стене изображен Господь Вседержитель с предстоящими архангелами Гавриилом и Михаилом, на юж. стене - Богоматерь «Знамение» с предстоящими прп. Варлаамом Хутынским и Антонием Римлянином, на сев.- Св. Троица с предстоящими святителями Николаем Чудотворцем и Алексием Московским, на вост. стене, в нише над апсидами,- Преображение Господне. В юж. части собора находились под спудом мощи прп. Варлаама, над к-рыми была поставлена рака. В 20-х гг. XVI в. на раке хранился крест-мощевик с изображением преподобного (Русское серебро XIV - нач. XX в. из фондов ГММК. М., 1984. Ил. 5). В 1646 г. к собору пристроили приделы: юж. в честь Покрова Пресв. Богородицы и сев. во имя ап. Иоанна Богослова, в 60-х гг.- паперть (к зап. стене). В 1535 г. с юж. стороны от Преображенского собора тверскими мастерами во главе с Ермолой был возведен храм во имя сщмч. Григория с колокольней, освящен 6 авг. следующего года свт. Макарием (церковь (1445) с таким же посвящением впосл. была упразднена). Храм представлял собой восьмиугольную столпообразную постройку с ярусом звона и железными часами наверху. В 1549-1551 гг. к северо-западу от собора, на месте старой ц. прп. Варлаама, был возведен каменный двухэтажный храм с таким же посвящением, в нем существовали 2 придела: юж. во имя сщмч. Исидора Пелусиота, сев. во имя равноапостольных Константина и Елены, с запада к храму примыкала трапезная палата. Начиная с XVI в. В. Х. м. являлся одним из центров церк. и политической жизни Новгорода и России, в 1608/09 г. в мон-ре была учреждена архимандрития. Многие рус. архиереи были до хиротонии настоятелями или насельниками В. Х. м. В 1539 г. одним из кандидатов на митрополичий престол являлся хутынский игум. Феодосий , в июне 1542 г. хиротонисанный во архиепископа Новгородского. В 1581 г. игумен мон-ря Дионисий был хиротонисан во митрополита Московского и всея Руси, в 1620 г. архим. Киприан - во архиепископа Сибирского, в 1641 г. архим. Пахомий - во архиепископа Астраханского, в 1654 г. архим. св. Софроний - во архиепископа Суздальского.

http://pravenc.ru/text/154237.html

Хутынский, Варлаамием, Спасо-Преображенский мужеский 1-го класса, монастырь находится в Новгородском уезде, вниз по течению реки Волхова, на правом ее берегу, в 10 верстах от Новгорода 1036 , к северу от его кремля, по левую сторону прежней большой московской дороги, и занимает лучшее и красивое место из новгородских окрестностей. Основание монастыря совпадает с первоначальным построением Спасо-Преображенского в нем собора. А потому история собора будет вместе историею Хутынского монастыря. По единогласному свидетельству новгородских летописей 1037 , преподобный Варлаам, в мире Алекса Михалевич (Алексей Михайлович), урожденец новгородский 1038 и постриженник, вероятно, Антониева или Лисицкого монастыря 1039 в 1192 году основал на Хутыни 1040 обитель, а вместе с обителью и каменный храм во имя Преображения Господня, на память того небесного света, который здесь осенил его 1041 . Новоустроенный храм сей обогащен от него как церковною утварью 1042 , так и другими вкладами для монастыря 1043 . Преподобный завещал ему села, земли и другие угодья, пожертвованные новг. князем Ярославом 1044 . При освящении созданной церкви 6 августа, св. архиепископ Григорий рукоположил пр. Варлаама во игумена основанной им обители. После же устройства каменной церкви, пр. Варлаам жил не более года; и потому кончину его со всею вероятностию надлежит отнести к 1193 году 1045 . Он погребен был 6 ноября самим архиепископом в построенной им Спасо-Преображенской церкви 1046 . Не смотря на скорую кончину пр. Варлаама, построенный им Преображенский храм в Хутынской обители не оскудевал, но приходил постепенно в большее и большее благолепие и красоту. Этому способствовало особенное уважение к самому пр. Варлааму, прославившемуся еще при жизни чудесами 1047 , и к его преемникам: преподобным Антонию Дымскому 1048 и Ксенофонту 1049 . Самым верным и лучшим залогом богатства Преображенской церкви служили святые мощи преп. Варлаама, положенные в ней и свидетельствованные святителем Евфимием Вяжицким в 1440 году 1050 . К ним прибегали с верою и усердием как прежде, так и после свидетельствования. Но летописи не оставили нам сведений о вкладах и украшениях Спасо-Преображенского храма, равно не оставили сведений о его исправлениях и возобновлениях. Известия сии начинаются с 1462 года, когда в. князь Иоанн Васильевич III, пред покорением Новгорода, был в Хутынском монастыре, входил в его Преображенскую церковь , хотел видеть открытыми мощи пр. Варлаама, но удалился чудесно пораженный изшедшим из гроба пламенем 1051 . С этого времени являются в Хутынский о монастырь разные вклады от в. князей и царей 1052 , а вместе с вкладами и церковные украшения. Но в каком именно виде построен был пр. Варлаамом каменный Преображенский храм, почти неизвестно.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

