Прощай, да хранит тебя Господь. Недостойнейший из недостойных иером. В. 1876 г. 17 Милость Божия да будет с вами, возлюбленные о Христе сестры! Бога ради, не нерадите о молитве. «Бдите и молитеся, да не внидете в напасть» 140 , – учит Сам Спаситель. Молитва потребна всем и каждому, а нам, монахам, она как пища и питие необходима; без нее мы жить не можем. Молитва – это спасительный щит, которым все стрелы вражии отражаются. Когда Моисей простирал руки, Израиль побеждал Амалика. Так и мы, если будем непрестанно простирать ко Господу наши молитвы – не победит нас диавол. Подумайте, Сам Христос молился, и как молился? До кровавого пота, и явися Ему ангел с небесе, укрепляя Его к предстоящему подвигу 141 . Вот образ, которому мы должны следовать, и милость и помощь небесные всегда будут с нами и всегда поддержат, помогут, укрепят. «Просите, – говорит Господь, – и дастся вам; ищите, и те; толцыте, и отверзется вам» 142 . Вот как сильна молитва . Но какая? Молитва, достойная Господа Бога и должным образом Ему возносимая. Молиться должно разумно и со вниманием, смиренно и с усердием, непрестанно и с упованием. Самое первое, о чем мы должны молиться, это – Господи, научи ны молитися 143 . Молитвы наши только тогда бывают приятны Господу и благоплодны для нас, когда мы просим действительно нужного и полезного душе нашей, а этого нужного и полезного мы часто не знаем, потому-то и следует прежде всего просить Господа: «Научи ны молитися». Спаситель, научая нас молитве, говорит: «Егда молишися, вниди в клеть твою и, затворив двери твоя, помолися Отцу твоему» 144 . Клеть есть сердце наше; если хотим достойно молиться, мы должны изгнать из него все внешние посторонние попечения и все чувства свои устремить горе, ко Господу. Слова, произносимые только языком, а не сердцем и душею, не достигают до слуха Божия. Господь внимает не устам нашим, а сердцу сокрушенному и смиренному. Иногда одно только воздыхание, от души и чистого сердца вознесенное, приятнее Господу продолжительного чтения молитв, где только язык один говорит, а сердце холодно и немо.

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Gefsim...

Но только что вступила исповедница в диаконник, как удивилась, что батюшки нет около аналоя. Не взглянув через южные двери в алтарь, она пошла искать его, но, не найдя нигде, вернулась к аналою и, только пристально вглядевшись внутрь алтаря, увидела такую картину: батюшка лежит на полу в алтаре на левом боку лицом к престолу... В страшном испуге, выйдя из диаконника, зовет она уже не голосом, а знаками стоявших на хорах в ожидании исповеди, посмотреть, что случилось с батюшкой. Через минуту или две быстро сбегает с хоров ко мне С. В. Крылов и испуганно зовет: „Пожалуйте наверх, там что-то случилось с батюшкой отцом Варнавой!» Сейчас же бросаюсь туда и нахожу батюшку в вышеописанном положении; припадаю к его лицу своим: дыхания не слышно, лоб покрыт холодным потом, оконечности рук холодны и пульса не нахожу. Требую холодной воды, возбудительных капель, нашатыря из больницы нашей. Зову громко на ухо: „Батюшка, батюшка!» Ни звука в ответ. Расстегиваю подрясник на груди, ослабляю пояс, даю нюхать эфирные капли. При пособничестве Цветкова и Крылова тру каплями виски, темя водою и каплями. Послышалось последнее дыхание, и... все, как сказал наш домовой фельдшер, было кончено. Делаю распоряжение послать за доктором, доложить о происшедшем отцу наместнику Лавры. Между тем лицо и лоб батюшки стали теплеть. Положили ему под голову подушку, не теряя надежды, что, может быть, он и придет еще в сознание. Через десять-пятнадцать минут являются друг за другом доктора: академический – С. Н. Успенский и лаврский – П. И. Якуб. Доктора единогласно констатируют факт смерти. Тяжело было, не хотелось верить, что так внезапно не стало у нас утешителя-батюшки! Через полчаса прибыл наместник Лавры архимандрит Товия с благочинным отцом Аверкием и, удостоверившись от докторов о последовавшей внезапной кончине старца, сделал распоряжение о перенесении блаженно почившего в Бозе старца в его келлию „у Черниговской». Все мы благоговейно поклонились праху и преклонили свой ум перед неисповедимыми судьбами Божиими, пораженные дивным событием».

