15 июня 1865 года в селе Деулине сгорела до основания деревянная церковь во имя Преподобного Сергия Радонежского, сооруженная в 1619–1620 гг. архимандритом Троицкого монастыря преподобным Дионисием (Зобниновским) в память заключенного в селе в 1618 году перемирия между Россией и Польшей. 19 августа в Лавру прибыл император Александр II с наследником, Великим князем Александром Александровичем. В 1866 году иждивением московского купца О. П. Тюляева возобновлена стенная живопись в Успенском соборе. Возобновлена стенопись и сделан новый иконостас из розового дерева в лаврской церкви Сошествия Святаго Духа. 20 ноября послушник Гефсиманского скита Василий Меркулов пострижен в монашество с наречением имени Варнава. В 1867 году с южной стороны лаврской церкви Сошествия Святаго Духа устроен придел во имя праведного Филарета Милостивого (в настоящее время не существует). 5 октября Митрополит Филарет сделал окончательный выбор места своего погребения – не в Гефсиманском скиту, а в Лавре. 19 ноября – кончина Митрополита Филарета на Троицком Сухаревском подворье. 26 ноября – погребение митрополита Филарета (Дроздова) в пристроенном к Духовской церкви храме праведного Филарета. 5 января 1868 года Митрополитом Московским назначен Архиепископ Камчатский Иннокентий (Вениаминов). Святитель Иннокентий (в миру Иван Евсеевич Попов-Вениаминов) родился 26 августа 1797 года в селе Ангинском, Иркутской губернии, в семье пономаря. В девять лет Иван Попов был определен в Иркутскую духовную семинарию. В 1814 году вместо отцовской фамилии Попов получил фамилию Вениаминов в честь Иркутского архиерея. В 1817 году, за год до окончания семинарии, Иван Вениаминов вступил в брак и был посвящен в диакона Иркутской Благовещенской церкви. В 1821 году он был рукоположен во священника той же церкви. В 1823 году, когда епископу Иркутскому последовал указ от Святейшего Синода послать священника в колонии Российско-Американской компании на остров Уналашку, и когда решительно не находилось охотников ехать, изъявил добровольное желание отправиться на проповедь слова Божия язычникам. Более пятнадцати лет проповедовал Православие коренным народам Северной Америки и Сибири. В частности алеутам, индейцам-колошам, якутам и тунгусам.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

     Настоятельница монастыря игумения Фаина (Кулешова) подчеркивает, что музей создан именно для раскрытия образа монашества на примере их святого отца-основателя и основанной им обители. Внимание здесь также уделяется святым и подвижникам, с кем монастырь так или иначе связан. А это и преподобный Варнава Гефсиманский, для кого посещение в отроческие годы Троице-Одигитриевской Зосимовой пустыни было большой духовной поддержкой, и преподобный Антоний Радонежский († 1877), который, будучи наместником Троице-Сергиевой лавры, с самого начала утвержденного здесь общежития 30 лет руководил Зосимовой пустынью в качестве благочинного. Это и Оптинские старцы преподобные Макарий, Антоний, Моисей – они приезжали сюда из Оптиной пустыни на праздник освящения расширенного двумя приделами Троицкого собора и возносили здесь соборную молитву вместе со святителем Филаретом (Дроздовым), митрополитом Московским и Коломенским, возглавившим тогда Божественную литургию и, как известно, особо благоволившим этому монастырю, как и его основателю преподобному Зосиме. Есть в экспозиции музея и раздел, повествующий об испытаниях XX века. Он включает, в том числе, личные вещи новомучеников Церкви Русской, а таковых в Зосимовой пустыни прославлено шестеро: игумения – преподобномученица Афанасия (Лепёшкина), чьи сродники в наши дни бывают в монастыре и рассказывают удивительные истории ее помощи своему роду; два служивших здесь священника – отцы Димитрий Розанов и Михаил Виноградов, а также три насельницы – инокиня Магдалина (Забелина) и послушницы Евдокия Бучинева и Мария Портнова. Музей словно реконструирует связь с предшественниками, которую в годы гонений враг пытался разрушить.      Созданный некогда в болотистых подмосковных лесах монастырь и сегодня (несмотря на то, что теперь вошел в состав столицы в рамках территорий Новой Москвы) остался «пустынькой», – как отметил это Святейший Патриарх Кирилл, посетив обитель. Молитвенной, тихой и, благодаря все так же окружающему ее лесу, укромной. Здесь идеальное место, чтобы обремененному суетой жителю мегаполиса прийти в себя, поговеть, помолиться и – может быть, посетив открывшийся музей, задуматься о монашестве. По крайней мере, познакомиться с иноческой жизнью поближе, узнать о ее сути, проследив подвижнический путь преподобного Зосимы, вчитавшись в его труды, – благо, нам доступны ныне и его эпистолярное, и агиографическое наследие, и аскетические наставления.

