Этот процесс формирования композиционно и логически связной молитвы-анафоры протекал под знаком выкристаллизации элементов, которые в дальнейшем получили значение непременных в анафоре, а в литургической науке стали известны под названиями: преф а цио (praefacio), ан а мнесис (ajnavmnesi§), еп и клесис (ejpivklesi§) и интерцесси о нес (intercessiones), то есть введение , воспоминание , призывание и ходайства . Приводимая здесь Анафора заимствована из древнейшего сохранившегося греческого (византийского) Служебника (Евхология), известного в науке как «Евхологий Барберини 336», VIII в., и хранящегося в Ватиканской библиотеке. Русский перевод (не всегда точный) см.: Собрание древних Литургий Восточных и Западных в переводе на русский язык. Вып. 2. СПб, 1875 (репринт: М., 1998). С. 124–129. Для настоящего занятия этот перевод выправлен по критическому изданию текста рукописи: L’Eucologio Barberini gr. 336 (ff. 1–263)/Edizione a cura di S. Parenti ed. E. Velkovska. Roma, 1995, p. 31–38; Арранц М., иером. Избранные сочинения по литургике. Т. III. Евхологий Константинополя в начале XI в. Рим–М., 2003. С. 569–575. Писц о вые уставн ы е ремарки и заголовки набраны курсивом; в угловых скобках – подразумеваемый Евхологием текст, не приведенный писцом ради экономии места (то же – многоточием без всяких скобок). Внесенные нами в текст современные заголовки и учебно-методические пояснения (разумеется, отсутствующие в рукописи) заключены в квадратные скобки. Сравните этот древнейший сохранившийся греческий текст Анафоры св. Иоанна Златоуста с текстом его же Анафоры в древнейшем (из сохранившихся) русском Служебнике: по изданию: Рубан Ю . Служебник Варлаама Хутынского (ГИМ, Син. 604 ⁄ 343 , конец XII – начало XIII в.): (Описание, тексты, комментарии). – Euchologion («Sluzebnik») Sancti Barlaami Chutynensis, finis XII – initium XIII seculi. – Museum Historicum Nationale (Mosquae). Sectio librorum manuscriptorum. Collectio synodalis, n 604 ⁄ 343 //Ученые Записки Российского Православного университета ап. Иоанна Богослова. Вып. 2. М., 1996; Рубан Ю. Древнейшая русская Литургия//София (Новгород), 1998. С. 11–14.

http://azbyka.ru/anafora

+Taphou 334 Многочисленные рукописи XVIIXVIII вв. из издания Трембеласа. Славянские манускрипты XII век Синод. 342 (605) 1670 =Служебник Антония Римлянина (Орлов) Синод. 343 (604)=Служебник Варлаама Хутынского (Орлов) Петербург Акад. 518, (Муретов С. К материалам) XIII век Петербург Акад. 524, (ibid.) София 519, ВАС, (Орлов) XIIIXIV века София 525, ВАС, (ibid.) XIV век Петербург 274, (Муретов С. К материалам) Румянцев 399, (ibid.) Петербург Акад. 520, (ibid.) Петербург Акад. 522, (ibid.) Петербург Акад. 523, (ibid.) Петербург Акад. 526, (ibid.) Служебник Никона Радонежского=Троице-Сергиева Лавра III,8/M 8670, (ibid.), ныне в ГБЛ (РГБ) София 520, ВАС, (Орлов) София 521, ВАС, (ibid.) София 526, ВАС, (ibid.) Служебник Владимира Служебник Евфимия Тырновского в нескольких списках XIVXVI вв., ЗЛАТ, ВАС, диатаксис Филофея по версии Евфимия (Сырку П. К истории; Орлов) Синод. 344 (601)=Служебник митрополита Киприана, (ЗЛАТ: Невоструев- Горский. III, 1; диатаксис Филофея по версии Киприана: Красносельцев Н. Ф. Материалы) Синод. 345 (598), (Муретов С. К материалам; Невоструев-Горский. III, 1) Типогр. библ. 127, (Муретов С. К материалам) Vatican Slav. 9, свиток, (Horbatsch; Красносельцев Н. Ф. Сведения) XIVXV века Типогр. библ. 40, 42, ВАС, (Орлов) XV век Типогр. библ. 43, ВАС, (ibid.) Петербург 1117, ВАС, (ibid.) София 528, 529, 530. 531, 532, 534, 539, ВАС, (ibid.) Петербург Акад. 532, 566, (Муретов С. К материалам) Vatican Slav. 14, ЗЛАТ, ВАС, диатаксис Филофея, (Horbatsch; Красносельцев Н. Ф. Сведения) XVXVI века Vatican Slav. 10, песнопения и припевы литургии (ibid.) София 555, 573, ВАС, (Орлов) XVI век София 586, 603, 617, 875, ВАС, (ibid.) Синод. 366 (680), чиновник, (Архиерейский служебник (Единоверческий чиновник). Москва, 1910; Невоструев-Горский. III, 1) XVIXVII века Синод. 367 (909), чиновник (ibid.) XVII век Синод. 368 (670), чиновник, (Невоструев-Горский. III.1) +Sinai 15, до 1627 г. Список Нижегородской семинарии 3604, 1682–1684 гг., чиновник (Голубцов А. П. Чиновники)

