Эта фраза быстро облетела Одессу, которую называют большой деревней... Учёного арестовали и требовали опровержения факта чуда, атеистического заявления. Однако Филатов оставался непреклонен и отказался давать богохульственные комментарии. Наталья Борисовна рассказывает, что чекисты всячески давили на Владимира Петровича, морально издевались, унижали («вшивая интеллигенция»), хотя не били: «Его обвинили в создании антисоветской организации, участии в её собраниях и прочем. Заставляли писать признания-самооговоры (и одну бумагу-самооговор под давлением он успел даже подписать, и она хранилась в его деле в НКВД)». Однако дело получило огромный резонанс, мировая научная общественность высказала возмущение арестом великого офтальмолога, и Филатова отпустили. Поразительно, но после освобождения учёный даже в кругу самых близких людей не делился воспоминаниями об этом страшном эпизоде, никогда не жаловался. Ситуация с НКВД всё-таки внутренне надломила учёного. Как замечает С. Ф. Васильева, Филатов после этого впоследствии периодически наклонялся, ощупывал под ногами почву, опасаясь, что та исчезает куда-то. Но это был человек удивительной силы духа с неравнодушным, горящим сердцем. Невзирая на свой арест и дворянское происхождение, он и впоследствии, как и прежде, не боялся ходатайствовать, писать письма с просьбой освободить из-под ареста того или иного исследователя. Регулярно пересылал заключённым посылки на Соловки. Помогал с трудоустройством учёным, впавшим в немилость - в частности, приютил в своём институте академика Малиновского. Учитывая возложенную на него ответственность из-за занимаемой им высокой должности, мог быть твёрдым, даже жёстким, ударить кулаком по столу, чтобы добиться желаемого результата. Филатов не робел перед авторитетами и своих учеников учил тому же. С. Ф. Васильева вспоминала: «Раз в неделю академик проводил обходы. Однажды, осматривая больного, он обратился к коллегам: „Посмотрите, какой рефлекс у больного. Посмотрите, как реагирует зрачок на свет " . При ярком свете зрачок сужается. Отсутствие такой реакции говорит о слепоте. Все по очереди стали наклоняться и освещать глаз: „Да, да реагирует, сужается " , - соглашались все. „Все посмотрели? - обратился Владимир Петрович к коллегам. - А теперь смотрите! " Он взял офтальмоскоп и постучал его ручкой прямо по глазу. Раздался стеклянный звук: „Этот глаз-протез. Зрачок на нём - нарисованный, он не реагирует на свет. Вам надо было смотреть на другой глаз. Никогда не поддавайтесь давлению авторитетов. Кто-то из вас заметил, что зрачок не движется, но вы промолчали. Хотели мне угодить. Этого делать нельзя, истина важнее всего " ».

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/0...

