412. Минея, месяцы: октябрь и ноябрь, в лист, 414 лл., без начала и конца, полууставом XVI в., в кожаяом переплете. Рукопись начинается продолжением службы 1 октября, а оканчивается неполною службою 30 ноября. Службы русским святым: 1) 29 октября – Авраамию Ростовскому (174 –190); 2) 6 ноября – Варлааму Хутынскому (231–245). Под 28 октября упоминается Арсений Сербский (163 об.). 413. Минея, месяц ноябрь , в четвертку, без начала и конца, 280 лл., полууставом XV в., письмо в этой рукописи то же, что в Минее 407, в кожаном переплете, с обветшавшими полями. На полях внизу листов 16–23 приписка скорописью: «Книга глаголемая Минея месяц воздвиженская черново попа Боголепа». Рукопись начинается с продолжения службы 1-го ноября, а оканчивается неполною службою 30-го ноября. Между прочими служба под 6-м ноября – Варлааму Хутынскому (39–45 об.). 414. Минея, месяц ноябрь , в четвертку, без начала и конца, ненолная, 209 л.л., полууставом второй половины XV в., без переплета. Порваны с ущербом для текста листы: 18, 19, 127 и 128. Рукопись начинается с продолжения службы 5-го числа, оканчивается неполною службою 21-го числа. 415. Минея, месяц ноябрь , в четвертку, неполная, 157 л.л., полууставом XV в., в порванном кожаном переплете, растрепанная. На 157 л. следующее послесловие: «В лето 6968 (1460) кончана бысть книга сиа маия 15 при благоверном великом князи Васильи Васильевичи и при великом князи Иване Васильевич(и) повелением священноиереа служителя Иванна инока рукою многогрешного дьякона Кузмы». Состав: нет служб на 6–21 числа, неполныя службы на числа 5 (без конца), 22 (без начала), 26 (без средины) и 30 (без средины). Знак бумаги тот же, что у Лихачева 664. 416. Минея, месяц ноябрь , в четвертку, без начала и конца, неполная, 172 л., полууставом XV в., с разрисованными буквами, в порванном кожаном переплете; 1 и 2-й листы порваны с ущербом для текста. Минея начинается неполною службою 11 числа, оканчиваетея неполною службою 29 числа. Листы 161–172, писанные полууставом XVI в., заключают в себе тексты апостольских и евангельских чтений на некоторыя числа августа, указатель таковых в службах общих святым и седмичных и прокимны воскресные восьми гласов.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

«На осмодесятое же лето возраста своего сиротство прият отчее. И по сем, по едином лете, и мати его остави житие и во обители вечныя отидоста честная жителя и супруга. Доблии же Феодор взаконенная и уставленная на отшествие родителем сотворь и слезами почет умершия отца и матерь, и щедротами убогих и молитвами, и священными детелми службами тоя украси память. И себе прочее от мира отлучити желает, и всяко соприимаше держатися иноческаго, паче же рещи, аггльского жития, имение убо родителей своих разделив и часть сестре своей дав.., прочее же притяжание все, злато и сребро вся убогим радость, рабы же вся свободи и просто рещи, единою вся юзы нынешняго жития разтерза и яко некыи орел легкими крилома опрятався по воздуху преходя, и отшед мирскых печалей и оставль землю свою, и род и дом отеческий» 9 . Если бы даже мы не имели в заглавии Жития указания на Пахомия Серба,то и тогда без каких-либо натяжек можно было бы приписать эту редакцию Пахомию, поскольку редакторская правка этого Жития, включающая заимствования из переводных житий, аналогична работе Пахомия над «Житием Варлаама Хутынскаго». Более того, напрашивается предположение, не шла ли работа над «Житием Преподобнаго Варлаама Хутынскаго» параллельно с работой над «Житием Преподобнаго Сергия Радонежскаго» во время пребывания Пахомия в Новгороде. Тогда станет понятным, почему Пахомий, работая над Житием Преподобного Сергия, не дополнил его описанием обретения мощей и посмертных чудес. Отметим также, что рукопись, содержащая эту редакцию (ГПБ, собрание Петербургской духовной академии, 1358),–новгородская по происхождению и входила первоначально в Софийское собрание. Что же касается предположения В. Яблонского о том, что редакция А ближе стоит к оригиналу, то оно основано на недоразумении. В. Яблонский, следуя за В. О. Ключевским , рассматривал редакцию Б по рукописи Троице Сергиевой Лавры 746 и не обратил внимания на то, что конец Жития Преподобного Сергия был утерян и восстановлен в XVI в. уже по тексту редакции Пахомия Серба, которая включала описание посмертных чудес.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Pro...