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Дело в том, что богослужение в христианской церкви, церковные чины и обряды, появились и сложились не вдруг, а мало-помалу, в течении многих веков, причем в различных поместных церквах они всегда были .очень неодинаковы, и даже в одной церкви, в разное время ее существования, были различны, а относительно частностей и подробностей, так продолжалось и после того,, как общие типы церковных служб, чинов и обрядов, в основных своих чертах, уже окончательно определились и получили на практике полную устойчивость.[Что и в русской церкви древние богослужебные списки были неодинаковы, несходны между собою и с последующими, это доказывается следующим: из домонгольского периода до нас дошло два служебника, усвояемые — один Антонию Римлянину (+ 1147 г.), другой Варлааму Хутынскому (приблизительно около 1192 г.). Известный историк русской церкви В. Е. Голубинский по этому поводу замечает: «прежде всего служебники, не смотря на то, что они одной и той же местности и по времени писания отделяются один от другого не слишком большим промежутком времени, если только не совсем современны, далеко несогласны сами между собою. В служебнике Варлаамовом нет некоторых молитв и возглашений, читаемых в Антониевом, и относительно некоторых действий даются предписания, отличные от последнего. Вообще из взаимного сличения служебников ясно, что в период домонгольский у нас существовали литургии в нескольких редакциях и что он представляли большее или меньшее разнообразие» (Ист. рус. церкви, том первый, втор. полов, стр. 307, 303). Относительно разнообразия в богослужебных книгах, существовавшего у нас после монгольского периода, см. сочинение; И. Д. Мансветова: Митрополит Киприан, в его литургической деятельности. Москва 1882 г.] Относительное единообразие, даже в частностях и подробностях церковных служб и обрядов, заявило себя только уже со времени книгопечатания, когда целые выпуски церковных книг стали печататься с одного определенного списка. В виду этого древние рукописные списки церковно-богослужебных книг очень разнообразны, во многом несходны между собою, каждый из них говорить только за то, как совершалось богослужение в то время, к которому относится список, и в той именно церкви, которой он принадлежит.

http://sedmitza.ru/lib/text/439648/

А еще успели побывать на могиле архимандрита Фотия и А.А. Орловой-Чесменской у Благовещенской церкви близ Юрьева монастыря. Церковь сейчас реставрируется, купол покрыт осиновым лемехом, который пока золотится на солнце, а потом будет серебриться. Голубое небо и яркое солнце сопровождали участников Никитских чтений весь день. Между первой и второй частью пленарного заседания 11 мая участники Никитских чтений посетили храм благоверного князя Александра Невского, при котором проводились курсы повышения квалификации «Духовное образование и воспитание детей и молодежи». Настоятель храма отец Сергий рассказывал об истории храма, относившегося первоначально к Александровской земской учительской школе, и радовался продолжению традиции в настоящее время. 12 мая обед проходил в трапезной Покровской церкви. После обеда преподаватель воскресной школы познакомил гостей со школой. Посетили также Покровскую церковь, где приложились к мощам преподобного Саввы Вишерского. Успели сходить и в церковь Симеона Богоприимца – «обыденный» храм, срубленный в XV веке за один день во время моровой язвы: мор был остановлен соборною молитвой перед иконой Знамения Божией Матери. Об этом событии напоминает икона «Молящиеся новгородцы», которая находится в новгородском музее. 13 мая – день памяти святителя Никиты Новгородского. Начался день литургией в Софийском соборе, во время которой можно было приложиться к открытым мощам святителя Никиты. Богослужение было необыкновенно торжественным. Служил архиепископ Новгородский и Старорусский Лев. Варлаамо-Хутынский монастырь После богослужения участники Никитских чтений отправились в Варлаамо-Хутынский монастырь, где посетили Спасо-Преображенский храм и приложились к мощам преподобного Варлаама Хутынского, почтили память Г.Р. Державина, чей прах находится в приделе Иоанна Богослова. Сходили на горку, где, по преданию, была келия преподобного и где до сих пор совершаются чудеса исцеления. Спасо-Преображенский Хутынский монастырь в XII веке сохранял византийские традиции (это видно по сохранившимся фрескам старого храма, по служебнику Варлаама Хутынского, по шитью на его поручах). В XVI веке при перестройке монастырь уже ориентировался на Москву: Спасо-Преображенский храм строился по образцу Успенского собора Московского Кремля, столпообразная церковь святителя Григория, просветителя Армении, напоминала колокольню Ивана Великого.

