Ростовский Троицкий Варницкий монастырь – место родины преподобного Сергия Радонежского чудотворца Источник Сентября 25-го текущего года Свято-Троицкая Сергиева лавра будет праздновать торжественный 500-летний юбилей со дня кончины её игумена-основателя преподобного Сергия Радонежского. Сердечный отклик встретит это торжество в малоизвестном заштатном ростовском Троицком Варницком монастыре, история которого тесно связана с именем преподобного Сергия как ростовского уроженца. Род преподобного Сергия происходит от коренных ростовских бояр. Кирилл и Мария, родители великого подвижника (в мире Варфоломея), имели на окраине города поместье, стоявшее среди дремучего соснового бор, жалкие и скудные остатки которого кое-где уцелели до сих пор. В это время Ростовом управлял наместник московского царя Ивана Даниловича Калиты Кочева, заслуживший своими темными деяниями недоброе имя в истории Ростова. «Толикого над Ростовом дерзновения не соделаше и татарвы», замечает об этой эпохе современник-летописец, так что «бысть страх на всех живущих». Вероятно, ввиду этих «дерзновений» и притеснений со стороны московских и ростовских владык, родители преподобного и принуждены были переселиться в город Радонеж, а имение их было отобрано в московскую государственную казну. Впоследствии на том месте, где находилось это имение, и был воздвигнут Варницкий монастырь, как утверждает одно из местных преданий. Относительно времени пребывания преподобного Сергия в Ростове сохранилось следующее сказание. В детстве Сергий рос слабым малоразвитым мальчиком. Ему трудно давалось учение, и все считали его непонятливым и беспамятным. Это обстоятельство сильно влияло на впечатлительную душу мальчика: во время своих уединенных прогулок по прилегавшему к дому лесу он часто плакал и молился Богу, чтобы Тот даровал ему разум и память. Молитвы его были услышаны. Однажды отец послал Варфоломея (Сергия) искать пропавшую лошадь. Идя полем, он увидел стоящего под дубом неизвестного монаха. Разговорившись с ним, мальчик поведал ему свое горе и просил помолиться за него. Инок, сотворивши молитву, дал Варфоломею часть просфоры, повелел оную съесть, благословил его и сказал: «Се, чадо, отныне дарует ти Бог разумети, яже требуеши, яко да возможеши и иных пользовати». Тот исполнил повеление старца и с этого времени стал разумен, памятлив и понятлив, а монах (это был ангел) сделался невидим. Это явление ангела Варфоломею, издревле изображенное над южными вратами монастыря, и дает повод более соглашаться с другим преданием, утверждающим, что на месте монастыря произошла вышеописанная встреча, но не стоял дом родителей преподобного. Во всяком случае, Варницкий монастырь является историческим памятником, приблизительно определяющим то место, где провел свое детство преподобный Сергий.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Titov/r...