http://pravoslavie.ru/142450.html

Боровкова H.A. (см. Беляева-Боровкова Н.А.) Бородин Александр Порфирьевич (18331887) – композитор, химик Бортнянский Дмитрий Степанович (17311825) – композитор Боскин Михаил Васильевич (18751930) – художник, Боскин Сергей Михайлович (19091992) – протодиакон, регент, художник, реставратор Боткин Михаил Петрович (18391914) – живописец, гравер, коллекционер Бочкало Н.Я. (см. Нафанаил (Бочкало)) Бражников Максим Викторович (19041973) – музыковед-палеограф Брамс Иоганнес (18331897) – немецкий композитор Бруни Лев Александрович (18941948) – художник Брюсов Валерий Яковлевич (18731924) – поэт Бугаев Б.Н. (см. Андрей Белый) Булатович А.К. (см. Антоний (Булатович)) Булгаков Сергей Николаевич (18711944) – священник, богослов Бунин Владимир Васильевич (19081970) – композитор Бутылин Александр Сергеевич (18911971)– звонарь в Ростове Великом Бюлов Ганс Гвидо, фон (18301894) – немецкий пианист, дирижер, композитор, музыкальный критик В Вагнер Рихард (18131883) – немецкий композитор, дирижер, музыкальный писатель Вакх (ок. 290303) – мученик Вальтер Бруно (18761962) – немецкий и американский дирижер Валя – знакомая семьи З.В. Трубачева (Иваново, начало 1930-х) Ваня (см. Фаворский И.В.) Ваня Сарычев (см. Даниил (Сарычев) Варлаам (Рогов Василий) – распевщик, митрополит Ростовский (XVI в.) Варнава Гефсиманский , Радонежский (Меркулов Василий Ильич, 18311906) – преподобный, старец Гефсиманского скита близ Троице-Сергиевой Лавры Варфоломей (Ремов Николай Федорович, 18881936) – архиепископ, настоятель Высокопетровского монастыря Васенок, Василий (см. Флоренский В.П.) Василенко Сергей Никифорович (18721956) – композитор Василий – епископ (1920-е) Василий – священник Рязанской епархии Василий (Глазистов) – протоиерей Георгиевского храма в с. Ильинском (1980-е) Василий (Зиновьев Василий, 18721925) – священник, церковный композитор (Ярославль) Василий (Крутецкий Василий Васильевич, 18901930-е) – протоиерей ивановского Введенского храма Василий (Крылов Василий Вуколович) – протоиерей (Юрьев-Польской, середина XX в.?)

http://azbyka.ru/otechnik/6/izbrannoe-st...