http://pravoslavie.ru/30566.html

К настоящему времени сохранились принадлежавшие монастырю Варлаама Хутынского Служебник (ГИМ. Сии. 604), пергаменный Апостол 1391 г. (РНБ. Погод. 26), список Иерусалимского устава начала XV в. (ГИМ. Син. 332), Толковое Евангелие 1441 г. (БАН. 34. 7. 10), переписанное иеродиаконом Иовом для игумена Германа, комплект Миней 1463–1464 гг. (РНБ. Соф. 201, 205) и др. В Варлаамиевом Хутынском монастыре работал писец-камиграф инок Закхей, отождествляемый некоторыми исследователями с игуменом обители Закхеем (70–80-е гг. XV в., 1505–1507). Живя в Спасо-Преображенском Валаамском монастыре в 1495 г., Закхей переписал для Варлаамиева Хутынского монастыря лицевое Евангелие («Закхеевское» – БАН. 24.4.26), в 1506/07 г. уже в Хутынском монастыре Закхей переписал еще одно Евангелие (РГБ. Муз. 8619). В 50-х гг. XVI в. игуменом Варлаамиева Хутынского монастыря являлся Маркем (Безбородый), составивший по поручению Московского митрополита, святого Макария, жития преподобного Саввы Сторожевского и Новгородского святителя Никиты. В середине XVII в. Новгородский митрополит (впоследствии Патриарх) Никон устроил в монастыре типографию, в которой в 1651 г. был напечатан перевод с греческого языка книги «Диоптра жизни человеческой». В начале 10-х гг. XVII в. Варлаамиев Хутынский монастырь был занят шведскими отрядами, в монастырских корпусах размещалась квартира шведского военачальника Я. Делагарди. Обитель подверглась незначительному разорению, были похищены серебряные и жемчужные украшения с гробницы преподобного Варлаама и несколько драгоценных окладов. Согласно описи l642 г., помимо Преображенского, Варлаамиева, Григорьевского и Ильинского храмов, в монастыре находились 2 каменные поварни, каменная палата над погребом, 15 деревянных келий, поваренная изба, ограда, хозяйственный двор. В середине XVII в. к западу от собора по сторонам от надвратного Ильинского храма были построены соединенные между собой корпуса келий для архиерея, казначея и настоятеля, к югу от собора – братские кельи. В 1645 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Образ И. З. в рус. литургических рукописях наследует византийским, где он представлен, как правило, в рост. Так, на миниатюре из Служебника прп. Варлаама Хутынского (ГИМ. Син. 604. Л. 10 об., 1220-1225) И. З. стоит с развернутым свитком в 3/4-ном развороте, слегка склонившись, как перед престолом. В отличие от парного ему изображения свт. Василия Великого (Там же. Л. 1 об.) фигура И. З. на золотом фоне вписана в 3-лопастную арку внутри орнаментированной рамки. Его облачение - фелонь сиренево-розового цвета, белый омофор с крупными крестами, синяя риза, золотом прописанные поручи, плат на боку, «источники» на ризе и епитрахиль. Иной вариант представлен на миниатюре из Служебника Соловецкого мон-ря (РНБ. Солов. 1017/1126. Л. 20 об., XIII в.) - внутри рамки простой формы, на золотом фоне помещена крупная, почти во все поле фигура стоящего на орлеце И. З. в крещатых ризах, в омофоре с большими черными крестами, с расшитой узорами палицей, он держит на левой руке закрытое Евангелие, правую руку поднял в жесте благословения, взгляд направлен в сторону. Эта иконографическая схема, прославляющая святителя как проповедника, пастыря Церкви, близка к одной из древнейших чудотворных рус. икон свт. Николая Чудотворца - иконе «Никола Зарайский», вероятно оказавшей влияние на рус. иконографию святителей, в т. ч. К-польских. В новгородских Служебниках XIV-XV вв. используются разные варианты иконографии И. З., представляющие его как служащего в храме священника. На миниатюре из т. н. Служебника прп. Антония Римлянина (ГИМ. Син. 605. Л. 1 об., нач. XIV в.) фронтальная, в рост фигура И. З. вписана в арку, опирающуюся на мраморные колонны. На темно-синем фоне четко выделяются белые крещатые ризы, на левой руке - раскрытое Евангелие, правая поднесена к Евангелию в жесте, соединяющем благословение и указание. В Служебнике 2-й пол.- 3-й четв. XIV в. (New York Public Library. Cod. Slav. 1 - оборот 1-го ненумерованного листа) вновь используется извод, где И. З. стоит в молении со свитком в руках, слегка склонившись перед престолом с киворием, над престолом повешены светильники, внизу - подвесные пелены с Голгофскими крестами. Изображение И. З. занимает почти все поле, воскрешая в памяти монументальные образы визант. искусства XIII в. В Служебнике Хутынского мон-ря, переписанном писцом Федором по заказу свт. Иоанна, архиеп. Новгородского (ГИМ. Син. 600. Л. 1 об., ок. 1400), фигура И. З. вписана в рамку, составленную в стиле тератологического орнамента. Святитель облачен в крещатые ризы, его правая рука высоко поднята в благословении, на левой - раскрытый кодекс. На миниатюре из Вяжищского Служебника (РНБ. Соф. 1537, 1-я пол. XV в. или ок. 1438-1441) изображение И. З. воплощает величие и достоинство епископа К-поля (фронтальная фигура дана цельным силуэтом без опоры и фона) и более всего напоминает иконный образ.