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Gefsim...

С приближением полуночи все мы, особенно не занятые усердной заботой, обыкновенно начинаем более или менее беспокоиться. Что же значит эта тревога нашей души, что она, подобно некоторым цветам, с десяти часов свертывающимся, начинает как бы входить в самое себя? То, что в эту пору ослабления кипучей деятельности в мире физическом начинается усиленная, по отзыву людей духовных, деятельность мира духовного: начинается борьба двух миров, ангельского и бесовского, за нас, – та борьба, которая с мраком вечерним, как более благоприятствующим князю тьмы, располагает людей к делам темным, постепенно разгорается, а в полночь становится самою лютою и опасною для спящих беззаботно. Один старец, вставший на правило ночью, услышал голос трубы, как бы на войне. Смущенный этим, думал он сам с собою: «Откуда бы такой голос? Солдат здесь нет, войны не бывало». Тогда как он размышлял таким образом, вдруг подходит к нему демон и говорит: «Точно идет война; если ты не хочешь воевать и терпеть, чтобы на тебя нападали, ступай спи и не увидишь нападения» 216 . Вспомним при этом притчи Спасителя о плевелах и о десяти девах, имеющих в полунощи услышать глас Жениха; вспомним святого апостола Петра, по преданию, встававшего каждую полночь оплакивать содеянный им и прощенный уже грех; вспомним апостола Павла с Силою, молившихся в темнице; припомним, наконец, все те и гибельные, и благодетельные для человечества события библейской и церковной истории, коих свидетельницею была полночь, – и мы поймем важность полуночной молитвы и, следуя совету одного подвижника, будем в эту пору молиться с горячим чувством. «Когда в глубокую полночь, – говорит он, – почувствуешь ты побуждение к молитве, встань с одра своего, мой сын, встань, не ленись! Знай, что в это время зовет тебя твой ангел-хранитель и хочет молиться с тобою» 217 . Предостережением от осуждения ближних, которые обижают вас и соблазняют других, могут служить: во-первых, воспоминание о своих грехах, какого рода они ни были бы; во-вторых, мысль, что нам не предоставлено право судить и осуждать ближнего; в-третьих, то, что после падения брата или сестры мы не видим их восстания и не знаем всей прелести искушений и соблазна, коими увлеклись и пали наши братья или сестры; в-четвертых, то, что Сам Господь восставит их, а нас, быть может, за гордыню низложит, как фарисея, и осудит за суд, нам не предоставленный, и, наконец, в-пятых, молитва о ненавидящих и обидящих нас.

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Gefsim...

