Радуйся, обетом нестяжания высоту Духа показавый! Радуйся, обетом послушания всесовершенное служение Свое Единому Богу утвердивый! Радуйся, житию и подвигом древних преподобных отец поревновавый! Радуйся, в труды и послушание отцу Твоему духовному предатися усердно восхотевый! Радуйся, искус долготерпения благоуспешно прошедый! Радуйся. всякое послушание со смирением и кротостию совершивый! Радуйся, благочиния монастырскаго верный Хранителю! Радуйся, равноангельнаго жития строгий Ревнителю! Радуйся, Варлааме, Великий и Преславный Чудотворче! Кондак 4 Бурю мирскаго жития и волны страстей прешед, Богомудре Отче Варлааме, обрел еси тихое пристанище во Обители Пресвятыя Богородицы, идеже и вселився неленостно поработал еси Христу во мнозе долготерпении, со всяким воздержанием смиряя Свою душу: тело же Свое трудами и подвигами утомляя, яко всей братии зело удивлятися великому Твоему смирению и послушанию, и прославляти о Тебе Бога, вопиюще Ему: Аллилуиа! Икос 4 Слышав похваляема Тя быти во Обители от человек, превозношения суетнаго убоялся еси, Отче Преподобне! и тепле молился еси ко Господу да сподобит Тя в пустынном безмолвии Ему служити. Темже, яко ищай Славы Единаго Бога. пришел еси на гору Хутынскую, свыше Тебе лучем Божественнаго Света указанную, да тамо в мире Единому Господу работаеши. Мы же, дивяшеся Пречудному сему указанию, радостно зовем Ти таковая: Радуйся, презревый славу человеческую, яко суетную! Радуйся, восприявый Святое Смирение Иисусово! Радуйся, Благодатию Божиею водимый, яко един от древних Патриархов! Радуйся, освятивый гору Хутынскую Твоим пришествием! Радуйся, Луч огнен видевый на ней! Радуйся, чрез сие приявый от Господа благое извещение о месте покоя Твоего! Радуйся, Зрителю Божественных видений! Радуйся, Горлице пустыннолюбивая, Хутынскую дебрь огласившая пением Славы Божия! Радуйся, Крине благоухающий в пустыни! Радуйся, молитв благовонное Кадило! Радуйся, псалмопения Органе изящный! Радуйся, Варлааме, Великий и Преславный Чудотворче! Кондак 5

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-pre...

Царя Небеснаго возлюбив всем сердцем Твоим и всею душею Твоею и всею мыслию Твоею, до конца жизни Твоея в терпении и подвизе неослабно пребыл еси, и егда достигнув в меру возраста и в мужа совершенна, познал приближение времени, нужнаго человеку изменения, во еже тленному наследовати обетованное безсмертие, тогда завещал еси учеником Твоим вся потребная ко спасению, наставника же вместо  себе Антония сподвижника Твоего оставил еси, емуже и Обитель Святую вручил еси и братию: Таже благословив всех, предал еси Святую душу Твою в руце Божии. Мы же, поминающе сия, из глубины сердец вопием Ти таковая: Радуйся, искреннюю любовь к Богу в душе и сердце непрестанно имевый! Радуйся, тою же любовию к духовным чадам Твоим, при отшествии исполненный! Радуйся, страх Божий в сердце выну сохранивый! Радуйся, Единому Господу до конца послуживый! Радуйся, благочестно течение временныя жизни скончавый! Радуйся, кончину Свою предуведевый! Радуйся, яко с твердым надеянием Благ Вечных преставился еси к Богу! Радуйся, яко Царь царствующих прият Тя в Небесное Царствие! Радуйся, яко святостию жития Милость Божию обрел еси! Радуйся, Рабе Благий и Верный вшедый в радость Господа Твоего! Радуйся, яко от Обители земныя в Обитель Небесную преселился еси! Радуйся, яко с Небесных высот на мольбы наша милостивно призираеши! Радуйся, Варлааме, Великий и Преславный Чудотворче! Кондак 11 Пение погребальное слезами растворяшеся у гроба Твоего, Досточудне Отче Варлааме! множества же ради свещей и благовония кадильнаго, светлым торжеством являшеся погребение Твое, и мнози тогда недужнии получиша исцеление прикосновением ко Святым мощем Твоим, радующеся и благодарственно взывающе к Чудотворящему Тобою Богу: Аллилуиа! Икос 11 Светозарное Светило, на Хутынской горе воссиявшее, и по честнем успении Твоем зрим Тя, Богомудре Отче Варлааме! зане и ныне светиши нам знамении и чудесы, от Святых мощей Твоих истекающими, яже изволением Божиим земля яви Святителю Евфимию и бывшим во храме с ним Игумену Тарасию, иподиакону Иоанну, яко многоценное и Благодати исполненное Сокровище. Темже и мы, благодарственная Богу принося о Тебе пения, взываем к Тебе сице:

