Но Феофану было мало одной жертвы. Он готовил обвинительный материал против покровителей заключенного архиерея – митрополитов Игнатия и Георгия. Главной уликой против них была попытка замять дело архиепископа Льва. Митрополит Георгий в ходе расследования, не дожидаясь его конца, попросился на покой, но и этот шаг не спас его от расправы. 28 декабря 1730 года он был лишен архиерейского сана и простым монахом отправлен в Спасо-Каменный монастырь на Кубенском озере. Митрополита Игнатия после лишения священного сана сослали в Свияжский Богородицкий монастырь. Архиерейские процессы шли своим чередом. Ссылаясь на неопределенность известий из столиц, молебен о воцарении Анны отказался служить Киевский архиепископ Варлаам (Вонатович). Феофан назначил розыск. По заключению следственной комиссии Синод лишил преосвященного Варлаама сана и выслал его простым монахом в Кирилло-Белозерский монастырь. Осужденным архиереям не давали покоя и в местах заточения. За ними денно и нощно велась слежка. Феофан считал всего безопасней для себя сжить их со света. В 1731 году заведено было следствие о дружеском отношении митрополита Казанского Сильвестра к сосланному в Свияжский монастырь митрополиту Игнатию. Подслушаны были слова, сказанные в сердцах преосвященным Игнатием митрополиту Сильвестру об императрице: «Вот де лишили меня сана напрасно, а ей ли, бабе, архиерея судить». Взяли бумаги митрополита Сильвестра, и среди них обнаружили его заметки о неправославии Феофана, критические суждения, о петровских указах, о монастырских имениях. Тайная канцелярия приговорила перевести митрополита Игнатия в Никольско-Корельский монастырь в Архангельске, а митрополит Сильвестр, по постановлению Синода, был уволен на покой в Александро-Невский монастырь без права архиерейского служения, потом его лишили сана и заточили в Выборгскую крепость. В Сибирь отправили и епископа Платона (Малиновского). Многие из архиереев уволены были со своих кафедр. Лишили кафедр архиереев: Досифея Курского, Илариона Черниговского, Варлаама Псковского.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Испанский посланник, как только узнал о замыслах Жюбе, взялся их поддерживать разными происками, а для ограждения его безопасности выдал Жюбе (1 марта 1829 г.) письменный вид, что он посольский духовник. «Чтобы иметь более возможности вести удобнее великое дело – замечаешь Бурсье – и составить проекты, которые могли бы быть приняты, Жюбе убедили брата княгини Долгоруковой, князя Голицына, уступить посланнику свой прекрасный загородный дом. Здесь, в величайшей тайне, составлена была записка, доказывавшая духовные и мирские выгоды от соединения церквей...» Вообще Жюбе успел на столько подвинуть свое дело, что уже начал совещаться о соединении церквей с Феофилактом Лопатинским, Варлаамом Вонатовичем, Евфимием Колетти и, кажется, с Сильвестром, бывшим епископом рязанским. Евфимий Колетти – по словам Жюбе – был особенно склонен к его предложению, потому что был врагом Феофана Прокоповича , которого не терпели и вышеозначенные лица. Из слов самого Жюбе видно, впрочем, что они не очень поддавались на его предложения и что всех их страшили власть и притязания римского двора. Несомненно только то, что Жюбе был в сношениях именно с теми лицами, о которых начались розыски при воцарении Анны. Жюбе приказано было выехать из России в 1731 г., потому что он был признан опасным человеком. 375 Таким образом можно полагать с достоверностью, что виды Рибейеры совпадали с видами Жюбе. Мы упомянули уже о некоторых русских духовных лицах, которых они до некоторой степени увлекли в свою пользу и от которых надеялись содействия при осуществлении своих планов. Главным из них был новоспасский архимандрит Евфимий Колетти; но подле него также знакомцем Рибейры выдается бывали чудовский архимандрит Феофил Кролик, правда, не очень расположенный к католичеству, но обстоятельствами введенный, может быть незаметно для него самаго, в сеть католической пропаганды. Поводом к сближению его с Рибейрой было может быть то, что он жил прежде за границей, где виделся и работал вместе с иезуитами, обяснялся на иностранных языках и интересовался иностранными событиями.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

