За новопреставленных молитесь, сестры, усерднее; по разлучении души от тела каждая душа очень нуждается в молитве, и с усердием возносимые за новопреставленных молитвы помогают и делают много утешительного и отрадного каждой душе; а я вам замечу, сестры, что у вас молитва за усопших охладевает; вот вам мое завещание – по двенадцать поклонов каждое утро и вечер за усопших. Келейное правило неопустительно каждое утро и вечер исправляйте: от тщательного исполнения правила просвещается и укрепляется душа. Во время трапезы, и входя и выходя из оной, разговоров не имейте; когда вкушаете пищу, со вниманием слушайте читаемое вам, а мысленно творите молитву Иисусову, по сторонам не смотрите; если кушанье вам не понравилось, не ропщите, а говорите каждая про себя: это за мои грехи сегодня такой плохой обед; если и хорош обед – опять не думай, что это за твои молитвы, а говори смиренно, что за сестринские молитвы Господь послал нам сегодня хороший обед, а я, грешная, этого недостойна. Старайтесь, сестры, при встрече со священником принять от него благословение, особенно же когда он бывает служащим при Божественной литургии. Отец Серафим Саровский всегда, после каждой литургии, стоял на паперти, выжидая выхода священника, чтобы принять благословение. Без крестного знамения из келлии никуда не выходите и не начинайте никакого дела, и вы всегда будете хранимы Богом от врага. Без четок никогда не бывайте: если руки заняты делом, можно на шею надеть – это меч духовный, им побеждайте врага. При встрече сестра с сестрой предваряйте друг друга поклоном – это дело великого смирения; а у вас, у некоторых, есть привычка говорить: прежде она должна кланяться мне, я постарше ее летами, да и побольше в монастыре живу – это глупое слово и произносимое от гордого сердца; а вы хотя почтите образ Божий и ангела-хранителя: кто прежде поклонится, тот приимет от Господа и благословение. Сестры, еще есть у вас привычка: соберется вместе вас несколько, и начинаете судить, кто хорошо живет, кто плохо: старайтесь, сестры, Бога ради, я вас прошу, никого никогда не осуждать, вы видите только согрешающих, а покаяния их не видите, покаяние же чистосердечное есть второе крещение: как бы велик ни был грех , он после сокрушения и чистосердечного покаяния прощается, и этот человек делается чистым и приятным Богу. Не на начало смотрите, сестры, а на конец, что он покажет. Да хранит вас Господь!

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Gefsim...

Особенно же не должно как старшим, так и младшим собираться друг к другу для собеседования и препровождения времени в пустых и праздных разговорах, а тем более по вечерам; после повечерия все должны быть по своим келлиям – за этим пусть наблюдает мать благочинная. Да и в другое время, когда укажет надобность прийти к какой-либо сестре, прежде да сотворит молитву и просит благословения, и если получит благословение, может войти, а нет – должна возвратиться назад, кроме случая, указанного послушанием или посланием от настоятельницы. Настоятельницу же без крайней нужды и дела, не терпящего отлагательства, не беспокоить и не прежде входить, как получивши на то благословение, особенно когда она бывает или занята делами, или больна, а также и не беспокоить ее понапрасну во время отдыха и после девяти часов вечера, кроме самых важных случаев и крайностей. Вообще приходящие к ней и старшие, и младшие сестры должны прежде поклониться и испросить благословения, а потом уже и говорить о деле, за которым пришли, и если она пригласит сесть, то садитесь; если же нет, то это значит, что ей не так свободно, почему, передавши в коротких словах, что нужно, отойти, испросив благословения и прощения, и не роптать на это, потому что она одна, а сестер много – для всех же и Господь не угодит, а не только человек. А мать настоятельницу при этом прошу принимать сестер во всякое время, когда возможно, безотлагательно, выслушивая их просьбы со вниманием, кротостию и любовию, давая определения, советы и повеления с тихостию и снисходительностию; в случае же болезни или расстройства душевного, чтобы не огорчить приходящих каким-либо словом или видом, всего лучше или самой, или через келейную объявить приходящим сестрам, чтобы извинили и пришли в другой раз; дать себе возможность успокоиться и принять тех в другое время. Во всех же сих да споспешествует вам благодать Божия, утверждающая и укрепляющая вас ко спасению и к общему союзу и единению духа, мира и любви, в них же есть Царствие Божие. Молю, возлюбленные о Господе матери и сестры, не оставить и моего недостоинства во святых молитвах ваших и простить мне вольные пред вами согрешения и невольные, да Господь простит и вас и помилует всех нас Своею благодатию и человеколюбием. Аминь». Волнения продолжаются

