Первый Митрополит, присоединившийся к Московской Иерархии, Гедеон, Князь Четвертинский, со вступления своего на Киевскую Митрополию, занялся обновлением Софийского Собора и у Российских Государей в 1686 году испросил пособие, и многие церковные утвари. Он обновил и все монастырское здание деревянным строением: но все оно в 1697 году и с архивом монастырским, сгорело, а вновь выстроено также деревянное преемниками его Варлаамом Ясинским и Иоасафом Кроковским. Преемник их Варлаам Вонатович, Архиепископ Киевский, начал каменное; создал для братии каменную трапезу с церковью во имя Св. Лазаря, друга Христова и при них кухню с приспешнею, а напротив оных хлебню в один этаж (что ныне под Дикастерией); основал против западных дверей Собора каменный Архиерейский дом, конченный уже Преемником его Архиепископом и после бывшим Митрополитом Рафаилом Заборовским, который в нем устроил и церковь во имя Воскресения Христова. Варлаам устроил также подземные выходы, простирающиеся от монашеской трапезы, в две противоположные стороны по двору. Рафаил Заборовский около 1746 года обнес весь Софийский двор каменной стеной на место деревянной и в ней устроил колокольню, по украшению своему называвшуюся Триумфальной, а на оную слил большой колокол; в западной части ограды устроил огромные в два яруса въезжие ворота с жилыми по обеим сторонам покоями и украсил оные разными штукатурными изображениями. Но за обветшанием, сем приворотный корпус в 1822 и 1823 году уже сломан, кроме наличной к улице стены оного. Митрополит Тимофей Щербацкий завел при доме сады и оградил их решетками, возобновил повредившуюся колокольню, пристроил с правой стороны Архиерейских покоев каменный корпус в один ярус (над коим после Митрополит Арсений Могилянский надстроил деревянные для себя кельи в смежность каменного Архиерейского дома для умножения покоев), а к восточной стороне ограды, по обеим сторонам от колокольни, два корпуса деревянных монашеских келий и один для Консистории, давно уже уничтоженных; с того же 1763 до 1767 года, выстроил, в северной стороне от Собора, огромный на 42 саженях трехъярусный на погребах каменный под железной кровлей, корпус монашеских келий, с 1822 года, переделанный на Митрополичий дом.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

В 1676-1681 годах в монастыре жил под строгим надзором патриарх Никон. К началу XVIII века Кирилло-Белозерский монастырь стал одним из богатейших монастырей на Руси. При нем образовалась даже целая слобода, из которой вырос впоследствии город Кириллов. Синодальный период По инициативе тогдашнего настоятеля Кирилло-Белозерского монастыря архимандрита Иринарха в 1715 году царь Пётр издал указ о возобновлении Валаамского монастыря. С 1716 по 1720 год Валаамская обитель была приписана к Кирилло-Белозерскому монастырю и возрождалась на его средства, трудами и заботами его братии. Продолжается практика заточения в монастырь высоких особ - так, в 1730-1740 годах здесь пребывал лишенный сана оболганный архиепископ Варлаам (Вонатович), около 1735 года - Феофилакт (Лопатинский). Закат " Северной Лавры " начался со второй половины XVIII века, после мероприятий правительства Екатерины II по секуляризации монастырских владений в 1764 году. Монастырь в одночасье стал беден, и его многочисленные здания, для поддержания которых не хватало средств, начали приходить в упадок. 1350 наиболее ценных рукописей, хранившихся в библиотеке монастыря, в начале XX века были переданы в библиотеку Санкт-Петербургской духовной академии. Закрытие в советское время В апреле 1918 года в Кирилловском уезде началась национализация церковного имущества, и в первую очередь, земельных угодий храмов и монастырей. Попытка священноархимандрита епископа Варсонофия уберечь монастырь от разграбления и резкие высказывания по поводу декрета об отделении Церкви от государства привели к его мученической смерти в том же году. После его расстрела монастырь продолжал жизнь еще пять лет, его немногочисленные насельники жили под страхом репрессий. Кирилло-Белозерский монастырь был закрыт в 1924 году, а его последний настоятель архимандрит Анастасий был также расстрелян коммунистами. В советское время монастырь стал историко-архитектурным музеем-заповедником, благодаря чему сохранился архитектурный ансамбль и многие художественные ценности.

