Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КОРНИЛИЕВ ПАЛЕОСТРОВСКИЙ В ЧЕСТЬ РОЖДЕСТВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ предыдущая статья Содержание КОРНИЛИЕВ ПАЛЕОСТРОВСКИЙ В ЧЕСТЬ РОЖДЕСТВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Петрозаводской и Карельской епархии Карельской митрополии), находится на о-ве Палеостров (Палей) в сев. части Онежского оз. (Медвежьегорский р-н Республики Карелии). В названии острова, как объясняли в XIX в. местные жители, отражен тот факт, что возле него можно было поймать много палии - рыбы ценной породы. История К. м. до XVII в Основан прп. Корнилием Палеостровским. Точная дата основания К. м. неизвестна. В церковной традиции обитель считается одной из древнейших на территории совр. Петрозаводской епархии. «Сказание о жизни преподобнаго Корнилия Палеостровского» не содержит сведений, позволяющих точно определить время жизни преподобного ( Пигин. 2013. С. 193-198). Е. В. Барсов , основываясь на сомнительном свидетельстве царской грамоты 1691 г., где идет речь о земельных владениях, пожалованных «первоначальнику» К. м. «тому с пятьсот лет и больше», утверждал, что К. м. уже существовал к «исходу XII века» ( Барсов. 1868. С. 24, 25). И. У. Будовниц, ссылаясь на межевую запись 1319 г., писал об основании мон-ря в XIV в. ( Будовниц. 1966. С. 59-60; Мат-лы по истории Карелии. 1941. С. 387-389). Однако наиболее обоснованным считается мнение об основании К. м. в 1-й пол. XV в. В. И. Корецкий полагал, что самый древний монастырский акт - выданная игуменом Варлаамиева Хутынского мон-ря жалованная грамота, по которой палеостровским монахам разрешалось весной ловить рыбу в Онежском оз. в р-не Чёлмуж «одним вотцом» (приспособление для ловли мелкой рыбы),- датируется 1415-1421 гг. ( Корецкий. 1958). Согласно исследованиям В. Л. Янина , грамота «всех скотников и помужников» Толвуйской земли о передаче новгородскими боярами монастырю о-ва Палей - основы его буд. вотчины - с малыми соседними островами была составлена в 40-х гг. XV в. и по сути была учредительным документом ( Янин. 1991. С. 244; Мат-лы по истории Карелии. 1941. С. 99).

http://pravenc.ru/text/2458669.html

В приход входили деревни Некрасово, Большое Лановщино, Задорье. В деревнях Некрасово, Большое Лановщино, Задорье находились часовни. Л.А. Курикова «Приходское духовенство Маловишерского края в XIX – начале XX веков», 2015  Никольский Папоротский монастырь был, вероятно, основан в самом начале XV в. Под 1403 (1404) г. новгородские летописи упоминают о строительстве Порфирием Инамским (в другом варианте - Камским) деревянной церкви св.Николая и об основании им монастыря. Согласно синодику, хранившемуся в Никольской церкви в начале XX в., существовавший до Великой Отечественной войны каменный храм был выстроен в 1522 г. В документах начала XX в. упоминается и заказчик Папоротской церкви - храм был выстроен " тщанием старца Игнатия, строителя Папоротского монастыря " . На одном из колоколов Папоротской церкви была надпись, датирующая его 1526 г. Вероятно, уже в первой трети XVI в. при храме существовала колокольня. В Писцовых книгах Папоротский монастырь впервые упоминается под 1583 г.: в Писцовой книге Обонежской пятины он фигурирует под именем Патороцкого. По переписи 1615 г. в нем были каменные церкви: 1) Николая Чудотворца; 2) Преподобного Варлаама Хутынского с трапезой; 3) на посаде во имя св.Троицы и св.Апостола Петра и Павла деревянная. В переписи же 1620 г. сказано, что Никольская церковь разорена, а Варлаамиевская и Троицкая разрушены; келья одна, в которой жил тогда строитель с монахом, а 20 сожжено шведами. В 1686 г. Никольский монастырь был приписан к Новгородскому Архиерейскому Дому, а в 1764 г. упразднен. К 1804 г., очевидно, относится крупный ремонт храма, во время которого, видимо, в храме появился придел св.Троицы. Однако уже в 1819 г. храм был закрыт. В 1823 г. о храме доносили в Синод: " Церковь Святителя Николая, что в селе Папоротне, праздна с 1819 года за выведением прихожан по военному поселению к другим церквам. " Утварь, иконы и книги передали в Николаевскую Городненскую церковь Новгородского уезда. Все церковное имущество, кроме иконы св.Троицы, сгорело вместе с означенной церковью в 1844 г. Упраздненная Никольская церковь пришла в ветхость, потрескались стены и своды здания, потолки, полы и крыша обвалились, на сводах храма выросли три березы, кругом поднялся непроходимый лес. Богослужения в храме возобновились в 1866 г., при этом храм был отремонтирован, увеличены размеры некоторых окон, а в 1867 г. освящен и придельный храм св.Троицы, находившийся в каменном притворе с западной стороны Никольского храма. Был ли этот притвор построен еще в начале XIX в. или его возведение относится к 60-м гг. XIX в. - пока не ясно. В 1875 г. с западной стороны здание завершил деревянный притвор и деревянная же колокольня. В таком виде Папоротский храм сохранялся вплоть до Великой Отечественной войны. В начале века рядом с храмом находились деревянные дома священника и псаломщика. В 1913 г. 29 апреля случился большой пожар и оба дома сгорели, но уже в следующем году их восстановили.