Правильно ,что историю надо рассматривать через призму Библии и Нового Завета,всеже повторяется! Тогда все становится правдой.Запад и Америка смотрит на историю через свою призму богоборческую,противника Бога,поэтому мы всегда будем смотреть на мир по разному! А чудеса Божьи были явлены уже вначале войны под Москвой.19 ноября 1941 г. на ртутном термометре было минус 52 градуса. Из 800 танков Гудариана стоявших под Москвой завелись 50,из 60 танков Катукова завелись все. Силы сравнялись. НЕбывалый мороз наступил в день Варлаама Хутынского, жившего 800 лет назад,вморозивший в землю немецких вояк и их танки. Такое чудо могло произойти только по молитвам этого святого ведь его называли на Руси " управителем погоды " Иосиф Сталин приказал открыть в первую очередь храм Варлаама Хутынского. Россия огромная страна по этому поводу писал в 1812 году в письме к Александру Первому граф Ростопчин: Император России всегда будет грозен в Москве,страшен в Казани и непобедим в Тобольске " НЕ было у противника сил- чтобы дойти до туда только нам Господь Бог даровал такую территорию! Из журнала Великорось. писатель Н. Блохин. Арсений 9 мая 2015, 06:46 Да, действительно статья актуальная, интересная, исторически и по-философски грамотная, Многим сложно приравнять ее на предмет коммунистических символов во время ВОВ, но на мой взгяд автор попытался логично доказать метомарфозу символов. Красное знамя, красные ленты, серп и молот, пятиконечные звезды все это не только надо понять но и принять, как историческую справедливость. Так действительно было. Более того, и восприятие этих символов должно быть иное в событиях ВОВ, нежели символов коммунистической идеологии. История тому свидетельствует, в том числе и библейская. Например: шестиконечная звезда Давида (ветхозаветный символ) воспринимается христианами не так, как во времена ветхого завета. Но как символ до христианской эпохи уважается теми же христианами. Вот " георгиевская ленточка " - это нечто иное. Во время войны ее нашивали и носили известные власовцы - предатели, ставшие на сторону фашистов и обратившие оружие против собственного народа.

http://pravoslavie.ru/79152.html

Разделы портала «Азбука веры» Православные молитвы Кондак 1 Избранный Чудотворче, и изрядный Угодниче Христов, многим воздержанием на земли житие Твое украсивый; сего ради и венцем от Христа на Небеси венчанный, и с верою приходящим источаяй многоцелебныя дары. Восхваляем Тя, Заступника нашего, преподобне Отче Варлааме: Ты же, яко имеяй дерзновение ко Господу от всяких нас бед свободи, да зовем Ти: Радуйся, Варлааме, великий и преславный чудотворче! Икос 1 Ангелом уподобился еси, Богомудре Отче Варлааме, непорочным житием Твоим на земли: добродетельми украшен, преселился еси от земли на Небо, дивный образ совершенства духовнаго нам оставив, да подражаем добродетелем Твоим. Ты же со Ангелы и всеми святыми предстоя Престолу Господа Славы, молися о нас, почитающих Тя и во умилении зовущих Ти таковая: Радуйся, Отрасле Богодарованная корене благочестиваго! Радуйся, Великаго Новаграда Прозябение пречестное! Радуйся, Чадо возлюбленное Благодати Духа Божия исполненное! Радуйся, Отроча Боголюбезное! Радуйся, измлада Божественными Писаньми душу Твою насытивый! Радуйся, во младости мудрость старца стяжавый! Радуйся, воздержанием родители Твоя изумивый! Радуйся, смирением и послушанием многих удививый! Радуйся, юность Твою Непорочностию жития украсивый! Радуйся, целомудрие девства невредимо сохранивый! Радуйся, от юности в жертву Благоприятну Господеви Сам Себя принесый! Радуйся, во всем житии едино попечение имевый еже Триипостасному Богу токмо служити! Радуйся, Варлааме, Великий и Преславный Чудотворче! Кондак 2 Видевше родители велие воздержание Твое, Отче Преблаженне, в печали бяху, да не в болезнь впадеши юн сый: Ты же Первоверховнаго Апостола глаголу внимая, яко брашно и питие не поставляет нас пред Богом, но токмо пост и молитва, усердно просил еси родители Твоя дати Тебе постом и молитвою страсти юношеския умерщвляти, да не поработят сия Духа: они же слышавше таковая, почудишася и оставиша Тя жити благому Твоему изволению, воспевающе Вразумившему Тя Богу благодарственную песнь: Аллилуиа! Икос 2