После возвращения в Москву С.С.Головина кафедру глазных болезней Императорского Новороссийского университета возглавил профессор В.П.Филатов. Этой одной из крупнейших кафедр офтальмологии в России и СССР академик В.П.Филатов возглавлял 45 лет. Командировка же в Одессу продлилась 53 года. Открыто в годы антихристианского лихолетья исповедовал Веру Христову. О его исповедническом подвиге многолетнем можно много рассказывать. Познакомившись с владыкой Никоном, В.П. Филатов увидел в нем духовного соратника. Но для Филатова это были еще и особенные отношения. Владыка Никон был на 27 лет моложе академика, который испытывал к владыке еще и отцовские чувства. Архиепископ, который родился в 1902 году, был моложе сына В.П. Филатова, которого тот потерял в Москве. «Случилось мне, – пишет Владимир Петрович, – проводить в течение многих дней незабываемые часы у постели друга моего и многих христиан, высоких духовных лиц... Болезнь его была тяжелая, она поразила костный мозг и повела к жестокому белокровию и, по заключению профессоров, была смертельной, неизлечимой. Все известные мне по медицинской литературе случаи этой болезни (а их было около 150) кончились смертельным исходом. Архиепископ Никон резко заболел в Ворошиловграде. Профессор С. вылетел туда и сопровождал его в Одессу. Когда я увидел его в Одессе, я понял после консилиума, что надежды на выздоровление нет. С самого начала больной, будучи глубоко верующим человеком, вел себя стоически. Совершенно исключительное впечатление производила молитва архиепископа перед иконой Касперовской Божией Матери, которую ему привозили из собора. Два раза я была при этом. Когда священники, поднявшись в комнату архиепископа на втором этаже по винтовой лестнице, подходили к его постели, больной, дотоле слабый, изможденный голодом (он почти ничего не ел), вставал с неожиданной энергией, подходил к иконе, крестился, брал ее на руки и клал на аналой. Приложившись к иконе, он служил сам молебен Божией Матери и пел гимн «О Всепетая Мати...» вместе с присутствующими. Он несколько раз в течение молебна становился на колени, припадал грудью и головой к иконе, и слезы умиления текли из его глаз. Плакали и присутствующие. По окончании молебна он брал икону на руки и нес ее вниз, до первого этажа, до выхода во дворик, и только тут передавал ее в руки священнику. После того, почти не поддерживаемый никем, он поднимался наверх к своему ложу, ложился и почти без одышки беседовал с окружавшими его близкими. Трудно было понять, как мог это делать больной и такой слабый человек. Все это было производимо им в состоянии высокого подъема религиозного чувства, в состоянии экстаза и оказывало на меня и всех окружающих огромное впечатление, вызывая и у нас подъем религиозного чувства. Незабываемые минуты!

http://ruskline.ru/news_rl/2021/04/19/dv...

Книги, музыка и реклама Леонид Филатов, Владимир Качан, «Пушкинский цикл» (1960-е) Актеры Леонид Филатов и Владимир Качан познакомились, когда вместе поступали в Щукинское училище в 1965 году. Они жили в одной комнате, подружились и стали вместе писать песни — у Филатова были стихи, а Качан создавал для них музыку. Так родился и цикл о Пушкине, который стал народным. «Один молодой человек, актер в фильме “Молодые”, спел эту песню и заявил, что это он ее написал. Я сказал Филатову, Филатов говорит: “Ну и черт с ним, мы еще сочиним”», — рассказывал актер. Спустя несколько лет после этого случая он услышал «Пушкина» в провинциальном ресторане. Когда спросил, кто написал песню, ему ответили — неизвестный музыкант, судьба которого сложилась трагически. …Друг мой, вот вам старый плед! Друг мой, вот вам чаша с пуншем! Пушкин, Вам за тридцать лет, Вы совсем мальчишка, Пушкин! Тает желтый воск свечи, Стынет крепкий чай в стакане, Где-то там, в седой ночи, Едут пьяные цыгане… Булат Окуджава, «Счастливчик Пушкин» (1967) Литературовед Юрий Лотман сказал однажды, что лучше всех Пушкина понял другой поэт — Булат Окуджава. И что в его стихотворении «Счастливчик Пушкин», написанном в 1967 году, больше понимания личности Александра Сергеевича, чем в академических трудах. «Пушкина я по-настоящему открыл для себя поздно, в сорок лет. Хотя читал его с детства и думал, что люблю. Но именно думал. Оказалось, что я его не знал, не понимал, а просто участвовал в общем хоре. А в сорок лет я почувствовал Пушкина и стал перечитывать его другими глазами. Как стихи моего близкого, хорошего знакомого, как стихи дорогого мне человека, чья трагедия аукнулась во мне очень сильно…» — писал о поэте Булат Шалвович. Александру Сергеичу хорошо! Ему прекрасно! Гудит мельничное колесо, боль угасла, баба щурится из избы, в небе — жаворонки, только десять минут езды до ближней ярмарки… Группа «ДДТ», «В последнюю осень» (1990) Юрий Шевчук впервые исполнил песню, в которой обращается к Пушкину, на концерте памяти Виктора Цоя в октябре 1990 года. Тогда он пел «В последнюю осень» дважды — зрители его об этом просили.

http://pravmir.ru/media-pushkin-ili-o-po...

