Вместе с тем, Никон перенес 23 ноября в новый монастырь мощи преподобного Иакова, чудотворца Боровичского (сконч. 22 мая 1544г.). Таким образом, новооснованная обитель сделалась предметом двойного поклонения; вско­ре пошли слухи о совершающихся в ней чудесах и исцелениях. Алексей Михайлович, сочувствуя доброму делу «собинного друга» и желая поддержать его, приписал к Иверскому монастырю пригород Холм с крестьянами, деревнями и угодьями. Затем Никон перенес сюда из Хутынского Спасо-Варлаамиева монастыря типографию, заведенную им еще в 1650 г., в бытность новгородским митрополитом; здесь были напечатаны, между прочим: «Учебный часослов», «Рай мысленный» Стефана святогорца и произведения самого Ни­кона: «Сказание об Иверской иконе», «Сказание о созидании онежского Крестного монастыря», «Поучение к духовным и мирским», «Канон молебный о соединении веры», «Книга кормчая», «Поучение о моровом поветрии, «Пища духовная» и другие. Но исполняя дело, соответствующее его искреннему рели­гиозному чувству и выраженное в общепринятой форме, Никон обратил серьезное внимание на задуманную реформу или, лучше сказать, коренное исправление текста богослужебных книг. Келарь Суханов еще не возвратился из-за гра­ницы и Никон начал сам рыться в рукописях богатого патриаршего книгохранилища, поступившего в его распоряжение. Там он обратил внимание на грамоту восточных патриархов, присланную по случаю учреждения в России патриархата при Федоре I Ивановиче; в этой грамоте было сказано между прочим: «Православная церковь приняла свое совершение не только по благоразумию и благочестию догматов, но и по священному уставу церковных вещей; праведно есть нам истреблять всякую новизну ради церковных ограж­дений, ибо мы видим, что новины всегда были виною смятений и разлучений в церкви; надлежит последовать уставам святых отец и принимать то, чему мы от них научились, без всякого приложения или умаления. Все святые озарились от единого Духа и уставили полезное; что они анафеме предают, то и мы проклинаем; что они подвергли низложению, то и мы низлагаем; что они отлучили, то и мы отлучаем; пусть православная великая Россия во всем будет согласна со вселенскими патриархами».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/pa...

Мирское имя И. С. неизвестно. В написанной им в конце жизни, ок. 1621 г., уникальной для его эпохи автобиографии (летописце), очевидно созданной на основе дневниковых записей, приведены сведения o датах «рождения плоти» и «наименования» (20 и 27 нояб. 1561), o начале «учения книжного» (1 дек. 1568), o начале службы в дек. 1572 г. нотарием (секретарем) у Новгородского архиеп. Леонида , бывш. архим. московского Чудова в честь Чуда архангела Михаила монастыря , к-рый при поставлении на Новгородскую кафедру (хиротонисан 4 дек. 1571), вероятно, взял с собой И. С. как наиболее способного ученика чудовской книгописной школы (именно там И. С. могли научить характерной для его почерка грецизированной скорописи). После опалы и смерти архиеп. Леонида (20 окт. 1575) И. С. в 1580 г. принял монашеский постриг в Соловецком мон-ре, через 7 лет покинул обитель. Уехав с Соловков 4 июня 1587 г., он за месяц добрался до Александрова Свирского в честь Святой Троицы монастыря . В дек. 1593 г. уехал в Кириллов Белозерский в честь Успения Пресвятой Богородицы монастырь , где оставался год, затем провел месяц в Ферапонтовом в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастыре . 19 янв. 1595 г. И. С. отправился в Москву. Проведя почти 7 месяцев в Троице-Сергиевом мон-ре, 26 авг. И. С. поселился в Чудовом мон-ре, бывшем в это время центром рус. книжности и образованности, через 3 месяца И. С. перешел на подворье Кириллова Белозерского мон-ря, также располагавшееся в Кремле. 17 янв. 1596 г. он уехал из Москвы и вернулся на Белое оз., где провел в разных монастырях (Кирилловом, Ворбозомском, Ниловой Сорской в честь Сретения Господня пуст. ) неск. следующих лет. В 1599-1604 гг. находился на Валааме, в Тихвине и Вел. Новгороде (полгода жил в Варлаамиевом Хутынском в честь Преображения Господня монастыре ), в 1604-1606 гг.- в Ниловом скиту, Спасо-Каменном и Димитриевом Прилуцком в честь Всемилостивого Спаса, Происхождения честных древ Креста Господня мон-рях. В мае 1606 г. И. С. вновь прибыл в Соловецкий монастырь и жил там безвыездно до сент. 1609 г., когда он покинул обитель. Проведя больше года в Поморье (в Антониевом Сийском во имя Святой Троицы монастыре , в Яреньге, Сырье), он вернулся весной 1611 г. в Кириллов Белозерский мон-рь. Последнее сообщение в его автобиографическом сочинении посвящено переезду из Подольного мон-ря, в к-рый И. С. сделал вклад, в Нилов скит 1 марта 1621 г. И. С. переезжал из мон-ря в мон-рь часто вместе со странствующими хорами, при которых он мог выполнять функции нотария. Труды в области книжности

