Прежде всего, необходимо кратко рассмотреть биографию митрополита Стефана (Яворского) . Как известно, родился будущий митрополит в 1658 году в семье мелкопоместной православной шляхты и во Святом Крещении получил имя Симеон. Семья проживала на правобережной Украине, которая по Андрусовскому мирному договору 1667 года осталась за Польшей. Чтобы избежать преследований со стороны поляков, Яворские переехали в пределы Московского государства. Так они оказались на левом берегу Днепра в деревне (или сельце) Красиловка близ города Нежин 297 . В 1673–1684 годах Симеон учился в Киево-Могилянской коллегии. Вероятно, ещё в годы учёбы его учитель иеромонах Варлаам (Ясинский) (вскоре ставший архимандритом Киево-Печерской Лавры (1684–1690), а позже митрополитом Киевским (1690–1707)), оценив способности Симеона, убедил его продолжить образование за границей, поскольку сам он был выучеником заграничных иезуитских коллегий 298 . Период с 1684 по 1689 год в биографии митрополита Стефана можно условно назвать «заграничным». Чтобы прослушать курс философии и богословия 299 , Симеон отправился сначала в Лемберг и Львов, затем в Познань 300 . Для обучения он вынужден был принять унию, что и сделал, получив имя Станислав-Симеон 301 (Симон) 302 . Как пишут исследователи, это было обычным делом в то время и при подобных обстоятельствах для многих известных южнорусских учёных (архим. Иннокентий (Гизель), иером. Епифаний (Славинецкий) и др.) 303 . Пожалуй, «заграничный» период жизни будущего митрополита Стефана имеет три важных последствия. Первое – обучение здесь шло с опорой на сочинения Аристотеля и античных авторов, богословие преподавалось по Фоме Аквинскому 304 . Эти особенности обучения в иезуитских школах наложили глубокий отпечаток на мировоззрение будущего владыки и сформировали его как проповедника, пользующегося схоластическими приёмами. Второе – слушая лекции католических богословов, он перенял их неприятие к протестантизму и хорошо усвоил католическую аргументацию в теологических спорах с ним. Третье – тот факт, что он хоть и вынужденно, и только внешне, но принимал унию, противники митрополита всегда ставили ему в вину.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В это время ситуация в западных епархиях Киевской митрополии, находившихся в пределах Речи Посполитой, стала крайне сложной. После того, как Киев и основные силы украинского казачества оказались за пределами Польского государства, их влияние на церковную жизнь западных православных епархий ослабло. Отношение католических властей Речи Посполитой к православному населению после казацких войн середины XVII в. стало еще более нетерпимым. Это привело в последней четверти XVII столетия к новым попыткам королевской администрации насадить унию среди подконтрольных ей православных русинов. Первоначально король Ян III Собесский (16741696 гг.) возлагал большие надежды на возобновление диалога между православными и униатами, однако переговорный процесс так и не принес ожидаемых результатов. Тогда король стал использовать другую тактику: на православные епископские кафедры он поставлял священнослужителей, склонных к переходу в католичество, намереваясь через них насадить унию " сверху " . Иосиф Шумлянский в 1677 г. тайно принял унию и принес присягу униатскому митрополиту Киприану Жоховскому (возглавлял униатскую Киевскую митрополию в 1674-1693 гг.). На Мстиславскую кафедру король провел другого тайного приверженца униатства Слуцкого архимандрита Феодосия Василевича. Перемышльским епископом в 1679 г. с подачи Шумлянского был назначен также готовый к соединению с Римом Иннокентий Винницкий (племянник Антония Винницкого). В 1681 г. Шумлянский и Винницкий подтвердили свою присягу на верность Риму в присутствии папского нунция и униатского митрополита. В Левобережной части Малороссии в это время церковной жизнью продолжал управлять архиепископ Черниговский Лазарь. Официально он числился в юрисдикции Константинопольского Патриархата, но в то же время ему приходилось участвовать в событиях, которые все более свидетельствовали и возрастании влияния Московской Патриархии на дела Киевской митрополии. В частности, это наглядно проявилось в 1683 г., когда на место почившего Иннокентия Гизеля необходимо было избрать нового архимандрита Киево-Печерской Лавры, имевшей ставропигию и подчинявшейся непосредственно Патриарху Константинопольскому. Гетман Самойлович в связи с этим обратился в Москву за разрешением избрать нового настоятеля Лавры. В Киеве без сношения с Константинополем решено было поставить на Печерскую архимандрию Варлаама Ясинского. Однако претензии на Лавру неожиданно предъявил и Иосиф Шумлянский. В такой ситуации Варлаам, обращавшийся в Стамбул к Патриарху и не получивший ответа по причине войны между Россией и Турцией, был вынужден искать подтверждения своих прав на Лавру в Москве. Патриарх Московский и всея Руси Иоаким утвердил Варлаама на Печерской архимандрии.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/420/...

