Для средневекового мировоззрения характерно отелеснение духовного, имманентное одухотворению телесного. Задача настоящего исследования — выявить пути становления духовного начала, его отделения от телесного, смены исторических форм индивидуальности. В феномене святости фиксируется один из этих путей. Генетически феномен юродства связан с феноменом святости. Во святых ходили и некоторые юродивые, с Варлаамом Хутынским сосуществовал Прокопий Устюжский. Но святые в сумбурном языке не нуждались, чудотворение осуществлялось прямой ретрансляцией молений к Богу и обратной — волений Бога. Феномен юродства — духовное новообразование, возвышающее еще на порядок величин выплетение духовного начала — «шестое чувство» , надстраивающееся над пятью уже всячески опробованными средневековым человеком; даже в странствиях по раю и аду, что отложилось в апокрифической литературе и древнерусских легендах о чудесах; даже в путешествиях святых к иерусалимским святыням верхом на бесах. Из ряда вон выходящее поведение юродивых составляет их социально–психологический облик. Его познанию служит классическое учение А. А. Ухтомского о доминанте поведения. «Доминанта выражается в интересах текущего поведения человека, — писал Ухтомский, — определяющий ее процесс начался давно из глубины прошлого, и понять интегралы нельзя, не учитывая дифференциального течения тех струй, которые возникли очень давно, чтобы сложиться в нынешние события…« Но то, что в одной фазе развития сложилось в «интеграл», по отношению к следующему «интегралу» составляет «дифференциальное течение струй». К какому новому «интегралу» вело это течение, к каким новым духовным событиям в народной среде? К ответу на этот вопрос привлечем дополнительную информацию. Юродивые прибегали и к общедоступной речи, ярко–образной и прямолинейной, и к исключающим разнотолки действиям, когда обличали «сильных мира сего». Как общественно–культурному феномену духовной жизни юродству присущ аспект социально–обличительный. «Скрытый текст» и «открытый текст» юродства не рядоположены, а двуедины.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=113...

Вкладная грамота Варлаама Хутынского//Памятники культуры. Новые открытия: Ежегодник. 1990. – М.: Кругь, 1992. – С. 7–17. [Соавт.: В. Л. Янин]. Перепечатано в: Russian Linguistics. – 16. 1992/1993. – 2–3. – Р. 185–202. 1993 Новгородские грамоты на бересте (Из раскопок 1984–1989 гг.). – М.: Наука, 1993. – 352 с. [Соавт.: В. Л. Янин]. Псковские берестяные грамоты 6 и 7//Советская археология. – 1993. – 1. – С. 496–210. [Соавт.: И. О. Колосова и И. К. Лабутина]. О вероятной связи группы берестяных грамот 12 – начала 13 в. с посадниками Иванком Захарьиничем и Гюргием Иванковичем//Новгородский исторический сборник. – 4 – СПб.; Новгород, 1993. – С. 46–51. Древнейший восточнославянский заговорный текст//Исследования в области балто-славянской духовной культуры: Заговор. – М.: Наука, 1993. – С. 104–107. 1994 Берестяные грамоты из новгородских раскопок 1990–1993 гг.//Вопросы языкознания. – 1994. – 3. – С. 3–22. [Соавт.: В. Л. Янин]. 1995 Древненовгородский диалект. – М.: Школа «Языки русской культуры», 1995. – 720 с. Рец.: Vermeer W.//Russian Linguistics. – 21. – 1997. – Р. 89–94; Birnbaum Н.//International Journal of Slavic Linguistics and Poetics. – 41. – 1997. – P. 207–216; Šrámek R.//Acta onomastica. – Praha, Ústav pro jazyk eský AV R. 1999, vol. 39, 1. P. 175–178. Берестяной документ 12 века о сборе югорской дани//The Language and Verse of Russia. In Honor of D. S. Worth on his 65-th birthday. Ed. by H. Birnbaum and M. Flier. – Moskva, 1995. – P. 283–290. (UCLA Slavic Studies. V. 2). Une lettre d " amour vieux rasse du 11-e siècle//Université de Genève. Cahiers de la Faculté des Lettres, 1995. P. 6–10. 1996 Берестяные грамоты из новгородских раскопок 1995 г.//Вопросы языкознания. – 1996. – 3. – С. 13–16. [Соавт.: В. Л. Янин]. Берестяные грамоты из новгородских раскопок 1990–1995 г.//Средневековая Русь. – М., 1996. – 1. – С. 120–153. [Соавт.: В. Л. Янин]. 1997 Берестяные грамоты из новгородских раскопок 1996 г.//Вопросы языкознания. – 1997. – 2. – С. 24–33. [Соавт.: В. Л. Янин].

