В 1740 году старанием нового епископа Новгородского Амвросия (Юшкевича; † 1745) Духовная славянская школа была преобразована в Духовную семинарию. Из всего тысячного состава учащихся Духовной школы Тимофей, как один из способнейших к наукам, был переведён во вновь открытую семинарию и принят на казённое содержание. С этого времени он стал получать бесплатно хлеб и кипяток. «Бывало, как получу хлеб, – говорит он, – половину оставлю для себя, а другую продам и куплю свечу, с ней сяду за печку и читаю книжку. Товарищи мои, богатых отцов дети, найдут отопки лаптей моих и начнут смеяться надо мною и лаптями махать на меня, говоря: Величаем тя, святителю!». Обучался Тимофей в семинарии почти 14 лет: два года – грамматике и по четыре года – риторике, философии и богословию. Длительный период обучения связан с тем, что в недавно открытой семинарии был недостаток учителей. В 1754 году, по окончании семинарии, Тимофей получил кафедру риторики, одновременно преподавал греческий язык и богословие. 10 апреля 1758 года архимандритом Новгородского Антониева монастыря Парфением (Сопковским; † 1795; впоследствии епископ Смоленский и Дорогобужский) Тимофей был пострижен в монашество с именем Тихон и назначен преподавателем философии в Новгородской семинарии. 18 января 1759 года определён префектом Новгородской духовной семинарии и по просьбе Тверского епископа Афанасия (Вольховского; † 1776) назначен архимандритом Тверского Желтикова Успенского монастыря. В том же году переведён архимандритом Тверского Успенского Отроча монастыря с назначением ректором Тверской духовной семинарии, учителем богословия и присутствующим в духовной консистории. Затем управлял Новгородским Хутынским Спасо-Варлаамиевым монастырём. 13 мая 1761 года в Санкт-Петербургском Петропавловском соборе хиротонисан во епископа Кексгольмского и Ладожского, викария Новгородской епархии, с назначением управляющим Хутынским монастырем. По поводу хиротонии архимандрита Тихона во епископа интересен следующий факт. Когда потребовалось назначить викария в Новгородскую епархию, архиепископ Новгородский Димитрий (Сеченов; † 1767) предложил семь кандидатов.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Исправленные труды по благословению Синода (29 марта 1756) были изданы в Киеве. После кончины Новгородского архиеп. Стефана (Калиновского) с 1753 г. И. продолжил его начинания, в частности организовал обучение семинаристов партесному пению и евр. языку. Учителем философии и евр. языка И. назначил выпускника Новгородской ДС Стефана Лагова (Лаговского; впосл. архиеп. Рязанский Симон ). Во время отпуска И. (март-апр. 1755) обязанности ректора исполнял префект семинарии иером. Парфений. В февр. 1756 г. И. был уволен от ректорской должности и назначен настоятелем Варлаамиева Хутынского монастыря . При И. в февр. 1758 г. из С.-Петербурга в обитель был перевезен изготовленный в столице новый колокол, стены Преображенского собора украшались лепниной в стиле барокко, началось возведение каменной колокольни (заложен фундамент). Мн. намерения (в т. ч. устройство сени над гробом прп. Варлаама Хутынского, возобновление храма во имя свт. Николая Чудотворца в приписном Ксенофонтовом мон-ре) И. не успел осуществить. Летом 1755 г. И. был представлен кандидатом на вакантную Тобольскую кафедру; 17 апр. 1758 г. назначен, 21 апр. наречен и 26 апр. того же года хиротонисан во епископа Белгородского и Обоянского. По словам К. Я. Здравомыслова , И. «в недолгое свое правление заботился о возвышении умственного и нравственного уровня духовенства, заставляя наставлять народ в правилах веры и нравственности». Вступив в управление епархией, И. с горечью отмечал, что «многие священники и диаконы не только писать, но и читать не умеют». Циркуляром от 17 дек. 1758 г. епископ предписал всем главам духовных правлений предоставить сведения о малограмотных клириках, к-рых вызвал на личное освидетельствование. Невежественных и «неспособных к научению» И. отрешал от прихода или лишал сана. Так, в мае 1760 г., проведя беседу с вдовым клириком Введенской ц. с. Пойминова Курского у., И. решил отстранить его от священнослужения и постричь в монашество, поскольку он, «не токмо в книжном чтении явился неискусен, но и на вопрос...