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Gefsim...

В 1918 году у меня сделалось сильное мозговое переутомление, и врач советовал надолго прекратить всякие занятия. Опять вижу во сне отца Варнаву, который говорит мне: „А ты, дочка, приезжай ко мне, вот и успокоишься...» Мне дали отпуск, я пробыла в обители только один месяц и совсем поправилась. И теперь при всяких трудностях спешу к этому источнику утешения и помощи и всегда получаю духовное успокоение и даже чувствую, как мысленно старец внушает мне: сделай так-то или не делай того-то, – и когда я поступаю согласно его указанию, все неожиданно устраивается благополучно». Почитание старца Варнавы, как и его молитвенная помощь, продолжается до настоящего времени. Православный народ твердо верил в его святость, что до сих пор и подкрепляется чудесами, совершающимися при молитвенном обращении к теперь уже прославленному Церковью в лице святых преподобному Варнаве Гефсиманскому . Как свидетельствует жительница города Мурома Галина Михайловна Ильина, с детства почитавшая старца Варнаву, она страдала от жестоких головных болей. «Однажды ночью, изнемогая от очередного приступа, я молитвенно обратилась к старцу Варнаве, глубоко веруя в его святость, прося о помощи и избавлении меня от недуга. Во время молитвы забылась легким сном и вдруг увидела старца Варнаву, который подошел ко мне, опустил на мою голову свою руку и, улыбаясь, начал отдаляться от меня. В глубокой радости я вскрикнула и проснулась. Батюшки не было, головная боль стихла. После этого захотелось посетить могилку старца Варнавы, который, как я знала, похоронен на Северном кладбище в Сергиевом Посаде (после разорения скита). Придя на могилку, мы вместе с подругой Варей решили пропеть литию. Я петь не умела, но вдруг у Вари пропал голос, и петь пришлось мне. В отчаянии взмолилась я к батюшке Варнаве: „Батюшка, помоги!» – и вдруг, неожиданно для себя, я запела, не узнав собственного голоса. Более того, когда я пела, то слышала голос поющего со мной батюшки. Батюшкино пение слышала также и Варя. Эти события июля 1993 года свидетельствуют о том, что батюшка продолжает и после своей кончины помогать тем, кто с глубокой верой и искренней любовью обращается к нему за помощью».  

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Gefsim...

