По служебным делам молодому приказчику приходилось выезжать в Москву, Нижний Новгород и другие города России. Тогда, по согласованию с хозяином, посещал он святые места, находившиеся поблизости. Неизменно бывал он и в обители преподобного Сергия Радонежского, чтобы поклониться великому печальнику Земли Русской и принести ему свои молитвы. Богомольцы, посещавшие Сергиеву Лавру, всегда старались побывать и в Гефсиманском скиту, чтобы поклониться чудотворному Черниговскому образу Божией Матери и получить благословение и совет любвеобильного старца Варнавы. Сам Господь вновь привел юношу к отцу Варнаве, и после продолжительной беседы духоносный старец благословляет Василию быть его духовным сыном. В то время иеромонах Варнава (Меркулов) был для России таким же духовным руководителем и наставником, как преподобный Серафим Саровский , оптинские старцы и праведный Иоанн Кронштадтский . Всю жизнь посвятил он служению Богу и ближним. Люди явственно ощущали силу его молитвы. Ради имени Господа Бога любил он всех людей, особенно сострадал грешникам, и они всегда были предметом его особого попечения. Смиренный старец имел особый дар духовного утешения – от него все уходили в радости о Господе, преодолевая земные скорби и печали. С раннего утра и до позднего вечера, а порою и глубокой ночью двери его убогой келлии были открыты для всех. Иногда он принимал по несколько сот человек в день, отказывая себе в пище и отдыхе с. 78]. Всех приходящих старец ласково называл «сынками» и «дочками» и к каждому обращался на «ты». Среди «сынков» батюшки Варнавы были многие митрополиты и епископы, настоятели обителей, обер-прокурор Святейшего Синода Владимир Карлович Саблер и сам Государь Император Николай II с. 96]. Господь от щедрот Своих преизобильно наградил старца разнообразными дарованиями – молитвы, прозорливости, исцелений... Сколько даров у него было! Самым же главным был величайший из духовных даров, венчающий все прочие – дар «всепрощающей вечной любви, скорбящей за врагов, хотящей всем спастися» (Акафист Святому Духу).

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Vyrits...

Понтий Петрович был сильно потрясен, но не сказал о своем видении епископу, а в душе отказался идти теперь в монахи, боясь преступить волю покойного отца и волю епископа. В видении он узрел Промысел Божий быть ему пастырем, но счел себя недостойным принять этот сан сейчас. Прошло два года, за это время Понтий Петрович посетил много русских монастырей и подвижников, и всюду Господь указывал на молодого студента как на Своего избранника. Средств не было, и Понтий Петрович, несмотря на свое слабое здоровье, особенно после операции, совершал свое паломничество пешком по многу верст, а иногда Бог посылал добрых людей, которые помогали ему и возили на свой счет. Где только юный подвижник не побывал! И в Лавре у преподобного Сергия Радонежского, и у Серафима Саровского , и в Угрешском монастыре и скиту 8 . Промысл Божий не давал указания Понтию Петровичу на отдачу себя в послушание кому-либо, что ему и было сказано о. Венедиктом, подвижником Соловецкого монастыря того времени. Отец Венедикт сказал, что он будет управлять сам собою, а другой подвижник о. Илья сказал, что он пойдет по стопам Зосимы и Савватия, и посоветовал ему пожить на Соловках. Понтий Петрович побывал послушником в Оптиной Пустыни, но короткое время, так как заболел водянкой ног, и они ему отказали. С трудом добрался Понтий Петрович до о. Варнавы в Гефсиманский скит 9 , где и получил у него в келье исцеление больных ног. И о. Варнава уговаривал его поступить в монастырь, но Промысл Божий вел Своего избранника к пастырству. Современные подвижники видели в молодом человеке своего собрата по духу. Батюшка вспоминал: «Когда я в 1898 году в июне был в Оптиной Пустыни Калужской губернии и, придя в домик старца Иосифа 10 , стал в передней у дверей дожидаться его благословения, а народу было очень много, так что в передней было оттого тесно, – то его келейник о. Анатолий 11 , впоследствии старец и духовник Пустыни, выйдя из келии о. Иосифа, подошел ко мне через толпу людей и поцеловал мне руку. Когда ожидавшие совета и благословения о.

http://azbyka.ru/otechnik/Pontij_Rupyshe...

