107)       Путеводитель по окрестностям Москвы и указатель их достопримечательностей. Сост. О.П. Захаров. M., в типографии Бахметева, 1867 г., 16°, стр. VI+338. (О Троице стр. 1–87, Гефсимании стр. 87–110, пустыни св. Параклита стр. 110) 108)       Путеводитель по Москве и ее окрестностям. Сост. В. Долг–ой. Издание кн. В.Г. Долгорукого и В.М. Анофриева. M., в типографии Рис, 1872 г., 16°, стр. VI+46+206+104+94+40. (О Троице на стр. 1–25; о посаде стр. 25–27; о Вифании стр. 27–29; о Гефсиманском ските стр. 29–34; о Хотькове стр. 37–38). 109)       Новый путеводитель по Москве и ее окрестностям и указатель ее достопримечательностей в историческом и топографическом отношениях. М., в печатне С.П. Яковлева, 1881 г., 16°, стр. 149+IV немтч. (О Троице на стр. 128–129). 110)       Москва и ее окрестности. П. Седельникова. М., в типографии П. Лебедева. Издание А.В. Хлебникова, 1881 г , 16°, стр. Χ+II+VΙII+521+XXXIV. (О Трояце, Хотькове, Гефсимании п Вифании на стр. 345–379). 111)       Указатель достопримечательностей Москвы. С. Толстопятова. М, в типографии М.Н. Лаврова, 1882 г., 16°, стр. 64+ХХХ II (о них же на стр. 61–64). 112)       Спутник дачника по окрестностям Москвы. Сост. Л.А. Фейгин. М., в типографии И.Н. Кушнерева и К°. 16°, стр. (Idem. стр. 47–53). Путеводители на иностранных языках известны мне следующие: 113)       Das Troitza-Sergiew’sche Kloster bei Moscau. Aus allen Welttheiben 4 Sahrg. April 1873 г. 114)       Das Kloster des st. Sergius bei Moscau. Ueber Land und Meer 1874 г. 25. 115)       Beschreibung des Klosters des H. Sergius und dessen Gebäuden. M., в тип. Готье, 16°, 45 стр. (Напеч. 1,200 экз.). 116)       Le couvent de st. Serge. Веры Араповой. Отзывъ в «Москов. Ведомостях» 1876 г., 277. – С. Яковлева. 117)       А guide to the Lavra of st. Sergius at Troitsa. Москва 1876 г. Тип. Готье, 43 стр. (Напеч. 1,200 экз.). Не лишне отметить также следующие статьи по поводу железной дороги к Троице: 118)       Московско-Сергиевская желез. дорога. Александра Смирнова «Москов. Ведомости» 1859 г., 166. Тоже «Москов. Губерн. Ведомости» 40–42.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

Как-то, будучи сильно расстроен сообщением о недостаче нескольких тысяч рублей, случившейся из-за небрежности Духовного собора Лавры, святитель Филарет написал отцу Антонию строгое внушение. В конце письма были слова: «Сие написано в первые минуты по известии о недочете у бывшего казначея. Теперь я желал бы, чтобы говорено было тише. Но так уже и быть. Прочитайте написанное, по крайней мере, как исповедь, что я думал по получении известия». Святитель Филарет нередко обращался за советами к преподобному Антонию по «кадровым» вопросам даже в тех случаях, когда они не входили в компетенцию наместника Лавры. Например, Святитель спрашивал, что ему делать с инспектором Академии архимандритом Платоном (Казанским), который попал под влияние мистика Дубовицкого, и, несмотря на все увещания, не прекращал общения с этим человеком. Только благодаря полному доверию святителя Филарета наместнику Лавры стало возможным устройство Гефсиманского скита: «Скита не было бы, если бы на Вашем месте был другой, даже из пользующихся моею доверенностью. Только полная доверенность к Вашему духовному рассуждению и к чистоте намерения расположила меня решиться на это дело, не принимая в расчет возможных неприятностей за несоблюдение форм перед начальством». Ученые вопросы При строительстве Троицкой (ныне Ярославской) железной дороги святитель Филарет, признанный канонист, не доверяя своему мнению, обращается к отцу Антонию с вопросом канонического характера: «Взятие акций не будет ли значить, что мы отдаем деньги в рост, и этот рост брать будем из рук богомольцев, которые будут платить на железной дороге свои трудовые лепты? Не говорят ли против сего правила церковные: 44-е Апостольское правило и 17-е правило Первого Вселенского Собора? Желаю иметь от Вас ответ на сии сомнения прежде, нежели решусь на что-нибудь». Удивительно и доверие святителя Филарета «неученому» наместнику Лавры в научно-богословских вопросах, в чем он и сам признается: «Я преимущественно перед богословами обратился к Вам с оным вопросом (о почитании Божией Матери в различных иконах — ред.), по доверенности к разумению и к искренности Вашей». Святитель часто отправлял рукописи своих бесед и проповедей на рецензию отцу наместнику: «Прочитайте прилагаемую тетрадь и рассудите, отдать ли ее нашим издателям». Замечания отца наместника владыка принимал с искренней благодарностью и просил: «Не знаю, сказать ли: смотрите за мной строже. Скажу, по крайней мере: смотрите за мной не слишком снисходительно».