Суетен труд праведника, прекратившего шествие путем правды, и блаженно начинание грешника, оставившего путь беззакония. «Аще совратится праведник от правды своея, – говорит нам Слово Божие, – и сотворит неправду... вся правды его, яже сотворил есть, не помянутся: в преступлении своем, имже преступи, и во гресех своих, имиже согреши, в них умрет... И егда обратится беззаконник от беззакония своего... и сотворит суд и правду... жизнию поживет и не умрет» 121 . Соломон, например, был мудрейший из мудрецов, благочестивый и праведный, а потом, предавшись гнусной страсти, ниспал в идолопоклонство. Или вот еще Иуда: он был апостолом и учеником Самого Господа, но потом, уклоняясь от добра, предавшись сребролюбию, кончил жизнь самым ужасающим образом. Итак, памятуйте, возлюбленные о Господе сестры, что не начавший хорошо праведен пред Богом, но тот, кто достодолжно проходит и совершает начатое. Не давай же, скажу вам словами псалмопевца, сна очам твоим и веждам дремания 122 , да спасешися, как серна от стрел и как птица от сети 123 . Внимайте: посреде сетей проходим и идем по крылу стены высокой, откуда падение страшно, а иногда даже безвозвратно погибельно. Молитесь, да сохранит нас Благодетель Иисус. Непотребный раб грешный иером. В. 1875 г. 13 Возлюбленные о Господе сестры! Иисус, сын Сирахов, говорит: «Аще приступавши работати Господеви Богу, уготови душу твою во искушение» 124 . Не забывайте сего премудрого совета, примите его к сердцу, поучайтесь в нем. Без скорбей, без искушений невозможно и спасение. Как злато может быть очищено только огнем, так и душа наша только через борьбу с искушениями укрепляется в вере, очищается от греховных навыков, освящается. Об одном только должны мы молить: «Господи! Не введи нас во искушение выше сил наших», – а не страшиться их: ведь не сами собой они приходят, а Господом посылаются; Он и поможет нам в благодушном терпении. «Призови Мя, – говорит Он нам, – в день скорби своея, и изму тя» 125 ; призови, не сомневаясь, с верою и надеждою.

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Gefsim...

Каждая новая «дочка» приносила ему с собой и новые заботы. Приняв ее на свое попечение, старец немедленно писал о ней «матери», как звал он игумению, уведомляя ее о том, что такая-то девица принята им в обитель и что должно дать ей подходящее послушание и келлию. А по приезде своем в обитель он непременно осведомится у новенькой, привыкает ли она к монастырю и не скучает ли. Если посетят обитель родные какой-нибудь «монашки», он обязательно внушит им не забывать свою родную богомолицу и чем-нибудь да порадовать ее. Случалось нередко видеть в его келлии различные посылки, принесенные родственниками для передачи насельницам: тут и самовар, бывало, стоит в углу, и валенки, мешок с какими-нибудь вещами и узелок с домашними гостинцами... Согревалось батюшкино сердце, когда представлял он радость сестер при получении этих посылок. А как он сиял, бывало, когда какая-нибудь из его дочек иверских проездом из обители на родину заедет к нему, как к отцу родному! Как старался он тут ее утешить, обласкать, вразумить! Неутомимый труженик, вечно занятый с посетителями, обремененный грузом множества забот и хлопот, он, бывало, и виду не покажет, что устал от целодневных трудов. Напротив, оторвавшись на какой-нибудь час от обычных занятий, с народом, он, казалось, забывал свою старость и усталость, когда оставался один на один со своими присными «любимыми детками», как звал он всех, особенно же своих иверских. Если уж в «Пещерах» батюшка старался уделить побольше времени и внимания сестрам, то тем более он всецело принадлежал им, когда приезжал в обитель, а это бывало раз шесть-семь в году. И нужно было видеть, как приготовлялась обитель к встрече своего кормильчика, особенно перед праздниками, и как радостно встречала его! Следует сказать, что посещения иеромонаха Варнавы вносили праздничность в тихую трудовую жизнь насельниц обители и надолго оставляли по себе светлую память. Что касается монастырских порядков, то Иверская обитель, как общежительная, представляла собой одну семью из четырехсот сестер-насельниц. Все они в одинаковой мере пользовались всем потребным, одинаково же и трудились на общую пользу. Жизнь их текла под бдительным надзором матери игумении, которая во всем руководствовалась указаниями и советами старца Варнавы. Новоначальных поручали старшим монахиням, которые наставляли молодых послушниц на пути добродетельной жизни. От новеньких требовалось лишь полное повиновение старшим и отсечение собственной воли.

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Gefsim...