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-pre...

Владыка Мелитон рассказывал, что после епископской хиротонии он вспомнил особое пророческое предзнаменование, явленное ему в самом начале пастырского служения еще в Пензенском крае. Он видел яркий сон: " Вот, нахожусь я в храме, тут же стоит рака с мощами какого-то святого, а навстречу мне выходит величественный архиерей и говорит: Ты будешь служить здесь, в пределах преподобного отца Варлаама Хутынского! " . " Тогда, - вспоминает владыка, - я не понял значение этого сна, а вот когда стал служить викарием Ленинградской епархии, тут все прояснилось. Действительно, посещая приходы в Новгородской области, служу я сейчас в пределах преподобного Варлаама Хутынского, где почивают его святые мощи " . После епископской хиротонии около пяти лет главным послушанием святителя было ректорство в духовных школах города на Неве. Владыка ректор вскоре после вступления в должность получил признание профессорско-преподавательской корпорации и любовь студентов. С годами не утратил он живой интерес к науке, полки в его квартире были заставлены самой разнообразной литературой, не только богословской или исторической, но и книгами по естествознанию, брошюрами с данными современных открытий или научных изысканий. В этом сказывался первоначальный миссионерский характер его духовного образования. " Жалко, - с грустной улыбкой говорил владыка, - что тогда, во время научных диспутов с атеистами, не было у меня таких книг под рукой. Как легко было бы опровергнуть все их доводы " . В представлении владыки Мелитона не могло быть противоречий между настоящей наукой и религиозным мировоззрением, и всякое открытие, особенно в области астрономии или физики, были для него очередным подтверждением божественных истин. Преосвященный владыка читал студентам лекции по Священному Писанию Нового Завета. Глубоко и основательно излагая исагогику библейского текста и давая обширные комментарии на Четвероевангелие и апостольские послания, архипастырь стремился, чтобы божественные слова, изложенные на страницах Писания, стали для его студентов не предметном отвлеченного философствования, а настоящим руководством к действию, чтобы изучение Библии пробуждало в семинаристах такие качества, как человеколюбие и сострадание, отзывчивость и доброту. И сам он при этом был живой иллюстрацией к этим призывам, согревая всех нелицемерной христианской любовью. Не только словом мог утешить святитель, зачастую он поддерживал малоимущих студентов, выделяя из своих небольших материальных средств посильную помощь на приобретение одежды, обуви или необходимых канцелярских принадлежностей. Нас, иподиаконов, владыка любил " угощать чайком " . В рабочем кабинете или у него на квартире мы пили чай и вели разнообразные, но всегда содержательные беседы. Владыка учил нас той науке, которой в совершенстве владел сам - слушать собеседника, вести разговор так, чтобы всем было интересно в нем участвовать, правильно спорить и аргументированно обосновывать свою точку зрения.

http://mitropolia.spb.ru/news/monitoring...