По служебным делам молодому приказчику приходилось выезжать в Москву, Нижний Новгород и другие города России. Тогда, по согласованию с хозяином, посещал он святые места, находившиеся поблизости. Неизменно бывал он и в обители Преподобного Сергия Радонежского, чтобы поклониться великому печальнику земли Русской и принести ему свои молитвы. Богомольцы, посещавшие Сергиеву лавру, всегда старались побывать и в Гефсиманском скиту, чтобы поклониться чудотворному Черниговскому образу Божией Матери и получить благословение и совет любвеобильного старца Варнавы. Сам Господь вновь привел юношу к отцу Варнаве, и после продолжительной беседы духоносный старец благословил Василию; быть его духовным сыном. Вот такого несравненного наставника даровал Всемилостивый Господь Василию Муравьеву. Около 20 лет продолжалось их духовное общение во славу Божию. Когда позволяли дела, Василий Николаевич спешил в Гефсиманский скит, если там в это время находился его наставник; а отец Варнава, посещая Санкт-Петербург, всегда бывал в доме у молодого коммерсанта. По благословению отца Варнавы Василий постоянно совершенствовал себя в чтении молитвы Иисусовой, все время старался блюсти чистоту ума и противостоять греховным помыслам, а его духоносный наставник всегда помогал ему советами и святыми молитвами, оберегая молодого подвижника от мирских соблазнов и готовя его ко вступлению в будущем на иноческий путь. Пока же Василию необходимо было выбрать себе спутницу жизни. Ею стала Ольга Ивановна, с которой в 1890 году по благословению отца Варнавы Василий и обвенчался. Господу было угодно, чтобы молодой подвижник, прежде чем отречься от мира и его забот, усовершился бы на поприщах семейного и коммерческого служений. В 1892 году Василий Николаевич открыл собственное дело. Обладая большим опытом и имея прочные торговые связи, он организовал контору по заготовке и продаже пушнины. Значительная часть товара поставлялась за границу — в Германию, Австро-Венгрию, Англию, Францию и другие страны. Торговля требовала недюжинных сил и способностей. Мало было ждать покупателя к себе в лавку, нужно было искать его в различных концах России и за рубежом, применяться к его требованиям, прислушиваться к желаниям.

http://pravoslavie.ru/60562.html

Оба духовных учителя Варнавы – Геронтий и Даниил – велели ему взять на себя два особых служения: основать и опекать женский монастырь в Выксе, и принимать в своей скитской келье посетителей и паломников. Оба этих повеления ужаснули Варнаву. Пугала перспектива строительства монастыря в той части Нижегородской губернии, которая считалась краем раскольников. Еще больше смущало повеление принять старческое служение, ведь иноку Варнаве тогда было чуть больше тридцати лет. Варнава являлся монахом Троице-Сергиевой Лавры и ее Гефсиманского Черниговского скита на протяжении более 50 лет. В феврале 1906 года старец скончался. Его похоронили в одной из пещер нижнего храма Черниговского скита. Этот подземный храм, как и церковь на Красюковке, был освящен в честь Архангела Михаила. В 1995 году церковный собор причислил Варнаву Гефсиманского к лику местных Радонежских святых. Мощи старца поместили в верхнем храме Черниговской иконы Божией Матери этого же скита. В подземном склепе осталась надгробная плита с надписью: «Он жил во славу Божию». После революции 1917 года богослужения в Михайловской церкви на Красюковке продолжались. Небольшой храм на окраине города и у железной дороги стал в эти годы местом, куда стекались монахи из закрытой Лениным Троице-Сергиевой лавры, а также оказавшиеся ненужными или неугодными для новой власти писатели и мыслители старой России. В сентябре 1917 года по рекомендации священника, ученого и философа Павла Флоренского рядом с Михайловской церковью на Красюковке поселился писатель Василий Васильевич Розанов вместе с супругой. Дом Розанова по тем временам считался богатым: в нем был телефон, ванная, много комнат. Однако писатель жил бедно, не имея возможности издавать статьи и книги. Здесь 5 февраля 1919 года он скончался. Дом, где жил и умер Розанов, стоит и сейчас недалеко от Михайловской церкви. В 1990-е годы литературовед Станислав Стефанович Лесневский установил на этом доме мемориальную доску. Отпевали философа Розанова в Михайловской церкви Красюковки. Учение Розанова расходилось с христианским мировоззрением, но перед смертью он исповедовался и причащался у православного священника. Несмотря на иногда скандальную славу своих работ, Розанов заочно оказался связан с Гефсиманским старцем Варнавой. Его не только отпевали в церкви, которую благословил построить святой, но и похоронили на погосте Гефсиманского Черниговского скита. В пещерной церкви скита за десять лет до Розанова погребли самого старца Варнаву.