Но все дары Святого Духа, все эти духовные таланты, если можно так выразиться, при постоянном совершенствовании ведут к самому величайшему дару, выше которого нет ничего ни на небе, ни на земле. Этот дар духовный, который останется и тогда, когда и пророчества прекратятся, языки умолкнут и знание упразднится, когда не будет нужды ни в вере, ни в надежде, ибо все обещанное совершится и наступит вечное Царство Божие, есть любовь. Вот почему все Божии люди и исполняются постепенно этой христианской любви. А про отца Варнаву можно сказать, по слову апостола Павла, что его вера поспешествуема любовью 48 . Эта любовь притягивала к нему, как магнит железо, людей самых разнообразных положений. Они открывали ему свое горе, свои нужды, свои не только духовные, но и семейные затруднения, имущественные, служебные неприятности. Одним словом, у них от него не было тайн. И он всегда давал им добрый совет, часто носивший пророческий характер. Особенно же он был велик, когда ему приходилось иметь дело со слабыми в вере и малодушными людьми. Здесь своей верой он их настолько ободрял, вдохновлял, что долго после этого они смело и бодро шли житейским путем. Скажут, быть может, некоторые: „Но ведь это, в сущности, очень легко – выслушать исповедь человека и дать ему совет!» Нет, скажу, по своему слабому опыту, что чрезвычайно трудно! Скажу более: это невозможно для обыкновенного человека. Для того чтобы так утешить и ободрить человека, необходимо ему в полной мере сострадать, а для того, чтобы сострадать человеку, надо совершенно уничтожить ту духовную преграду, которую ставят между нами самолюбие, чувственность и другие страсти, заставляющие нас глядеть на своего ближнего с недоверием, с сухостью, а иногда даже с раздражением и озлоблением: не обмануть ли, дескать, меня пришел. Человек же истинно христианской любви смотрит на всякого приходящего к нему, кто бы он ни был, как на самого милого, дорогого брата или сестру. Он весь, так сказать, претворяется в него, живет его жизнью, действительно страдает и мучается его страданием, весь уходит в бездну его зол и скорбей, не только не гнушается его страшных духовных ран, но готов жизнь отдать за их исцеление. Вот почему и дается такому человеку слово великой духовной мудрости, слово предвидения и пророчества, которое делается способным своею силой оживить духовного мертвеца.

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Gefsim...

Такие обеты как самый зрелый плод религиозного одушевления и любви твоей к Богу во Христе, утвердив за собою, исключают уже всякое дальнейшее колебание или отступление на избранном тобою тесном пути, вводящем в живот, и обязывают с каждым днем все более и более стремиться к возможному нравственному совершенству. С сей поры ты не слуга уже миру и его тройственной похоти; ты переменила даже самое свое имя и одежду, чтобы, между прочим, тем удобнее укрыться от его поисков и не быть узнанной. Стремление сердца твоего к уединению и жажда безмолвия показывают, что ты не имя только желаешь носить монахини, но и на деле стараешься быть инокиней. «Кто даст ми криле, яко голубине, и полещу, и почию? Се, удалился бегая, и водворился в пустыни. Чаял Бога, спасающаго мя от малодушия и от бури» 198 , – говорит псалмопевец. Да, кто что ни говори, а без уединения и безмолвия трудно устоять иноку и инокине на пути Христовом; в них сокрыты основание и корень благоустроенной жизни монахов при помощи благодати Божией. Только там, в келейной тиши, в самособранных и богобоязненных душах иноков и инокинь зарождаются добрые навыки; только там, как на доброй и возделанной земле, спеет жатва присноживотия. Да и все великое в мире Божием зарождалось и возникало не втайне ли, под завесою уединения? «Сиди в келлии твоей, – говорит один из опытных подвижников, – и она всему тебя научит». Но, впрочем, оставить тебе настоящее поприще и уединиться в затвор небезопасно и для тебя, и для сестер, друзей твоих. Небезопасно для тебя потому, что ты еще не вполне, видится мне, приготовлена к затвору, ибо как для благосостояния нашего тела не всякая местность и пространство одинаково благоприятны, так и для спасения души многим полезнее быть и очищаться в обществе единоправных сестер, и только некоторым из избранных, после искуса в общежитии, можно позволить привить себе, подобно птице, особящейся на зде 199 , затвор. Для сестер же небезопасно будет удаление твое в затвор потому, что они смотрят на тебя, как на звезду свою путеводную, как на образец для себя и в словах, и в делах.

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Gefsim...

