викарий Киевской митрополии с 1718 по 1722 временно управлял Варлаам (Вонатович), архиепископ рукоположен с 14.05.1722 по 20.11.1730 лишён сана и сослан в Белозерский монастырь, в 1741 восстановлен в архиепископском сане; 17.01.1751 Рафаил (Заборовский), архиепископ бывший епископ Псковский и Изборский с 13.04.1731 митрополит с 11.06.1743 22.10.1747 Тимофей (Щербацкий), митрополит рукоположен с 10.03.1748 по 22.10.1757 митрополит Московский и Севский Арсений (Могилянский), митрополит бывший архиепископ Переяславский и Дмитровский с 22.10.1757 по 02.04.1767 переименован митрополит Киевский и Галицкий Киевская и Галицкая С 02 апреля 1767 года Имена Сведения Арсений (Могилянский), митрополит бывший митрополит Киевский, Галицкий и всея Малыя России с 02.04.1767 08.06.1770 Гавриил (Кременецкий), митрополит бывший архиепископ Санкт-Петербургский и Ревельский с 22.09.1770 09.08.1783 Иларион (Кондратовский), епископ Переяславский и Бориспольский временно управлял Самуил (Миславский), митрополит бывший архиепископ Ростовский и Ярославский с 22.09.1783 05.01.1796 Иерофей (Малицкий), митрополит бывший епископ Черниговский и Нежинский с 01.04.1796 02.09.1799 Гавриил (Банулеско-Бодони), митрополит бывший митрополит Новороссийский и Днепровский с 29.09.1799 по 21.08.1803 на покое, с 27.03.1808 – член Св. Синода и экзарх Молдавии, Валахии и Бессарабии, с 21.08.1813 митрополит Кишиневский и Хотинский Серапион (Александровский), митрополит бывший архиепископ Казанский и Свияжский с 11.12.1803 по 24.01.1822 на покое; 14.09.1824 бывший архиепископ Псковский, Лифляндский и Курляндский с 24.01.1822 митрополит с 16.03.1822 23.02.1837 бывший архиепископ Ярославский и Ростовский с 18.04.1837 21.12.1857 бывший митрополит Карталинский и Кахетинский, экзарх Грузии с 01.03.1858 по 01.07.1860 митрополит Новгородский, Санкт-Петербургский, Эстляндский и Финляндский Арсений II (Москвин), митрополит бывший архиепископ Варшавский и Новогеоргиевский с 01.07.1860 28.04.1876 Филофей (Успенский), митрополит

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Во всей губернии была одна только власть равносильная власти губернатора, – власть архиерея, равносильная впрочем не столько de facto, сколько de jure, оттого в случае нарушения ее прав имевшая возможность прибегать только к бессильному заявлению этих прав, которое способно было не столько удерживать, сколько еще более раздразнивать произвол всесильного областного хозяина, непривыкшего ни к каким заявлениям чьей-либо самостоятельности и к помехам его собственному нраву. Церковное ведомство среди губернии по своим правам было, как бельмо на глазу для губернатора и воевод, было какой-то олицетворенной претензией на независимость, вечной помехой поперек дороги, по которой разгуливал их произвол, и этим самым постоянно подмывало их показать свою хозяйственную власть и в его делах. Замечательно, что после Петра мы постоянно встречаем известия о ссорах архиереев с губернаторами и воеводами, – явление весьма важное для характеристики эпохи и для истории разграничения двух ведомств. В Киеве наприм. встречаем ссору архиепископа Варлаама Вонатовича с вице-губернатором и Киевским войтом, которые и сгубили этого почтенного иерарха, подведя его под дело о неисполнении верноподданнической присяги в 1730 г. 603 . В Воронеже архиерей Лев Юрлов был во вражде с вице-губернатором Пашковым и друг на друга писали доносы; Пашков тоже подвел Льва под дело о присяге. Во Пскове возникло длинное дело между воеводой кн. Солнцевым и епископом Варлаамом, для разбора которого в 1732 г. тайная канцелярия нарочно командировала туда капитана поручика Замыцкого 604 . Одно из самых характерных столкновений этого рода в начале царствования Анны Иоанновны произошло в Казани между архиереем Сильвестром и губернатором А. Волынским. Обе эти власти столкнулись между собой по вопросу о суде над архимандритом Казанского Спасского монастыря Ионой Сальникеевым, который был обвинен архиереем в воровстве монастырских денег и вещей. Так как Иона был в немилости у Сильвестра, то следствие, произведенное по его делу последним, было заподозрено в недобросовестности и поручено для переследования Волынскому, покровителю Ионы.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Znamenski...