Варницы. Троице-Варницкий монастырь. Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:1482. Ссылки:   Адрес: Россия, Ярославская область, Ростовский район, поселок Варницы Координаты: 57.202093, 39.377752 Проезд: Варницкий монастырь находится в нескольких километрах от Ростова Великого (иногда даже говорят, что на окраине Ростова). Добраться из города до Варницкой слободы можно на рейсовом автобусе. Путешествуя на собственном автомобиле, нужно следовать по трассе М-8 и свернуть с нее на повороте на поселок Б ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда Варницкий монастырь находится в нескольких километрах от Ростова Великого (иногда даже говорят, что на окраине Ростова). Добраться из города до Варницкой слободы можно на рейсовом автобусе. Путешествуя на собственном автомобиле, нужно следовать по трассе М-8 и свернуть с нее на повороте на поселок Борисоглебский. Проехав через железнодорожный переезд, повернуть направо. Монастырь будет через полтора километра. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты По преданию, здесь родился преподобный Сергий Радонежский. От Троице-Варницкого монастыря, основанного здесь в середине 15 века, сохранилась в искаженном виде церковь Введения (1828 г.). В Варницкой слободе расположены ц. Воскресения (1814г.) и построенная А.Л. Кекиным церковь Паисия и Уарра (1893г.), где он и похоронен. Монастырь (мужской) и церкви действующие. Свято-Троицкий Сергиев Варницкий монастырь впервые упоминается в документах в 1482г. - в житии прп. Паисия Угличского. Перед Смутным временем монастырь еще был полностью деревянным, и древних построек не сохранилось. В 1685г. из построек в нем были Троицкий собор, Сергиевская церковь, кельи и ограда. Только в 18 веке монастырь стал обстраиваться в камне. В 1771г. был освящен новый каменный Троицкий собор. В первой половине 19 века в монастыре были выстроены кирпичные трапезная церковь Введения, ограда с башнями и жилые постройки. Монастырь был закрыт в 1919г. Позднее снесли собор и ограду; уцелела лишь Введенская церковь, и та в сильно разрушенном состоянии. Возрождение обители началось с 1995г., когда она стала подворьем Троице-Сергиевой Лавры. Новый Троицкий собор (по возможности сходный со снесенным) начал возводиться в 2000г., сейчас практически закончен. В 2001г. отреставрировали Введенский храм, сейчас близятся к окончанию работы по восстановлению ограды с надвратной церковью, служебных и жилых зданий.

http://sobory.ru/article/?object=00602

Директор: Тишков Михаил Борисович 117574, Москва, пр-д Одоевского, 13 Тел./факс: (495) 423-51-22 События Поездка в Варницу Последние дни масленичной недели учителя и ученики 9-10 классов гимназии «Радонеж» провели в гостях у Троице-Сергиевой гимназии Варницкого монастыря. С 26 февраля по 1 марта мы жили в чистых уютных комнатах паломнической гостиницы, ездили на экскурсии в Ростов и Борисоглебск, участвовали в общих богослужениях и молебнах. Но основной целью нашей встречи было риторическое состязание, в котором каждый гимназист смог проявить своё умение владеть искусством слова. В конкурсе померились силами 2 команды: команда Варницкой гимназии и команда гимназии «Радонеж» - по 14 участников в каждой. Оценивали конкурсы преподаватели и директора обеих гимназий. 27 февраля, пятница, 9.00 После теплых приветственных слов начался первый этап трехдневного риторического соревнования. Каждая команда выступила с заранее подготовленными контраргументами к текстам еретического содержания и отвечала на каверзные вопросы команды противников. Ребята долго отстаивали свои позиции – конкурс длился более трех часов. Здесь каждый участник получил неоценимый опыт работы со сложными богословскими текстами, структурирования своей речи, подбора весомых доказательств своей точки зрения. И самое главное, каждый смог защитить свою веру, что обязательно пригодится в жизни православного христианина. Первый этап конкурса завершился участием в общей трапезе, после которой ученики гимназии «Радонеж» отправились в путешествие по городу Ростову. Ростов мы осмотрели под руководством чудесного экскурсовода. Побывали в Спасо-Яковлевом монастыре, где удостоились чести пропеть «Богородице…» с хоров Дмитриевского собора, помолиться перед мощами преподобного Дмитрия Ростовского и полюбоваться необъятными просторами ростовской земли со смотровой площадки. Последним пунктом нашего путешествия был Спасо-Авраамиев монастырь. Монахиня, рассказала нам историю обители и мы смогли еще раз помолиться перед святынями Ростова. Потом мы отправились в Варницкий монастырь, где нас ждал вкусный ужин и задание на 2 этап конкурса.

http://old.gymnasia-radonezh.ru/news/56....

