1731 — По указу Преосвященного Иоакима монахини переведены в прежний свой Рождественский монастырь. 1736 — Архиепископ Иоаким отменил крестный ход с Тихвинской иконой Пресвятой Богородицы. 1742 — По прошению игумении Евдоксии митрополит Арсений (Мацеевич) возобновил крестный ход со святыней обители —Тихвинской иконой Пресвятой Богородицы. 1744 — На нижнем этаже Рождественского собора возобновлен и освящен храм во имя преподобного Алексия, человека Божия. 1764 — В Рождественский монастырь переведены монахини упраздненного Троицкого, что на Бору, девичьего монастыря. — Согласно реформе распределения монастырей по разрядам, Рождественский монастырь становится штатным монастырем третьего класса. 1772 — В Рождественском соборе на средства монахини Надежды (Дашковой) по ее завещанию возобновлен придел во имя Космы и Дамиана и переосвящен в честь Троицы. — Запрещено умерших монахинь погребать в стенах Рождественского монастыря, как находящегося внутри города, а хоронить их в Троице-Варницком, или Петровском, или в Богоявленском монастырях. 1794 — На нижнем этаже, под Троицким приделом, устроен и освящен придел во имя святителя Димитрия Ростовского, чудотворца . 1810 — Построено крыльцо, объединяющее храмы верхнего и нижнего этажей Рождественского собора. 1817 — На месте обветшалой колокольни построена новая над папертью Рождественского собора. 1818 — 10 мая обитель посетила императрица Мария Феодоровна. 1835 — В северо-западном углу монастыря построена монастырская гостиница. 1847 — 7 сентября в честь Тихвинской иконы Пресвятой Богородицы архиепископом Ярославским и Ростовским Евгением (Казанцевым) устроен храм тщанием игумений Павлы (Шатиловой) на средства монастыря и ростовского купца Максима Михайловича Плешанова. 1852 — К Тихвинскому храму пристроено двухэтажное здание с трапезной на втором этаже. 1854 — 3 декабря в трапезной освящен придел во имя святителя Николая и великомученицы Варвары. 1856 — 15 января в трапезной освящен второй придел в честь Толгской иконы Божией Матери. 1883 — Поновлены настенные росписи Рождественского собора.

http://azbyka.ru/palomnik/Ростовский_жен...

8) Павел Предтечевский, в 1786 г. бывший после в Ростовском Петровском монастыре строителем же, а затем в Переславком–Данилове архимандритом. 9) Димитрий, с 1786 по 1798 г., бывший после в братстве Толгского монастыря и там, быв на покое, скончавшийся. 10) Дорофей, с 1798–1809 г., в этом году тем же званием строителя переведен в Ростовский Белогостицкий монастырь; при нем построены в Барницкой обители каменные настоятельские келлии. 11) Исаакий Кожуков, в 1809 г.; из Ярославского купечества; бывший до сего в Белогостицком монастыре. Дионисий Поройков в 1810 г. из Угличского духовенства, бывший в Ярославском Архиерейском доме крестовым иеромонахом; в том же 1810 г. переведен в Белогостицкий монастырь. 10 б) Дорофей (вторично), в 1810 г. по прошению переведенный из Белогостицкого. Пробыл до 1816 г. и в течение этих 6-ти лет немало потрудился на благо-украшение Варницкой обители; при нем в 1798 г. капитально внутри обновлен был зимний Никольский храм; в 1799–1808 г. построены настоятельские келлии; поправлен был и соборный храм. В октябре 1816 г. переведен в Ростовский Петровский монастырь. 13) Ираклий, крестовый иеромонах Ярославского Архиерейского Дома, в 1816 г., в следующем 1817 – в июле месяце переведен в Белогостицкий монастырь 14) Игнатий, в 1171 г., из казначеев Толгского монастыря; не пробыв и года, в феврале 1818 г. переведен в Пошехонскую Исаакиеву пустынь. 15) Павел, с 1818 по 15 мая 1819 г., из казначеев Борисоглебского монастыря; назначен, затем, казначеем и ризничим в Ярославский Архиерейский Дом, а оттуда в Варницкий монастырь прислан 16) Гавриил, эконом; по своему желанию в 1822 году поступивший в число братии Троице-Сергиевой лавры. 15) Павел (вторично) из Архиерейского Дома; 26 марта 1823 г. назначен присутствующим Ростовского Духовного Правления и Библейского Общества, состоя строителем монастыря. За пожар 1824 г., когда погорела теплая Никольская церковь , был лишен помянутых должностей; но в виду его усердия и особых хлопот по устройству нового теплого храма в 1829 г. был награжден правом ношения в священнослужении настоятельского посоха, а в следующем 1830 г. возведен в сан игумена, состоя в Варницком же монастыре. В 1828 г. Павел назначен был благочинным над Ростовскими монастырями; в 1831 году переведен званием игумена в Петровский монастырь.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Titov/i...