http://azbyka.ru/palomnik/Кириллов

от дедов; значит, начало молоканства и в Тамбовской губернии восходит к самым первым годам XVIII века, когда последователи Тверитинова разносили его по разным губерниям. В эту пору, можно думать, мелкие учителя, называемые обычно «ересеначальниками», усердно вербовали «духовных христиан» по разным губерниям. Опасаться какого-либо противодействия со стороны духовной власти, или бояться наказания, им было нечего по самому духу того времени. Достаточно вспомнить в какое неловкое положение ставил Православную Церковь пред напором религиозных идей запада уже Петр Великий. Лефорт, друг Императора, выносил на своих плечах всех немцев, живших тогда в России и их пропаганду. В царствование Анны Иоанновны, Бирон, Миних и Остерман до того ревностно содействовали распространению в России протестантства, что не позволяли даже поднимать против него голос пастырям русской церкви... На это горько жаловались православные проповедники Амвросий Юшкевич, Димитрий Сеченов, Кирилл Флоринский, но жаловались не прежде, как в царствование Елизаветы Петровны, так как тайная канцелярия до того времени налагала на их язык печать молчания... Тогда, по свидетельству Сеченова, было великое гонение на защитников Православия, на весь духовный чин. Архиереев, священников, монахов мучили, казнили и расстригали; постоянные почты развозили и водой и сухим путем монахов, священников и благочестивых людей в дальние сибирские города: в Охотск, Камчатку, Оренбург. Прилив лютеранского учения в Россию с XVIII столетия был так велик, что, соединясь с бывшим дотоле в России своемыслием, оно распространилось по всем слоям общества. Исповедников религиозного рационализма уже не смели называть «еретикам», как звали до того времени, а еще менее судить на соборах. Не трудно понять, что в это благоприятное время сотни пропагандистов разнесли новое учение по многим губерниям России и дали прочное основание молоканству. Местным епископам было не до борьбы с разливавшимся рационализмом, так как в эту пору самого Киевского митрополита Варлаама Вонатовича за то только, что он издал без разрешения цензуры, не нравившееся правительству, сочинение «Камень веры», призвали в тайную канцелярию, лишили сана и отправили в Белозерский монастырь; а Феофилакта Лопатинского ни за что, ни про что строго допрашивали в той же канцелярии по первым трем государственным пунктам, три месяца тайно держали под стражей, поднимали три раза на дыбу, столько же раз наказывали батогами без рубахи и, наконец, объявив лишенным сана и монашества, заперли в Петропавловскую крепость.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Petrovs...

Первой жертвой владыки Феофана стал епископ Воронежский Лев (Юрлов). Он был обвинён в том, что продолжал молиться во время богослужения за императрицу Евдокию, престолонаследницу Елизавету и остальных царевен, не вознося благодарственного молебна по случаю воцарения Анны. На основании донесения гражданских властей Святейший Синод должен был произвести расследование, которое усилиями единомышленников епископа Льва (Юрлова) – архиепископа Георгия (Дашкова) и митрополита Игнатия (Смолы) было затянуто до поступления подробного отчёта от самого Воронежского архиерея. После реорганизации Синода епископ Лев (Юрлов) был вызван для объяснений и сознался в том, что надеялся на поддержку со стороны архиепископа Георгия и митрополита Игнатия, после чего были привлечены к ответу и оба последние. Преосвященный Лев сначала был переведён в Астрахань, но, так как дело ещё не было закончено, ему не позволили отправиться в новую епархию. Вскоре, 2 октября, он был смещён, а 3 декабря лишён сана и сослан с именем Лаврентий в Крестный монастырь Архангельской губернии. 25 декабря 1730 года был лишён митрополичьего сана и Игнатий (Смола), сосланный сначала в Спасо-Каменный, а потом – в Свияжский монастырь, где его дружески принял митрополит Казанский Сильвестр (Холмский); оттуда Игнатия перевели в Корельский монастырь. Георгий (Дашков) по извержении из епископского сана был отправлен простым монахом в Спасо-Каменный монастырь. Митрополит Сильвестр (Холмский), встретивший осуждённого Игнатия (Смолу) как архиерея, был подвергнут допросу. Преосвященный Феофан не преминул напомнить и о других проступках митрополита, например, его неуважительных высказываниях о Екатерине I. Сильвестр был лишён митрополичьего сана и как простой монах в 1732 году был заключён в Выборгскую крепость. Придравшись к запозданию с благодарственным молебном по поводу восшествия на престол Анны Иоанновны, Святейший Синод лишил архиепископа Киевского Варлаама (Вонатовича; † 1751) епископского сана и сослал его в Кирилло-Белозерский монастырь.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