Хутынь. Варлаамо-Хутынский Спасо-Преображенский женский монастырь. Церковь Варлаама Хутынского. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. К северо-западу от Спасо-Преображенского собора находится Варлаамиевская церковь. Впервые церковь во имя прп. Варлаама появилась в Хутынском монастыре в XIV веке, то есть еще до начала общецерковного почитания преподобного. Она была мала и не имела трапезной. В 1552 году, при игумене Гурии, вместо нее построили новый, более обширный храм с просторной трапезой. Предполагается, что такой храм потребовался при введении в монастыре общежительного устава, согласно которому иноки должны были обедать вместе в определенное время и воздерживаться от вкушения пищи в кельях. Трапезные палаты строились обыкновенно на подклетах, где располагалась кухня. Необходимой принадлежностью монастырской трапезной была церковь. В описи 1642 года о церкови прп. Варлаама говорится: «Церковь каменная во имя преподобного Варлаама чудотворца с трапезою... На церкви глава обита чешуею дубовою; крест на главе железной по краям призолочен. А церковь крыта тесом полатками». С архитектурной точки зрения храм представляет собой вытянутый вверх куб с тремя алтарными апсидами в толще стены и одной главкой. Внутри храм разделен на два этажа. Церковь — бесстолпная, и это важно отметить, потому что подобные трапезные церкви были вообще обычны для новгородских монастырей (достаточно вспомнить Никольскую церковь в Клопском монастыре и Сретенскую — в Антониевом). Покрытие храма первоначально было позакомарным, но закомары впоследствии скрыли под четырехскатной кровлей. Помещение трапезной примыкает к храму с запада. Оно обширнее, чем сама церковь. Своды трапезной палаты опираются на два восьмигранных столба (а не на один, как это бывало чаще всего). XX век не пощадил церковь преподобного Варлаама. К 1990-м годам, когда в монастыре вновь затеплилась монашеская жизнь, она подошла в полуразрушенном состоянии. На «реставрационной очереди» храм стоял не первым номером — сначала важно было привести в порядок Спасо-Преображенский собор и жилые постройки. Еще в 2002 году сложно было разглядеть очертания этой строгой и сдержанной церкви за строительными лесами. Сейчас и храм, и трапезная восстановлены полностью. Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=05336