Всем, кто пользовался ‘услугами’ ‘отца Селафиила’, необходимо обратиться к своему приходскому священнику 6 февраля. ПРАВМИР. Неизвестный человек под видом священника совершает требы в Казанской епархии. Информация    о неком священнике, который якобы приехал в отпуск к родителям из Троице-Сергиева Варницкого монастыря, появилась в  Зеленодольском благочинии епархии минувшим летом и осенью, сообщает пресс-служба храма Илии пророка . «Священник» входит в доверие прихожан, которые с радостью пользуются его услугами-требами. Несколько человек он отпел, покрестил, у многих сподобился освятить жилища, транспорт. По разговорам прихожан, где-то в домах он совершает литургию. Мужчина в рясе выдаёт себя за некоего иеромонаха Селафиила (в миру Максим Фугин). Прихожан и церковнослужителей благочиния ввели в смущение некоторые факты его деятельности. Так, например, встал вопрос о том,  может ли монах столь долгое время (почти полгода) пребывать вне обители без отпустительной грамоты и, следовательно, не совершая богослужение Евхаристии? На адрес Варницкой обители было выслано письмо с фотографией М. Фугина. Выяснилось, что Максим действительно жил какое-то время в монастыре, но никогда не принимал священный сан и не был клириком обители. «Иеромонах Селафиил (в миру Максим Фугин) НЕ является клириком Нашей обители! И не был причастен к ответственным делам Варницкого монастыря. Точнее, в 2006 (или 2007) году он приезжал в нашу обитель, как трудник! И именно как трудник выполнял небольшие послушания», — сообщает Сергей Щегольский, помощник настоятеля Троице-Сергиева Варницкого монастыря. После проведённого расследования представители полиции  провели беседу  с Максимом Фугиным.  «Прихожан Ильинского храма призываем быть внимательными, не пользоваться его услугами и не  доверять данному лицу, который не имеет никакого отношения к церковной иерархии. Всем, кто пользовался «услугами» «отца Селафиила» необходимо обратиться к своему приходскому священнику: дополнить чин крещения миропомазанием, отпетых по чину «Селафиила» — отпеть, квартиры освятить и т.д.», — говорится в обращении пресс-службы.

http://pravmir.ru/v-tatarstane-poyavilsy...

Историческое значение местности монастыря Существование близ монастыря соляных варниц, от которых и самый монастырь получил название Варницкого, – восходит к отдаленному времени: – начало их возникновения есть основания отнести к XIV в. В этот период выварка соли, очевидно, составляла одну из крупных и видных отраслей Ростовской промышленности и самые варницы были собственностью князей. Указание па этот факт находим в дошедших до нас исторических актах; так, в договорной грамоте великого князя Иоанна Васильевича с братом своим князем Андреем, писанной в 1473 году, между прочим, значится.... «а что мати моя (в. к. Мария Ярославовна) дала тебе в нашей отчине, в великом княжении в Ростове, куплю свою – колодязь соляной у соли у Ростовской, – и тот колодязь твои и есть»... 1 О судьбе варниц в позднейшее время имеются уже более обстоятельные сведения. Так, покойный В.И. Лествицын в Ярослав. Губ. Вед. за 1872 год в своей заметке « Даниловский соляной завод под Ростовом в XVII столетии» пишет: «во 2-м томе записок Отделения Русской и Славянской Археологии Импер. Русск. Археол. Общества (Спб. 1861 г.) помещена опись аптекарскому и иным дворам и московского и иных городов уездов волостям и селам и заводам, которые ведомы были приказу тайных дел, сделанная 18 февраля 184 (1676) года, из которой узнаем, что здесь ведом был соляной завод (варницы), находившийся в Ростове, на посаде, подробного описания которого в описи, однако, не содержится, а в сборнике чертежей, приложенных к этому тому, под XXIX, значится ситуационный план Даниловского соляного завода, недалеко от московской дороги и речки Ишни. На плане этом, принадлежащем, как и прочие чертежи, к 17 столетию и хранящемся равным образом в государственном архиве, в делах тайного приказа, нарисованы между озером, Ростовом и рр. Устьей и Ишней, Варницкая слобода с церковью, а на восток от них четыре большие варницы, далее колодезь, ларь и к юго-востоку большой двор, а на юг от варниц старый и новый соляные амбары». Слобода Варницкая упоминается еще в одной из грамот, в копиях, представленных Ростовским Городничим, премьер-майором Горбуновым наместнику Петру Васильевичу Лопухину 2 . В грамоте, между прочим, говорится, что... «та-де земля (близ варниц) искони вечно их (ростовцев) посацкая», и что «до литовского разорения – 117 году – была на той земле слободка, (где) жили тяглые посацкие люди»... В чьем владении находились тогда варницы узнаем из «книги ростовские окладные новоприписным тяглецом» 3 , где читаем:

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Titov/i...

