Синода, «в такой же силе и вспомоществовании до кафедры Киевской в правлении духовных дел был неотреченным, и о том бы указ учинить». Св. Синод, по прошению архиепископа Варлаама, приказал: «о случающихся духовных в той Киевской епархии с его преосвященством делах, преосвященному Иоакиму, епископу переяславскому, иметь братолюбное согласие, по правилам святым». 890 Указ о взаимном братолюбном согласии между киевским и переяславским архиереями едва ли имел силу. По крайней мере архиепископ Варлаам и епископ Иоаким скоро расстались далеко не друзьями. После назначения епископа Иоакима (8 июня 1730 г.) в Воронеж, архиепископ Варлаам подал на него донос (13 октября 1730 г.) Св. Синоду в расхищении имущества переяславского дома. Следственное дело затянулось, быть может потому, что сам Варлаам, как известно, через месяц лишен сана. Все «братолюбное согласие» между ними, кажется, ограничилось совместным посвящением В Киево-Софийском соборе Межигорского архимандрита Арсения (Берло) в сан епископа могилевского-белорусского, при участии черниговского епископа Ирадиона, и в освящении в том же 1729 г. 14 августа соборной Успенской церкви в Печерской Лавре, возобновленной после пожара. Для характеристики отношений Переяславского коадъюторства и Киевской епархии с их архиереями не лишено интереса то обстоятельство, что ранее в период четырехлетнего междуархиерейства в Киевской епархии (с 1 июля 1718 г. по 14 мая 1722 г.), по смерти митрополита Иоасафа (Краковского) до назначения архиепископа Варлаама (Вонатовича), грамоты и указы по епархиальным делам Киевской митрополии посылались не на имя переяславского епископа – киевского коадъютора Кирилла (Шумлянского), но сначала на имя софийского наместника или казначея и приказных архиерейского дома; с 1721 г. они шли на имя управителей Киевской Духовной Консистории, а затем на имя консисторских судей. 894 То же самое наблюдалось в междуархиерейство в Переяславской епархии в начале 30-х годов XVIII в. Она управлялась не киевским архиепископом, как по смерти Шумлянского, а местной духовной Консисторией, учрежденной в конце 1729 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Гавриил Дионисий упом.1205 Матфей, грек 1209–1220 Кирилл II 1224–1233 Иосиф I, грек прибыл в 1237 Кирилл III, грек 1249–1281 Максим, грек 1283–1305 Петр, русский, св. 1308–1326 Феогност, св. Грек 1328–1353 Алексий Плещеев, св. 1354–1378 Пимен, грек хир. 1380, удален в 1380, возвр. 1382, низлож. 1388 Киприан, св., серб 1381–1383, 1390–1406 Дионисий, св. 1383–1385 Фотий, св., грек. 1408–1431 Исидор, болгарин 1437–1441 Uoha I Одноушев, св. 1448–1461 Митрополиты в Киеве и Галиче: Феодорит хир. 1345, в Киев приб. 1352, ум. 1354 Роман 1354–1362 Киприан, св. 1375–1381 1383–1390 В Вильне: Григорий I Цамблак, серб. 1415–1419 В Смоленске: Герасим 1433–1435 Митрополиты Киевские и всея России: Григорий II, Болгарин 1458–1473 Мисаил, князь Пеструцкий-Друцкой 1474–1480 Спиридон Сатана не принят и отлучен в 1476 Киевские, Галицкие и всея России: Симеон 1481–1488 Uoha II Глезна 1492–1494 Макарий I, св. (Чорт) 1495–1497 Иосиф II Болгаринович 1450–1503 Uoha III 1503–1507 Иосиф III Солтан 1509–1521 