Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАРЛААМ (Ясинский; 1627-22.08.1707, Киев), митр. Киевский, Галицкий и всея Малыя России. По-видимому, происходил из шляхетского рода. Начальное образование получил в Киево-Могилянской коллегии. В 1651 г., после разорения Киева войском литов. гетмана Я. Радзивилла, В. оставил коллегию, продолжил образование в европ. школах, возможно, курс риторики слушал в Эльбинге (совр. Эльблонг, Польша), философии - в Ольмюце (совр. Оломоуц, Чехия), затем обучался в Краковской католич. академии. В Киев вернулся между 1660 и 1665 гг., был пострижен в монашество в Киево-Печерском монастыре. Принимал участие в деятельности типографии мон-ря, вероятно, заведовал ею, а также «проходил учительские звания». Не позднее 13 нояб. 1665 г. был избран игуменом киевского Братского в честь Богоявления Господня мон-ря и ректором Киево-Могилянской коллегии, к-рую восстанавливал после разрушения ее в 1665 г. войсками П. Д. Дорошенко. Направлял воспитанников коллегии для продолжения образования в Зап. Европу. Желая укрепить положение коллегии, обращался с просьбами о поддержке к польск. и рус. правителям, пользовался покровительством Черниговского архиеп. Лазаря (Барановича) . В 1673 г. при набеге поляков на монастырское имение Новосёлки были убиты трое монахов киевского Братского монастыря. Братия поставила их гибель в вину В., к-рый был вынужден оставить игуменство и ректорство и занять должность проповедника в Киево-Печерском мон-ре. Предположительно с 1673 по 1677 г. являлся игуменом киевского Михайловского Златоверхого мон-ря. В 1680 г. по поручению киево-печерского архим. Иннокентия (Гизеля) вместе с иером. Паисием приезжал в Москву за милостыней для Киево-Печерского мон-ря. 8 июля 1680 г. назначен настоятелем Пустынно-Николаевского мон-ря в Киеве. В 1683 г., после смерти архим. Иннокентия, гетман И. Самойлович обратился в Москву за разрешением на избрание архимандрита Киево-Печерского мон-ря, к-рый был ставропигиальным и подчинялся К-польскому Патриарху.

http://pravenc.ru/text/154219.html

ректор Киево-Могилянской коллегии, которую восстанавливал после разрушения ее гетманом Петром Дорошенко, в то же время возглавлял типографию Киево-Печерского монастыря, во многом определяя ее издательскую политику ( Димитрий Ростовский называл его «столпом обители»). 1 июня 1690 г. был избран и 31 августа в Успенском соборе Московского Кремля патриархом Адрианом хиротонисан во митрополита Киевского. Сыграл большую роль в судьбе Димитрия Ростовского , именно он был инициатором того, чтобы Димитрий Ростовский приступил к созданию своих знаменитых Четьих Миней. 521 Минувшу по сем... преселися из Батурина в Киево-Печерскую лавру. – Димитрий переехал в Киево-Печерскую лавру 23 а преля 1684 г., на день памяти великомученика Георгия Победоносца. 522 ...якоже от предисловия, в начале Четиих Миней положеннаго... – Варлаам Ясинский написал предисловие к первой книге (на месяцы сентябрь–ноябрь) первого издания «Книги житий святых» (Киев, 1689. Л. 2–4). 523 Петр Могила (31.12.1596–01.01.1647) – выдающийся церковный и политический деятель. Архимандрит Киево-Печерской лавры (1627–1633), епископ Константинопольской православной церкви, митрополит Киевский, Галицкий и всея Руси (1633–1647). Петр Могила был противником униатской Церкви как неканонической и выступал за возрождение православного учения, с благословения всех восточных патриархов, включая Московского, ратовал за восстановление единой восточной и западной Церквей периода I тысячелетия христианства. Он признавал возможность существования разных обрядов при православном римском папе, но при признании римского папы только первым среди равных патриархов. Петр Могила был одним из самых образованных и просвещенных людей своей эпохи, в 1631 г. он организовал при Киево-Печерской лавре высшее училище для преподавания свободных наук на греческом, славянском и латинском языках, которое впоследствии объединил с Киево-братской школой в Киево-Могилянскую коллегию. Известен своими поучениями и молитвами («Анфологион», «Евхологион альбо молитвослов», или «Требник»), полемическими трактатами; автор рассказов о чудесах печерских старцев для книги Афанасия Кальнофойского «Τερατουργμα» (1638); писал на украинском, польском, латинском и греческом языках.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