Всех благ цветами и плодами рясна. То раби твои от сердца желаем Когда вид летний на вход твой являем. Кто же сих тебе не желает с нами Той сам сам своему добру враг жестокий. Ибо когда ты Вышняго судьбами Вступила на престол свой высокий Стала нам солнцем, греющим лучами Твой Всеросийский вертоград широкий. Наша ж то нужда – Солнце несозданно Да хранит свет твой, солнце наше Анно. Храни о Боже сию в долготу дний Исполняя в ней имя благодатно И подданный сей народ многолюдный Просвещая твоим многократно А врагам нашим посылай страх трудный Прогоняя их в бегство невозвратно Да всегда щит твой Россия имеет Дондеже в мире луна оскудеет. 354 К этому времени (началу 1732г.) относится письмо к Феофану от неизвестной, но, видимо, высокой особы. «Преосвященный архиерей! Два письма ваши – одно из Новгорода, другое из Мсквы мы получили, в которых писалось, чтоб ты в милости нашей оставлен не был; и мы как прежде сего к вам были милостивы, так и ныне надейтесь, что отмены не будет, только помните наш приказ об образе Успения Пресвятой Богородицы, чтобы, по приезде вашем туда, оное конечно было исполнено. Мы за помощию Божиею обретаемся в добром здравии и пребываем». – Не от цесаревны ли Елизаветы Петровны? Донесение Лефорта от 5-го ноября 1731г. 356 В 1730 г., по смерти киево-печерского архимандрита Иоанникия Сенютовича, киевский архиепископ Варлаам Вонатович, вместе с киево-печерским наместником, прислали в Синод прошение, с заручною от всего братства, о кандидатах для определения из них архимандрита в печерский монастырь. Кандидатами назначены были: 1) наметник, иеромонах Роман Копа; 2) иеромонах Варсонофий, блюститель пещеры св. Антония; 3) иеромонах Вассиан, начальник пещеры св. Феодосия; 4) иеромонах Вениамин Фальковский, наместник александро-невского монастыря; 5) Платон Малиновский, архимандрит харьковский куряжский и 6) иеромонах Иннокентий Жданович, наместник новопечерского Свинского монастыря. В прошении сказано, что «из представленных кандидатов первые три человека – от старейших мужей летами, заслугами и житием безпорочным свидетелствованных, а другие три ж человека – литераты, умом и житием честные». Синод, с утверждения Императрицы, избрал в печерские архимандриты харьковского архимандрита Платона Малиновского; но печерский монастырь не доволен был этим назначением и не принял Платона. Братство печерское, по-видимому, хотело только сделать честь Платону, поставивши его в числе кандидатов на свою архимандрию, но не желало иметь его своим начальником, предпочитая своего наместника, Романа Копу. Обиженный Платон переведен в ипатстй монастырь и, в утешение, определен синодальным членом.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

демонстративно восстановил в должности настоятеля Юрьева мон-ря архим. Маркелла (Родышевского), 8 лет находившегося в заключении. Из консистории был уволен ее старший член, архим. Антоний, назначенный еще архиеп. Феофаном, его перевели из Антониева мон-ря в Деревяницкий, а позднее в Вяжищский мон-рь. Архиепископ лично рассматривал «экстракты» Тайной канцелярии, чтобы убедиться в их юридической несостоятельности и отсутствии проступков, препятствовавших возвращению священства. Влиянию Амвросия приписывается принятие указа от 23 окт. 1740 г. об общей амнистии. Один из архиереев, восстановленных в архиерейском сане после смерти имп. Анны Иоанновны,- архиеп. Варлаам (Вонатович) - провел последние 10 лет жизни (1741-1751) в Новгородской епархии. Возвратили монашество и нек-рым из расстриженных монахов. Архиеп. Амвросий вызвал в епархию мн. выпускников Киевской академии, среди них наиболее деятельными были Дамаскин (Аскаронский), Иоасаф (Миткевич) , Парфений (Сопковский) , свт. Павел (Конюскевич) . Они прослужили в епархии по 15-17 лет и стали епископами, причем еп. Парфений начал архиерейское служение в 1759-1761 гг. в сане епископа Кексгольмского и Ладожского, викария