http://pravenc.ru/text/541598.html

822 Смирнова Э. С. Живопись Новгорода. Середина XIII – начало XV в. М., 1976. С. 22 и сл.; Шилина И. А. Икона «Святой Николай» из Свято-Духова монастыря: Литургический смысл и экклезиологизация образа//ДРИ. XIII в. СПб., 1997. С. 356 и сл. 823 Немалое значение для восприятия святого в этом ключе сыграла легенда о «заушении» Ария, вошедшая в текст акафиста Св. Николаю, созданного на Руси, а также его имя Νικολαος – Победитель, или, как его называли в русских служебниках, «Победы именитый» (см.: Верещагин Е. М. Церковно-славянская книжность на Руси. М., 2001. С. 399 и сл.). 827 ГТГ. Каталог. 26 (с предшествующей литературой); Лифшиц Л. И. Заметки о стиле житийной иконы «Илья-пророк» из села Выбуты близ Пскова первой половины – середины XIII в.//ДРИ. Русь. Византия. Балканы. XIII и. СПб., 1997. С. 326 и сл.; Реформатская М. А. Об особенностях композиционного построения житийной иконы «Илья-пророк» из села Выбуты//Там же. С. 344 и сл. 834 Наименование связано с владельческой записью на л. 1 конца XVI в.: «Служебник великого чудотворца Варлаама его собинной, прислал ему из Царяграда Никифор патриарх в честь» (Рубан Ю. И. Служебник Варлаама Хутынского//Ученые записки. Российский Православный университет им. Ап. Иоанна Богослова. М., 1996. Вып. 2. С. 99 и сл. (с литературой); Пуцко В. книга у та XIV–XVIII ст. 1993. С. 45 и сл.; Попова О. С. 1) Русская книжная миниатюра XI–XV вв.//ДРИ. Рукописная книга. Сб. 3. Μ., 1983. С. 24 и сл.; 2) Миниатюры Хутынского служебника раннего XIII в.//ДРИ. XIII в. СПб., 1997. С. 274 и сл.; Popova О. Allrussische Buchmalerai. 8; Запаско Я. П. Пам’ятки книжного мистецтва. рукописна книга. 1995. С. 213 и сл. 835 Возможно, это как-то соотносилось с тем обстоятельством, что литургия св. Иоанна служилась постоянно, а литургия св. Василия – лишь несколько раз в году. Русские служебники (евхологии) открывались литургией Иоанна Златоуста . Помещение первой литургии Василия Великого , иногда встречающееся в русских служебниках, следует традиции византийских евхологиев.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Типикон, сиречь изображение церковнаго последования во Иерусалиме святыя Лавры преподобнаго и богоноснаго отца нашего Саввы. СПб., 1992. Типикон Моск. 2002. – Типикон, сиречь изображение церковнаго последования во Иерусалиме святыя Лавры преподобнаго и богоноснаго отца нашего Саввы. М., Издательский центр Московской Патриархии, 2002. 12. Иные Апостол. – Апостол. М., 2001. Часослов. – Часослов. М.: Издательство Московского Подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2002. Μηναον Δεκεμβρου. – Μηναον το Δεκεμβρου. θναι, κδ. «ΦΩΣ». [Б.Г.] Б) Издания богослужебных рукописей Горский – Невоструев. Описание. – Горский А.В., прот., Невоструев К. И. Описание славянских рукописей Московской синодальной библиотеки. В 4-х тт. М., 1855–1917. Дмитриевский. Описание. Т. 1. – Дмитриевский А. А. Описание литургических рукописей, хранящихся в библиотеках Православного Востока. Т. 1: Τυπικ. Киев, 1895. Дмитриевский. Описание. Т. 2. – Дмитриевский А. А. Описание литургических рукописей, хранящихся в библиотеках Православного Востока. Т. 2: Ευχολγια. Киев, 1901. Дмитриевский. Описание. Т. 3. – Дмитриевский А. А. Описание литургических рукописей, хранящихся в библиотеках Православного Востока. Т. 3 (первая половина): Τυπικ. Петроград, 1917. Красносельцев. Материалы. – Красносельцев Н. Ф. Материалы для истории чинопоследования литургии св. Иоанна Златоустаг о. Казань, 1889. [Вып. 1. Отд. оттиск из: Православный Собеседник. 