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-pre...

Радуйся, нетлением мощей Твоих славно от Бога возвеличенный! Радуйся, от мощей Твоих исцеления недугов Благодатию Божией источаяй! Радуйся, Чаше, изливающая токи Милосердия Божия! Радуйся, чудес Пучино, свыше излиянная! Радуйся, прежде смерти явивый дивная! Радуйся, и по успении совершаяй чудная! Радуйся, яко и по смерти жив пребываеши, являя в Себе силы Божественныя! Радуйся, яко молитвенно Тя призывающия, скоро посещаеши! Радуйся, немощных Целителю! Радуйся, скорбных Утешителю! Радуйся, яко и по преставлении Твоем присно с нами пребываеши! Радуйся, яко и живя в селениих Райских нас не оставлявши! Радуйся, Варлааме, Великий и Преславный Чудотворче! Кондак 12 Хотя сокровенную тайну явити, показал еси дивная Боголюбивому мужу Тарасию о погибели и потоплении Великаго Новаграда: обаче Сам же Ты и великий Покров граду был еси и гнев Божий молитвами Твоими умягчил еси, и град Твой от казни избавил еси. Тогда вси людие видевше Тя ко Господу Пречуднаго Ходатая, вопияху к Богу: Аллилуиа! Икос 12 Дивен показался еси учеником Твоим, егда единаго от осужденных, никому же – Тя молящу, от казни смертныя свободил еси, другаго же и многим Тя о нем просящим от смерти избавити не восхотел еси. Мы же не дерзаем испытывати сокровенная Судеб Божиих Тайны, но со страхом к Тебе взываем: Радуйся, Таинниче Великий! Божия Благодати! Радуйся, Защитниче! от бед и смерти неповинныя! Радуйся, священный Уме! постигаяй Божественныя Тайны! Радуйся, разуме просвещенный светом Горния Славы! Радуйся, Душе освященный Благодатию Божиею! Радуйся, сердцем очищенным зряй Непостижимыя Божия Судьбы! Радуйся, внутренняя сердца испытуяй! Радуйся, прозреваяй сокровенныя мысли! Радуйся, Светлый Уме озаренный Невечерним Светом! Радуйся, чистый душею, просветленный Солнцем Правды! Радуйся, Варлааме, Великий и Преславный Чудотворче! Кондак 13 Великий и Пречудный Отче наш Варлааме! к Тебе припадая со умилением молим: приими сие малое хвалебное пение наше и Богоприятным Твоим Ходатайством испроси нам от Христа Милостиваго Бога нашего прощение прегрешений наших, дарование нам грешным христианския кончины живота нашего и Царствия Небеснаго наследие, да сподобимся с Тобою и со всеми Святыми во Веки воспевати Богу и Спасителю нашему: Аллилуиа!

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-pre...