Варницы. Троице-Варницкий монастырь. Трапезная церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы. Карта и ближайшие объекты Кирпичная трапезная церковь Введения Пресвятой Богородицы во храм была построена в первой половине 19 века. Это небольшое здание в стиле классицизм, с фасадами, украшенными пилястрами и фронтонами, увенчанное одной главкой на четырехугольном барабане. В советское время эта церковь была единственной сохранившейся храмовой постройкой в монастыре и пребывала в сильно поврежденном состоянии. Отреставрирована в 2001г., действует. Зимним храмом, построенным в Троице-Сергиевом Варницком монастыре, стала Введенская церковь, сооруженная в 1826-1828 гг. на деньги ростовских купцов. Основные расходы принял на себя Максим Михайлович Плешанов. Здание храма было построено за летний сезон 1826 г., два года продолжались внутренние работы. 7 октября 1828 г., в день святых мучеников Сергия и Вакха настоятель монастыря, иеромонах Павел освятил главный престол новой Введенской церкви. В следующем 1829 г. были освящены придельные храмы: придел Иоанна Богослова – в воскресенье, 20 января; придел Ильи Пророка – в главный храмовый праздник обители, на Троицу, 3 июня. А.Е. Виденеева, к.и.н., н.с. музея «Ростовский кремль». Единственная церковь, пережившая богоборческие времена и дошедшая (хотя и в совершенно изуродованном виде) до наших дней — церковь в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы. Она возводилась в 1826—28 годах на пожертвования благотворителей. Основные средства на ее строительства поступили от ростовского купца и мецената М. М. Плешанова, а также от епископа Оренбургского и Уфимского Августина (Сахарова), проживавшего на покое в Варницком монастыре. Известную сумму внесли на строительство храма и другие жертвователи — ростовские купцы А. А. Титов, И. И. Балашов и другие. Закладка Введенского храма совершилась 1 мая 1826 года, а 15 мая 1827 года на нем был водружен крест. Тогда же заключили договор на украшение церкви живописью. Живописные работы оплачивались М. М. Плешановым. Кроме того, на его средства приобретались одежды на два престола и жертвенник, богослужебные сосуды и книги, Евангелие. 7 октября 1828 года состоялось освящение главного престола храма, а на следующий год были освящены и два других придела храма — во имя пророка Божия Илии и во имя апостола и евангелиста Иоанна Богослова. При паперти храма с одной стороны устроили сторожку, с другой стороны — ризницу.