его История России, т. III. М. 1873 г., стр. 149). Таким образом, Тимофей Щербацкий, ссылаясь на милосердие царицы к малороссийскому народу, желал получить подтвердительную грамоту, которой он мог бы при случае оградить неприкосновенность своих прав от таких светских правителей, каким, напр., был гетман Разумовский. (Ср. Описание документов и дел, хранящихся в архиве Св. Синода. Т. XXXI (1751 г.). СПБ. 1909 г. 181. стр. 243–244) 183 Заявление («сказку») архим. Пахомия Витвицкого, сделанное им в коллегии иностранных дел 4 марта 1752 г. см в арх. К.П.Л., типограф, д. 37 л. л. 4 об. 6. 185 См. письмо С. Т. к Луке Белоусовичу от 6 окт. 1653 г. из Москвы в арх. К.П.Л. типограф. д. 37 л. л. 57–59. 186 Лавра в данном случае была совершенно права. Грамота царская 7196 (1688) года, на которую ссылаются составители лаврской Челобитной, напечатана у м. Евгения в Описании Киево-Печерской лавры (К. 1826 г.), в Прибавлении 21 (стр. 65–77). В этой грамоте, после подробного выяснения обстоятельств, при которых состоялась выдача жалованной грамоты 15 декабря 1685 г. митрополиту Гедеону Святополк Четвертинскому, с неудачным подчинением Лавры Киевскому митрополиту, читаются, между прочим, следующие слова, прямо подтверждающие соображения рассматриваемой нами лаврской челобитной: «и повелеваем ту Киево-Печерскую лавру имяновать, по древнему обычаю и благословению святейших Константинопольских патриархов, ставропигион царский и патриаршеский, и быти оной лавре под благословением во Святем Дусе отца нашего и богомольца кир Иоакима, Московского и всея России и всех северных стран патриарха, и ставропигии великие восточные соборные апостольские церкви Московские, и да именуется и пишется Киево-Печерская архимандрия в России по степени первая, а митрополит Киевский над тою Киево-Печерскою лаврою и над пределы ее как над архимандритом, так и над братиею власти и начала никакого не имеет, как о том обретается во всех вышеобъявленных жалованных и благословенных граматах, каковы объявлены в сей наших великих государей, нашего царского величества жалованной граммате выше сего... и вышепомянованному архимандриту Варлааму Ясинскому, также и впредь будучим в той лавре архимандритам и братии по сей нашей царского величества милости Киево-Печерской лаврой с стяжаньми ея, которые к той вышеимянованной лавре ныне належат, владети и имети в той Киево-Печерской лавре типографию печатания книг, и с приписанием нашего царского величества имени, и под благословением святейшего и всеблаженнейшего патриарха Московского... (см. Опис. Киево–Печер. лавры. Прибавл. стр. 75,76).

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/k-...

христ. правителям с призывом дать отпор «неверным». Посланная царем на защиту Киева армия во главе с кн. Ю. П. Трубецким была торжественно встречена И. в сер. февр. 1673 г. 8 марта 1680 г. печерский архимандрит посылал в Москву старцев Паисия, Варлаама (Ясинского) и писаря И. Армашенко с просьбой пожаловать Киево-Печерскому монастырю обитель в Брянске или в Трубчевске в качестве укрытия на случай неприятельского нападения. По грамоте царя Феодора Алексеевича к Киево-Печерскому мон-рю в следующем году были приписаны Свенский в честь Успения Пресвятой Богородицы монастырь близ Брянска и Чёлнский в честь Преображения Господня монастырь близ Трубчевска. Помимо помощи Киево-Печерскому мон-рю царский двор оказывал И. др. знаки внимания. Так, в 1681 г. Феодор Алексеевич послал ему только что опубликованный «Обед душевный» Симеона Полоцкого, в 1683 г. царская семья в качестве поминального вклада по Феодору Алексеевичу пожаловала обители богослужебные облачения. И. руководил типографией Киево-Печерского мон-ря, принимал участие в подготовке изданий, в частности, благословил «Патерик, или Отечник, Печерский» (1661), предварительно просмотрел и внес исправления в соч. Лазаря (Барановича) «Трубы словес проповедных на нарочитыя дни праздников», опубликованное киево-печерской типографией в 1674 г. В 1672 г. И. направил в Москву монахов для устройства книжной лавки и организации продажи изданий Киево-Печерского мон-ря. Печерский архимандрит поддерживал отношения с видными деятелями Киевской митрополии. Сохранилась многолетняя переписка И. с архиеп. Лазарем (Барановичем), носившая доверительный характер (примером может служить письмо И. с рассказом о низложении патриарха Никона , где читаются слова: «Погасло великое светило»). Антоний (Радивиловский) посвятил И. сборник проповедей «Огородок Марии Богородицы» (1676). И был похоронен в Успенском соборе Киево-Печерского мон-ря. М. А. Корзо, Б. Н. Флоря Сочинения И. является создателем ряда сочинений. Не подлежит сомнению его авторство в отношении философского курса «Сочинение о всей философии» (Opus totius philosophiae).