В Выксе почтили память основателя Иверского монастыря преподобного Варнавы Гефсиманского 22 июля 2020 г. 14:10 19 июля 2020 года, в день памяти Собора Радонежских святых, в городе Выкса Нижегородской области почтили память основателя Выксунского Иверского женского монастыря преподобного Варнавы Гефсиманского. Старец Варнава считается небесным покровителем Выксы. В его честь пострижен в монашество и управляющий Выксунской епархией . В кафедральном соборе в честь Рождества Христова епископ Выксунский и Павловский Варнава возглавил Божественную литургию. Правящему архиерею сослужили благочинный Выксунского округа протоиерей Димитрий Колоколов, благочинный Вачского округа протоиерей Александр Черненков, благочинный Ардатовского округа протоиерей Евгений Утенков, благочинный Сосновского округа иерей Димитрий Широкожуков и другие клирики епархии. На богослужении молились настоятельница Дальне-Давыдовского монастыря игумения Руфина (Тарасенко), настоятельница Абабковского Николаевского Георгиевского монастыря игумения Никона (Желякова), сотрудники епархиального управления, представители местного отделения организации «Православные витязи», многочисленная паства. По окончании богослужения духовенство, настоятельницы монастырей и прихожане поздравили своего архипастыря с днем тезоименитства. Нижегородская митрополия /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

В Выксе почтили память основателя Иверской обители преподобного Варнавы Гефсиманского 20 июля 2018 г. 14:29 19 июля 2018 года, в день памяти собора Радонежских святых, в Выксе почтили память основателя Выкскунского Иверского женского монастыря преподобного Варнавы Гефсиманского. Старец Варнава — небесный покровитель города Выксы, Выксунской епархии и ее главы епископа Выксунского и Павловского Варнавы . В кафедральном соборе в честь Рождества Христова епископ Варнава возглавил Божественную литургию. Правящему архиерею сослужили клирики епархии. На богослужении молились игумении монастырей, сотрудники епархиального управления, воспитанники общественной военно-патриотической организации «Православные витязи», паломники и прихожане. По окончании богослужения архиерей принимал поздравления с днем тезоименитства. Затем состоялся крестный ход по центральным улицам Выксы от кафедрального собора до Иверского монастыря. У памятника преподобному Варнаве в Иверском сквере Его Преосвященство совершил праздничный молебен и обратился к собравшимся с архипастырским словом: «Преподобный Варнава Гефсиманский – святой, который близок нам по времени: он жил относительно недавно, в конце XIX – начале ХХ века. Мировоззрение людей тогда стремительно менялось и, как впоследствии мы могли убедиться, не в лучшую сторону. И только такие светочи как преподобный Варнава, святой праведный Иоанн Кронштадтский, оптинские старцы старались сохранить традиции, передать их верующим, которые обращались к ним за духовной помощью. У преподобного Варнавы была удивительная любовь к людям. Не разбирая сословий, положения в обществе, он принимал каждого, отвечал на все адресованные ему письма. Он постоянно пребывал в молитве, вселял надежду, и потому нескончаемый людской поток шел к нему». Нижегородская митрополия /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

