Другая часовня деревянная, известная под именем Варлаамиевской, находится на северо-запад, на том месте, где, по преданию, жили родители пр. Варлаама. Предание это оправдывается частию тем, что земля, окружающая часовню и состоящая ныне в военном ведомстве, принадлежала прежде новг. Варлаамиевскому монастырю, а особенно словами грамоты патриарха Никона , данной в 1655 году, по челобитью Хутынского архимандрита Евфимия с братиею. Здесь сказано: «в прошлом-де во 153 (1645) году поставили они (архимандрит с братиею) часовню на Дослане улице на месте, где преж сего стоял каменной крест; а изстари на том месте жил чудотворец Варлаамий» 522 . В настоящее время часовня не древняя, одноглавая, осмиугольная, с столбиками, устроена около 1820 года, а в 1845 году возобновлена. В эту часовню каждогодно, в понедельник на пасхе совершается крестный ход из Николо-Качановской церкви, издревле бывший из Димитриевской, что в Кожевниках, до самого ее упразднения. Подле часовни находится колодезь, выкопанный, по преданию, родителями преп. Варлаама. 12. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в десятинском женском монастыре Местоположение Десятинского монастыря и его основание. Краткая история его и построенной в нем церкви. Устройство церкви в настоящем ее виде. Десятинский женский, 2-го класса, монастырь находится в Новгороде на Софийской стороне в Неревском, а в последствии Людине или Гончарском конце, между Прусскою и Добрыниной улицами 523 , близ вала против того места, где Суздальцы в 1169 году отражены были от Новгорода силою чудотворной иконы Знамения Божией Матери 524 . Наименование свое получил он, вероятно от построения его на ту сумму, которая собиралась с монастырей и церквей для Софийского дома десятинниками и называлась десятиною 525 , или же на те пошлинные деньги т. е. десятины, кои собирались со всех вотчин в казну государеву и народную во времена новгородской республики, или потому, что ему определена на содержание известная часть из оных десятинных денег. Наконец монастырь мог назваться Десятинским от принадлежности самого места, на котором находится он, к бывшим княжеским имениям, что также называли десятиной.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

Т. 30. С. 190). 24 янв. 1563 г., после крупнейшего успеха русской армии в ходе войны - взятия Полоцка, у гробницы Н. архиеп. Новгородским Пименом был совершен торжественный молебен; в написанном тогда же послании к царю Пимен призывал «молитву и покров», наряду с проч. святителями также поминал «новоявленного чюдотворца епискупа Никиты»; царю была послана вода, освященная у его мощей (Там же. Т. 13. С. 352-353; АИ. Т. 1. 302. С. 555-551). М. В. Печников В статье 7066 (1557-1558) г. Н2Л читается сообщение, что Маркелл (Безбородый?) , бывш. игум. Варлаамиева Хутынского в честь Преображения Господня монастыря , проживавший на покое в Антония Римлянина в честь Рождества Пресв. Богородицы мон-ре, «сотвори... Житие Никите, епископу новгородцкому, и канун» (ПСРЛ. Т. 43. С. 183). В рукописях XVI-XVIII вв. встречается 2 канона Н., но списков Жития Н., где было бы указано имя Маркелла как автора, нет. Исследователи атрибутируют ему текст «Слова похвального на память… Никиты, епископа новгородского» на том основании, что в нем ничего не говорится об открытии мощей. В небольшом по объему «Слове похвальном...» Маркелл кратко пересказывает патериковое «Сказание о Никите затворнике»; сообщая о поставлении Н. епископом в Новгород, Маркелл дает обобщенную характеристику его деятельности, пишет о 2 чудесах святого (спасении от засухи и от пожара), повествует о его преставлении и погребении в приделе Иоакима и Анны Софийского собора. В рукописях «Слово похвальное...» очень часто переписывается вместе с патериковым «Сказанием...»; возможно, изначально предполагалось, что 2 произведения будут переписываться вместе и дополнять друг друга (поэтому Маркелл схематично описывает Киево-Печерский период жизни Н.). Открытие мощей Н. 30 апр. 1558 г. нашло отражение в неск. памятниках. Возможно, одним из первых было написано «Послание об обретении мощей Никиты епископа» ( Никольский. 1905; Макарий (Миролюбов). 2003). А. Ф. Малов датирует послание июнем-июлем 1558 г. и считает его автором софийского священника, а адресатом - игум.