По делу Барсова взят был в Тайную канцелярию ректора московской академии, заиконоспасский архимандрит, Софроний Мигалевич. В показаниях своих, на допросах в Тайной канцелярии, он говорил, что Барсов хаживал к нему из-под караула и жаловался, что «пребывает в скорби». Софроний писал о нем к ипатскому архимандриту (Платону Малиновскому), прося помочь ему. Барсова просил написать также к префекту Пероновичу и монаху Конашевичу, который взят в Корпус. – Допросили Малиновского. Он показал, что к нему писал о вспоможении Барсову иеромонах заиконоспасского монастыря Феофилакт Журавский. – Софрония допрашивали о подметных письмах и о сношениях с Рибейрой. «О подметных письмах слыхал от учеников, а с Рибейрой – хаживали друг к другу». – В 1733 году 20 марта состоялось решение: «архимандрита Софрония, хотя он по означенному делу и подозрителен был, но токмо из того его подозрения никаких последствий дальней важности не касается, из-под караула освободить». 2) Печерские старцы и книга Афанасия Великого В ту пору, когда начиналось дело Аврамова и Родышевского, т. е. в 1730 году, в Москву прибыли печерские старцы по делу печерской архимандрии. Один из них был Исаия, другой Иннокентий. Из последующих показаний Исайи мы узнаем, что он родился в Малой России, в изюмском полку, в местечке Андреевке, от козака Семена Петрова; в мире звался Осипом; учился грамоте в местечке Сорочинцах лет с пять; потом пристал к живущему тут сербскому нисскому епископу Рувиму и находился у него в у служении лет с пять; после того, 1710 года, в местечке Сосницах черниговского полка, в преображенском монастыре пострижен в монашество, а в 1712 г. перешел в киево-печерский монастырь уже диаконом и принят тамошним архимандрптом Афанасием Миславским; в 1727 году посвящен в иеромонаха; в 1728 году отправлен был по делам в С.-Петербург, а возвратившись жил по монастырским же делам в Москве. В 1730 г., 12 ноября, скончался печерский архимандрит Иоанникий Сенютович. Иностранная коллегия предложила выбрать на его место из иеромонахов того же или других монастырей киевской епархии. Киевский архиепископ Варлаам Вонатович с лаврскою братиею представили шесть кандидатов и первым между ними наместника Романа Копу; но Феофан почему-то настоял, что в печерские архимандриты назначили харьковского архимандрита Платона Малиновского, который и вызван был в Москву. Печерскому монастырю не понравилось это назначение. Исайя, с свенским наместинком Иннокентием, уполномочены были хлопотать об отмене его. – Улучивши случай они подали Императрице прошение, чтоб в печерской обители Платону архимапдрптом не быть, а быть бы Роману. Дело кончилось тем, что Государыня отменила прежнее назначение и утвердила архимандритом Романа Копу.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