Ирмос: Образу златому на поле Деире служиму,/трие Твои отроцы небрегоша безбожнаго веления,/посреде же огня ввержени, орошаеми, пояху:/благословен еси, Боже отец наших.  Припев: Преподобне отче Варламе, моли Бога о нас. Зельным пощением, яко благовонною пищею, питая душу твою, преподобне Варлааме,/темже и Трисолнечному Божеству предстоя, со Ангелы поеши:/благословен Бог отец наших.  Припев: Преподобне отче Варламе, моли Бога о нас. Облистал еси якоже невечернее солнце, отечество твое просвещая, преподобне Варлааме,/тьмы избавляя страстей, и на нас наветующих советы разори,/от враг непреткновенным быти нам, поющим:/благословен Бог отец наших.  Припев: Преподобне отче Варламе, моли Бога о нас. Яко на Божественную добродетелей лествицу воздержанием, отче, возшед,/умными очесы Христа Царя видел еси,/обильною десницею по числу добродетелей, Варлааме, дарования дающа от души вопиющим:/благословен Бог отец наших.  Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. Дремания отнюд и сна твоим очесем не дал еси,/дондеже возмездие от Христа трудов обрел еси, наслаждение Небеснаго Царствия,/еже уготова от веры поющим:/благословен Бог отец наших.  И ныне и присно и во веки веков. Аминь. Богородичен: Обновляются в Тебе естества закони:/паче естества бо естеством Непостижимаго, Дево,/Бога Еммануила преславно, Чистая, родила еси/в наше верных обновление.  Песнь 8 Ирмос: В пещь огненную ко отроком еврейским снизшедшаго/и пламень в росу преложшаго Бога,/пойте дела яко Господа/и превозносите во вся веки.  Припев: Преподобне отче Варламе, моли Бога о нас. Слезами твоими, отче Варлааме, умываяся, житие прошел еси,/и теми множества демонов потопил еси,/верных же мысли возвеселил еси, поющих:/вся дела Господа пойте и превозносите Его во веки.  Припев: Преподобне отче Варламе, моли Бога о нас. Уязвился еси Божественным желанием, всеблаженне,/темже и непорочное и праведное житие проходи, дондеже достигл еси царскаго престола,/отонудными светлостьми осияя поющия:/вся дела Господа пойте и превозносите Его во веки. 

http://azbyka.ru/molitvoslov/kanon-prepo...

Таким образом редакция Пахомия прибавляет только новые ошибки к Питиримовским в составлена так, что ниже ее в литературном и фактическом отношении стоят немногие жития в древнерусской литературе. Из рассмотренной истории жизнеописания Алексия в XV в. можно извлечь один факт, характеризующий московскую письменность этого времени: 70–80 лет спустя по смерти знаменитого святителя в Москве не умели написать порядочной и верной его биографии, даже по поручению великого князя и митрополита с собором. В чудесах, приложенных Пахомием к повести о обретении мощей, нет прямых хронологических указаний, но есть намеки, показывающие, что они все произошли после обретения, не задолго до составления Пахомиевского жития 180 .· В рукописях XVI в. встречается особая редакция жития Варлаама Хутынского, отличающаяся и от краткой первоначальной и от Пахомиевской, – от последней отсутствием предисловия и большей краткостью в изложении одинакового содержания, от первой описанием чудес при жизни и по смерти Варлаама, чего нет в первоначальной редакции 181 . По некоторым признакам можно видеть, что эта редакция есть по времени происхождения вторая обработка жития, предшествовавшая Пахомиевской. В сказании о чуде Варлаама 1460 г. Пахомий замечает, что больной постельник великого князя «издавна имяше у себя житие преп. Варлаама и часто прочиташе того чюдеса». Это замечание не может относиться ни к Пахомиевой редакции, составленной не раньше того года, в январе которого совершилось чудо, ни к первоначальной, в которой нет чудес. Рассказ о «благовещении отрока», одном из чудес свитого при жизни, вторая редакция, начинает фразой, в которой можно видеть хронологическое указание: «бе бо, рече, тогда князь в Великом Новеграде, якоже обычай есть того града гражаном своею волею князя дрьжати»· Едва ли можно было выразиться так во второй половине XV в., и Пахомий, воспроизводя это чудо в своей редакции, должен был сказать просто: «прииде князь... его же своею волею себе имяху». Наконец, описанию посмертных чудес рассматриваемая редакция предпосылает заметку, что эти чудеса «не пред многими леты сдеашася», а последнее из них, исцеление кн.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