В. 1877 г. 19 Христос посреде нас, сестры о Господе! С приятием Святых Христовых Таин приветствую вас, возлюбленные. Послушайте, что говорит Господь о сей великой тайне Тела и Крови Своея: «Аз есмь хлеб животный, иже сшедый с небесе; аще кто снесть от хлеба сего, жив будет во веки... ядый Мою Плоть и пияй Мою Кровь имать живот вечный, и Аз воскрешу его в последний день... ядый Мою Плоть и пияй Мою Кровь во Мне пребывает, и Аз в нем» 149 . Вот какого великого дара сподобилися ныне мы, недостойные и грешные. Сам Господь с нами и в нас. Се, пришел Он к нам и вселился в ны. Да изрекут же все силы естества нашего радостное и торжественное славословие: «Слава Тебе, Боже! Слава Тебе, Боже! Слава Тебе, Боже! Благодарим Тя, Господи, Боже наш, яко не отринул еси нас, грешных, но общники быти святынь Твоих сподобил еси! Благодарим Тя, яко и нам, недостойным, причаститися пречистых Твоих и небесных Таин даровал еси! Буди же нам, по глаголу Твоему, Господи: ядый Мою Плоть и пияй Мою Кровь во Мне пребывает, и Аз в нем, пребуди с нами и не остави нас николиже!» Велик дар благодати, воспринятый ныне нами; всякому подает Он по нужде его благопотребное: кому мир душевных сил, кому просвещение очей сердца, кому возбуждение ревности на добро, кому готовность на подвиги и самоотвержение – всякому свое. Нужно только благочестием и благочестивой жизнью стараться беречь в себе сей дар. Блюдитеся. Враг всячески будет стараться угасить в нас светильник полученной благодати. Это и успеет он сделать, если мы допустим его навеять на душу нашу какое-либо недоброе состояние, или рассеяние мыслей, или недовольство чем, или неудовольствие на кого, или другое что подобное. Всякое такое движение вносит смятение в душу и расстраивает ее. Нужно сохранять полное внимание и обращение ума и сердца ко Господу – и избежим сего преткновения. Со страхом и трепетом приступив к Святым Тайнам, со страхом и трепетом будем и все прочее нашего жития время жительствовать, чтобы всегда с нами пребывал Господь и мы с Ним.

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Gefsim...

В ужасе брат этот пал на помост церковный. Затем, подойдя к иноку, увенчанному от руки Прекрасной Жены, упал пред ним на колени и умолял открыть ему, чем он так благоугодил Богу и Царице Небесной, что заслужил такую награду от Нее. Благочестивый инок-молитвенник с удивлением и смирением отвечал, что ничего за собой доброго не знает, кроме навыка к безмолвному творению молитвы Иисусовой. Он молился постоянно так: девять раз произносил молитву Иисусову и десятый – песнь Богородице. Понял тут брат, почему Прекрасная Инокиня вплетала в венок через каждые девять белых роз одну пунцовую. Умилился он душою и просил благочестивого инока принять его к себе в ученики». На вопросы некоторых сестер, обращающихся за благословением употреблять в пищу мясо по предписанию врачей для излечения той или другой болезни, старец строго внушал сестрам не следовать такому совету. – Батюшка! Да что же делать-то, когда совсем нет сил нести даже самые легкие послушания, – возражали ему насельницы. – Ведь нам и самим тяжело подумать о мясной пище, да и так-то жить, не принося пользы для святой обители, отягощая собою лишь других, не хочется, болит об этом душа. Нам бы только поправить несколько свое здоровье, батюшка! – Но мясной пищей вы, сестры, нисколько не поправите своего здоровья, если только еще его больше не расстроите. Здоровье – дар Божий. Но если оно по воле Божией отнято у нас, может быть, для спасения душ наших, то следует ли нам нарушать правила иноческого жития, установленные святыми отцами? Следует заботиться о том, чтобы, укрепив силы телесные, в то же самое время не расслабить сил душевных. Нам, монахам, более должно заботиться о душе, нежели о здоровье и покое тела; должно стараться посильными трудами и терпением изыскивать путь ко спасению, а за скорби и различные лишения, ниспосланные от Бога, благодарить Его, потому что они – Лествица на небо. Мне самому, сестры, врачи советовали оставить на время постную пищу и есть мясную. Иначе, говорили они, проживешь не более двух дней. Это было в первое время по вступлении моем в обитель, когда действительно я был почти в безнадежном состоянии. Но, не получив согласия и благословения моих старцев на вкушение мяса, я отказался есть его и вот остался жив.