http://pravenc.ru/text/389655.html

Не позднее XIX в. были составлены тропарь и кондак М. (опубл. в кн.: Модест (Стрельбицкий). 1885. С. 41-42). День памяти М., как и мн. др. св. отцов, почивающих в Дальних пещерах, был установлен между 1868 и 1875 гг. (впервые указан в «Полном христианском месяцеслове» (К., 1875)). Местная канонизация М. совершена при архим. Варлааме (Ясинском) , настоятеле Киево-Печерской лавры в 1684-1690 гг. (впосл. митрополит Киевский), когда был установлен день празднования Собору преподобных отцов, почивающих в Дальних пещерах. Тогда же, вероятно, была составлена «Служба преподобных отцов Печерских, ихже нетленные мощи в Дальней пещере почивают», в которой М. прославляется в 3-м тропаре 3-й песни канона. Общецерковное почитание М. было введено указами Синода 1762, 1775 и 1784 гг., которые и разрешили печатать службы Печерским преподобным и вносить их имена (в т. ч. М.) в общецерковные месяцесловы. С 1843 г. началось празднование Собору всех Киево-Печерских преподобных отцов и Собору всех святых, в Малой России просиявших. Ист.: Службы прп. отцам Печерским, ихже мощи в Ближней и Дальней пещере нетленно почивают. К., 1763; Канон собору прп. отцов Киево-Печерских, в Дальних пещерах почивающих//Минея (МП). Авг. Ч. 3. С. 131. Лит.: СИСПРЦ. С. 175; [Евгений (Болховитинов), митр.]. Описание Киево-Печерской лавры. К., 18473. С. 113, 294; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 345; Описание о российских святых. С. 21; Модест (Стрельбицкий), архиеп. Краткие сказания о жизни и подвигах св. отцев Дальних пещер Киево-Печерской Лавры. К., 1885. С. 6, 41; Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 26-27; Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. 1896. Янв. С. 143-144 [место погребения М. ошибочно указано в Ближних пещерах]; Филарет (Гумилевский). РСв. 2008. С. 475. М. В. П. Иконография Описание облика М. в иконописных подлинниках (в т. ч. в т. н. Клинцовском - БАН. Строг. 66, кон. XVIII в.) среди описаний 130 образов Киево-Печерских святых не представлено. Икона с единоличным изображением святого над ракой со св. мощами М. в Дальних пещерах, была создана в лаврской иконописной мастерской под рук. иером. Иринарха в 40-х гг. XIX в. Святой представлен в диаконском облачении: в стихаре, с орарем, на голове камилавка, в левой руке держит кадило, правой прижимает к груди заложенную перстом богослужебную книгу. У него темные, вьющиеся, лежащие на плечах волосы, средней длины борода. Иконографии этого образа в основном следует изображение святого на иконе «Собор преподобных отцов, нетленно почивающих в пещере прп. Феодосия» (1890), созданной в мастерской Киево-Печерской лавры (находится при нижнем входе в Дальние пещеры). Не совпадает положение рук: в левой руке у М. орарь, правая скрыта. В нимбе надпись: «Прп: Makapiй диаконъ».

