Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Прп. Варнава (Меркулов). Фотография. Нач. ХХ в. (ГИМ) (Меркулов Василий Ильич; 24.01.1831, с. Прудищи Венёвского у. Тульской губ.- 17.02.1906, ТСЛ), прп. Гефсиманский, Радонежский (пам. 17 февр., в Соборе Нижегородских святых и в Соборе Радонежских святых), иером., старец Гефсиманского скита ТСЛ, основатель выксунского в честь Иверской иконы Божией Матери мон-ря . Из крепостных крестьян помещика Юшкова, был последним, 7-м, ребенком в семье. Религиозным воспитанием обязан матери, впосл. постриженной им в монашество в Выксунской обители. По свидетельству матери, мальчик трижды избежал гибели благодаря помощи Божией: остался живым под колесами экипажа и после падения с печи, был исцелен от болезни явившимся ему ангелом. В детстве Василий был весел и приветлив, с наступлением отрочества стал серьезен, избегал шумных игр. В 1840 г. семья Меркуловых была продана помещику Скуратову и переехала в с. Нара (Фоминское) Московской губ. (ныне г. Нарофоминск). Василий начал обучаться слесарному ремеслу, в свободное время посещал мон. Геронтия, подвизавшегося близ Зосимовой во имя Св. Троицы жен. пуст. Под влиянием бесед со старцем юноша во время паломничества осенью 1850 г. в ТСЛ у мощей прп. Сергия Радонежского дал обет принять монашество. В 1851 г. Василий поступил в ТСЛ, стал келейником перешедшего в лавру мон. Геронтия (в схиме Григория). По благословению последнего Меркулов перешел в Гефсиманский скит под духовное руководство отшельника мон. Даниила. После получения 17 нояб. 1856 г. отпускной грамоты от кнг. Щербаковой Меркулов 23 дек. 1857 г. был принят послушником в Гефсиманский скит, трудился в слесарной мастерской, у свечного ящика, читал в храме за богослужением, был проводником паломников в пещерах скита. Схим. Григорий и мон. Даниил благословили Меркулова принять подвиг старчества и основать жен. мон-рь. 20 нояб. 1866 г. строителем Гефсиманского скита иером. Анатолием Меркулов был пострижен в монашество с наречением имени в честь ап. Варнавы, 29 авг. 1871 г. Леонидом (Краснопевковым) , еп. Дмитровским, вик. Московской епархии, в Угрешском монастыре рукоположен во иеродиакона, 20 янв. следующего года в Высокопетровском монастыре еп. Можайским, вик. Московской епархии Игнатием (Рождественским) рукоположен во иеромонаха.

http://pravenc.ru/text/154265.html

И.И. Буланов Старец Гефсиманского скита иеросхимонах отец Варнава. Строитель Выкшинского Иверского женского монастыря Источник Содержание Родители благочестивого старца Дни послушания Келия старца Старец Варнава – строитель Выксунского Иверского монастыря Посещение обители старцем Кончина старца Дом призрения Осиротелая обитель     17 февраля тихо в Бозе почил молитвенник земли русской, маститый старец пещер Гефсиманского скита Свято-Троицкой Сергиевской лавры иеромонах отец Варнава. Подвижническая иноческая жизнь этого выдающегося молитвенника православной церкви хорошо известна даже в отдаленных уголках России. При массе добрых дел почивший старец действовал чисто по-евангельски и был чужд всяких реклам о своей жизни и деятельности, на которые так падки все нынешние общественные деятели. Много газетных писателей пытались приблизиться к почившему пастырю, чтобы описать его жизнь, но он со слезами просил не делать этого, смиренно говоря: не дело обо мне писать, пишите о мирском, а Господне – Господу. Выдающаяся жизнь этого дивного старца вполне достойна быть отмеченной с детства до дня его отдохновения от тягостей мирской жизни. Родители благочестивого старца Во дни крепостничества в селе Прудищах Тульской губ. у помещика Юшкова были крепостные – супруги Илья и Дарья Меркуловы. 24 января 1831 г. у Меркуловых родился сын Василий. С благодарностью к Богу встретили родители рождение сына и, несмотря на все тягости крепостничества, занялись в часы досуга его воспитанием в духе православия. Жизнь Меркуловых текла довольно тихо у Юшкова, но вскоре их продал барин г. Скуратову в Московскую губ. и их с малюткой сыном переселили с дорогой родины в село Нару-Фоминское, Верейского уезда. Отличаясь покорностью воле Божией, они терпеливо перенесли не только эту постыдную продажу, но и все тягости крепостной зависимости у нового владельца. Несмотря на всю свою бедность, Меркуловы старались делиться последним куском хлеба с неимущими, усердно и часто посещали храмы Божии и любили ходить на богомолье по святым местам.

