53 Преподобный Варнава Гефсиманский (в миру Василий Ильич Меркулов, † 1906; память – 6/19 июля (Собор Радонежских святых) родился 24 января 1831 года в селе Прудищи Тульской губернии в семье крепостного. Детство и юность будущий подвижник провел в подмосковном селе Фоминское (ныне город Нарофоминск), куда родители его переселились по воле своего помещика. Василий часто посещал Троице–Одигитриевскую Зосимову пустынь и назидался наставлениями отшельника Геронтия, жившего в уединении близ обители. В возрасте двадцати лет Василий Меркулов поступил в Троице–Сергиеву Лавру. За ним последовал и его наставник, принявший в обители преподобного Сергия схиму с именем Григорий. Через месяц после прихода в Лавру Василий получил благословение перейти на жительство в Гефсиманский скит. Там он поступил в послушание к монаху Даниилу, будущему строителю (настоятелю) Гефсиманского скита. Через восемь лет (в 1859 году) рясофорный монах Василий был переведен в Пещерное отделение. 2 января 1862 года скончался наставник Василия схимонах Григорий. Незадолго до кончины он открыл своему ученику волю Божию: принять подвиг старчества и послужить страждущим. Подвижник предсказал также, что со временем ученик его сделается основателем женского монастыря. На старчество благословил Василия и отец Даниил. 27 ноября 1867 года рясофорный монах Василий был пострижен в мантию с именем Варнава (в честь апостола от семидесяти святого Варнавы) и принял на себя подвиг старчества, сделавшись в самом скором времени известнейшим на всю Россию духовником. 29 августа 1871 года отец Варнава был рукоположен во иеродиакона, а 20 января 1872 года – во иеромонаха. 20 января 1873 года с благословения наместника Троице–Сергиевой Лавры архимандрита Антония (Медведева) иеромонах Варнава был назначен народным духовником, а вскоре – и братским духовником Пещерного отделения Гефсиманского скита. С 1880 года он – духовник скитских старцев. Скончался отец Варнава 17 февраля 1906 года, в пятницу 1–й седмицы Великого поста. 54 Праздник этот именовался в скиту Воскресением и Вознесением Божией Матери и совершался по особому чину.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

i. Описанный эпизод относится ко времени англо-бурской войны (1899-1902 гг.) ii. Новопрославленные Радонежские святые. Преподобный Варнава Гефсиманский. Житие. Духовные поучения. Свято-Троицкая Сергиева Лавра. 2006. С. 43 Рекомендуемые для чтения источники и литература: 1. Новопрославленные Радонежские святые. Преподобный Варнава Гефсиманский. Житие. Духовные поучения. Свято-Троицкая Сергиева Лавра. 2006 2. Филимонов, В. П. Святой преподобный Серафим Вырицкий и Русская Голгофа, СПб.: Статисъ, 2004 3. К 100-летию преставления старца Варнавы Гефсиманского (комментарий в свете веры)//Церковно-Научный центр «Православная энциклопедия». Седмица. Ru (http://www.sedmitza.ru/text/404796.html) Читайте также: Нет слепой веры, есть слепое неверие Последний лаврский монах Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 3 апреля, 2022 31 июля, 2020 6 марта, 2020 28 октября, 2018 29 мая, 2017 7 ноября, 2016 20 октября, 2016 18 октября, 2016 17 октября, 2016 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.)

http://pravmir.ru/prepodobnyj-varnava-ge...