http://pravenc.ru/text/2561296.html

молился и осенял себя крестным знамением, и бесы исчезали. Последние годы жизни И. провел в особенно строгом воздержании. Когда святой очень сильно заболел, монахи перенесли его из пещеры в монастырь, где на 8-й день он скончался. Игум. Иоанн и братия погребли тело И. в Ближних (Антониевых) пещерах. (Мощи в Ближних пещерах Киево-Печерской лавры, ныне считающиеся останками И., по-видимому, таковыми не являются, поскольку проведенное в 80-х гг. XX в. исследование установило, что эти мощи принадлежат человеку, скончавшемуся в XI-XII вв. в возрасте 18-20 лет; см.: Дива печер лаврських. С. 91, 92.) Судьба И. для последующих поколений рус. монахов была свидетельством опасности для новоначальных иноков трудного подвига затворничества и необходимости прохождения в начале монашеского пути послушания в общем иноческом житии. В повествовании Киево-Печерского патерика о Никите затворнике (см. Никита, свт., еп. Новгородский ) игум. Никон, пытаясь удержать молодого постриженика от ухода в затвор, ссылается на пример И.: «О чадо, несть ти ползы праздну сидети, понеже ун еси; уне ти есть, да пребудеши посреди братиа, да тем работаа, не погрешиши мзды своея. Самовидець еси брата нашего святаго Исакыа печерника, како прелщен бысть» (Древнерусские патерики. 1999. С. 36). Со времени прп. Феодосия для поселения в затворе необходимо было разрешение игумена, к-рое, как правило, получали уже опытные монахи. Почитание Начало местного почитания И. может быть отнесено к кон. XI - нач. XII в. Об этом свидетельствует наличие краткого повествования о святом в древнем Житии прп. Антония Киево-Печерского (2-я пол. XI в.), а также упоминание И. в числе 13 наиболее авторитетных печерских отцов, изгнавших беса из Никиты затворника. В каноне преподобным отцам Киево-Печерским, составленном Мелетием Сиригом ок. 1643 г., И. упоминается в 3-й песни: «Исакий, премногими страдании низложивый диаволскую прелесть, Тя, Христе, молит избавити от тогожде искушений» (Дива печер лаврських. 1997. С. 146). В 1684-1690 гг., при киево-печерском архим. Варлааме (Ясинском ; впосл. митрополит Киевский), установлено празднование преподобным отцам Ближних пещер в 1-ю субботу по отдании праздника Воздвижения Креста Господня, тогда же была составлена служба Собору. Общецерковное почитание Печерским отцам установлено указами Святейшего Синода 1762, 1775 и 1784 гг., согласно которым было разрешено печатать службы Киево-Печерским преподобным и вносить их имена (в т. ч. И.) в общецерковные московские месяцесловы. С 1843 г. совершается празднование Собору всех Киево-Печерских святых и святых, в Малой России просиявших. И. почитался в Торопце. В XIX в. в Благовещенской ц. бывш. Харитонова Кудинского мон-ря под Торопцом хранились гроб И., привезенный из Киева купцом П. Абоконовым, и частица мощей святого, принесенная в обитель в 1711 г. игуменом Кудинского мон-ря Иосифом.

http://pravenc.ru/text/674768.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГОЛОСЕЕВСКИЙ В ЧЕСТЬ ПОКРОВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ Голосеевская пустынь. Фотография. Нач. ХХ в. (ГИМ) Голосеевская пустынь. Фотография. Нач. ХХ в. (ГИМ) (Голосеевская пуст.) (Киевская митрополия УПЦ), в г. Киеве (Украина). Основан в 1631 г. как скит Киево-Печерской лавры архим. св. Петром (Могилой) . В скиту были построены храм во имя вмч. Иоанна Нового Сочавского (покровителя рода молдавских господарей Могил), дом архимандрита, неск. келий, хозяйственные помещения, посажены сад и роща. Свт. Петр (Могила) передал в храм частицу мощей вмч. Иоанна; по предположению митр. Московского Макария (Булгакова) в XVII в. пустынь называлась в честь вмч. Иоанна Нового. По инициативе свт. Варлаама (Ясинского) в Г. м. была построена ц. во имя преподобных Варлаама и Иоасафа. При свт. Тимофее (Щербацком) вместо 2 обветшавших церквей был построен деревянный храм, на верхнем этаже к-рого был освящен престол во имя вмч. Иоанна Нового, на нижнем - преподобных Варлаама и Иоасафа. В 1764 г., при архим. Киево-Печерской лавры Зосиме (Валькевиче), была построена деревянная ц. в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник». Согласно описи 1765 г., в б-ке мон-ря хранилось 68 книг, в т. ч. 2 рукописные. В апр. 1786 г. пустынь была преобразована в 3-классный мон-рь и передана в пожизненное ведение уволенному на покой архим. Зосиме (Валькевичу). Архим. Зосима пристроил к храму в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» придел во имя преподобных Зосимы и Савватия Соловецких. После кончины архим. Зосимы в 1793 г. мон-рь был обращен в хозяйственный хутор, братия (ок. 12 чел.) переведена в лавру. В 1831 г. митр. Евгений (Болховитинов) возобновил Г. м. как скит лавры. Духовный и хозяйственный расцвет Г. м. в XIX в. связан с деятельностью Киевского митр. Филарета (Амфитеатрова) , к-рый в 1846-1850 гг. построил в обители каменный собор в честь Покрова Пресв. Богородицы с приделами во имя святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста, митрополичий корпус с домовой ц. во имя прп. Иоанна Многострадального, братский корпус, хозяйственные помещения, ограду. В Г. м. перешли стремившиеся к уединению и сугубым подвигам насельники Киево-Печерской лавры. В течение 17 лет в Г. м. каждую весну и лето проводил митр. Филарет вместе с духовником прп. Парфением (Краснопевцевым) . Последний совершал ежедневные богослужения в домовом храме, вычитывал наизусть Псалтирь с Иисусовой молитвой в скиту обители. Он говорил о Г. м.: «Здесь носится дух Преподобных Печерских». Прп. Парфений был похоронен в храме в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник». В Г. м. также подвизались преподобные Феофил (Горенковский) , Паисий (Яроцкий) , в 1895-1917 гг.- духовник лавры прп. Алексий Киево-Печерский (Шепелев), окормлявший как братию, так и мирян. Прп. Алексий был похоронен на кладбище Г. м. В 1900 г. в Г. м. был похоронен Киевский митр. Иоанникий (Руднев) .