Главные люди Киева это святые Киево-Печерской Лавры. И главные здания Киева это не Кабмин и не отель Hyatt. Главные здания Киева это Лаврские храмы. Небоскребы везде более-менее одинаковы, как и рестораны. Зато святыни уникальны и неподражаемы. Печерские святые так же активны ныне и живы по смерти, как Николай Чудотворец в бесчисленных своих чудесах или Савва Сторожевский в истории с Богарне. Мы, кажется, не осознали до сих пор по-настоящему, что одним из факторов умирения ситуации на Украине и в ее столице может быть отношение к происходящему преподобных Киево-Печерских. Они сильны отодвинуть приблизившуюся смертную тень от человека, что не раз и не два было по молитвам Марка-гробокопателя. Они могут поднять с одра одна смертельно больного человека, а на его место уложить другого, более заслуживающего наказания, как было в случае с Титом и Евагрием. Могут они и голодных кормить, как в случае с Прохором лободником, и не бояться сильных мира сего, как Феодосий или Варлаам. Одним словом, Божественный полк преподобных отцов на многое способен и ждет просьб о помощи с нашей стороны. Могут, правда, спросить: «А сами без наших просьб они не могут вступиться и вмешаться в дело?». Этот вопрос сродни подобному: «Почему Бог Сам, как Всемогущий, не вяжет сатану и не обуздает зло?» Бог может все, но не желает видеть людей праздными и безучастными, не желает нас видеть лишь потребителями даров. Мы должны по призванию быть соучастниками Божиих дел, соработниками, как Павел говорит, и уж тогда законно наслаждаться плодами побед. Кротко говорят богословы, что «нас без нас Бог спасать не будет». То же и со святыми. Они рядом, они готовы, они во всеоружии правды, держа духовные мечи в деснице и шуйце. Но мы не просим, или просим мало. Может быть, просим вяло и с раздвоенными мыслями, более доверяя политикам, оружию, деньгам, интригам или слепому случаю. Отдавая должное слабости, мы принимаем эти помыслы. Но долг христианина требует бодрить ум, и вспоминать о Господе, как о Всемогущем, не отдавая Его славу людям.

http://pravoslavie.ru/77169.html

Лишь Федор Титов, выдающийся дореволюционный историк Русской Церкви, который изучал архивное дело о визите в Москву и посвящении Варлаама (Ясинского) в митрополиты, кратко отметил в своем труде, что тот просил о титуле экзарха Московского патриарха, но получил Однако данное наблюдение не нашло отражения в позднейшей литературе. И действительно, Варлаам Ясинский в 1690 г., как и следовало ожидать, просил царское правительство разрешить ему «писатись экзархом, и в лавре Киево-Печерской монахов и мирских людей рукополагати… ему митрополиту аки бы экзарху и наместнику в Малой Росии от самаго Святейшаго патриарха Однако в просьбе этой Варлааму (Ясинскому) было отказано, поскольку в Москве не пожелали делиться с Киевским митрополитом властью над одной из главнейших ставропигий страны (в царской жалованной грамоте она была определена как «архимандрия в России по степени Однако по сути дела московские власти все же пошли на частичные уступки новому митрополиту, разрешив совершать рукоположения в лавре с ведома Московского патриарха: «А хиротонисати Киево-Печерские лавры монахов и мирских, приступающих ко священству, аще они сами того требовати будут, с ведома его, Святейшаго, благословенного и блаженнейшаго патриарха Московского ему, Преосвященному митрополиту, В итоге традиция ношения титула патриаршего экзарха предстоятелями Киевской митрополии, сложившаяся в 30-х гг. XVII в., просуществовала относительно и не была возобновлена при переходе данной церковной области под власть Московского Примечательно, однако, что как вероятное титулование Гедеона экзархом Московского патриарха, так и прошение Варлаама об этом титуле свидетельствуют, что верхушка киевского духовенства воспринимала состоявшуюся в 1686 г. передачу митрополии как полную и всеобъемлющую, позволяющую в том числе предстоятелям Русской Церкви жаловать экзаршество киевским митрополитам точно так же, как ранее это делали патриархи Константинопольские. В приложении публикуются выдержки из соответствующих документов дела о посвящении в Москве Варлаама (Ясинского) в митрополиты Киевские: фрагменты сокращенного изложения статей, поданных Варлаамом; докладной записки, составленной в Малороссийском приказе; текста официального царского ответа на митрополичье прошение.

http://patriarchia.ru/db/text/5820671.ht...