Иосиф UV Русин 1523–1534 Макарий II Москвитянин 1535–1556 Сильверст Белькевич 1556–1567 Иона Протасевич-Островский 1568–1577 Илия Куча 1577–1579 Онисифор Петрович-Девочка 1582–1588 Михаил Рогоза с 1588 в 1596 году отпал в унию Экзархи Константинопольского Патриарха (в Киеве): Иов Борецкий 1620–1631 Исайя Борисович-Копинский 1631–1633 (Копыстенский) Петр Могила 1633–1647 Сильверст Коссов 1649–1657 Дионисий Балабан 1658–1663 Иосиф Нелюбович-Тукальский 1663–1676 Антоний Винницкий 1676–1679 Митрополиты Киевские, Галицкие и всея Малыя России: Гедеон Святополк, князь Четвертинский 1685–1690 Варлаам Ясинский 1690–1707 Иоасаф Краковский 1708–1718 Варлаам Вонатович, архиеп. 1722–1730 Рафаил Заборовский 1731–1747 до 1743 года архиепископ Тимофей Щербацкий 1748–1757 Арсений Могилянский 1757–1770 Киевские и Галицкие (с 1767 года): Гавриил Кременецкий 1770–1783 Самуил Ниславский 1783–1796 Иерофей Малицкий 1796–1799 Гавриил Бонулеско-Бодони 1799–1803 Серапион Александровский 1803–1822 Евгений Болоховитинов 1822–1837

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Кафедра в Киеве Митрополиты Киевские и всея России: Михаил I святой (грек), 988–991. Леон (Лев) I (грек), 991–1007. Иоанн I (грек), 1008–1035. Феопемпт (грек), 1035–1049. Кирилл I, 1050. Иларион (первый из русских), 1051–1054. Ефрем I, 1055. Георгий I (грек), 1067–1077. Иоанн II святой (грек), 1077–1089. Иоанн III (грек), 1088–1091. Ефрем II (грек), 1092–1097. Николай (грек), 1097–1102. Никифор I (грек), 1103–1121. Никита (грек), 1122–1126. Михаил II (грек), 1127–1145. Климент Смолятич (русский), 1147–1154, †1170. Константин I (грек), 1155–1159. Феодор (грек), 1161–1163. Иоанн IV (грек), 1164–66. Константин II (грек), 1167–1177. Никифор II (грек), 1182–1198. Гавриил. Дионисий, уп. 1205. Матвей (грек), уп. 1209–1220. Кирилл II (грек), 1224–1233. Иосиф I (грек), прибыл 1237. Кирилл III (грек), избран 1243, †1281. Максим (грек), 1283–1305. Св. Пётр (Московский), 1308–1326. Св. Феогност (грек), 1328–1353. Св. Алексий (Плещеев), хиротония 1350; вступил на митрополию 1354, †1378. Пимен (грек), хиротония 1380, удал. 1380; возвратил. 1382, низложен 1388. Св. Киприан (серб), 1381–1383; 1390–1406. Св. Дионисий, 1383–1385. Св. Фотий (грек), 1408–1431. Исидор (болгарин), 1437–1441. Св. Иона (Одноушев), 1448–1461. Григорий II (болгарин), 1458–1473. Мисаил, князь Пеструцкий-Друцкой-Соколинский-Бабич, управлял митрополией 1474–1480. Киевские, Галицкие и всея России: Симеон, 1481–1488. Uoha II Глезна, 1492–1494. Св. Макарий I, 1495–1497. Иосиф II (Болгаринович), 1500–1503. Uoha III, 1503–1507 . Иосиф III (Солтан), 1509–1521. Иосиф IV (Руссин), 1523–1534. Макарий II (Москвитянин), 1535–1556. Сильвестр Белькевич, 1556–1567. Иона Протасевич-Островский, 1568–1577. Илия Куча, 1577–1579. Онисифор Девочка (Девочий), 1583–1588. Михаил Рагоза с 1588 года; в 1596 году отпал в унию. Киевские, Галицкие и всея Малыя Руси Гедеон Святополк, князь Черниговский, 1685–1690. Варлаам Ясинский, 1690–1707. Иоасаф Краковский, 1708–1718. Варлаам Вонатович, 1722–1730. Архиепископ. Рафаил Забаровский, 1731–1747.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/opyt-sis...

