Николай Головкин Скачать epub pdf 2 марта 2006 года в Гефсиманском Черниговском скиту торжественно отметят 100-летие кончины старца Варнавы. Как известно, в прошлом году 19 июля исполнилось 10 лет со дня прославления в лике Радонежских Святых народного духовника Гефсиманского Черниговского скита Троице-Сергиевой Лавры преподобного Варнавы, еще при жизни названного «старцем-утешителем». Во исполнение завета своих духовных наставников, батюшка Варнава смолоду поступил на служение народу и с полным самоотвержением послужил ему до конца своей жизни. Имя его во второй половине XIX – начале XX века было широко известно, пользовалось народной любовью и уважением по всей Руси Православной. За духовным советом и утешением тек к нему неоскудевающий людской поток. Благодетельствуя всем и каждому по потребностям его, совмещая в словах и действиях глубину старческой мудрости с детской простотой, он стал и отцом, и учителем в жизни, и врачом немощей духовных, а нередко и телесных. Даже в день своей кончины 2 марта (17 февраля по ст. стилю) 1906 года не оставлял сей доблестный иерей Божий своих чад, до последней минуты принимая у аналоя исповедь за всенощной. Лишь найдя силы взойти в алтарь храма, тихо предал там Господу пастырь добрый свой дух. Отец Варнава, в миру Василий, родился 24 января 1831 года в крестьянской семье в Тульской губернии. Родители его, Илия и Дарья Меркуловы, были люди добрые и богобоязненные, несмотря на свою бедность они старались делиться куском хлеба с неимущими, усердно и часто посещали храмы Божии, любили ходить на богомолье по святым местам. Пример такой добродетельной жизни родителей благотворно повлиял на впечатлительный ум и чистую душу отрока Василия. Уже с детства начал он обнаруживать склонность к духовной жизни: любил бывать в храме на Богослужениях, заучивал на память молитвы, а когда научился грамоте, то с особенным прилежанием стал заниматься чтением Слова Божия. В 1851 году двадцатилетний Василий оставил суетный мир и, приняв благословение родителей и старца Геронтия, удалился в обитель преподобного Сергия Радонежского. Вслед за учеником своим поступил в обитель и наставник его Геронтий, возымевший желание окончить свой иноческий путь жизни при мощах Преподобного Сергия. Здесь он принял святую схиму и наречен был Григорием.

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Gefsim...

В начале XX века обитель была душевной врачебницей и нравственной школой не только для ее насельниц, но и для всех окрестных жителей. Так продолжилось дело утверждения и окормления женских обителей, начатое в XIX столетии преподобными Серафимом Саровским и Зосимой (Верховским) . 19 июля 1995 года в день Собора Радонежских святых был совершен акт канонизации иеромонаха Варнавы (Меркулова) Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II в Успенском соборе Свято-Троицкой Лавры. Его мощи обрели под полом пещерной келийки преподобного. 22 октября 2000 года по благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия в Свято-Никольском храме города Наро-Фоминска состоялось торжественное богослужение в честь преподобного Варнавы Гефсиманского . Отец-наместник Черниговско-Гефсиманского скита Троице-Сергиевой Лавры архимандрит Феофилакт (Моисеев) 454 передал частицу мощей преподобного Варнавы в наро-фоминский Никольский храм, – и святой Варнава как бы вернулся на землю, где прошло его отрочество. Вернулся, чтобы испрашивать у Бога милость всем чадам Православной Церкви 455 . Сестры из возрожденной Троице-Одигитриевской Зосимовой пустыни, где преподобный Варнава впервые узнал духовные законы монашеской жизни, ежедневно возносят величание пред иконой святого с частицей его мощей. Устроение обители Сразу по утверждении общежития в храм был назначен священник Михей Павлович Богрецов, 69 лет, незадолго до того овдовевший в 1841 году. Он был сыном пономаря, в школах не обучался, служил сначала дьячком. В 1797 году посвящен в дьякона, в 1804 – в священника, за 1812 году награжден бронзовым крестом. Перед переводом в пустыньку последним местом его служения было село Горбово Звенигородского уезда. Чтение, пение, катехизис знал он «довольно хорошо», поведения был «очень доброго» 456 . Видя обитель утвержденной, Семен Лонгинович Лепешкин стал обустраивать ее во славу Всевышнего. В пустыни благодаря его благодеяниям появились каменная ограда, один большой и два малых каменных корпуса, каменные погреба.

http://azbyka.ru/otechnik/Zosima_Verhovs...

