– «Во славу Единосущной Животворящей и неразделимой Троицы, Отца и Сына и Святого Духа, по благословению Преосвященного Корнилия, Митрополита Великого Новгорода и Великих Лук, тщанием же и трудами святой обители Настоятеля Архимандрита Евфимия устроена сия паперть от сотворения мира зрнд (7154) от Р. X. (1646) года»; – «Подписажеся иконным воображением в лето от сотворения мира (7236), от Рождества по плоти Бога слова аки (1728) при Архимандрите Вениамине на поклонение Православным Христианам всякого чина и возраста во славу Богу. Аминь». 2) к северо-западу от этой соборной церкви в двух саженях – другая, тёплая соборная ЦЕРКОВЬ во имя Пр. Варлаама Хутынского, с трапезой на погребах. Церковь эта сооружена в 1552 году, а в 1797 году возобновлена; окна разделаны и расположены в симметрию, стены расписаны и между церковью и трапезой вынуты арки, через что сия соединена с оною; кровля сделана железная и выкрашена ярью. При этой церкви к северо-западу находится нынешняя братская ТРАПЕЗА со службами; 3) над южными воротами – КОЛОКОЛЬНЯ, не совсем оконченная, начата строением при Архимандрите Лаврентии; на ней колоколов 17; самый большой 484 пуда и 30 фунтов, вылит при Епископе Досифее в Москве, на заводе 1-й гильдии купца Николая Афанасьевича Самгина; 4) от соборной Преображенской церкви к западу – КОРПУС двухэтажный. В нём в южной половине – Настоятельские и Казначейские КЕЛЬИ со службами внизу; 5) между Настоятельскими и Казначейскими кельями – домовая Преосвященных Викариев ЦЕРКОВЬ во имя св. Феоктиста, Архиепископа Новгородского; 6) в северной половине этого корпуса – Наместнические и братские КЕЛЬИ. Южная часть корпуса сего возобновлена при Епископе Афанасии Волховском, а северная – при Досифее; 7) на южной стороне монастыря от соборной Преображенской церкви – братские двухэтажные КЕЛЬИ и при них погреба и кладовые; 8) от Варлаамиевой церкви к северу – корпус двухэтажный стоит после пожара пустой; 9) Близ корпуса сего – БОЛЬНИЦА, возобновлённая при Епископе Евгении, и при ней – ЦЕРКОВЬ во имя Всех Святых, после пожара обновлена и освящена Преосв. Феофилом, Епископом Старорусским;

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КОРНИЛИЙ († 23.12.1677, тобольский Знаменский монастырь), митр. Сибирский и Тобольский (1664-1677). Происхождение, мирское имя и ранние этапы жизни К. неизвестны. С 1662 г. К. был архимандритом Варлаамиева Хутынского в честь Преображения Господня монастыря в Новгороде ( Строев. Списки иерархов. Стб. 50). После того как 16 февр. 1664 г. Сибирский архиеп. Симеон оставил святительство и удалился в Москву, на Тобольскую кафедру был избран К. 24 июля 1664 г. его хиротонию возглавил патриарший местоблюститель митр. Ростовский Иона (ПСРЛ. Т. 36. С. 161). К. был поставлен во архиепископа Сибирского при 2 живых предшественниках (помимо Симеона до 1666 г. был жив еще один Сибирский архиепископ - свт. Нектарий (Теляшин) , оставивший кафедру по старости в 1640 г.). К. прибыл в Тобольск 23 февр. 1665 г., на 3-й неделе Великого поста, на следующий день состоялось его торжественное введение в Софийский собор и на святительский двор (ПСРЛ. Т. 36. С. 162). Первые годы своего архиерейства К. был в сане архиепископа. На Большом московском Соборе 1666-1667 гг. (в к-ром К. участия не принимал) был поднят вопрос об открытии на территории Сибири 2 новых епархий. В итоге «по богоревностному благочестивейшаго самодержца желанию, благословихом и утвердихом в Тобольске со окрестными грады вместо архиепископии митрополии быти, в Томске граде епископу, и на Лене благословихом епископу же быти» (ДАИ. Т. 5. 102. С. 492). 18 янв. 1668 г. в Тобольск приехал посланник А. В. Богданов с царскими грамотами, по которым К. было велено прибыть в Москву. К. выехал в столицу 26 янв. и был в городе «в субботу Лазареву», т. е. 14 марта (ПСРЛ. Т. 36. С. 163). Дворцовые разряды упоминают о присутствии К. за царским столом и его участии в крестных ходах совместно с патриархами и др. представителями высшего духовенства в марте-июне 1668 г. (Дворцовые разряды. 1852. Стб. 730, 733, 737, 755-756). 25 мая 1668 г. патриархи Макарий Антиохийский и Иоасаф Московский посвятили К. в сан митрополита Сибирского и Тобольского. Ему пожаловали «сак и клобук белый, что и прочим митрополитом... а по степени учинен Сибирской митрополит под Астраханским митрополитом, выше Ростовского» (Там же. Стб. 757; ПСРЛ. Т. 36. С. 163). Т. о., К. занял в духовной иерархии 4-е место после патриарха и митрополитов Новгородского и Казанского. Новых епархий на территории Сибири создано не было. На поставлении помимо патриархов и др. представителей духовенства присутствовал царь Алексей Михайлович с царицей Марией Ильиничной и царевичем Алексеем Алексеевичем. Процедура завершилась трапезой у государя в Столовой палате, где присутствовали лишь патриарх Макарий и К. (ДАИ. Т. 5. С. 127).