1889; Вып. 2. Приложение: Православный Собеседник. 1895.] Красносельцев. Сведения. – Красносельцев Н. Ф. Сведения о некоторых литургических рукописях Ватиканской библиотеки с замечаниями о составе и особенностях богослужебных чинопоследований, в них содержащихся, и с приложениями. Казань, 1885. Рубан. Служебник Варлаама Хутынского. – Рубан Ю. И. Служебник Варлаама Хутынского (ГИМ Син. 604/343, конец XII – начало XIII b.): Описание, тексты, комментарии//Учёные записки Российского Православного Университета ап. Иоанна Богослова. М., 1996. Вып. 2. С. 99–129. Barberini gr. 336. – Parenti S., Velkovska Е. L’Eucologio Barberini gr. 336. Roma, Edizioni Liturgiche, 1995.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

422. Минея, месяц ноябрь , в четвертку, 353 л., полууставом XVI в., в кожаном переплете. На 1-м листе только следующая приписка скорописью: «Сие Минеи дал в дом Пречистой да Ниле чудотворцу от Троици из Сергиева манастыря старец Иасае, бывшей владыка по собе и по своих родителех при строителе Селивестре лета 7078 (1570) июля а те 5 Миней взяты у Троици в Сергиеве манастыре у старца у Андреяна у Заборовсково и всех Миней дано к Николе 6 а во шти книгах». 423. Минея, месяцы: ноябрь и декабрь , в лист, без начала и конца, неполная, 371 л., в два столбца, полууставом XV–XVI в.в., с разрисованными буквами, без переплета, разбита. Порваны с ущербом для текста листы: 185, 194, 195, 256, 306; чистые листы: 174 и 175. На полях внизу листов 1–6 приписки скорописью: 1) … «варварской прихожанин Дмитрейко Петров руку приложил; 2) … «Преображения Господня из Ярославля великомученицы Христовы Варвары поп Максим Иванов сын Немиров по душам родителей своих и по своей душе в вечное поминанье». Рукопиоь начинается концом службы 1-го ноября, далее следуют отрывки из служб на 2–8 числа тогоже месяца; оканчивается отрывками из служб на 27–29 числа декабря. Между прочими служба Петру митрополиту под 21 декабря (303–316) и отрывки из службы Варлааму Хутынскому под 6 ноября (13–18). 424. Минея, месяцы: ноябрь и декабрь , в лист, без начала и конца, 602 лл., полууставом второй половины XVI в., без переплета. Порваны с ущербом для текста листы: 327, 601, 602. На полях внизу листов 1–14 приписка скорописью: «(глаго)лемая Мения месечная Знамения Пречистыя Богородицы святых страстотерпцов Бориса и Глеба домовая». Рукопись начинается службою 1-го ноября, оканчивается неполною службою 31 декабря. Службы русским святым: 1) ноября 6-го – Варлааму Хутынскому (36 об.–57) и 2) декабря 21 – Петру митрополиту (455 об.–472 об.). 425. Минея, месяц декабрь , в четвертку, 339 лл., 339 л. приклеен к переплету, полууставом XVI в., в кожаном переплете. На 1 л. приписка скорописью: «Сие Минеи дал в дом Пречистой да Николе чудотворцу от Троицы из Сергиева манастыря старец Иасае бывшей владыка по собе и по своих родителех при строителе Селивестре лет. 7078 (1570) июля а те 5 Минеи взяты у Троицы в Сергиеве манастыре у старца у Ондреяна у Заборовского и всех Миней дано к Николе 6 а во шти книгах». Из служб русским святым одна – под 21-м декабря – Петру митрополиту (196 об.–216 об.).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