В Малороссии эти узаконения мало имели силы. Так, в течение всего царствования Петра шла здесь жаркая борьба между киевским архиереем и монастырями Печерским и Межигорским, особенно усилившаяся при архиепископе Варлааме Вонатовиче в 1723–1724 гг., причем киевский архиепископ старался удержать за собою право рукополагать избранных лаврою ставленников, имея в виду известные доходы от рукоположения, а лавра отстаивала свое право посылать ставленников для рукоположения по своему усмотрению в Переяслав или Чернигов; и замечательно, что св. Синод решил это дело в пользу лавры 746 . Лаврские приходы подчинены были Киевской консистории уже в 1769 г. Не находя для себя определенной точки привития в великорусских епархиях, протопопское управление примыкало то к аналогичному и равному ему по степени учреждению поповских старост, то к высшей сфере десятинного управления, вследствие чего во главе десятин вместо архимандритов и игуменов стали являться протопопы; а это последнее обстоятельство повело к тому, что духовные управители, прежде всегда бывшие приказными людьми, занимавшие свои должности по назначению архиерея, как скоро стали являться из белого духовенства, стали смешиваться с поповскими старостами и получали по местам выборный характер. Выразительные примеры этого можно видеть в истории московского епархиального управления, которая, надобно заметить, одна только разработана, как следует, в нашей литературе. Так, под 1728 г. встречаем здесь жалобу целого окружного духовенства г. Козлова с уездом на неправильность выборов в духовные управители; священники, дьяконы и причетники доносили в дикастерию, что их управитель, соборный протопоп Гедеон, определен к делам по подложным заручным, кроме его свойственников никто к его выбору рук не прикладывали и у тех дел быть ему не желают. Дикастерия назначила другого управителя от себя. Рядом с выборами продолжались и архиерейские назначения управителей; та и другая форма определения их на должность употреблялись вообще без всякого определенного порядка, зависели от случайных обстоятельств.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Znamenski...

Протоиерей Г. Флоровский писал в книге «Путях русского богословия»: «Не будь в феофановых трактатах имени русского епископа, их автора всего естественнее было бы угадывать в среде профессоров какого-нибудь протестантского богословского факультета. Все здесь пронизано западным духом, воздухом Реформации» 18 . Поэтому, конечно, практически все епископы были в оппозиции к богословским взглядам архиепископа Феофана (Прокоповича) . «Вскоре тем же способом против Феофановского направления высказался и Киев с своей академией; там тоже вышло издание «Камня веры» с благословения архиепископа Варлаама (Вонатовича)» 19 в 1730-ом году. И, в третий раз, в 1749-ом году книга была издана снова в Москве. «Камень веры» для противников Феофана был чем-то вроде знамени, около которого и сосредоточилась борьба богословских направлений. На него же («Камень веры» – авт.) обратили внимание и заграничные богословы, рассчитывавшие на привлечение России к своим вероисповеданиям. Воспользовавшись ослаблением значения Феофана при Петре И, католичество немедленно открыло в России пропаганду из Польши. Парижская Сорбонна со своей стороны прислала в Россию ловкого агента, аббата Жюбе, чтобы завязать с русским духовенством сношения о соединении Церквей. К тому же делу пристал живший в России при испанском посольстве доминиканец Рибейра, имевший много знакомств между противниками Феофана... При таких обстоятельствах как только «Камень веры» был издан, так протестантские богословы принялись его разбивать, а католические, напротив, защищать. В 1729 г. в Иене явилось с опровержением его «Письмо» Буддея, а Рибейра напечатал на это письмо «Ответ» в защиту Яворского» 20 . «Буддей... восхвалил новгородского архиепископа Феофана Прокоповича и порицал Феофилакта Лопатинского. Феофилакт изъявил подозрение, что Буддей выставлен как псевдоним, а настоящий автор опровержения на «Камень веры» – не кто иной, как сам Феофан Прокопович , а последнего давно уже обвиняли в расположении к протестантству» 21 . Письмо Буддея мы не представляет собою серьезного полемического сочинения против «Камня веры». Из обширного полемического материала, находящегося в последнем, Буддей касается только некоторых пунктов и дает на них ответы, слабые, находящие для себя опровержение в самом «Камне веры» 22 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj-Barino...