Новгородской епархии. В 1741 г. архиеп. Амвросий избрал в настоятели Клопского монастыря валаамского иером. Сильвестра, в 1744 г. перевел его в тихвинский Большой Успенский мон-рь. Преемником Амвросия на кафедре стал архим. Стефан (Калиновский; 1745-1753). В отличие от своих предшественников в 1747 и 1751 гг. он по году пребывал в Новгородской епархии, последние месяцы жизни также провел в Новгороде. В нач. 1747 г. паломничество в тихвинский Большой Успенский и Зеленецкий мон-ри совершили члены имп. фамилии (имп. Елизавета Петровна, вел. кн. Петр Феодорович и его супруга, вел. кнг. Екатерина Алексеевна). В Зеленецком мон-ре императрица совершила церковное прославление основателя мон-ря, прп. Мартирия , повелев «отставить панихиды» и править ему службу по общей Минее ( Никодим [(Кононов]) , иером . Русские святые и подвижники благочестия, подвизавшиеся и чтимые в пределах С.-Петербургской епархии, XIV-XVII веков.

http://pravenc.ru/text/2577765.html

Здесь ныне 9 каменных церквей: 1) Соб. Успения Богородицы, в которой находится явленная икона Тихвинской Богоматери, украшенная богатым окладом с драгоценными каменьями; пред нею повешена золотая лампада, с бриллиантами и рубинами, устроенная в 1807 году графом Н. П. Шереметевым. Есть предание, что икона эта писана св. Евангелистом Лукою, и была, до покорения турками Константинополя, в тамошней Влахернской церкви; а в пределах Новгородских, т. е. над рекою Тихвинкою, явилась в 1383 году, при новгородском архиепископе Алексие, и с тех пор установлено ей празднество в 26 день июня. Тут же, в особом приделе, находится другая явленная ж икона Богородицы , называемая Старорусскою, перенесенная сюда более 200 лет тому назад из Старорусского Воскресенского собора, в котором оставлен точный с нее список; празднество сему образу совершается 4 мая. Поводом к перенесению этой иконы в Тихвин монастырь было по преданию, некоторое откровение одному из жителей города Тихвина, во время свирепствовавшего тогда мора, который тотчас, по перенесении иконы, прекратился. 2) Вознесения Господня. 3) Рождества Богородицы. 4) Николая Чудотворца. 5) Тихвинской Божией Матери. 6) Двунадесяти Апостолов, над вратами. 7) Покрова Богородицы, над другими вратами. 8) Божией Матери, Всех Скорбящих Радости, вне монастыря, при богадельне; освящена в 1804 году. 9) Всех Святых, также вне монастыря, на том самом месте, где последовало, 1383, явление иконы Богородицы; эта церковь существовала, с перестройкой, еще за 173 года до основания обители. Ризница монастырская наполнена сокровищами и вещами, важными по ценности и замечательными в археологическом отношении. Здесь, в обители, принял иночество в XVI веке Преподобный Евфросин, основатель Синозерской пустыни; около того ж времени жил в числе братии Преподоб. Стефан Комельский. – В половине XVIII в. здесь жил на покое и приняв схиму, скончался архиепископ киевский Варлаам (Вонатович), который сначала был здесь пострижен, а потом и управлял монастырем в звании архимандрита.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

И в ссылке Феофан не оставлял их в покое. Выдвигая новые обвинения, он старался ухудшать их положение. Лев, как расстрига-Лаврентий, содержался в Крестном мон, на Белом море. Георгий, после пребывания в Спасо-Каменном мон., где он был пострижен в схиму, с именем Гедеона, был сослан в Нерчинск и умер до 1740 г. Чернец Игнатий содержался под караулом в архангельском Никольском Корельском мон. В том же 1730 г. был лишен сана и заточен в Кириллов мон. архиеп. Киевский Варлаам (Вонатович), сблизившийся с иерархами великороссами. Ему поставлено было в вину запоздание со служением молебна на восшествие на престол имп. Анны. Сводил с ним счеты Феофан, который не мог простить ему допущения среди своего духовенства толков об его еретичестве и издания в Киеве вновь «Камня веры». В следующем году другой иерарх был лишен