27. Никодим (Ротов) 1963–1978 (Ленинградский). 28. Антоний (Мельников) 1978–1986 (Ленинградский). 29. Алексий (Ридигер) 1986–1990 (Ленинградский). 30. Иоанн (Снычев) 1990–1995. 31. Владимир (Котляров) с 1995 г. в) митрополиты Московские 1. Иосиф (Волчанский) 1742–1745 (архиепископ). 2. Платон (Малиновский) 1748–1754 (архиепископ). 3. Тимофей (Щербацкий) 1757–1767. 4. Амвросий (Зертис-Каменский) 1768–1771 (архиепископ). 5. Платон (Левшин) 1775–1812 (1775–1787 гг. – архиепископ, с 1787 г. – митрополит). 6. Августин (Виноградский) 1818–1819 (архиепископ). 7. Серафим (Глаголевский) 1819–1821. 8. Святитель Филарет (Дроздов) 1821–1867 (1821–1826 гг. – архиепископ, с 1826 г. – митрополит). 9. Святитель Иннокентий (Вениаминов) 1868–1879. 10. Макарий (Булгаков) 1879–1882. 11. Иоанникий (Руднев) 1882–1891. 12. Леонтий (Либединский) 1891–1893. 13. Сергий (Ляпидевский) 1893–1898. 14. Священномученик Владимир (Богоявленский) 1898–1912. 15. Святитель Макарий (Невский) 1912–1917. 16. Святитель Тихон (Беллавин) 1917. 17. Сергий (Страгородский) 1934–1944. г) митрополиты Киевские 1. Варлаам (Ясинский) 1690–1707. 2. Иоасаф (Краковский) 1708–1718. 3. Варлаам (Вонатович) 1722–1730 (архиепископ). 4. Рафаил (Заборовский) 1731–1747 (1731–1743 гг. – архиепископ, с 1743 г. – митрополит). 5. Тимофей (Щербацкий) 1748–1757. 6. Арсений (Могилянский) 1757–1770. 7. Гавриил (Кременецкий) 1770–1783. 8. Самуил (Миславский) 1783–1796. 9. Иерофей (Малицкий) 1796–1799. 10. Гавриил (Бодони-Бонулеско) 1799–1803. 11. Серапион (Александровский) 1803–1822. 12. Евгений (Болховитинов) 1822–1837. 13. Филарет (Амфитеатров) 1837–1857. 14. Исидор (Никольский) 1858–1860. 15. Арсений (Москвин) 1860–1876. 16. Филофей (Успенский) 1876–1882. 17. Платон (Городецкий) 1882–1891. 18. Иоанникий (Руднев) 1891–1900 (первенствующий в Синоде с 1898 г.). 19. Феогност (Лебедев) 1900–1903. 20. Флавиан (Городецкий) 1903–1915. 21. Святитель Владимир (Богоявленский) 1915–1918 (первенствующий в Синоде с 1915 г.). 22. Антоний (Храповицкий) 1918–1924 (в РПЦЗ титул митрополита Киевского до † 1936 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

В Крестовоздвиженском храме паломники узнали о еще одной связи между Тихвинским монастырем и Благовещенской церковью на Васильевском острове: оказалось, что первый Крестовоздвиженский храм Тихвинского монастыря был построен в XVIII столетии благодаря денежным вложениям архиепископа Киевского и Галицкого Варлаама (Вонатовича), а ведь  именно владыка Варлаам  совершал чин на основание первого, деревянного Благовещенского храма на Васильевском острове…  Перед выходом из храма отец Андрей Дьяконов предложил спеть тропарь Крестовоздвижению, и тут же все осознали, что приютивший их храм посвящен тому же празднику, что и главный придел современной Благовещенской церкви: Воздвижению Креста Господня.   Проходя мимо Успенского собора, экскурсовод обратила внимание паломников на большой камень, заложенный в основание бокового придела. Над камнем находилась небольшая икона святого пророка Илии.  " В 1820 году, при строительстве придела во имя пророка Илии, произошло необычайное событие, - рассказала Галина. - По реке на льдине приплыл камень. Это было удивительно! Ведь в то время на Тихвинке шло строительство сорока восьми шлюзов, каждый из которых имеет приспособления для мелкого крошения льда. Лед проносился по Тихвинке мимо монастыря совсем небольшими кусками. И вдруг появилась льдина, на которой находился огромный камень - два с половиной метра в длину и полтора-два метра в ширину. Непонятно, как льдина с таким камнем перемахнула через Тихвинские шлюзы, но еще более странным было то, что льдина не тонула под тяжестью этого камня, а ведь весит он девять тонн! Льдину с камнем вращало около стен монастыря, а затем прибило к монастырскому берегу. Тихвинцы сочли это Божиим знамением, приволокли камень на территорию монастыря и вложили в придел пророка Илии. Мы с вами видим только малую часть этого камня: бóльшая его часть находится в алтарной части придела.  Здесь часто останавливаются тихвинцы, кладут руку на этот камень и молятся, а братия монастыря, проходя мимо, не делают им замечаний. Не надо думать, что люди молятся камню! Мы молимся Всевышнему и пророку Илии " . 

