ДИОНИСИЙ (Даниил Васильевич Звенигородский Лупа, кн.; † 1538), постриженик и ученик прп. Иосифа Волоцкого, библиофил ДОСИФЕЙ (Тутолмин; † ок. 1530?), строитель в Варлаамиевом Хутынском в честь Преображения Господня муж. мон-ре ДУДИН АМВРОСИЕВ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ основан не позднее сер. XIV в. в Березополье Нижегородского княжества, при впадении речки Зуевки в р. Оку ЕВФИМИЙ († после 1492? или ок. 1527?), прп., Корельский (пам. 18 апр.- вместе с праведными Антонием и Феликсом Корельскими, 21 мая - в Соборе Карельских святых, 15 дек.- в Соборе Кольских святых) ЕВФИМИЙ († 1705), мон. московского Чудова в честь Чуда арх. Михаила в Хонех муж. мон-ря, писатель, переводчик, редактор, библиограф ЕВФИМИЙ (Турков Елеазар Иванович; ранее 1524 - после 1587), писатель, книгописец, один из организаторов ведения документации в Волоколамском мон-ре и сохранения письменного наследия прп. Иосифа Волоцкого и его учеников ЕВФИМИЙ II Вяжицкий (нач. 80-х гг. XIV в. (?)-1458), архиеп. Новгородский и Псковский, свт. (пам. 11 марта, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ЕВФИМИЙ И ХАРИТОН († не позднее 1470) и († 11.04.1509), преподобные, Сянжемские, Вологодские (пам. 20 янв. (Е.), 28 сент. (Х.), в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) ЕВФРОСИН († после 1460), Тверской, Оршинский, Савватиевский, мон. Савватиева мон-ря в честь иконы Божией Матери «Знамение» (Савватиева пуст., ныне дер. Савватьево Калининского р-на Тверской обл.), прп. (пам. в 1-ю Неделю после 29 июня - в Соборе Тверских святых) ЕВФРОСИН (Ефрем Семенович; †1612), прмч. (пам. 20 марта, 21 мая - в Соборе Карельских святых, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ЕВФРОСИН (сер. XV в.- между сент. 1511 и нояб. 1514), иером. Кириллова Белозерского в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ря, книжник ЕВФРОСИН (сер. XVII в.), мон., автор «Сказания о различных ересех и о хулениих на Господа Бога и на Пречистую Богородицу, содержимых от неведения в знаменных книгах»

http://pravenc.ru/rubrics/121748_6.html

Происхождение старшего пергаменного списка Троиц. 15 большинством исследователей, согласных с Г. И. Вздорновым, связывается с Тверью; А. А. Зализняк определяет акцентологические особенности рукописи как характерные для земель, расположенных юго-западнее Твери, в районе Ржева - Торопца - Смоленска - Мосальска. Рукопись открывается миниатюрой, изображающей судию на престоле. Исследователи видят в данном изображении библейского царя Соломона (Вздорнов) или царя Давида (А. В. Сиренов) и проводят сопоставление соответственно с миниатюрой в Тверском списке Хроники Георгия Амартола и с рельефом на Димитриевском соборе во Владимире-на-Клязьме. Более поздние списки не имеют миниатюры, хотя во всех, кроме МДА. 187, оставлено для нее место. Троиц. 15 представляет собой, по предположению Милова, пример кодекса, использовавшегося для обучения письму: в его создании участвовали 2 или 3 профессиональных писца и не менее 6 учеников, на долю к-рых приходилось от неск. строк до неск. листов текста. Из сохранившихся рукописей только МДА. 187 представляет собой выписки из старшего списка Троиц. 15, прибавленные к Мазуринской редакции Кормчей книги дьяком И. Курицыным (Е. В. Белякова). Позднее рукопись принадлежала митрополиту всея Руси свт. Иоасафу (Скрипицыну) , а в 1609 г., во время осады Троице-Сергиева монастыря польско-литовским войском, находилась в монастырской казне. Остальные списки «М. П.» не восходят напрямую к Троиц. 15. История их создания или бытования в XVI в. тесно связана с деятельностью Московских митрополитов. Рукопись Син. 525 в 1-й пол. XVI в. находилась в митрополичьей б-ке, о чем свидетельствуют оставленные на ней пометы. Рукопись 1586/87 г. Син. 524 была переписана в Москве по повелению митр. Дионисия ; в 10-х гг. XVII в. она уже находилась в новгородском Варлаамиевом Хутынском в честь Преображения Господня монастыре , а в 1660/61 г. была вложена патриархом Никоном в Новоиерусалимский в честь Воскресения Христова мужской монастырь . Происхождение рукописи Кир.-Бел. 145/1222 - сборника, соединяющего Диоптру и «М. П.», вероятно, также связано с Москвой. В посл. четв. XVI в. рукопись принадлежала Иоасафу Луженому, головщику московского Чудова в честь Чуда архангела Михаила в Хонех монастыря , похороненному в Кирилловом Белозерском в честь Успения Пресвятой Богородицы мужском монастыре . Очевидно, он и привез туда список «М. П.». В связи с отсутствием в этом списке «Наказания» Симеона Тверского ( 1289) Милов предположил, что он отражает первоначальный вид «М. П.» в отличие от иных списков, дополненных «Наказанием» и относящихся к более поздним. Однако повторение в Кир.-Бел. 145/1222 особенностей поздних списков наводит на мысль, что «Наказание» было пропущено при переписке; очевидно, для решения этого вопроса необходимо текстологическое сопоставление всех списков «М. П.».