http://sobory.ru/article/?object=00097

Иногда отцы и матери, вырастив детей, поселялись в монастыре, как родители преподобного Сергия Радонежского. Мать преподобного Серафима Саровского лечила своего ребенка, обращаясь не к докторам, а к иконам, а на монашество благословила медным крестом, который он не снимал до самой смерти. Нежно заботился о кроткой и тихой своей родительнице святитель Филарет Московский ; восхищались своими матерями Оптинский старец Нектарий, преподобный Варнава Гефсиманский . Мать упомянутого выше переводчика и писателя Н.М. Любимова, аристократка по происхождению, в самом разгаре террора второй половины тридцатых годов, услышав сообщения о новых арестах и посадках, после долгого раздумья вдруг посветлела: «Нет, есть путь и в этой жизни, но только один: ничего не пожалеть ради страждущих близких. Помнишь, как в Евангелии сказано? Больши сея любви никтоже имать, да кто душу свою положит за други своя». И сказала она это своему сыну, своему единственному ребенку, которого бесконечно любила – однако не внушала прятаться, скрывать свою веру, избегать преследуемых властью, сидеть в углу тише воды, ниже травы, в отличие от многих других, кто скрывал свою веру даже от детей, чтобы они без помех получили образование и возможное земное преуспеяние. В своих воспоминаниях Николай Михайлович благодарил – прежде всех мать, а затем всех родных по крови и духу, всех, кто обогащал его знаниями, возвышал душу, протягивал руку помощи, подавал пример добротолюбия. Художник К. Коровин рос в атмосфере вольномыслия: гости отца,студенты Московского университета, своими спорами о Боге, конституции, тирании заражали ребенка «странным беспокойством»; зато в доме бабушки было совсем другое настроение: никто не кричал, не чертыхался, не бил рюмки с вином; гости были приветливы, говорили тихо, повсюду чисто, прибрано, перед сном мальчик вместе с бабушкой молился, стоя на коленях в постели. Ясность, простота и бесконечная сострадательная любовь бабушки Акулины Ивановны озарила детство А.М. Горького (1868 – 1936); надо полагать, сияние образа совестливой, верующей и потому, несмотря на обстоятельства жизни, счастливой русской старухи, воспрепятствовало ему сделаться окончательным безбожником.

http://azbyka.ru/fiction/rifmuetsya-s-ra...

И тем не менее, разве потускнели в церковном сознании образы таких великих подвижников прошлого как преподобные Антоний и Феодосий Печерские, Сергий и Никон Радонежские. Иов Почаевский, Серафим Саровский, Паисий Величковский, Амвросий Оптинский, Варнава Гефсиманский и многие сотни и тысячи других светильников русского монашества? Разве можно не назидаться примерами их святой жизни, которая, в свою очередь, вдохновлена подвигами могучих отцов-пустынников, отшельников, гигантов духа, подвигоположников и начальников монашества, которым Церковь усвоила наименование Великих? Сейчас все возможно, все открыто и свободно доступно. Никто не преследует за веру, никто не принуждает человека в его нравственном выборе. Но вспомним исторический факт: во времена императора Константина Великого христиане стали уходить из городов в пустыни после издания им знаменитого Миланского Эдикта о равноправии вероисповеданий и, тем самым, даровании свободы христианству. Они бежали в пустыни от благополучной, устроенной, внешне свободной жизни, избавленные от преследований и тяжких страданий! И в нашей отечественной истории возрождение иноческого духа с невероятным умножением числа обителей произошло в период, непосредственно предварявший Куликовскую битву и после нее, когда воспрял дух русского народа и он, обретая внешнюю свободу от ненавистного бремени монгольского ига, ощутил потребность в подлинной внутренней свободе, что стало возможным благодаря преподобному Сергию и его школе — сонму святых его учеников. По мысли В.О. Ключевского, в тот период монашество возрастало не из-за бедственного положения общества, а во имя нравственных идеалов; оно не было отрицанием мира во имя враждебных миру начал, а отречением от мира ради идеалов, непосильных для мира. Это и хотелось бы видеть в тех, кто переступает порог монастыря сегодня, - стремление к отречению от мира ради ценностей и идеалов, которые не могут осуществиться в миру, ибо для него непосильны. Монашество было, есть и пребудет цветом христианства. Если этот цвет оскудеет и завянет, то не придется ждать и зрелого плода, то есть не будет великих носителей духа и истины Христовой, подобных тем, которые на тысячелетия вперед освятили путь Православной Церкви и тем, которые просияли в нашем Отечестве. Они рождались в разные исторические эпохи - й в краткие периоды благополучной жизни, но большей частью во времена смятений и испытаний. Своим духовным подвигом и святой жизнью они указывали страждущим душам путь подлинного призвания человека, путь к Небесному Отечеству.