Мысль об основании обители при селе Выксе в Нижегородской губ., на границе ее с Владимирской губ. в глубине дремучего «Муромского леса», явилась у о. Варнавы вследствие его знакомства с выксунским уроженцем Дмитрием Пивоваровым. Отпав вскоре после женитьбы на дочери раскольника от православия, Пивоваров предался разгульной жизни и совсем забыл Бога. Но Милосердный Творец не забыл его. Внезапно постигшая смерть 7-летней дочери, утонувшей в колодце отхожего места, заставила его вспомнить о Боге. Он отправился на богомолье в обитель великого русского подвижника Преподобного Сергия Радонежского. В Гефсиманском скиту в это время среди богомольцев пользовался большою популярностью о. Варнава, разговор с которым утешил скорбящего Пивоварова, и в обители Гефсиманского скита он был присоединен вновь к православной церкви и сподобился приобщаться Св. Христовых Таин. У Пивоварова явилась мысль удалиться куда-нибудь в обитель и замолить свои грехи. Старец о. Варнава настойчиво советовал возвратиться ему на родину. – Друг мой! – говорил о. Варнава, – Милосердный Господь, по неизреченной своей благости, призвал тебя от тьмы к свету, от заблуждения к истине. А сколько, быть может, близких тебе и кровных коснеют еще во тьме пагубного заблуждения? «Не добро есть отъяти хлеба чадам», – сказал Спаситель. Поэтому возвратись к своим и всеми мерами содействуй их вразумлению и обращению в православие. Ты боишься глумления их над собою и могущих быть от них неприятностей. Но от испытаний никуда не убежишь: весь мир, по слову писания во зле лежит. Не забудь того, что многими скорбями подобает нам внити в царствие Божие, а скорби ради Господа, ради славы святой его церкви, поистине блаженны. «Радуйтесь и веселитесь, – сказано таким скорбящим, яко мзда ваша многа на небесах». И в миру, так же, как и в уединении, может благоугодить Господу каждый, жаждущий спасения, ибо на всяком месте владычествие Его. Под влиянием этих слов принял на себя Пивоваров великий подвиг юродства и стал подвизаться на поприще миссионерства среди своих односельчан.

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Gefsim...

Людмила Петровна Гиацинтова 26 августа 1995 года рассказывала о чудесном явлении ей во сне старца Варнавы. Случилось это вскоре после ее обращения к Богу, когда она стала серьезно задумываться о своей жизни и о том, что погрязла в грехах. «Однажды снится мне сон. Наш батюшка, отец Стефан, настоятель храма Успения Божией Матери, что в Строгино, несет раку с мощами святого. Вдруг святой встает во весь рост и говорит мне: „Приезжай ко мне, дочка, я почищу твой второй сапог, первый чист“. Во сне мне очень хочется узнать, где это и кто этот святой. Я спрашиваю: „Вот я читаю Библию , Евангелие, скажи мне так, чтобы я запомнила, кто ты?“ Тогда он назвал себя Варнавой. Я знала из Евангелия о разбойнике Варавве и опять спрашиваю у святого: „Назови фамилию или имя твое в миру“. Тогда он мне назвал фамилию – Меркулов. Еще он упомянул автобус и деревню Корбуха (название я хорошо запомнила). Во сне святой сказал, что может помочь мне во многих вопросах, только чтобы я скорее приезжала. После того сна я вскоре поехала в Сергиев Посад поклониться мощам Преподобного Сергия Радонежского и Черниговской иконе Божией Матери, которую очень почитаю и явно ощущаю исходящую от нее особую благодать. В Лавре узнаю, что совсем недалеко, всего в трех километрах, находится скит, где можно пособороваться. В скиту я купила маленькую книжечку „Гефсиманский скит“, а когда уже дома стала ее читать, то радости моей не было конца: оказывается, старец Варнава, по фамилии Меркулов, это и есть тот святой, который звал меня к себе. Такой радости я не испытывала за всю свою жизнь. Не могла заснуть до утра, перечитывала книжечку вновь и вновь. С тех пор я постоянно приезжаю в Гефсиманский скит. Прикладываюсь к надгробной плите, беру воду в бывшем храме Архистратига Михаила и ощущаю помощь старца Варнавы в моем духовном возрождении».   С 1989 года церковная общественность и Духовный собор Троице-Сергиевой Лавры начали ходатайствовать о прославлении в лике святых иеромонаха Варнавы, старца Гефсиманского скита. Святость старца засвидетельствована праведностью жизни, подвижническим монашеским деланием, чудотворениями, бывшими при жизни отца Варнавы, продолжающимися и поныне, непрекращающимся народным почитанием.

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Gefsim...