http://pravenc.ru/text/2563002.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КОРНИЛИЙ († 23.12.1677, тобольский Знаменский монастырь), митр. Сибирский и Тобольский (1664-1677). Происхождение, мирское имя и ранние этапы жизни К. неизвестны. С 1662 г. К. был архимандритом Варлаамиева Хутынского в честь Преображения Господня монастыря в Новгороде ( Строев. Списки иерархов. Стб. 50). После того как 16 февр. 1664 г. Сибирский архиеп. Симеон оставил святительство и удалился в Москву, на Тобольскую кафедру был избран К. 24 июля 1664 г. его хиротонию возглавил патриарший местоблюститель митр. Ростовский Иона (ПСРЛ. Т. 36. С. 161). К. был поставлен во архиепископа Сибирского при 2 живых предшественниках (помимо Симеона до 1666 г. был жив еще один Сибирский архиепископ - свт. Нектарий (Теляшин) , оставивший кафедру по старости в 1640 г.). К. прибыл в Тобольск 23 февр. 1665 г., на 3-й неделе Великого поста, на следующий день состоялось его торжественное введение в Софийский собор и на святительский двор (ПСРЛ. Т. 36. С. 162). Первые годы своего архиерейства К. был в сане архиепископа. На Большом московском Соборе 1666-1667 гг. (в к-ром К. участия не принимал) был поднят вопрос об открытии на территории Сибири 2 новых епархий. В итоге «по богоревностному благочестивейшаго самодержца желанию, благословихом и утвердихом в Тобольске со окрестными грады вместо архиепископии митрополии быти, в Томске граде епископу, и на Лене благословихом епископу же быти» (ДАИ. Т. 5. 102. С. 492). 18 янв. 1668 г. в Тобольск приехал посланник А. В. Богданов с царскими грамотами, по которым К. было велено прибыть в Москву. К. выехал в столицу 26 янв. и был в городе «в субботу Лазареву», т. е. 14 марта (ПСРЛ. Т. 36. С. 163). Дворцовые разряды упоминают о присутствии К. за царским столом и его участии в крестных ходах совместно с патриархами и др. представителями высшего духовенства в марте-июне 1668 г. (Дворцовые разряды. 1852. Стб. 730, 733, 737, 755-756). 25 мая 1668 г. патриархи Макарий Антиохийский и Иоасаф Московский посвятили К. в сан митрополита Сибирского и Тобольского. Ему пожаловали «сак и клобук белый, что и прочим митрополитом... а по степени учинен Сибирской митрополит под Астраханским митрополитом, выше Ростовского» (Там же. Стб. 757; ПСРЛ. Т. 36. С. 163). Т. о., К. занял в духовной иерархии 4-е место после патриарха и митрополитов Новгородского и Казанского. Новых епархий на территории Сибири создано не было. На поставлении помимо патриархов и др. представителей духовенства присутствовал царь Алексей Михайлович с царицей Марией Ильиничной и царевичем Алексеем Алексеевичем. Процедура завершилась трапезой у государя в Столовой палате, где присутствовали лишь патриарх Макарий и К. (ДАИ. Т. 5. С. 127).