http://pravenc.ru/text/2458703.html

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви В октябре исполняется 130 лет со дня рождения Патриарха Алексия (Симанского). Есть люди, судьбы которых, как бы вместив в себя жизнь своего века, помогают лучше понять эпоху, почувствовать пульс времени. Именно таким человеком был и Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий (в миру Сергей Владимирович Симанский). Родившийся при императоре Александре II, 27 октября 1877 г., он почил в эпоху «развитого социализма», 17 апреля 1970 г., в так называемый «застойный период» советской истории. Будущий Первосвятитель родился в Москве, там же окончил лицей, университет и Духовную академию. В первопрестольной началась и его иноческая жизнь, но архиерейская судьба оказалась надолго связанной с Санкт-Петербургом и его окрестностями. В 1913 г., являясь ректором Новгородской семинарии, архимандрит Алексий был поставлен викарием Новгородской епархии с титулом епископа Тихвинского. В 1916 г. он, викарный епископ своего учителя и духовного наставника архиепископа Арсения (Стадницкого), стал и настоятелем Варлаамиевого Хутынского монастыря. В то время владыка почти безвыездно проживал в Новгородской епархии, фактически управляя ею. В декабре 1916 года он сопровождал императрицу Александру Феодоровну в ее последнее путешествие в Новгород. «Молодой епископ Алексей оказался чрезвычайно изящным (лицеист)», - отметила тогда государыня в письме супругу. …Все изменилось буквально через несколько месяцев. В новых условиях владыка оказался лицом к лицу с революционной стихией. Ему пришлось не только управлять епархией (вл. Арсений в 1917 г. был исключительно занят общецерковными делами), но и бороться с клеветой в собственный адрес: революция легализовала антиепископские настроения части верующих и белого духовенства. Не принесли владыке успокоения и последующие годы. Первый арест последовал в январе 1920 г., а в ноябре 1920 г. епископ Алексий был осужден Ревтрибуналом за возбуждение «несознательных элементов к критике и недовольству распоряжением Советской власти». К счастью, он был сразу же амнистирован.

http://old.aquaviva.ru/archive/2007/10/2...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КЕКСГОЛЬМСКОЕ И ЛАДОЖСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Новгородской епархии существовало в 1708-1712 гг. как Ладожское вик-ство, в 1714-1742 гг. как Корельское и Ладожское вик-ство, в 1758-1763 гг. как К. и Л. в. Названо по городам, ныне находящимся в Ленинградской обл.: Кексгольм (до 1617 Корела, в 1918-1948 Кякисальми, с 1948 Приозёрск) и Нов. Ладога. На рубеже XVI и XVII вв. г. Корела являлся резиденцией епископов: Корельская и Орешковская епархия была учреждена при патриархе св. Иове . После передачи Корелы Швеции по Столбовскому миру в 1617 г. епархия прекратила существование, город был переименован в Кексгольм. В 1710 г. рус. войска освободили Кексгольм, но исконное название ему не было возвращено, оно сохранялось в титуле архиерея. В 1716-1723 гг. Корельское вик-ство имело статус полусамостоятельной епархии. В 1714-1723 и 1728-1759 гг. епископы, занимавшие кафедру, являлись настоятелями Юрьева новгородского мон-ря , в 1759-1763 гг.- Варлаамиева Хутынского в честь Преображения Господня мон-ря . В 1707 г. Новгородский и Великолукский митр. Иов († 1716) получил от царя Петра I Алексеевича разрешение иметь в Новгороде викария «ставленников ради». 18 янв. 1708 г. во епископа Ладожского был хиротонисан Иоиль (Вязьмитянин; † 17 июня 1712), архим. новгородского Антония Римлянина в честь Рождества Пресв. Богородицы монастыря . Встречающееся в литературе именование его «епископом Корельским и Ладожским» не соответствует действительности (см.: Фиников В. Новгородская епархия в 1-й пол. XVIII в.//Новгородские ЕВ. 1896. 6. С. 397). После смерти еп. Иоиля митр. Иов неоднократно просил царя отпустить его на покой «или бы ми возблаговолили в помощь посвятити епископа». Разрешение на поставление последовало в кон. 1713 г., из 3 кандидатов был утвержден настоятель Юрьева мон-ря архим. Аарон (Еропкин) с сохранением за ним управления монастырем. Архим. Аарон «наречен бысть Корельский и Ладожский», 24 янв. 1714 г. хиротонисан в Москве.