http://pravenc.ru/text/2565346.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПАХОМИЙ (Борзунов) (? - 31 мая 1655, Астрахань), архиеп. Астраханский и Терский (1641-1655), составитель Хронографа. Мирское имя неизвестно. Происходил из рода вологодских служилых людей Борзуновых, родной брат сына боярского Федота Кузьмича Борзунова - наместника в Усть-Выми (не позднее 1646-1652) архиеп. Вологодского свт. Маркелла (Новикова. 2016. С. 62-65). Двоюродный брат рус. книжника 2-й пол. XVII в. Ф. И. Злобина. Молодые годы П., по косвенным сведениям, прошли при Софийском доме в Вологде (Там же. С. 67). Не позднее авг. 1635 г. (возможно, с 1-й пол. 30-х гг. XVII в.) стал игуменом Стефанова Николаевского Озерского Комельского мон-ря в окрестностях Вологды (ныне урочище Прибой на Никольском оз. в Грязовецком р-не Вологодской обл.) (Там же. С. 66). 20 мая 1638 г. возведен в сан архимандрита Варлаамиева Хутынского в честь Преображения Господня муж. мон-ря на место архим. Рафаила, занявшего Астраханскую кафедру. 17 июня 1641 г. ( Устинова И. А. Делопроизводственные док-ты патриарших приказов 1-й пол. XVII в.: Расходная книга 1640/41 г.//ВЦИ. 2013. 1/2(29/30). C. 79, 80) хиротонисан во епископа Астраханского и Терского с возведением в сан архиепископа. В 1642 г. царь Михаил Феодорович лично внес кандидатуру П. в список претендентов на выборах патриарха Московского и всея Руси (по результатам выборов новым патриархом стал архимандрит московского Симонова монастыря Иосиф ). В 1642-1643 гг. участвовал в конфликте между администрацией Астрахани и ногайской знатью. Первый воевода Астрахани, стольник кн. Ф. А. Телятевский, действуя самовольно, без совета со 2-м воеводой И. Н. Траханиотовым и дьяком Сурьянином (Ксенофонтом) И. Таракановым (Торокановым), заключил в тюрьму в Астрахани неск. предводителей ногайцев и фактически способствовал тому, что часть степняков перекочевала в Калмыцкое и Крымское ханства. П., сообщив в апр. 1643 г. в Москву о злоупотреблениях кн. Телятевского и получив соответствующие инструкции, посадил 1-го воеводу «за приставы» и до прибытия в нояб. того же года нового 1-го воеводы боярина кн. Б. А. Репнина совместно с Траханиотовым деятельно управлял краем.