Jean Chrysostome//ΧΡΥΣΟΣΤΟΜΙΚΑ. P. 859–928. Плотников, 1880 – Плотников В. В. Среднеболгарский Служебник 1532 года//Филологические записки. Воронеж, 1880. Вып. 3. С. 22–55; вып. 5. С. 55–73. Поздеева, Лифшиц, 1999 – Поздеева И., Лифшиц А. Лицевой Служебник XIV века – важный памятник книжной культуры Древней Руси//Acta Balto-Slavica. Warszawa, 1999. С. 47–64. Попов, 1978 – Попов Г. Новооткрито сведение за преводческата дейност на български книжовници от Света Гора през първата половина на XIV в.//Български език. София, 1978. Кн. 5. С. 402–410. Попова, 1983 – Попова О. С. Русская книжная миниатюра XI–XV вв.//Древнерусское искусство: Рукописная книга. Сборник третий. М., 1983. С. 9–74. Попова, 1997 – Попова О. С. Миниатюры Хутынского Служебника раннего XIII в.//Древнерусское искусство: Русь. Византия Балканы. XIII век. СПб., 1997. С. 274–289 [статья переиздана в составе книги: Она же. Византийские и древнерусские миниатюры. М., 2003. С. 107–122]. Пуцко, 1992 – Пуцко В. Г. Служебник Перемиського Ahmohiя з XIII ст.//Nepeмucьki дзвони. Перемишль, 1992. 10–12. С. 13–15. Радойчич, 1959–1960 – Сп. Ватикански свитак//Jyжhocлobehcku филолог. Београд, 1959–1960. Т. 24. С. 247–250. Райков, Кожухаров, Миклас, Кодов, 1994 – Райков Б., Кожухаров С., Миклас Х., Кодов Х. Каталог на славянските ръкописи в библиотеката на Зографския манастир в Света гора. София, 1994. Розов, 1969 – Розов Н. Н. Служебники Новгородско-Софийской библиотеки: Состав, приписки, записи, пометы//Изучение русского языка и источниковедение. М., 1969. С. 55–67. Розов, 1976 – Розов Н. Н. Русские Служебники и Требники//Методические рекомендации по описанию славяно-русских рукописей для Сводного каталога рукописей, хранящихся в СССР. М., 1976. Вып. 2. Ч. 2. С. 314–337. Рубан, 1996 – Рубан Ю. И. Служебник Варлаама Хутынского (ГИМ. Син. 604/343, кон. XII – нач. XIII в.): Описание, тексты, комментарии//Ученые записки РПУ. М., 1996. Вып. 2. С. 99–129. Рубан, 2000 – Рубан Ю. И. Об одной литургийной интерполяции//Ежегодная богословская конференция ПСТБИ: Материалы 2000 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