Ставший в 1704 г. настоятелем В. Х. м. архим. Феодосий (Яновский) являлся ближайшим помощником Новгородского митр. Иова и по поручению Петра I исполнял обязанности «духовного судии» в присоединенных к России городах: Ямбурге, Нарве, Копорье, Шлиссельбурге и строящемся С.-Петербурге (в 1721 хиротонисан во архиепископа Новгородского из архимандритов Александро-Невского мон-ря). Хутынский архим. Вениамин в 1721 г. являлся кандидатом на Киевскую и Галицкую кафедру, архим. Лаврентий (Баранович) в 1774 г. был хиротонисан во архиепископа Вятского и Великопермского. В 1655 г. В. Х. м. посетили Патриархи Антиохийский Макарий III и Сербский Гавриил . В XIII-XVI вв. монастырь владел одним из лучших книжных собраний Новгорода. К наст. времени сохранились принадлежавшие мон-рю Варлаама Хутынского Служебник (ГИМ. Син. 604), пергаменный Апостол 1391 г. (РНБ. Погод. 26), список Иерусалимского устава нач. XV в. (ГИМ. Син. 332), Толковое Евангелие 1441 г. (БАН. 34. 7. 10), переписанное иеродиак. Иовом для игум. Германа, комплект Миней 1463-1464 гг. (РНБ. Соф. 201, 205) и др. В В. Х. м. работал писец-каллиграф инок Закхей, отождествляемый нек-рыми исследователями с игум. обители Закхеем (70-80-е гг. XV в., 1505-1507). Живя в Спасо-Преображенском Валаамском монастыре в 1495 г., Закхей переписал для В. Х. м. лицевое Евангелие («Закхеевское» - БАН. 24. 4. 26), в 1506/07 г. уже в Хутынском мон-ре Закхей переписал еще одно Евангелие (РГБ. Муз. 8619). В 50-х гг. XVI в. игуменом В. Х. м. являлся Маркелл (Безбородый) , составивший по поручению Московского митр. св. Макария жития прп. Саввы Сторожевского и Новгородского свт. Никиты . В сер. XVII в. Новгородский митр. (впосл. Патриарх) Никон устроил в монастыре типографию, в к-рой в 1651 г. был напечатан перевод с греч. языка кн. «Диоптра жизни человеческой». В нач. 10-х гг. XVII в. В. Х. м. был занят швед. отрядами (см. Смутное время ), в монастырских корпусах размещалась квартира швед. военачальника Я. Делагарди. Обитель подверглась незначительному разорению, были похищены серебряные и жемчужные украшения с гробницы прп.

http://pravenc.ru/text/154237.html

Первое летописное упоминание о Хутынском монастыре относится к 1192 г. Летописец сообщает: «В лето 6700 постави церковь внизу на Хутыне Варлам чернец, а мирским именем Олекса Михайлович, во имя святого Спаса Преображения и святи владыко архиепископ Гаврила на праздник и нарече монастырь». Судя по всему, основатель монастыря преподобный Варлаам, означенный в летописи как «Варлам чернец», подвизался на Хутыни довольно долго, прежде чем здесь появился храм. Первая церковь Хутынского монастыря была освящена в честь Преображения Господня («видев знамение лучи Божественныя, и того ради церковь Преображения Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа воздвиже»). Историк Церкви А.В. Карташев указывает, что преподобный «завещал построенному им монастырю два села с холопами, несколько пожень и ловель рыбных и гоголиных». Так была заложена основа будущего благосостояния Хутынской обители. Основу ее духовного процветания также заложил преподобный Варлаам, воспитав целую плеяду выдающихся подвижников. Преподобный Варлаам скончался в 1192 г., буквально через полгода после освящения Спасо-Преображенского храма. Погребал его архиепископ, что свидетельствует о том уважении, которым пользовался хутынский игумен в Новгороде. Самые ранние свидетельства об укладе монашеской жизни в Варлаамиевой обители относятся к началу XVI века. Их дает Зигмунд фон Герберштейн в своих «Записках о Московии». В частности, он указывает, что в те времена настоятель имел общую с братией трапезу и советовался по важным вопросам с несколькими «старшими иноками», прежде чем вынести их на обсуждение прочих насельников. Возвышение Хутынского монастыря как общерусской святыни принято обозначать второй половиной XV века. Уже 1460 г. к мощам прп. Варлаама Хутынского совершали паломничество, будучи в Новгороде, великий князь Василий II и его сыновья Андрей и Юрий. В том же году у мощей преподобного получил исцеление княжеский постельничий Георгий Тумгень. А в 1471 г. в монастыре произошло событие, о котором новгородцы до сих пор вспоминают с большим удовольствием — посрамление великого князя Иоанна III, пожелавшего открыть мощи прп. Варлаама.