http://pravenc.ru/text/1684117.html

Пахомий, архиепископ Астраханский и Терский Достоверные биографические данные о преосвященном Пахомии имеются только с 1638 года, когда он был определен архимандритом Новгородского Хутынского Спасо-Варлаамиева монастыря. О более раннем времени жизни Пахомия сохранилось известие, будто до назначения в Новгород он жил в Вологде при местном архиепископе Варлааме. 17 июня 1641 года хиротонисан во епископа Астраханского и Терского с возведением в сан архиепископа. Архиепископ Пахомий после смерти патриарха Иоасафа I был в числе кандидатов на патриаршество. Скончался 31 мая 1655 года во время жестокого морового поветрия, опустошившего край. Архиепископ Пахомий принимал активное участие в жизни своей епархии: защищал ногайских татар от притеснений астраханского воеводы Телятевского, по приказу царя вместе со вторым воеводой Иваном Траханиотовым посадил Телятевского «за приставы» и управлял делами края, пока не прибыл в Астрахань новый воевода Репнин. Своей деятельностью он снискал уважение паствы и иноверцев. Архиепископ Пахомий упоминается в связи с делом самозванца Тимофея Акундинова, который выдавал себя за сына царя Василия Шуйского. Сторонник самозванца Костка Конюховский под пыткой показал, что владыка Пахомий и его дворовые люди хотели помочь Акундинову, «потому что архиепископ ему давно знаком и дружен, с тех пор как были на Вологде вместе». На этот донос не обратили внимания, так как владыка Пахомий сохранил за собой кафедру. Двоюродным братом архиепископа Пахомия был Федор Злобин – известный книжник второй половины XVII века. Архиепископ Пахомий – духовный писатель, известен как составитель «Хронографа». Владыка задумал писать свой труд в 1649 году и в течение года выписывал статьи «на столбцы» из Божественных книг и летописцев. Предполагается, что изложение событий 1619–1650 годов принадлежит самому архиепископу Пахомию. Интересны оценка владыки Пахомия деятельности патриархов Филарета и Иоасафа I и рассказ о смоленском походе боярина Шеина. Труды: Хронограф//Изборник славянских и русских сочинений и статей, внесенных в хронографы русской редакции/Собр. и изд. А. Попов . – М., 1869. – С. 315–321.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Хутынский, Варлаамием, Спасо-Преображенский мужеский 1-го класса, монастырь находится в Новгородском уезде, вниз по течению реки Волхова, на правом ее берегу, в 10 верстах от Новгорода 1036 , к северу от его кремля, по левую сторону прежней большой московской дороги, и занимает лучшее и красивое место из новгородских окрестностей. Основание монастыря совпадает с первоначальным построением Спасо-Преображенского в нем собора. А потому история собора будет вместе историею Хутынского монастыря. По единогласному свидетельству новгородских летописей 1037 , преподобный Варлаам, в мире Алекса Михалевич (Алексей Михайлович), урожденец новгородский 1038 и постриженник, вероятно, Антониева или Лисицкого монастыря 1039 в 1192 году основал на Хутыни 1040 обитель, а вместе с обителью и каменный храм во имя Преображения Господня, на память того небесного света, который здесь осенил его 1041 . Новоустроенный храм сей обогащен от него как церковною утварью 1042 , так и другими вкладами для монастыря 1043 . Преподобный завещал ему села, земли и другие угодья, пожертвованные новг. князем Ярославом 1044 . При освящении созданной церкви 6 августа, св. архиепископ Григорий рукоположил пр. Варлаама во игумена основанной им обители. После же устройства каменной церкви, пр. Варлаам жил не более года; и потому кончину его со всею вероятностию надлежит отнести к 1193 году 1045 . Он погребен был 6 ноября самим архиепископом в построенной им Спасо-Преображенской церкви 1046 . Не смотря на скорую кончину пр. Варлаама, построенный им Преображенский храм в Хутынской обители не оскудевал, но приходил постепенно в большее и большее благолепие и красоту. Этому способствовало особенное уважение к самому пр. Варлааму, прославившемуся еще при жизни чудесами 1047 , и к его преемникам: преподобным Антонию Дымскому 1048 и Ксенофонту 1049 . Самым верным и лучшим залогом богатства Преображенской церкви служили святые мощи преп. Варлаама, положенные в ней и свидетельствованные святителем Евфимием Вяжицким в 1440 году 1050 . К ним прибегали с верою и усердием как прежде, так и после свидетельствования. Но летописи не оставили нам сведений о вкладах и украшениях Спасо-Преображенского храма, равно не оставили сведений о его исправлениях и возобновлениях. Известия сии начинаются с 1462 года, когда в. князь Иоанн Васильевич III, пред покорением Новгорода, был в Хутынском монастыре, входил в его Преображенскую церковь , хотел видеть открытыми мощи пр. Варлаама, но удалился чудесно пораженный изшедшим из гроба пламенем 1051 . С этого времени являются в Хутынский о монастырь разные вклады от в. князей и царей 1052 , а вместе с вкладами и церковные украшения. Но в каком именно виде построен был пр. Варлаамом каменный Преображенский храм, почти неизвестно.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