http://mitropolia.spb.ru/news/parishs/?i...

Еп. Аарон участвовал в погребении митр. Иова в февр. 1716 г., затем в течение 5 лет осуществлял управление Новгородской епархией. При этом права Корельского и Ладожского епископа были ограниченны: он мог давать ставленые грамоты только клирикам, поставляемым в непосредственно подведомые ему города: Кексгольм, Нов. Ладога и их уезды, а остальным духовным лицам - указы об их определении и посвящении; то же происходило и при построении новых церквей. «Благословением преосвященного Аарона, епископа Корельского и Ладожского» в 1719 г. были освящены первые деревянные храмы в возобновленных Спасо-Преображенском Валаамском и Коневском в честь Рождества Пресв. Богородицы мон-рях. 2 февр. 1719 г. еп. Аарон возвел в сан архимандрита иером. Варлаама (Вонатовича) , назначенного настоятелем тихвинского Большого в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ря . В Новгороде заботами еп. Аарона продолжали развиваться школы и благотворительные заведения, основанные митр. Иовом. Еп. Аарон неоднократно бывал в С.-Петербурге. 28 июля 1716 г. он отпевал скончавшегося там Иринарха, игум. Ниловой Столобенской в честь Богоявления пуст. , в 1718 г. участвовал в суде над царевичем Алексеем Петровичем , в 1720 г. присутствовал при утверждении «Духовного регламента» . Много внимания епископ уделял строительству в столице Новгородского подворья (каменные палаты «о дву аппартаментах» были заложены на 19-й линии Васильевского о-ва в 1719). Подворье получило название «Семибратское» - его сооружали при участии Новгородского архиерейского дома вместе с 7 главными мон-рями Новгорода и его окрестностей. 25 авг.- 1 сент. 1719 г. еп. Аарон находился в Нов. Ладоге, оттуда направился в Зеленецкий во имя Св. Троицы муж. мон-рь , затем в Тихвинский мон-рь, вернулся в Новгород 2 окт. В янв. 1721 г. на Новгородскую кафедру был поставлен Феодосий (Яновский) , к-рый стал управлять епархией из С.-Петербурга. В 1723 г. архиеп. Феодосий прислал еп. Аарону руководящую «инструкцию», но тот подал прошение о почислении на покой.