сана и сослан монахом в Кириллов Белозерский мон. Это был архиеп. Казанский Сильвестр (Холмский), примыкавший к великорусской группе. Его обвинили в том, что еще в царствование имп. Екатерины I он запрещал поминать Снод при богослужении, рвал и переписывал на свое имя прошения, подаваемые на Высочайшее имя, говорил «противные» речи об имп. Анне, делал лишние поборы по епархии и пр. Лишенный сана, он был отправлен в Выборгскую крепость. В начале 1737 г. архиеп. Феофан начал действовать против Маркелла Родышевского. Не распространяясь о богословских суждениях последнего, он обратил внимание Кабинета министров на то, что хула Маркелла против книг, изданных по указам царя Петра Великого и Снода, а также против Духовного Регламента, содержащего действующее законоположение, – является прямым противлением власти. Выставил он на вид и нападки Маркелла на лютеран, кальвинистов и тех, кто с ними дружбу имеет. Поставил он многознаменательный вопрос – кого это разумеет тут Родышевский с братией. После такого во времена Бирона явного доноса, естественно, дело о Маркелле передано было в. Тайную канцелярию, ведавшую политическими делами. Розыск по этому делу запутал и погубил многих людей, или читавших произведения (тетради) Маркелла, или просто только слышавших об их существовании.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Кондак , глас 8: Многоразличныя подвиги жития твоего кто исповесть?/многообразныя милости Божия тобою явленныя кто исчислит?/Дерзновение же твое у Пречистыя Богородицы и Всещедраго Бога добре ведуще,/во умилении сердечнем зовем ти:/не лиши и нас твоея помощи и заступления,/святителю Христов и чудотворче Иоасафе. Святитель Иоасаф, епископ Белгородский , родился 8 сентября 1705 года, в праздник Рождества Пресвятой Богородицы, в г. Прилуки Полтавской губернии в семье Андрея Дмитриевича и Марии Даниловны Горленко. В Крещении назван Иоакимом. Однажды его отец увидел на небе Пресвятую Божию Матерь, а у ног Ее склоненного в молитве Иоакима и услышал голос: «Довлеет Ми молитва твоя». В то же мгновение Ангел накрыл ребенка мантией епископа. Отец был потрясен, но забыл увиденное и вспомнил о нем только после кончины сына. В 1712 году семилетнего Иоакима отдали в Киевскую Духовную Академию. Посещения Киево-Печерской Лавры пробудили в мальчике желание стать иноком. Семь лет будущий святитель испытывал себя и, утвердившись, попросил у родителей благословения на постриг. Отец строго отказал и, чтобы наблюдать за сыном, приставил к нему слугу. В 1725 году тайно от родителей Иоаким принял рясофор с именем Иларион в Киевском Межигорском монастыре. Отец и мать смирились и послали ему свое благословение. 21 ноября 1727 года, после окончания Духовной Академии, инок Иларион принял постриг в мантию с именем Иоасаф в Киево-Братском монастыре. А через год он был хиротонисан архиепископом Киевским Варлаамом (Вонатовичем) в сан иеродиакона и оставлен преподавателем в Киевской Духовной Академии. После смерти Преосвященного Варлаама Киевской кафедрой управлял архиепископ Рафаил (Заборовский). Необычайные способности молодого подвижника привлекли его внимание, и он поручил ему должность экзаменатора при Киевской архиепископии. В ноябре 1734 года иеродиакон Иоасаф был посвящен в сан иеромонаха и переведен из Братского монастыря в Киево-Софийский архиерейский дом. В том же году его назначили членом Киевской духовной консистории. Деятельность святого Иоасафа в консистории явилась для него хорошей школой: он узнал нужды священнослужителей, деловые качества сочетал с подвигом молитвы и поста и быстро восходил по лествице духовного совершенствования. Об этом свидетельствует его творение «Брань седми честных добродетелей с седми грехами смертными», а также слова, с которыми он обратился к своей сестре перед кончиной (у святителя было слабое здоровье): «Сестрица, суровые подвиги в начале не дают мне веку дожить!»