http://pravenc.ru/text/2579846.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Смоленский кремль с Успенском собором. Гравюра. Кон. XVIII в. (Сопковский (Собковский) Павел Васильевич (Иванович?); 6.12.1717 г., с. Мотовиловка близ Киева - 7.03.1795 г., Смоленск), еп. Смоленский и Дорогобужский. В 1728-1743 гг. обучался в Киево-Могилянской ДА (однокурсником был буд. свт. Георгий (Конисский) , архиеп. Могилёвский). В списке учеников риторики за 1736/37 г. Сопковский упомянут ближе к концу как «сын мужичий, учения мерного», в доношении архиеп. Рафаила (Заборовского) от 21 февр. 1738 г. уже указан 1-м в списке (67 учеников), а в ведомости 9 дек. 1739 г. отмечен среди учеников «школы философии» ( Петров. 1904. С. 43, 109). По окончании академии, в 1744 г., архиеп. Амвросием (Юшкевичем) был вызван в Новгородскую ДС и 18 нояб. того же года указом Синода назначен учителем синтаксимы, а затем риторики. 24 июня 1749 г. пострижен в монашество, 6 дек. того же года архиеп. Стефаном (Калиновским) рукоположен во диакона, 23 дек.- во иерея и в 1750 г. назначен префектом семинарии, с сент. 1754 г. преподавал в ней философию. В течение 6 лет «толковал катихизис» в Софийском соборе. Весной 1755 г. «ведал» Новгородской ДС во время отпуска и болезни ректора архим. Иоасафа (Миткевича) . 18 февр. 1756 г. П. возведен в сан архимандрита Антония Римлянина в честь Рождества Пресвятой Богородицы мужского монастыря и назначен ректором, 23 апр. 1758 г. перемещен в Варлаамиев Хутынский в честь Преображения Господня монастырь , с оставлением в должности ректора. Одним из его любимых учеников был Т. С. Соколов (буд. свт. Тихон ). 10 апр. 1758 г. в семинарском храме Антониева мон-ря П. совершил иноческий постриг Соколова с наречением имени в честь свт. Тихона , епископа Амафунтского. Иером. Платон (Левшин) , посетивший в 1759 г. Новгород, познакомился с ректором, впосл. состоял с ним в переписке и вспоминал о П. как о «муже благочестивом, добродетельном» ( Снегирёв. 1891. С. 116). По желанию имп. Елизаветы Петровны указом Синода от 1 окт. 1759 г. П. был определен епископом Кексгольмским и Ладожским, викарием митрополита Новгородского Димитрия (Сеченова) с оставлением в должности настоятеля Хутынской обители. 6 нояб. 1759 г. в Петропавловском соборе С.-Петербурга состоялась его хиротония. 7 марта 1761 г. П. получил назначение на самостоятельную Смоленскую кафедру, «яко весьма к тому способный и достойный». Епископом Кексгольмским по предложению П. утвержден свт. Тихон (Соколов).

http://pravenc.ru/text/2579087.html

Незначительное присутствие лиц армяно-григорианского исповедания фиксировалось в Новгородской губ. с 60-х гг. XIX в. Их численность редко превышала 10 чел., исключением стал 1887 г. (98 чел., из них 94 в Новгородском у.), в 1897 г. их было 8 чел., в 1901 г.- 11, в 1913 г.- 9 чел. В разные годы их присутствие отмечалось в Новгороде, Ст. Руссе, Тихвине, Кириллове, Новгородском, Старорусском, Тихвинском, Боровичском, Валдайском, Демянском, Устюженском уездах. По причине малочисленности верующих организованные армяно-григорианские общины в регионе отсутствовали. 26 апр. 2012 г. по инициативе новгородской арм. общины (создана в 1995) была зарегистрирована религ. организация Новонахичеванской и Российской (с 2013 Российской и Новонахичеванской) епархии ААЦ церковь «Аменапркич» («Христа Спасителя») г. Вел. Новгорода. 13 дек. 2015 г. в притворе Преображенского собора Варлаамиева Хутынского в честь Преображения Господня женского монастыря состоялось торжественное открытие хачкара - армянского памятного каменного креста, освящение к-рого провел викарий архиепископа Российского и Новонахичеванского Езраса (Нерсисяна) по С.-Петербургу и Северо-Западному региону иером. Погос (Варданян) с др. представителями ААЦ. Протестантские церкви, деноминации и секты Появление лютеранства в регионе связано с торговыми контактами Новгорода со странами Сев. Европы (особенно со Швецией), в которых в XVI в. стал распространяться протестантизм. В XVII - нач. XVIII в. в Новгороде действовал Шведский гостиный двор; также в городе вели торговлю немецкие, английские, датские купцы. В XVIII - нач. XIX в. численность протестантов в Новгородской губ. была минимальной. Баптистская церковь Христа в Вел. Новгороде. 1994–2000 гг. Фотография. 10-е гг. XXI в. Баптистская церковь Христа в Вел. Новгороде. 1994–2000 гг. Фотография. 10-е гг. XXI в. По сведениям из ежегодных отчетов новгородского губернатора, в 20-х гг. XIX в. в Новгородской губ. лютеран насчитывалось 71-87 чел., в 1845 г.- 325, в 1848 г.- 365, в 1850 г.- 311 чел. В 1821, 1835-1836 гг. в Новгородскую губ. переселилось 93 семьи нем. колонистов из С.-Петербургской губ., для к-рых были созданы Гореловская, Николаевская и Александровская колонии. К 1858 г. численность нем. колонистов достигла 1217 чел. В 1-й пол. XIX в. лютеране проживали в основном на землях военных поселений, а также в нем. колониях Новгородского у. Лютеранами были некоторые губернаторы Новгородской губ., в т. ч. А. У. Денфер (1826-1834), барон Х. Х. фон дер Ховен (1846-1848), Э. В. Лерхе (1864-1882), гр. О. Л. Медем (1896-1907).