Что же, матушка, сказать Вам о тех, кои подчинены смотрению Вашему? Молитесь и о них, как и о себе, да будут и они истинные монахини не по одежде только, но в душах своих и делах, повинующиеся истине в страхе Божием. Непрестанно говорите им, что Господь близ есть всякой душе христианской, ведает не только деяния, но и желания и мысли каждого. Напоминайте им, что будет и не минет суд Божий каждого, тогда все дела, слова и помышления объявлены будут пред всем светом, что по смерти будет другая жизнь: Царствие Небесное или муки вечные без конца; внимающие заповедям Божиим и пребудут с Ним вовеки, нерадивые же и ленивые блюдут себя на Суд и осуждение. Ныне время делания и искуса, потому и проводить его нужно с великой осмотрительностью, чтобы угодить Господу, сохранить всякую чистоту и целомудрие, смиренномудрие и милосердие и отрицаться всякого греха и мыслью и делом. Не смерть, но грех разлучает нашу душу с Богом. Трудитесь же о Господе и молитесь Ему усерднее, доколе время не ушло, доколе душа еще в теле. Обитель иноческая никак не терпит празднословия, шуток, ни зависти, ни злобы, ни порицания и ничего другого, сим подобного, от чего да сохранит Бог всех нас. В обителях по преимуществу должны царствовать благоговение, благочиние, мир, тишина, простота, чистейшая любовь и незлобие, в них неложно должны храниться заповеди Христовы и все делаться во славу Божию. Прошу вас, любезные сестры, искренним словом, живите и помышляйте так, как научает Сам Господь Иисус Христос – Слово Божие, это истинный покой и истинная радость, вечная и неизменная. Не без трудов и скорбей достается сей подвиг, но ведь многими скорбями, трудом и терпением приобретается небесное веселие. Когда прискорбно и грустно бывает, тогда-то и радуйтеся о Господе, уединитесь на это время, поплачьте, помолитесь – и просветится мысль, и утешится сердце. Опасайтесь уныния, отгоняйте его молитвою, молитесь даже и тогда, когда нет к сему желания; правда, это нелегко, трудно, но понудьте себя, поверьте, утешитесь, успокоитесь – и обновится душа ваша.

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Gefsim...

Подобный случай имел место в Петербурге. Старец, по рассказу преданного ему духовного сына, в одно из своих посещений Петербурга прибыл в дом С-ва. Здесь происходило семейное торжество по случаю помолвки дочери С-ва с молодым человеком, по всему, как казалось родителям невесты, женихом подходящим. Все чрезвычайно были рады дорогому гостю и просили его благословения и молитв о молодых. Старец же, к удивлению и огорчению всех, прямо сказал, что не следует выдавать дочь за этого жениха, иначе пожалеют потом, да будет поздно. С тем и уехал от них батюшка, торопясь посетить еще многих ожидавших его в Петербурге. Поздно вечером прибыл он в дом г. Ш-вых на ночлег и, несмотря на то что было уже 11 часов вечера, вспомнив опять о помолвке дочери С-вых, послал к ним человека с убедительной просьбой отказать жениху. Но те все уже решили, и свадьба в конце концов состоялась. В скором времени, однако, пришлось со скорбью убедиться в том, что старец провидел печальную участь молодой женщины и хотел предотвратить ее. Зять имел характер неуживчивый до крайности, часто менял службу и долгое время оставался без должности. Молодая женщина заболела, и родителям ее поневоле пришлось иметь полное попечение о ней и ее семье. Московский торговец Б-в задумал прибавить свету в своей лавке и просил благословения у старца прорубить со двора окно. Батюшка же советовал ему прорубить окно с улицы, а со двора не благословлял. Б-в рассудил, однако, по-своему и сделал окно со двора. И пострадал за ослушание: чрез это окно забрались в лавку воры и причинили ему значительные убытки, похитив немалую сумму денег. Мудрый старец некоторое время удерживал одного молодого человека, которого знал с детства, от женитьбы, предлагая ему подождать два года. Причину отсрочки, однако, не называл. Молодой человек, подождав некоторое время, приблизительно года полтора, обручился. Когда близкие его сказали о том старцу Варнаве, тот очень встревожился и выразил желание непременно и поскорее видеть его с невестой у себя.