Но пытливый ум Димитрия хотел знать достоверно, пребывает ли он в заблуждении относительно истинной веры или нет. Этот мучительный вопрос не давал ему покоя. И вот по совету и указанию добрых людей отправился он на богомолье в святую обитель великого русского подвижника Преподобного Сергия Радонежского, почитаемого даже и раскольниками. Из Лавры вместе с другими богомольцами Димитрий отправился в Гефсиманский скит, здесь-то и состоялась его первая встреча с тогда еще послушником Василием, о которой Димитрий рассказывал следующее: «Войдя в келлию, я остановился позади всех и со вниманием стал вслушиваться в беседы и наставления, которые давал духовник разным лицам. Признаюсь, я надивиться не мог его находчивости отвечать по нуждам всех и каждого. Говорил он очень просто, но так сильно и убедительно, что многие даже плакали от его слов. Все это меня крайне удивило, и я почувствовал к нему глубокое уважение. Прощаясь, старец стал давать каждому по маленькому кипарисовому крестику для ношения на шее. С таким же крестиком подошел он и ко мне и, подавая его, сказал: – Вот и тебе на благословение, возьми. – Благодарю, мне не нужно, – отвечал я и крестик не взял. Этот отказ, видимо, озадачил старца, он устремил на меня долгий и проницательный взгляд. В смущении я опустил глаза. – Послушай, если хочешь, останься у меня в келлии, мы с тобой побеседуем. Все вышли, и мы остались вдвоем. Более трех часов продолжалась наша беседа. Что и как говорил он мне, не могу и передать теперь. Помню одно – весь в слезах вышел я из его келлии и до темной ночи одиноко бродил по монастырскому лесу. После слов скитского духовника страшной представилась мне моя прежняя жизнь, мое погибельное отступничество от Святой Православной Церкви. Всю ночь не мог я сомкнуть глаз. Так промаялся я до самого благовеста к утрене. С неизъяснимым ужасом и трепетом переступил я церковный порог. Мучившие меня мысли и здесь, в святыне храма, не давали покоя. Невыносимая тоска сжимала сердце. Но вот мало-помалу благоговейное служение иноков стало пробуждать мое внимание и утешительно действовать на мою страждущую душу.

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Gefsim...

Московская область (святыни) Материал из Азбука паломники Перейти к навигации Перейти к поиску Московская область СЕРГИЕВ ПОСАД. Свято-Троицкая Сергиева Лавра: преп. Сергий, Никон, Михей, Дионисий и Антоний Радонежские, Максим Грек, свт. Серапион Новгородский, Иоасаф и Иннокентий Московские, Макарий Алтайский , Исаия Ростовский (глава), муч. Архидиакон Стефан (десница); «Сергиевская-Смоленская» и «Черниговская» иконы Божией Матери, икона свт. Николая. Гефсиманский (Черниговский) скит: преп. Варнава Гефсиманский . ХОТЬКОВО. Покровский Хотьков женский монастырь: преп. Кирилл и Мария Радонежские (родители преп. Сергия). МУЗЕЙ-УСАДЬБА «МУРАНОВО» (Сергиево-Посадский район, близ Радонежа). Храм Спаса Нерукотворного образа: «Корсунская» икона Божией Матери. ДМИТРОВ. Борисоглебский монастырь: «Феодоровская» икона Божией Матери. П. ДЕДЕНЕВО, Дмитровского района. Спасо-Влахернский женский монастырь: преп. исп. Параскева Дмитровская (ХХ в.), «Влахернская» икона Божией Матери, икона Спасителя в терновом венце («Беленький Спас»). ЗВЕНИГОРОД. Саввино-Сторожевский монастырь: преп. Савва Сторожевский (XIV в.). СЕРПУХОВ. Никольский собор: икона Божией Матери «Помощница в родах». Богородицкий Высоцкий монастырь: преп. Афанасий Высоцкий, Младший (XIV в.), икона Божией Матери «Неупиваемая Чаша». Введенский Владычный женский монастырь: преп. Варлаам Серпуховской (XIV в.), икона Божией Матери «Неупиваемая Чаша», иконы св. царевича Димитрия Угличского и муч. Иоанна Воина. Серпуховский историко-краеведческий музей: икона «Введение Богородицы во храм». С. РАЙ-СЕМЕНОВСКОЕ, Серпуховского района. Храм Спаса Нерукотворного образа: икона Божией Матери «Взыскание погибших». П. НОВЫЙ БЫТ, Чеховского района. Давидово-Вознесенская пустынь: преп. Давид Серпуховской (XVI в.). Д. САТИНО-РУССКОЕ, Подольского района. Вознесенский храм на кладбище: муч. Евгений Родионов (ХХ в.) (могила около храма), «Ахтырская» икона Божией Матери. ИСТРА. Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь: мц. Татиана (часть мощей). П. КНЯЖЬЕ ОЗЕРО, Истринского района. Александро-Невский храм: оригинал «Торопецкой-Корсунской» иконы Божией Матери.