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

О первой поре своего монашеского подвижничества святитель писал во время предсмертной болезни своей сестре: «Сестрица, излишняя ревность в начале не даёт мне ныне веку дожить». В 1727 году инок Иларион был пострижен в мантию и получил новое имя – Иоасаф. Киевский архиепископ Варлаам (Вонатович) рукоположил его в иеродиакона, а его преемник Рафаил (Заборовский) назначил святого Иоасафа экзаменатором при архиерейском доме. В 1734 году он был рукоположен в сан иеромонаха и через три года поставлен настоятелем Свято – Преображенского Межигорского монастыря. Впоследствии святой Иоасаф был назначен наместником Троице-Сергиевой Лавры. Три года стоял он во главе братии этой древней обители. За время своего настоятельства он много трудов положил на восстановление монастырских строений, разрушенных от большого пожара. В 1748 году в Петропавловском соборе Петербурга состоялась хиротония святителя Иоасафа во епископа Белгородского. Вверенная его окормлению епархия была обширна: в её состав входили современные Курская и Харьковская епархии, в ней числилось 1060 церквей. Значительная часть духовенства была малограмотна. И новопоставленный архиерей без устали трудился над тем, чтобы поднять уровень образования клириков. Объезжая епархию, Иоасаф экзаменовал священников: невежественных посылал доучиваться в Белгород, а вовсе безнадёжных отрешал от служения. Святитель строго наблюдал за тем, чтобы запасные Святые дары хранились с надлежащим благоговением. Однажды он остановился в доме священника, который был в отъезде. Оставшись один, святитель почувствовал необычный ужас. Он не мог уснуть. Рассматривая вещи, находившиеся в комнате, он нашел на полке бумагу, в которой были завернуты Святые Дары. Их присутствие в недолжном месте и смущало чуткую душу святого. Бережно положив Дары на стол, святой Иоасаф до утрени молился перед ними. Когда хозяин вернулся домой, святитель немедленно лишил его священного сана. С подчиненным ему духовенством святитель Иоасаф был и требователен, и милостив. Он умел защитить клириков от произвола сильных мирских начальников. Был он щедрым благотворителем. Все доходы кафедры раздавал бедным. Нищие всегда имели к нему свободный доступ. Перед праздниками он через келейника посылал нуждавшимся деньги и платье. Келейник, сложив все у окна или на пороге, должен был постучать в стену, чтобы обратить внимание хозяина, и побыстрее уйти, оставаясь неузнанным. Когда келейник болел, святитель сам в одежде простолюдина ходил по городским улицам, разнося тайную милостыню.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Одним из архиереев высокой святой жизни был епископ Белгородский Иоасаф (Горленко). Святитель Иоасаф родился на Рождество Богородицы в 1705 г. в Прилуках в дворянской семье. При крещении он получил имя Иоаким. В 1712 г., когда мальчику исполнилось 7 лет, его отдали в Киевскую академию. В 19-летнем возрасте, втайне от родителей, он поступил послушником в Межигорский монастырь и через год принял рясофор с именем Иларион. Эту весть родители приняли с грустью, ибо в сыне хотели видеть своего наследника, но, люди благочестивые, они простили его и послали сыну родительское благословение. О первой поре своего монашеского подвижничества святитель писал во время предсмертной болезни своей сестре: «Сестрица, излишняя ревность в начале не дает мне ныне веку дожить». В 1717 г. инок