17) Киприан, в 1831 г., из ризничих Ярославского Архиерейского дома; в марте 1833 г. переведен в Ярославский Афанасьевский монастырь. 18) Вениамин, родом из Тулы, из диаконов, окончивший курс Богословских наук 2-м разрядом. В 1834 г. им написана для обители плащаница, богато украшенная купцом М. М. Плешановым. 19) Мелхиседек, казначей и ризничий Ярославского Архиерейского Дома, после Вениамина; прибыл в монастырь 28 марта 1835 г., правил обителью 11 лет и скончался 73 лет от роду 26 марта 1846 г; погребен при монастыре. 20) Инокентий, из казначеев Ростовского Богоявленского монастыря, с 26 марта 1846 г. по 1847 г., когда был переведен строителем же в Петровский монастырь. 17 б) Киприян (вторично) со 2 декабря 1847 г. Из Афанасьевского он перешел и был игуменом в Спасогеннадиевом монастыре; затем в Ростовском Петровском и этим званием, наконец, в Варницком, где 14 февраля 1851 г. от нанесенных побоев скончался и погребен при обители. Он пользовался особым уважением не только Ростовских граждан и крестьян, но и многих иногородних богомольцев, почитавших его за строгое исполнение своих обязанностей и за благочестивую жизнь. 21) Димитриан, из казначеев Богоявленского монастыря; состоял строителем с 1851 г. по 23 декабря 1853 г., когда был переведен в Петровский. 22) Иоасаф иеромонах, с конца 1853 г., из Ярославского Архиерейского Дома. 23) Владимир, с 1858 г., скончавшийся 3 ноября 1861 г. По декабрь месяц 1861 г. монастырем управлял казначей Варницкий – Иеромонах Авраамий. 24) Исаакий, из Ярославского Архиерейского Дома, с 3 декабря 1861 г.; по четырехлетнем управлении переведен в Петровский. 25) Панкратий, из того же Дома, с 1865 г.; согласно своему прошению уволен от настоятельства 28 февраля 1866 г. 26) Парфений, из Ярославского Афанасьевского мон.; прибыл в Варницкую обитель 2 марта 1866 г. и в этом же году 10 ноября скоропостижно скончался в 6 ч. утра в своей келлии; погребен в монастыре по христианскому обряду. 27) Иаков, из братства Ярослав. Арх. Дома, в мире Иоанн Смирнов , с 20 ноября 1866 г.; за доброе управление обителью возведен 30 августа 1870 г. в сан игумена; в 1882 г. переведен в Исааковскую пустынь.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Titov/i...