http://pravenc.ru/text/2458703.html

архиепископом Новгородским, весной 1228 г. вернувшийся в обитель из-за болезни. В В. Х. м. подвизались прп. Антоний Дымский и блж. Прокопий Устюжский, о чем сообщают их жития. Насельниками мон-ря были Новгородские архиепископы Иоанн II , святители Симеон и Евфимий II , при к-ром в 1440 г. была открыта гробница с останками прп. Варлаама. После освидетельствования нетленные мощи были положены под спуд. Согласно 2-й редакции жития прп. Варлаама, в нач. XV в. у гроба преподобного исцелился младший брат вел. князя, новгородский кн. Константин Дмитриевич. В 1460 г. В. Х. м. посетил вел. кн. Василий II Васильевич с сыновьями Юрием и Андреем, в том же году у гроба прп. Варлаама исцелился постельник вел. князя Григорий Тумгень. В 1471 г. вел. кн. Иоанн III Васильевич ходил походом на Новгород. Согласно Распространенной редакции жития прп. Варлаама (XVI в.), когда Иоанн III приказал игум. Нафанаилу сдвинуть плиту с гробницы преподобного, из-под земли «изошел огонь», «от дыму стены церковныя попалишася», и князь выбежал из собора, бросив свой посох. Несмотря на то что после присоединения Новгорода к Москве в 1478 г. мон-рь утратил часть имений, он оставался одним из богатейших в Новгородской епархии и по количеству земельных владений (976 дворов, 1036 обеж) уступал только Юрьеву мон-рю . Расцвет В. Х. м. связан с покровительством вел. кн. Василия III Иоанновича , особо почитавшего прп. Варлаама (перед смертью принявшего схиму с именем Варлаам). В ноябре 1531 г. по рекомендации вел. князя Новгородский архиеп. св. Макарий поставил инока Иосифова Волоцкого монастыря Феодосия во игумена В. Х. м. В 1532 г. Василий III дал мон-рю несудимую грамоту, по которой в делах недуховных игумена мог судить только вел. князь, в духовных - Новгородский архиепископ, и освободил В. Х. м. от уплаты пошлин за соляные варницы в Русе (Ст. Русса). Согласно писцовым книгам XVI в., мон-рю принадлежали крупные земельные владения в Обонежской, Водской, Деревской пятинах, соляные варницы и дворы в Русе, рыбные ловли в Волхове, Онежском оз.

http://pravenc.ru/text/154237.html

Варлаама и неск. драгоценных окладов. Согласно описи 1642 г., помимо Преображенского, Варлаамиева, Григорьевского и Ильинского храмов в мон-ре находились 2 каменные поварни, каменная палата над погребом, 15 деревянных келий, поваренная изба, ограда, хозяйственный двор. В сер. XVII в. к западу от собора по сторонам от надвратного Ильинского храма были построены соединенные между собой корпуса келий для архиерея, казначея и настоятеля, к югу от собора - братские кельи. В 1645 г. в Неревском конце Новгорода, где жил до пострига прп. Варлаам, братия обители поставила деревянную часовню. В 1723 г. в В. Х. м. жили 58 насельников, в 1738 г.- 20. В сер. XVIII в. мон-рь владел ок. 5500 крестьянами. К В. Х. м. были приписаны Городолюбльский мон-рь близ Вышнего Волочка и основанный учеником прп. Варлаама прп. Ксенофонтом Робейский Троицкий мон-рь. Ежегодно в день памяти прп. Варлаама 6 нояб. в мон-ре совершалось архиерейское богослужение, в 1-ю пятницу Петрова поста из новгородского Софийского собора в В. Х. м. совершался крестный ход в память о чудесном предсказании прп. Варлаама прибыть в Софийский собор в 1-ю неделю Петрова поста по снегу на санях. В XIX в. крестные ходы вокруг мон-ря (6 нояб., в день памяти прп. Варлаама, и в 1-ю пятницу Петрова поста) совершались с особой торжественностью, в т. ч. в лодках по Волхову, богомольцам раздавались еда и деньги. Рака с мощами прп. Варлаама Хутынского в Преображенском соборе мон-ря. Фотография. 2003 г. Рака с мощами прп. Варлаама Хутынского в Преображенском соборе мон-ря. Фотография. 2003 г. В 1764 г. В. Х. м. был причислен к 1-му классу; по штатам в мон-ре должны были жить помимо настоятеля 32 насельника. В 1758-1764 гг. и в 1787 - 20-х гг. XX в. настоятелями мон-ря являлись викарии Новгородской епархии, в их числе были свт. Тихон (Соколов ; 1761-1763), епископы Евгений (Болховитинов ; 1804-1808), Амвросий (Орнатский ; 1816-1819), Алексий (Симанский; 1916-1920, впосл. Патриарх Московский и всея Руси Алексий I ), др. видные архиереи.