http://pravenc.ru/text/578350.html

Корнилий, митрополит Сибирский и Тобольский С 1646 по 1661 год – игумен Спасо-Преображенского монастыря в Арзамасе. С 1662 года – архимандрит Новгородского Хутынского Варлаамиева монастыря. 24 июля 1664 года хиротонисан во епископа Сибирского и Тобольского с возведением в сан архиепископа. 6 февраля 1665 года прибыл в Тобольск. 25 мая 1668 года возведен в сан митрополита. Скончался 23 декабря 1678 года в схиме (по другим источникам, в 1677 году). Погребен в Тобольском соборном храме. Митрополит Корнилий в своей епархии строго наблюдал за жизнью и деятельностью духовенства, заботился о распространении христианства среди инородческого населения; во многих слободах и острогах, как-то Шадринской, Бешкильской, Торсютской, Иркутской, Красногорском и других, построил церкви. По его грамоте построен монастырь в честь Вознесения Господня в Иркутском остроге. Оставил богатые вклады в архиерейскую ризницу. Труды: Грамоты: С просьбою к воеводе о принятии мер против дерзости раскольников в Енисейске//Дополнение к Актам историческим, собранным и изданным Археографическою комиссиею: в 12 т. – СПб., 1846–1875. – Т. 7, 69. Против нетрезвых духовных лиц. О наблюдении за благочинием в церквах. О наблюдении церковного устава в монастыре. О надзоре за поведением духовенства//Акты исторические, собранные и изданные Археографическою комиссиею: в 5 т. – СПб., 1841–1842. – Т. 4, 203, 213. Литература: Никанор (Каменский) , архиепископ. Собрание сочинений. – Казань, 1909. – С. 962–963. Щегольков Н. М. Исторические сведения о городе Арзамасе, собранные Николаем Щегольковым. – Арзамас, 1911. – С. 33, прим. 87. Шишонко В. Н. Пермская летопись с 1263–1881 г./Сост. член разных ученых обществ, директор народных училищ Пермской губернии Василий Шишонко: в 7 т. – Пермь, 1881–1889. Зверинский В. В. Материалы для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской империи с библиографическим указателем: в 3 т. – СПб., 1890–1897; 1892. – Т. 2, 809. – С. 139. Нестор (Анисимов) , иеромонах. Православие в Сибири (исторический очерк). – Казань, 1909. – Вып. 4. – С. 14–15.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

