Тем, у кого болели глаза, старец советовал смачивать их комнатной водой; флюс быстро излечивал, благословляя съесть натощак два-три сухих кусочка антидора без святой воды; боль в груди или боку, не поддававшаяся никаким лекарствам, утихала, когда по благословению старца больное место натирали маслом из его келейной лампады; горчичники и прочие домашние средства предлагались им часто, иногда даже в весьма серьезных случаях. Он признавал необходимость обращаться и за врачебной помощью, но не всегда одобрял операции. Чаще же всего, ради двоякой пользы человека, старец советовал усерднее молиться Богу, почаще приступать к Святым Христовым Тайнам, воздерживаться во всем от излишества и вообще быть повнимательнее к себе. «Каждый день пейте святую воду натощак и просфоры кушайте – это лучшие лекарства!» – советовал батюшка. «Поменьше сладкого да жирного кушать, и здоровым будешь: хлеб да вода не сделают вреда», – пояснял он необходимость такой диеты. «Барыня благая, брось ты свой табак курить, вот и будешь у меня золотая!» – поразил батюшка своей прозорливостью одну особу, жаловавшуюся ему на боль в груди и на то, что доктора не могут правильно определить ее причину, и по ложному стыду умолчавшую о своем пристрастии к греховной привычке. Впрочем, иногда, смотря по «сыночку» или «дочке», мудрый «врач» предписывал и иное средство, вроде такого: «Ешь, пей больше – за послушание, больше спи, гуляй – и будешь молодцом!» На жалобы духовных детей из монашествующих, особенно молодых, батюшка отвечал по-иному. С той же отеческой лаской он, бывало, вдруг и объявит им в ответ на их скорбь: «Ах, да я очень и очень даже рад, что вы хвораете, это ведь на пользу вам – смирнее будете! Вот кладите-ка на ночь хоть по полсотенки земных поклонников – вот и полегчает! Поменьше спите – и голова не будет болеть». На лечение у докторов в случаях неопасных он давал благословение неохотно, однако серьезно больным старец не только благословлял основательно полечиться, но и сам указывал, к кому обратиться.

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Gefsim...

А вот что произошло с одной знакомой отца Владимира – немолодой уже девушкой, имевшей чистое сердце, но несколько своеобразно веровавшей, хотя и остававшейся в тесном общении с Матерью Церковью , но не любившей ни монастырей, ни монахов. Татьяна Егоровна – так звали эту особу – жила в Москве, у храма Христа Спасителя. По профессии она была акушерка, имела очень хорошую практику в богатых московских домах, но вечно нуждалась, потому что на свой довольно значительный заработок она всегда смотрела как на достояние всех неимущих. «Под впечатлением моей встречи с батюшкой, – вспоминает отец Владимир, – я завел с Татьяной Егоровной речь и о нем и спросил, знает ли она его». – Знаю, – был ответ, – не только знаю, но почитаю в нем Божиего угодника-прозорливца. Он разбил все мои мудрования о монастырях и о монашествующих и своим примером уверил, что и в наше время на нашей грешной земле еще есть святые. Вот что было со мною... Помните, какого шума в интеллигентном обществе наделала англичанка Кэт Марсден, устроившая в Сибири среди инородцев поселки зараженных проказой? Подняла она тогда на ноги всех, кто в России еще не утратил сердца; задела она за живое и мое сердчишко. И вот задумала я бросить все и ехать в Сибирь к прокаженным. Завела я переписку по этому поводу с уездным начальством того края, о котором поведала Кэт Марсден; стала получать и ответы – словом, упорно готовилась принести себя в жертву ради любви Христовой. Дело мое налаживалось и уже дошло до того, что я собралась распродать свое большое имущество, забрать кое-что из своих пожитков и ехать в далекую Сибирь. Никому, решительно никому я не говорила ни о своем намерении, ни о своей переписке, все таила в себе и поверяла только одному Богу, пред Которым изливала всю свою душу, прося Его благословить мой предстоящий подвиг. Почти накануне моих окончательных тайных сборов я зашла к близким знакомым, чтобы проститься с ними, и здесь узнала, что они с минуты на минуту ждут отца Варнаву. – Кто это? – спросила я. – Да разве Вы не знаете иеромонаха Варнаву от Черниговской у Троице-Сергиевой Лавры?

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Gefsim...