http://sedmitza.ru/lib/text/429994/

Новомученица Анна (Зерцалова). Подвижник веры и благочестия. М., 1914. С. 59. 39 В. Н. Зверев. Памяти прот. Валентина Амфитеатрова. Православная жизнь. 1950. Джорданвилль. 40 Истинный пастырь Христов. М., 1910. С. 12. 41 Краткое описание выдающейся пастырской деятельности бывшего настоятеля Московского придворного Архангельского собора прот. Валентина Амфитеатрова. М., 1910. С. 68. 42 Духовные поучения. М., 1916. 43 Истинный пастырь Христов. М., 1910; Великий подвижник — отец Валентин. Машинопись. 1928. 44 Краткое описание выдающейся пастырской деятельности бывшего настоятеля Московского придворного Архангельского собора прот. Валентина Амфитеатрова. М., 1910. С. 102—127. 45 Там же. С. 103—104. 46 Прославлен как местночтимый святой в Московской епархии. 47 Прот. Валентин Амфитеатров. О Кресте Твоем веселящеся. Проповеди. М., 2002. С. 186—187 48 Новомученица Анна (Зерцалова). Великий подвижник — отец Валентин. Машинопись. 1928. 49 Истинный пастырь Христов. М., 1910. С. 56. 50 Истинный пастырь Христов. М., 1910. С. 63. 51 По всей видимости, имеется ввиду проф. Нил Федорович Филатов (1847—1902), один из основоположников педиатрии, создатель научной школы. 52 Истинный пастырь Христов. М., 1910. С. 56—60. 53 Новомученица Анна (Зерцалова). Светильник Православия. М., 1912. С. 18—36. 54 Храм вмц. Параскевы Пятницы в Охотном ряду, о котором упоминалось в летописях еще шесть веков назад, был снесен Москоммунхозом в 1928 г., на его месте было построено здание Совета Труда и Обороны, позднее — Совет Министров, а ныне — Государственная Дума. 55 Новомученица Анна (Зерцалова). Великий подвижник — отец Валентин. Машинопись. 1928 г. 56 О своем общении с батюшкой новомученица Анна рассказывает во второй части книги «Светильник Православия» — «Как я обрела веру». 57 Преподобный Варнава Гефсиманский прославлен в соборе Радонежских святых. 58 Великий подвижник отец Валентин. Машинопись. 1928. 59 Рассказ С. В.Викторова, внука прот. Валентина. 60 Некоторые исследователи (И. К. Смолич) считают, что К.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4033...