http://pravmir.ru/chuvstvo-loktya-perepi...

«Как сейчас помню обстановку его первых лекций, – писал один из слушателей С.А. Волков. – Самая большая аудитория переполнена. Стоят в проходах, вдоль стен, сидят на подоконниках, толпятся около двери... Флоренский, несмотря на глуховатый тон голоса, живописал словами, и не только живописал, но и создавал некое музыкальное звучание в душе... Хотелось жить, созерцать, мыслить, творить. Раскрывались глаза на малейшие детали окружающего мира, природы и людей, прекрасное начинало сиять и ласкать своей просветленной ясностью, зло постигалось как тень, как отсутствие прекрасного. Зло переставало угрожать...». Здесь, в доме на Петропавловской улице, была подготовлена книга «Столп и утверждение Истины», изданная в 1914 году. Во многом в необычной книге в форме писем воплощены юношеские искания Истины. Философские размышления чередуются с лирическими фрагментами, где автор обращается к Другу-единомышленнику, открывая ему свою исстрадавшуюся душу. В начальных строках письма 10-го П.А. Флоренский повествует о своей жизни в Сергиеве так: «...тогда я только зажил самостоятельно и поселился в маленьком одиноком домике. Один, не только без мебели, но и без скамьи, чтобы присесть: часы были единственным предметом «обстановки». Сидел на каком-то ящике, на нем и занимался. Холод, пустота и жизнь впроголодь... Особенно жутко было вечерами. Темнело. Начинал накрапывать дождик, постукивая по железной крыше... Крыша взрыдывала в последней тоске и холодном отчаянии... Тоскливо громыхал железом крыши внезапный порыв ветра! Жутко шумел за окном тремя березами...», 272 – и в нас возникает ощущение мрака осенней ночи, проведенной в маленьком доме на окраинной улице провинциального северного городка. В окружающем П.А. Флоренского микро-пространстве он умел видеть не поверхностно-бытовую сторону Посада, но глубинную, внутреннюю связь веками созидаемого. Когда-то Сергиев Посад и его окрестности составляли единый природный и художественно-исторический комплекс: объединяющие Лавру и расположенные вокруг нее слободы, ближние и дальние скиты – с восточной стороны Гефсиманский, Черниговский, Вифания, над прудом скромная Киновия, в отдалении Параклит, к северо-западу село Деулино, известное по заключенному там миру с поляками в 1618 году, западнее его – село Благовещенское, с XIV века удел князей радонежских, все они связаны с историей Лавры. В природном отношении они обрамляли Лавру, составляя единую цепь исторически-заповедных мест. По замыслу устроителей скитов, они воссоздавали в окружении Лавры подобие окрестностей Иерусалима, возводя мысль созерцающего к Иерусалиму Горнему. Немало исходил П.А. Флоренский окрестности Посада.

http://azbyka.ru/otechnik/6/izbrannoe-st...