http://sobory.ru/article/?object=38439

С. 31, 218). До сер. XII в. возникают и первые женские новгородские иноческие обители - не позднее 1136 г. был основан Воскресенский жен. мон-рь на берегу оз. Мячина, южнее Людина конца Софийской стороны; в 1138 г. упоминается как существующий жен. монастырь во имя вмц. Варвары в Людином конце рядом с Черницыной ул. (в том году в нем новгородцы удерживали жену выгнанного из Новгорода кн. Святослава Ольговича); под 1148 г. впервые упоминается в связи с пожаром монастырской ц. Пресв. Богородицы Зверин в честь Покрова Пресвятой Богородицы женский монастырь , примыкавший с севера к Неревскому концу Новгорода. Вероятно, во 2-й пол. XII в. появляется Иоанно-Предтеченский жен. мон-рь на Росткине ул. Софийской стороны (основан не позднее 1179). Активный этап монастырского строительства начинается в 90-х гг. XII в. Архиеп. Гавриил в 1192 г. освятил ц. Спаса Преображения в основанном прп. Варлаамом Хутынским Варлаамиевом Хутынском в честь Преображения Господня муж. мон-ре. В том же году игум. Мартирием (Мантурием Рушанином; с 1193 архиепископ Новгородский, святитель) был основан Спасо-Преображенский мон-рь в Русе (ныне Ст. Русса) с деревянной церковью. Не позднее 1196 г. под Новгородом в 3 верстах к юго-востоку от Торговой стороны был основан Кириллов на о-ве Нелезен мон-рь (см. Новгородский в честь Покрова Пресвятой Богородицы и святителя Кирилла Александрийского мужской монастырь ). В 1198 г. неподалеку от княжеской резиденции на Рюриковом городище кн. Ярославом Владимировичем, вероятно, был основан Преображения Господня Нередицкий (Спасо-Преображенский на Нередице, Спаса на Нередице) мужской монастырь (вопрос изначального его существования в качестве монастыря, а не княжеской церкви остается дискуссионным). В тот же период 2 жен. обители возникают на Торговой стороне Новгорода - в 1197/98 г. на Запольской ул. представительницей боярского рода был основан Евфимиин жен. монастырь, где была построена ц. во имя св. вмц. Евфимии, а в 1199 г. женой новгородского кн. Ярослава Владимировича - Михалицкий в честь Рождества Пресвятой Богородицы женский монастырь . Также на Торговой стороне, в Славенском конце, в 1238 г. вдовой посадника Семена Борисовича (поставившего здесь в 1224 ц. во имя св. Павла Исповедника) был основан жен. мон-рь с тем же посвящением.