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Gefsim...

17 февраля тихо в Бозе почил молитвенник земли русской, маститый старец пещер Гефсиманского скита Свято-Троицкой Сергиевой лавры иеромонах отец Варнава. Подвижническая иноческая жизнь этого выдающегося молитвенника православной церкви хорошо известна даже в отдалённых уголках России. При массе добрых дел, почивший старец действовал чисто по-евангельски и был чужд всяких реклам о своей жизни и деятельности, на которых так падки все нынешние общественные деятели. Много газетных писателей пытались приблизиться к почившему пастырю, чтобы описать его жизнь, но он со слезами просил не делать этого, смиренно говоря: «не дело обо мне писать, пишите о мирском, а Господне – Господу.» Выдающаяся жизнь этого дивного старца вполне достойна быть отмеченной с детства до дня его отдыхновения от тягостей мирской жизни. Родители благочестивого старца Во дни крепостничества в селе Прудищи Тульской губернии у помещика Юшкова были крепостные–супруги Илья и Дарья Меркуловы. 24 января 1831 г. у Меркуловых родился сын Василий. С благодарностью к Богу встретили родители рождение сына и, несмотря на все тягости крепостничества, занялись в часы досуга его воспитанием в духе православия. Жизнь Меркуловых текла довольно тихо у Юшкова, но вскоре их продал барин осподину Скуратову в Московскую губернию, и их с малюткой сыном переселили с дорогой родины в село Наро-Фоминское, Верейского уезда. Отличаясь покорностью воле Божией, они терпеливо перенесли не только эту постыдную продажу, но и все тягости крепостной зависимости у нового владельца. Несмотря на всю свою бедность, Меркуловы старались делиться последним куском хлеба с неимущими, усердно и часто посещали храмы Божии и любили ходить на богомолье по святым местам. Храм и святыни были для них единственным утешением. Здесь они отдыхали от своих трудов, здесь получали силы к борьбе с всевозможными жизненными невзгодами. Пример такой добродетельной жизни родителей, их постоянное стремление памятовать о Боге, ходить пред лицом Его, не могли не повлиять благотворно на впечатлительный ум и чистую душу отрока Василия.

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Gefsim...