Инок, приступая к подвигу исихии, ищет путь к обретению веры. «Начало добра – вера, в особенности же Христос – камень веры», – наставляет Григорий 43 . Устремляясь к вере, обретая ее, подвижник погружается в глубину безмолвия: в его душе замолкает последний шепот индивидуальных влечений, и это самоотречение совершается во имя духовного единения с Богом. Начало исихии – удаление от забот повседневности, от суетной привязанности к ним. Основанием исихии служат смирение и терпение. Без этих двух качеств практика безмолвия не сопровождается необходимым отказом от беспечности и способна породить лишь самомнение. В свою очередь самомнение препятствует покаянию в грехах – сокрушению сердца о собственных несовершенствах и смирению души. Разумное уединение и полное молчание являются поэтому необходимым условием действенного духовного подвига 44 . Григорий выделяет три добродетели безмолвия, которые взаимно порождают и оберегают друг друга: воздержание, молчание и смирение. К ним в иноческой жизни следует, по мысли Синаита, добавить бодрствование, чтобы не уподобляться уснувшим во время молитвы Христа в Гефсиманском саду. Важно отметить, что к добродетелям практики исихии Синаит рекомендует присоединить три «богоугодных занятия» – разновидности деятельности, характеризующей социокультурный уровень приобщенности инока к церковной жизни. Это – оглашение молитв, псалмопение и чтение. Таким образом, подвижник исихии мыслился Григорию Синаиту носителем письменной культурной традиции, знатоком молитвослова и искусства церковных песнопений. «Названные добродетели, – заключает он, – не только обнимают все [прочие], но и входят в состав одна другой» 45 . Творения Григория Синаита позволяют проникнуть и в культуру повседневности подвига исихии. Приступать к трапезе инок имел право лишь на десятом часу ежедневного подвига. Ему подобало вкусить немного хлеба и разбавленного вина. «Из съестных припасов, какие найдутся, – разъясняет Григорий, – позволительно употреблять не столько, сколько прихотливо требует природа, но пользоваться [нужно] с самоограничением» 46 . Церковный день, начинающийся в шесть часов пополудни, т. е. вечером, знаменовал и начало ежедневного подвига – углубления в безмолвную созерцательную молитву, которой надлежало продолжаться в течение темного времени суток без перерыва до четвертого часа утра.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

– Ваша миссия – налаживать контакты между людьми разных стран и конфессий. Сейчас мы часто слышим о важности толерантного отношения к представителям других народов и их верованиям. Как вы считаете, насколько сегодня актуальна толерантность в нашем обществе? – Когда Иисус Христос молился в Гефсиманском саду перед тем, как Его схватили и повели на распятие, Он молил Бога-Отца: «Отче, как Мы с Тобой едины, да будут все едины!» Заповедь о единстве побуждает нас стремиться к сближению с последователями Христа. Что касается других религий, то среди них буддизм отличается особой мягкостью. Вы что-нибудь слышали о буддистских террористах? – Нет. Они действительно люди мирные. – А о каких террористах мы все время говорим? – Как правило, о мусульманских... – Вот именно. Сейчас ислам уже захлестывает Западную Европу. Я недавно сдал в печать книгу «Ислам в Европе». В каждой из крупных стран – по 5 миллионов мусульман, и их число все время увеличивается. Это уже закат европейской цивилизации. И вот тут говорить о толерантности можно, но надо знать, что это слово означает. Если мы откроем справочник по психологии, то увидим, что толерантность – это апатия, безразличие к внешним раздражителям (нападают на нас – ну и ладно). Если заглянем в медицинский словарь, там будет четко написано: «Толерантность – это неспособность организма вырабатывать антитела против вирусов». То есть это СПИД. Если представим государство в виде организма, то это ситуация, когда нас агрессивно захлестывают носители другой культуры: все помнят Беслан, «Норд-Ост»... Когда татаро-монголы шли на Русь, Дмитрий Донской поехал к Преподобному Сергию Радонежскому, и тот его благословил на битву. А представьте себе, если бы он сказал: «Нет, знаете, надо быть толерантным!» Тогда мы бы тут с вами не сидели. Если оперировать сегодняшними терминами, Преподобного Сергия Радонежского можно было бы привлечь к уголовной ответственности за экстремизм. После «совка» и Бухенвальд не страшен – Большое видится на расстоянии. Что в нас, россиянах, есть такое, чего нет у других народов, и чего нет у нас, но есть у них?