http://sobory.ru/article/?object=05894

Святейший Патриарх Алексий посетил Свято-Никольский монастырь в городе Переславль-Залесский 1 августа 2005 г. 13:37 Продолжается трехдневная Первосвятительская поездка Святейшего Патриарха Алексия во Владимирскую и Ярославскую области. Вчера вечером, по окончании торжеств, посвященных 10-летию возрождения Свято-Троицкого Варницкого монастыря в Ростове Великом, Предстоятель Русской Церкви прибыл в Переславль-Залесский. 31 июля в соборе Свято-Никольского женского монастыря Святейший Патриарх совершил Всенощное бдение. Его Святейшеству сослужили архиепископ Ярославский и Ростовский Кирилл и епископ Сергиево-Посадский Феогност. Утром 1 августа, в день празднования обретения мощей преподобного Серафима Саровского, в Никольском соборе переславль-залесской обители Святейший Патриарх совершил Божественную литургию. Его Святейшеству сослужили архиепископ Ярославский и Ростовский Кирилл и епископ Сергиево-Посадский Феогност. За богослужением молился пребывающий на покое в Николо-Бабаевском монастыре Ярославской епархии митрополит Симон. Также на богослужении присутствовали мэр города Переславль-Залесский Евгений Алексеевич Мельник и его заместитель Андрей Валерьевич Охапкин. По окончании богослужения владыка Кирилл обратился со словами благодарности к Его Святейшеству за постоянную заботу о всероссийской пастве и за то огромное внимание, которое Святейший Патриарх уделяет Ярославской епархии. Владыка подарил Святейшему Патриарху икону двунадесятых праздников. Предстоятель также преподнес в дар владыке Кириллу святой образ и обратился к присутствующим с Первосвятительским словом. После этого Святейший Патриарх Алексий ознакомился с ходом ремонтно-реставрационных работ в и издательской деятельностью монастыря. Его Святейшество беседовал с архиепископом Кириллом, настоятельницей игуменией Евстолией (Афониной), насельницами и благотворителями Никольской обители. Монастырь во имя Святителя Николая Чудотворца основан преподобным Димитрием Прилуцким предположительно в 1348 году. Преподобный Димитрий был другом и учеником преподобного Сергия Радонежского.

http://patriarchia.ru/db/text/30535.html

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Давид Ярославский, блгв. Описания иконы Давид Ярославский, блгв. - житие Князья Федор, Давид и Константин — первые ярославские святые князья. Согласно Житию, Федор Ростиславич по прозвищу Черный был третьим сыном смоленского князя Ростислава Мстиславича. Женившись в 1259 г. на ярославской княжне Марии, он стал править в Ярославле. Чтобы оградить Ярославль от набегов татар, неоднократно ездил в Орду. От второго брака с ханской дочерью (в крещении Анна) у него родились сыновья Давид и Константин. В 1299 г. князь скончался, перед смертью приняв схиму и был похоронен в Спасском монастыре в подклете церкви Входа Господня в Иерусалим, расположенной рядом со Спасо-Преображенским собором. После кончины сыновей князя их тела были положены рядом с Федором. В 1463 г. при перенесении останков в новую гробницу произошло несколько чудесных исцелений. Официально они были канонизированы на соборе 1547 года, который проводил митрополит Макарий с Иваном Грозным. В семье Ивана Грозного эти святые пользовались особой любовью, так как по молитвам князя Феодора была исцелена от[...] Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет. Описание: [Ярославль. 1560-е.] Святые Феодор, Давид и Константин с житием в 36 клеймах. Икона. Ярославль. 1560-е гг. 132 х 108. Из церкви ярославских чудотворцев Спасо-Преображенского монастыря. Ярославский музей-заповедник. Файл 5360.jpg:   Размер: 1413x1800, 2.54 MPix, 284 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (164) , (2) . Описание: [Русь. XVII.] Минея - Сентябрь (фрагмент). Икона. Русь. Начало XVII в. Церковно-Археологический Кабинет Московской Духовной Академии. Файл 5361.jpg:   Размер: 529x1268, 0.67 MPix, 139 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (132) , (0) . Описание: [Русь. XVII в.] Ярославские чудотворцы (благоверные князья Феодор с чадами Давидом и Константином, Василий и Константин). Икона. Русь. 2-я половина XVII в. Из Троицкого собора Варницкого монастыря. Государственный Ростово-Ярославский музей-заповедник.