http://sobory.ru/article/?object=00166

Особым почитанием горожан пользовалось то место в Новгороде, где, по преданию, родился преподобный Варлаам. В 1645 г. хутынские монахи выстроили здесь деревянную часовню. Ею, собственно, и завершился второй этап активной строительной деятельности монастыря (если принять за первый этап начальное устройство обители прп. Варлаамом). Во второй трети XVIII столетия монастырь смог живо почувствовать на себе перемены, происходившие в общественной и религиозной жизни. Хотя он и оставался богатейшим землевладельцем (принадлежали ему также 5500 крестьян), но ряды его иноков стали стремительно редеть. Так, в 1723 г. в нем подвизались пятьдесят восемь насельников, а спустя пятнадцать лет — всего двадцать. В 1764 г. Хутынский монастырь был одной из немногих обителей, причисленных после екатерининской церковной реформы к первому классу. По штату здесь могли жить 32 насельника, не считая настоятеля. Хутынская обитель, где находилась одна из главных святынь Новгорода, мощи прп. Варлаама, оказалась счастливее прочих. Екатерина II даже соизволила посетить ее. С конца XVIII века, после пожара 1787 г., в монастыре вновь развернулось строительство. На новые масштабные здания средств уже не хватало, поэтому ограничились переделкой старых. Была отремонтирована Всехсвятская больничная церковь, перестроен Варлаамиевский храм, возведена колокольня над южными воротами монастыря. Тогда же заново расписали Спасо-Преображенский собор. В XIX столетии обитель прп. Варлаама являлась одной из самых процветающих в Новгородской губернии. В 1880 г. при монастыре открылась церковно-приходская школа. По состоянию на начало XX столетия в монастыре насчитывалось двадцать шесть насельников. В 1919 г. решением III губернского съезда советов Хутынский монастырь был упразднен, в 1920 г. окончательно закрыт. При закрытии из обители изъяли ценностей почти на 17000 рублей. Десятерых престарелых иноков приписали при этом к Спасо-Преображенскому и Варлаамиевскому храмам, обращенным в приходские, а остальных поставили на учет на бирже труда. В начале 1930-х гг. последовало изгнание старцев-монахов, живших в монастыре «на птичьих правах». Соборный храм и церковь прп. Варлаама передали музею, а остальные здания заняло военное ведомство. В течение некоторого времени в корпусах Хутынского монастыря размещалась школа начсостава Ленинградской области, затем здания достались психиатрической лечебнице. Монахи же, переселившись из обители в деревню Хутынь, жили, насколько это было возможно, прежней жизнью — в частности, совершали регулярные богослужения, на которые собиралось довольно много людей. Долго «сходить с рук» это инокам не могло. В 1932 году их всех арестовали. Наказание оказалось скромным — «всего» три года ссылки. Но это было только начало крестного пути. Дальнейшая участь большинства «участников антисоветской подпольной группы» неясна. Достоверно известен лишь год и обстоятельства смерти одного из них — иеромонаха Виталия (Летенкова), его расстреляли в 1937 году.

http://sobory.ru/article/?object=00166

Недалеко от Юрьева мон-ря кн. Изяслав Мстиславич в 1134 г. основал мон-рь св. Пантелеимона (крестильное имя князя-ктитора) (см. Новгородский во имя великомученика Пантелеимона мужской монастырь ). В сохранившейся княжеской грамоте кратко описан процесс формирования мон-ря: сначала князь получил благословение епископа и решение веча на право предоставить мон-рю землю (он по благословению свт. Нифонта «испрошал... у Новагорода святому Пантелемону землю село Витославлицы, и смерды, и поля»), а затем «устроил святому Пантелемону монастырь и посадил... в нем игумена Аркадия» (ГВНиП. 79-81. С. 139-141). Игум. Аркадий в 1153 г. основал собственный мон-рь (см. Аркаж в честь Успения Пресвятой Богородицы монастырь ). Среди новгородских обителей, созданных монахами, одним из наиболее известных был Варлаамиев Хутынский в честь Преображения Господня монастырь , основанный прп. Варлаамом в 1192 г. Монг. нашествие прервало естественное течение монастырской жизни: многие мон-ри были разрушены вместе c городами, другие пострадали от погрома и опустошения, не все были впосл. восстановлены. Однако значение монашества в духовной, нравственной и социальной жизни сохранялось во всей полноте. Об этом, в частности, свидетельствует тот факт, что во время составления рус. редакции Кормчей книги при митр. Кирилле II († 1280) в комплекс статей, дополнявших тексты традиц. состава, был включен Студийский устав и другие статьи, посвященные монашеству, в т. ч. и общежительному. Возрождение монашества началось лишь со 2-й пол.- кон. XIV в. в результате восстановления церковных связей с Византией. Эту эпоху называют временем «второго южнославянского влияния», «вторым знакомством Руси с Византией». «Переводческая работа, проведение литургических и уставных реформ, паломничества в Константинополь, путешествия иконописцев, дипломатов и церковных деятелей - все это были каналы проникновения на Русь идей и настроений византийской цивилизации, причем использовались они намного активнее, чем в предыдущие два столетия» ( Мейендорф. 2000. С. 421). Идеи исихазма, «умного делания», получившего на Руси название «безмолвия», определили духовные искания эпохи. «Безмолвия ради» монахи покидали города и уходили в лесные пустыни, где созидались мон-ри нового типа, жизнь в к-рых определялась стремлением к духовному подвигу и строгим общежительным уставом. 2-я пол. XIV-XVI в.