539 «Хочешь ли не бояться власти? Делай добро, и получишь похвалу от нее, ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое» ( Рим. 13:3–4 ). 540 В главе 13 Послания к Римлянам ап. Павла, из которой взяты приведенные в двух предшествующих примечаниях слова, речь идет о необходимости послушания земным властям и исполнения закона, в то время как Христос утверждал, что его Царствие «не от мира сего». 541 Между прочим, приводимые вами слова Спасителя сказаны Им апостолам, которые пытались защищать Его в Гефсиманском саду (См.: Мф. 26:52–53 (примеч. 2 и 3 к «Открытому письму» В. П. Соколова), и распространительное их толкование не соответствует контексту и так же произвольно, как если бы кто-либо для противоположной цели стал цитировать слова Спасителя о «двух мечах»: «Продай одежду и купи меч» ( Лк. 22:35–38 ). 542 Сергий Радонежский (ок. 1321–1391) – основатель и игумен Троице-Сергиева монастыря. Активно поддерживал объединительную и национально-освободительную политику князя Дмитрия Донского, к которому был близок. Благословил последнего на борьбу с татарами перед Куликовской битвой. Канонизирован Русской православной церковью. Дмитрий Донской (1350–1389) – великий князь московский (с 1359 г.) и владимирский (с 1362 г.), сын Ивана II. При нем в 1367 г. построен белокаменный кремль в Москве. Возглавил вооруженную борьбу русского народа против монголо-татар; руководил их разгромом в битве на р. Вожа (1378). В Куликовской битве 1380 г. (верховья Дона) проявил выдающийся полководческий талант, за что был прозван Донским. В княжение Дмитрия Донского Москва утвердила свое руководящее положение в русских землях. Дмитрий Донской впервые передал великое княжение Василию I без санкции Золотой Орды. Канонизирован Русской православной церковью. 545 Экхарт (Eckhart) Иоганн (Майстер Экхарт) (ок. 1260–1327) – представитель немецкой средневековой мистики, приближавшийся к пантеизму; доминиканец, проповедовал на немецком языке. В учении об абсолюте выделял безосновное божественное ничто («бездну») как основу Бога и всего бытия. В 1329 г. папской буллой многие тезисы Экхарта объявлены еретическими.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Как сказала в одном из своих интервью автор книги «Святые животные» Т.М. Горичева, «наша православная традиция, в отличие от католической и протестантской, жизненна. Потому что наши подвижники не столько рассуждали на эту тему, сколько исправляли греховное повреждение, греховное падение человека в отношении к животным. Они общались с животными на райском уровне. Как говорил Исаак Сирин: «Животные обоняют запах рая и идут к святым». У нас множество примеров в житиях святых, которые я привожу в своей книге с намеренно провокационным названием «Святые животные», того, как святые дружили с животными. Конечно же, в первую очередь каждый православный помнит об общении прп. Сергия Радонежского и прп. Серафима Саровского с медведем. Прп. Герман Аляскинский общался с горностаями, святые на Афоне и в Греции, где я часто жила, общаются даже со скорпионами, старец Исидор из Гефсиманского скита читал Псалтырь вместе с лягушкой (она всегда появлялась на пеньке рядом его домиком, когда он начинал читать кафизмы). Приснопоминаемый старец Николай Гурьянов даже пауков чествовал, мухи не разрешал убить, с котами своими разговаривал, как с лучшими друзьями» . Завершить эти небольшие размышления хотелось бы словами святителя Луки (Войно-Ясенецкого): «И у животных дух связан с телом, как у человека, и поэтому есть полное основание ожидать, что и их тела будут существовать в новой природе, новом мироздании после гибели нынешнего мира. Об этом говорит апостол Павел: “Тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих, потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих. Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучается доныне” (Рим. 8, 19-22). Вся тварь жила бы в свете и радости, если бы грехопадение Адамово не изменило всех судеб мира, и в наставших печальных судьбах жизни она по греховной воле Адама, которому Бог подчинил ее, подпала суете, нестроениям и страданиям. И для нее есть надежда, что в день прославления всех праведных, искупленных Христом от рабства тлению, она и сама будет освобождена от страданий и тления, то есть будет нетленной. В новом Иерусалиме, новом мироздании и животным будет место; там не будет ничего нечистого, и новая тварь получит древнее оправдание и освящение Словом Божиим» .