http://azbyka.ru/palomnik/Московская_обл...

В наше время, на нашей памяти совершилось прославление в лике святителей Московских Иннокентия и Филарета. А сегодня мы совершили прославление в лике местночтимых святых Радонежской земли преподобного Антония Радонежского, который сорок шесть лет нес подвиг наместничества, вел высоко духовную жизнь, был духовником святителя Филарета. Мы верим, что преподобный Антоний Радонежский всегда предстательствует за Лавру Преподобного Сергия, потому что он унаследовал дух преподобного Серафима Саровского, который завещал ему быть не только отцом, но и матерью для насельников Лавры. Мы верим, что он молится за всех, кто сегодня несет здесь свой подвиг служения Церкви, Отечеству и народу земли нашей в сложное время, которое мы переживаем. В сонме Радонежских святых прибавился новый угодник Божий — преподобный Антоний Радонежский, который много трудов положил здесь и который, верим, своими молитвами укрепляет и нынешнего отца наместника, и братию обители, и тех, кто получает здесь образование и воспитание. Перед нами всегда должен быть образ для подражания и один из них — это преподобный Антоний, духоносный пастырь, молитвенник, стяжавший дух мудрости, которой он щедро делился со всеми, приходившими к нему. Сегодня каждый пастырь — не только совершитель богослужения. Он должен укреплять в вере людей, которые обращаются к нему, и помогать им в трудностях. Преподобный Антоний является для нас ярким примером служения Богу и ближним. Да поможет он нам совершать наше служение во славу Божию на благо тех, с кем мы вместе идем одной дорогой жизни. __________ Преподобный Варнава Гефсиманский января 1831 – †17 февраля 1906 Прославлен Русской Православной Церковью в лике местночтимых Радонежских святых 19 июля 1995 г. Память празднуется 6/19 июля (Собор Радонежских святых) Старец иеромонах Варнава родился в селе Прудищи Тульской губернии 24 января 1831 года и во святом крещении был наречен Василием в честь святителя Василия Великого. Его родители, Илия и Дария Меркуловы, люди добрые и богобоязненные особенно радовались рождению сына. В их семье после

http://pravmir.ru/paterik-novokanoniziro...

