается, но что монастырь этот существовал уже в конце XV столетия мы находим указание в труде г. Киссель «История г. Углича», где читаем, что на освящении нового храма в Покровском Угличском монастыре 1 октября 1482 года Преосвященному Иоасафу, Архиепископу Ростовскому сослужил, между прочими, в числе игумнов «Троицкий с Варниц Иосиф». В полном собр. истор. свед. о монаст. (стр. 554) упоминается жалованная грамота, данная Варницкому монастырю царем Михаилом Феодоровичем в 1624 году, в которой обитель эта значится как существовавшая и при царе Иоанне и при отце его В. к. Василии Иоанновиче . Во времена нашествия Поляков и русских изменников на Ростов монастырь не избежал общей участи: был сожжен и разграблен. В 1725 году по распоряжению Георгия, Архиепископа Ростовского и Ярославского, монастырь Варницкий был обращен в девичий, а монахи переведены в Спас-Песоцкий монастырь; в первый же посланы были несколько монахинь из Ростовского Рождественского Девичьего монастыря; в начале ими управляла игуменья Христофора, а в 1729 г. – наместница Мастридия 8 . В том же 1725 году игуменья и казначея с сестрами обратились к преосвященному Георгию с прошением перевести их обратно в Рождественский монастырь, так как в Варницком ощущался недостаток во всем, начиная с воды и кончая дровами. Вероятно, на это прошение последовало нижеследующее предписание Владыки, сохранившееся в бумагах покойного В.И. Лествицына: «По указу святейшего Правительствующего Синода Советника, господина преосвященного Георгия, епископа Ростовского и Ярославского, из домовой его преосвященства Ростовской Духовной канцелярии, инструкция г. Ростова церкви Вознесения Господня старосте поповскому, попу Леонтию: ехать тебе в ростовской Троицкой девичь монастырь, что у варниц, взяв с собою инквизитора и при нем исследить о обретающихся в том монастыре в искусе вдове Фекле и о девицах: Соломониде, Стефаниде, Домникие, Феодосие, Марфе, и оные во искусе имеющиеся вдова и девицы из каких чинов и по каким указом и в которых годах в тот монастырь прияты или с чьего позволения. И оное следование учиня с ясною очискою, за своею и инквизитора руками, подать в вышеозначенной канцелярии неукоснительно. Духовных дел судия игумен Аарон. За секретаря Гаврило Горохов. Смотрел Василей Петров. 1726 году марта в 7 день».

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Titov/i...

Именно такое понимание нами мысли жизнеописателя подтверждается следующими вслед за этой цитатой словами: «хощет-же слово сказати, аки некое преселение (бысть): преселибося Кирилл от Ростова в Радонеж». Здесь Епифаний Премудрый , упоминая о переселении Кирилла в Радонеж, говорит уже достаточно ясно, что он переселился из Ростова, но не из какой-либо веси, отстоящей от города Ростова не зело близь. – Не ограничиваясь этим, приводим еще и другие соображения, не допускающие толкования приведенной цитаты в другом смысле: Служба Кирилла при князе Ростовском и, следовательно, едва ли не постоянное пребывание его в Ростове, представляла необходимым иметь ему местожительство именно в городе или одной из слободок – посаде. При переселении Кирилла в Радонеж, подражателями в том ему явились не обыватели Ростовской области, но коренные жители Ростова, очевидно, в одинаковой степени, испытавшие всевозможные лишения и притеснения, и не нашедшие возможным дальнейшее пребывание в городе 7 . – 6 Памятники Древней Письменности, 1885 г. Житие преподобного и богоносного отца нашего Сергия Чудотворца и похвальное ему слово, писанные учеником его Епифанием Премудрым в XV веке. Сообщил архимандрит Леонид стр. 32. 7 На основании приведенных данных позволяем себе сделать еще одно указание: В труде г. Е. Е. Голубинского «Преподобный Сергий Радонежский и Созданная им Лавра», изданном к пятисотлетию со дня кончины Преподобного Сергия Московской духовной Академией, на стр. 81 (3-е примечание к жизнеописанию преп. Сергия) выражено сомнение относительно верности предания об Ростовском Варницком монастыре, как родине преп. Сергия. Кажется, что это сомнение основано на довольно шатких началах – на неточном понимании мысли жизнеописателя преп. Сергия- Епифания Премудрого . Читать далее Источник: Историческое описание Троицко-Варницкого заштатного мужского монастыря близ Ростова-Великого, Ярославской губернии.../А.А. Титов. - Сергиев Посад : 2 тип. А.И. Снегиревой, 1893. - 43 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Titov/i...