Об особых симпатиях вел. кн. Василия III к И. свидетельствуют частые поездки правителя в Волоколамский монастырь, выбор в 1530 г. волоцкого старца Кассиана Босого восприемником новорожденного наследника Иоанна, а также обстоятельства смерти и похорон вел. князя. Именно митр. Даниил вопреки возражениям бояр настоял на предсмертном пострижении Василия III. Церемонией погребения руководили старцы Волоколамского мон-ря: «Начаша его наряжати старцы осифовскые, а великого князя стряпчих отослаша» (ПСРЛ. Т. 6. С. 275). В период регентства Елены Васильевны Глинской (дек. 1533 - 3 апр. 1538) митр. Даниил активно поддерживал политику правительства. Митрополит привел к присяге малолетнему Иоанну IV и Елене Глинской братьев Василия III и бояр. По благословению митрополита был предпринят поход на Литву (нояб. 1534), осуществлено строительство Китай-города в Москве. В 1537 г., во время мятежа удельного кн. Андрея Ивановича Старицкого, митр. Даниил поддержал регентшу. После прихода к власти боярской группировки князей Шуйских 2 февр. 1539 г. митр. Даниил был сведен с престола и до кончины жил в Волоколамском мон-ре. Кандидатура на пост митрополита др. выходца из Иосифовой обители - игум. Феодосия , настоятеля Варлаамиева Хутынского в честь Преображения Господня мон-ря , не была поддержана. Во главе Русской Церкви встал постриженик Троице-Сергиева мон-ря свт. Иоасаф (Скрипицын) . При нем был сведен с Коломенской кафедры Вассиан (Топорков) (1542). Наибольшее влияние И. имели в 1542-1563 гг., когда митрополичью кафедру занимал постриженик Пафнутиева Боровского монастыря свт. Макарий, почитавший прп. Иосифа. Митр. Макарий одобрил Житие прп. Иосифа и службу ему и включил в Великие Четьи-Минеи сочинения волоцкого игумена: «Книгу на новгородских еретиков» («Просветитель») и духовную грамоту. 18 июня 1542 г. Новгородским архиепископом был поставлен постриженик Волоколамского мон-ря Феодосий. В 40-х гг. XVI в. бывш. насельники обители становились настоятелями важнейших русских монастырей: в 1542 г. Трифон (Ступишин) был назначен игуменом Пешношского монастыря, в 1543 г. Савва (Чёрный) стал архимандритом Симонова монастыря, игум. Иосифова монастыря Нифонт (Кормилицын) в сане архимандрита возглавил Новоспасский монастырь. 24 февр. 1544 г. Савва (Чёрный) был хиротонисан во епископа Крутицкого, Трифон (Ступишин) занял пост архимандрита Симонова мон-ря. В кон. 1549 г. архим. Нифонт (Кормилицын) сопровождал царя Иоанна IV в походе на Казань, в ближайшее окружение провожавшего царя до Владимира митр. Макария входили Крутицкий еп. Савва (Чёрный) и архим. Симонова мон-ря Трифон (Ступишин) (ПСРЛ. Т. 13. 1-я пол. С. 157, 159). 10 марта 1549 г. Трифон был поставлен епископом в Суздаль, а его преемником в Симоновом монастыре стал брат Алексий (Ступишин). В Полоцком походе 1563 г. царя Иоанна IV сопровождал среди др. лиц волоцкий игум. Леонид (ПСРЛ. Т. 13. С. 347).