157 Она называется также Печерской, потому что явилась в печи, где устроена часовня. О времени явления её не известно. 160 На иконе Божья Матерь изображена не в пояс, а во весь рост; вышиной икона 1 арш. 11 вершк., а шир. ровно 1 арш. Об иконе рассказывают, что она найдена после Литвы на валу близ монастыря у того места, где Суздальцы отражены заступлением Знамения пресв. Богородицы. 163 Список с Ржевской иконы Божией Матери находится в новг. Успенской церкви, куда в XVII веке каждогодно 11 июля совершаем был из Софийского собора крестный ход в память явления Ржевской иконы Божия Матери, и служба совершалась там самим святителем, как видно из рукоп. Новг. Соф. устава под 11 числом июля. 165 До сего места надпись неверно была когда-то снята и внесена в Новг. III лет., стр. 221. Древний список с Липенской иконы в Благовещенской Городищенской церкви поновлён. 166 О употреблении домашних икон с надписями в письме И.М. Снегирёва к графу А.С. Уварову: «о значении отечественной иконописи СПб. 1848 г. Из новгородских домашних икон во Владимирской церкви при Рязанской дух. семинарии храмовая Владимирская икона Божией Матери с надписью XVI века на обороте дски: сему образу молится многогрешный попъ Иван Григорьев Новгородецъ». 167 Иконы в Варлаамиевскую часовню, построенную на месте жительства родителей преп. Варлаама Хутынского, перенесены из упразднённых церквей частью Яковлевской соборной, а частью Дмитриевской что в Кожевниках или на Дослани (Данславли). 168 Надпись сия сделана согласно с надписью на самой иконе, кроме последних слов об уничтожении монастыря. 169 Ист. Росс. Иерарх. Ч. V, стр. 712. О построении каменной церкви в монастыре сказано в Новг. III лет. под 7064 (1556) годом: «тогоже лета поставлен бысть монастырь на Розваже улици, Николая чудотворца рождение (что совершалось некогда по стариным святцам 27 июля), церковь каменную»... Подобные иконы св. Николая в чудесах древне есть в Софийском соборе, в Благовещенской и Никитинской церквах на Торговой стороне, в Духове и Десятинском монастырях.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

Иоасаф, епископ Белгородский и Обоянский (Миткевич) Окончил Киевскую духовную академию. С 1748 года – префект Новгородской духовной семинарии. С 1750 года – ректор Новгородской духовной семинарии и архимандрит Рождество-Богородицкого Антониева монастыря. 10 февраля 1756 года переведен архимандритом Хутынского Спасо-Варлаамиева монастыря. 26 апреля 1758 года хиротонисан во епископа Белгородского и Обоянского. При первом же знакомстве с епархией епископ Иоасаф обратил внимание на низкий уровень образования духовенства. Некоторые священники не умели даже грамотно читать. Невежественных и неспособных священников он лишал не только места, но и священного сана. Однако в связи с большими затруднениями в подборе образованного духовенства преосвященный Иоасаф разрешил принимать на священнические места лиц, хотя и не получивших специального образования, но умевших читать, писать и петь. А для обеспечения в будущем церквей епархии образованным духовенством епископ Иоасаф дал указание прислать из всех духовных правлений для обучения в Харьковском коллегиуме детей церковно-служителей от 7 до 15 лет. Стремясь повысить религиозно-нравственный уровень своей паствы, преосвященный Иоасаф давал указания священникам ежемесячно проповедовать в храмах слово Божие, а в воскресные и праздничные дни обучать закону Божию и основным молитвам, как было установлено еще его предшественником святителем Иоасафом (Горленко, † 1755; память 4/17 сентября, 10/23 декабря). В период служения епископа Иоасафа в Белгороде среди народа распространился обычай бракосочетания малолетних женихов с великовозрастными невестами. Это зло обратило на себя внимание правительства. Стремясь пресечь совершение таких браков, епископ Иоасаф запретил священникам в подобных случаях совершать венчание, а за нарушение предписания грозил лишением сана и вечным заточением. Под угрозой тяжких наказаний он воспрещал и насильственные венчания без взаимного согласия жениха и невесты. Применяя строгие наказания к духовенству за проступки против должности, преосвященный Иоасаф всегда вставал на защиту его в случаях обид и оскорблений, наносимых духовенству различными лицами.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