http://pravenc.ru/text/578098.html

Колокол из Боровского Пафнутьева мон-ря. 1487–1488 гг. Мастер Федько-пушечник (ГМЗК) Колокол из Боровского Пафнутьева мон-ря. 1487–1488 гг. Мастер Федько-пушечник (ГМЗК) Следующим великокняжеским благовестником стал К. весом 1 тыс. пудов, отлитый по заказу Василия III в 1533 г. мастером Николаем Немчиным. В отличие от предыдущего, висевшего в зап. проеме нижнего яруса звона (т. е. пространства между столбами звонницы) церкви-колокольни прп. Иоанна Лествичника в Московском Кремле, для этого К. в центре Соборной пл. была построена отдельная колокольня. Вскоре после венчания на царство Иоанна IV Грозного в 1550 г. был изготовлен его новый именной благовестник - самый большой в то время К. в Европе, весивший 2200 пудов. Возможно, его отлил Кашпир Ганусов, литейщик немецкого происхождения, работавший на московском Пушечном дворе. Этот К. разбился при нашествии на Москву крымского хана Девлет-Гирея в 1571 г. и был перелит только в 1600 г. знаменитым рус. мастером Андреем Чоховым . В XVI в. устойчивое колокольное производство существовало на землях Сев.-Зап. Руси. Крупным центром литья К. с 20-х гг. XVI в. был Псков, где функционировало неск. ремесленных мастерских, в которых наряду с другими предметами церковного обихода отливали К. весом до 500 пудов. Самое раннее сообщение о литье К. в Пскове датируется 1520 г., когда братья Михаил (в 20-х гг. XVI в. он был священником), Максим и Онуфрий Андреевы отлили 2 благовестника (100 и 200 пудов) для псковского Мирожского в честь Преображения Господня мужского монастыря . От 20-х гг. XVI в. известны К. Михаила и Максима Андреевых, отлитые для ц. прп. Варлаама Хутынского на Званице на Запсковье и для псковского Снетогорского в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастыря , от 30-х гг. XVI в.- для псковских церквей свт. Василия Великого на Горке, бессребреников Космы и Дамиана на Запсковье, для Мирожского мон-ря, Варлаамиева Хутынского в честь Преображения Господня монастыря и Кириллова Белозерского в честь Успения Пресвятой Богородицы мужского монастыря . В кон. 40-х - 60-х гг. XVI в. в Пскове работали сыновья Михаила Андреева Матфей и Кузьма. Известны их К. для Софии Святой собора в Новгороде Великом и Троицкого собора в Пскове, ц. Богоявления на Запсковье, Кириллова Белозерского мон-ря и Соловецкого в честь Преображения Господня мужского монастыря .