http://pravenc.ru/text/673717.html

Феодосий, архиепископ Новгородский (Великоновгородский) и Великолуцкий (Яновский Федор Михайлович) Феодосий родился в шляхетской семье на Смоленщине. По мнению П. Петрова, Феодосий обучался в Московской Заиконоспасской академии, а по мнению историка В. Аскоченского – в Киево-Могилянской академии. Периодом его обучения считаются 80-е годы XVII столетия. Насколько обширно было образование Феодосия, неизвестно; неизвестно также, продолжал ли он образование за границей по примеру своих сверстников. Он не обнаруживал особой учёности, но считался человеком образованным. По словам архиепископа Новгородского Феофана (Прокоповича ; † 1736), Феодосий, любя учёных, предпочитал простых, и от него не осталось ни одного литературного труда. Был рясофорным послушником Московского Симонова монастыря. Неизвестно также, как попал он в Симонов монастырь и по каким побуждениям принял монашество. За клевету на архимандрита Симонова монастыря Варфоломея (это была простая жалоба на суровость Варфоломея) Феодосий попал в число нарушителей монашеской дисциплины и был сослан в оковах в Троице-Сергиев монастырь. Архимандрит Троице Сергиева монастыря Иов (впоследствии митрополит Новгородский; † 1716) принял в нём участие и освободил от оков. В 1697 году архимандрит Иов, получив назначение на Новгородскую кафедру, взял с собой Феодосия. В 1701 году митрополит Иов рукоположил Феодосия в игумены, а в 1704 году назначил его архимандритом Новгородского Спасо-Варлаамиева Хутынского монастыря. Митрополит Иов умел ценить людей образованных, отличавшихся деловыми качествами. Архимандрит Феодосий не проявил себя как писатель, не был он заметен и как проповедник, зато обладал недюжинными способностями как администратор, и потому стал ближайшим помощником Новгородского архиерея. Вскоре он стал известен царю Петру I. Между архимандритом Феодосием и царём установились дружеские отношения. 27 октября 1704 года архимандрит Феодосий, минуя митрополита Иова, писал прямо царю, жалуясь на келаря Венедикта. С этого времени архимандрит Феодосий стал всё больше опираться на высшую государственную власть, игнорируя своего непосредственного духовного руководителя. Особенно это проявилось в 1708 году, когда митрополит Иов послал архимандрита Феодосия в Москву за типографией Симеона Полоцкого . В Москве архимандрит Феодосий встретился с царём и был назначен духовным судьёй в Санкт-Петербург для заведования церковными делами вновь завоёванных городов: Ямбурга, Нарвы, Копорья. Шлиссельбурга. Митрополит Иов был только уведомлен о новом назначении своего архимандрита и должен был благословить его на новое служение. Митрополит Иов дал ему инструкцию относительно его практической деятельности. По-видимому, и митрополит Иов, и царь Пётр I ценили в Феодосии административные таланты, любовь к просвещению. Феодосий был человеком энергичным, обладавшим практическим умом и умевшим приспосабливаться к требованиям времени. Такие люди нужны были Петру I.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