7 фактов о преподобном Серафиме апреля 2016 Вспоминаем основные вехи жизненного пути одного из главных петербургских святых, 150 лет со дня рождения которого исполнилось 13 апреля. Факт 1: Несколько святых покровителей Будущий преподобный Серафим Вырицкий был крещен с именем Василий в честь преподобного Василия Нового, исповедника (память 8 апреля). В житии Василия Нового содержится рассказ о мытарствах Феодоры, к которому часто обращались в начале ХХ века православные пастыри и архипастыри, призывая людей к покаянию. Призывать к покаянию, молиться за своих духовных чад научил преподобного Серафима Василий Новый. Название деревни, в которой родился Василий, Вахромеево, связано с именем апостола Варфоломея (в русской огласовке часто - Вахромей). Церковь чтит память этого апостола вместе с памятью апостола от 70 Варнавы (24 июня). В юности Василий обрел духовного отца в лице Варнавы Гефсиманского (прославлен в чине преподобного в 1995 году), и был пострижен в иночество (1920) с именем Варнава. Будучи утвержден в звании народного духовника Пещер Гефсиманского скита, старец Варнава (в миру - Василий Ильич Меркулов) ежедневно принимал сотни паломников, исповедовал, благословлял, молился за людей. Современники называли Варнаву Гефсиманского старцем-утешителем (имя Варнава означает " сын утешения " ). Народным утешителем стал и Серафим Вырицкий. При пострижении в схиму иеромонах Варнава был наречен в честь преподобного Серафима Саровского. Василий Николаевич всегда особо почитал Саровского чудотворца; известно, что он участвовал в 1903 году в торжествах по случаю канонизации святого. Серафим Вырицкий повторил молитвенный подвиг святого тезки. Тысячу дней и ночей тот коленопреклоненно молился на гранитном валуне с воздетыми руками. А тяжело больной Серафим Вырицкий в течение 10 лет молился на камне перед иконой Саровского чудотворца, ходатайствуя за Русскую Церковь и ее чад. Когда ноги отказывали ему, домашние помогали преодолеть дорогу до камня на огороде, и он вставал на колени и молился.

http://mitropolia.spb.ru/news/monitoring...

Николай Головкин Скачать epub pdf 2 марта 2006 года в Гефсиманском Черниговском скиту торжественно отметят 100-летие кончины старца Варнавы. Как известно, в прошлом году 19 июля исполнилось 10 лет со дня прославления в лике Радонежских Святых народного духовника Гефсиманского Черниговского скита Троице-Сергиевой Лавры преподобного Варнавы, еще при жизни названного «старцем-утешителем». Во исполнение завета своих духовных наставников, батюшка Варнава смолоду поступил на служение народу и с полным самоотвержением послужил ему до конца своей жизни. Имя его во второй половине XIX – начале XX века было широко известно, пользовалось народной любовью и уважением по всей Руси Православной. За духовным советом и утешением тек к нему неоскудевающий людской поток. Благодетельствуя всем и каждому по потребностям его, совмещая в словах и действиях глубину старческой мудрости с детской простотой, он стал и отцом, и учителем в жизни, и врачом немощей духовных, а нередко и телесных. Даже в день своей кончины 2 марта (17 февраля по ст. стилю) 1906 года не оставлял сей доблестный иерей Божий своих чад, до последней минуты принимая у аналоя исповедь за всенощной. Лишь найдя силы взойти в алтарь храма, тихо предал там Господу пастырь добрый свой дух. Отец Варнава, в миру Василий, родился 24 января 1831 года в крестьянской семье в Тульской губернии. Родители его, Илия и Дарья Меркуловы, были люди добрые и богобоязненные, несмотря на свою бедность они старались делиться куском хлеба с неимущими, усердно и часто посещали храмы Божии, любили ходить на богомолье по святым местам. Пример такой добродетельной жизни родителей благотворно повлиял на впечатлительный ум и чистую душу отрока Василия. Уже с детства начал он обнаруживать склонность к духовной жизни: любил бывать в храме на Богослужениях, заучивал на память молитвы, а когда научился грамоте, то с особенным прилежанием стал заниматься чтением Слова Божия. В 1851 году двадцатилетний Василий оставил суетный мир и, приняв благословение родителей и старца Геронтия, удалился в обитель преподобного Сергия Радонежского. Вслед за учеником своим поступил в обитель и наставник его Геронтий, возымевший желание окончить свой иноческий путь жизни при мощах Преподобного Сергия. Здесь он принял святую схиму и наречен был Григорием.

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Gefsim...