В 1842 году 28 сентября владыка (Московский Филарет) осмотрел место на Корбухе и благословил на устроение скита. В этот день еще раз явился угодник Божий мне и назвал себя, что он ныне празднуемый Святой Церковию». Затем говорится, что основание первой скитской церкви в честь Успения Божией Матери (а вместе с тем и самого скита) пришлось на 28 сентября 1843 года – память иже во святых отца нашего Харитона Исповедника, и в течение года строительство церкви, келлий и ограды было закончено. Храмовым праздником стали считать 17 августа – день Вознесения Божией Матери 5 . Чинопоследование всего богослужения в этот день было выписано со Святой Земли, переведено с греческого на церковнославянский под редакцией самого митрополита Филарета. Со времен этого Московского святителя в Гефсиманском скиту совершался чин погребения Божией Матери по уставу Иерусалимской Церкви. Гефсиманский скит стал любимым местом пребывания Московского святителя. Здесь построили митрополичьи покои, при ските за прудом вырыли пещеры. В одной из них была устроена церковь во имя Архангела Михаила, освященная в 1851 году. В скиту был принят устав Саровской пустыни, псалмы пелись по уставу преподобного Паисия Величковского . Промыслом Божиим в Гефсимании обосновались последователи преподобного Паисия. Они из старообрядчества перешли в православную веру и когда перебрались из Молдавии в Россию, то святитель Филарет, положивший много сил для преодоления раскола, с радостью принял их и направил на жительство в новоустроенный скит, который им предстояло возглавить. По Уставу здесь полагалось совершенное общежитие, и определяющим во внутренней жизни были «простота и нестяжательность». Строгой добродетелью славился Гефсиманский скит – обитель постников, подвижников и молчальников. Лицам женского пола вход был запрещен, кроме одного дня в году – 17 августа. Согласно воле митрополита Филарета в скиту было построено несколько храмов. Успенский, уже упоминавшийся, перенесенный из села Подсосенье; каменный трапезный храм с двумя престолами – во имя Сергия и Никона Радонежских (освящен 27 сентября 1853 года) и во имя Филарета Милостивого (освящен в 1860 году); кладбищенский каменный храм в честь Воскресения Христова (освящен в 1853 году).

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Gefsim...

В 1871 году Варнава рукоположен в иеродьяконы, 10 января 1872-го – в иеромонахи, а еще некоторое время спустя наместник Лавры утвердил его в звании народного духовника Пещер Гефсиманского скита. С этого момента начинается известность Варнавы среди верующих. За его благословением идут паломники из многих уголков России. В свидетельствах современников, с ним общавшихся, находим много примеров прозорливости Старца. В январе 1905 г. на исповедь к Варнаве ходил сам император-мученик Николай II. Устроитель Иверской обители на Выксе Старчество на Руси было особой формой монашества. Старцы оставляли после себя не только чисто духовное, но и материальное воплощение этой духовности – монастыри, которые жили под их влиянием. Много сил и трудов о. Варнава положил на создание и нашего Иверского женского монастыря. Обитель ведет свою историю с 1863 г., когда здесь в построенной богадельне появились первые насельницы. Благодаря трудам старца, к началу XX века монастырь стал процветать. 17 февраля 1906 г. старца не стало. А 19-го в ответ на просьбу сестер Иверского монастыря о захоронении старца в стенах монастыря обер-прокурор Святейшего Синода отвечает телеграммой, что усопший будет погребен на братском кладбище Гефсиманского Скита. В 1913 году поднимается вопрос о переименовании Выксунского женского монастыря в Иверский Варнавский женский монастырь. Но его решению, видимо, помешали война и революция. Канонизация В 1989 году на Соборе поднят вопрос о канонизации иеромонаха Варнавы. После изучения материалов Председатель комиссии по канонизации Митрополит Ювеналий доложил Патриарху Алексию II о возможности канонизации Старца Варнавы. 30 сентября 1994 г. Патриарх направил письмо Наместнику Троице-Сергиевой Лавры архимандриту Феогносту, в котором сообщил, что комиссия, единогласно пришла к выводу о возможности причисления иеромонаха Варнавы (Меркулова) к лику месточтимых святых Московской епархии в сонме Радонежских святых. В 1995 году, в день Собора Радонежских святых, в Успенском Соборе московского Кремля Святейшим Патриархом была совершена канонизация иеромонаха Варнавы (Меркулова).

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Gefsim...