Иоакима, Гедеона Четвертинского, законным Киевским митрополитом и разрешалось других киевских митрополитов ставить в Москве 204 . Московское правительство, достигнув цели в Константинополе, скоро перестало сочувствовать всем тем, кто так или иначе способствовал успешному завершению фактического и формального подчинения Киевской митрополии Московскому патриархату. Почувствовали это прежде всего константинопольские участники. Турецкое правительство, содействовавшее религиозному подчинению Киева Москве, вскоре увидело в рядах враждебных Турции войск и русские полки, а патр. Дионисий, низложенный турками за уступку Киевской митрополии московскому патриарху 205 получил от патр. Иоакима малоутешительное письмо 206 . Еще более испытали крепкую руку Московского правительства и архипастырский жезл Киевские радетели церковного подчинения Москве. Московская централизация мощным потоком захватывала окраинные течения в одно русло, подавляя всякое стремление к центробежному движению. Киевский митрополит Гедеон и гетман Самойлович недолго находились в фаворе у московского правительства. За подчинение Киевской митрополии Москве гетман и митрополит на первых порах получили огромные выгоды. Гетман пользовался неограниченной властью в Малороссии, благодаря поддержке Московского правительства, несмотря на доносы в Москву своих недругов, а митрополит Гедеон, покровительствуемый всемощным гетманом (с которым он породнился) и патр. Иоакимом властвовал над всем юго–западным православным духовенством, так как не только противники его возведения на митрополичью кафедру (Черниговский архиепископ Лазарь Баранович и архим. Киево–Печерской Лавры Варлаам Ясинский) особой грамотой великих государей были формально подчинены Четвертинскому, а благодаря воле гетмана и на деле должны были беспрекословно ему подчиняться, но и зарубежные православные епископы, находившиеся во власти Польши, в силу политического влияния Москвы на польские дела, признавали над собою власть Киевского митрополита 207 . Так было до первой шаткости (может быть больше воображаемой) гетмана по отношению к московскому правительству.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Картину жизни лаврской школы 1910-1914 гг. воссоздают воспоминания худож. Редько (1897-1956) и его автобиографическая повесть «Зрачки солнца» (ЦДАМЛМУ. Ф. 333. Д. 8-10). Обучение в школе выходило за рамки овладения приемами иконописного ремесла. В программе занятий наряду с академическим рисунком были также натюрморт и пейзаж. Проводились сеансы рисования с живой натуры. Учеников знакомили с анатомией и перспективой, искусством эпохи Ренессанса. Иконы писались по образцам, к-рыми служили репродукции. В 1910-1912 гг. преподавателем был А. Е. Чижский, после него - И. И. Мищенко. В свободное время ученики занимались живописью, наиболее способным из них разрешалось писать этюды в стиле импрессионистов. Художники Ижакевич и М. В. Нестеров, часто бывавшие в школе, смотрели и обсуждали с учениками их работы. Неск. раз в год в мастерской устраивались ученические выставки, где лучшие произведения отмечались денежным вознаграждением. После открытой 25 дек. 1913 г. рождественской выставки Редько, получивший 1-ю премию, продолжил обучение в школе Имп. об-ва поощрения художеств в С.-Петербурге. Школа прекратила существование в 1915 г., после начала первой мировой войны. В списке лаврской мастерской за 1918 г. значилось только 5 иконописцев. Смерть иером. Владимира, принявшего схиму с именем Варлаам, в 1919 г. ознаменовала конец истории лаврской иконописной школы. Худож. Редько, увидев в послевоенной лавре разрушенное здание иконописной школы, записал в дневнике: «Погиб родной дом, в котором я узнал, что помимо жизни, составляющей хлеб насущный, существует мир Искусства» (Там же. Д. 22. Л. 228). Е. В. Лопухина Арх.: НБУВ ИР. Ф. 1. 5411-5413; Ф. 229. 1-48; РГБ ОР. Ф. 152. 2; РГИА. Ф. 797. Оп. 64. Ст. 3. Отд. 3. Д. 161; Ф. 835. Оп. 4. Д. 144; ЦГИАК. Ф. 28. Оп. 3. Д. 167; Ф. 128. Оп. 1 (тип.). Д. 916; Оп. 1 (общ.). Д. 135, 254, 440, 2445; Оп. 1 (благочин.). Д. 3443; Оп. 1 (КДС). Д. 644; Оп. 2 (тип.). Д. 862; ЦДАМЛМУ. Ф. 333. Д. 8-10, 20, 22. Лит.: Истомин М. П. К истории живописи в Киево-Печерской лавре в XVIII в.//ЧИОНЛ.