http://pravenc.ru/text/154237.html

этом случае вряд ли была бы уместна следующая вставка, сделанная составителем Второй Пахомиевской редакции, содержащая похвалу Новгороду: «Яко обои благочестиви бяху, иже и породиста в том же Великомь Нов-град сего блаженнаго отрока, глаголю же не худа града гражданина, но паче велика » (л. 98 об.). этом для Первой Пахомиевской редакции Жития известно более двух десятков списков XV в. Первую Пахомиевскую редакцию Жития Варлаама Хутынского в автографе Пахомия Серба конца 30-х гг. XV в. (ОР РНБ, Софийское собр., 429), Четвертую Пахомиевскую редакцию Жития Сергия Радонежского в автографе Пахомия Серба начала 40-х гг. XV в. (ОР РНБ, Софийское собр., 1248); Вторую Пахомиевскую редакцию Жития Никона Радонежского в автографе Пахомия Серба 50-х гг. XV в. (ОР РГБ, ф. 304/ I , 763); списки 70-х гг. XV в. житий митрополита Алексея, Кирилла Белозерского, Евфимия Новгородского. Турилов А. А. Закхей//Православная энциклопедия. Т. 19. C . 576–578. Секретарь Л. А. Варлаамиев Хутынский в честь Преображения Господня женский монастырь//Православная энциклопедия. Т. 6. М., 2003. С. 616–617. об этом: Ляховицкий Е. А., Шибаев М. А. Заметки о хронологии и порядке работы над Софийским комплектом Великих Миней Четьих.//Труды исторического факультета Санкт-Петербургского университета. 2015. 24. С. 9. Пахомиевскую редакцию Жития Кирилла Белозерского здесь и далее цит. по списку: СПб ИИ РАН, ф. 238 (собр. Н. П. Лихачева), оп. 1, 161. Пахомиевскую редакцию Жития Варлаама Хутынского здесь и далее цит. по списку: ОР РНБ, собр. Погодина, 790. редакцию Варлаама Хутынского здесь и далее цит. по: Лосева О. А. Жития русских святых… С. 319–324. Пахомиевскую редакцию Жития Варлаама Хутынского здесь и далее цит. по автографу Пахомия Серба (РНБ, Софийское собр., 429): Карбасова Т. Б., Левшина Ж. Л., Шибаев М. А. Житие Варлаама Хутынского в автографе Пахомия Серба… С. 190–196. что в Службе ВарлаамуХутынскому, написанной в 30-е гг. XV в. вместе с Первой Пахомиевской редакцией Жития, не используются мотивы и топосы, связанные с основанием монастыря.