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Проскомидия совершалась обыкновенно священником, но в некоторых местах новгородской области совершали её и диаконы. В служебнике Варлаама Хутынского († 1191) читаем: «диакон, хотя резати проскуру, прехрестит трижды ножем и, режа, глаголет се: яко овча на заколение ведеся». 178 Указание на обычай совершать проскомидию диаконам в XI и XII веках мы находим так же в Студийском уставе, XII–XIII века. В этом уставе, при изложении порядка службы в пост св. Апостолов, сказано, что священник (иеромонах) и диакон, принявши благословение от игумена, облачатся и проскумисает диакон. 179 Обычай совершать проскомидию диаконам был довольно древний: в первенствующей церкви обязанность приготовлять все нужное для совершения таинства евхаристии лежала, на диаконах; в VIII и IX веках в церкви греческой совершали проскомидию диаконы, но уже начинал входить в употребление обычай великой константинопольской церкви совершать её священникам. Патриарх Герман, описывая совершение проскомидии в его время (VIII в.), между прочим говорит: «этот диакон, изъемлющий божественное тело, уподобляется Ангелу – благовестнику, рекшему Деве: «радуйся». Не дивно, впрочем, что просфору раздробляют и иереи; ибо надобно смотреть на обыкновение великой церкви». 180 Такая же смешанная практика относительно лиц совершающих проскомидию, очевидно существовала и у нас в России в XII веке: в одних местах её совершали священники, а в других диаконы. По недостаточности данных трудно сказать, какой из этих обычаев был преобладающим; но судя по равному числу свидетельств в пользу того и другого обычая, можно думать, что и тот и другой обычай: одинаково практиковались в рассматриваемое нами время в церкви Русской. Оканчивалась проскомидия молитвами над кадилом и о предложенных дарах; 181 покровения даров, отпуста на проскомидии и молитв пред литургией не показано в богослужебных памятниках рассматриваемого нами времени. В древних греческих списках литургии Златоуста мы также не находим отпуста на проскомидии и молитв пред литургией; 182 так что в этом отношении служебники Русской церкви вполне согласны со служебниками церкви Греческой. Что же касается покровения даров и молитвенных возглашений, какие произносятся священником при нем, то их мы находим во всех древних греческих списках литургии Златоуста 183 (исключая Барберинова), а потому, в виду этого, трудно сказать положительно – произносились, или не произносились какие-нибудь молитвенные возглашения священником при покровении даров в рассматриваемое нами время в церкви Русской; на основании известных нам богослужебных памятников того времени вопрос об этом должен быть решен в смысле отрицательном.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Корлива (Korliva N. Un témoin du plus ancien manuscrit cyrillique, I’Euchologe du kniaz Vladimir le Grand (f 1015)//Echos drient. 1930. 29. P. 346) цитирует описание рукописи Огиенко. В самой рукописи нет и следа этого (См. л. 17r-20r). 1485 Среди греческих источников, находящихся в кодексе Sabas 48 и некоторых позднейших рукописей у Трембеласа (Trempelas. P. 91). Ieratikon. Рим, 1950 указывает «Бог» вместо «Христос» (p. 270); Ieratikon. Афины, 1951 (p. 170) не имеет формулы вообще. Список XV в. Sinai 986 содержит почти ту же самую вариацию («Бог посреде нас») на причащении духовенства (Дмитриевский А. А. II, С. 613). Из славянских источников см.: Служебник Владимира Л. 21v); несколько рукописей славянской ВАС (Орлов. С. 161); Служебник. Львов, 1646. Л. 135r-v; Холмогорский чиновник (Голубцов А. П. Чиновники. С. 24); Единоверческий чиновник. Москва, 1910, Л. 54r. 1486 Vatican Slav. 9 (XII в.), Красносельцев Н. Ф. Сведения. C. 154; Служебники Антония Римлянина († 1147) и Варлаама Хутынского († 1192) (Синод. 