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ Декабря 5 (18) Священномученик Илия Четверухин Священномученик Илия родился 14 января 1886 года в Москве в семье Николая Михайловича и Марии Николаевны Четверухиных. Николай Михайлович был сыном учителя, выходца из солдатского сословия; по окончании учительской семинарии он более 45 лет прослужил учителем; в последние годы жизни он преподавал русскую словесность в Военно-фельдшерской школе в Лефортове; за многолетнюю преподавательскую деятельность он получил орден Святого Владимира IV степени, дававший ему право на вступление в дворянское сословие, но в дворянство он записываться не стал. В 1904 году Илья окончил с золотой медалью 2-ю мужскую гимназию на Разгуляе в Москве и поступил на историко-филологический факультет Московского университета. Здесь он глубоко заинтересовался вопросами духовной жизни. Чтение духовных книг привело его к серьезным размышлениям о смысле человеческой жизни. Впоследствии в одной из своих проповедей он рассказал, как еще девятнадцатилетним студентом читал труды святителя Феофана Затворника, которые его потрясли до глубины души. «Вся жизнь должна быть перевернута до дна. Постоянно надо помнить Бога, чему содействует непрестанная молитва». И вместе с тем он стал думать не только о себе, но и о других – «никто в бабки и в лапту не играет религиозно, воспитатели молитвы Иисусовой не читают. А дальше – на улице и везде – во всей Руси – люди, чуждые христианского духа». Илья спросил у священника, как же спасаются. Священник ответил: «Предоставь всех Богу и не суди, а заботься о себе». В 1906 году на первой неделе Великого поста Илья Николаевич поехал в Гефсиманский скит с надеждой побывать у старца, иеромонаха Варнавы (Меркулова). Отец Варнава назначил ему исповедь на утро пятницы. Исповедовав Илью Николаевича и еще двух монахов, отец Варнава отправился исповедовать в дома призрения Кротковой в Сергиевом Посаде. После исповеди он вошел в  алтарь, опустился на колени перед святым престолом и отдал Богу свою праведную душу. Так Илья Николаевич, едва узнав старца, потерял его.

http://fond.ru/kalendar/1447/iliya/

Вырица — чудесный посёлок, раскинувшийся на берегах реки Оредежи к югу от Петербурга. Некогда он входил в имения Витгенштейнов, затем стал излюбленным дачным местом петербуржцев. Здесь любил отдыхать писатель и философ Василий Васильевич Розанов. Здесь родился палеонтолог и философ Иван Ефремов. Здесь провёл последние девятнадцать лет своей жизни великий молитвенник и печальник земли Русской старец Серафим, в 2000 г. причисленный Русской православной церковью к лику святых. В миру его звали Василий Николаевич Муравьёв. Он родился 31 марта 1866 г. в деревне Вахромеево Арефинской волости Рыбинского уезда Ярославской губернии в семье благочестивых православных христиан Николая Ивановича Муравьёва и его жены Хионии Алимпьевны. С детства Василий проявлял недюжинные способности — самостоятельно выучился грамоте и математике. Первыми его книгами стали Евангелие и Псалтирь, жития святых. Образцом для подражания в будущем — пустынные отшельники Макарий Великий, Мария Египетская, Пахомий Великий, Павел Фивейский, Антоний Великий. Муравьёвы часто ездили по святым местам России, и всюду юноша стремился увидеть ту жизнь, о которой мечтал, читая житийную литературу. После преждевременной кончины отца Василий взял на себя бремя забот о семье. В Петербурге он получил работу рассыльного в одной из лавок Гостиного Двора, работал старательно и почти все деньги отправлял семье. Он мечтал о монашеском подвиге, но этой мечте суждено было сбыться лишь сорок лет спустя. Молодой коммерсант часто ездил из северной столицы в первопрестольную и всегда посещал Гефсиманский скит Троице-Сергиевой лавры, где жил старец Варнава (Меркулов), ставший его духовным отцом. В 1890 г., по благословению старца, Василий Муравьёв женился. С Ольгой Ивановной ему суждено было прожить тридцать лет. Вскоре двадцатишестилетний Василий Николаевич открыл уже своё собственное дело — контору по торговле пушниной. И очень быстро стал одним из пяти главных мехоторговцев Петербурга. При этом в его семье соблюдался самый строгий, почти монашеский устав православной жизни! Бывает ли такое в среде современных коммерсантов?..