574-575 ВАРЛААМ († 1585 ), еп. Суздальский и Тарусский, свт. (пам. 8 сент., 6 июля - в Соборе Владимирских святых) 575-576 ВАРЛААМ (до 1035 - до 1067/74), игумен киево-печерский, прп. (пам. 19 нояб., в Соборе Волынских святых, в Соборе преподобных отцов Ближних пещер, в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских) 576-578 ВАРЛААМ (Надёжин Василий Федотович; 1774 - 1846), игум. Чикойского мон-ря, прп. Чикойский (пам. 23 янв., 5 окт., 10 июня - в Соборе Сибирских святых) 578-579 ВАРЛААМ (Похилюк Виктор Семенович; 1870 - 1930), иером., сщмч. (пам. 14 янв., в Соборе Казанских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) 579-580 ВАРЛААМ (Ефимов Василий Севастьянович; 1903-1937), мон., прмч. (пам. 8 окт. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ВАРЛААМ (Коноплёв Василий Евфимович; 1858-1918), архим., прмч. (пам. 12 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) 580-581 ВАРЛААМ (Никольский Василий Михайлович; 1872 - 1937), игум., прмч. (пам. 6 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) 581-582 582-585 585-586 586-587 ВАРЛААМ (Вонатович [Ванатович] Василий, в схиме Василий; ок. 1680 - 1751), архиеп. Киевский и Галицкий 587-588 ВАРЛААМ (Высоцкий Василий Антипович; 1665 - 1737), архим. Троице-Сергиева мон-ря, духовник имп. Анны Иоанновны 588-589 589-590 590-591 591-592 592-593 593-594 594-595 ВАРЛААМ (Моцок Василе; ок. 1590 - 1657), митр. Молдавский (1632-1653), писатель, поэт, переводчик и педагог ВАРЛААМ (Новгородский Василий Тимофеевич; 1872 - после 1919), еп. Соликамский, вик. Пермской епархии 595-596 596-597 597-598 598-600 600-601 601-603 ВАРЛААМ (Шишацкий Григорий Степанович; 1750 - 1820), мон., лишенный сана бывш. архиеп. Могилёвский и Витебский 603-604 604-605 605-607 ВАРЛААМ I (Петров-Лавровский Василий Петрович; ок 1729 - 1802), архиеп. Тобольский и Сибирский, свт. (пам. 10 июня - в Соборе Сибирских святых) 607-608 608-609 609-610 ВАРЛААМ ВАЖСКИЙ ([Пинежский или Шенкурский] Василий Степанович; † 1462), основатель Варлаамиева Важского во имя ап. Иоанна Богослова муж. мон-ря, прп. (пам. 19 июня, в субботу между 31 окт. и 6 нояб.- в Соборе Карельских святых, в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых)