Св. Алексий Плещеев вступил на митр. 1355–1378. Пимен (грек) хирот. 1380; удал. 1380; возвр. 1382; низлож. 1388. Св. Киприан (серб) 1381–1383; 1390–1406. Св. Дионисий 1383–1385. Св. Фотий (грек) 1408–1431. Исидор (болгарин) 1437–1441. Св. Uoha I Одноушев 1448–1461. Феодорит хирот. 1345; в Киев прибыл 1352; † 1354. Роман 1354–1362. Св. Киприан 1375–1381; 1383–1390. Григорий I Цамблак (Семивлах), (серб), 1415–1419. Герасим 1433–1435. Митрополиты Киевские и всея России: Григорий II (болгарин) 1458–1473. Мисаил кн. Пеструцкий-Друцкой-Соколинский-Бабич; управл. митроп. 1474–1480. Спиридон Сатана (не принят и отлучен) 1476. Киевские, Галицкие и всея России: Симеон 1481–1488. Uoha II Глезна 1492–1494. Св. Макарий I 1495–1497. Иосиф II Болгаринович 1450–1503. Uoha III 1503–1507. Иосиф III Солтан 1509–1521. Иосиф IV Руссин 1523–1534. Макарий II Москвитянин 1535–1556. Сильвестр Белькевич 1556–1567. Uoha IV Протасевич-Островский 1568–1577. Илия Куча 1577–1579. Онисифор Петрович-Девочка (Девочий) 1583–1588. Михаил Рогоза с 1588 г.; с 1596 г. открыто отпал в унию. Экзархи Константинопольского трона (в Киеве): Иов Боредкий 1620–1631. Исаия Борисович-Копинский (Копыстенский) 1631–1633. Петр Могила 1633–1647. Сильвестр Коссов 1649–1657. Дионисий Балабан 1658–1663. Иосиф Нелюбович-Тукальский 1663–1676. Антоний Винницкий 1676–1679. Митрополиты Киевские, Галицкие и всея Малые России: Гедеон Святополк кн. Четвертинский 1685–1690. Варлаам Ясинский 1690–1707. Иоасаф Краковский 1708–1718. Варлаам Вонатович 1722–1730. Архп. Рафаил Заборовский 1731–1747. Архп. до 1743. Тимофей Щербацкий 1748–1757. Арсений Могилянский 1757–1770. Киевские и Галицкие (с 1767 г.): Гавриил Кременецкий 1770–1783. Самуил Миславский 1783–1796. Иерофей Малицкий 1796–1799. Гавриил (Бодони) Бонулеско (румын) 1799 –1803. Серапион Александровский 1803–1822. Евгений Болховитинов 1822–1837. Филарет Амфитеатров 1837–1857. Исидор Никольский 1858–1860. Арсений Москвин 1860–1876. Филофей Успенский 1876–1882. Платон Городецкий 1882–1891.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

130 Таков смысл повествования Георгия Конисского о Вонатовиче. Он ошибается в том, что будто известный Арсений Суханов был в Киеве в 1730 г. Дело, конечно, было так, что Феофан по отзывам Проскинитария Суханова о Киеве, «заразившемся треклятою латинщиною», строго потребовал объяснения от Варлаама и Киевской Консистории, чтобы только выставить Киев в неприятном свете. Когда же Вонятович отвечал смело: то дали еще ход доносу негодяя Войта Киевского (Словарь Евгения 1. Ист. Конисского стр. 435). О Камне пока еще не говорили, но он тяжело лежал на душе. Указ 30 ноября 1730 г. говорил только, что М. Вонатович сослан за вину его, о которой ясно по делу, которое следовалось о нем; а в чем вина? ни слова. 131 Штраленберг: «Все экземпляры сего сочинения были отобраны в 1731 г. по приказанию герцога Бирона лютеранина». Description de Russie, Amsredam 1757 Т. 2. р. 58. 132 Аббат Жюбе явился в Россию 1729 г. в звании наставника малолетних детей княгини Ирины Долгоруковой, урожденной Голицыной, принявшей за границею папизм. Бурсье член Сорбонны, уговаривавший Петра I соединить Русскую Церковь с Церковью французскою, снабдил аббата Жюбе полномочием Сорбонны вступить в переговоры о том же деле с русским духовенством. Жюбе, сблизясь с испанским послом, Дюком Де-Лириа, передал ему цель посольства и вместе с ним старался привлечь на свою сторону Князя Василия Лукича Долгорукова, превосходившего умом и хитростию всех тогдашних членов фамилии Долгоруковых. Но падение дома Долгоруковых, последовавшее вслед за смертью Петра 2, уничтожило все надежды агента Сорбонны. 133 При Дворе много было тогда Биронов, пред кем Феофилакт был велик, а Феофан унижался. Там были два брата Биронов, два брата Левенвольдов, Остерман, Миних; – Гвардия, Коллегия, Академия Наук, армия, флот были в распоряжении протестантов. См. прим. 135. Феофан, к сожалению, во всю жизнь питался воздухом светским и очень мало – Христовым, – любил блеск честей и вел жизнь разгульную. Он унижался сред Меньшиковым, пока тот был в силе; пал Меньшиков, он стал раболепствовать пред Бироном.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