http://pravenc.ru/text/165289.html

в кн.: Модест (Стрельбицкий). 1885. С. 54-55). Имя Л. применительно к святому, лежащему в одной гробнице с прп. Геронтием, впервые упоминается только в синодальный период (на планах Дальних пещер XVIII в., начиная с издания 1744 г.- Дива. 1997. С. 135). Местная канонизация Л. совершена при архим. Варлааме (Ясинском; впосл. митрополит Киевский), настоятеле Киево-Печерской лавры в 1684-1690 гг., когда был установлен Собор преподобных отцов Дальних пещер. Тогда же, вероятно, была составлена «Служба преподобным отцам Печерским, ихже нетленные мощи в Дальней пещере почивают», в к-рой 3-й тропарь 5-й песни канона прославляет 2 преподобных канонархов (не названных по имени). Общецерковное почитание Л. установлено указами Синода 1762, 1775 и 1784 гг., к-рыми было разрешено печатать службы Печерским преподобным и вносить их имена (в т. ч. Л.) в общецерковные месяцесловы. В 1843 г. установлено празднование Собору всех Киево-Печерских святых и Собору всех святых, в Малой России просиявших. Отдельный день памяти Л. был установлен во 2-й пол. XIX в. Ист.: Службы прп. отцам Печерским, ихже мощи в Ближней и Дальней пещере нетленно почивают. К., 1763; Канон собору прп. отцов Киево-Печерских, в Дальних пещерах почивающих//Минея (МП). Авг. Ч. 3. С. 134. Лит.: Описание Киево-Печерской лавры. С. 113, 294; СИСПРЦ. 1836. С. 168; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 323; Модест (Стрельбицкий), архиеп. Краткие сказания о жизни и подвигах св. отцев Дальних пещер Киево-Печерской Лавры. К., 1885. С. 15, 32; Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 26; Дива печер лаврських. К., 1997. С. 45, 66; Филарет (Гумилевский). РСв. 2008. С. 476. Е. В. Лопухина Иконография Описание облика Л. содержится в иконописном подлиннике кон. XVIII в.: «Млад, власы с ушей кратки, на плечах клабук черн, ризы преподобническия, испод киноварь разбелной, правая рука молебна, длань вверх, левою поднял ризу правой стороны» (БАН. Строг. 66. Л. 319 об., с «левыя страны» 63-й). Единоличное изображение Л. на иконе 40-х гг. XIX в. работы мастеров Киево-Печерской лавры (иером.