Мой непременный долг, моя священная обязанность, возложенная на меня по воле Божией блаженной памяти моим старцем, пещися, сколько позволяют мои силы, о благоустроении вашем душевном и вещественном. И кто знает, быть может, мне придется дать строгий отчет пред Богом во всем этом. Неужели вы думаете, что не довольно для меня этой страшной ответственности, и потому дополняете еще к этой тяготящей мой дух мысли свои порицания и наветы, охуждая мои поступки и указания со всевозможным поношением моего имени? Что из этого вам пользы и какое приобретение: вещественное или духовное? Я мог бы радоваться духом, слыша такие поношения, как утешает и ублажает Сам Господь наш Иисус Христос Своих учеников и всех Его последователей: блажени есте, егда поносят вас 30 , – если бы не скорбела душа моя о тех вредных последствиях для вас от такого злословия, а еще более от худого примера для младших, которые, как молодые ветви, скоро прививают к себе все то, что видят в старших, и заражаются еще сильнее такими примерами... Из этого выходит общий разлад, смущение и расстройство и потеря путей ко спасению – виною же всему этому опять те же гордость и самомнение. Правда, вам кажутся тягостными иногда мои указания, назначения или даже наказания, которые мне иногда приходится употреблять за вопиющие проступки ваши, и, быть может, они кажутся вам и незаконными, так как у вас есть начальница; простите меня Господа ради в этом, но, до тех пор пока матушка настоятельница – благодарение Господу Богу – не вышла еще из послушания ко мне и признает по своему благоразумию меня (хотя и недостойного, и непотребнейшего из всех) своим духовным руководителем и старцем, этому позволительно быть всегда; это хорошо вы знали и, вступая в эту обитель, знаете и теперь. Но скажите мне по совести – признавая законной начальницей, единственною поставленною над вами, мать Марию, много ли вы ей оказали послушания, покорности и уважения, пока живете здесь? Не более ли, чем мне, вы приносили досаждения и укоризн, забывши всякий стыд, и в лице ее поносите и меня, и ее вместе со мной, или черните ее поведение разными вымыслами и жалобами ко мне, а еще более рассказами людям, которых этим только более соблазняете и отвращаете от обители? Хорошо ли это? Всмотритесь хорошенько. Если, хотя и моим же указанием, вменено Марии в обязанность делать что нужно, более с советом старших, нежели по своим взглядам, то это не дает права никакой сестре брать верх над настоятельницей и относиться к ней без должного уважения, чем отличаются некоторые из вас...

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Gefsim...

Прими не вполне, может, дозревший плод этот сердца нашего и, подобно домохозяйке разумной, доведи его своим уменьем до желаемой зрелости. Марта 27-го, 1890 г. 30 Возлюбленная о Господе сестра N! Мир душе твоей от Господа! Спрашиваешь ты меня, грешнейшего из грешных, как убежать язвы греха? Недоумеваю, что скажу и что возглаголю в ответ на вопрос твой. Ты бы спросила: «Как сделать, чтобы мы грешили сколь возможно менее и реже, если же не можем удержаться совершенно от греха?» На это, пожалуй, напишу тебе нечто, но и то не от себя, а по писаниям мужей опытных в духовной жизни. Опытные в христианской жизни и достигшие величайшей степени христианского совершенства мужи предлагают для себя следующие средства или правила: 1. Надобно избегать всех случаев ко греху, всяких мест, лиц, вещей, которые могут быть для нас соблазнительными и внушают нам греховные желания. 2. Надобно непрестанно памятовать последняя своя: смерть, Суд, Воскресение, будущую жизнь. 3. Как можно чаще представлять себе вездеприсутствие Божие, размышлять о благодеяниях Божиих, особенно о жизни Господа нашего Иисуса Христа на земле, Его страданиях и смерти и вообще – о главных истинах православной христианской веры. 4. Сердечная и усердная молитва и частое призывание имени Господа Иисуса Христа весьма способствуют удерживаться от греха. 5. Надобно внимать себе, то есть бодрствовать, наблюдать за собою, за своими чувствами, желаниями и поступками. 6. Как можно чаще должно прибегать к Таинству Покаяния, исповедоваться пред отцом духовным, просить у него и слушаться его советов и достойно причащаться Святых Таин. 7. Не упускать случая и возможности присутствовать при церковном богослужении и дома читать духовные книги. 8. Чаще беседовать с людьми благочестивыми и избегать разговоров праздных. 9. Постоянно в свободное от богослужений время иметь какое-либо полезное занятие, нести должность, заниматься какой-либо работой, чтобы не быть в праздности. Итак, вот, смотри, что подобает делать христианину, чтобы по возможности избегать греха, – это, кратко сказать, молиться, трудиться непрестанно и непрестанно же быть внимательным к себе.