http://pravoslavie.ru/60570.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЛЬВОВ Владимир Николаевич (2.04.1872, Москва - 20.09.1930, Томск), российский политический и гос. деятель, обер-прокурор Синода (1917), один из руководителей обновленчества , отец архиеп. РПЦЗ Нафанаила (Львова) . Происходил из старинного тверского дворянского рода. Окончил частную гимназию Л. И. Поливанова в Москве и историко-филологический фак-т Московского ун-та, был вольнослушателем МДА (1898-1899). Имел намерение принять монашеский постриг, однако старец Гефсиманского скита ТСЛ прп. Варнава (Меркулов) отговорил его от этого и благословил на брак. Управлял имением жены в Бугурусланском у. Самарской губ. Избирался гласным Бугурусланского уездного и Самарского губ. земских собраний. В кон. 1905 г. участвовал в создании самарского отд-ния партии «Союз 17 октября». В 1907 г. стал членом Самарской губ. земской управы. Депутат III и IV Гос. думы в 1907-1917 гг. На протяжении всего этого периода занимал должность председателя думской Комиссии по делам правосл. Церкви, также был членом комиссий по вероисповедным вопросам, по старообрядческим делам и др. Входил во фракции: «Союз 17 октября» (до 1910), «Русскую национальную» и «независимых националистов» (с 1911). В 1912 г. возглавил думскую фракцию «Группа Центра». В своих политических взглядах прошел путь от правого консерватора до либерала. Критиковал ситуацию в управлении Российской Церковью, выступал за реформы церковного управления, за созыв Поместного Собора. Резко осуждал покровительство, оказываемое при имп. дворе Г. Е. Распутину. В 1915 г., как глава фракции «Группа Центра», вошел в состав Бюро (руководящего органа) Прогрессивного блока - оппозиционного объединения депутатов центристских и либеральных фракций, требовавших создания ответственного перед Думой правительства. Во время Февральской революции был избран 27 февр. 1917 г. членом Временного комитета Гос. думы, взявшим на себя власть в стране до организации 2 марта Временного правительства. 3 марта вошел в состав Временного правительства в качестве обер-прокурора Синода (см. Временное правительство и его вероисповедная политика ). 4 марта на заседании Синода объявил, что Церковь освобождается от прежней зависимости от гос-ва и получает полную свободу и самоуправление. Однако уже 7 марта Л. сообщил Синоду о сохранении Временным правительством всех полномочий, которыми ранее обладала имп. власть в церковных делах. При этом обер-прокурор заявил, что получил от правительства поручение по разработке и проведению в жизнь реформы Церкви. Требовал отстранения от церковного управления «сторонников реакции», принял меры к немедленному удалению из Синода с увольнением на покой старейших митрополитов - Петроградского Питирима (Окнова) и Московского свт. Макария (Невского) , а также Тобольского архиеп. Варнавы (Накропина) по обвинению в связях с Распутиным.