«Старец этот, – часто вспоминал иеромонах Варнава, – очень любил монашек; и мне вот заповедал не покидать род их». Знакомство Василия со старцем Геронтием послужило главной причиной перемены его внутренней и внешней жизни. Среди множества посетителей, искавших совета и руководства, старец Геронтий особенно полюбил богобоязненного юношу Василия и приблизил к себе, нередко и подолгу оставляя его для беседы. Неизвестно, о чем беседовали престарелый отшельник и юный отрок, но, судя по письмам старца Геронтия к разным лицам, сохранявшимся у старца Варнавы, можно с уверенностью сказать, что предметом собеседований было «единое на потребу». В письмах к духовным детям о. Геронтий вел речь о спасении души, учил словом из Священного Писания и святых отцов. Под влиянием опытного в духовной жизни старца в юном Василии возникла и постепенно созрела мысль отречься от мира и всех суетных, скоропреходящих радостей. В 1851 году двадцатилетний Василий оставил мир, получил родительское благословение на новую жизнь и удалился в обитель преподобного Сергия Радонежского 450 . Вслед за учеником в обитель прибыл и наставник, о. Геронтий, пожелавший окончить свой иноческий путь у мощей преподобного Сергия. Здесь он принял схиму с именем Григорий. Жизнь его ученика Василия текла мирно в обычных монастырских занятиях и в исполнении добровольно взятой на себя обязанности келейника схимонаха Григория. Но Василий и старец-наставник прожили вместе только один месяц; множество братии и тысячи богомольцев не давали юному ревнителю благочестия наслаждаться уединением, которого давно искала его душа. Поэтому Василий, по благословению старца схимонаха Григория и с разрешения наместника Лавры архимандрита Антония (Медведева), перешел в Гефсиманский скит. Схимонах Григорий не оставлял Василия без отеческого попечения и полезных советов. В дни праздников Василий посещал своего первого наставника в Лавре. В одно из посещений, случившееся во время предсмертной болезни схимонаха Григория, послушник Василий долго оставался у своего наставника и руководителя, в последний раз утешаясь его мудрыми наставлениями.

http://azbyka.ru/otechnik/Zosima_Verhovs...

Архиерейский Собор, состоявшийся в апреле 1992 г., по докладу председателя синодальной Комиссии по канонизации святых митрополита Крутицкого Ювеналия принял деяния о канонизации преподобных схимонаха Кирилла и схимонахини Марии, родителей святого Сергия Радонежского, а также о канонизации митрополита Киевского и Галицкого Владимира, митрополита Петербургского и Гдовского Вениамина и иже с ним убиенных архимандрита Сергия (Шеина), Юрия Новицкого и Иоанна Ковшарова, великой княгини Елисаветы и инокини Варвары. В деянии о канонизации новомучеников было ясно сказано, что это только начало церковного прославления новомучеников и исповедников, пострадавших в годы революционной смуты и послереволюционного террора. Опираясь на определение Поместного Собора 1917–1918 гг. «установить по всей России ежегодное молитвенное поминовение в день 25 января или в следующий за сим воскресный день (вечером)… исповедников и мучеников», Архиерейский Собор 1992 г. постановил совершать «празднование Собора новомучеников и исповедников Российских 25 января (по старому стилю) в случае совпадения сего числа с воскресным днем или в ближайший воскресный день после оного». Исключительно важными были два последних положения из деяния Освященного Собора: «Поручить синодальной Комиссии по канонизации святых при изучении подвига новомучеников Российских начать исследование материалов, связанных с мученической кончиной царской семьи. Образовать во всех епархиях Русской Православной Церкви комиссии по канонизации святых для сбора и изучения материалов к канонизации подвижников веры и благочестия, особенно мучеников и исповедников 20 столетия в пределах каждой епархии». После Архиерейского Собора во многих епархиях были прославлены для местного почитания новомученики и другие подвижники благочестия. Так, в Костромской епархии состоялась канонизация пострадавшего в 1938 г. архиепископа Костромского и Галичского Никодима (Кроткова). Клику местночтимых святых были причислены убиенный в 1940 г. архиепископ Харьковский Александр (Петровский), архиепископ Симферопольский Лука (Войно-Ясенецкий) , выдающийся церковный деятель 18 столетия архиепископ Могилевский Георгий (Конисский) , преподобный старец Варнава Гефсиманский , скончавшийся в 1906 г. В 1996 г. Святейшим Патриархом Алексием II была совершена канонизация сонма преподобных Оптинских старцев для местного почитания. Прославлены также как местночтимые святые старцы, подвизавшиеся в 20 столетии: архимандрит Лаврентий (Проскура) Черниговский и схиигумен Кукша (Величко).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010