317 В бытность в Москве Маркевич часто видался с Феофаном, езжал к нему в подмосковное село Владыкино, в 10 верстах от Москвы, и записывал в своей памятной книжке все, что говорено было в их интимной беседе. Феофан рассуждал с ним о разных предметах ученых и сельскохозяйственных, учил его делать простые барометры, садить малину, ежевику и другие ягоды, варить доброе пиво. Беседы их длились до полночи. 318 Феофан ссужал его книгами, привезенными из Москвы. Маркевич начал учиться по-французски, накупил себе книг и, живя в Москве, вывернул несколько мест из библии на славянский диалект против еврейского текста 319 . Серьезные занятия его шли вперемежку с разгулом веселой казацкой жизни. В дневнике его едва не каждый день встречается заметка: «сей день праздновали компанию и подпияхом до ночи. Банкет был у нас и куликали довольно». Феофан рекомендовал его гетману Апостолу, который скоро переменил свое надменное обращение с ним на ласковое. Маркевичи пробыли в Москве до конца мая 1729 г. 320 Обстоятельства дела, подавшего повод к этой переписке Феофана с разными лицами, были следующие. По смерти Сильвестра (сконч. 18-го февраля 1728 года), граждане города Могилева и члены могилевского братства отправили прошение к киевскому митрополиту Варлааму Вонатовичу о принятии их в его покровительство и о назначении к ним наместника для управления епархией до определения нового архиерея; вместе с тем они жаловались на нестроения или продерзости архидиакона Каллиста Заленского, бывшего при Сильвестре администратором белорусской епархии. 321 Между тем наместник Могилевского Николаевского монастыря, иеромонах Иоасаф Ледвиевич, послал на высочайшее имя прошение о неподчинении белорусской епархии Невскому митрополиту и об утверждении наместником этой епархии архидиакона Каллиста. Государственная коллегия передала прошение Ледвиевича в св. Синод, который и назначил Каллиста администратором белорусской епархии. Только что состоялось это назначение, как киевский митрополит прислал в Синод доношение могилевского магистрата и братства с жалобами на Каллиста.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

914 Арх. Св. Син. д. 1752 г. 29, лл. 31–41, 54. Киево-Межигорский монастырь по грамотам восточных константинопольских патриархов 1617, 1620 и по грамоте, подписанной патриархами Иоакимом, а затем Адрианом 1695 г., по грамоте Петра I, подписанной графом Гавриилом Головкиным, данной наместнику монастыря Иродиону (Жураковскому по его челобитью 1708 года), и по определению Св. Синода 1 июня 1722 года, а затем 17 мая 1744 года был ставропигией сначала в ведении патриархов, затем Св. Синода. Как известно, он слишком недолго был в ведении московского архиепископа Иосифа Волчанского. Раньше он несколько раз был подчиняем киев. митрополитам, но также ненадолго. Это было по грамотам и указам 1686 г., 1700 г., 1703 г. и 1708 г. В 1703 г. Киево-Межигорский монастырь был подчинен киевскому митрополиту в силу доноса м. Стефана Яворского о том, что игумен Киево- Межигорского монастыря с братией «имели противность к Варлааму Ясинскому, митрополиту киевскому, галицкому и Малыя России». Указом 12 февр. 1703 г. игумену Феодосию Васковскому с братией велено «никому иному, кроме киевского митрополита и по нем будущих, послушания не отдавать» (там же, л. 6–7). Но в 1710 г., по челобитью наместника Иродиона 1708 г., он опять превращен в ставропигию. Киево-Межигорский монастырь, во главе с архимандритами и игуменами, имел в своем ведении целую область – Запорожскую Сечь (Киев. Епарх. Вед. 1895 г., стр. 855). 915 Опис. Док. и Дел. Арх. Св. Син. III, приложение XXIX, стр. 111–112. Ведомость о монастырях и протопопиях Киевской епархии, представленная архиепископом Варлаамом (Вонатовичем) 8 июня 1722 г. Св. Синоду. 916 Там же, XI, приложение XVII, стр. 163. Тут названы следующие монастыри: Киево-Печерский, Киево-Софийский, Николаевский, Михайловский, Братский, Выдубицкий, Кирилловский, Петропавловский, Троицкий Больничный, Батуринский, Сорочинский (прежде Пусковенский), Китаева пустынь, Красногорский, Мутинский (вм. пустыни), Моравский скит, Братский монастырь, Скельский, Нехворощанский и Николаевский скит.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