Книга Алексея Филатова «Буденновский рубеж» выходит 15 июня.  Справка. Алексей Филатов родился и вырос в Москве, в семье военного. С отличием окончил Орловское высшее военное командное училище связи, Российскую государственную Академию физической культуры и спорта, адъюнктуру Академии ФСБ России. Женат, воспитывает пятерых детей.  С 1982 по 2003 годы Филатов проходил службу в различных подразделениях ФСБ РФ, в том числе — в управлении «А» Центра спецназначения (группа «Альфа»). Участвовал в спецоперациях по освобождению заложников, в боевых действиях в Чеченской республике.  Удостоен медалей «За отвагу», за безупречную службу, ряда других наград. Автор трех книг: «Крещенные небом», «Люди А», «Буденновский рубеж». Консультант по вопросам безопасности ряда документальных фильмов. Автор короткометражного фильма «Обмен». Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 15 февраля, 2024 10 февраля, 2022 9 июня, 2020 19 мая, 2018 11 декабря, 2017 5 апреля, 2024 3 апреля, 2024 2 апреля, 2024 2 апреля, 2024 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.)

http://pravmir.ru/25-let-posle-terakta-v...

292 С. Н. Исанбаев, В. И. Шабыков «Современные верования марийцев (по материалам социологических исследований)», в Узловые проблемы современного финно-угроведения . Йошкар-Ола, 1995, с. 126-Несколько иные цифры дают В. С. Соловьев (Указ. соч., с. 126) и В. Д. Шаров (Современная этнополитическая ситуация в республике Марий-Эл в свете проблем возрождения финно-угорских народов. Рукопись). По мнению ряда других авторов, доля двоеверов достигает 60 %. См.: С. Филатов, А. Щипков Язычество…, с. 183; они же. Поволжские народы …, с. 277. 294 См. напр.: Г. Е. Шкалина «Культурная идентификация финно-угорских народов», в Узловые проблемы современного финно-угроведения . Йошкар-Ола, 1995, с. 194–196. 297 Там же, с. 199; А. М. Соловьев «Проявления синкретизма в религиозных текстах мари», в Исторические очерки. Материалы научной конференции III Тарасовские чтения . Йошкар-Ола, 1997, с. 45–49. 300 С. Филатов, А. Щипков Поволжские народы …, с. 279; Л. М. Минц «Священные рощи мари», в Вокруг света, 1996, 1 (36). 302 А. Изергин. Указ. соч.; Г. Макаров «Жертвоприношение. В Марий-Эл пролилась кровь… священных водоплавающих», в Огонек, 1995, 47 (4–5); А. Сагирова «Куприяново, год 1995-й», в Вестник района  (Сернурский район Марий-Эл), 13 октября 1995 г.; Н. С. Попов. Указ. соч.; Л. М. Минц. Указ. соч., с. 40; НТВ, 7 июля 1997 г. 304 Г. И. Ибулаев «К вопросу о язычестве марийцев Башкортостана», в Второй Международный конгресс этнографов и антропологов, 1–5 июня 1997, ч. Уфа, 1997, с. 113. 305 А. Юзыкайн «Там, где солнце всходит и заходит», в История и культура марийского народа. Хрестоматия для учащихся V–VI классов средней школы. Йошкар-Ола, 1993. 308 С. Филатов, А. Щипков Поволжские народы …, с. 282–283; В. Петрушко «На марийской земле», в Православная Москва, 1996, 26–27 (6). 310 Новые религиозные организации России деструктивного и оккультного характера. Справочник. Белгород, 1997, с. 89–90. 311 Н. И. Шутова «Особенности удмуртского святилища Лек Ошмес», в Узловые проблемы современного финно-угроведения . Йошкар-Ола, 1995, с. 197–198.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/neojazyc...