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Gefsim...

Если таким образом будем провождать жизнь нашу ради Господа для спасения души своей, то жизнь монастырская будет для нас раем, чего достигнуть и всеусердно тебе желаю. Искренний твой благожелатель иером. В. 1878 г. 24 К ней же Письмо твое от 12-го числа сего месяца я получил. Очень рад, что жизнь монастырская пришлась тебе по душе. Дай же Бог с успехом и продолжать начатое. Но прошу тебя – памятуй, что приступающим работать Господеви без искушений пробыть невозможно, по слову Премудрого: ... аще приступавши работати Господеви Богу, уготови душу твою во искушение 167 . Если хочешь успешно ратоборствовать с искушениями и безбедно подвизаться в обители, стяжи прежде всего смирение и послушание. «Научитеся от Мене, – поучает нас Сам Христос Спаситель, – яко кроток есмь и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашим» 168 . Но чтобы ты вернее уразумела, что такое истинное смирение, я в сем письме изображу тебе эти признаки. Смиренным можно назвать того, кто питает в себе всецелую преданность воле Божией, кто всякий успех свой приписывает благодати Божией, а не своим способностям или заслугам; кто ни в чем не доверяет своему разумению, но во всем последует повелениям настоятельницы или рассуждениям отца своего духовного; кто не только сам не оскорбляет никого, но с радостью переносит оскорбления, причиняемые ему другими; кто с благодарностью довольствуется малым и скудным, считая себя даже и того недостойным; кто истинно считает себя низшим всех и ни в чем не поставляет себя выше других; кто обуздывает язык, не скор на слова и не сварлив в беседе; кто не любит празднословия и многословия. В сем и сему подобном обнаруживается истинное смирение. Успевший в сем востекает на высоту любви, посредством которой не с нуждою и трудом, а с ревностью и душевным расположением проходит подвиги христианских добродетелей. Если хочешь достигнуть смирения, соблюдай в общении с сестрами следующее правило пророка: Аз же яко глух не слышах и яко нем не отверзаяй уст своих 169 . Если случится, что кто-нибудь смутит тебя, вспомни следующее правило: рех: сохраню пути моя, еже не согрешати ми языком моим 170 , и другое:... смятохся и не глаголах 171 . Не подражай тем, которые недугуют строптивостью, и не обращай внимания на их речи, как бы не слышишь их и не замечаешь. Паче же всего сохрани следующее: поставь себя в число буиих и неразумных да премудра будеши 172 , то есть не рассуждай, не испытывай и не раздумывай, когда что приказывает тебе делать настоятельница, но со всякою простотою и верою, как можно скорее, исполняй повеленное. Утверди сердце твое в таком расположении, и ты легко можешь до конца понести благое иго послушания, и никакое искушение, никакая кознь диавольская не могут поколебать твоего душевного мира в общежитии иноческом. Господь да поможет тебе в сем.

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Gefsim...