А именно: определенных к нему караульных переменил, а потом и вовсе свесть приказал. А, как видно что оное им чинено, уповая, как паче чаяния он – Гедеон от того ареста освободится и воспримет первое свое достоинство, то за слабое содержание будет его – епископа благодарить или служить, а за крепкое содержание в аресте станет мстить злобою. И того его преосвященству не токмо самому думать и к слабому того Гедеона под караулом содержанию склоняться, но и подчиненных ему к такому весьма подозрительному действу допущать не довелось, а надлежало б того Гедеона содержать весьма под крепким караулом неотменно, и за подчиненными смотреть накрепко». В заключение приказано усилить караульный надзор над Гедеоном. В 1734 г. Георгий – Гедеон попробовал облегчить свое положение, заявив магическое «слово и дело государево» с добавлением, что он не желает доложить это никому другому, как только лично самой государыне. Осведомленный об этом Синод поспешил доложить государыне его мнение, что просто нужно Георгия-Гедеона убрать подальше на тогдашнюю границу Сибири в Иркутскую епархию. В результате этого мнения 2.XUII 1735 г. из Тайной Канцелярии Синоду было сообщено, что кабинет министры и генерал Ушаков слушали дело о ?. Дашкове и приказали: «послать его в Нерчинский монастырь. И содержать его там до смерти не исходно под крепким караулом и никого к нему не допускать без караула, и, если будет вновь заявлять за собою или за другими «слово и дело», то ему не доверять. Георгий был заслан в Нерчинск и там умер, когда-то до 1740 г., который бы его освободил наравне с другими. Другие ссыльные, Лев (Юрлов) и Игнатий (Смола), были живы и по представлению Синода были освобождены. Игнатий вскоре умер, а Льву был возвращен епископский сан, и он умер в 1755 г. на покое в Московском Знаменском монастыре. Как и при Петре В., часть малороссийских иерархов и теперь стояла на стороне российских консерваторов. В момент воцарения Анны Иоанновны таковым оказался Киевский архиепископ Варлаам (Вонатович).

http://azbyka.ru/otechnik/Anton_Kartashe...

Арсений Могилянский 1757–1770 Варлаам Вонатович 1722–1730 Гавриил Кременецкий 1770–1783 Самуил Миславский 1783–1796 Иерофей Малицкий 1796–1799 Филофей Успенский 1876–1882 Гавриил (Бодони) Бонулеско (румын) 1799–1803 Иоанникий Руднев 1891 Серапион Александровский 1803–1822 Феогност 1900 Флавиан 1903 Объяснения православного 1) Не должно покланяться ни Ангелам, ни святым, ибо поклонение им есть то же идолопоклонство, запрещенное Самим Богом, сказавшим: «Да не будет у тебя иных богов перед лицом Моим» ( Исх. 20:3 ). «Тогда говорит ему: отойди от Меня, сатана, ибо написано: Господу Богу твоему покланяйся и Ему единому служи» (Мф. 4:10; 1Тим. 1:17 ). 1) Только по грубому невежеству своему сектанты считают почитание Ангелов и святых идолопоклонством, прилагая к ним места св. Писания, говорящие о запрещении покланяться идолам. Почитание Ангелов и святых тогда было бы идолопоклонством, когда бы мы воздавали им божеское поклонение, т. е. считали их за богов. Но ведь всякий честный и здравомыслящий сектант знает, что ни Ангелов, ни святых православные за богов не считают, а веруют «во единого Бога, Отца Вседержителя, Творца неба и земли», давшего бытие и жизнь самим Ангелам и святым божьим людям, которых христиане почитают, как старших братьев в великой Божией Семье, как «друзей Божьих», «Церкви первенцев, написанных на