Закрыть itemscope itemtype="" > Одессу отдали Коломойскому 02.12.2019 643 Время на чтение 13 минут Источник: Политнавигатор Игорю Коломойскому отдали Харьков и Одессу. Мэры Труханов и Кернес останутся на своих должностях. Почему Филатов дерзит Коломойскому. Соросята захватили Национальный банк и Кабинет министров. Зеленский не лох, он кинул саму Юлию Тимошенко. В засаде сидит Валерий Хорошковский. О последней распродаже Украины, украинской земли и 400 предприятий, о махинациях с бумагами внутреннего займа и о судьбе Донбасса, обозревателю ПолитНавигатора Валентину Филиппову рассказал экс-народный депутат Олег Царев, перешедший на сторону восставшего народа. Валентин Филиппов: Пошли такие слухи, что «Коломойскому отдали Одессу». Правда ли это, и как это понять? Олег Царёв: Отдали Авакову две области. Одесскую и Харьковскую. Валентин Филиппов: Авакову? Олег Царёв: Аваков входит в группу Коломойского. Так получилось, что среди партнёров Зеленского, участников его избирательной кампании, соинвесторов, Коломойский не получил должностей, которых хотел – ни в правительстве, ни в Нацбанке, ни в силовых структурах. Но он набирает за счёт региональных властей. За счёт назначений в регионы. Валентин Филиппов: Коломойский станет менять в Одессе мэра? Олег Царёв: Геннадий Кернес и Геннадий Труханов входили всегда в группу Коломойского. Он постарается их удержать. Валентин Филиппов: То есть у одесситов есть надежда на меньшее из зол. Олег Царёв: В Харькове сложнее получается. У Кернеса конфликт с Аваковым. Тем более, после последних взрывов и расстрелов. Стало понятно, что к устранению друзей Геннадия Кернеса имели отношение люди Авакова. И противостояние обострилось. Как там сложится ситуация – сказать сложно. Валентин Филиппов: А как в этой ситуации получается, что Днепропетровск – нет. Олег Царёв: У Коломойского сейчас сложная ситуация. Ну, посмотрите, кто такой Филатов? А он откровенно грубит, дерзит, посылает Коломойского. Публично. В городе, в котором председатель областного совета Вячеслав Олейник – человек Коломойского, губернатор – человек Коломойского. И у Коломойского должно быть достаточно ресурсов, чтобы навести порядок.

http://ruskline.ru/opp/2019/12/02/odessu...

Особенно справедлив этот вывод для иконостаса с полнофигурным деисусным праздничным, полнофигурным пророческим и праотеческим чинами. Одним из наиболее характерных памятников такого типа является дошедший до нас иконостас московского Успенского собора середины XVII в. В нем высота икон Деисуса примерно равняется высотам икон пророческого и праотеческого чинов 860 . Итак, на настоящем уровне знания можно считать, что в России XV – середины XVII в. бытовало три типа четырехъярусных и пять типов пятиярусных иконостасов (ил. 2). 813 Предварительную публикацию настоящей работы см.: Мельник А. Г. К истории и типологии русских высоких иконостасов XV – середины XVII в.//История и культура Ростовской земли. 1994. Ростов; Ярославль. 1995. С. 114–124. 814 Голубинский Е. История алтарной преграды или иконостаса в православных церквах//Православное обозрение. 1872. Второе полугодие. 7–12; ( " перовский II. Старинные русские иконостасы. СПб.. 1893; Голубинский Е. История русской церкви ЧОИДР. М.. 1904. Кн. 2. С. 195–207; Успенский Л. А. Вопрос иконостаса/7 Вести. Русского западно-европейского патриаршего экзархата. Париж. 1963. Ха 44. С. 223 255. Ильин М. А. Иконостас Успенского собора во Владимире Андрея Рублева//ДРИ: Художественная культура Москвы и прилегающих к ней княжеств. XIV-XV1 вв. М.. 1970. С. Истин 77. В. Об архитектурной композиции древнерусских высоких иконостасов//Там же. С. 41–56; Он же. Исторические основы древнерусского высокого иконостаса//Там же. С. 57–72; Филатов С. В. Проблемы взаимодействия станковой и монументальной живописи в памятниках архитектуры Московского круга конца XV XVI веков. М.. 1987. Дис. ... канд. искусствовед.; Сорокатый В. М. Новгородские иконостасы в XVI в., их состав и иконографические особенности//Русское искусство позднего средневековья. М.. 1993. С. 59–102. В данных работах см. более полную библиографию по рассматриваемому вопросу. 815 Филатов С. В. Проблемы взаимодействия станковой и монументальной живописи в памятниках архитектуры Московского круга конца XV-XVI веков. М.. 1987. Авторсф. дис. ... канд. искусствовед. С. 13.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikonosta...