Некоторый человек, имевший великую любовь к преподобному Варлааму Хутынскому, пришёл с женой в обитель, где почивают его святые мощи, сделал пожертвование в пользу иноков, поставил им трапезу и после усердной молитвы сел в лодку и водным путём отправился домой. На пути с ним произошло несчастье: лодка случайно опрокинулась, и все бывшие в ней попадали в воду, а в числе их и упомянутый человек, с особенной любовью чтивший преподобного. После долгих усилий все упавшие в воду спаслись, а этот человек пошёл ко дну. Бывшие на берегу и видевшие его потопление люди никакой помощи подать ему не могли, и побежали в ближайшее селение звать рыбаков с неводом, чтобы вытащить из воды утонувшего. Невод был принесён, утонувший из воды вытащен, но, увы, без всяких признаков жизни. Жена умершего горько рыдала над телом умершего мужа и говорила: «Так-то ты наградил нас, святче Божий, нас, пришедших поклониться твоему гробу! Мы надеялись, по твоим молитвам, долголетней жизни удостоиться, а мужа моего постигла неожиданная смерть! Лучше бы нам не приходить к тебе, и тогда не случилось бы с нами этого ужасного несчастья!» Когда жена восклицала так, внезапно муж её издал глубокий вздох и с ним выбросил из уст большое количество воды. После этого он встал с земли здоровым и, прославляя преподобного за возвращение от врат смертных к жизни, возвратился в дом свой. Другой случай. Григорий, постельник великого князя Василия Васильевича, впал в тяжкую болезнь и был при смерти. Не надеясь на помощь врачей, он велел везти себя в обитель того же преподобного Варлаама, к которому имел великую веру, и везшим его сказал: «Если я дорогой умру, всё-таки и мёртвого меня к преподобному везите». И как Григорий сказал, так и случилось; дорогой он умер и в обитель везён был уже мёртвым. Когда же бывшие с ним люди приблизились с телом его к монастырю Варлаама, Григорий, к изумлению всех, ожил и без посторонней помощи пошёл и поклонился гробу преподобного. Итак, несомненно, что святые угодники Божьи даже и от смерти избавляют тех, которые чтут их, любят и им молятся. А отсюда что следует? То, во-первых, что поистине хорошо делают те из христиан, которые ходят на поклонение угодникам Божьим в их обители и там усердно угодникам молятся; во- вторых, то, что и мы хорошо сделаем, если таковым людям будем подражать; в-третьих, то следует, что святые, как видно из приведённых примеров, имеют благодать молиться за нас, могут слышать наши молитвы и видеть наши нужды и что «много может усиленная молитва праведного» ( Иак.5:16 ). В заключение же, наконец, следует и то, что, ввиду всего сказанного, мы должны прибегать с молитвами к святым, просить их, чтобы они наставляли и руководили нас на пути спасения, отводили от зла и всегда направляли к добру, помогали в трудных обстоятельствах, утешали в скорбях, утверждали нашу надежду и упование на Бога, всегда всех призывали и влекли к Отечеству Небесному, чтобы всем нам наследовать вечную жизнь в обителях Отца Небесного. Аминь. 7-й день

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/c...

Именно к таковым может быть отнесён серебряный золочёный крест XVI века из собрания Музеев Московского Кремля, поступивший туда в 1925 году через Музейный фонд из Вятки 579 . Этот мощевик представляет большой интерес, прежде всего по своим художественным особенностям. Его чёткий, геометризованный абрис, треугольные завершения нижнего и боковых концов, усложнённая форма крупного гранёного оглавия характерны для XVI века. Иконография литых накладных Распятия на лицевой стороне и херувима с ромбовидным ликом на оглавии, а также сплошь покрывающий лицевую сторону резной узор широкого вьющегося стебля с отходящими листьями, напоминающими полу-пальметты или образующими сердцевидные фигуры, типологически восходят ещё к XIV столетию, но имеют и особенности, появившиеся не ранее XV века. К ним относятся скошенные концы горизонтальных ветвей Голгофского креста: моделировка складок одежд преподобного на обороте креста сдвоенными линиями также указывает уже на зрелый XV – первую половину XVI века. Литые священные изображения на лицевой стороне и оглавии креста выполнены в невысоком, тонко проработанном рельефе, судя по сохранившимся следам, первоначально они были выделены на кресте ещё и позолотой. На обороте креста – резные изображения Голгофского креста с копием и тростью (на оглавии) и Варлаама Хутынского в рост (на нижнем конце). Преподобный представлен в молении, вполоборота вправо, в мантии с откинутым куколем и в шапочке, покрывающей уши, в коротких сапожках и с посохом в правой руке. В средокрестии надписи. ШЕСТЕРЫ МОЩИ СТЫ ( Х ) и ВАРЛАМЪ (последняя буква вырезана зеркально), на концах креста буквы, составляющие имя ИАКОВЪ . В четырёх треугольниках на скосах оглавия тонкие резные буквы ХЕ РО ВИ ME . Резные надписи выполнены уверенно, но расположены небезупречно, вероятно, их резал не профессиональный словописец, а сам мастер креста. Оглавие присоединено к кресту деревянным штифтом, продетым сквозь петли, на нижнем конце петельки для скрепления открывавшихся створок. Ныне крест наглухо заклёпан с правой боковой стороны. Его створки, насколько можно видеть в щель, с внутренней стороны имеют ковчег, внутри сохранились мощи, в том числе и части багряной шёлковой ткани, возможно, от ризы преподобного Варлаама 580 .