http://sedmitza.ru/lib/text/9494835/

Другая часовня деревянная, известная под именем Варлаамиевской, находится на северо-запад, на том месте, где, по преданию, жили родители пр. Варлаама. Предание это оправдывается частию тем, что земля, окружающая часовню и состоящая ныне в военном ведомстве, принадлежала прежде новг. Варлаамиевскому монастырю, а особенно словами грамоты патриарха Никона , данной в 1655 году, по челобитью Хутынского архимандрита Евфимия с братиею. Здесь сказано: «в прошлом-де во 153 (1645) году поставили они (архимандрит с братиею) часовню на Дослане улице на месте, где преж сего стоял каменной крест; а изстари на том месте жил чудотворец Варлаамий» 522 . В настоящее время часовня не древняя, одноглавая, осмиугольная, с столбиками, устроена около 1820 года, а в 1845 году возобновлена. В эту часовню каждогодно, в понедельник на пасхе совершается крестный ход из Николо-Качановской церкви, издревле бывший из Димитриевской, что в Кожевниках, до самого ее упразднения. Подле часовни находится колодезь, выкопанный, по преданию, родителями преп. Варлаама. 12. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в десятинском женском монастыре Местоположение Десятинского монастыря и его основание. Краткая история его и построенной в нем церкви. Устройство церкви в настоящем ее виде. Десятинский женский, 2-го класса, монастырь находится в Новгороде на Софийской стороне в Неревском, а в последствии Людине или Гончарском конце, между Прусскою и Добрыниной улицами 523 , близ вала против того места, где Суздальцы в 1169 году отражены были от Новгорода силою чудотворной иконы Знамения Божией Матери 524 . Наименование свое получил он, вероятно от построения его на ту сумму, которая собиралась с монастырей и церквей для Софийского дома десятинниками и называлась десятиною 525 , или же на те пошлинные деньги т. е. десятины, кои собирались со всех вотчин в казну государеву и народную во времена новгородской республики, или потому, что ему определена на содержание известная часть из оных десятинных денег. Наконец монастырь мог назваться Десятинским от принадлежности самого места, на котором находится он, к бывшим княжеским имениям, что также называли десятиной.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КИРИЛЛОВСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Новгородской епархии, существовало c 1892 г. до сер. 30-х гг. XX в. Резиденцией епископов первоначально служил Варлаамиев Хутынский в честь Преображения Господня монастырь , с 1907 г. Кириллов Белозерский в честь Успения Пресв. Богородицы монастырь (до его закрытия в 1924); в 1907 г. Кирилловские викарии получили в свое ведение часть Новгородской епархии. 21 нояб. 1892 г. Новгородская кафедра была отделена от С.-Петербургской (епархии были объединены в 1775) и получила самостоятельного архиепископа с титулом «Новгородский и Старорусский». Тем же высочайшим повелением викарному Старорусскому архиерею усваивалось наименование «епископ Кирилловский», по уездному г. Кириллову. 28 нояб. 1892 г. Новгородская консистория уведомила об этом духовенство епархии, приказав духовенству Кирилловского у. возглашать после имени правящего архиерея имя епископа Кирилловского. Старорусский еп. Антоний (Соколов) был переименован в епископа Кирилловского. Новгородский архиеп. Феогност (Лебедев) прибыл в Новгород 17 дек. 1892 г. Еп. Антоний оставался его викарием до 3 сент. 1893 г., когда получил назначение в Чернигов, где и скончался. В 1893 г. К. в. замещалось дважды. 30 сент. на кафедру был определен ректор Донской семинарии архим. Назарий (Кириллов) , хиротонисанный 24 окт. в Троицком соборе Александро-Невской лавры; уже 13 нояб. он стал епископом Гдовским, 2-м викарием С.-Петербургской епархии. 18 дек. 1893 г. Кирилловскую кафедру предоставили еп. Арсению (Иващенко) . Архиеп. Феогност создал своему ученому викарию условия наибольшего благоприятствования. Чтобы еп. Арсений мог продолжать в Новгороде занятия историей Церкви, агиографией, переводами визант. авторов, его не обременяли епархиальными делами. 13 авг. 1900 г. он участвовал в освящении Софийского собора после реставрации. Занимал Кирилловскую кафедру до кончины 18 февр. 1903 г., погребен в паперти Преображенского собора Хутынского мон-ря. Последующие 4 Кирилловских епископа были хиротонисаны в новгородском кафедральном Софийском соборе. Хиротонию еп. Феодосия (Феодосиева) совершили 23 марта 1903 г. Новгородский архиеп. Гурий (Охотин) , епископы Ямбургский Сергий (Страгородский) и Дмитровский Трифон (Туркестанов) . Еп. Феодосий совершал ежегодные объезды епархии для обозрения храмов и мон-рей, в авг. 1905 г. посетил Кириллов.