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

Икона Черниговская Гефсиманская - описание Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Меню сайта Начальная страница Иконы Богородицы Иконы Иисуса Христа Иконы Ангелов Иконы Святых Минейные иконы Модерация Опознание икон Новое на сайте Оффлайн-каталог Аудиозаписи канонов О проекте/конт@кт Помочь сайту Форум Пользователь Работаем анонимно. Вход Регистрация Икона Черниговская Гефсиманская - описание Эта страничка относится к разделу   Икона Пресвятой Богородицы Черниговская Гефсиманская Является верным списком (копией) с другой Черниговской иконы – ИЛЬИНСКОЙ, прославившейся в 1662 году в Троицком Ильинском монастыре близ Чернигова. С чудесным образом сохранившейся иконы появилось много списков, один из которых попал в пещерный храм в честь святого Архистратига Михаила в Гефсиманском скиту близ Троице-Сергиевой Лавры. Первое чудо от иконы произошло 1 сентября 1869 года: исцеление 28-летней крестьянки Тульской области Фёклы, бывшей до этого в полном расслаблении около 9 лет. Святитель Иннокентий, митрополит Московский, сам встретился с исцелённой и, после тщательного опроса, благословил совершать перед прославившейся иконой молебное пение. С этого времени от иконы Божией Матери Черниговская Гефсиманская стали проистекать многочисленные исцеления, каждое из которых в монастыре засвидетельствовано должным образом. Так, через две недели после исцеления болящей Фёклы от приступов безумия исцелился крестьянин, которого родственники, прослышав о чудотворной иконе, привезли в Гефсиманский скит. В 1922 году после закрытия Гефсиманского скита икона была перенесена в Москву в храм во имя Преподобного Сергия Радонежского в Рогожской слободе. Когда в 1938 году храм закрыли, а большинство икон сожгли во дворе, чудотворный образ удалось спасти и передать в семью христиан из Подмосковья, но после этого след иконы теряется. Ныне в Гефсиманском скиту почитается список (копия) Черниговской-Гефсиманской иконы Пресвятой Богородицы. Источник: Сайт " Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы " , автор - Валерий Мельников Статья опубликована участником [ tol ] 2012-05-30. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом . В основной раздел " Икона Пресвятой Богородицы Черниговская Гефсиманская " . Начальная страница Иконы Иисуса Христа Иконы Пресвятой Богородицы Иконы ангелов Иконы святых Конт@кты

http://pravicon.com/info-538

Помимо пещер скит славится уникальным архитектурным ансамблем храмов, построек и стен, сохранившихся доныне. Чего только стоит одна пятиярусная колокольня, свечой возвышающаяся над всей округой и сравнимая только с колокольней Лавры! А почитаемое скитское кладбище, где нашли свое пристанище последние монахи Троице-Сергиева монастыря после его закрытия в 1919 году. Здесь покоятся останки знаменитых русских философов - В.В. Розанова и монаха Климента (в миру К.Н. Леонтьева). В ноябре 1919 года была закрыта Свято-Троицкая Сергиева Лавра; перед тем, в апреле 1919 года, были скрыты для кощунственного «освидетельствования» мощи преподобного Сергия Радонежского. По закрытии Лавры братии предложено было переселиться в Гефсиманский скит и Черниговский монастырь. 10 октября 1919 года Сергиевский исполком постановил: " В виду необходимости в размещении учреждений и общежитий совдепа и военного ведомства, Лавру, как монастырь, ликвидировать, общежитие монахов закрыть, выселив последних в Черниговский монастырь и Гефсиманский скит " . В 1921 году был ликвидирован и Черниговский монастырь как монашеское общежитие (братия перешла в Гефсиманский скит), с сохранением за монастырем собора Черниговской Божией Матери. Осенью 1922 года был закрыт и собор; вскоре по ходатайству рабочих московского завода «Серп и Молот» чудотворная Черниговская икона Божией Матери была перенесена в Москву в храм прп. Сергия, что в Рогожской Ямской слободе. В 1924 году Гефсиманский Скит получил статус «сельскохозяйственной артели» и жил на самообеспечении, фактически не пользуясь подаянием доброхотных жертвователей. В 1928 году была закрыта последняя церковь в Гефсиманском скиту - в честь Успения и Вознесения Божией Матери (в подклете - нижняя церковь во имя Гефсиманского моления Господа Иисуса Христа) и отдана под клуб глухонемых. Это последнее закрытие и отобрание сопровождалось «разгоном» Скита. Братия его, все еще значительная, разошлась кто куда; последний скитоначальник игумен Израиль умер в ссылке в начале 1950-х годов.