Боготечною Звездою прешед на гору Хутынскую, блистая иноческими подвиги Твоими, Преподобне Отче Варлааме! дивнаго видения сподобился еси, егда узрев Луч Божественнаго Света, указавший Тебе место подвигов Твоих, зело умилился еси в сердце Твоем, славя Бога и воспевая Ему: Аллилуиа! Икос 5 Спасти хотяй душу Твою, Угодниче Божий, аще и всемерно бегал еси славы, яже от человек: верно обаче Слово Господа, яко не может град укрытися верху горы стоя, – тако бо и о Твоем пустынном подвизе уведеша Великаго Новаграда людие, и начаша благоговейно приходити к Тебе, прося у Тебе молитв, душеполезных наставлений и благословения. Ты же всех с любовию приемля, поучал еси от Божественнаго Писания еже творити Заповеди Господни и имети любовь нелицемерну. Мы же ублажающе Тя вопием Ти таковая: Радуйся, Граде, верху горы стояй и не могий укрытися! Радуйся, Светильниче, Божественным Пламенем возженный! Радуйся, Огневидный Столпе, наставляяй на путь Спасения! Радуйся, Лучезарный Светильниче, верныя просвещаяй! Радуйся, Цвете духовный, благодатию привлекаяй взоры душевныя к Тебе приходящих! Радуйся, Пчело трудолюбивая, соты добродетелей в насыщение алчущих с Собою носящая! Радуйся, грешныя на путь Спасения направляяй! Радуйся, скорбящия сладостию словес Твоих утешаяй! Радуйся, юныя наставляяй! Радуйся, старыя не словом точию, паче житием укрепляяй! Радуйся, притекающим к Тебе, теплый Молитвенниче и Боговещанный Учителю! Радуйся, и нас всех обремененных грехи многими, в любви друг ко другу Дивный Наставниче! Радуйся, Варлааме, Великий и Преславный Чудотворче! Кондак 6 Проповедника терпения, мужества и кротости зрим Тя, Богомудре Отче Варлааме! Во всех озлоблениях, яже творяху Ти дуси злобы: сии бо иногда во образе зверей дивиих, иногда во образе змий ядовитых являхуся к Тебе и устрашаху, понуждая Тя отъити от места того. Ты же верою и крестнаго знамения силою вся козни их славно победил еси и змиев ядовитых от Обители Твоея навсегда далече отгнал еси. Сего ради мы, прославляюще о Тебе Господа, во умилении благодарственно вопием Ему: Аллилуиа! Икос 6

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-pre...

Всякия скорби и труды добльственно претерпел еси, Отче наш Варлааме, шествуя по пути Спасения до маститыя старости. Скончавая же течение временныя жизни сея, всех поучал еси исполнением Воли Божией благоугождати Господеви. Мы же грешнии, ищуще с верою Твоего заступления и припадающе к Тебе яко Отцу благосердому, смиренно молим Тя – буди нам Покров и Защищение в день кончины нашея, да не осужденно предстанем Престолу Судии всех, и вопием Ему с Тобою и со всеми Небесными Силами Ангельскую песнь: Аллилуиа! Икос 9 Ветийствующий язык недоумеет достойно воспети Твоя подвиги и труды, Благий Рабе Божий, яже понесл еси любве ради и спасения душ присных Твоих: явился бо еси Проповедник воздержания и терпения иноком пустыннолюбивым и всем Учитель Мудрый, наставляяй на путь спасения. Мы же, чудящеся высоте и силе Твоея добродетели, зане видим плоды ея в Твоих учениках и сподвижниках Антоние, Ксенофонте, Косьме и Константине, уже прославленных вместе с Тобою во Царствии Отца Небеснаго, любовию прославляем Тя сице: Радуйся, Трудолюбче, течение жизни Твоея в великих подвигах совершивый! Радуйся, терпению Христову верно Подражавый! Радуйся, светом добродетелей Твоих Бога прославивый! Радуйся, Семя Доброе, на земли блазе посеянное и сторичный Плод принесшее! Радуйся, Светило благочестия Немерцающее! Радуйся, Звездо, ко спасению путь верным показующая! Радуйся, не словом точию, но паче житием поучаяй! Радуйся, иноком путь истинный ко спасению показавый! Радуйся, постничества и терпения Образ предивный! Радуйся, воздержания Учителю! Радуйся, заповедей Христовых верный Исполнителю! Радуйся, и всех нас в любви к присным дивный Наставниче! Радуйся, Варлааме, Великий и Преславный Чудотворче! Кондак 10 Спасти хотяй души ученик Твоих, Преподобне Отче Варлааме! и проразумевый, еже к Богу Твое отшествие, призвал еси всю братию Твою, и яко Отец чадолюбивый наставляя их, предрекл еси о быти имеющем по блаженней кончине Твоей прославлении Обители Твоея, аще любовь соблюдут друг ко другу. Ныне же, по предречению Твоему исполняемая зряще, в радости купно с Тобою вопием Господу и Богу благодарственную песнь: Аллилуиа! Икос 10

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-pre...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010