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Gefsim...

Вместо предисловия Прославляющия Мя прославлю. 1Цар. 2,30 Вознамерившись как можно более полно и подробно рассказать о преподобном Варнаве Гефсиманском , начнем с некой вершины его служения, с 1904 года. Именно в том году исполнилось пятьдесят лет со дня вступления Василия Меркулова – в будущем всероссийски прославленного старца, основателя и строителя Иверской женской обители – в число братий Троице-Сергиевой Лавры. В тот год духовные чада и почитатели отца Варнавы решили устроить ему юбилейные празднования. Приготовление к чествованию происходило в строгом секрете от самого виновника торжества, поскольку тем немногим лицам, кто был осведомлен о грядущей годовщине, старец строго запретил разглашать и обсуждать все, что было с этим связано. Но, по большому-то счету, с отклонением торжества батюшка немного запоздал. Высокопоставленные духовные чада старца, в частности будущий обер-прокурор Синода В. К. Саблер, обратились к митрополиту Московскому Владимиру и получили высочайшее благословение отпраздновать такую славную дату в жизни их дорогого аввы. Нижегородский епископ Назарий одобрил намерение провести торжества в Иверском монастыре – этом выстраданном детище иеромонаха Варнавы, теперь уже во всей своей красе поднявшемся среди глухого леса близ раскольничьего села Выкса в Ардатовском уезде. Оба владыки сообщили о своем согласии в самых милостивых выражениях. Московский митрополит, кроме одобрения, высказал в письме пожелание лично поздравить батюшку. Преосвященный Назарий искренне поблагодарил духовных чад за их сердечную отзывчивость и готовность утешить старца. Хлопоты по устроению торжеств взяли на себя пятеро из числа особо близких старцу лиц. Кроме уже названного В. К. Саблера, юриста, выдающегося церковного деятеля, в группу «доверенных» вошли В. О. Лутковский. Н. А. Журавлев, В. Н. Львов, а также действительный статский советник А. Н. Столпаков. Именно Алексей Николаевич в приветственной речи к юбиляру извинялся перед всеми собравшимися, признаваясь, что они вынуждены были ограничиться самым тесным кружком, чтобы не смущать батюшку. «Мы отлично знали, что стоило лишь кликнуть клич, и отозвались бы на него не пять, а пятьсот раз по пять, если не более, православных почитателей нашего дорогого отца. Но мы знали также, что такое всенародное чествование не только не было бы батюшке приятно, оно было бы им бесповоротно отклонено».

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Gefsim...

Христианской душе, жаждущей спасения, благое дело удерживать мысли добрые, а злые, когда они находят, от себя отгонять. Полезно для этого непрестанно содержать в памяти молитву Иисусову. Берегитесь почасту оставлять свою келлию и ходить без крайней надобности к другим сестрам, дабы не согрешать празднословием: а если и приходит к вам кто бы то ни было, то, Бога ради, старайтесь беседовать только об одном, что избрали себе на потребу, – яже суть Божия, а не человеческая; в противном случае, то есть когда будут говорить что-нибудь непотребное душе, то тотчас же отдайте поклон с прощанием, просите святых его молитв и садитесь за чтение или рукоделие. Что себе желаю, то и вам передаю и советую. Не от искры ли одной, иногда весьма малой и едва заметной, бывают великие пожары, и от малого зерна вырастает с течением времени великое дерево. Так и у нас: не из сердца ли исходят вся помышления злая 93 , за помышлением – слова и беседы, а там уже дела и деяния. Поэтому всемерно нужно остерегаться греховных мыслей и мечтаний, свободных слов и разговоров. Всего больше искушаются наши мысль и слово, но вот тут-то и подвиг. Нужно бороться с такими искушениями; лучше перенести скорбь и скуку, нежели впасть в сию прелесть и обман. Памятуйте, что за всякое слово праздное воздадим ответ в день Судный. Если бы даже случилось кому-либо из вас скорбные и поносные слышать слова, не смущайтесь, а благодарите – это по большей части служит на пользу нам; ласкательные слова душу расслабляют и лишают ее твердости и мужества. По-мирскому жить – как по течению воды плыть, но духовно жить – нужно противиться миру, уклоняться от суетного ласкания, презирая всякое плотское успокоение, умерщвлять духом всякие страсти и любить нищету духовную, со всяким смирением ради Господа, как научает нас Святое Евангелие. Хотя сие вначале кажется трудным и горьким, но последствия бывают благие и добрые. Положи, Господи, хранение устом нашим и не уклони сердца наша в словеса лукавствия 94 . Молитесь о мне, молюсь и о вас.