http://pravenc.ru/text/1684519.html

Эта запись вводила в заблуждение многих исследователей, которые на ее основании делали вывод, что упомянутый митрополит просил (как и его предшественник Гедеон до получения из Константинополя «отпустительных» грамот на Киевскую митрополию) о титуле «экзарха Константинопольского престола» . По-видимому, составитель описи допустил ошибку, встретив в текстах рассматриваемого дела упоминания прошения о данном титуле предыдущего митрополита Гедеона. Лишь Федор Титов, выдающийся дореволюционный историк Русской Церкви, который изучал архивное дело о визите в Москву и посвящении Варлаама (Ясинского) в митрополиты, кратко отметил в своем труде, что тот просил о титуле экзарха Московского патриарха, но получил отказ . Однако данное наблюдение не нашло отражения в позднейшей литературе. И действительно, Варлаам Ясинский в 1690 г., как и следовало ожидать, просил царское правительство разрешить ему «писатись экзархом, и в лавре Киево-Печерской монахов и мирских людей рукополагати… ему митрополиту аки бы экзарху и наместнику в Малой Росии от самаго Святейшаго патриарха Московского» . Однако в просьбе этой Варлааму (Ясинскому) было отказано, поскольку в Москве не пожелали делиться с Киевским митрополитом властью над одной из главнейших ставропигий страны (в царской жалованной грамоте она была определена как «архимандрия в России по степени первая» ). Однако по сути дела московские власти все же пошли на частичные уступки новому митрополиту, разрешив совершать рукоположения в лавре с ведома Московского патриарха: «А хиротонисати Киево-Печерские лавры монахов и мирских, приступающих ко священству, аще они сами того требовати будут, с ведома его, Святейшаго, благословенного и блаженнейшаго патриарха Московского ему, Преосвященному митрополиту, позволено» . В итоге традиция ношения титула патриаршего экзарха предстоятелями Киевской митрополии, сложившаяся в 30-х гг. XVII в., просуществовала относительно недолго и не была возобновлена при переходе данной церковной области под власть Московского патриарха .