342605 и 343604 в: Невоструев-Горский. Описание. III, i. С.3:6). Другие списки XIIXV вв. см.: Petrovskij А. Rédaction slave. P. 868, 905; Орлов. С. 161. 1487 См. ИАК (LEW. P. 43, 11 ff); яковитская литургия (Ibid. P. 83, 22 ff); МАРК (Ibid. P. 123, 16 ff); коптская (Ibid. P. 162, 36 ff); эфиопская литургия (Ibid. P. 227, 10 ff). 1488 Муретов (К материалам. С. 98) приводит текст по списку XIV в. Петербург Акад. 526 с вариантами из рукописей XIV в. Синод. 345 (595), Казань 707 (1026), 712 (1023), 713 (1029), и Московского служебника 1602 г. Орлов (Литургия. С. 159) дает издание кодекса XVI в. София 603 с вариантами из списков София 520 (XIV в.), 526 (XIV в.), 530 (XV в.), 899 (XVII в.) и московских Служебников 1602 и 1653 годов издания. Петровский (Redaction slave. P. 884, 908, 928) также опирается на эти источники. Перевод на латинский выполнен на основе теста из Единоверческого чиновника (Служебник архиерейский. Москва, 1910. Л. 54v-55r). Невоструев-Горский (Описание.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

947 Древняя покаянная молитва, первая часть которой находится в ИАК (Mercier. P. 222, 23), сирийской литургии и александрийской греческой ГРИГ (Renaudot. I. P. 33, 104). Ныне ее можно увидеть в последовании изобразительных (типике) византийского обряда (ср. Horologion. Rome, 1937. P. 187) и в причастных молитвах византийской литургии в некоторых рукописях, см. Ligier L. Pénitence et eucharistie en Orient: théologie sur une interfirence de prières et de rites//OCP. 1963. 29. P. 16, 34, 37. 948 Triodion. Rome, 1879. P. 622, 633, 643, 656. Тропарь появляется на входе в списках Ethnike bibl. 752, 757, 766, 751, 770, 773, 763, 767, 765 (Trempelas. P. 79). 949 Tarchnišvili M. Liturgiae. P. 55. О датировке этой рукописи см. Jacob A. Version georgienne. P. 66. 950 Arabatzoglou. P. 237. Пропущена пунктуация между двумя инципитами, но это понятно по самой рукописи (f. 513r). 951 О славянской литургической практике см. труды: Petrovskij А. Rédaction slave, passim; Дмитриевский А. А. Богослужение в русской церкви в первые пять веков//Православный собеседник. 1882. III. С. 375 и списки: Невоструев-Горский. III. С. 1; Орлов. С. 125; Муретов С. К материалам. С. 86. Некоторые русские списки содержат особенности, не имеющие аналогов в современных греческих текстах, например, Служебники Антония Римлянина и Варлаама Хутынского (Невоструев-Горский, Описание III. 1. С. 2, 6; Petrovskij А. Rédaction slave. P. 867); Sinai Slav. 14 и 15 и т. д. Некоторые славянские списки, например, Sinai Slav. 40, приводят столько же рубрик, сколько ранние константинопольские евхологии. 952 Греческий текст из Barberini 336 приводится в LEW. P. 312, 16–22. Славянская версия находится перед Великим входом в кодексах Синод. 345 (XIV в.) и 366 (XVII в.), Невоструев-Горский. III. 1. С. 21, 96; Петербург Акад. 526 (XIV в.), Муретов С. К материалам. С. 87; Петербург Акад. 520, Казань 712, и некоторых печатных изданиях (Муретов С. Проскомидия. С. 23, 25; Petrovskij А. Rédaction slave. P. 920). 