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Gefsim...

– Господи Вседержителю! Если так, то для чего Ты попустил устраивать монастыри? Помяни Свой завет, которым Ты обещал хранить до скончания века служащих Тебе! Ты знаешь, Господи, что с тех пор, как принял я монашество, всегда смирялся пред Тобою, не пил воды и не вкушал хлеба досыта! – Пахомий! – услышал он голос с неба. – Не хвались: ты человек, проси прощения! Моим милосердием монастыри устоят, и семя духовное не оскудеет до скончания века! Из тех, кто будет после тебя, многие Моею помощью спасутся из глубины рва мрачного и станут выше древних подвижников, потому что они без наставников вырвутся из мрака греховного собственным лишь трудом, и пойдут усердно путем иноческих добродетелей, и угодят Мне. Иные же получат спасение за благодушное перенесение скорбей. Вот, дети, как Господь наставлял и утешал Своего раба Пахомия, великого наставника монахов. Помните поэтому, что так как мы немощны и не в силах понести трудов и подвигов древних иноков-подвижников, то наша обязанность – быть терпеливыми в перенесении скорбей, всем довольными в жизни. Главное же – вы не должны давать какого-либо повода приразиться к нам темным духам. Это да будет вашим подвигом: не храните злобы на ближнего в своем сердце, как сказано: солнце да не зайдет во гневе вашем 299 . Обуздайте язык свой, чтобы не говорить злого во гневе на ближнего. Сказанного слова не возвратишь, а оно, произнесенное во гневе, острее ножа поражает сердце ближнего». Поступив в обитель, не думайте, сестры, что вы, оставя мир и вся яже в мире 300 : богатство, почести, удовольствия мирские, – чего-либо лишились. Нет, сестры, все то, что представляют собою радости и удовольствия мирские, – минутный призрак, за которым следует пустота, уныние духа и недовольство. Вы благодарите Бога, что водворились в тихом пристанище святой обители и теперь являетесь уже избранницами Царя Небесного. Поэтому да будут все ваши мысли в Боге, и Господь поможет вам во дни скорби. Одно только нужно в обители: молитва , отсечение своей воли, труд и терпение. Не забывайте, дети, что без скорбей и искушений невозможно нам и спасение. Велико искушение – тут-то и борьба: проси помощи у Подвигоположника Господа, от Которого великая награда готовится потерпевшим искушение.

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Gefsim...

Вот наконец исполнилось желание сердца вашего. Волею Божиею и благословением архипастырским сестра Мария Пивоварова отныне избрана быть настоятельницею обители вашей. Душевно приветствую вас и сорадуюсь вашей радости. Да соблюдет вас Господь ныне и всегда в мире и любви – вот мое искреннее желание и молитва . Потщитеся убо почитать и уважать ее, быть непрестанно и в послушании и неизменном повиновении: послушание, по учению святых отцов, превосходит подвиги поста и молитвы. Памятуйте слово апостольское: ... несть бо власть аще не от Бога... учинены суть, и кто противляется власти, тот Божию повелению противляется 103 . Обязанности настоятельства где бы то ни было вообще не легкое бремя, но в вашей, еще младенчествующей, так сказать, обители, оно подает сугубые трудности: сами знаете, сколь много имеет обитель ваша нужд, и к тому же весьма разнообразных. Посему-то и должность ваша – своею любовию и послушанием облегчать сию тяжесть трудов и забот управления. «Творити молитвы, – учит апостол, – за царя и за всех власть имущих, дабы и сами мы под их смотрением тихое и безмолвное житие пожили во всяцем благочестии и чистоте 104 . Молитесь же и вы о вашей настоятельнице усерднее, да вразумит ее благодать Божия и поможет и укрепит. Содействуйте ей и помогайте делом и словом во всяком благом начинании: где общая любовь и взаимная помощь, там и Божие благословение, а с сим и всякий успех во всех делах и предприятиях. Особенно старшие сестры, более других опытные в иноческой жизни, должны всемерно стараться облегчать труды настоятельства добрыми советами своей опытности и знания, неленостными, ради общего блага, трудами и сердечною любовию к своей настоятельнице. Старшие должны быть для младших образцом послушания и всякой добродетели, чтобы не подать им вину хотящим вины 105 ; ибо если они не будут покорны, то от кого младшие научатся послушанию? Если они непредусмотрительны, или многоречивы, или непостоянны, то как же требовать от новоначальных степенности и постоянства? Вспомните, что сказал Спаситель: «Иже сотворит и научит, сей велий наречется в Царствии Небеснем» 106 .