http://pravenc.ru/text/1684117.html

Над могилой блаженного Иоанна вместо прежней деревянной Власиевской церкви была построена каменная церковь в честь Толгской иконы Божией Матери с приделом св. мч. Власия. Память блаженного Иоанна Власатого, Христа ради юродивого, Ростовского чудотворца, празднуется в день его кончины — 3/16 сентября и вторично — 12/25 ноября в память св. патриарха Александрийского Иоанна Милостивого, имя которого он носил. Сентябрь 4 Иоасаф, епископ Белгородский, святитель Святитель Иоасаф родился в Прилуках, бывшей Полтавской губернии, 8 сентября 1705 г., на праздник Рождества Пресвятой Богородицы. При крещении назван Иоакимом. Он происходил из древнего благочестивого малороссийского рода Горленковых. В 1712 г. семилетнего Иоакима отец отдал в Киевскую Духовную Академию. В стенах академии он ощутил влечение к монашеской жизни. В течение семи лет испытывал себя будущий святитель, наконец, открылся родителям. Долго мать с отцом упрашивали сына–первенца не принимать монашеский постриг. Но в 1725 г. он тайно от них принял рясофор с именем Иларион в Киевском Межигорском монастыре, а 21 ноября 1727 года был пострижен в мантию с именем Иоасаф в Киево–Братском монастыре. Это событие совпало с завершением обучения в духовной академии. Через год инок Иоасаф был хиротонисан архиепископом Варлаамом (Вонатовичем) в сан иеродиакона. Его оставили преподавателем в Киевской Духовной Академии. После смерти преосвященного Варлаама Киевской кафедрой стал управлять архиепископ Рафаил (Заборовский). Архиепископ Рафаил обратил внимание на выдающиеся способности молодого подвижника и привлек его для более широкого служения Церкви. Ему было поручено ответственное послушание в должности экзаменатора при Киевской архиепископии. В ноябре 1734 года архиепископ Рафаил посвятил иеродиакона Иоасафа в сан иеромонаха и перевел из училищного Братского монастыря в Киево–Софийский архиерейский дом. Одновременно он был назначен членом Киевской Духовной Консистории. Исполняя должность экзаменатора, он преложил много усилий к исправлению нравственных недостатков приходского духовенства. Консисторская должность святителя была прекрасной школой для его организаторских способностей. В это время он хорошо изучил нужды священнослужителей, достоинства и недостатки епархии. Здесь ясно определилась всесторонность деловых качеств Иоасафа, сочетающаяся с большими внутренними подвигами. Он быстро восходил во лествице духовного совершенства, о чем свидетельствует сохранившееся его произведение «Брань седми честных добродетелей с седми грехами смертными».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=842...

Одновременно с преподаванием И. занимал адм. должности в Киево-Могилянской коллегии. С 1715 г. он был префектом, с янв. 1721 г. – вице-ректором, вероятно, с сер. 1722 г. – ректором и настоятелем киевского Братского в честь Богоявления монастыря . В окт. 1721 г. митр. Белградско-Карловацкий Моисей (Петрович) отправил Петру I просьбу прислать для нужд Сербской Церкви церковные облачения, утварь, книги, а также направить 2 учителей слав. и лат. языков. По поручению Киевского архиеп. Варлаама (Вонатовича) И. отбирал из студентов киевских школ кандидатов в преподаватели для командирования в Сербию. В донесении от 19 дек. 1722 г. он признавался: несмотря на то что в киевском коллегиуме «многие студенты обретаются, наибарзей з Короны Польской, люди вольные», добровольно уезжать в др. страну «не похотят» как из-за неопределенности материального содержания, так и «наипаче для обычнаго недостатку своего студентскаго в такой далекий путь не дерзают запущатися, времени зимнему належащему». Если же «насилием» их посылать, писал И., то «коллегиум умалятися будет и студенты в научение приходити не станут». В итоге в 1724 г. в Белград был направлен синодальный переводчик Максим Суворов (ОДДС. Т. 2. Ч. 1. 526). В марте 1727 г. И. оставил должность ректора и стал игуменом киевского Пустынно-Николаевского мон-ря, в 1732 г. возведен в сан архимандрита. В 20-30-х гг. XVIII в. заседал в присутствии Киевской духовной консистории. В 1730 г. вместе с Киевским архиеп. Варлаамом (Вонатовичем) и членами консистории И. был предан суду за неслужение торжественных молебнов по случаю восшествия на престол имп. Анны Иоанновны, но, получив выговор, был отпущен. В 1731 г. был членом комиссии по проведению следствия по поводу жалоб гетмана Д. П. Апостола и служителей Черниговской епархии на архиеп. Иродиона (Жураковского) и его подчиненных. 16 мая 1734 г. И. был назначен членом Белгородской следственной комиссии «для надлежащего исправления дел в ней», контролировал, в частности, расходование средств, оставшихся после кончины в 1731 г. Рязанского еп. Гавриила (Бужинского) (ОДДС. Т. 11. 188; Т. 14. 208).