В 1665 г., во время русско-польск. войны (1654-1667), польск. войска разорили и разграбили Н. Б. м., монахи были убиты, игумен взят в плен, где находился ок. года. Для обустройства Н. Б. м. по просьбе игумена царем Алексеем Михайловичем в 1667 и 1677 гг. мон-рю были пожалованы земли. Щедро «жаловал обитель» и царь Феодор Алексеевич . Во время пожара 2 февр. 1673 г. «погорели церкви Святыя Троицы и Пречистыя Богородицы и преподобных чюдотворцев Александра [Свирского] и Никандра» вместе с монастырской казной, иконами, книгами и ризами ( Охотникова. 2007. С. 596-597). После пожара над гробом преподобного поставили часовню, в к-рой насельники служили молебны святому. В 1676 г. настоятель (1676-1680) Соловецкого в честь Преображения Господня мужского монастыря архим. Макарий (постриженик и бывш. игумен Н. Б. м.) обратился к митр. Новгородскому и Великолуцкому Корнилию с челобитной о перенесении мощей прп. Никандра в новую строящуюся каменную церковь. В мае 1677 г. митрополит ответил, что одним из условий переложения мощей является завершение строительства в Н. Б. м. храма (РНБ. Солов. Копии с грамот Соловецкого мон-ря, 127; Охотникова. 2007. С. 605). 29 июня 1687 г. по указу патриарха Московского и всея Руси Иоакима (Савёлова) состоялось освидетельствование обретенных мощей прп. Никандра, в котором приняли участие еп. Тамбовский и Козловский Леонтий, архим. Варлаамиева Хутынского в честь Преображения Господня монастыря Евфимий, игум. Лисицкого в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастыря Герман и ключник новгородского Софийского собора свящ. Никита. Нетленные мощи переложили в новый гроб, помещенный у южной стены собора, покрыв его простой доской; иерархи велели построить над мощами каменную гробницу (см.: Серебрянский. 1908. С. 568; Охотникова. 2007. С. 705-706). Вероятно, к этому времени завершилось строительство каменного Благовещенского собора. В 80-х гг. XVII в. вся пустынь была заново отстроена. В Соборной редакции Жития прп. Никандра дано описание обновленного Н. Б. м.: «…поставлены бысть вместо древяных каменные церкви и притворы над гробом преподобнаго Никандра, иконами, и книгами, и служебными ризами, и сосуды исполнися паче прежняго. И колоколня устроися каменная же, и службы, и кельи построишася». ( Охотникова. 2007. С. 635, 706-707). XVIII - нач. XX в.

http://pravenc.ru/text/2565290.html

1035 Ист. Росс. Иерарх. ч. V, стр. 519. Кроме церкви, была деревянная колокольня, построенная в 1750 году и монастырские келлии. А в описи 1744 года значится на церкви «глава чешуйчатая крашена вохрою, крест деревянный, обит железом белым». 1036 В Новг. III лет. под 7119 год. на стр. 266 расстояние сие, вероятно, по старинному протяжению верст показано не в 10, а в 7 верст. 1037 Новг. I, II, III и IV лет. под 6700 год. Именно, в 1 Новг. летописи на стр. 20 сказано: «в тоже лето (1192) постави церковь в низу на Хутине Варлам цьрнець, а мирскым именьм Алекса Михалевиць, в имя святого Спаса Преображения, и святи ю владыка архепископ Гаврила на праздьник, и нарече монастырь». Но сколь долго жил пр. Варлаам на Хутыни до построения церкви, не известно. 1038 Место рождения и первоначального жительства пр. Варлаама, по общему преданию, было в Новгороде на Софийской стороне, в прежнем Неревском конце, у земляного вала, где стоит теперь часовня, названная в честь родившегося тут Варлаамиевою и принадлежащая ныне к Николо-Кочановской церкви, близь которой она находится. В подтверждение этого предания указываем на грамоту, данную в 1655 году патриархом Никоном на имя Ивана Андреевича Голицына и хранящуюся, в списке, в ризнице Хутынского монастыря. В грамоте, между прочим, сказано: «били нам челом Спасо-Хутыня монастыря архимандрит Евфимей с братиею: – в прошлом де во 153 (1645) году поставили они часовню на Дослане улице на месте, где преж сего стоял каменной крест, а изстари на том месте жил чудотворец Варламий». По новг. древним синодикам, где записан род пр. Варлаама, родители его были: Михаил и Анна. 1039 В рукоп. житиях пр. Варлаама сказано только то, что он пострижен наставником Порфирием, но место пострижения не определяется. В путешествии по св. Русск. местам, 1846 г. ч. II стр. 339, представлено мнение о пострижении пр. Варлаама в Антониеве монастыре. Но вероятнее, кажется, предположить место пострижения его в Лисицком монастыре: 1). потому что в этом монастыре считаются погребенными родители преподобного, 2) потому, что в нем с 1410 года упоминается уже церковь во имя пр.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010