В 1863 г. М. установил ежегодное празднование 11 мая дня памяти слав. просветителей Кирилла и Мефодия. В этот день в Антониевом мон-ре совершалось торжественное богослужение, за к-рым настоятель обязательно произносил проповедь. Лучшие из семинаристов готовили собственные сочинения на заданные ректором темы, писали стихотворения, исполняли песнопения и гимны, положенные на ноты местными композиторами (напр., гимн святым первоучителям Кириллу и Мефодию). 6 лет пребывания в Новгороде (1860-1866) стали весьма плодотворным для М. временем. Особое место среди его трудов заняло 2-томное «Археологическое описание церковных древностей в Новгороде и его окрестностях» (1860). В 1-м т. собраны описания 64 новгородских и пригородных церквей и мон-рей, 2-й т. посвящен описанию «предметов, обладающих исторической и художественной ценностью: икон, крестов, лицевого шитья, облачений». Так, в этом труде содержатся сведения о фресках Софийского и Николо-Дворищенского (XII в.) соборов, храмов Спаса на Нередице (XII в.) и свт. Николая Чудотворца (XIII в.) Липенского во имя святителя Николая Чудотворца монастыря , церквей Преображения Господня на Ильине ул., вмч. Феодора Стратилата на Ручью (XIV в.) и др. Описаны уникальные иконы, в т. ч. Божией Матери «Знамение», «Молящиеся новгородцы». Говоря о достоинствах этого труда, критик В. В. Стасов отмечал широкое использование М. новгородских летописей, грамот, церковных описей, различных рукописных источников. При этом М. упрекали в стремлении «вместо текстов представить свои собственные мнения в виде твердо основанных общепризнанных фактов» (цит. по: Жервэ. 2009. С. 284). Среди других работ М., посвященных древностям Новгородской земли, важнейшей является «Обозрение древних рукописей и книг церковных в Новгороде и его окрестностях» (1861). Внимание М. привлекли наиболее ценные рукописи и грамоты из б-к Софийского собора (в т. ч. ок. 30 пергаменных рукописей XII-XIII вв.), новгородского Юрьева монастыря, Варлаамиева Хутынского в честь Преображения Господня , Клопского Михайловского , Вишерского и др. мон-рей. В 1862 г., к 1000-летию Новгорода, М. составил и издал «Путеводитель по Новгороду с указанием на его церковные древности и святыни» и «Описание Новгородского Архиерейского дома». 8 сент. 1862 г. в Новгородском кремле на церемонии открытия памятника «Тысячелетие России» в присутствии имп. Александра II он произнес приветственное слово от епархии, а затем провел для царской семьи обзорную экскурсию по Софийскому собору и ц. свт. Иоанна Новгородского при Архиерейском доме. Во время служения в Новгороде особая дружба связывала М. с губернатором Э. В. Лерхе, переписка с к-рым продолжалась и в 70-х гг. XIX в.

http://pravenc.ru/text/2561392.html

В том же году архиепископ «поновил» главную новгородскую святыню - чудотворную икону Божией Матери «Знамение», пребывавшую в Знаменском соборе на Ильине ул. Образ был украшен окладом. 20 окт. 1528 г. владыка проводил икону крестным ходом из Софийского собора на Торговую сторону Новгорода и «церковь свяща чесное Ея Знамение, понеи же церкви того лета понавливали; и чюдотворную икону постави в церкви святыа Богородицы и воздаша хвалу Богу и Пречистеи Богородице» (ПСРЛ. Т. 4. Вып. 3. С. 544). В 1530 г. по повелению М. был перелит «софейской еуфимевскои болшои» колокол для колокольни Софийского собора ( Конявская. 2005. С. 375). Отлитие колокола, звон которого был «яко страшной трубе гласящи» (ПСРЛ. Т. 4. Вып. 3. С. 548), было приурочено к рождению наследника московского престола Иоанна. В 1533 г. для Софийского собора был устроен амвон «велми чюден и всякие лепоты исполнен: святых на нем от верха во три ряды тридесять, на поклонение всем християном» (Там же. С. 551; см. также: Клюканова О. В. Новгородский амвон 1533 г.//ДРИ. 2003. [Вып.]: Рус. искусство позднего средневековья: XVI в. С. 373-385; Она же. Скульптура резного амфона 1533 г. из Софийского собора в Новгороде//Seminarium Bulkinianum - 2: К 70-летию со дня рожд. В. А. Булкина. СПб., 2007. С. 273-283). Последующие работы по украшению Софийского собора вновь связаны с иконостасом. К Пасхе 1537 г. М. «у святеи Софеи болшои Деисус 13 икон обложи сребром и украси златом, и свещники пред ним позлащенные и со свещами повеле поставити, велми чюдно и лепо видети» (ПСРЛ. Т. 4. Вып. 3. С. 576). В 1540 г. на праздник арх. Михаила М. вложил в Архангельский придел храма Входа Господня в Иерусалим (в новгородском Детинце) Евангелие с собственноручной вкладной записью ( Макарий (Веретенников), архим. Новый автограф свт. Макария//АиО. 1999. 3(21). С. 243-246). По повелению вел. кн. Василия III М. в 1531 г. возвел в архимандриты Юрьева монастыря архидиак. Силуана. В нояб. того же года государь прислал из Иосифова Волоколамского мон-ря старца Феодосия, которого М. возвел в сан игумена Варлаамиева Хутынского в честь Преображения Господня мужского монастыря.