http://pravenc.ru/text/2577771.html

Восстановленное Новгородским архиеп. Димитрием (Сеченовым ; с 1762 митрополит) в 1758 г. Кексгольмское и Ладожское вик-ство с местопребыванием викария в Варлаамиевом Хутынском мон-ре под Новгородом прекратило существование в 1764 г. в связи с передачей городов Кексгольм и Нов. Ладога из Новгородской епархии в С.-Петербургскую. Вместо него на основании пункта 4 манифеста имп. Екатерины II Алексеевны «О подведомстве всех Архиерейских и монастырских крестьян Коллегии Экономии, и штатов по духовной части» от 26 февр. 1764 г. было учреждено О. и К. в.: «Для вспоможения в Новогородской Епархии оставили по прежнему Викарием одного Епископа, которому жительство определили в Олонце». На содержание Олонецкого архиерейского дома отпускалось 4030 р. 80 к. в год. В 1764 г. викарная Олонецкая епархия включала 3 города - Олонец, Каргополь и Устюжну. За время ее существования были учреждены новые уездные города: Вытегра (1773), Петрозаводск (1777), Онега (1780), Повенец (1782), Лодейное Поле, Пудож и Кемь (1785) в Олонецкой провинции, а также Весьегонск (1776) в Тверском наместничестве. Церковь свт. Николая Чудотворца (Рождества Пресв. Богородицы) в дер. Бережная Дуброва. 1678 г. Фотография. 1900 г. Фото: В. В. Суслов Церковь свт. Николая Чудотворца (Рождества Пресв. Богородицы) в дер. Бережная Дуброва. 1678 г. Фотография. 1900 г. Фото: В. В. Суслов 28 апр. 1764 г. митр. Димитрий представил Синоду кандидатом в викарии келаря Троице-Сергиевой лавры иером. Антония (Ферапонтова) из числа выпускников Новгородской ДС 1754 г. (1-й выпуск). Однако доклад, содержавший одного кандидата в сане иеромонаха, имп. Екатериной II утвержден не был. В новом варианте доклада указывался 2-й кандидат, настоятель Хутынского монастыря архим. Иоанн (Никитин; 1721 - 13 окт. 1799). Высочайшее повеление архим. Иоанну быть епископом Олонецким и Каргопольским последовало 18 июня 1764 г.; хиротония была совершена 15 июля в Петропавловском соборе С.-Петербурга. Особым указом Синод потребовал от Коллегии экономии, чтобы в 1764 г.