http://pravenc.ru/text/578501.html

Просят же у моего смирения стужить преосвященству вашему ходатайством и милостивой к помянутому протопопу просить у вас благосклонности. Благонадежен я, что преосвященство ваше и на честь свою, и на лице обидимое, и на самое дело посматривая, изволишь сотворить то, что непорочно и достохвално покажется, в чем и моего прошения не отринешь». 448 3) К киевскому архиепископу Варлааму Вонатовичу, от 13 апреля 1728 г., с ходатайством в пользу батуринского сотника в его тяжебном деле с чернецом Иоанном Богомолевским. 449 4) К преосвященному Иродиону черниговскому, от 20 июня 1728 г., с увещанием не слишком тягаться с своими пасомыми из-за церковных земель. 450 5) К нему же, от 5 сентября, с ходатайством за стародубского протопопа Подгурского: «Хотя нечто и виноват есть отец Подгурский (чего я и ведати не хощу), не надеюся, дабы толикая была его вина, которая б весьма отревала милостивое прощение. Имеет яже, по милости Божией, и дарования, которых как презирать немедленно, просто, так и в прошении помилования забывать не подобает. Сверх прошения моего изевствую преосвященству вашему, что к отцу Подгурскому великий благосклонности аффект имеет ясневельможный, да и с нашей братии судят его быть всякаго респекту достойна, и слыша, что немилостивым к нему преосвященство ваше показался, сожалеют и удивляются. Сие же извествуя вторично, третично и многообразно прошу святыню вашу, дабы явился к его честности благоуветлив, снисходителен и весьма милостив, дабы вам и у многоважных лиц не потерять доброй о вас репутации, которой потеряние не малую б вам со временем шкоду могло сделать. Молю же всепокорственно святыню вашу: не так посматривай на наустителей, которые мало о чести и пользе того думают, кого они наущают, иногда же и под видом доброжелательства нарочно пакостят; но паче посмотря на высоких персон разсуждения, також и на прошения и ходатайство и смирения нашего, побереги и своего имени пред честным светом, наипаче в деле не Божия интереса, и где обращение милости вашея Богу приятно будет».

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

В 1721 г. И. был избран кандидатом на Киевскую митрополию, однако Синод назначил на это место Варлаама (Вонатовича) ; с этого времени установился порядок поставления архиереев на Киевскую кафедру Святейшим Синодом. 3 мая 1722 г. в С.-Петербурге И. был хиротонисан во епископа Черниговского и Новгород-Северского и возведен в сан архиепископа. Для перевозки имущества в Черниговскую епархию испросил 40 подвод, о чем 25 июля того же года был послан особый указ Синода Ямскому приказу. Иродион (Жураковский), архиеп. Черниговский и Новгород-Северский. Портрет. 2-я пол. XVIII в. (НКПИКЗ) Иродион (Жураковский), архиеп. Черниговский и Новгород-Северский. Портрет. 2-я пол. XVIII в. (НКПИКЗ) И. способствовал повышению уровня образованности духовенства, настаивал на необходимости получения образования для кандидатов в священники. 4 дек. 1722 г. он издал окружную грамоту об обязательном обучении грамоте детей священнослужителей, а также об избрании и о назначении на священнические и диаконские места мирских лиц, способных к духовному служению. Особую заботу И. проявлял о Черниговском коллегиуме. При участии И. Феофан Жолтовский в 1726 г. составил для коллегиума курс риторики и диалектики «Domus Tullianae eloquentiae quattuor fundamentis confirmata columnis gradibus [que] adornata secundum doctrinam et praecepta eximiorum datorum ad captum et formam faciliorem neorhetorum habitatoribus sub directione illustrissimi Irodionis Zurakowski episcopi Czernihoviensis Novogrodensis totiusque Severiae aedificata anno 1726 Septembris 30» (НБУВ ИР. Ф. 312. 684/п484). В 1728 г. И. доносил Синоду, что в черниговских школах обучались 257 чел., причем «господские дети» получали содержание «от своих домов», а неимущие - от монастырей и с церковных земель. Под наблюдением И. в Стародубье с 1722 г. занимался розыском и увещеванием старообрядцев его ближайший помощник иером. Иосиф (Решилов). По сложившейся традиции в Черниговской епархии продажа свечей находилась в ведении жен и вдов священников, И. настоял на сохранении этого порядка, особенно важного для материальной поддержки вдов, которые, по его словам, «не имеют чим питатися» (ОДДС. Т. 1. С. 120-121). Исполняя указ Синода от 30 окт. 1723 г. о предоставлении находившихся в храмах «привесов, для отобрания редких и любопытных вещей», И.- один из немногих иерархов - в июне 1724 г. отправил в Синод опись всех привесов с икон из храмов Черниговской епархии. Среди них драгоценных камней и «куриозных вещей», писал И., «не приискалося» (Там же. Т. 2. Ч. 1. С. 110). В 20-х гг. XVIII в. Черниговской типографии грозили штраф и закрытие за то, что книги из типографии не присылались в Синод для получения разрешения на их издание. Защищая руководство типографии, И. пояснил, что там после введения контроля со стороны Синода не было издано ни одной книги, после чего ему удалось возобновить печать церковных книг в типографии.