1871 год. В сем году в летние месяцы с половины июня и до половины сентября свирепствовала эпидемическая болезнь – холера. В Ростове, а особенно в окрестностях оного, было много больных и умирающих; в Варницкой обители, за молитвы заступника своей родины Преподобного Сергия, все остались живы, так что никто из монастырской братии и служащих и не болели. 1875 г. 16 июля посетил монастырь Преосвященный Димитрий, Архиепископ Ярославский и Ростовский; 1876 года 19 октября, – преосвященный Леонид; 1878 г. 25 июля преосвященный Ионафан. 1892 года, 25 сентября совершено было в монастыре высокоторжественное Богослужение в память 500-летняго юбилея со дня кончины Великого угодника Божия преподобного Сергия чудотворца Радонежского. – К 10-ти часам прибыл в обитель из Яковлевского монастыря Преосвященный Епископ Угличский Амфилохий и Богоявленский Архимандрит Ювеналий; к исходу 11-го часа с строителем Варницким Митрофаном и монастырской братией они вышли к святым воротам, ожидая приближавшийся из Ростова крестный ход с чудотворной иконой Тихвинской Божией Матери и копией с чудотворной иконы Владимирской Божией Матери, с крестами и хоругвями из Успенского Собора, со всем городским духовенством и громадной толпой богомольцев. Когда крестный ход прибыл, отслужили краткий молебен и все направились в Троице-Сергиевский Соборный храм. Началось служение Божественной Литургии, которую совершал Преосвященный Владыко Амфилохий; ему сослужили: Богоявленский архимандрит Ювеналий; строитель Варницкий Митрофан; Протоиерей Ростовского Собора Александр Пречистенский и другие священники. Прибыли также в обитель за Богослужение: Г. Вице – Губернатор Ярославский И. К. Рек; градской Ростовский Голова Ф. Л. Кекин; благотворитель обители г. Мальгин и другие граждане городские. Протоиерей Соборный прочитал «Слово в день 500-летия со времени кончины преподобного и богоносного отца нашего Сергия», которое и раздавалось богомольцам в небольших брошюрках. После литургии служили молебен с акафистом чудотворцу Сергию при участии всего прибывшего с крестным ходом священства; акафист читал Владыка; затем, по возглашении многолетия, вокруг монастыря отправился крестный ход, в котором участвовало все духовенство и молящиеся. В святых воротах и у каждой стороны ограды служили краткие молебны. Обошедши кругом – св. чудотв. иконы отправились обратно в город, а с ними и весь народ.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Titov/i...

Когда и кем построен этот монастырь, неизвестно. Можно полагать, что он построен вскоре после обретения мощей преподобного. Из жалованной грамоты царя Михаила Феодоровича 1624 г. видно, что этот монастырь уже существовал при Иоанне Грозном и отце его Василии Ивановиче. Варницким монастырь называется потому, что прежде около него находились соляные варницы, известные под именем Даниловского соляного завода. Так, на уцелевшем плане XVII в., хранящемся в государственном архиве в числе дел тайного приказа, нарисованы между озером Неро, Ростовом и реками Устьем и Ишней Варницкая слобода с церковью, а на восток от нее четыре большие варницы, далее колодезь, к юго-востоку большой двор, а к югу от варниц старый и новый соляные амбары. Очень может быть, что эти варницы находились в распоряжении монастыря. В 1725 году Троицкий Варницкий монастырь был упразднен и обращен в девичий. По резолюции архиепископа Георгия Дашкова, сюда были переведены монахини Ростовского Рождественского девичьего монастыря. Впрочем, пребывание их в Варницком монастыре продолжалось только до 1731 года, а в этом году, в марте месяце, указом Преосвященного Иоакима они опять возвращены в свою прежнюю обитель. За этот период монастырем управляли: наместница Мастридия Тихменева и игумения Христофора (с 1728 года) 1 . К этой же эпохе относится следующий документ, хранившийся в библиотеке В.И. Лествицына: «По указу Святейшего Правительствующего Синода советника, господина Преосвященнейшего Георгия, епископа Ростовского и Ярославского, из домовой Его Преосвященства Ростовской духовной канцелярии инструкция града Ростова церкви Вознесения Господня старосте поповскому попу Леонтию: ехать тебе в Ростовской Троицкой девич монастырь, что у Варниц, взяв с собою инквизитера, и при нём исследить о обретающихся в том монастыре в искусе (sic) вдове Фекле и о девицах Соломониде, Стефаниде, Домникие, Феодосии, Марфе, и оные во искусе имеющаяся вдова и девицы из каких чинов, и по каким указам, и в которых годах в тот монастырь прияты или с чьего позволения. И, оное следование учиня с ясною счисткою за своею и инквизитера руками, подать в означенной канцелярии неукоснительно. Духовных дел судия игумен Аарон. За секретаря Гаврило Горохов. Смотрел Василий Петров. 1726 года, марта в 7-й день».