http://pravenc.ru/text/1840469.html

Мстислава Мстиславича Удатного в Торопец в 1210, после ухода последнего в Галич возвращен на кафедру новгородцами в 1218, утвержден на кафедре митр. Матфеем в 1219) и свт. Антония , бывш. боярина Добрыни Ядрейковича (избран в 1210, в 1218 сведен с Софийской кафедры, в 1219 переведен митрополитом на Перемышльскую епископию, возвращен новым кн. Ярославом Всеволодовичем и поддерживающими его новгородцами в 1225/26 и с небольшим перерывом возглавлял архиепископию до 1229/30, когда окончательно был сведен с кафедры, и еще при его жизни по инициативе кн. мч. Михаила Всеволодовича был поставлен архиеп. Спиридон ). После смерти Митрофана в 1223-1225 гг. и временного ухода по причине тяжелой болезни свт. Антония в Варлаамиев Хутынский в честь Преображения Господня мужской монастырь управление епархией возглавлял иеромонах этой обители Арсений. Осенью 1228 г. «простая чадь» (рядовые горожане) изгнала Арсения из архиепископского двора, обвинив его в том, что он вселился туда, дав «мзду» кн. Ярославу Всеволодовичу, что, по мнению горожан, стало причиной стихийных бедствий, приведших к неурожаю. На следующее утро новгородцы «въведоша опять (во владычный двор.- М. П.) Антония архиепископа и посадиша с нимь два мужа: Якуна Моисевиця, Микифора Щитник» (НПЛ. С. 67, 273). В 2 мирянах, поставленных в качестве временных соправителей архиепископа по причине его тяжелой болезни, нек-рые исследователи видят представителей соответственно от бояр, или «старейших», из среды к-рых выбирались посадники, и «молодших», к-рых представляли сотские, призванные ведать делами Дома Св. Софии ( Флоря Б. Н. «Сотни» и «купцы» в Новгороде XII-XIII вв.//Средневек. Русь. М., 2006. Вып. 6. С. 74; Печников. 2011. С. 36-37; Лукин П. В. Новгородское вече. М., 2018. С. 223-226). Несмотря на длительные нестроения, именно в 1-й трети XIII в. оформляется официальный новгородский культ Св. Софии, подразумевающий новгородское церковное и гражданское единство и особое покровительство Бога Новгородской земле ( Хорошев. 1997; Он же.

http://pravenc.ru/text/2577765.html

ДОСИФЕЙ упом. как соловецкий затворник и пустынник, включен в Собор Новгородских святых (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице), в Собор Соловецких святых (пам. 9 авг.) ДОСИФЕЙ Иерусалимит (Досифей I; до 1187 - нач. 1189), патриарх Иерусалимский и К-польский (февр. 1189; окт. 1189 -10 сент. 1191) ДОСИФЕЙ (2-я пол. XIV - 1-я четв. XV в.), архим. нижегородского Печерского в честь Вознесения Господня муж. мон-ря, книжник ДОСИФЕЙ (Немчинов; ок. 1780 - 1845), архим., настоятель Соловецкого в честь Преображения Господня мон-ря и задонского в честь Рождества Пресвятой Богородицы мон-ря ДОСИФЕЙ (Тутолмин; † ок. 1530?), строитель в Варлаамиевом Хутынском в честь Преображения Господня муж. мон-ре ДОСИФЕЙ (Черкезишвили), еп. Некресский Мцхетского Католикосата (Вост. Грузия) Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) (2-я пол. XVIII в.), церковный писатель, переводчик ДОСИФЕЙ ТБИЛЕЛИ сщмч. Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) (пам. груз. 12 сент.), митр. Тбилисский Мцхетского (Восточногрузинского) Католикосата ГПЦ († 1795) ДОСОКРАТИКИ условное наименование ранних греч. философов (VI-V вв. до Р. Х.), развивавших свое учение до или во время жизни Сократа ДОСПЕВСКИЕ династия болг. иконописцев, сыновья и ученики Димитра Зографа; представители самоковской художественной школы 88-100 100-103 «ДОСТОЙНО ЕСТЬ» ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ празд. 11 июня, чудотворный образ на Св. Горе Афон, перед к-рым, по преданию, в X в. явился арх. Гавриил 103-105 105-116 ДРАГАЛЕВСКИЙ МОНАСТЫРЬ («Св. Богородица Витошская»), жен., в честь Успения Пресв. Богородицы Софийской епархии Болгарской Православной Церкви 116-117 ДРАГАНОВА МИНЕЯ [Зографский трефологий] (кон. XIII в.), праздничная, с месяцесловом и избранными проложными Житиями; памятник болг. языка и лит-ры, муз. культуры, книгописания и книжной иллюминации 117-120 ДРАГОВИЧ мон-рь в честь Рождества Пресв. Богородицы Далматинской епархии Сербской Православной Церкви (на территории Хорватии) 120-121 ДРАГОЛЯ ПОПА СБОРНИК [«Сборник пресвитера Василия», в ранней лит-ре «Сборник П. Сречковича»], серб. пергаменный кодекс смешанного содержания 2-й пол. XIII в. (не ранее 1259)

http://pravenc.ru/vol/xvi.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010