http://pravenc.ru/text/1841774.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДОСИФЕЙ (Тутолмин; † ок. 1530?), строитель в Варлаамиевом Хутынском в честь Преображения Господня муж. мон-ре . Из боярского рода землевладельцев в Переславль-Залесском и Белозерском у., помещиков в Обонежской пятине Новгородской земли, связанных в кон. XV - нач. XVI в. с митрополичьим домом. Родственником Д. был Игнатий (Тутолмин), в 70-80-х гг. XV в. живший последовательно в Троице-Сергиевом , Кирилловом Белозерском в честь Успения Пресв. Богородицы и Ферапонтовом Мартиниановом Белозерском в честь Рождества Пресв. Богородицы мон-рях. Сведения о Д. содержатся во 2-м варианте Распространенной редакции Жития прп. Варлаама Хутынского , составленном в сер.- 2-й пол. XVI в. Рассказы о Д. (чудеса 18 и 22) помещены среди повествований о чудесах, происшедших в мон-ре по молитвам к прп. Варлааму Хутынскому во время управления обителью выходцами из Москвы; все эти повествования имеют антимосковскую направленность. Вел. кн. Василий III Иоаннович назначил Д. в Хутынский мон-рь строителем «в место... игумена», по всей видимости, между 1524 и 1526 гг. (до 1524 мон-рем управлял Никифор; назначение Д. состоялось в отсутствие в Новгороде архиепископа, т. е. ранее 4 марта 1526, когда Новгородским архиереем стал свт. Макарий ). Д. был одним из мн. духовных лиц, посланных вел. князем из Москвы в мон-ри Новгородской епархии. (Прежде Д. Хутынским мон-рем с 1508 управляли также клирики, присланные из столицы: Сергий (1508-1516), Никифор (1517-1524). Житие прп. Варлаама содержит рассказ о явлении вел. кн. Василию III во сне прп. Варлаама, попросившего о присылке в неск. новгородских мон-рей достойных настоятелей.) Возможно, к 1531 г. Д. скончался, поскольку 21 нояб. этого года, также по повелению вел. князя, в Хутынский мон-рь игуменом был поставлен Феодосий , инок Иосифова Волоколамского в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ря , в 1542 г. хиротонисанный во архиепископа Новгородского. Посылая в Вел. Новгород Д. и др. клириков, вел. князь стремился установить контроль над местной церковной жизнью, что вызывало неприятие новгородцев, отразившееся в ряде произведений, в т. ч. во 2-м варианте Распространенной редакции Жития прп. Варлаама Хутынского, вобравшей мн. новгородские предания. В 18-м чуде «О житници, наченьшей скудети» повествуется о том, что Д. во время голода в Новгородской земле отказался давать «нищим хлеба милостыня, ни кормити их в трапезе». За это он был наказан тем, что из монастырской житницы хлеб начал исчезать. Раскаявшись, Д. велел раздать монастырское зерно всем приходившим в обитель за помощью, после чего житница чудесным образом наполнилась. 22-е чудо «О Тарасии, иконописце и казначее» содержит рассказ о наказании прп. Варлаамом иконописца Тарасия, при Д. исполнявшем обязанности казначея, за расхищение монастырского имущества.

http://pravenc.ru/text/180349.html

Исцеление кн. Константина Димитриевича у гроба святого. Клеймо иконы «Прп. Варлаам Хутынский, с житием». Посл. треть XVI в. (ЯХМ) Исцеление кн. Константина Димитриевича у гроба святого. Клеймо иконы «Прп. Варлаам Хутынский, с житием». Посл. треть XVI в. (ЯХМ) Осенью 1407 г. К. Д. был послан «от брата своего от великого князя Василья на наместьничьство» в Вел. Новгород (ПСРЛ. Т. 3. С. 400) и сел «во великого князя место на Городище» (Там же. Т. 17. Стб. 53; одновременно на новгородских пригородах вновь появился мстиславский кн. Лугвень (Семен) Ольгердович - Там же. Т. 6. Вып. 2. С. 34-35). В 1410 г. князь К. Д. впал «в болезнь лютую». Рассказ об его чудесном исцелении во 2-й пол. XV в. был включен в состав митрополичьей летописи, текст к-рой отразился в тексте Софийско-Львовского летописного свода (по мнению А. Н. Насонова , автором рассказа был Роман Кожух, дьяк митр. Геронтия , бывшего архимандрита Успенского Симонова мон-ря, в к-ром К. Д. позднее принял постриг - Насонов А. Н. История рус. летописания, XI - нач. XVIII в.: Очерки и исслед. М., 1969. С. 306). Чувствуя приближение смерти, К. Д. приказал боярам и слугам отнести себя в соборный храм Варлаамиева Хутынского в честь Преображения Господня муж. мон-ря, к раке основателя обители прп. Варлаама Хутынского . По молитвам святому князю стало намного лучше; «потребная дав», К. Д. покинул обитель, «хваля и благодаря Бога и святаго Варлама» (ПСРЛ. Т. 6. Вып. 2. Стб. 23-25). По-видимому, благодаря вниманию К. Д. к Хутынскому монастырю позднее его племянник и наследник, вел. кн. Василий II Васильевич Тёмный, тоже оказывал попечение обители. В 1411 г. К. Д. вернулся в Москву. В кон. июля следующего года псковичи вновь «испросиша собе» его на княжение. 11 нояб. К. Д. въехал в Псков. Видимо, посредничество К. Д. помогло псковичам уладить затянувшийся военно-политический конфликт с соседями, и «мир взяша с новгородцами по старине» (ПСРЛ. Т. 5. Вып. 2. Стб. 35-36). Возможно, именно с К. Д. связано создание в 1412 г. новой редакции Псковской судной грамоты ( Мусин А. Е. Церковь и горожане средневек. Пскова: Ист.-археол. исслед. СПб., 2010. С. 283-284).