953 См. рецензии в Служебнике Антония Римлянина († 1147), Синод. 342 (605), Муретов С. К материалам. С. 5960 и Единоверческий чиновник. Л. 9v.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Post introductionem... diaconus incenset circum altare, и sacerdotes incenset. Sacerdos lavet manus et dicat. Lavabo sanctitate vanus meas usque ad Benedicam te, Domine. 603 После входа... диакон кадит вокруг престола и священника кадит. Священник умывает руки и говорит: Умыю в неповинных до благословлю тя, Господи. Кодекс Sinai 961 (ВАС) поминает умывающих руки во множественном числе, 604 а пара евхологиев даже позволяет сделать это диакону. 605 Служебники Антония Римлянина († 1147) и Варлаама Хутынского († 1192) упоминают, что все сослужащие священники умывают руки после Великого входа на иерейской литургии. 606 Обычаи могут варьироваться, но древнейшее византийское свидетельство усваивает чин умовения лишь предстоятелю. Участие диакона в умовении, конечно, позднейшее новшество, если не уклонение нескольких списков от общей колеи. Место умовения рук в византийской литургии 1. Ранние источники Древнейший памятник с lavabo кодекс X в. Петербург 226 сообщает, что священник умывает руки во время пения Херувимской. Это могло происходить прежде, во время или после поставления даров, потому что пение перекрывает все эти последования. В X в. священник еще не принимал участия в перенесении даров и ждал в алтаре прибытия диаконов, как покажем в следующей главе. Пиромалов кодекс, Йоханнисбергская версия (ВАС, X в.) и грузинская ЗЛАТ XI в. согласны в помещении обряда умовения после поставления даров перед диалогом Orate fratres. Умовение следует за входом в кодексах XII века Oxford Bodleian Auct E.5.13 (f. 14v), Grottaferrata Γβ II (ЗЛАТ, f. 11r), 607 в архиерейском диатаксисе XIIXIII вв. British Museum Add. 34060, 608 в армянской версии ЗЛАТ того времени 609 и современной армянской литургии. 610 В некоторых евхологиях XI в., таких как Messina Gr. 160 611 и Grottaferrata Γβ XV (f. 2v), умовение находится перед молитвой «Никтоже достоин». Это лишь первые признаки увядания традиции. Все свидетельства до XII в. показывают исконное место обряда умовения рук после входа. 612 Сначала предстоятель, вероятно, умывал руки во время шествия. С дополнением других молитвословий к евхологию прежде и во время Великого входа, обряд lavabo находится там, где и всегда, а именно перед диалогом Orate fratres, но не позже прибытия шествия с дарами.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

214 См.: Пуцко В.Г. Перынский каменный крест//Раннесредневековые древности Северной Руси и ее соседей. СПб., 1999. С. 164–172; он же. Византийская модель в новгородской каменной резьбе//Восток – Россия – Запад: Мировые религии и искусство. СПб., 2001. С. 147–150. 215 Макарий, архим. Археологическое описание церковных древностей в Новгороде и его окрестностях. Ч. 1. М., 1860. С. 339–341; он же. Древние кресты в Новгороде, поставленные на поклонение//Известия Русского Археологического Общества. Т. 2. СПб., 1861. С. 95. 216 Макарий, архим. Археологическое описание… С. 340; Матюшкина Г. И. Крест мастера Серапиона//Советская археология, 1970, 3. С. 250–251. 218 Шляпкин И. А. Конспект лекций по истории и древностям Великого Новгорода. Новгород, 1910. С. 17. 220 Спицын А. А. Заметки о каменных крестах, преимущественно новгородских//Записки Отделения русской и славянской археологии Русского Археологического Общества. Т. V. Вып. 1. СПб., 1903. С. 214, 216. 