небесах» ( Евр. 12:23 ). Кто не чтит «друзей Божьих», тот оскорбляет Самого Бога: «Кто принимает вас, сказал Христос св. Апостолам, тот принимает Меня, а кто принимает Меня, принимает Пославшего Меня. Кто принимает пророка, во имя пророка, получит награду пророка; и кто принимает праведника, во имя праведника, получит награду праведника» (Мф. 10:40–41). Блаженный Августин так пишет о почитании святых угодников Божьих: «наши чудеса совершает Сам Бог по молитве или при содействии мучеников... Мы своим мученикам, как богам, храмов не воздвигаем, а устрояем надгробные памятники, как умершим людям, души которых живут у Бога; и воздвигаем там алтари, на которых приносим жертвы не мученикам, а единому их и нашему Богу... Жертву приносит священник Богу, а не им, хотя приносит ее при их гробницах» («О граде Божьем», кн. 22; гл. 10).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Архиерейские процессы шли своим чередом. Ссылаясь на неопределенность известий из столиц, молебен о воцарении Анны отказался служить киевский архиепископ Варлаам (Вонатович). Феофан назначил розыск. По заключению следственной комиссии Синод лишил преосвященного Варлаама сана и выслал его простым монахом в Кирилло-Белозерский монастырь. Осужденным архиереям не давали покоя и в местах заточения. За ними денно и нощно велась слежка. Феофан считал всего безопасней для себя сжить их со света. В 1731 г. было заведено следствие о дружеском отношении митрополита Казанского Сильвестра к сосланному в Свияжский монастырь митрополиту Игнатию. Были подслушаны слова, сказанные в сердцах преосвященным Игнатием митрополиту Сильвестру об императрице: «Вот-де лишили меня сана напрасно, а ей ли, бабе, архиерея судить». Взяли бумаги митрополита Сильвестра и среди них обнаружили его заметки о неправославии Феофана, критические суждения о петровских указах относительно монастырских имений. Тайная канцелярия приговорила перевести митрополита Игнатия в Никольско-Корельский монастырь в Архангельске, а митрополит Сильвестр, по постановлению Синода, был уволен на покой в Александро-Невский монастырь без права архиерейского служения, потом его лишили сана и заточили в Выборгскую крепость. В Сибирь отправили и архимандрита Платона (Малиновского). И еще многие из архиереев были уволены со своих кафедр. Лишили кафедр архиереев: Досифея Курского, Илариона Черниговского, Варлаама Псковского. Но главной заботой Феофана было устранение его давнего противника и обличителя архиепископа Феофилакта (Лопатинского). Святитель Феофилакт был родом из Малороссии, образование получил в Киеве, в 1704 г. переехал в Москву; вскоре был назначен ректором Московской академии. В свое время вместе с префектом академии архимандритом Гедеоном (Вишневским) он обличал всесильного любимца Петра и ставленника на архиерейскую кафедру Феофана в неправославии. В 1728 г., когда позиция Феофана пошатнулась, архиепископ Феофилакт решился опубликовать труд своего учителя митрополита Стефана (Яворского) «Камень веры», обличавший протестантские лжеучения, в склонности к которым подозревали всегда Феофана. Вокруг книги вспыхнула богословская полемика. В Лейпциге появилась резко критическая рецензия на нее, написанная на латинском языке и подписанная именем вскоре скончавшегося немецкого богослова Буддея, но, по мнению современников, составленная самим Феофаном. Архиепископ Феофилакт выступил с «Ответом» на эту критику в защиту труда своего учителя. Он пытался переиздать книгу. Но шел уже 1731 г. – в стране свирепствовала бироновщина, и попытка напечатать книгу, направленную против протестантизма – вероисповедания большей части правителей России, была затеей неосуществимой и крайне опасной. Феофан не преминул воспользоваться этим шагом своего прямодушного и бесстрашного противника. Он прямо обратился в Тайную канцелярию, доказывая там, что поступок архиепископа Феофилакта «вреден» государству.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010