http://pravenc.ru/text/2577765.html

20 июля 1990 г. синодальным постановлением Л. был назначен епископом возобновленной Новгородской и Старорусской епархии. 25 февр. 1995 г. возведен в сан архиепископа. Ко времени прибытия Л. в Новгородскую епархию в ней насчитывалось 38 приходов и Вяжищский во имя свт. Николая Чудотворца монастырь , к-рый незадолго до того был передан Церкви. Новый архиерей столкнулся с нехваткой духовенства и тяжелым материальным положением епархии. Лев (Церпицкий), митр. Новгородский и Старорусский. Фотография. 2014 г. Лев (Церпицкий), митр. Новгородский и Старорусский. Фотография. 2014 г. По ходатайству Л. летом 1991 г. новгородский облсовет передал в постоянное безвозмездное пользование Церкви Софии Св. собор в Новгороде Великом, Юрьев новгородский муж. мон-рь с Перынским скитом, руины Варлаамиева Хутынского в честь Преображения Господня монастыря, Валдайский Святоозерский в честь Иверской иконы Божией Матери муж. мон-рь , а также чудотворную икону Божией Матери «Знамение». 16 авг. освящение Софийского собора возглавил патриарх Алексий II. В том же году по инициативе Л. был организован Консультационный совет при Софийском соборе, состоящий из специалистов в области архитектуры, реставрации, живописи. При соборе на базе церковно-археологического кабинета проводятся практические занятия студентов, осуществляются археологические и архитектурные исследования. В епархии существует должность искусствоведа - хранителя Софийского собора. С 11 июля 1997 г. Л. состоит членом Президиума Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры . В 1992 г. по благословению Л. был учрежден Арсениевский комитет, названный в честь митр. Арсения (Стадницкого) . Его председателем является новгородский архиерей. Задача комитета заключается в осмыслении совр. проблем, стоящих перед Церковью и обществом, с учетом опыта государственно-церковных отношений прошлого столетия. В работе комитета участвуют историки и богословы из разных городов России, духовенство Новгородской епархии, студенты. С 1992 г.

http://pravenc.ru/text/2463247.html

– «Во славу Единосущной Животворящей и неразделимой Троицы, Отца и Сына и Святого Духа, по благословению Преосвященного Корнилия, Митрополита Великого Новгорода и Великих Лук, тщанием же и трудами святой обители Настоятеля Архимандрита Евфимия устроена сия паперть от сотворения мира зрнд (7154) от Р. X. (1646) года»; – «Подписажеся иконным воображением в лето от сотворения мира (7236), от Рождества по плоти Бога слова аки (1728) при Архимандрите Вениамине на поклонение Православным Христианам всякого чина и возраста во славу Богу. Аминь». 2) к северо-западу от этой соборной церкви в двух саженях – другая, тёплая соборная ЦЕРКОВЬ во имя Пр. Варлаама Хутынского, с трапезой на погребах. Церковь эта сооружена в 1552 году, а в 1797 году возобновлена; окна разделаны и расположены в симметрию, стены расписаны и между церковью и трапезой вынуты арки, через что сия соединена с оною; кровля сделана железная и выкрашена ярью. При этой церкви к северо-западу находится нынешняя братская ТРАПЕЗА со службами; 3) над южными воротами – КОЛОКОЛЬНЯ, не совсем оконченная, начата строением при Архимандрите Лаврентии; на ней колоколов 17; самый большой 484 пуда и 30 фунтов, вылит при Епископе Досифее в Москве, на заводе 1-й гильдии купца Николая Афанасьевича Самгина; 4) от соборной Преображенской церкви к западу – КОРПУС двухэтажный. В нём в южной половине – Настоятельские и Казначейские КЕЛЬИ со службами внизу; 5) между Настоятельскими и Казначейскими кельями – домовая Преосвященных Викариев ЦЕРКОВЬ во имя св. Феоктиста, Архиепископа Новгородского; 6) в северной половине этого корпуса – Наместнические и братские КЕЛЬИ. Южная часть корпуса сего возобновлена при Епископе Афанасии Волховском, а северная – при Досифее; 7) на южной стороне монастыря от соборной Преображенской церкви – братские двухэтажные КЕЛЬИ и при них погреба и кладовые; 8) от Варлаамиевой церкви к северу – корпус двухэтажный стоит после пожара пустой; 9) Близ корпуса сего – БОЛЬНИЦА, возобновлённая при Епископе Евгении, и при ней – ЦЕРКОВЬ во имя Всех Святых, после пожара обновлена и освящена Преосв. Феофилом, Епископом Старорусским;