http://pravenc.ru/text/2564108.html

582 Новгородский Антониев мужской монастырь находится близ самого Новгорода, в трех верстах от новгородского Кремля, вниз по течению реки Волхова, на правом берегу её. Основан в 1106 году преподобным Антонием Римлянином. 583 В английском переводе (откуда взято это место): «только он кладет камень п никто другой». Ошибка английского переводчика произошла, очевидно, от того, нажар, камень, и нижр, палица, пишутся по-арабски совершенно одинаково. 584 Успенский Колмов мужской монастырь (ныне упраздненный) находился близ Новгорода, на север в трех верстах, на левом берегу реки Волхова вниз по течению и на правом ручья Колмова, от которого и название свое имеет. Основан в 1310 году. 585 Название „Одигитрия», Путеводительница, Павел Алеппский постоянно переводит словами: „Тройное путеводительство», принимая, по видимому, слово τρια в этом греческом названии в значении «три». Монастырь, о котором он говорит, есть Сырков, ныне женский, монастырь в шести верстах от Новгорода к северу; но соборная церковь в нем в честь Владимирской Божией Матери, а не Одигитрии. 586 Крестный ход в Сырковом монастыре ежегодно совершается в день храмового праздника (Владимирской Божией Матери), 26 августа. 588 За 8 часов до заката солнца, по восточному исчислению. На Востоке закат солнца всегда полагают в 12 часов. 589 Вяжицкий Николаевский мужской монастырь, в 12 верстах от Новгорода к западу. Первоначальное основание монастыря относится к XIV веку. 590 Хутынский Варлаамиев, Спасо-Преображенский мужской монастырь находится в 10 верстах от Новгорода, вниз по течению реки Волхова, на правом ее берегу. Основан в 1192 году. 592 Деревяннцкий Воскресенский мужской монастырь находится близ Новгорода на правом берегу реки Волхова и речки Деревяницы, расстоянием от города к северу по течению реки в четырех верстах. Основан в 1335 году. 593 Свято-Духов женский, а прежде мужской, монастырь находится на окраине Новгорода близ большого земляного вала, у С.-Петербургской заставы, расстоянием от Кремля на запад около версты. Существовал уже в XII веке.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Филиповская мужеская заштатная пустыня, Вологодской Епархии, близ города Устюга; основана в 1654 году Преподобным Филиппом, коего Св. мощи почивают в ней под спудом. В ней церковь Соборная во имя Знамения Богородицы, освящена в 1735 году с приделом во имя Св. Филиппа Митрополита Московского, который освящен в 1753 г. Обитель сия в 1809 году возобновлена Устюжской купеческой женой Курочкиной. Филиппо Ирапская мужеская заштатная пустыня, Новгородской Епархии, в 45 верстах от города Череповца, между реками большим и малым Ирапом; построена в 1517 году Преподобным Филиппом, преставившимся в 1538 году ноября 14 дня. В ней Соборная церковь во имя Св. Троицы, в которой почивают Св. мощи Преподобного Филиппа; на гробнице его находится образ Преподобного, писанный, по явлению его во сне и по повелению, старцем Феодосием; 2) церковь во имя Казанской Богородицы. Флолищева мужеская заштатная пустыня, Владимирской Епархии, в Гороховском уезде. В ней церковь во имя Успения Богородицы, первоначально была построена в 1651 году, потом вновь перестроена в царствование Феодора Алексеевича, который пожаловал от себя довольно значительную для него сумму. Хатьковский Покровский девичий, 3-го класса, Московской Епархии, в Дмитровском уезде. Достоин примечания как по древности своей, так и потому, что