http://pravoslavie.ru/69680.html

Обратимся к тексту Откровения: «И показал мне чистую реку воды жизни, светлую, как кристалл, исходящую от престола Бога и Агнца. Среди улицы его, и по ту и по другую сторону реки, древо жизни, двенадцать раз приносящее плоды, дающее на каждый месяц плод свой; и листья дерева – для исцеления народов» ( Откр.22:1–2 ). А теперь вернемся к ветхозаветному тексту: «И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни посреди рая» ( Быт.2:9 ). В обоих текстах древо жизни предстает как плодоносное, питающее народы. В византийской литературе «древо жизни» – это метафора Божественной любви, от которой отпал ветхий Адам 217 . Исследователь христианской символики А. С. Уваров утверждает: «В «Откровении» «дерево жизни» – это одно из явлений царства небесного. Одинаковое почти описание райского сада находится в сочинениях отцов церкви, и в самих молитвах рай называется местом зеленым... Христианская символика изображала рай под видом деревьев и роскошных растений» 218 . Далее исследователь, сопоставляя различные иконографические изображения живого и высохшего дерева, делает вывод, что образ зеленеющего дерева ассоциировался у первых христиан с «возрождением к новой духовной жизни» 219 . И все же нам представляется, что в анализе полифонической семантики дуба в «Святой Троице» символ Божественной любви, райского «отечества» ветхозаветного Адама, воплощенный в образе древа, подразумевает и тему любви к Богу связанную с сюжетом повествования О чуде рождения сына у престарелых праотцев. Из этого сюжета становится очевидным, что любовь к Богу послушание и смирение как духовно-нравственные смыслы, связующие в христианской традиции Ветхий и Новый заветы, заложены Андреем Рублевым в полифоничной семантике мамврийского дуба. Данный вывод получает дополнительное обоснование в раскрытии семантики чаши, изображенной мастером на трапезном столе. Чаша символизирует предначертанную жертву: в мольбе, с которой Иисус Христос обращался к Богу-Отцу, пребывая ночью в Гефсиманском саду, звучит смиренная просьба: «Пусть минует Меня чаша сия». Ученики Христа, еще не ведая о предначертанной крестной Жертве, предавались сну в этот тяжкий для Учителя ночной час, не сумев удержаться в сосредоточенном бдении.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Комиссией, а затем музеем и его сотрудниками были изданы 2 путеводителя по Лавре (Троице-Сергиева лавра». Комиссия по охране памятников искусства и старины Троице-Сергиевой лавры. Сергиев Посад, 1919; Свирин А. Н. Сергиевский историко-художественный музей. Б Троицкая лавра. М.-Л., 1925), 9 описей, 2 каталога к выставкам (Н.М. Щекотов. О древнерусской книге (К выставке «Древнерусская книга» Сергиевского историко-художественного музея). Сергиев Посад, 1921; «Искусство XIV-XV веков» с предисловием Ю. А. Олсуфьева. Сергиев Посад, 1924), отдельные статьи и исследования, альбомы (Вас. И. Соколов . Троицкие силуэты гравюры. Сергиев Посад, 1918; Вл. И. Соколов. Уголки Сергеева Посада. Литографии. М., 1922; К. Ф. Юон. Сергиев Посад. Рисунки. Б. м., 1923), карта Сергиевского уезда (Сергиев Посад, 1928). Ю. А. Олсуфьевым совместно с С. Н. Дурылиным и священником П. А. Флоренским были подготовлены к печати важнейшие источники по истории Лавры: Синодик XVI в., Опись 1642 г., Вкладная книга 1673 г. С начала 1924 г. Центральная межведомственная комиссия при Наркомпросе по проведению в жизнь постановления СНК от 19 апреля 1923 г. о специальных средствах для обеспечения государственной охраны культурных ценностей совместно с Сергиевской межведомственной комиссией (куда входили и представители Комиссии по охране Лавры) начала изучать положение Сергиевского музея. На заседании Центральной межведомственной комиссии 1 декабря 1924 г. было принято постановление передать музейному отделу Главнауки: «а) все владения б Троице-Сергиевской лавры в пределах стен с полосой земли, шириной 7–10 сажень вдоль восточной стены с бульваром и находящимися на ней постройками; б) Пафнутьев сад со всеми строениями, на нем находящимися, за исключением: участка у южной стены, где расположены канализационные сооружения, погреба, оранжерея, корпус с типографией и столярной мастерской и электрическая станция; в) огород у Уточкиной башни, за исключением водокачки. Вопрос о Гефсиманском ските и Вифании подлежит разрешению в порядке 155 ст Зем Код , а об объявлении участка «Каробухи» заповедником входят в компетенцию Отдела охраны природы» 249 .

http://azbyka.ru/otechnik/Andronik-Truba...