http://pravenc.ru/text/2578349.html

И под годом 1423: «совершена церковь каменная в Павлове монастыре». В 1615 году были в нём ЦЕРКВИ каменные: 1) во имя св. Павла Исповедника с двумя приделами: а) во имя св. Симеона и б) во имя св. Константина и 2) на Павлове во имя Воскресения Христова с приделом. После того не упоминается о нём ни в каких записках. Наконец в 1788 году церковь разобрана до основания на возобновление Новгородского Кириллова монастыря, а иконостас, утварь и всё церковное имущество отдано в упразднённый Леохнов монастырь. Варлаамиевский Николаевский монастырь Мужской, вовсе упразднённый. Находился близ Великого Новгорода и в 1692 году приписан был к Новгородскому Архиерейскому дому, а после того вскоре упразднён. Варлаамиевский монастырь Мужской, упразднённый. Находился в Новгородской Епархии в Старорусском уезде. В нём была церковь во имя Пр. Варлаамия Хутынского; но в нашествие Литовцев на Россию разорён. Ныне на месте монастыря сего стоит село Строилово с церковью во имя св. Параскевы от Новгорода в 155, а от Старой Руссы в 95 вёрстах. Варлаамеев Хутынский монастырь См. Хутынский Варлаамиев. Вармонская Николаевская пустынь Мужская, упразднённая. Находилась в Рыльском уезде и состояла до 1743 года в Синодальной области, а потом упразднена. Варнавина пустынь Мужская, упразднённая. Находилась в Костромской Епархии в Галицком уезде, на правом берегу реки Ветлуги, впадающей в Волгу, на возвышенном месте расстоянием от Санкт-Петербурга в 1132, от Москвы в 666, а от Костромы в 387 вёрстах. ЦЕРКОВЬ СОБОРНАЯ в оной была во имя св. Апостола Варнавы, почему и пустынь именовалась Варнавиной, а прочие строения все деревянные. До учреждения Духовных Штатов было за пустыней сей 112 душ крестьян, составлявших подмонастырскую слободу. В 1764 году при сочинении Штатов оставлена на своём содержании, а потом вскоре обращена в приходскую церковь . Наконец в 1775 году при новом учреждении Губерний и городов подмонастырная слобода обращена в уездный Костромской Губернии город; а церковь – в соборную, по которой новоучреждённый город назван Варнавиным.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Парфений, епископ Смоленский и Дорогобужский (Сопковский) Родился в 1717 году в городе Киеве. Обучался в Киевской духовной академии. В 1744 году вызван в Новгородскую духовную семинарию и назначен преподавателем в ней. С 1750 года – префект Новгородской духовной семинарии. 18 февраля 1756 года возведен в сан архимандрита Антониева монастыря и определен ректором Новгородской духовной семинарии. 23 апреля 1758 года перемещен в Хутынский Спасо-Варлаамиев монастырь с оставлением в должности ректора духовной семинарии. 6 ноября 1759 года хиротонисан во епископа Кексгольмского и Ладожского, викария Новгородской епархии, с оставлением в должности настоятеля Хутынского монастыря. 7 марта 1761 года назначен епископом Смоленским и Дорогобужским. Скончался 7 марта 1795 года. Погребен в Успенском соборе, у западных дверей. Епископ Парфений отличался особенной любовью к храмоздательству. Почти все смоленские храмы построены в его управление, в частности, Одигитриевский, Крестовоздвиженский, Богоявленский собор и другие. Он устроил каменный архиерейский дом и церкви в загородных домах. Преосвященный Парфений заботился о проповедании слова Божия и сам усердно проповедовал. По просьбе святителя Георгия (Конисского , † 1795; память в 3-ю Неделю по Пятидесятнице в Соборе Белорусских святых) епископом Парфением была написана «Книга о должностях пресвитеров приходских» (1776), служившая руководством и учебником для семинарий. Будучи учебным пособием, книга содержала в то же время и практические указания по различным вопросам права. Будучи утверждена к печати Святейшим Синодом, книга нашла широкое распространение по всей России и сохраняла свое значение вплоть до издания Устава духовных консисторий в 1841 году. Книга неоднократно переиздавалась. Отличался простотой и искренним участием к нуждам человеческим. Друг страждущих и обидимых. Был смиренный, незлобивый, благожелательный ко всем. Много трудился в деле обращения ушедших из Православия, ополяченных жителей Западной Руси через посредство духовной семинарии, в которую принимались и дворяне.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Происхождение старшего пергаменного списка Троиц. 15 большинством исследователей, согласных с Г. И. Вздорновым, связывается с Тверью; А. А. Зализняк определяет акцентологические особенности рукописи как характерные для земель, расположенных юго-западнее Твери, в районе Ржева - Торопца - Смоленска - Мосальска. Рукопись открывается миниатюрой, изображающей судию на престоле. Исследователи видят в данном изображении библейского царя Соломона (Вздорнов) или царя Давида (А. В. Сиренов) и проводят сопоставление соответственно с миниатюрой в Тверском списке Хроники Георгия Амартола и с рельефом на Димитриевском соборе во Владимире-на-Клязьме. Более поздние списки не имеют миниатюры, хотя во всех, кроме МДА. 187, оставлено для нее место. Троиц. 15 представляет собой, по предположению Милова, пример кодекса, использовавшегося для обучения письму: в его создании участвовали 2 или 3 профессиональных писца и не менее 6 учеников, на долю к-рых приходилось от неск. строк до неск. листов текста. Из сохранившихся рукописей только МДА. 187 представляет собой выписки из старшего списка Троиц. 15, прибавленные к Мазуринской редакции Кормчей книги дьяком И. Курицыным (Е. В. Белякова). Позднее рукопись принадлежала митрополиту всея Руси свт. Иоасафу (Скрипицыну) , а в 1609 г., во время осады Троице-Сергиева монастыря польско-литовским войском, находилась в монастырской казне. Остальные списки «М. П.» не восходят напрямую к Троиц. 15. История их создания или бытования в XVI в. тесно связана с деятельностью Московских митрополитов. Рукопись Син. 525 в 1-й пол. XVI в. находилась в митрополичьей б-ке, о чем свидетельствуют оставленные на ней пометы. Рукопись 1586/87 г. Син. 524 была переписана в Москве по повелению митр. Дионисия ; в 10-х гг. XVII в. она уже находилась в новгородском Варлаамиевом Хутынском в честь Преображения Господня монастыре , а в 1660/61 г. была вложена патриархом Никоном в Новоиерусалимский в честь Воскресения Христова мужской монастырь . Происхождение рукописи Кир.-Бел. 145/1222 - сборника, соединяющего Диоптру и «М. П.», вероятно, также связано с Москвой. В посл. четв. XVI в. рукопись принадлежала Иоасафу Луженому, головщику московского Чудова в честь Чуда архангела Михаила в Хонех монастыря , похороненному в Кирилловом Белозерском в честь Успения Пресвятой Богородицы мужском монастыре . Очевидно, он и привез туда список «М. П.». В связи с отсутствием в этом списке «Наказания» Симеона Тверского ( 1289) Милов предположил, что он отражает первоначальный вид «М. П.» в отличие от иных списков, дополненных «Наказанием» и относящихся к более поздним. Однако повторение в Кир.-Бел. 145/1222 особенностей поздних списков наводит на мысль, что «Наказание» было пропущено при переписке; очевидно, для решения этого вопроса необходимо текстологическое сопоставление всех списков «М. П.».