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Titov/r...

Композиции средника и клейм изобилуют изображениями архитектуры, переданной с максимальной достоверностью так, что зритель без труда распознает очертания колокольни Ивана Великого, Спасской башня и Успенского собора Московского Кремля. Во второй половине XVII в., к 300-летней годовщине Куликовской победы, эту икону надставили внизу новой доской, на которой написали многофигурную лентообразную композицию «Сказание о Мамаевом побоище». Она развернута на приставной доске и разделена на два регистра. В верхнем широком регистре показаны сцены: слева сбор ратников со всей Руси в Москве, которая, так же как и в среднике иконы, выделяется документальным изображением памятников; в центре Куликовское сражение и поединок Пересвета с Челубеем; справа ставка хана Мамая и шествие татар к Куликову полю. В нижнем узком регистре помещены сюжеты: возвращение русских ратников домой, погребение погибших, бегство и гибель Мамая в Кафе. Все выше перечисленные компоненты ярославского извода указывают на расширение моленной и дидактической функции иконы и допустимость использования некоторых иконографий в качестве исторических документов, отражающих нравственное восприятие народом событий своего прошлого. В некоторых житийных изводах над головой святого Сергия Радонежского в центре верхнего горизонтального поля иконы помещали клеймо с образом Пресвятой Троицы, которое знаменовало об основании Свято-Троицкой обители, задуманной в качестве образца для жизнеустройства людей вообще. Примером может служить храмовый образ из Троице-Сергиева Варницкого монастыря второй половины XVII в. Один из самостоятельных иконографических сюжетов жития преп. Сергия «Явление Пресвятой Богородицы с апостолами преп. Сергию Радонежскому» возник в Троице-Сергиевом монастыре и практически не видоизменялся. Вариации касались только присутствующих в композиции персонажей второго плана. Например, на пядничном образе из Спасо-Преображенского Соловецкого монастыря (XVI в.) вместо Михея показан преемник преп. Сергия будущий преп. игумен Никон со свитком в руке, обозначающим духовное преемство. Оба подвижника изображены в молитвенном предстоянии Божией Матери, Которая благословляет опущенной вниз десницей, обещая тем самым покров и защиту Троицкой обители, а левую руку с открытой ладонью протягивает к преп. Сергию в знак его приятия. В верхней части иконы изображена Пресвятая Троица, осеняющая это событие. Нередко на таких изводах Богоматерь держит в руке игуменский посох, который в данном случае знаменует благословение Божией Матери преп. Сергия на игуменство по всей Русской земле - неустанное попечительство о России и молитвенное заступничество за ее народ.

http://ruskline.ru/analitika/2014/02/25/...