222 Святославский А. В., Трошин А. А. Крест в русской культуре. Очерк русской монументальной ставрографии. М., 2000. С. 151. 225 Янин В. Л., Зализняк А. А. Вкладная грамота Варлаама Хутынского//Памятники культуры. Новые открытия. 1990. М., 1992. С. 8. 227 Даркевич В. П., Борисевич Г. В. Древняя столица Рязанской земли. М., 1995. С. 192, 289. Табл. 61. 228 Янин В. Л. Актовые печати Древней Руси X–XV вв. Т. I–II. M., 197).См. Свод; Янин В. Л., Гайдуков П. Г. Актовые печати Древней Руси X–XVbb. Т. I. I. M., 1998. См. Свод. 232 Вздорнов Г. И. Волотово. Фрески церкви Успения наВолотовом поле близ Новгорода. М., 1989. Документация, 84. 233 Передольский В. С. Новгородские древности. Записка для местных изысканий. Новгород, 1898. С. 87. 234 Петрова Л. И., Анкудинов И. Ю., Попов В. А., Силаева Т. В. Топография пригородных монастырей Новгорода Великого//Новгородский исторический сборник. Вып. 8 (18). СПб., 2000. С. 144. 241 Шляпкин И. А. Древние русские кресты. I. Кресты новгородские, до XVbeka, неподвижные и нецерковной службы//Записки Отделения русской и славянской археологии Русского Археологического Общества. Т. VII. Вып. 2. СПб., 1907. С. 65.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

Несмотря на свой авторитет, на заботу Киприана о распространении исправленного текста литургии и на строгое внушение переписчикам не отступать от самой буквы подлинника, дальнейшие списки литургий не оправдали этих усилий, и из сравнения служебников XIV–XV в. оказывается, что тогда обращались в употреблении три особые типа, из которых один остался чуждым киприановского исправления, а два другие сложились на его основе. К первому принадлежат списки древнейшей редакции, не вытесненные исправленным чином. Он характеризуется неустановившимся порядком проскомидии и разногласием в изложении дальнейших молитв и обрядов. Таковы два служебника типогр. Библ. XV в. 129, 130 и синод. служебник 343 / 598 , который хотя и ранее Киприана, но послужил образцом для позднейших. Синод. служебник 343 / 600 как видно из приписки, был написан Феодором пресвитером в Хутынском монастыре в лето 6908 (1400) и, по справедливому заключению описателей Синодальн. Библ., составлен под влиянием служебника Варлаама Хутынского. Второй тип отличается отдельным изложением устава литургии от её текста, т. е. обрядовых замечаний – от молитв и ектений. Устав этот имеет свои особенности сравнительно с изложением его в служебнике Киприана и разделяет отличие списка Евфимиева. Перевод молитв большей частью сходен со служебником Киприана, но подробности обряда записываются иначе. Зависели эти особенности от того, что и при отдельном изложении устава все-таки нельзя было обойтись без указаний на обрядовые приемы в тексте службы, а эти указания переходили иногда целиком из служебников прежних. (Так в синод. требн. 375). К третьему типу принадлежат служебники с уставом в тексте службы. Это самая богатая семья литургий XV в. Они построены на основе исправленного Киприаном чина и примыкают к нему самым тесным образом, но отличаются своими разностями в обрядах, в изложении молитв, и едва ли не каждый список своими мелкими особенностями. Некоторые из них были направлены против слабых сторон, допущенных в редакции Киприановой и которые сами собой напрашивались на исправление.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Mansvetov...