http://pravenc.ru/text/2057070.html

расширенный поиск подписаться на rss-kahaл мобильная версия купить Православную энциклопедию Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Как приобрести тома " Православной энциклопедии " 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Вы искали: «Варлаамиева Хутынского в честь Преображения Господня муж мон ря». Такого документа нет в нашей базе данных. Возможно, он ещё не опубликован. Попробуйте воспользоваться полнотекстовым поиском . Электронная версия разработана при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям © 1998 - 2023 Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия».

http://pravenc.ru/text/Варлаамиева ...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАРЛААМ (Прокшинич Вячеслав; † 4 мая 1243), из новгородских бояр, сын Прокши Малышевича, ктитор каменной ц. 40 мучеников Севастийских в Новгороде (на Щиркове ул.), к-рая была, вероятно, вечевым собором Неревского конца (завершена в 1211, расписана в 1227, «палася от старости» ок. 1350). О политической деятельности Вячеслава Прокшинича известно, что в 1224 г., во время очередного конфликта Новгорода со своим кн. Всеволодом Юрьевичем, он был в составе новгородского посольства к вел. кн. владимирскому св. блгв. Георгию Всеволодовичу , отцу Всеволода, в 1228 г. летопись называет Вячеслава Прокшинича тысяцким. Позднее он принял постриг с именем Варлаам в Варлаамиевом Хутынском мон-ре , в к-ром и преставился. В погребении В. помимо хутынского игум. Исидора участвовал Новгородский архиеп. Спиридон, что свидетельствует либо о заслугах В. перед Церковью, либо о том, что его благочестие было широко известно. С Хутынским мон-рем связаны судьбы неск. ближайших родственников В. Его отец принял там монашество с именем Порфирий при основателе обители прп. Варлааме Хутынском , скончался в обители в 1207 г. Также в Хутынском монастыре скончался (1247) сын В.- Константин Вячеславич, в монашестве Акиндин. Возможно, что связь рода Малышевичей с Хутынским монастырем и непосредственно с его основателем была причиной того, что в поздних источниках (Новгородской II, III летописях, нек-рых редакциях жития прп. Варлаама Хутынского) наблюдается путаница В. с прп. Варлаамом Хутынским ( Янин В. Л. Новгородские акты XII-XV вв. М., 1991. С. 208). Ист.: НПЛ (по указ.). Лит.: Янин В. Л. Новгородская феодальная вотчина: (Ист.-генеалогич. исслед.). М., 1981. С. 32, 33. А. В. Назаренко Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/154203.html

Боровичи. Часовня Введения во храм Пресвятой Богородицы. Введенская часовня /// Объект утрачен Часовня.  Утрачена.   Освящена в честь: Введения во храм Пресвятой Богородицы Год постройки:приблизительно 1851 - 1900. Год утраты:приблизительно 1930 Ссылки:   Адрес: Россия, Новгородская область, Боровичский район, г. Боровичи, парк Победы, Вечный огонь Координаты: 58.3897, 33.906677 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Чуть ниже соборов - Троицкого собора и Введенского собора, с незапамятных времен находилась деревянная церковь во имя Введения в храм Пресвятой Богородицы. В 1818 году ее за ветхостью разобрали, а на алтаре старого храма была построена каменная, изящной архитектуры, Введенская часовня, окруженная каменной, с красивой железной решеткой оградой. Часовня была квадратной, с шатровым завершением, покрытым жестью. Часовню украшал позолоченный крест. Внутри часовни был одноярусный иконостас с тремя иконами: Введение во храм Пресвятой Богородицы, св. пр. Варлаамия Хутынского чудотворца, святителя Николая. Введенская часовня в 30-е годы ХХ в. была разобрана. На ее месте установлен памятник погибшим воинам («Вечный огонь»). Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=35132