Монахини пробыли в монастыре до 1731 года, а в этом году монастырь Варницкий вновь обращен в мужской. – С 1819 г. с 18 марта по 1 января 1842 г. проживал в обители на покое уволенный от управления епархией Епископ Оренбургский и Уфимский Августин. – Преосвященный Августин, в мире Михаил Степанович Сахаров, был замечательною личностью. Несмотря, однако, на это, прошло уже полвека со дня его кончины и при всем изобилии рукописных материалов, относящихся до его жизни и деятельности, он не имеет еще обстоятельной биографии. Постригшись в 1797 году в монашество с именем Августина, Сахаров был скоро назначен архимандритом Толгского Ярославского монастыря, затем вытребован в Петербург и в 1802 году определен законоучителем в Кадетский корпус. Тут особенно его почитали Клейнмихель и Маркевич, через посредство которых он и был в 1806 году назначен на Уфимскую кафедру с возведением в сан епископа. В Уфе преосвященный пробыл до 1819 г. В этом году он отпросился на покой и был уволен на свою родину в Ростов, в Варницкий монастырь. При прощании с своей паствою преосвященный получил от Уфимского дворянства литографированный портрет свой в количестве нескольких сот экземпляров. Портреты эти и по настоящее время сохраняются во многих домах его почитателей, очевидно полученные их отцами, преимущественно духовными, от самого преосвященного. – 9 Какого рода были причины, заставившие проситься Августина на покой – неизвестно. Быть может будущий биограф, разбирая Уфимский консисторкий архив, и найдет в нем следы этих причин, но нам известно лишь то, что архипастырь после неоднократно выражал желание снова принять на себя управление какой-либо епархией и, не смотря на то, более двадцати лет пробыл в своем бедном уединении. Все время пребывания в монастыре (1819–1842 г.) он занимался сочинениями и жил очень замкнуто; ездил часто в Ростов к собору, где у него под колокольней, в палатке, помещалась обширная библиотека, которую он не имел возможности держать в своих небольших деревянных кельях, боясь пожара. Выходя за монастырскую ограду, он был всегда окружен массой птиц, преимущественно воробьев, которых кормил, бросая на пути корки хлеба.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Titov/i...

В 15 лет я поступил в православную гимназию при Троице-Сергиевом Варницком монастыре . Сейчас это уже известное учебное заведение, а тогда я был во втором наборе, гимназия открылась в 2004 году. Вы жили далеко от дома, как попали в гимназию? У нас в Чите был построен и освящен в сентябре 2004 года Казанский кафедральный собор в центре города на привокзальной площади. Его освящал митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, нынешний Святейший патриарх. В числе гостей был директор и учредитель гимназии игумен Силуан – ныне епископ Лысковский и Лукояновский (Нижегородская митрополия). Игумен Силуан мне и ещё некоторым ребятам моего возраста рассказал, что есть такая православная гимназия, и пригласил нас туда поступать. Для юношей 10–11 классов предусматривался пансион с проживанием. Я окончил 9 класс в Чите и в следующий 10 класс поехал учиться туда – это Ростов Великий Ярославской области, за 6 тысяч километров от дома. Ехал на поезде четверо суток. Туда брали, в основном, тех, кто желает после гимназии продолжить учиться в семинарии. Два года я там учился: 10–11 классы. Наверное, скучали по дому, не хотелось вернуться? Конечно, скучал, и первые полгода было тяжело. Я был домашним ребёнком, до этого ни в лагеря отдыха, ни в походы с ровесниками, никуда не ездил. Дом, школа, храм, воскресная школа. Воскресная школа не предполагает отрыва от дома, среднее общеобразовательное учреждение – рядом с домом. Друзья, одноклассники – всё рядом. Но, слава Богу, этот период прошёл, и хорошо, что он прошёл относительно рано – в 15 лет, некоторые ребята и в более взрослом возрасте сильно скучают по дому, даже в армии. Может быть, это было не испытание, но, тем не менее, непростой период. Хотя самое приятное воспоминание об образовании, духовном в том числе, это как раз два года в гимназии. Во-первых, это родина преподобного Сергия , в селе Варницы он родился, сам монастырь построен на месте, где жил преподобный Сергий. Причина основания данного монастыря в 1427 году (дату и другие детали как сейчас помню, потому что проводил экскурсии по монастырю) – возвести памятник на месте рождения преподобного. Там же недалеко произошло в полях видение ангела в образе монаха отроку Варфоломею (так звали преподобного Сергия до принятия монашества), что послужило прообразом для картины М.В. Нестерова.

http://azbyka.ru/way/s-10-let-hotel-stat...