http://sobory.ru/article/?object=01122

Москва. Часовня Сергия Радонежского у Ильинских ворот. Гефсиманская часовня /// Объект утрачен Часовня.  Утрачена.   Освящена в честь: Сергия Радонежского Год постройки:Между 1862 и 1863. Год утраты:Не установлен. Адрес: Москва, Новая пл. (перед д. 23 по ул. Ильинка) Координаты: 55.756716, 37.629333 Проезд:станции метро Китай-Город, Лубянка Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Часовня Китай-города в Москве, принадлежавшая Гефсиманскому скиту Троице-Сергиевой лавры. Находилась у Ильинских ворот Китай-города с внешней стороны крепостной стены (в конце Ильинки, на месте проезжей части Новой площади) 11 сентября 1862 года у Ильинских ворот, к северу от них, состоялась закладка Сергиевской часовни Гефсиманского скита, основанного в 1844 году. В 1863 году часовня была построена, освящена митрополитом Филаретом. Небольшая одноглавая каменная часовня, в 1927 году была снесена. Здесь находился большой образ прп. Сергия в рост с частицей мощей. Иконы часовни перенесли в церковь Гребнёвской иконы Божией Матери. Башню Ильинских ворот снесли в 1933 году. Сергия Радонежского, преподобного, у Ильинских ворот часовня (уничтожена). Часовня располагалась с внешней стороны стены Китай-города, рядом с сооруженными в 1550-х гг. крепостными Ильинскими воротами. Издревле над ними находились святые образа, в частности, икона пророка Илии. Небольшая одноглавая часовня, ставшая своеобразным подворьем Гефсиманского скита, была освящена в 1863 г. В ней находилось более пятидесяти икон, из них двадцать девять в серебряных ризах. Возле них висело тридцать серебреных лампад. Богомольцев еще перед входом встречали большие образа преподобного Сергия Радонежского, пророка Илии и «Видение Пресвятой Богородицы Сергию», висевшие в рамах на городской стене и над въездными воротами башни. Иконы Святой Троицы, Спаса Вседержителя и еще четыре образа были написаны в XVII веке, остальные – в XVIII–XIX веках. В большой иконе преподобного Сергия Радонежского находилась частица мощей этого угодника Божия. Образ был одет в массивную серебряную ризу. В девяти кельях, устроенных внутри Ильинской башни, постоянно проживали монахи Гефсиманского скита. Ежегодно накануне дня обретения святых мощей игумена Радонежского, который празднуется 5 июля, икону преподобного Сергия спускали с Ильинских ворот, и весь день шли богомольцы поклониться ей. Важную роль играла часовня и в московском праздновании дня памяти пророка Илии 20 июля. В этот день находившуюся над Ильинскими воротами икону святого Илии также спускали вниз, в специально устроенный для нее шатер, и верующие со всей Москвы шли сюда, чтобы приложиться к святыне. Помнила часовня и многотысячный крестный ход в день празднования 500-летия преставления Радонежского чудотворца (25 сентября 1892 г.), когда к Ильинским воротам направился крестный ход из Успенского собора Кремля.