     Когда архиепископ Лука переехал в Крым, директор Симферопольского медицинского института и его Ученый совет почли за лучшее сделать вид, что о его приезде им ничего не известно. Студенты-медики, встречавшие архиепископа Луку в Симферополе с цветами, были за это наказаны.      В начале 1947 года Владыка писал сыну: " Мои доклады в Хирургическом обществе и на двух съездах врачей имели огромный успех. В Обществе все вставали, когда я входил. Это, конечно, многим не нравилось. Началась обструкция. Мне ясно дали понять, что докладов в своем архиерейском виде я больше делать не должен. В Алуште мой доклад (по просьбе врачей! ) сорвали...      Я дал согласие два раза в месяц читать лекции по гнойной хирургии и руководить работой врачей в хирургических амбулаториях. И это сорвали. Тогда я совсем перестал бывать в Хирургическом обществе " .      Однако в то же время Владыка объявил бесплатный врачебный прием, и сотни больных со всего Крыма хлынули на второй этаж архиерейского дома на Госпитальной.      Кроме церковных служб, проповедей, приема больных и административной работы по епархии, в 1949 году Владыка Лука занимался сбором материалов для своей монографии — переработанной диссертации " Регионарная анестезия " , которая должна была принести хирургам несомненную пользу.      Симферопольские военные медики направили к архиепископу Луке своего представителя М.Ф. Аверченко с просьбой поделиться с ними своим врачебным опытом. Владыка с радостью согласился консультировать в их госпитале. К приезду консультанта все отделения госпиталя готовили обычно самых тяжелых больных. Но уже в июне 1951 года Владыка Лука писал: " От хирургии я отлучен за свой архиерейский сан, и меня не приглашают даже на консультации. От этого погибают тяжелые гнойные больные... "      Владыка Лука состоял в дружеских отношениях с академиком В.П. Филатовым, глубоко верующим человеком. Филатов принял в свой институт Валентина Войно-Ясенецкого, он же наблюдал за больным глазом архиепископа Луки. Владыка писал сыну Алексею: " Филатов... очень хороший человек, вполне верующий. Я был у него два раза, и он приезжал ко мне в гостиницу прямо-таки для исповеди " . И в другом письме: " С Филатовым долго беседовал о его научной работе и душевных делах. Он вполне религиозный человек " .

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/9...