По смерти матушки игумении настоятельницей Иверской обители стала казначея – монахиня Павла, в миру Прасковья Ивановна Кокушкина. Ей было в то время пятьдесят четыре года. Ее отец был купцом города Шуи Владимирской губернии. В обитель она поступила в 1874 году, проходила разные послушания, некоторое время была благочинной. В смутные годы при Марии Пивоваровой она вместе с другими подвергалась гонениям. По представлению епархиального начальства монахиня Павла указом Священного Синода от 29 июля 1892 года была утверждена в должности настоятельницы, а 6 августа того же года преосвященнейшим Владимиром, епископом Нижегородским, возведена была в сан игумении. У нее сложились добрые и искренние отношения с отцом Варнавой. В период ее правления было немало сделано для благоустройства монастыря. Выстроили большую каменную гостиницу для богомольцев, которая всегда содержалась в безукоризненном состоянии, а 17 августа 1897 года совершилась закладка величественного собора во имя Живоначальной Троицы, о чем подробно будет сказано в своем месте. Благолепие монастыря Из всех храмов обители особой красотой отличался соборный храм, построенный в 1877 году и освященный в честь Иверской иконы Божией Матери. При нем два придела: правый – во имя святителя Василия Великого и преподобной Ксении, левый – во имя Святителя Николая Чудотворца и Преподобного Сергия Радонежского. На главном престоле – бронзовое, под стеклянным футляром, одеяние изящной работы, вызолоченное через огонь и украшенное эмалью различных цветов с рельефными матовыми изображениями – жертва московского купца Ф. А. Овчинникова. Иконостас из дерева, резной, в византийском стиле. В том же стиле – резные позолоченные киоты с иконами святых угодников. Иконопись во всем храме – на чеканном золотом фоне. Все иконы написаны были в строгом православном духе, очень искусно, мастерами палехской школы Сафонова. Над ликами святых угодников сияли сребропозлащенные венцы – жертва московского купца П. Ф. Микляева. Среди святынь собора стоит назвать гробничку с частицами Гроба и Креста Господня, с мощами святых угодников числом до ста. Как сказано в описании, они «перешли в обитель жертвами разных достопочтенных боголюбцев».

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Gefsim...

И ныне, Бородичен, глас тойже: Владычице, приими: На Литургии служба преподобническая. Молитва О преподобне отче Варнаво, пастырю наш кроткий и утешительный, милостивый помощниче и теплый о нас молитвенниче! Ты, измлада чадо благословения Божия быв, образ послушания родителем, повиновения господем и служения ближним показал еси. Заповеди Господни возлюбив, в Лавру преподобнаго Сергия притекл еси и того верный ученик явился еси. Во обители же Божия Матере повелением настоятеля аввы Антония пребывая, дух смиренномудрия, кротости и терпения стяжал еси и дар разсуждения и прозрения помышлений душевных от Бога приял еси. Сего ради монашествующим духовный наставник, инокиням созидатель обители Иверския на Выксе реце и всем страждущим и болезнующим целитель и попечитель милостивый даже до часа смертнаго был еси. По преставлении же твоем Бог многия милости почитающим память твою яви и иноком учителя тя верна дарова. Темже молим тя, праведный отче, якоже и прежде, ходатайствуй пред Богом молитвами твоими всем людем во всяцем звании дух утешительный стяжати и коемуждо потребная обрести: юным – послушание и целомудрие страхом Божиим сохранити; в возрасте сущим – любовь Божию и согласие стяжати; алчущим – не токмо хлебом насущным, но и наипаче словом Божиим насытитися; плачущим – утешитися; изгнанником и странником – пристанище обрести; в темнице сущим – от уз свободитися; благочестивым – в Дусе Божием возрастати и смиренномудрия достигнути. Сшествуй нам во всех путех жизни нашея, паче же умоли Господа нашего о прощении прегрешений и неправд наших и к свету заповедей Божиих стопы наша направи, да единым сердцем и усты славим Пресвятую Троицу, Отца и Сына и Святаго Духа, во веки веков. Аминь. Преподобный Варнава Гефсиманский Преподобный Варнава Гефсиманский (в миру – Василий Ильич Меркулов) родился 24 января 1831 года в селе Прудищи Тульской губернии в семье крепостных крестьян Илии и Дарии Меркуловых. Вскоре его родители переселились в Наро-Фоминск, где и прошли юные годы Василия. Благочестивый юноша часто посещал отшельника Геронтия (в схиме Григория), жившего вблизи Троице-Одигитриевой Зосимовой пустыни. Духовным окормлением этого святого мужа он пользовался до конца жизни схимника.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