http://pravicon.com/icon-1592

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Феодор Черный, Смоленский, блгв. Описания иконы Феодор Черный, Смоленский, блгв. - житие Святой благоверный князь Феодор Ростиславич Черный, Смоленский, Ярославский (память 19 сентября, 5 марта и 23 мая по старому стилю) Внук Владимира Мономаха, родился около 1237-1239 гг. С юных лет отличался смирением, строгой нравственностью и благочестием. При разделе отцовского наследства Феодор получил только маленький городок Можайск. Терпеливо перенося обиду, в короткое время умный и добрый князь сделал свой удел и людным и не бедным, заслужив благоговейную любовь народа. В 1260 г., женившись на ярославской княжне Марии Васильевне, св. Феодор становится князем Ярославским. От этого брака у него родился сын Михаил. В 1277 г. князь участвовал и отличился ратными подвигами в осетинском походе, чем привлек особое расположение к себе хана Менгу-Тимура. Три года пробыл святой князь в Орде, а когда вернулся на Русь, оказалось, что его супруга умерла, а теща, княгиня Ксения, не впустила его в Ярославль, и св. Феодор должен был опять возвратиться в Орду. Здесь он женился на дочери хана,[...] Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет. Описание: [Ярославль. 1560-е.] Святые Феодор, Давид и Константин с житием в 36 клеймах. Икона. Ярославль. 1560-е гг. 132 х 108. Из церкви ярославских чудотворцев Спасо-Преображенского монастыря. ЯГИАХМЗ. Ярославль. Файл 10738.jpg:   Размер: 1413x1800, 2.54 MPix, 289 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (155) , (4) . Описание: [Русь. XVII.] Минея - Сентябрь (фрагмент). Икона. Русь. Начало XVII в. Церковно-Археологический Кабинет Московской Духовной Академии. Файл 10739.jpg:   Размер: 529x1268, 0.67 MPix, 139 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (114) , (2) . Описание: [Русь. XVII.] Ярославские чудотворцы (благоверные князья Феодор с чадами Давидом и Константином, Василий и Константин). Икона. Русь. 2-я половина XVII в. Из Троицкого собора Варницкого монастыря. Государственный Ростово-Ярославский музей.

http://pravicon.com/icon-3078

Корнилий (Попов Константин Константинович), митр. б. Горьковский и Арзамасский Родился 7 августа 1874 года в с. Никольском, Грезовецкого уезда, Вологодской губернии. День Ангела 19 мая на память преп. Корнилия Комельского. В 1894 году окончил Вологодскую духовную семинарию и определен псаломщиком при церкви с. Иревково. В 1896 году рукоположен во священника и назначен противораскольническим миссионером и наблюдателем церковных школ Пермского уезда. Овдовел в 1897 году. В 1906 году окончил Казанскую духовную академию со степенью кандидата богословия и определен на должность Ярославского миссионера. 12 сент.1909 года пострижен в монашество и оставлен в той же должности. 27 сент.1912 года возведен в сан архимандрита, а в 1913 году по совместительству назначен настоятелем Троице-Варницкого Ростовского монастыря Ярославской епархии. 5 июля 1915 года хиротонисан во епископа Рыбинского, вик. Ярославской епархии с оставлением настоятелем Афанасьевского монастыря в гор. Ярославле. Управлял епархией по 1919 год. 15 февраля 1921 года Патриарх Тихон назначил его епископом Сумским, вик. Харьковской епархии. В сентябре 1922 года уклонился в обновленческий раскол, в котором и пребывал до 1943 года. При переходе в обновленческий раскол сложил с себя монашество. За указанный период он занимал ряд обновленческих архиерейских кафедр: С 1923 г. (фактически), а официально с 19 сентября 1922 г. по I авг.1923 года – епископ Вологодский. Был участником 2-го обновленческого т.н. «Всероссийского Поместного Собора» 1923 года, на котором позорно подписал постановление Собора о лишении сана и монашества Святейшего Патриарха Тихона. (См. « Дeяhuя II -го Всерос. Поместного Собора Пр.Ц.» М. 2-е мая 1923 года, стр.6–7). С 23 января 1924 года – архиепископ Ярославский. С 10 апреля 1925 года – архиепископ Саратовский. С I сент.1925 года – митрополит Уральский с местопребыванием в гор. Свердловске. С 22 сент.1926 года – митрополит Воронежский и всея Центральной Черноземной области. Член обновленческого Свящ. Синода.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010