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Gefsim...

Раскройте Евангелие Матфея, главу 18, там написано: «Приступиша ученицы ко Иисусу, глаголюще: кто убо болий есть в Царствии Небеснем? И призвав Иисус отроча, постави е посреде их и рече: аминь глаголю вам, аще не обратитеся и будете яко дети, не внидете в Царство Небесное; иже убо смирится яко отроча сие, той есть болий во Царствии Небеснем» 88 . Вот ответ на вопрос ваш и научение: кто не будет по свойствам души своей, как дитя, тот не удостоится Царствия Божия: младенец не имеет ни зависти, ни тщеславия, простосердечен, всегда доволен, незлобив и смирен. Итак, в духовном делании нужно иметь не одно только мужество, но и смиренномудрие; без сего никтоже может спасение получить. Подвиги поста, молитвы, самая милостыня – ничто, если все сие будет твориться с гордостью и превозношением. Бог гордым противится и только смиренным дает благодать 89 , потому-то смиряющийся, как отроча... есть болий во Царствии Небеснем. Или вот еще чтите Евангелие от Марка, зачало 47. Что Господь сказал по поводу неуместной просьбы сынов Зеведеевых о первенстве? Весте, яко мнящиися владети языки, соодолевают им, и велицыи их обладают ими; не тако же будет в вас: но иже аще хощет в вас вящший быти, да будет вам слуга; и иже аще хощет в вас быти старей, да будет всем раб 90 ; то есть между нами, христианами, первенство не в том должно состоять, чтобы произвольно властвовать другими, а, напротив, в смиренном служении благу ближних. Кто больше служит другим со смирением, с самоотвержением, с детскою простотою, тот и выше других. Кто хочет быть выше других по действительному достоинству, тот должен более угождать другим, чем себе, – быть для своих ближних и другом, и рабом. Таковы были все истинные подвижники Христовы; в них не было честолюбия, они не искали преимуществ пред другими: сие приходило к ним само собою за их смирение и взаимную любовь. Так, всяк возносяйся смирится, смиряяй же себе вознесется 91 . Прошу вас и молю: мир имейте между собою и святыню во всем, и в мыслях и в делах; без сего никтоже узрит Господа.

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Gefsim...

73 Высота металлической «фигуры Сталина в Ереване (скульптор С.Д. Меркулов; 1951) была 17 метров, вместе с постаментом – 78 метров, а на канале Москва – Волга гранитный памятник вождю возносился (учитывая фундамент) на 25 метров и т.д., и т.п. 74 Еп. Варнава в «ЗК» неоднократно обращал внимание на то, что авторы биографий советских героев-воинов подражали в своих описаниях житиям святых. Вот, к примеру, эпизод, содержащий религиозные ассоциации, из «канонического» текста биографии А. Матросова: «...у него уже не было ни одной гранаты и пуст был автоматный диск. Оставалось только неизмеримая душевная сила и святое желание – скорей и лучше исполнить свой воинский долг... лицо его озарила богатырская решимость. Теперь он был сильнее огня, сильнее страха смерти» (Журба П. Герой Советского Союза Александр Матросов. М.; Военное изд-во Министерства Вооруженных сил Союза ССР, 1949. С. 43). 75 Эту склонность советско-сталинской идеологии к мистике отметила эмигрантская печать, в которой приводились данные выдержки из «Правды» См. Русская мысль Париж. (1954. 13 нояб. С 3). 76 «Люди мира сего живут впечатлениями, – писал владыка в 1950 г. – Призраками» (Наст. изд. С. 125. 7). 78 Известный литературный критик, будущий нонконформист и политзаключенный, в конце 1950-х – начале 1960-х сотрудничавший с «Литературной газетой», вспоминал о составе ее тогдашней редакции: «...это был организм вполне аморфный и достаточно ублюдочный, со старыми кадрами стукачей, переживших десяток редакторов, делавших карьеру еще в сталинское время, с бездарными газетчиками, способными на что угодно за самый нищенский гонорар» (Светов Ф. Опыт биографии. М., 2006. С. 302). 79 Млечин Л. Потаенная история нашей страны//Козлов ВА. Неизвестный СССР. Противостояние народа и власти 1953–1985 гг. М., 2006. С. 6–9. 81 Правда о том, что литературная продукция СССР производится по существу не конкретными авторами, а конвейером, для которого судьбы людей «служат только умышленным воплощением заранее намечаемой программы», была высказана впервые в новомировской знаменитой статье В. Померанцева «Об искренности в литературе» (1953, дек.), произведшей эффект разорвавшейся бомбы и вызвавшей очередной откат общества в «заморозки». См. подборку материалов, связанных с подготовкой Второго Всесоюзного съезда писателей: Вопросы литературы. 1993. Вып. I, II. «Съезд должен мобилизовать писателей...»