19 июля 1995 года, в день Собора Радонежских святых, был совершен акт канонизации иеромонаха Варнавы (Меркулова) Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II в Успенском соборе Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Мощи преподобного почивают теперь в воссозданном храме в честь Черниговской иконы Божией Матери Гефсиманско-Черниговского скита. Боковой придел храма посвящен иеромонаху Варнаве. Память преподобного Варнавы Гефсиманского совершается 17 февраля (2 марта) и в Соборе Радонежских святых – 6 (19) июля. Великий молитвенник и любвеобильный утешитель старец Варнава вечно пребывает не только в сонме небожителей, но и на земле – в сердцах людей. Великая духовная семья старца Варнавы вечно будет хранить его светлый образ, из рода в род передавая сказание о его жизни и трудах во славу Божию. Душа же старца Варнавы, чуткая к нашим прошениям, возносит их к престолу Божию, «сын утешения» молится за всех любящих и чтущих его память. Иверский Выксунский монастырь, построенный старцем Варнавой, в 1928 году был закрыт и разорен. Часть его помещений использовалась под жилье и учреждения, многие здания, в том числе и храмы, были разрушены. В 1995 году то, что осталось от когда-то процветавшей обители, частично передали Нижегородской епархии. К 2000 году здесь подвизалось двадцать сестер. Управляет монастырем старшая сестра Феофилакта (Левенкова). Преподобному Варнаве, старцу Гефсиманскому Тропарь, глас 5 Измлада Христа Бога чисте возлюбив,/сын утешения был еси,/преподобне отче Варнаво./По имени и житие твое бысть:/коемуждо страждущему, и нищу, и царю,/пастырь кроток, утешитель и целитель явился еси./Поминай нас, благодатный отче,/да молитвами теплыми твоими/Жизнодавец Бог дарует нам/утешение и велию милость. Кондак, глас 2 Печальнику земли Российския Преподобному Сергию от юности последовал еси, святе Варнаво,/и завет старца твоего, сице рекшаго:/«Тако хощет Бог:/словом и хлебом питай алчущих», – поистине до конца исполнил еси./Сего ради и ныне молим тя,/не Остави нас, утешительный отче,/небесною любовию твоею.

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Gefsim...

164 Нет определенных указаний на то, что Николай Беляев бывал у старца Варнавы. Иеромонах Варнава (Меркулов; 1831–1906) умер до того времени, когда будущий его тезка появился в пустынях, лежащих возле Троице-Сергиевой лавры. Однако в речи при наречении в епископа Васильсурского (15.02.1920) архимандрит Варнава (Беляев) упомянул о том, что слышал предсказания своего будущего пути, в частности, и от такого «великого старца-прозорливца», как  Варнава Гефсиманский . Быть может, это предсказание было сказано его матери, посещавшей Гефсиманскую пустынь? (См.: Речь архимандрита Варнавы при наречении его во епископа Васильсурского//Дар ученичества. С. 399.) 166 О Новоселове и его кружке наиболее полные сведения содержатся в: Полищук E. С. Михаил Апександрович Новоселов и его «Письма к друзьям»// Новоселов М. А. Письма к друзьям/Предисловие, комментарий и научная подготовка текста E. С. Полищука. М., 1994. С. V-LIII. 168 Проповеди. Проповедь от 24.09.1921. В пятницу за всенощной в память преп. Сергия, игумена Радонежского. О значении  и результатах личного спасения для жизни общественной. 169 Проповеди. Проповедь от 24.09.1921. В пятницу за всенощной в память преп. Сергия, игумена Радонежского. О значении  и результатах личного спасения для жизни общественной. 172 Постнинов С. Н. Воспоминания о Московской духовной академии (1910–1914 гг.). С. 30. Машинопись. 184 Греч. οχολ – собственно, приостановка, отдых и последующая во время досуга ученая беседа. – Прим. еп. Варнавы. 185 множественное возвеличения (лат.) – употребление говорящим множественного числа о самом себе как выражение самовозвеличения. – Прим. Π. П. 190 Флоренский П., свящ. Отзывы о сочинениях студентов LXX курса И. М. Д. Академии. Оттиск из «Богословского вестника» за 1916. С. 2. 193 Брюсов В. Я. Огненный ангел. Повесть XVI века. М., 1908. Превосходная подделка под средневековую повесть «для некурящих». Для любомудрствующих дает материал по философии сексуальной мистики. – Прим. еп. Варнавы. 194 Не надо смешивать это первое издание («Мир Божий», 1901) с современным советским, по которому нельзя понять, как могла эта книга В. Вересаева (Смидовича) в свое время потрясти все интеллигентное общество, а медицинские круги восстановить против себя со скрежетом зубовным сверху донизу. – Прим. еп. Варнавы.