«Да в Ростове соляная оброчная варница, что преж сего была на оброке казенной слободы за Федором Ростовцовым, оброку было с той варницы по два рубли по девятнадцати алтын на год, и того оброку не взято потому, что в скаске ростовского земского старосты Иева Тимонова и всех посацких людей написано: в прошлом де во 174 году, по указу блаженные памяти Великого Государя Царя и Великого Князя Алексея Михайловича всея великие и малые и белые России Самодержца отписана та варница у него Федора в Приказ Тайных Дел, и по той отписи со 174 по 184 год варили соль на Великого Государя из Приказу Тайных Дел, а со 184 году те соляные варницы велено ведать в Приказе Большого Дворца, и во 186 году те варничные соляные заводы отданы на откуп по 196 год, огородной слободы тяглецу Федору Демидову, и Федор Демидов, отдержав те урочные годы отказал, и в прошлом во 199 году, по указу Великих Государей Царей и Великих Князей Иоанна Алексеевич а Петра Алексеевича всея великие и малые и белые России Самодержцев, и по грамоте из Приказу Большого Дворца теми соляными варницами велено владеть им Ростовцом посацким людом из оброку спуста, а оброку платить по осьми рублев по двадцати по шти алтын по четыре деньги на год, и те оброчные деньги Марта с 1-го числа со 198 и на 199 и на нынешней 200 годы в Приказ Большого Дворца по окладу платили сполна, и в платеже тех денег отписи у них взяты». До которого именно года существовало солеваренное заведение, мы, наверное, не знаем; знаем только то, что оно уничтожено в прошлом столетии, будто бы, как замечает г. Артемьев 4 , по недостатку топлива, необходимого для выварки соли, – а вернее за истощением содержания соли в колодцах, не окупавшего уже расходов по добыванию ее. Таковы сведения о ближайших окрестностях монастыря, оставленные и дошедшие до нашего времени в исторических актах 5 . История этих окрестностей, помимо палеографических данных, восполняется еще существующим местным преданием, которое утверждает, что на месте монастыря явился юному Варфоломею ангел Господень; и что именно в упоминаемой слободке Варницкой или, выражаясь точнее, на северо-западной окраине города, было жилище (хоромы) знатных именитых бояр Кирилла и Марии, благочестивых родителей преподобного Сергия, где этот великий светоч церкви православной, столп северно-русского монашества, впервые восприял жизнь и узрел свет.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Titov/i...