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Прп. Варнава (Меркулов). Фотография. Нач. ХХ в. (ГИМ) (Меркулов Василий Ильич; 24.01.1831, с. Прудищи Венёвского у. Тульской губ.- 17.02.1906, ТСЛ), прп. Гефсиманский, Радонежский (пам. 17 февр., в Соборе Нижегородских святых и в Соборе Радонежских святых), иером., старец Гефсиманского скита ТСЛ, основатель выксунского в честь Иверской иконы Божией Матери мон-ря . Из крепостных крестьян помещика Юшкова, был последним, 7-м, ребенком в семье. Религиозным воспитанием обязан матери, впосл. постриженной им в монашество в Выксунской обители. По свидетельству матери, мальчик трижды избежал гибели благодаря помощи Божией: остался живым под колесами экипажа и после падения с печи, был исцелен от болезни явившимся ему ангелом. В детстве Василий был весел и приветлив, с наступлением отрочества стал серьезен, избегал шумных игр. В 1840 г. семья Меркуловых была продана помещику Скуратову и переехала в с. Нара (Фоминское) Московской губ. (ныне г. Нарофоминск). Василий начал обучаться слесарному ремеслу, в свободное время посещал мон. Геронтия, подвизавшегося близ Зосимовой во имя Св. Троицы жен. пуст. Под влиянием бесед со старцем юноша во время паломничества осенью 1850 г. в ТСЛ у мощей прп. Сергия Радонежского дал обет принять монашество. В 1851 г. Василий поступил в ТСЛ, стал келейником перешедшего в лавру мон. Геронтия (в схиме Григория). По благословению последнего Меркулов перешел в Гефсиманский скит под духовное руководство отшельника мон. Даниила. После получения 17 нояб. 1856 г. отпускной грамоты от кнг. Щербаковой Меркулов 23 дек. 1857 г. был принят послушником в Гефсиманский скит, трудился в слесарной мастерской, у свечного ящика, читал в храме за богослужением, был проводником паломников в пещерах скита. Схим. Григорий и мон. Даниил благословили Меркулова принять подвиг старчества и основать жен. мон-рь. 20 нояб. 1866 г. строителем Гефсиманского скита иером. Анатолием Меркулов был пострижен в монашество с наречением имени в честь ап. Варнавы, 29 авг. 1871 г. Леонидом (Краснопевковым) , еп. Дмитровским, вик. Московской епархии, в Угрешском монастыре рукоположен во иеродиакона, 20 янв. следующего года в Высокопетровском монастыре еп. Можайским, вик. Московской епархии Игнатием (Рождественским) рукоположен во иеромонаха.

http://pravenc.ru/text/154265.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010