243. (1515.) Устав церковный, полууст., первой полов. XVI века, в лист, 372 листа. В главных частях сходен с прсдыд. 242, месяцеслов сокращеннее, несмотря на то, что внесены в оный некоторые из Святых, особо помещенных там. Статей, следующих за Марковыми главалт, коих 81, в сем списке нет. К концу ркп. приложен: л. 343 об. Часословець, имеяй службу нощную и дневьную, по уставу иже в Иерусалиме лавры св. отца нашего Савы. 244. (1514.) Устав церковный, полууст, четкий, второй полов. XVI века, в лист, 527 листов л. 8. Устав церковней службе иже в Иерусалиме святыя лавры препод. и богоносн. отца нашего Савы, имеа и всю службу и устав церковный; сий же устав и служба бывает в прочих сущих в иерусалимских честных монастырех. Глав 44, впереди сказание от Патерика о числе братии в древних обителях, потом краткое предисловие Типику св. И. Златоустаго, за тем оглавление и другое длинное предисловие, что под 242. (лист 72 порожний). л. 73. Устав церковней службы и вселетняго пениа по уставу иже в Иерусалиие святыя лавры препод. отца нашего и богон. Савы. Расположен по дням, начин. с сентября. В месяцеслов внесены не только все русскис Святые, находящиеся под 242 и канонизованные моск. Собором 1647 г., но и другие многие, как то: Сент. 5, Убиение Глебово на Смядыни. Сент. 30, Препод. отца нашего Григориа иже на Першме (пелшемскаго). Окт. 1, Препод. отца нашего Савы иже над Вершею рекою жившаго (вишерскаго). Окт. 29, Преставление препод. отца нашего Аврамиа архимандрита богоявленскаго (ростовскаго). Ноября 6, Препод. Варлаама хутынскаго. Маия 14, Исидора уродиваго Христа ради ростовскаго. Августа 21, Препод. отца нашего Аврамиа смоленскаго чюдотворца.– Память препод. Макария колязинскаго положена вм. 17 под 16 марта, как и в Требнике, изд. в Москве 1639 года; препод. Антониа печерскаго иже на Киеве не 10-го июля, а как почти везде в ркпсях, где только встречается, 7-го маия; преставление блаженыя княгини Олги не 12-ю июля. а согласно с печатн. месяцесловом, 11-го июля. л. 298 об. Богородичны поемыя на слава и ныне по гропарех Святым.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

Разделы портала «Азбука веры» Кондак 1 Избранный и дивный в житии и чудесех угодниче Божий, святый блаженный Прокопие, песньми духовными любовию восхваляем тя, небеснаго заступника нашего и молим ти ся прилежно: яко имеяй дерзновение ко Господу, молитвами твоими от всяких нас бед свобождай, да зовем ти: Радуйся, святый блаженный Прокопие, великий и преславный чудотворче. Икос 1 Ангел во плоти был еси, святе Прокопие, егда яко юрод Христа ради на земли являлся еси, да от людей святость жития твоего утаиши, безчестием же всяческим вечную славу на Небеси улучити сподобишася. Сего ради ублажаем тя сими хвалебными глаголы: Радуйся, от земли Отечествия твоего спасения ради в землю Российскую смотрением Божиим приведенный. Радуйся, от купли житейския к купле духовной промышлением Его обращенный. Радуйся, в Велицем Новеграде светом веры православныя озаренный. Радуйся, заблуждение еретическаго инославия далече от себе отринувый. Радуйся, во обители Хутынстей благочестию христианскому добре навыкий. Радуйся, наставлением старца духовнаго в православии крепко утвердивыйся. Радуйся, богатство твое земное храмом Божиим и нищым иждивый. Радуйся, в вольней нищете пребывати изволивый. Радуйся, в Великий Устюг яко нищ и странен пришедый. Радуйся, юродственное житие в нем проходивый. Радуйся, от неразумных посмеваем, поругаем и биен яко юрод бывый. Радуйся, терпением велиим и смирением совершенным душу твою к подвигом уготовавый. Радуйся, святый блаженный Прокопие, великий и преславный чудотворче. Кондак 2 Видев благолепие храмов Божиих в велицем Новеграде, и красоту службы церковныя, уязвился еси, Прокопие блаженне, любовию к православней вере Христовой, и сию не познати токмо, но и исполнити восхотев, в обитель преподобнаго Варлаама Хутынскаго пришел еси, и от игумена оныя наставлен быв, добре познал еси догматы святыя веры, и верен ея исповедник явился еси, зовый в Троице единому Богу: Аллилуиа. Икос 2 Разум просвещен от Бога имый, добре суету и тленность сокровищ мира сего уразумел еси, Прокопие богомудре, и куплю земную оставль, вся стяжания твоя храмом Божиим, обителем иноческим и нищым расточил еси, сам нищ быв, да богатому в милости Христу Богу послужиши невозбранне, темже слышиши от нас сия похвалы:

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-svj...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010