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Gefsim...

Я слышала о нем кое-какие рассказы, но не придавала им значения; очень уж не любила тогда монахов. И мне было обидно, что вечер у близких для меня людей оказался испорченным. Решила посидеть немного для приличия и удалиться восвояси. Но, прежде чем я успела привести свое намерение в исполнение, в передней раздался звонок и в столовую, где мы сидели за чайным столом, вошел быстрой походкой старичок-монах с наперсным крестом на груди, сопровождаемый толпой домочадцев богатого дома моих знакомых. Я отошла в сторонку, чтобы не мешать излияниям чувств домохозяев, и, воспользовавшись некой суматохой, хотела ускользнуть незаметно. Но не утаилась я от отца Варнавы. «А это у вас кто?» – спросил он хозяев, взглянув на меня. Меня представили. «Э, да какая ж ты у меня хорошая!» У меня шевельнулось в сердце враждебное чувство: и чего он вдруг вздумал передо мной заискивать? Не знает меня, в первый раз видит, а называет хорошей!.. Все это – монашеское ханжество и лицемерие!.. А батюшка не унимался, взял меня за голову да и говорит: – Хорошая-то хорошая, да нехорошее думает! Пойдем-ка со мною в другую комнату да поговорим по секрету! Я, полусознательно подчиняясь какой-то неведомой мне власти в голосе старца, смиренно пошла за ним в соседнюю гостиную. Старец затворил за собою дверь, сел на диван, усадил и меня. «Сядь ко мне поближе!» – сказал он ласково, но с тою же властью в голосе. Я подвинулась и села с ним рядом. Опять что-то гадкое и враждебное зашевелилось в моем сердце. Старец взял мою руку. Еще тяжелее стало у меня на сердце, еще неприязненнее. – Скажи мне, дочка, что ты такое задумала в своей головушке? Иль тебе здесь дела нет? Иль ты здесь совсем бесполезна и никому не нужна? Зачем, родная, ты собралась туда ехать? Я обомлела и вне себя, ничего не чувствуя, ничего не сознавая, тихо ответила старцу, как другу, как отцу или матери родной: – Батюшка! Там подвиг, там страдание: некому утешить, некому прийти на помощь... Всеми забыты, всеми отвержены!.. Там гибнут люди, всем чужие, не нужные никому!..

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Gefsim...

Примирения так и не наступило. Сестры, приверженные отцу Варнаве, доведенные до крайности, скорбя о лишении духовного водительства, подали прошение на имя епархиального Преосвященного о разрешении им, ввиду болезненного состояния их начальницы, избрать другую начальницу, единомысленную с ними и со старцем в управлении общиной. К сожалению, прошение это не имело успеха, так как епархиальное начальство еще ранее было извещено со стороны Марии Пивоваровой о происходивших в общине волнениях. Вскоре после этого и сама она отправилась лично к преосвященному Макарию, епископу Нижегородскому, желая показать владыке, что слухи относительно ее здоровья – чистейшая клевета. Испрашивая себе милостивой защиты от происходящей в обители смуты, она, конечно, не щадила в своих отзывах ни сестер, ни старца. Епархиальное начальство воспылало гневом на отца Варнаву и обещало водворить мир среди сестер, а непокорных изгнать из обители. После такого приема у владыки Мария Пивоварова стала проявлять в обращении с сестрами еще больше гордой самоуверенности. Она употребляла все меры к тому, чтобы отменить порядки, установленные в обители отцом Варнавой как неполезные и даже совершенно ненужные. Что переживали сестры, видно из заявления выксунского мирового судьи, поданного им на имя преосвященного Макария. «Некоторые сестры, – писал он владыке, – мне заявили, что начальница даже не позволяет им брать воду из монастырского колодца, а приказывает носить из болота... Кроме того, начальница заставляет сестер покупать у нее для отопления своих комнат дрова, прежде заготовленные для обители». Сестры рассказывали, что трапеза у них стала скудная, даже хлеба не давали вдоволь. Вопреки завету старца, чтобы каждая сестра жила в отдельной келлии, их поместили по нескольку человек, а свободные корпуса заколотили. Дров в зимнюю стужу выдавали только по два полена. Письменное общение с кем бы то ни было не разрешалось. Тяжело было сестрам видеть запустение в святой обители, но тяжелее всего было для них слышать о том, что со стороны начальницы на их дорогого отца и наставника возведено много клеветы и послано много неподобающих доносов.

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Gefsim...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010