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

10 окт. 1846 г. И. был назначен ректором и профессором богословских наук Ярославской ДС и настоятелем второклассного мон-ря, 15 дек. того же года - присутствующим духовной консистории и благочинным мон-рей Ярославля и Авраамиева ростовского в честь Богоявления монастыря . С 29 июня 1847 г. настоятель Авраамиева мон-ря. С 3 апр. 1850 г. ректор и профессор богословских наук СПбДС. Подготовил положительную рецензию на службу св. прав. Филарету Милостивому, представленную игум. Марией (Тучковой) , и отрицательный отзыв на присланную из К-поля рукопись «Записка о несогласии церкви армянской с восточной православной». Однако если свт. Филарет (Дроздов) полагал ненужным печатать рукопись из-за вторичности и неоригинальности, то И. смущал в этой статье «дух полемический, хотя умеренный», поскольку армяне «живут в пределах нашего отечества». «Сие не препятствует нам говорить правду против погрешительных мнений их»,- заметил свт. Филарет ( Филарет Московский, свт. Собр. мнений. 1887. Т. доп. С. 319-321). За «добросовестный и отчетливый труд» в области богословия И. получил «признательность» Синода. С 24 мая 1852 г. член С.-Петербургского духовного цензурного комитета, с 16-29 окт. того же года действительный член конференции СПбДА и ее внешнего правления. 8 авг. 1852 г. за «отлично-усердную и весьма полезную службу» в семинарии удостоен благословения Синода. 30 нояб. 1851 г. включен в комитет по сооружению с.-петербургского Новодевичьего в честь Воскресения Христова монастыря , 14 июля 1853 г.- в комитет, созданный для перестройки зданий Александро-Невского ДУ, 20 июля того же года - в комитет, занимавшийся подробным рассмотрением описей церковного достояния. До 30 дек. 1854 г. состоял присутствующим С.-Петербургской духовной консистории. 30 дек. 1854 г. И. определен викарием Новгородской епархии. 16 янв. 1855 г. в столичном Казанском соборе И. был хиротонисан в викарного епископа Старорусского; одновременно возглавил первоклассный Варлаамиев Хутынский в честь Преображения Господня монастырь . Проживал в Новгороде, содействовал приходской деятельности местного духовенства, особое внимание уделял совершению богослужений и просветительской работе пастырей.

http://pravenc.ru/text/577966.html

В 1537 году, во время мятежа удельного кн. Андрея Ивановича Старицкого , митр. Даниил поддержал регентшу. После прихода к власти боярской группировки князей Шуйских 2 февраля 1539 года митр. Даниил был сведен с престола и до кончины жил в Волоколамском монастыре. Кандидатура на пост митрополита др. выходца из Иосифовой обители - игум. Феодосия, настоятеля Варлаамиева Хутынского монастыря, не была поддержана. Во главе Русской Церкви встал постриженик Троице-Сергиева монастыря свт. Иоасаф (Скрипицын) . При нем был сведен с Коломенской кафедры Вассиан (Топорков) (1542). Наибольшее влияние иосифляне имели в 1542-1563 годах, когда митрополичью кафедру занимал постриженик Пафнутиева Боровского монастыря свт. Макарий , почитавший прп. Иосифа. Митр. Макарий одобрил Житие прп. Иосифа и службу ему и включил в Великие Четьи-Минеи сочинения волоцкого игумена: «Книгу на новгородских еретиков» («Просветитель») и духовную грамоту. 18 июня 1542 г. Новгородским архиепископом был поставлен постриженик Волоколамского монастыря Феодосий . В 1540-х годах бывшие насельники обители становились настоятелями важнейших русских монастырей: в 1542 году Трифон (Ступишин) был назначен игуменом Пешношского монастыря, в 1543 году Савва (Чёрный) стал архимандритом Симонова монастыря, игум. Иосифова монастыря Нифонт (Кормилицын) в сане архимандрита возглавил Новоспасский монастырь. 24 февраля 1544 года Савва (Чёрный) был хиротонисан во епископа Крутицкого, Трифон (Ступишин) занял пост архимандрита Симонова монастыря. В конце 1549 года архим. Нифонт (Кормилицын) сопровождал царя Иоанна IV в походе на Казань, в ближайшее окружение провожавшего царя до Владимира митр. Макария входили Крутицкий еп. Савва (Чёрный) и архим. Симонова монастыря Трифон (Ступишин) . 10 марта 1549 года Трифон был поставлен епископом в Суздаль, а его преемником в Симоновом монастыре стал брат Алексий (Ступишин) . В Полоцком походе 1563 года царя Иоанна IV сопровождал среди др. лиц волоцкий игум. Леонид . Ко времени Стоглавого Собора 1551 года постриженики Волоколамской обители занимали 5 из 10 русских архиерейских кафедр (архиеп.