http://pravenc.ru/vol/vi.html

Богословский М. , протопресв., доктор богословия 318 Богоявленский В. Н. 394 Богоявленский, прот. 411 Болгарин Григорий, митроп. 65, 68 Болотников Иван 164, 165 Болотов В. , проф. 31 Болоховитинов Евгений, митроп. 4 Бонакер 296 Борис Вик, архиеп. 453, 454 Борецкий Иов 246, 247 Борис Плотников , епископ 317 Борис Годунов, царь 85, 165, 172, 173, 176, 223 Борис, князь, муч. 87,116, 118,120 Борис, князь 28, 31 Борис, свщмуч. 30 Борисович Иоанн, свящ. 337 Борков Александр, свящ. 401 Боровский Пафнутий 72 Бортнянский Д. С. 297, 298 Боткин Е. С. 399 Брежнев Л. И. 465 Бриллиантов А. , проф. 434 Брусилова В. И. 411 Брюховецкий Иван, гетман 257 Бугсгееден, еп. 134 Булгаков Макарий, митроп. 5 Булгаков С. , проф.-свящ. 319, 382 Бурхард Селль, датчанин 4 Буткевич Т. , проф. 317 Бутурлин, боярин 254, 359 Бэм 340 Бяконт Феодор 49 Валентин, епископ 497 Валуев Григорий, боярин 231 Варвара, монахиня 400 Варда-Фока, полководец 11 Варлаам, митроп. 70, 71, 110, 184 Варлаам Вонатович, епископ 270 Варлаам Ляшевский, иером. 320 Варлаам Печерский, лреп. 127 Варлаам Ряшенцев , епископ 435, 439 Варлаам Хутынский, преп. 101, 105 Варлаам Эристов, архиеп. 375 Варлаам, архиеп. 154, 155, 438, 446 Варлаам, епископ 84, 434 Варлаам, преп. 98 Варнава, патриарх 472, 481, 486 Варнава, епископ 492 Варнава, старец 326 Варсонофий Юрченко, игумен 434 Варсонофий, свят. 158, 164 Василий, патриарх 438 Василий, император 11 Василий, еп. 21, 129, 434, 435 Василий Шуан, архим. 452 Василий, свящ. 398 Василий I, князь 42, 54 Василий Блаженный 158, 401 Василий II 57, 60 Василий III 69, 70, 71,72, 74, 110, 142 Василий Васильевич, князь 57,58, 62, 63,64 Василий Великий 91, 155, 215, 243 Василий Верюжский , свящ. 434 Василий Голицын, князь 167 Василий I Дмитриевич, князь 26, 56, 93, 137 Василий Иоаннович, князь 71, 81, 172 Василий Иоаннович (Шемячич), князь 71 Василий Лужинский , епископ 360, 361 Василий Шуйский 72,162,163,164, 165, 166, 167, 171, 173, 174 Василий II Темный, князь 61, 129 Василий, епископ 386 Василий Смелов, «митрополит» 479

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Вопреки всем грамотам, данным киевским митрополитам и переяславским епископам, посвящение его состоялось не в Киеве и не от Киевского первоиерарха, а в Петербурге. 886 Чем вызвано такое отступление от петровских грамот при первом поставлении и посвящении вновь преемника Захарии Корниловичу, можно только догадываться. Оно, вероятно, стоит во внутренней связи с умалением чести Киевского первосвятителя Варлаама (Вонатовича), выдвинутого противником Феофана Прокоповича – Феодосием Яновским. При поставлении и посвящении на Киевскую кафедру Варлаам получил титул не митрополита, а только архиепископа киевского и галицкого, 887 затем будучи замешан в государственном преступлении, 30 ноября 1730 года лишен сана и сослан на Белоозеро, 888 в самом конце 1740 года он был прощен, а в начале 1741 г. ему возвращен сан. Варлаам скончался (1751 г.) на покое в Тихвинском монастыре, Новгородской епархии, откуда в 1722 г. взыскан был на Киевскую кафедру. 889 По всему видно, что архиепископ Варлаам примкнул к иерархам, с которыми у Феофана Прокоповича не было дружбы. Поэтому Варлааму (Вонатовичу) в дни могущества Прокоповича трудно было сохранить все преимущества киевских митрополитов, в частности по отношению к переяславскому епископу. С другой стороны, епископ Иоаким, коренной великоросс (из нын. Тамбовской губ. Усманского уез. сын священника) приняв посвящение от Прокоповича в Петербурге, видимо, не намеревался подчиняться архиепископу киевскому и галицкому Варлааму. Прошло около года после приезда Иоакима на место служения и вступления его в права переяславского епископа, как архиепископ Варлаам подал доклад Св. Синоду, заслушанный 17 мая 1728 г. Ссылаясь на цель восстановления Переяславской епископии – «для единого в духовных делах архиереем киевским вспомоществования» и на то, что прежние преосвященные епископы переяславские «до архиерея Киевского коадъюторством своим и способием до духовных отправлений подсудствовали», архиепископ Варлаам, на основании прежних грамот, просил, чтобы и нынешний преосвященный Иоаким, епископ переяславский, по благословению Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010