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

Данный вывод важен не только в историко-литературном отношении, но ещё и потому, что конкретная сравнительная текстология похвальных речей Святогорца позволяет, кроме того, скорректировать некоторые высказанные ранее в научной литературе мнения. В своё время В. М. Яблонский во многом верно указал на переводные славяно-русские тексты, послужившие сербскому книжнику источниками для его русских сочинений, при этом, как теперь ясно, не достаточно акцентировав внимание на том, что писатель не в меньшей, по крайней мере, степени был зависим от оригинальных древнерусских текстов. Показательным, например, является фрагмент из Похвального слова преподобному Варлааму Хутынскому: «Яко же и цветом, иже в пролетии бываемом, добро убо часом к себе приносящим, абие облагоуховати, но, аще къ крину приплетутся, в лепоту благоуханейши бывают». Яблонский полагал, что это чтение было изъято Пахомием из Слова похвального святым апостолам Петру и Павлу Исихия Иерусалимского и даже процитировал рукопись Софийской библиотеки 1322 (л. 228 об.): «Добро убо цветов пролетных часом к себе приносящим обуховати, но аще ко крину приплетутся, в лепоту благоуханнейши бывают, миро бо с миром смешаася сугубо еже отсюду благоуханиа наслажение бывает…» [clxiii] . Однако текст Похвального слова Варлааму значительно ближе тексту Похвального слова святителю Петру митрополита Киприана: «якоже цветом в пролетии бываемом, доброе убо к себе приносящим и абие облагоюховати, но аще к крину приплетутся, в лепоту благоюханнейши бывают» (см. выше), следовательно, скорее всего, и взят из него. То есть на самом деле сначала текст Исихия был использован Киприаном, а уже потом трудом последнего воспользовался Пахомий. Кстати, выявленная в настоящем исследовании литературная вторичность Пахомия вскрывает неправоту высказанного некогда академиком Н. К. Гудзием мнения о том, что «в риторических украшениях речи он (Логофет. — В. К. ) заметно превзошёл Киприана» [clxiv] . И последнее. Распространившийся на Руси с конца XIV в.