http://pravenc.ru/text/2463469.html

Местная канонизация П. совершена при архим. Варлааме (Ясинском), настоятеле Киево-Печерской лавры в 1684-1690 гг. (впосл. митрополит Киевский), когда был установлен Собор преподобных отцов Дальних пещер. Тогда же, вероятно, была составлена «Служба Собору преподобных отцов Печерских, ихже нетленные мощи в Дальней пещере почивают», в к-рой П. прославляется как блаженный «воздержания рачитель» в 3-м тропаре 5-й песни канона. Общецерковное почитание П. установлено указами Синода 1762, 1775 и 1784 гг., в соответствии с которыми было разрешено печатать службы Печерским преподобным и вносить их имена (в т. ч. П.) в общецерковные месяцесловы. В 1843 г. установлено празднование Собору всех Киево-Печерских святых и Собору всех святых, в Малой России просиявших. Святому имеются тропарь и кондак (опубл. в кн.: Там же. С. 55-56). День памяти П., как и мн. др. святым отцам Дальних пещер, установлен между 1868 и 1875 гг. Ист.: Службы прп. отцам Печерским, ихже мощи в Ближней и Дальней пещере нетленно почивают. К., 1763; Канон собору прп. отцов Киево-Печерских, в Дальних пещерах почивающих//Минея (МП). Авг. Ч. 3. С. 134. Лит.: СИСПРЦ. 1836. С. 223; Описание Киево-Печерской лавры. С. 112; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 419; Модест (Стрельбицкий), архиеп. Краткие сказания о жизни и подвигах св. отцев Дальних пещер Киево-Печерской лавры. К., 18853. С. 15; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 261, 295; Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. Сент. С. 74; Дива печер лаврських. К., 1997. С. 94; Филарет (Гумилевский). РСв. 2008. С. 477; Карпов А. Ю. Русская Церковь X-XIII вв.: Биогр. словарь. М., 2016. С. 347-348. М. В. П. Иконография Описание облика П. содержится в Строгановском толковом иконописном подлиннике кон. XVIII в. (среди 130 Киево-Печерских преподобных; все без указания дней памяти): «Сед, брада и власы Сергиевы (прп. Сергия Радонежского.- Авт.), на плечах клабук черн, риза преподобническая дичь, испод бакан, руки накрест держит у сердца» (БАН. Строг. 66. Л. 317, «левыя страны», 32-й; то же в т.

http://pravenc.ru/text/2581807.html

3 апр. на приеме у царя печерский наместник Игнатий предложил основать в Москве мон-рь, в к-ром бы киевские старцы «детей боярских и простого чину грамоте греческой и славянской учили». Царю передали в дар часть мощей равноап. вел. кн. Владимира. Государь пожаловал Киево-Печерскому монастырю Месячные Минеи, денежные средства и 40 соболей. Весной 1644 г. в Москву прибыло новое посольство из Киева, которое возглавили уставщик Киево-Печерского монастыря Иринарх и архидиак. Амвросий (Быковский) (АЮЗР. Т. 3. 60-63. С. 65-66; РГАДА. Ф. 52. Кн. 5). В числе подарков царю были «2 книги печатные в десть, одна - Беседы апостольские, другая - Деяния апостольские с Апокалипсисом». Участники посольства получили «жалование», аналогичное дарам 1640 г. Но «жалование», посланное свт. Петру, оказалось более существенным, митрополиту было отправлено «на милостину и на церковное строенье 20 сороков соболей по цене на 1000 рублев» (РГАДА. Ф. 52. Кн. 5. Л. 133, 179 об.- 180). Скончавшийся в ночь на 1 янв. 1647 г. митр. Петр, согласно завещанию, был погребен в склепе Успенского собора («Великой Церкви») Киево-Печерского мон-ря под центральной частью храма. Поскольку должность архимандрита Киево-Печерского мон-ря была предоставлена кор. Владиславом IV лично свт. Петру (Могиле) «до его живота», братия на основании своего давнего права избрала настоятелем обители (1647-1656) игум. виленского Свято-Духова монастыря Иосифа (Тризну) , к-рого рекомендовал перед кончиной свт. Петр (Могила). Иосиф (Тризна) был пострижен и воспитывался в Киево-Печерском мон-ре, хорошо знал иноческий устав, богословские науки. 25 янв. 1647 г. в его избрании приняли участие печерские монахи во главе с наместником Варлаамом (Детковским). Став печерским архимандритом, Иосиф остался настоятелем и виленского монастыря. 27 февр. 1647 г. он подписался под актом об избрании на митрополичью кафедру Сильвестра (Косова) как «архимандрит печерский киевский, старший монастыря братского виленского». В июле 1651 г. архим. Иосиф вместе с митр.

http://pravenc.ru/text/1684519.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010