Алексей Реутский 12 мая 2014 г. 16:00 В неделю 4-ю по Пасхе Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Литургию в Троице-Сергиевом Варницком монастыре в Ярославской области, основанном на месте рождения преподобного Сергия Радонежского. После Богослужения Предстоятель обратился к молящимся с первосвятительским словом. 12 мая 2014 г. 15:00 Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выступил с заявлением в связи с новым обострением гражданского противостояния на Украине. 6 мая 2014 г. По благословению Высокопреосвященнейшего Агафангела, митрополита Одесского и Измаильского в Одесской епархии начался сбор материальных средств для оказания помощи семьям погибших и пострадавших в кровавых событиях 2 мая 2014 г. Как рассказал ЦВ клирик Одесской епархии протоиерей Максим Омельченко: «Церковь делает свое дело, помогает тем, кто обращается к ней за помощью. Например, сегодня к нам обратилась женщина, у которой в областном Доме профсоюзов погиб единственный сын». Алексей Реутский 5 мая 2014 г. 13:10 В Санкт-Петербургскую митрополию прибыли главные святыни Свято-Успенского Вышенского монастыря — ковчег с мощами святителя Феофана и Вышенский образ Казанской иконы Божией Матери Богородицы, а также историческая реликвия Воскресенского Новодевичьего монастыря северной столицы — икона Божией Матери «Отрада и Утешение», которая навсегда вернулась на свое законное место. Дмитрий Анохин 30 апреля 2014 г. 16:00 Вчера в Сергиевском зале кафедрального соборного Храма Христа Спасителя Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил совместное заседание Организационного комитета Русской Православной Церкви и рабочей группы при Президенте РФ по подготовке к празднованиям. Его участники обсудили рабочие планы-графики основных мероприятий и узловые моменты финального этапа подготовки к центральным из них. Дмитрий Анохин 30 апреля 2014 г. 14:00 Отдел церковной благотворительности Хабаровской епархии договорился о сотрудничестве со студентами Дальневосточного медицинского университета.  Для помощи в социальных проектах епархии будут привлечены добровольцы из числа студентов кафедры социальных дисциплин. Священники епархии проведут занятия для студентов кафедры.

http://e-vestnik.ru/church/page/40/

На трех секциях, посвященных церковной истории, было представлено в общей сложности 30 докладов преподавателей и студентов Московской духовной академии, Сретенской духовной академии и Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Профессор Н.Ю. Сухова, доктор церковной истории, доктор исторических наук, представила доклад «Дискуссии о критериях святости и порядке прославления святых на Священном Соборе Православной Российской Церкви 1917-1918 гг.». В своем докладе Н.Ю. Сухова постаралась выявить критерии канонизации святых, обсуждавшиеся на Соборе. В своем выступлении доцент кафедры церковной истории МДА кандидат исторических наук А.Г. Зиотакис рассмотрел миссионерскую практику Элладской Церкви в данный период, отметив как положительные, так и отрицательные моменты. Доцент кафедры библеистики МДА, доцент кафедры богословских дисциплин СДА протоиерей Георгий Климов в докладе «Геннадьевская Библия 1499 г.: особенности истории издания» представил в историческом контексте слабые и сильные стороны перевода Священного Писания, появившегося в XV в. На секции «Христианская письменность» были представлены следующие доклады: В рамках секции «Церковное искусство» прозвучало десять докладов, среди которых следует отметить выступления профессоров кафедры истории и теории церковного искусства И.Н. Слюньковой и В.В. Игошева. Ряд докладов был посвящен исследованиям иконостаса Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры и книгам из собрания библиотеки МДА. Особый интерес вызвал доклад магистрантки кафедры истории и теории церковного искусства Анастасии Косивец на тему иконографии жен-мироносиц. В рамках секции «Литургика» прозвучало шесть докладов: Особый интерес и вопросы слушателей секции вызвали темы по истории богослужения. Вопросы происхождения и вариативности состава последования ко причащению, истории славянского Требника, дополнительных молитв древнерусского Часослова переросли в общее обсуждение. В Елизаветинском зале академии прошел круглый стол «Практика применения епитимии к мирянам в Русской Православной Церкви». Это второй круглый стол по данной тематике, организованный в рамках Покровской конференции МДА совместно с Комиссией по церковному праву Межсоборного присутствия . В обсуждении приняли участие члены Комиссии по церковному праву: советник Святейшего Патриарха Московского и всея Руси протоиерей Николай Балашов , протоиерей Иоанн Миролюбов, член Синода Эстонской Православной Церкви С.Г. Мянник, духовник Свято-Троицкой Сергиевой лавры архимандрит Захария (Шкурихин), настоятель Варницкого Троице-Сергиева монастыря архимандрит Варнава (Федоров) и архимандрит Василиск (Горбуль), клирики Рязанской митрополии , преподаватели и студенты МДА.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/6068867...