http://drevo-info.ru/articles/13675437.h...

Парфений, епископ Смоленский и Дорогобужский (Сопковский) Родился в 1717 году в городе Киеве. Обучался в Киевской духовной академии. В 1744 году вызван в Новгородскую духовную семинарию и назначен преподавателем в ней. С 1750 года – префект Новгородской духовной семинарии. 18 февраля 1756 года возведен в сан архимандрита Антониева монастыря и определен ректором Новгородской духовной семинарии. 23 апреля 1758 года перемещен в Хутынский Спасо-Варлаамиев монастырь с оставлением в должности ректора духовной семинарии. 6 ноября 1759 года хиротонисан во епископа Кексгольмского и Ладожского, викария Новгородской епархии, с оставлением в должности настоятеля Хутынского монастыря. 7 марта 1761 года назначен епископом Смоленским и Дорогобужским. Скончался 7 марта 1795 года. Погребен в Успенском соборе, у западных дверей. Епископ Парфений отличался особенной любовью к храмоздательству. Почти все смоленские храмы построены в его управление, в частности, Одигитриевский, Крестовоздвиженский, Богоявленский собор и другие. Он устроил каменный архиерейский дом и церкви в загородных домах. Преосвященный Парфений заботился о проповедании слова Божия и сам усердно проповедовал. По просьбе святителя Георгия (Конисского , † 1795; память в 3-ю Неделю по Пятидесятнице в Соборе Белорусских святых) епископом Парфением была написана «Книга о должностях пресвитеров приходских» (1776), служившая руководством и учебником для семинарий. Будучи учебным пособием, книга содержала в то же время и практические указания по различным вопросам права. Будучи утверждена к печати Святейшим Синодом, книга нашла широкое распространение по всей России и сохраняла свое значение вплоть до издания Устава духовных консисторий в 1841 году. Книга неоднократно переиздавалась. Отличался простотой и искренним участием к нуждам человеческим. Друг страждущих и обидимых. Был смиренный, незлобивый, благожелательный ко всем. Много трудился в деле обращения ушедших из Православия, ополяченных жителей Западной Руси через посредство духовной семинарии, в которую принимались и дворяне.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

России), а также в соборы и храмы удела Д. И. (размеры вкладов в духовной не указаны, их должен был определить вел. князь). Укорененность Д. И. в жизни удела выразилась в преобладании в завещании местных мон-рей как по их числу (в завещании дан самый подробный в 1-й пол. XVI в. перечень угличских обителей), так и по размерам вкладов: угличский в честь Воскресения Господня муж. мон-рь получил 2 смежных сельца в вол. Кадке, угличскому Алексиевскому мон-рю досталось крупное дворцовое с. Некоуз в Рожаловском стане, а Улейминскому во имя свт. Николая Чудотворца муж. мон-рю - обширное с. Нефёдово в Городском стане с добавлением черносошных деревень. Во все др. угличские мон-ри также были вложены села и деревни. Кроме того, земельные вклады по завещанию Д. И. получили: в Зубцовском у.- московский Чудов в честь Чуда архангела Михаила в Хонех мон-рь (с. Дубки) и Иосифов Волоколамский мон-рь (с. Фаустова Гора), в Угличском у.- Кириллов Белозерский монастырь (с. Кобаново), близ Углича - переславль-залесский во имя вмч. Никиты мон-рь (сельцо Микитино). По завещанию князя во мн. храмы и мон-ри его удела поступили денежные вклады: во все храмы Углича и уезда, в церкви в Зубцове, Опоках, Хлепене, в храмы той половины Ржевы, к-рой правил Д. И. Кроме того, денежные вклады предназначались 3 крупнейшим жен. мон-рям и 3 муж. обителям в Москве, Варлаамиеву Хутынскому в честь Преображения Господня мон-рю под Новгородом, соборам в Звенигороде и Дмитрове, нек-рым подмосковным, центральным и сев. обителям (уникально упоминание Никольского мон-ря в дворцовом с. Братошине под Москвой). Обращает внимание отсутствие в завещании вкладов в московские кремлевские соборы, в нек-рые известные московские мон-ри, а также в церкви и мон-ри юж. части удела Д. И. Завещанием Д. И. постарался защитить интересы служивших ему бояр и детей боярских (прежде всего людей его двора), а также несвободных дворовых (князь отпустил на свободу «людей приказных, и полных, и кабальных»). Д. И. просит Василия III отдать угличским боярам и детям боярским поручные записи, фиксировавшие их служебные обязательства, вернуть им «безденежно» купленные у них Д.