В 1681-87 гг. чуть южнее Николо-Пенской церкви прихожанами велось строительство холодной Фёдоровской церкви. На следующий год после её освящения они обратились к митрополиту с ходатайством о замене деревянной церкви Николы каменным строением. Эта каменная церковь была освящена 30 ноября 1691 года и сохранилась до нашего времени. Как было тогда принято в Ярославле, зимняя церковь была решена как небольшой одноглавый храм трапезного типа со скромным оформлением. Над простым четвериком возносится стройный, прорезанный рядами слухов шатёр единственной в приходе колокольни. В самом конце XVII века прихожане Еремины оснастили колокольню звонами; набор колоколов пополнялся при закрытии и сносе приходских храмов в XX веке. В 1890 году купец С. А. Черногородов устроил с северо-восточной стороны придел Сергия Радонежского, над которым была надстроена Никольская часовня с отдельным входом со двора. Сам придел решён в псевдорусском стиле, плохо гармонирующем с архитектурой четверика, однако крыльцо повторяет очертания типичных для старого Ярославля шатровых притворов на ползучих арках. Нынешний иконостас придела был перевезён в 1958 г. из разорённого Варницкого монастыря, который стоит на месте рождения св. Сергия. В советское время Николо-Пенская церковь долгое время была единственной действующей в городе, именно здесь почивали мощи ярославских чудотворцев — святых князей Василия и Константина. В настоящее время это домовая церковь ярославских архиепископов. Т.А. Рутман. «Храмы и святыни Ярославля». Ярославль, 2005. О.И. Шабасова «Ярославские сказания о чудотворных иконах в историко-культурной традиции края (XVII-haч. XVIII в.)». Ярославль, 1998. В.Ф. Маров. «Ярославль: Архитектура и градостроительство». Ярославль: Верхняя Волга, 2000. Церковь Николы Пенского - это небольшой бесстолпный одноглавый храм в бывшей Толчковской слободе Ярославля. Расположен он на правом берегу реки Которосли. Возводился прихожанами в 17 веке как тёплый храм Федоровского прихода. В советский период функционировал как кафедральный собор древней Ростовско-Ярославской епархии. Один из семи сохранившихся в городе допетровских храмов имени Николая Чудотворца и единственный в старой части города, не закрывавшийся в годы Советской власти.

http://sobory.ru/article/?object=08910

Каменный новый храм строился долго, так как должен был превзойти все прочие церкви Ярославля как изяществом отделки, так и размерами. Купец С.А. Черногородов соорудил в 1890 году придел Сергия Радонежского с северо-восточной стороны. Позже над ним надстроили Никольскую часовню с отдельным входом со двора. Он решён в псевдорусском стиле, плохо гармонирующим с архитектурой четверика. Крыльцо повторяет очертания типичных для старого Ярославля шатровых притворов на ползучих арках. Иконостас был переносён в 1958 г. из разорённого Варницкого монастыря, который стоит на месте рождения св. Сергия. Церковь Николы Пенского продолжительное время была единственной действующей в городе в советское время. Именно здесь хранили мощи святых князей-ярославских чудотворцев Константина и Василия. В данное время церковь Николы Пенского служит домовой церковью ярославских архиепископов. Никольский приход появился благодаря тому же событию, что и Предтеченский, - а именно: пожару 1659 года. Тогда Толчково лишилось деревянного Иоанно-Предтеченского храма, и жители восточной части слободы, как-то не проникнувшись идеей долго ждать постройки каменной церкви, которая должна была превзойти все существовавшие к тому моменту ярославские храмы, решили построить собственную деревянную церковь. Освятили её во имя Николая Чудотворца, а так как на месте, избранном для постройки, пришлось вырубить участок леса " и остася множество пенья " , то церковь получила наименование Пенской. Вся история рассказана в письменном памятнике XVIII века с длинным названием " Повесть о начале зачатия и поставлении первыя древныя церкве святаго Николая Чудотворца, что на Пенье, како и кем доброхотных жителей и в которыя лета нача созидатися, и о Явлении и написании и пренесении честнага образа пресвятыя Богородицы, Одигитрия нарицаемыя, Феодоровская и о созидании, устроении и украшении втрыя каменныя церкве во имя Ея пресвятыя Богородицы Феодоровская, и потом о чудесах Ея, бываемых от онаго образа пресвятыя Владычица нашея Богородицы и Приснодевы Марии, купно же и летопись сея церкви " .

http://sobory.ru/article/?object=08910

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010