http://pravenc.ru/text/2561278.html

С. 31, 218). До сер. XII в. возникают и первые женские новгородские иноческие обители - не позднее 1136 г. был основан Воскресенский жен. мон-рь на берегу оз. Мячина, южнее Людина конца Софийской стороны; в 1138 г. упоминается как существующий жен. монастырь во имя вмц. Варвары в Людином конце рядом с Черницыной ул. (в том году в нем новгородцы удерживали жену выгнанного из Новгорода кн. Святослава Ольговича); под 1148 г. впервые упоминается в связи с пожаром монастырской ц. Пресв. Богородицы Зверин в честь Покрова Пресвятой Богородицы женский монастырь , примыкавший с севера к Неревскому концу Новгорода. Вероятно, во 2-й пол. XII в. появляется Иоанно-Предтеченский жен. мон-рь на Росткине ул. Софийской стороны (основан не позднее 1179). Активный этап монастырского строительства начинается в 90-х гг. XII в. Архиеп. Гавриил в 1192 г. освятил ц. Спаса Преображения в основанном прп. Варлаамом Хутынским Варлаамиевом Хутынском в честь Преображения Господня муж. мон-ре. В том же году игум. Мартирием (Мантурием Рушанином; с 1193 архиепископ Новгородский, святитель) был основан Спасо-Преображенский мон-рь в Русе (ныне Ст. Русса) с деревянной церковью. Не позднее 1196 г. под Новгородом в 3 верстах к юго-востоку от Торговой стороны был основан Кириллов на о-ве Нелезен мон-рь (см. Новгородский в честь Покрова Пресвятой Богородицы и святителя Кирилла Александрийского мужской монастырь ). В 1198 г. неподалеку от княжеской резиденции на Рюриковом городище кн. Ярославом Владимировичем, вероятно, был основан Преображения Господня Нередицкий (Спасо-Преображенский на Нередице, Спаса на Нередице) мужской монастырь (вопрос изначального его существования в качестве монастыря, а не княжеской церкви остается дискуссионным). В тот же период 2 жен. обители возникают на Торговой стороне Новгорода - в 1197/98 г. на Запольской ул. представительницей боярского рода был основан Евфимиин жен. монастырь, где была построена ц. во имя св. вмц. Евфимии, а в 1199 г. женой новгородского кн. Ярослава Владимировича - Михалицкий в честь Рождества Пресвятой Богородицы женский монастырь . Также на Торговой стороне, в Славенском конце, в 1238 г. вдовой посадника Семена Борисовича (поставившего здесь в 1224 ц. во имя св. Павла Исповедника) был основан жен. мон-рь с тем же посвящением.