Под водительством Божиим, молитвенным предстательством преподобного Сергия и его святых родителей Кирилла и Марии нам с братией довелось стать возобновителями монашеской жизни в древней Варницкой обители. В первые годы восстановления монастыря многое казалось чудом: неожиданная помощь добрых людей, поддержка со стороны местных властей, быстрые темпы осуществляемых работ. Господь направлял нас и поддерживал, помогая преодолевать трудности. Мы научились терпению, смирению и покорности промыслу Божию. Священный Синод дает мне новое послушание — епископское служение в юго-восточной части Нижегородской митрополии, в новообразованной Лысковской и Лукояновской епархии. Здесь есть места с многовековой благодатной историей, освященные жизнью и подвигами таких великих угодников Божиих, как преподобные Серафим Саровский и Макарий Желтоводский, святой праведный Алексий Бортсурманский, святые новомученики и исповедники XX века. Мне предстоит продолжить труды Высокопреосвященнейшего Георгия, митрополита Нижегородского и Арзамасского, который много сделал и делает для духовного просвещения Нижегородского края и развития в нем церковной жизни. Ваше Святейшество! Позвольте выразить Вам глубокую благодарность за то, что оказали мне великую честь избрания во епископа Церкви Христовой. Я постараюсь оправдать Ваше доверие. Через Ваш выбор и решение Священного Синода Господь проявил Свою святую волю о моем дальнейшем служении. Со смирением и благоговением преклоняюсь перед Его Божественным промышлением. Благодарю, приемлю и нимало вопреки глаголю. Прошу всех помолиться обо мне, чтобы Господь дал мне силы и мудрость совершать епископское служение со всяким старанием во славу имени Его святого, на пользу Церкви и Отечеству нашему, чтобы стать мне, по словам апостола Павла, «делателем неукоризненным на ниве Христовой, преподающим слово истины» (2 Тим. 2:15), и свидетельствовать всем о Том, Кто есть «путь и истина и жизнь» (Ин. 14:6). Патриархия.ru Календарь ← 9 апреля 2024 г. (27 марта ст.ст.)

http://patriarchia.ru/db/text/3338726.ht...

Святейший Патриарх Кирилл поблагодарил архиепископа Сергиево-Посадского Феогноста за труды по возрождению Варницкой обители: «Примерно 20 лет тому назад впервые православные люди задумались о возрождении этой обители. Варницкий Свято-Троицкий монастырь относился к числу тех, которые практически были стерты с лица земли. Здесь ничего не оставалось, кроме руин. По территории монастыря проходила шоссейная дорога. И, наверное, мало кто знал, может быть, даже из жителей Ростова, что это великая обитель, связанная с рождением и жизнью преподобного Сергия Радонежского… Предпринимались усилия, чтобы возродить обитель. И, наверное, решающим был тот фактор, что обитель была учреждена как приписная к Свято-Троицкой Сергиевой лавре. И Троице-Сергиева лавра в лице наместника и братии сделала очень многое для того, чтобы обитель эта возродилась. В день, когда мы освятили вновь сооруженный храм, соборный храм обители в честь преподобного Сергия, я хотел бы выразить сердечную благодарность Вам, Ваше Высокопреосвященство владыка Феогност, и всей братии обители за те труды, которые были понесены». В знак признательности за труды Святейший Владыка вручил архиепископу Сергиево-Посадскому Феогносту святую панагию.      Предстоятель вручил награды благотворителям. Во внимание к помощи Троице-Сергиевой Варницкой обители были награждены: президент ЗАО «Данвита» В.И. Даниленко — орденом преподобного Сергия Радонежского I степени; помощник президента ЗАО «Данвита» Е.М. Даниленко — орденом преподобного Сергия Радонежского II степени. Патриаршие грамоты были вручены также генеральному директору ООО «Архитектурно-реставрационная мастерская Аркада-НТ» В.А. Белавкину и руководителю проектов ЗАО «Данвита» Н.В. Чибизовой. Всем участникам богослужения были розданы иконки преподобного Сергия Радонежского с Патриаршим благословением. По окончании богослужения Святейший Патриарх Кирилл посетил гимназию имени преподобного Сергия Радонежского при Варницком монастыре Троице-Сергиев Варницкий монастырь, родина преподобного Сергия Радонежского

http://pravoslavie.ru/70604.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010