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

В 1850 году Василий вместе с матерью отправился на богомолье в Троице-Сергиеву Лавру. Здесь, у раки Преподобного Сергия, молодой человек сподобился вместе с великим утешением для своей души воспринять и некоторое таинственное уверение в том, что его неодолимое тяготение к иноческой жизни не было мимолетным влечением юношеского сердца, что именно в монашеской обители его родной дом. Об этом отец Варнава рассказывал так: «Однажды, по окончании службы в Троицком соборе, подошел я приложиться к мощам Преподобного Сергия и, когда прикладывался, почувствовал великую радость на душе. То чувство было тогда для меня необъяснимо, но так сильно охватило меня всего, что я тут же, у раки угодника Божия, окончательно решил, если Богу угодно будет, поступить под кров его обители». По возвращении Василий открыл старцу Терентию свое намерение оставить мир и посвятить себя на служение Богу. Старец вполне одобрил решимость Василия и благословил его на подвиг иночества. Нелегко было юноше видеть скорбь родителей, когда те узнали, что остаются без надежной опоры. Тяжело было отказать им в просьбе и увещании еще пожить в мире, испытать себя, насколько твердо это благое намерение. Но все преодолел Василий, возложив надежду на Бога; Ему он поручил и своих престарелых родителей. В 1851 году двадцатилетний юноша оставляет мир, получив родительское благословение на новую жизнь, и удаляется в обитель Преподобного Сергия Радонежского. Благочестивая мать его восприняла решение сына со всецелой преданностью воле Божией. Но при разлуке материнское сердце не выдержало щемящей боли; благословляя его, она сквозь слезы причитала: – Кормилец, отрада моя, на кого ты нас покидаешь? На тебя я только и надеялась, что упокоишь ты мою старость, а теперь я лишаюсь тебя, сладкое чадо мое! С глазами, полными слез, убеждал благоразумный юноша свою мать не предаваться чрезмерно печали, а молиться за него Богу, и, как елень на источники водныя 4 , поспешил он в избранную им святую обитель. Вслед за своим учеником в Троице-Сергиеву Лавру прибыл и его наставник – отец Геронтий, пожелавший окончить свой иноческий путь у мощей Преподобного Сергия. Здесь он принял святую схиму с именем Григорий. В Гефсиманском скиту

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Gefsim...

Преподобный Варнава Гефсиманский (1831–1906) На монашеский подвиг преподобного Варнаву благословил старец Геронтий, подвизавшийся в Зосимовой пустыни, что близ Нарофоминска. Среди множества посетителей, искавших совета и руководства в жизни, старец Геронтий особенно полюбил и приблизил к себе богобоязненного юношу Василия (так звали преподобного Варнаву в миру), нередко подолгу оставляя его у себя для беседы. Под влиянием этого опытного в духовной жизни старца в юном Василии возникла и постепенно созрела мысль отречься от мира и всех его суетных, скоропреходящих радостей. В 1851 году двадцатилетний Василий оставил суетный мир, получив родительское благословение на новую жизнь, и удалился в обитель преподобного Сергия Радонежского. Вслед за учеником своим в обитель прибыл и наставник его – отец Геронтий, пожелавший окончить свой иноческий путь у мощей преподобного Сергия. Здесь он принял схиму с именем Григорий. Но только один месяц Василий и старец-наставник прожили вместе, в одной обители. Множество братии и тысячи богомольцев не давали юному ревнителю благочестия и подвижничества наслаждаться уединением, которого так искала его душа. Вследствие этого Василий, по благословению своего старца и с разрешения наместника лавры преподобного Антония (Медведева), перешел в Гефсиманский скит. Здесь среди многих подвижников перст Божий указал ему духовного руководителя в лице монаха Даниила, у дверей кельи которого постоянно толпился народ, жаждущий слова истины из уст праведника-прозорливца. Юный Василий всем сердцем прилепился к нему, совершая дело послушания ради Господа. Уроженец Вятской губернии, монах Даниил почти двадцать лет подвизался отшельником в уединенной келье в глубине леса, окружающего Гефсиманский скит. По внешнему виду это был высокий старец, в белом подряснике, поверх которого надевалась полумантия. С виду он казался весьма суровым. Действительно, он был таковым, то есть строгим и немилостивым, но только по отношению к себе; по отношению же к другим и в обращении с посетителями, от которых большей частью уклонялся, он всегда был добр, кроток и снисходителен. В скиту он был известен как строгий подвижник и постник. Старец Даниил, скрывавший под видом юродства дар прозорливости, своим примером и вообще всей своей личностью имел нравственное влияние на послушника Василия – будущего старца Варнаву, оставил глубокий след во всей его жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010