http://pravenc.ru/text/2577765.html

Различные варианты иконографии И. среди избранных святых представлены в иконописи: на новгородской иконе «Святители Николай Чудотворец, Никита и Иоанн Новгородские, прп. Александр Свирский, с избранными святыми» из собрания П. И. Щукина (1560, ГТГ; Антонова, Мнева. Каталог. Т. 2. С. 26-27. 366); на 2-рядной иконе северных писем «Огненное восхождение прор. Илии», в нижнем ряду поясные образы Новгородских святителей Никиты, И., Ионы и прп. Михаила Малеина (кон. XVI - нач. XVII в., ГЭ). Сопоставление с сев. святыми встречается в деревянной резьбе, напр. в складнях XVI в. с образами Новгородских святых, в т. ч. И., предстоящих Богоматери с Младенцем (ГРМ; Плешанова. 1975. С. 277), или с изображениями Соловецких преподобных (образ И. имеет подпись: «Иванъ архиепископъ») и с сюжетом «Рождество св. Иоанна Предтечи» на др. створке (ГИМ; Николаева Т. В. Древнерус. мелкая пластика XI-XVI вв. М., 1968. 71; Декоративно-прикладное искусство Вел. Новгорода. 2008. С. 489. Кат. 241). Как «новый чудотворец» И. изображен в технике золотой наводки на одном из умбонов сев. врат Благовещенского собора Московского Кремля (сер. XVI в.). Свт. Иоанн, архиеп. Новгородский. Фрагмент иконы «Новгородские чудотворцы». 1855 г. (РГИАХМЗ) Свт. Иоанн, архиеп. Новгородский. Фрагмент иконы «Новгородские чудотворцы». 1855 г. (РГИАХМЗ) Поясное изображение И. вместе с др. святыми представлено на личной панагии свт. Пимена (1561, НГОМЗ; Гордиенко. 2001. С. 404; Декоративно-прикладное искусство Вел. Новгорода. 2008. С. 420. Кат. 150). Прославление И. способствовало появлению его образа в составе Соборов святых на иконах, созданных за пределами Новгородской епархии, напр. в нижнем ряду иконы «Походная церковь» из ц. Св. Троицы («Белая Троица») в Твери (3-я четв. XVI в., ТОКГ). И. встречается также в композиции «Избранные Новгородские святые», напр. на пелене из Варлаамиева Хутынского монастыря, созданной в мастерских Строгановых (сер. XVII в., НГОМЗ; Игнашина. 2003. С. 62. Кат. 36): среди прямоличных изображений И. представлен слева, с окладистой седой бородой, в мантии с источниками, в схиме, с куколем на плечах. На иконе кон. XIX в. с врезным крестом-мощевиком нач. XVIII в. (частное собрание) он изображен вместе с Новгородскими святителями Моисеем, Ионой и Евфимием и прав. Иаковом Боровичским.

http://pravenc.ru/text/468947.html

Реконструкция родственных связей Марфы, Антония и Феликса показывает, что последние были внуками новгородского боярина Григория Семеновича. Он известен как владелец Челмужского погоста в Обонежье по мировой грамоте 1375 г. (ГВНиП. 284. С. 285; см.: Янин. 1991. С. 236-244; Юдин. Новгородский род. 2003). Григорий имел родственные связи с известным посадничьим родом Мишиничей-Онцифировичей; ему и его потомкам, видимо, принадлежали усадьбы «Е» и «Б» в Неревском конце Новгорода; вероятно, именно он имеется в виду как Григорий в берестяных грамотах 60-80-х гг. XIV в., обнаруженных в усадьбе «Е» Неревского раскопа (см.: Юдин. Новгородский род. 2003. С. 163). Сын Григория Семеновича Филипп Григорьев в кон. XIV в. (до 1397) приобрел Корельский наволок и земли по Кудме и Малокурье ( Янин. 1991. С. 297-298; ГВНиП. 128. С. 185); именно эти владения Марфа после кончины своего мужа и 2 детей передала обители. Род Григория Семеновича, как и другие представители неревского боярства, был связан с Варлаамиевым Хутынским в честь Преображения Господня мон-рем . Хутынский игум. Василий был духовным отцом Марфы, «послухом» (свидетелем) при составлении завещания боярыни, внук Григория Семеновича Андрей Савельевич пожаловал Хутынскому мон-рю при игум. Василии земли и угодья в Обонежье и в Заволочье (ГВНиП. 127. С. 184-185; Янин. 1991. С. 242; Юдин. Новгородский род. 2003. С. 163). Благословение на создание К. м., учитывая время составления духовной Марфы, мог дать архиеп. Новгородский Иоанн (Стухин) (1389-1415), бывш. игум. Хутынской обители. Возможно, именно из Хутынского мон-ря по благословению игум. Василия, откликнувшегося на прошение Марфы, прибыли первые насельники К. м., в т. ч. и прп. Евфимий Корельский, к-рый, по «Книге, глаголемой Описание о российских святых» (известна в списках кон. XVII-XVIII в.), был «началник (т. е. основатель.- М. П.) монастыря Корельскаго, иже бысть на Двине реце» (Описание о российских святых. С. 158). Впрочем, учитывая позднейший характер источника, имеются основания для сомнения, что он был реальным историческим лицом, а не был отождествлен с прп. Евфимием Архангелогородским. О Евфимии Корельском в «Описании...» говорится, что он был «архангельский чудотворец» (Там же); тем не менее установление имени Евфимия Архангелогородского после обретения его мощей могло быть следствием существования предания в сер. XVII в. о прп. Евфимии, основавшем свой мон-рь в Подвинье.

http://pravenc.ru/text/2057250.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010