http://pravenc.ru/text/178609.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЕВФИМИЙ II Вяжицкий (в миру Иоанн; нач. 80-х гг. XIV в. (?), Вел. Новгород - 10(12).03.1458, Лисицкий Рождество-Богородичный монастырь под Вел. Новгородом), свт. (пам. 11 марта, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых), архиеп. Новгородский и Псковский. Согласно Житию Е. (составлено Пахомием Логофетом до 1464), родителями святого были свящ. новгородской ц. во имя вмч. Феодора Михей и Анна. Е. был единственным ребенком, родившимся после многолетних молитв супругов о чадородии. В возрасте 15 лет, вероятно в кон. XIV в., юноша ушел из дома в Вяжищский во имя свт. Николая Чудотворца мон-рь, основанный в 12 верстах от Вел. Новгорода архиеп. Новгородским Иоанном II (1389-1415) (1-е упоминание об обители в актах относится к 1411); там Иоанн был пострижен в монашество игум. Пименом. Новгородский архиеп. Симеон назначил Е. казначеем архиерейского дома; как подчеркивается в Житии, это был 1-й случай, когда владычным казначеем стал не мирянин, а инок. После смерти архиеп. Симеона Е. перешел в Варлаамиев Хутынский в честь Преображения Господня мон-рь. Вскоре по просьбе старцев Лисицкого (Лисичьего) в честь Рождества Пресв. Богородицы мон-ря святой стал игуменом этой обители. Свт. Евфимий II, архиеп. Новгородский. Средник иконы-складня «Свт. Евфимий Новгородский в житии». 1654 г. (НГОМЗ) Свт. Евфимий II, архиеп. Новгородский. Средник иконы-складня «Свт. Евфимий Новгородский в житии». 1654 г. (НГОМЗ) После кончины Новгородского архиеп. Евфимия I по жребию на Новгородскую кафедру 13 нояб. 1429 г. был избран Е. Однако новгородцы 4,5 года не могли добиться от главы Русской Церкви хиротонии нареченного владыки. Причина этого в источниках напрямую не указывается, но можно предполагать, что задержка стала следствием нежелания Вел. Новгорода признавать право общерус. митрополита раз в 4 года в течение месяца вершить в Новгороде апелляционный суд. В пользу этого предположения свидетельствует грамота митр. св. Фотия Тверскому еп. Илии , относящаяся, вероятно, к 8 авг. 1430 г. (РИБ. Т. 6. 50. Стб. 421-423; о датировке грамоты см.: Голубинский. История РЦ. Т. 2. Ч. 1. С. 394; Янин В. Л. Из истории новгородско-московских отношений в XV в.// о н же. Средневековый Новгород: Очерки археологии и истории. М., 2004. С. 298-299). Митр. Фотий, разрешая Тверскому архиерею поставлять священников в соседние области Новгородской епархии, объяснял отсутствие в Новгороде архиерея тем, что новгородцы не подчинились митрополиту в вопросе о суде последнего в Новгороде («тое старины церковные не отправили»). Лишь 26 мая 1434 г. Е. был хиротонисан митр. Герасимом в Смоленске (согласно Житию прп. Михаила Клопского, святой предсказал Е. поставление на кафедру митр. Герасимом; см.: Повесть о житии Михаила Клопского//БЛДР. 1999. Т. 7. С. 226, 228).

http://pravenc.ru/text/187753.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010