Смущенная таким неожиданным поворотом дела, начальница в праздник Благовещения после обедни прошла из храма в трапезу, стала успокаивать сестер и сказала, что все будет по-старому, только просила никого не вмешиваться в ее дела и распоряжения. Чтобы узнать истинное расположение сестер, благочинная предложила начальнице сделать подписку, то есть расписать по именам, кто из них на стороне отца Варнавы и кто на стороне начальницы. В результате выяснилось, что из двухсот сестер за начальницей оказалось не более пятнадцати. Такой исход подействовал на Марию Пивоварову удручающе. Видя, что лишилась уважения со стороны сестер, она решила отказаться от настоятельства. Такой поворот дела разжалобил сестер, и они уже готовы были от души простить Марию. Старшая из них сказала: – Матушка, нам желательно одно только, чтобы Вы примирились со старцем. Уклоняясь от его добрых советов и наставлений, Вы и нас стараетесь отдались от него. А уж если не пожелаете примириться со старцем, тогда лучше, конечно, отказаться от начальствования, успокоиться самой и нас успокоить. Вас Царица Небесная не оставит, и мы все будем с почтением относиться к Вам. Но тут Марию в ее справедливом порыве остановили так называемые приближенные. Она осталась настоятельницей. Сохранилось слово отца Варнавы, относящееся ко времени нестроений и обращенное к сестрам в одно из его посещений общины на Пасху. «Христос воскресе! Возлюбленные о Господе матери и сестры, – начал батюшка свое увещевание. – Посещаю ныне вашу святую обитель и все боголюбивое собрание, быть может, уже в последний раз, так как возникает, во-первых, множество препятствий со стороны моего начальства; во-вторых, много ропота и неудовольствия в самих сестрах на мое неумение быть руководителем в их духовной жизни; в-третьих, и что самое главное, это близость к нам часа смертного, о котором мы должны помнить всегда, – в Его святой воле наша жизнь, и, быть может, этот день или час есть последний для меня; а потому-то мне и желательно было побеседовать с вами на прощание если не обо всем, то по крайней мере о том, что ближе ко всем нам и не вышло еще из памяти.

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Gefsim...

(Поклон.) Вся небесныя силы, святии ангели и архангели, херувими и серафими, помилуйте мя и помолитеся о мне, грешной, ко Господу Богу и помогите ми ныне в жизни сей, и во исходе души моея, и в будущем веце. (Поклон.) Ангеле Христов, хранителю мой святый, помилуй мя и помолися о мне, грешной, ко Господу Богу и помози ми ныне в жизни сей, и во исходе души моея, и в будущем веце. (Поклон.) Святый великий Иоанне, Пророче, Предтече и Крестителю Господень, помилуй мя и помолися о мне, грешной, ко Господу Богу и помози ми ныне в жизни сей, и во исходе моея, и в будущем веце. (Поклон.) Святии велиции трие святителие: Василие Великий , Григорие Богослове и Иоанне Златоусте , помилуйте мя и помолитеся о мне, грешной, ко Господу Богу и помозите ми ныне в жизни сей, и во исходе души моея, и в будущем веце. (Поклон.) Святителю отче Николае, помилуй мя и помолися о мне, грешной, ко Господу Богу и помози ми ныне в жизни сей, и во исходе души моея, и в будущем веце. (Поклон.) Преподобнии отцы, Иоанне, списателю «Лествицы», Антоние, Феодосие и вси Киево-Печерские чудотворцы, помилуйте мя и помолитеся о мне, грешной, ко Господу Богу и помозите ми ныне в жизни сей, и во исходе души моея, и в будущем веце. (Поклон.) Святии апостоле, первомучениче архидиаконе Стефане, великомучениче и целителю Пантелеимоне. преподобнии отцы Сергие, Никоне, Дионисие и вси Радонежские чудотворцы и святый праведный Филарете, помилуйте мя и помолитеся о мне, грешной, ко Господу Богу и помозите ми ныне в жизни сей, и во исходе души моея, и в будущем веце. (Поклон.) Преподобнии отцы Зосимо и Савватие, Соловецкие чудотворцы, помилуйте мя и помолитеся о мне, грешной, ко Господу Богу и помозите ми ныне в жизни сей, и во исходе души моея, и в будущем веце. (Поклон.) Святии великомученицы Варваро, Екатерино, преподобномученице Февроние и мученице Фомаидо, святый мучениче Иоанне Воине, помилуйте мя и помолитеся о мне, грешной, ко Господу Богу и помозите ми ныне в жизни сей, и во исходе души моея, и в будущем веце. (Поклон.) Святии славнии и всехвальнии апостоли, пророцы и мученицы, святителие, преподобнии, праведнии и вси святии, помилуйте мя и помолитеся о мне, грешной, ко Господу Богу и помозите ми ныне в жизни сей, и во исходе души моея, и в будущем веце.

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Gefsim...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010