5 ...в город Лальск... – до революции город в Устюжском уезде Вологодской губ., ныне поселок городского типа Лузского района Кировской обл. 6 ...был третьим псаломщиком в соборе... – «Бывший студент Императорского Московского Университета Понтий Рупышев 9 декабря 1897 г. определен на псаломщическую вакансию к Лальскому Воскресенскому собору» Лальский собор во имя Воскресения Христова возведен в XVIII столетии, неоднократно достраивался. Является одним из лучших образцов зодчества в традициях Великого Устюга. В 1930-е гг. закрыт. Сохранился до наших дней, в храме возобновлены богослужения 26]. 7 ...к епископу Антонию... – Антоний (Каржавин Александр Николаевич) (1858–1914) – архиепископ Тверской и Кашинский. Духовный писатель. Окончил Московскую Духовную академию со степенью кандидата богословия (1880). Преподаватель Тамбовской духовной семинарии. Магистр богословия (1888). Принял постриг; иеродиакон, иеромонах; инспектор Московской Духовной академии с возведением в сан архимандрита (1888). Ректор Вифанской духовной семинарии (1891). Епископ Великоустюжский (1895). Епископ Тобольский и Сибирский (1897). Архиепископ Тверской и Кашинский (1910) 8 ...в Угрешском монастыре и скиту... – имеется в виду Николо-Угрешский мужской монастырь под Москвой (в настоящее время на территории г. Дзержинского) и скит при нем. Монастырь основан в 1380 г. св. блгв. вел. кн. Дмитрием Донским на месте явления образа свт. Николая Чудотворца. В 1852–1860 гг. выстроен скит во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Во второй половине XIX в. столетия обитель являлась одним из центров активной духовной жизни России. Около 1925 г. монастырь был закрыт. Возвращен Русской Православной Церкви в 1991 г., получил статус ставропигиального 30]. 9 ...до о. Варнавы в Гефсиманский скит... – Варнава (Меркулов Василий Ильич) (1831–1906) – преподобный Гефсиманский, Радонежский. Иеромонах, старец Гефсиманского в честь Черниговской иконы Божией Матери скита Троице-Сергиевой Лавры. С 1857 г. послушник в Гефсиманском скиту, принял постриг (1866). Иеродиакон (1871), иеромонах (1872). По благословению своего духовника основал в с. Выкса Нижегородской губернии женскую богадельню, позже преобразованную в монастырь в честь Иверской иконы Божией Матери. Руководил строительством, составил устав и принимал активное участие в жизни и деятельности обители. С 1890 г. – духовник братии Гефсиманского скита. Нёс подвиг старчества, ежедневно принимая до тысячи человек. Стяжал дар прозорливости. По его молитвам совершались чудеса, в том числе исцеления. Причислен к лику святых в 1995 г. Память 17 февраля, в соборе Нижегородских святых и Радонежских святых.

http://azbyka.ru/otechnik/Pontij_Rupyshe...