Иоанн, епископ Великоустюжский и Тотемский (Никитин) С 1758 года – игумен Новгородского Деревяницкого монастыря. В 1762 году возведен в сан архимандрита Хутынского Спасо-Варлаамиева монастыря. 15 июля 1764 года хиротонисан во епископа Олонецкого и Каргопольского, викария Новгородской епархии. С 9 июня 1767 года – епископ Великоустюжский и Тотемский. 9 июля 1786 года уволен на покой с правом управления Великоустюжским Михаило-Архангельским монастырем, в котором и скончался 13 октября 1799 года. Литература: Толстой Ю. В. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1871 гг.). – М., 1872, 117. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 39, 51, 73, 735, 741. Списки архиереев иерархии Всероссийской и архиерейских кафедр со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1895 гг.). – СПб., 1896. 117. Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988–1888. Епархии и архиереи. – М., 1888. – С. 60, 72. Русская старина. – СПб., 1870–1918; 1882, июнь. – С. 785. Русский биографический словарь: в 25 т. – СПб.; М., 1896–1913. – Т. 8. – С. 280. Читать далее Источник: Русские православные иерархи : 992-1892 : [Каталог] : в 3 томах./Митр. Мануил (Лемешевский). - М. : Изд. Сретенского монастыря, 2002-2004./Т. II. Иоан - Симеон II. 2003. – 606 с. ISBN 5-7533-0280-7 Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Кириак; 1599 г. игум. Варлаамий), 158 (Опись м-ря 1651 г.); II, 59 (Ж. гр. 1605 г. игум. Геннадию на беспошлин. торговлю солью), 77 (Тархан. гр. 1607 г. игум. Калистрату); III, 73 (Ц. гр. 1617 г. о дозвол. м-рю продавать 4.000 пуд. соли без платежа пошлин; игум. Калистрат), 97 (Ж. гр. 1621 г. игум. Нифонту на вотчину в Двинск. уезде), 123 (Несудим. гр. 1623 г. келарю Исаию); “Дополн. к Акт. истор.», V, 40 (Наказы, гр. 1667 г. о таможен. сборах), 67 (Акты 1668–1676 г. к осаде Соловецкого м-ря; стр. 344, в 1671 г. игум. Кузьма); X, 59 (Отписка 1682 г. по делу отставн. солдата Льва Лукьянова); XI, 43 (Ц. гр. 1684 г. о стрелец. карауле); “Акты юридич.», 18 (Правая гр. 1530 г. на морскую тоню в устье р. Молокурьи; игум. Изосим), 23 (Правая гр. 1571 г. о возврате во влад. м-ря недвижим. имущества; игум. Игнатий), 25 (Правая гр. 1610 г. на влад. рыбн. ловл. в устье Двины; игум. Калистрат), 234 (Заклад. 1499 г. Власья Степанова на полсело в Двин. уез. по Степана память творить); “Собр. госуд. грам. и договор.», IV, 128 (Постановл. 1681 г. о содерж. новых архиер.); “Временник Общ. ист.», 1852 г., XIII, 54 (Расход. кн. 1652 г. митроп. Никона; игум. Трофим); Калачов, “Акты юрид. быта древн. Росс.», II, 550, 173 (Оброчная 1540 г. на озеро; игум. Ефрем); “Чтения в И. Общ. ист.», 1860 г., Отд. 1, 141 (в 1744 г. имел 6.214 душ крест.); 1862 г., II, смесь (митроп. Арсений Мацеевич) ; 1878 г., III, 9, 52 (христиан. в пределах Архан. губ.); 1879 г., I (еписк. Макарий, “Ист. стат. опис. м-ря», 1–49); 1883 г., IV, смесь, 62 (акты Соловец. бунта 1674 г.; сюда были заточены старцы); Иванов, “Опис. госуд. архива стар. дел», 346 (в 1700 г. имел 50 двор. крест.); “Опис. докум. и дел архива св. Синода», VII, 1727 г., 235 (сюда был сослан иеромон. Хутынского м-ря Исаия, бежавший в 1729 г.), прилож., XI, III (в 1727 г. в м-ре было: архимандрит, 4 иеромон., 2 иеродиак., 19 монахов, 7 солдат и 18 служителей); Бычков, “Опис. рукописей И. П. Библ.», I, 104, 24 (между 1571 и 1573 г. сломило бурею храм св.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010