«Объявление. Вследствие отношения наместника Свято-Троицкой Сергиевской лавры от 23-го июля за 874 и ввиду распространившихся в Посаде провокационных слухов, настоящим объявляю, что никакого оружия никем в Лавру доставляемо не было и что до сего времени братии Лавры требования о выселении ее никем не предъявлялось. Напоминаю жителям Посада постановление чрезвычайной коллегии о сеятелях смуты, и всякий, уличенный в распространении подобных провокационных слухов, будет немедленно арестовываться и препровождаться в гор Москву в распоряжение Всероссийской чрезвычайной коллегии по борьбе с контрреволюцией и спекуляцией. Комиссар по гражданским делам: А. Крылов» 87 . «Московский губернский Совет РиКД. Президиум (...) 24 августа 1918 г. Постановление губернского исполнительного комитета совдепов 23 августа 1918 года. Заслушав сообщение о событиях в Сергиевском Посаде, губернский исполнительный комитет постановил: санкционировать роспуск Сергиевского совдепа ввиду его контрреволюционности и передать власть в Посаде и районе революционному комитету в составе тт. Рейнвалда, Цимбаревича, Лысо , Гуревича, Ванханена, Крыло , Никольского, Виленского, Лысовой, Печникова, Жукова и Скляднева впредь до перевыборов Совета и исполкома согласно Советской конституции. Председатель [неразборчиво] Секретарь [неразборчиво]» 88 Как только Сергиевский совет был захвачен большевиками и вышла «Инструкция об отделении Церкви от государства» (30 августа 1918 г.), конфискация имущества Троице-Сергиевой лавры приняла систематический характер. 31 августа 1918 г. в Гефсиманском скиту Троице-Сергиевой лавры был произведен обыск членами чрезвычайной комиссии по борьбе с контрреволюцией и спекуляцией. «Обыск произведен, ничего подозрительного не оказалось» 89 – таково заключение чрезвычайной комиссии. Более подробно об этом событии докладывал 7 сентября 1918 г. Духовному собору Лавры строитель Гефсиманского скита игумен Израиль (Козлов): «После отъезда солдат-красноармейцев выяснилось, с какой дерзостью производился обыск в следующем: железные ворота и двери у святых ворот взломаны, двери у келии иеромонаха Филарета изрублены топором, замки в некоторых местах сбиты, похищено из братских келий несколько мелких келейных вещей и денег» 90 .

http://azbyka.ru/otechnik/Andronik-Truba...

Членом Комиссии по охране Лавры и учредителем Общества изучения местного края П. Н. Каптеревым 25 сентября 1918 г. в докладе «О задачах Сергиево-Посадского общества изучения местного края» была выработана обширная программа и принципы изучения края, принятые и комиссией. В докладе отмечалось, что «местный край должен изучаться в целом, как живой организм; не следует выделять лишь эффектное и редкое: то, что мало интересно во всероссийском масштабе, может оказаться полным великого значения для характеристики данной местности. Изучению должно подвергаться, согласно основному научному требованию, все, что в известной живой связи характеризует облик и душу местного края». В плане работ от 26 сентября 1919 г., зачитанном П. А. Флоренским, предлагалось «привести в известность и, по мере возможности, обследовать церкви и монастыри, связанные ранее с Лаврою, куда могли уйти многие памятники иконографии и других сторон Лавры, отсутствие которых составляет пробел в собрании сокровищ Лавры» 21 . В соответствии с этим Комиссия по охране Лавры приняла на учет и под охрану памятники Вифанского и Гефсиманского скитов, имений Абрамцево, Мураново, Царь-Дар, сел Благовещенье, Воздвиженье, Подсосенки, Тимофеевское, Шеметовское, деревни Рязанцево, городов Александрова, Переславля-Залесского, Пушкино, Сергиева Посада, Софрино, Хотьково. Необходимо отметить, что ряд музеев (Абрамцево, Александров, Мураново, Переславль-Залесский) действовали в дальнейшем вполне самостоятельно; комиссия принимала меры по охране этих памятников до образования в них музеев. Это диктовалось и усилением деятельности комиссии по организации собственного музея. П. А. Флоренский много сделал для организации охраны памятников в окрестностях Сергиева Посада и других культурных центрах, в особенности в Абрамцево, куда неоднократно сам выезжал. Абрамцево было дорого и близко П. А. Флоренскому не только как исторический памятник, но как средоточие живых культурных сил России на протяжении многих десятилетий. Еще до Октябрьской революции, в письме от 30 июля 1917 г., отец Павел призывал А.

http://azbyka.ru/otechnik/Andronik-Truba...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010