http://pravenc.ru/text/2110953.html

«Он жил во славу Божию – гласит надгробная надпись о приснопамятном старце Варнаве, блаженно и столь благолепно почивающем в тиши пещерной часовенки «у Черниговской». И кто-же из знавших почившего старца – утешителя, духовного отца, печальника многотысячной семьи народной, не признает в сих золотых словах конечного заключения славной повести о его «житии» и не скажет от чистого сердца: воистину так, – он жил во славу Божию?! Кто из духовных чад его при сем не даст славы Богу, прославившему верного раба Своего дивными делами Своея любви и милости?! Велегласно хвалит Господа и любимейшее детище блаженного старца обитель Иверская – это лучшее украшение в неувядаемом венце славы на честной главе его. Милостию Божиею она вступает ныне в пятидесятую годовщину своего бытия, неразрывно связанного с жизнию в Бозе почившего старца, и по поводу сего юбилея творит благодарно память своего ,,кормильчика-батюшки», предлагая благосклонному вниманию боголюбивых читателей сие краткое сказание о его жизни и деяниях во славу Божию. Глава I " Вемы, яко любящим Бога вся поспешествуют во благое, сущим по предуведению званным». ( Рим. 8:28 ). «Аще кто Мне служит, почтит его Отец Мой». ( Ин. 12:26 ). Предызбранный десницей Вышнего и от утробы матерней даже до конца ею ведомый вослед Христу, старец о. Варнава – в мире Василий Ильич Меркулов – от юности восприял в душе своей зачатки тех добродетелей, какие явили в нем впоследствии славного подвижника веры и благочестия, истинного носителя и верного исполнителя заветов Христовой любви. Его первыми наставниками-воспитателями были родители – Илия и Дария, – люди простые, бедные, но и в самом убожестве своем достопочтенные. Постоянный пример их доброй жизни в тяжелой рабской доле крестьян того времени воспитывал и в сыне их будущего неустанного труженика, безкровного мученика-терпеливца и отца – печальника всех скорбящих и обездоленных. Его младенческие лета шли безмятежно в тиши родного крова; но и тогда уже было очевидно для окружающих особое божественное благоволение к сему избраннику, о чем свидетельствуют безхитростные разсказы – воспоминания самого батюшки и его блаженной родительницы, бывшей впоследствии схимонахиней Иверского монастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Gefsim...

Предположительно в 1929 году он принял великую схиму и был наречён именем Серафим в честь преподобного Серафима Саровского 3 апреля. ПРАВМИР. Православная Церковь отмечает день памяти преподобного Серафима Вырицкого. Преподобный Серафим Вырицкий (в миру Василий Николаевич Муравьев) родился 31 марта 1866 года в деревне Вахромеево Арефинской волости Рыбинского уезда Ярославской губернии. Уже 1 апреля 1866 года при крещении он был назван Василием в честь преподобного Василия Нового, исповедника. Когда ему было 10 лет, умер его отец, вскоре скончалась сестра Ольга. Приехав в Петербург, Василий сделался рассыльным Гостиного двора. Ещё мальчиком он узнал от монаха-схимника о том, как сложится его жизнь. Обрёл духовника в лице старца Гефсиманского скита Свято-Троицкой Сергиевой Лавры иеромонаха Варнавы (Меркулова). В 1882 году он стал приказчиком. В 1892 году он открыл собственное дело, став весьма крупным мехоторговцем, купцом 2-й гильдии. Обладая большим опытом и имея прочные торговые связи, он организовал контору по заготовке и продаже пушнины. Значительная часть товара поставлялась за границу: в Германию, Австро-Венгрию, Англию, Францию и другие страны. Предположительно в 1894 году женился на Ольге Ивановне Нетрониной. В 1895 году стал действительным членом Общества для распространения коммерческих знаний в России и поступил на Высшие коммерческие курсы, организованные при обществе. С 1900 по 1906 годы Муравьёвы проживали в доме 56 по Гороховой улице. С 1905 года — действительный член Ярославского благотворительного общества. В 1906 году приобрёл большой двухэтажный дом-дачу в живописном посёлке Тярлево, расположенном между Царским Селом и Павловском, до 1920 года ставшим главным пристанищем Василия и Ольги — оставаться в столице было крайне опасно. Сын Николай, родившийся в 1895 году, в 1914 году перешёл в католичество и мечтал стать ксёндзом, бросил учёбу на юридическом факультете Санкт-Петербургского университета, стал военным авиатором. После контузии в 1916 году оставил военную службу, лечился в Николаевском госпитале. В 1917 году Николай женился на мещанке из московских евреев — Евгении Ивановне Любарской. Супруги поселились в Рыбинске.

http://pravmir.ru/tserkov-vspominaet-pre...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010