На каждого «русского мусульманина» приходятся десятки татар, башкир, казахов, кабардинцев и даже чеченцев, принявших Святое Крещение. Положительные тенденции наблюдаются и в борьбе с ваххабитами, которые упустили возможность захватить власть в ряде регионов и развязать масштабный межрелигиозный конфликт. Россия была, есть и будет православной страной с дружественным мусульманским меньшинством, интересы которого следует уважать и при необходимости – защищать. Рекомендуемая литература и видеоматериалы Общая справочная литература 1.Атлас культур и религий. М., 2007. 2. Али-Заде А. Исламский энциклопедический словарь. М., 2007. 3. Большая российская энциклопедия. М., 2004. 4. Большая советская энциклопедия. М., 1969. 5. Ислам: энциклопедический словарь. М., 1991. 6. Ислам на территории бывшей Российской империи: Энциклопедический словарь. М., 1998–1999. 7. Ислам и право в России. Выпуск 1. М., 2004. 8. Ислам и право в России. Выпуск 2. М., 2004. 9. Пучков П. И., Казьмина О. Е. Религии современного мира. М., 1998. 10. Силантьев Р. А., Филатов Е. Г. Атлас религий России. М., 2010. Т. 1; М., 2011. Т. 2 11. Силантьев Р. А., Филатов Е. Г., Пучков П. И. Атлас исламского сообщества России. М., 2009. 12. Словарь исламских терминов. Казань, 2014. 13. Ханбаги Р. Российские мусульмане: Библиография. М., 2007. 14. Хрестоматия по исламу. Пер. с арабского, введ. и примеч. М., 1994. 15. Беседы про ислам с Р. А. Силантьевым. Видеолекция. Вероучение ислама 1. Бартольд В. В. Ислам. М., 1966. 2. Бартольд В. В. История культурной жизни Туркестана. Л., 1927. 3. Бартольд В. В. Халиф и султан: Сочинения. М., 1966. Т. IV. 4. Бартольд В. В. Собр. соч. Т. 6: Работы по истории ислама и арабского халифата. М., 1966. 5. Баязитов А. Отношение ислама к науке и иноверцам. СПб., 1887. 6. Важнейшие сведения о суннитском вероучении. Казань, 2006. 7. Васильев И. Богословские основания для межрелигиозного диалога в исламской традиции. Пятигорск., 2015. 8. Вероучение ислама: обоснование суннитских воззрений по ряду основополагающих вопросов.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

В журнале " Духовный собеседник " (1992, 1–2, с. 41) красочно описывается история, случившаяся в XVI веке с неким Семеном Матвеевым, которого молокане считают одним из своих предшественников. Семен раздобыл славянскую Библию и дочитался до того, что отошел от православных обрядов, за что и был колесован. Нельзя не процитировать резолюцию совещания православных деятелей (1891) под председательством К.П. Победоносцева: " Быстрый рост сектантства является серьезной опасностью для государства. Всем сектантам должно быть воспрещено покидать свое местожительство. Паспорта сектантов должны быть помечены особым образом, чтобы их нигде не брали на работу, пока жизнь их в России станет невыносимою. Дети их должны силою отбираться и воспитываться в православной вере " . Цит. по: Митрохин Л. Н. Баптизм: история и современность. СПб., 1997. С. 243. Вспомним героя романа Н.С. Лескова " Соборяне " священника Туберозова, который возмущался отсутствием государственного жалованья. Филатов С. Б. Католицизм в США. М.: Наука, 1993. Цит. по: Филатов С. Б. Католицизм в США. М.: Наука, 1993. С. 5. Там же. С. 5. Митрохин Л. Н. Религия и политика в российской исторической традиции//Религия и политика в посткоммунистической России. М.: Инт философии РАН, 1994. С. 20–21. Фурман Д. Е. Религия, атеизм и перестройка //На пути к свободе совести. М.: Прогресс, 1989. С. 12. Самое детальное исследование этого периода истории баптизма см. в: Митрохин Л. Н. Баптизм: история и современность. СПб., 1997. 478 с. Имеется в виду Закон о свободе совести, принятый Думой и утвержденный президентом осенью 1997 года. Закон ограничивал регистрацию " нетрадиционных " религиозных объединений. Красноярский край, Минусинский район, село Черемшанка – центр секты Виссариона (Сергея Торопа). Соловьев В. С. Сочинения: В 2 т. Т. 1. М., 1989. С. 59. Христианско-демократический союз России (ХСДР), Москва Христианско-демократический союз С-Петербурга (ХДС СПб), Петербург Российская христианско-демократическая партия (РХДП), Москва

http://religare.ru/2_26392.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010