Иларион был пострижен в мантию и получил новое имя – Иоасаф. Киевский архиепископ Варлаам (Вонатович) рукоположил его в иеродиакона, а его преемник Рафаил (Заборовский) назначил святого Иоасафа экзаменатором при архиерейском доме. В 1734 г. он был рукоположен в сан иеромонаха и через три года поставлен настоятелем Свято-Преображенского Межигорского монастыря. Впоследствии святой Иоасаф был назначен наместником Троице-Сергиевой лавры. Три года стоял он во главе братии этой древней обители. За время своего настоятельства он много трудов положил на восстановление монастырских строений, разрушенных от большого пожара. В 1748 г. в Петропавловском соборе Петербурга состоялась хиротония святителя Иоасафа во епископа Белгородского. Вверенная его окормлению епархия была обширна: в ее состав входили современные Белгородская, Курская и Харьковская епархии, в ней числилось 1060 церквей. Значительная часть духовенства была малограмотна. И новопоставленный архиерей без устали трудился над тем, чтобы поднять уровень образования клириков. Объезжая епархию, он непременно экзаменовал священников: невежественных посылал доучиваться в Белгород, а вовсе безнадежных отрешал от служения. Святитель строго наблюдал за тем, чтобы запасные Святые Дары хранились с надлежащим благоговением.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Он так мало любил папизм, что писал о Папе-антихристе. Он писал ответы протестантам в защиту православия, даже обратил к православию английского пастора Малярда 128 . Но он не был столько простосердечен, чтобы забывать личные оскорбления, не был и столько велик духом, чтобы не унижаться пред сильными времени, для видов честолюбия. Феофан хорошо помнил, что Стефан и Феофилакт не допускали его до посвящения в Епископа, если не отречется от мнений, указанных в его сочинениях. Личное объяснение его с Стефаном окончилось тогда тем, что Стефан, дороживший миром Христовым, просил прощения братского у Феофана и признал себя неосторожным: но для Феофана этого было мало 129 . К тому же Феофилакт писал сочинение: Иго Господне благо, а это для Феофана казалось не добрым отзывом о сочинении его: О иге неудобоносимом. И Феофан, при сильном уме не умевший побеждать в себе страстей, стал действовать против Стефана и Феофилакта. Он объявил Рибейрово защищение Стефану опасным для Империи, подав отзыв в Кабинет. Отыскали повод и к тому, чтобы Киевского Митрополита Варлаама Вонатовича, великолепно издавшего Камень в Киеве, предать суду Тайной канцелярии и отправить в Белозерский монастырь лишенным сана 130 . По настоянию Бирона Камень веры был запрещен, и все экземпляры его были отобраны 131 . Феофилакт, уклоняясь от злобы людской, удалился (в 1731 г.) из Синода в свою тверскую епархию. Но и здесь не оставили его в покой. Ответ Феофилакта был взят в Тайную Канцелярию. Правда, глава о казнях еретикам в Камне веры была не совсем согласна с евангельским духом: но все же это не значило, что надобно было взять Камень веры в Тайную Канцелярию. А между тем и самого Феофилакта потребовали (в 1732 г.) в ту же Канцелярию, строго допрашивали по первым трем пунктам государственным; три месяца держали со всеми служителями под строгим надзором и тайно возвратили в Тверь. Вероятно, дело о нем хотели, но не могли, связать с делами аббата Жюбе, тайного агента Сорбонны; Жюбе выслали тогда (1732 г.) из России 132 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010