http://pravenc.ru/text/2563002.html

20 июля 1990 г. синодальным постановлением Л. был назначен епископом возобновленной Новгородской и Старорусской епархии. 25 февр. 1995 г. возведен в сан архиепископа. Ко времени прибытия Л. в Новгородскую епархию в ней насчитывалось 38 приходов и Вяжищский во имя свт. Николая Чудотворца монастырь , к-рый незадолго до того был передан Церкви. Новый архиерей столкнулся с нехваткой духовенства и тяжелым материальным положением епархии. Лев (Церпицкий), митр. Новгородский и Старорусский. Фотография. 2014 г. Лев (Церпицкий), митр. Новгородский и Старорусский. Фотография. 2014 г. По ходатайству Л. летом 1991 г. новгородский облсовет передал в постоянное безвозмездное пользование Церкви Софии Св. собор в Новгороде Великом, Юрьев новгородский муж. мон-рь с Перынским скитом, руины Варлаамиева Хутынского в честь Преображения Господня монастыря, Валдайский Святоозерский в честь Иверской иконы Божией Матери муж. мон-рь , а также чудотворную икону Божией Матери «Знамение». 16 авг. освящение Софийского собора возглавил патриарх Алексий II. В том же году по инициативе Л. был организован Консультационный совет при Софийском соборе, состоящий из специалистов в области архитектуры, реставрации, живописи. При соборе на базе церковно-археологического кабинета проводятся практические занятия студентов, осуществляются археологические и архитектурные исследования. В епархии существует должность искусствоведа - хранителя Софийского собора. С 11 июля 1997 г. Л. состоит членом Президиума Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры . В 1992 г. по благословению Л. был учрежден Арсениевский комитет, названный в честь митр. Арсения (Стадницкого) . Его председателем является новгородский архиерей. Задача комитета заключается в осмыслении совр. проблем, стоящих перед Церковью и обществом, с учетом опыта государственно-церковных отношений прошлого столетия. В работе комитета участвуют историки и богословы из разных городов России, духовенство Новгородской епархии, студенты. С 1992 г.

http://pravenc.ru/text/2463247.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010