http://bogoslov.ru/article/1250151

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Аннотация «Светлым видением и сладким смехом бе бо лице его от многаго веселия, яко солнце светлостию» — такие слова найдет читатель в этом удивительном тексте. Первый русский юродивый, Прокопий Устюжский — «образец» в этом смысле для последующих русских юродов и похабов. И еще раз, как Житие говорит о юродивом?: «светлое видение, сладкий смех, многое веселье»… «Веселись и не унывай» — такие слова вкладывает Житие в уста Прокопия. «Первым настоящим юродивым на Руси был Прокопий Устюжский. К сожалению, его житие составлено (XVI век) много поколений после его кончины, которую оно само относит к 1302 г., помещая отдельные события его то в XII, то в XV столетие. Житие это приводит Прокопия в Устюг из Новгорода и, что самое поразительное, делает его немцем. Был он смолоду богатым купцом «от западных стран, от латинска языка, от немецкой земли». В Новгороде он познал истинную веру в «церковном украшении», иконах, звоне и пении. Крестившись у святого Варлаама Хутынского (анахронизм) и раздав свое имение, он «приемлет юродственное Христа ради житие и в буйство преложися», по Апостолу. В чем состояло его буйство, не указывается. Когда его начали «блажити» в Новгороде (автору следовало сказать о «блажении» до принятия юродства), он отпрашивается у Варлаама в «восточные страны» и идет по градам и весям, непроходимым лесам и болотам, «взыскуя древнего погибшего отечества». Его юродство навлекает на него от людей «досаду и укорение и биение и пхание», по он молится за своих обидчиков. Город Устюг, «великий и славный», он избрал для жительства тоже за «церковное украшение». Житие он ведет жестокое, с каким не могли сравняться самые суровые монашеские подвиги: не имеет кровли над головой, спит «на гноище» нагой, после – на паперти соборной церкви. Молится тайно, по ночам, прося «полезных граду и людем». Принимает у богобоязненных людей помалу пищи, но никогда ничего у богатых.

http://pravbiblioteka.ru/book/jitie-prok...

Вот каких льстивых и злобных друзей принимаем мы к сердцу! . " Темьже убо и мы толики имущие облежаще нас облак свидетелей " , — а между ними и Преподобного Отца нашего Варлаама, " гордость всяку отложше " , гордость, которая больше всего откланяет нас от самолишений и самоозлоблений, отложше " и удобь обстоятельный грех " , особенно саможаление, которое не позволяет нам поднять на себя рук, " терпение да течем на предлежащий нам подвиг " , будем изобретательны на подвиги, чтобы скорбеть и в скорбях терпеть ради спасения: " Взирающе на начальника веры, и совершителя Иисуса, Иже, вместо предлежащие Ему радости, претерпе крест, о срамоте не радив, одесную же престола Божия седе " . Господь страдал, когда Ему не за что было страдать: нам ли отказываться от скорби, грешным и нечистейшим. " Помыслите убо таковое пострадавшего от грешник на Себе прекословие, да не стужаете, душами своими ослабляеми. Не у до крове стаете, противу греха подвизающеся " . Верно, еще не начинал вооружаться против греха тот, кому неизвестны подвиги и жестокое житие. Аминь.   В день памяти Св. Варлаама Хутынского.     Глава 18. С какими мыслями приходить на праздники Святых, и что износить от них?   " Чесо изыдосте в пустыню видети? " (Лк. 7, 24) Некогда, братие, на сем месте была пустыня. Но и теперь, когда видите здесь столь светлую обитель, почти в городе многолюднейшем, оно не перестает быть пустынею по своему значению, обязательства и намерению обитающих в нем. Потому к нам, собирающимся сюда, как во всякое другое время, так и ныне в светлое здешнее торжество, не неприлично обращать вопрос Господа к Иудеям: " Чесо изыдосте в пустыню видети? " Что побудило нас оставить свои дома и занятия и привлекло сюда? Но припомним при сем, что когда Господь предлагал сей вопрос Иудеям, то хотел обличить их, что ходили в пустыню, и однако ж не сделались такими, какими следовало сделаться ходившим в нее, ходили к проповеднику покаяния, и не покаялись, — к учителю веры, и не уверовали. И у нас здесь есть свой проповедник, хотя вместо вопиющего безмолвный, и мы, пришедши сюда, самым сим приходом уже обязываемся к известным добрым качествам, которые должны потом засвидетельствовать жизнию, чтоб некогда Господь, имеющий судить нас от слов и дел наших, не обличил нас самым нашим исходом в пустыню сию, что исходили, и однако ж не были таковы, каким следовало быть исходившим в нее.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=869...