http://pravenc.ru/text/674103.html

6 дек. 1730 г. В. был принят «на неисходное жительство» в Кириллов Белозерский мон-рь. 8 июня 1733 г. через своего племянника Стефана Вонатовича просил о назначении ему жалованья и о разрешении жить в его келье племяннику. 20 июня того же года Синод удовлетворил обе просьбы, назначив содержание В. «против 3 монахов». В апр. 1737 г. Синод разрешил выдавать В. по 20 р. в год из сумм, полученных от продажи отобранного у него имущества. По указу, изданному в окт. 1740 г., В. был восстановлен в сане; после смерти имп. Анны, 18 нояб. 1740 г., состоялся доклад Синода об отпущении В. вины и поселении его в Москве «для отправления архиерейской службы». 22 дек. 1740 г. доклад был утвержден императрицей, и 9 февр. 1741 г. в присутствии Синода на В. была возложена панагия. В марте 1741 г. С.-Петербургское духовное правление возвратило ему часть конфискованных денег и вещей. В. от жизни в Москве отказался. 12 авг. 1741 г. его местом пребывания был назначен тихвинский Успенский мон-рь, где он провел последние годы жизни и 8 янв. 1751 г . принял схиму. Ист.: ОДДС. Т. 1. 1868. 356, 402, 754; Т. 2. Ч. 1. 1879. 46, 69, 215, 597, 738; Ч. 2. 1878. 807, 817, 942, 1281; Т. 3. 1878. 69, 166, 167, 170, 193, 605; Т. 4. 1880. 6, 162, 446, 476, 510, 515; Т. 5. 1897. 55, 200, 230, 277; Т. 6. 1883. 4, 63, 98, 168, 191, 211, 236; Т. 7. 1885. 5, 73, 104, 171, 193; Т. 8. 1891. 298, 316, 388, 618, 627; Т. 9. 1913. 15, 17, 53, 134, 328, 335, 436, 573; Т. 10. 1901. 60, 76, 273; Т. 11. 1903. 6, 49, 54, 101, 286, 467; Т. 14. 1910. 184, 350; Т. 21. 1913. 47, 118, 352; Т. 22. 1914. 123, 857; Описание архива Александро-Невской лавры за время царствования имп. Петра Великого. СПб., 1911. Т. 2. Стб. 792, 794-795. Лит.: Бантыш-Каменский Д. Варлаам Ванатович//Словарь достопамятных людей рус. земли. М., 1836. Т. 1. С. 242-244; Крыжановский Е. Феофан Прокопович и Варлаам Ванатович//ТКДА. 1861. Март. С. 267-315; Чистович И. А. Феофан Прокопович и его время. СПб., 1868; Савлучинский П. Рус. духовная лит-ра 1-й пол. XVIII в. и её отношение к современности (1700-1762 гг.)//ТКДА. 1878. Май. С. 308; Иконников В. С. Арсений (Мацеевич)//РС. 1879. Апр. С. 748; Май. С. 4-5; Лесков Н. С. Великопостный указ Петра Великого//ИВ. 1882. Апр. С. 233; Бередников И. Ист.-стат. описание первоклассного Тихвинского Богородицкого Большого муж. мон-ря. Новгород, 1905. С. 149-203; Рыбаловский А. Варлаам Вонатович, архиеп. Киевский, Галицкий и Малыя России//ТКДА. 1908. 5. С. 93-128; 7. С. 436-456; 8. С. 551-578; 9. С. 69-87; 10. С. 207-272; 11. С. 312-343; Рункевич С. Г. Александро-Невская лавра (1713-1913). СПб., 1913. С. 184-185.

http://pravenc.ru/text/154179.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010