http://sobory.ru/article/?object=34399

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Описание иконы Черниговская Гефсиманская Черниговская-Гефсиманская икона Божией Матери является списком с прославленной Черниговской-Ильинской иконы Божией Матери, которая находилась в Троицком Ильинском монастыре близ Чернигова, на Болдиной горе, где в XI в. некоторое время подвизался преподобный Антоний Печерский. Описанию чудес от этой иконы, начавшихся 16-24 апреля 1662 года, святитель Димитрий Ростовский посвятил книгу «Руно Орошенное», заканчивая которую он писал: «Конец книжки, но не чудес Пресвятой Богородицы, ибо кто может их исчислить». Благодатная сила этой иконы проявилась и в ее списках. Икона Божией Матери Черниговская-Гефсиманская была написана на полотне в XVIII в. и передана в 1852 году в Троице-Сергиеву Лавру Александрой Григорьевной Филипповой, благоговейно хранившей ее у себя четверть века. (К ней эта икона перешла как благословение хотьковского священника Иоанна Алексеева, которому, в свою очередь, она досталась от одного из монахов Троице-Сергиевой Лавры.) По совету наместника Лавры архимандрита Антония († 1 мая 1877) икона была помещена в новоустроенном пещерном храме в честь святого Архистратига Михаила, который был освящен 27 октября 1851 года митрополитом Московским Филаретом († 19 ноября 1867), принимавшим деятельное участие в строительстве Гефсиманского скита. Таким образом, икона впитала благодатные токи всей истории Русской Церкви, она стяжала благословения преподобного Антония Печерского, Преподобного Сергия Радонежского, его родителей, схимонахов Кирилла и Марии († 1337; заупокойная литургия по ним с чтением специальной молитвы совершается 28 сентября и в четверток седмицы мытаря и фарисея), и, наконец, подвижников XIX в. Эти духовные связи промыслительно обнаружились через Черниговскую-Гефсиманскую икону Божией Матери. Знаменательно, что первое чудо от этой иконы было засвидетельствовано в день церковного Новолетия – 1 сентября 1869 года, когда от полного расслабления, продолжавшегося в течение 9 лет, исцелилась 28-летняя крестьянка Тульской губернии Фекла Адрианова. Прожив в гостинице при пещерах, а потом в Лавре до празднования преставления Преподобного Сергия (25 сентября), Фекла совершенно выздоровела. Святитель Иннокентий, митрополит Московский (1797–1879; память 23 сентября и 31 марта), узнал о чуде от своей дочери, казначеи Борисовской пустыни, монахини Поликсении. На празднике Преподобного Сергия он сам встретился с Феклой и расспрашивал ее обо всех обстоятельствах исцеления.

http://pravicon.com/info-202

Гефсиманский Черниговский скит Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Гефсиманский Черниговский скит является подворьем Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Скит основан в 1844 году наместником Свято-Троицкой Сергиевой Лавры преподобным Антонием (Медведевым) при деятельном участии святителя Филарета (Дроздова). В апреле 2016 года Гефсиманский Черниговский скит приобрел статус объекта культурного наследия федерального значения. Содержание История [ править править код ] В 1844 году тщанием святителя Филарета (Дроздова) , митрополита Московского и Коломенского, и наместника Лавры преподобного Антония (Медведева) было положено начало Гефсиманскому Черниговскому скиту. В 3-х верстах к северо-востоку от обители Преподобного Сергия на месте, называемом Корбухой, в лесной глуши поселилось несколько монахов, особенно расположенных к безмолвию и строгому уставу. Здесь, помимо обычных молитвословий и тайнодействий, ночью и днем звучала Давидова Псалтирь , освящая обитель и благотворящих ей. В XVIII веке монашество на Руси претерпевало тяжелейшие испытания: сама Церковь была подчинена государству, а проникновение западных философских течений основательно подрывало авторитет Церкви в высшем обществе. В таких условиях идея восстановления того, что наиболее всего было ближе духу основателя обители преподобного Сергия Радонежского, тщанием попечительных руководителей Лавры вскоре все-таки нашла свое воплощение. А уже по организации нового скита к чистому источнику духовной жизни притекал не только простой крестьянский люд, но и философы, чье учение находило отклик в среде высшего общества. Первым храмом в новом скиту стала древняя двухэтажная деревянная церковь в честь Успения Божией Матери, перенесенная из с. Подсосенье, из расположенного там Успенского монастыря. На новом месте храм был освящен 28 сентября 1844 года. Позже рядом появились Трапезная церковь, двухэтажная, с Престолом во имя Преподобных Сергия и Никона Радонежских в верхнем этаже (освященным 27 сентября 1853 года) и с Престолом Филарету Милостивому в нижнем этаже (27 сентября 1860 года), кладбищенская церковь в честь Воскресения Христова, освященная 27 сентября 1853 года.

http://azbyka.ru/palomnik/Гефсиманский_Ч...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010