5764. КОЗЛОВА В. Старец Черниговского скита при Троице-Сергиевой Лавре Варнава Гефсиманский . – 1989, 7, 65. 5765. КОНЦЕВИЧ И.М. Старчество. – 1996, 9, 33. 5766. МАРЧЕНКОВ В., прот. Духовничество. – 1992, 3, 32. 5767. ЕГО ЖЕ. Оптинский старец Варсонофий (Плеханков). – 1991, 6, 24; 7, 20; 9, 36; 10, 34. 5768. МАСЛОВ Н. Благодатный старец. (О схиархимандрите Иоанне (Маслове) . – 1997, 9, 52. 5769. МИХАЙЛОВ А. Памяти оптинского старца иеросхимонаха Иосифа. – 1988, 10, 69. 5770. МЫ СЛЫШИМ, что у каждого верующего, церковного человека должен быть духовный отец- священник. Если мы имеем такового, какие обязанности возлагаются на нас в этом случае? (Спрашивают – отвечаем). – 1991, 4, 76. 5771. ПАВЛОВИЧ Н. Оптинский старец отец Нектарий. – 1994, 6, 46. 5772. ПОСЕЛЯНИН Е. Упование мое – Отец, прибежище мое – Сын, покров мой – Дух Святый…-1993, 9, 22. 5773. НАСТАВЛЕНИЯ преподобного и богоносного отца нашего Серафима, Саровского чудотворца. – 1991, 8, 37. 5774. СПОРОВ Б. Уголька, или Отец Иов. – 1993, 5, 75. 5775. ТИХОН, игум. Духовное наследие святителя Тихона, епископа Воронежского. – 1984, 5, 16. 5776. ФЕДОРОВ М. Гоголь и Оптина пустынь. – 1988, 11, 68. 5777. ПРЕПОДОБНЫЙ Феодосий Печерский . Поучение о казнях Божиих. – 1988, 3, 37. 5778. ЧЕСНОКОВ А., свящ. Старцы Глинской пустыни. – 1992, 6, 3. 57. Монашество 5779. ПРЕПОДОБНЫЙ Варсонофий Великий. Живущим в общежительных монастырях. – 1990, 7, 55. 5780. ВОРОПАЕВ В. Гоголь и монашество. – 1993, 4, 98; 5, 102. 5781. ВОСТОРГОВ И. Подвижничество и монашество. – 1994, 4, 60. 5782. ГОЛУБИНСКИЙ Е. О значении Преподобного Сергия Радонежского в истории нашего монашества. (К 600-летию преставления Преподобного Сергия Радонежского). – 1992, 10, 45. 5783. ЕВЛОГИЙ, архим. Духовная опора Церкви. – 1988, 6, 36. 5784. ЕГО ЖЕ. О церковном и общественном служении православного монашества. – 1984, 11, 70. 5785. ЕГО ЖЕ. Основы православного монашества. – 1987, 9, 74. 5786. ЕВФРАСИЯ, игумения. (Румынская Православная Церковь ). Жизнь во всей ее полноте: монашеский опыт. – 1984, 2, 68.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   Новомученица Анна (Зерцалова). Великий подвижник — отец Валентин. Машинопись. 1928.    Истинный пастырь Христов. М., 1910. С. 56.    Истинный пастырь Христов. М., 1910. С. 63.    По всей видимости, имеется ввиду проф. Нил Федорович Филатов (1847—1902), один из основоположников педиатрии, создатель научной школы.    Истинный пастырь Христов. М., 1910. С. 56—60.    Новомученица Анна (Зерцалова). Светильник Православия. М., 1912. С. 18—36.    Храм вмц. Параскевы Пятницы в Охотном ряду, о котором упоминалось в летописях еще шесть веков назад, был снесен Москоммунхозом в 1928 г., на его месте было построено здание Совета Труда и Обороны, позднее — Совет Министров, а ныне — Государственная Дума.    Новомученица Анна (Зерцалова). Великий подвижник — отец Валентин. Машинопись. 1928 г.    О своем общении с батюшкой новомученица Анна рассказывает во второй части книги «Светильник Православия» — «Как я обрела веру».    Преподобный Варнава Гефсиманский прославлен в соборе Радонежских святых.    Великий подвижник отец Валентин. Машинопись. 1928.    Рассказ С. В.Викторова, внука прот. Валентина. Глава 6. На новом поприще    Чудно приходит к праведникам посреди их бедствий мысль благодарения Богу. Она исторгает их сердца из печали и мрака, возносит к Богу, в область света и утешения. Бог всегда спасает прибегающих к Нему с простотою и верою.    Святитель Игнатий Ставропольский    В 1891 году на Московскую кафедру был назначен Преосвященный Леонтий (Лебединский), бывший до этого епископом Варшавским. В отличие от своих предшественников, Владыка Леонтий не благоволил к протоиерею Валентину, возможно, смущаясь его общением с представителями, как тогда говорили, либеральной интеллигенции.    Мы не имеем документальных свидетельств о том, как относился обер-прокурор Священного Синода того времени К. П. Победоносцев к прот. Валентину. Этот великий русский государственный деятель и защитник самодержавия действительно был глубоко верующим православным человеком и ревнителем блага церковного, и неоднократно подвергался несправедливым нападкам и клевете революционно настроенных современников. В отличие от своих предшественников, порой вообще индифферентных к религии, Победоносцев сделал многое для Православной Церкви: он добивался уважения к священнослужителям, широко заботился об их материальном благополучии, учреждал пенсии и жалования, был создателем церковноприходской школы и других духовно-просветительных и благотворительных учреждений, необычайно развил церковное книгоиздательство и строительство.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010