в оном родители Св. Сергия Радонежского Чудотворца приняли чин монашеский и погребены в сем монастыре. Хорошевский девичий, 2-го класса, Слободско-Украинской Епархии, в 15 верстах от города Харькова при селе Хорошеве. В нем церковь , Соборная во имя Вознесения Господня. Христорождественский Слободский , девичий, 3-го класса, Вятской Епархии, в городе Слободском. Хутынский Варлаамиев Спасопреображенский мужеский, 1-го класса, близ Новгорода вниз по течению реки Волхова, на правом берегу оной, на самом красивом месте; основан в 1192 году Преподобным Варлаамом построением небольшой церкви во имя Преображения Господня. Ныне в сем монастыре 4 церкви: 1) Соборная во имя Преображения Господня; в ней почивают мощи Преподобного Варлаама Хутынского; теплая во имя Преподобного Варлаама Хутынского; домовая Викарных Архиереев во имя Св. Феоктиста; 4) больничная во имя Всех Святых. В монастырь сей бывает каждогодно Крестный ход из Новгородского Софийского Собора в первую пятницу Петрова поста, учрежденный еще при жизни Преподобного Варлаама, в память чудесного происшествия, в сей день случившегося. Монастырь сей состоит под управлением Викариев Новгородских, Епископов Староруских.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Хутынский Варлаамиев Спасо-преображенский монастырь 1-го класса, находится в Новгородском уезде, вниз по течению реки Волхова, на правом берегу её, в 10-ти верстах от Новгорода. Основан сей монастырь в 1192 г. препод. Варлаамом Хутынским. Существующий ныне собор Преображения Господня освящен в 1515 г. по храмозданной грамоте Всероссийского митрополита Варлаама. Он построен монастырской казной из камня и кирпича с 4 столбами внутри, с 5-ю главами над кровлею и с тремя полукружиями на восток. В 1646 году пристроены к нему приделы, с южной стороны – Покрова Богородицы, а с северной – св. Иоанна Богослова, переименованный впоследствии – во имя Архангела Гавриила. Паперть с массивными колонами готической архитектуры современна построению собора. Из других церквей монастыря древнейшая есть церковь во имя препод. Варлаама с трапезою, построенная в 1552 г. и возобновленная в 1747 году. После блаженного основателя монастыря сохранились в нем следующие вещи: 1) Вериги из железных звеньев с большими крестами спереди и сзади; 2) власяница, вязанная из конского черного волоса, с наподольником и оплечьем из белого волоса, весом почти 18 фунтов; 3) Фелонь из кофейного шерстяного мухояра, ровная по длнне спереди и сзади, с оплечьем из вишневого травчатого атласа; 4) подризник из кофейного стамеда на крашанинной подкладке; 5) епитрахиль из той же, как и подризник, материи, украшенный шитым золотом и мелким жемчугом, херувимами и сре6ряными крестами и дробницами; 6) поручи, шитые золотом и шелком по тафте; 7) осмиконечный крест, вылитый из неизвестного металла. Кроме сего, еще в ризнице находится немало замечательных по древности предметов и рукописей в библиотеке, а на колокольне несколько старинных колоколов. В Покровском приделе Преображенского собора погребены: архиепископ Антоний, бывший Ярославский (1824 г.) и Сильвестр, епископ Старорусский (1823 г.), а в Гавриловском приделе – Гавриил Романович Державин (1816 г.). В монастырском саду до сих пор сохраняется большой холм, насыпанный, по преданию, трудами преподобного, где была его келья.

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil-Krasny...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010