«Первым настоящим юродивым на Руси был Прокопий Устюжский. К сожалению, его житие составлено (XVI век) много поколений после его кончины, которую оно само относит к 1302 году, помещая отдельные события его то в XII, то в XV столетия. Житие это приводит Прокопия в Устюг из Новгорода и, что самое поразительное, делает его немцем. Был он смолоду богатым купцом «от западных стран, от латинского языка, от немецкой земли». В Новгороде он познал истинную веру в «церковном украшении», иконах, звоне и пении. Крестившись у Варлаама Хутынского (анахронизм) и раздав свое имение, он «приемлет юродственное Христа ради житие в буйство преложися», по Апостолу. В чем состояло его буйство, не указывается. Когда его начали «блажити» в Новгороде (автору следовало сказать о «блажении» до принятия юродства), он отпрашивается у Варлаама в «восточные страны» и идет по градам и весям, непроходимым лесам и болотам, «взыскуя древнего погибшего отечества». Его юродство навлекает на него от людей «досаду и укоренив и биение и пхание», но он молится за своих обидчиков. Город Устюг, «великий и славный», он избрал для жительства тоже за «церковное украшение». Житие он ведет жестокое, с каким не могли сравняться самые суровые монашеские подвиги: не имеет кровли над головой, спит «на гноище» нагой, после – на паперти соборной церкви. Молится тайно, по ночам, прося, «полезных граду и людям». Принимает у богобоязненных людей помалу пищи, но никогда ничего у богатых» ( Федотов Г. П. Святые Древней Руси. С. 302). Местное почитание святого Прокопия Устюжского началось, по-видимому, в конце XV в. В середине XVI в. была написана центральная часть жития – о «подвигах» и «чудесах» святого. Окончательный текст жития с 28 чудесами и похвальными словами был создан лишь в конце XVII в. Житие святого Прокопия дается в сокращении, без похвальных слов и чудес, по тексту, изданному Обществом любителей древней письменности, – «Житие преподобного Прокопия Устюжского» (Спб, изд. ОЛДП, 1893. Т. 203. С. 1–72, подготовленному Д. П. Лебедевым и П. Н. Тихановым по списку ГБЛ, собрание В. М. Ундольского, 362).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Может быть, неудобопонятность его и вызвала позднейшую попытку переделать Ефремово житие Авраамия 67 . В этой переделке опущены предисловие и послесловие Ефрема; последнее редактор заменил другим, им самим составленным, нравоучительного содержания. В изложении жизнеописания также есть пропуски, сокращения и даже прибавки. Переделка особенно коснулась тех вводных мест древнего жития, которыми Ефрем прерывает рассказ, излагая свои размышления; именно эти места в сохранившихся списках жития и страдают темнотой и неправильностию изложения. После Смоленска, срединного члена семьи старших, волостных городов, который в древнейшем житии своего святого обнаружил прямую литературную зависимость от Юга, от старшего родича своего Киева, уцелевшие памятники заставляют предполагать едва ли еще не большее развитие письменности и литературы в Новгороде, в самом северном члене этой семьи, и главным образом под тем же влиянием. С другой стороны, церковная жизнь Новгорода в первые века христианства на Руси выставила не мало деятелей, которые могли дать поучительное содержание для жития. Однако жь, можно указать очень скудные следы литературной производительности Новгорода в этом роде. В конце XVI в. в письменности выступило незаметное дотоле предание о житии Антония Римлянина. написанном будто бы учеником последнего Андреем около половины XII в.; но, как увидим, это предание является в такой сомнительной обстановке, что в нем позволительно не видеть никакого действительного факта из истории новгородской литературы XII в. За тем древний пролог сберег маленькое житие Варлаама хутынского и благодаря ему же, вероятно, сохранилась еще более краткая историческая записка об Аркадие, епископе новгородском: вот все памятники новгородской агиобиографии, известные до копна XIV в. Краткое житие Варлаама несомненно существовало в конце XIII в. 68 . Оно носит на себе типические черты так называемого проложного жития. Позже, рядом с пространными житиями, в значительном количестве встречаются такие краткие, проложные их редакции.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010