597 Все ризничные вещи, как и крест, показаны в монастырской описи 1642 г. при том хранящимися в особом сундуке, с надписью «ризница Варлаама чудотворца». Записки археол. общ. 9. 508. По описанию чуда 1460 г. «знаменаша отрока честным крестом воздвизальным святого Варлаама». Собр. л. 6, 322. 598 На служебнике, на обороте 1 л. надпись 15 в. «служебник чудотворца Варлаама». (Саввы указатель синод. б. стр. 251, М. 1858 г.). По описи 1642 г. «служебных чудотворцев харатейный, оболочек в тафту». Зап. археол. общ. 9, 512. 600 Герберштейн rer. moscov. comm. ρ. 20. ed. Starzevscy. В Хутынской обители пролог с припиской, «в л. 6087 (1479) края достиже книга сия десною рукою – Евфимия инока, повелением священноинока Германа, игумена дому св. Спаса и преподобного и богоносного, иже и посницех великого, чудотворца Варлаама, при нем же (Германе) и община сотворися, от него же и аз убогы пострижен бых». – Не изменен ли устав преподобного о настоятеле при Германе и измененный попал в руки Герберштейна? 602 Собр. л. 3, 20. «Родися в Новгороде у Ярослава сын Михаил, а княже имя Изяслав, а внук Володимир». 604 По повести о чудесах пр. Варлаама крестный ход из Новгорода в Хутынь в первый пяток апостольского поста совершался не только при архиеп. Макарии, но и при архиеп. Геннадии († 1505 г.). При первом во время хода исцелен глухонемой и слепой мальчик. При втором, также во время хода, расслабленный, лежа при раке, видел: преподобный вышел из раки и как бы опалил все члены расслабленного, и больной вскричал: помилуй меня, раб Божий. После того больной встал здоровым. – Повесть о санном пути напеч. в памят. стар. литер. 1, 277–280. 606 В старшей новгор. летоп. под 1192 г. читаем: «в то же лето постави цьрьковь вънизу на Хутыне Варлаам цьрнец, а мирским именем Алекса Михалевиц, в имя св. Спаса преображения и святи владыка архиеп. Гаврила на праздник (т. е. 6 августа)». (Собр. л. 3:20). Тоже сказано в трех младших летописях, только здесь означено: « церковь камину». (Собр. л. 3, 127. 217; 4:17). В 4 летописи и в летописях софийской и воскресенской: «того же (6701) л. заложи церковь Преображение чудотворец Варлаам хутынский, того же лета и преставился» (собр. л. 4, 17; 5, 169; 7:102). – Сочинитель степенной книги видел в летописях запись: «6751 (1243) преставился раб Божий Варлаам, а мирскы Вячеслав Прокшинич, на Хутыне у св. Спаса, м. мая в 4 д.» (Собр. л. 3:54). И приняв Варлаама Прокофьевича за одно лицо с основателем Хутынского монастыря, отнес кончину преп. Варлаама к 1243 г. (Степ. к. 1:354). Это повторили многие, напр. словарь святых. Но преп. Варлаам по крещению назывался Алексий, а не Вячеслав, по отцу был Михайлович, а не Прокофьевич, умер 6 ноября, а не 4 мая. По летописи в 1230 году видим на Хутыне игуменом Алексия, а не пр. Варлаама. (Собр. л. 111:47).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010