http://sedmitza.ru/lib/text/9985755/

Во второй жалованной Грамоте прошлого 1700 году Апреля 11 дня написано, ему ж Преосвященному Варлааму Митрополиту и впред по нем будущим Митрополитам Киевским прежними вышеписанными и вновь данными озерами Рясин, Бабин и сенными покосы луговыми Задесенными, островом Беловодок, на реке Десне поромами под Моравском и под Ковчином, селом Ковчиным, Комаровкою, селом Койловым с озерами и грунтами Домонтовичевскими около седа Церковищ и в самих Церковищах, и на мельницах реки Остра мельниками и озерами, и лугами Трипольскими, Триполем и Белогородкою со всякими селищами, и Погребками, и Зазимьем, и озером Подцерковым, Крушинкою, Лазоровщиною, названною Шархавщина и иными грунтами над речкою Лыбедью, Сычовкою и Борщовкою и под Городом Вышним Киевским належащими лесами, Моравским, Погребками, Белогородскими, Трипольскими владеть, а иным тех лесов пустошить и озер вылавливать, сенокосов выкашивать, людей тяглых в Казацство привлекать и в соседство принимать, и от повинностей подданных заступать не велено, и быть всему во всем против вышеписанной прежней нашей, Царского Величества жалованной Грамоты, непорушимо. А в нынешнем 1710 году в Приказе Малыя России присланной Богомольца нашего Преосвященного Иоасафа Митрополита Киевского Архидиакон Рафаил явил три Универсала подданного нашего Гетмана Ивана Ильича Скоропадского, данные в прошлом 1709 году Ноября 29 дня, в которых написано, в первом: позволяет он подданной наш Гетман к Кафедре к Свято-Софийской употреблять местечко Ржищев и села к нему надлежащие, именно Гребень, Юшки, Понекарше, Зевраче, Халчю, Гуляники, Ходоров, Пивцы, Липовый Рог, Пруцки, Опацки, Ячники над Кагарлыком, Калное, Ячники за Днепром, Кузминцы, также грунты на реке Росе будучие, купленные на гребли леса, поля, сеножати, луга, березняки, село Кисловку с лесами, полями, ставами, мельницами, на реке Булкуне три кола стоячие, также на мельницу Лукьянову, в которой камень и ступы, ставидло на речке Булкуне, а другое на речке Котлуй; озера Подлесное, Подбурное, Жировку, Домаху, Пещаную, Чучинку, Плоское, Западнее изстари к Кафедре Митрополитанской Киевской належащие, данные, которые грунты ограничение в себе имеют, взяв от грунтов монастыря Печерского Безрадицких до Нещирова, а от Нещирова до Обухова, а от Обухова до Великой Германовки, от Германовки просто к вершине Красной Долины, от Долины степью по Зачерняховом, оттоли по-над Кагарлыком до речки Рясовы, от Рясовы до Великого Лугу Уз Каневские грунрты, от Великого Лугу до Жердеви к Днепру, чрез Днепр до речки Карани Уз Рудяков по Закойловом, а отнюд к Воронкову лугом чрез Днепр вновь до бору монастыря Печерского Безрадицкого; и с оных приходящие пожитки отбирати и чтоб во владении оных и во взятии пожитков никто ни малого убытку и трудности не чинил под жестоким страхом.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Ясное дело, что агентурская часть по наблюдению за действиями противника в лавре была поставлена очень хорошо. Каждый новый шаг м. Тимофея Щербацкого немедленно делался известным лаврской администрации, которая старалась отражать всякий, сколько-нибудь серьезный, удар своего противника. В сентябре 1752 г. 193 лавра подает новую челобитную императрице Елизавете Петровне. В этой своей челобитной, ссылаясь на полученное в Киеве известие о благоволении императрицы к лавре и решение ее отказать м. Тимофею Щербацкому в его ходатайстве; относительно типографии, архим. Лука с братией просили императрицу выдать лавре новую подтвердительную грамоту о правах и вольностях ее, которая бы раз навсегда положила конец всем таким домогательствам, какие обнаружил м. Тимофей Щербацкий. «Всемилостивейшая государыня!» – писал архимандрит с братией. «Всеподданнейше вашего императорского величества просим имеющуюся в Киево-Печерской лавре старинную, многими высокомонаршими грамотами утвержденную, типографию от нахалного нечаемо следуемого разорения, а лавру святую от невозвратного убитка и всекрайнейшей обиди высокоматерним своим защищением охранить и его преосвященству митрополиту Киевскому типографии вновь иметь крайне отказать; а чтоб впредь так он, преосвященный Тимофей, яко и по нем будучие Киевские митрополиты о битии в них той типографии вашего императорского величества более прошениями не утруждали и оной типографии как прежде никогда не имели, так и впредь иметь не могли, и Киевο-Печерская старинная типография осталась на прежних своих основаниях, о том в неподвижное утверждение высочайшего вашего императорского величества грамотою святую Киево-Печерскую лавру всемилостивейше снабдить» 194 . Челобитная лаврская, о которой у нас идет сейчас речь, была подана в сентябре 1752 г. при особом «доношении» в коллегию иностранных дел. В этом последнем «доношении» лавра напоминала свою прежнюю челобитную, поданную императрице, еще раз выясняла неосновательность домогательств м. Тимофея Щербацкого иметь свою типографию, разъясняла с своей точки зрения упоминание о типографии в царской жалованной грамоте, данной в 1685 г. Киевскому митрополиту Гедеону князю Святополк Четвертинскому. Для большего подкрепления своего взгляда на значение сейчас упомянутой царской грамоты, лавра теперь представляла копию жалованной царской грамоты 1688 года на имя архим. Варлаама Ясинского, которой утверждалось за лаврой право ставропигии и право иметь собственную типографию. В заключение архим. Лука просил коллегию иностранных дел решить дело в пользу лавры 195 .

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/k-...

На убогих тысяча золотых, з которых на шпиталь Святософийский золотых тридцать; а на иншие все шпитале Киевские и Печерские и при иных Киевских монастырех будучие по золотых двадцать на кождый; на тых зась убогих, що в хатках особных по единому живут в калецстве, дати кождому з них по золотому. Щося … клиру моего, так роспоряжаю особ мне наслугуючих (услуживающих). Боголюбивому … Епископу Хризанфу золотым триста и мантию Архиерейскую адаматковую (штофную) повседневную. Велебному Варлааму Страховскому, Наместнику моему Святософийскому, золотых триста и полрясок фалендитовый (тонкого сукна) лисий. Велебному отцу Ефрему, Капеллянове моему, золотых триста и сутанну (полукафтанье) фалендитовую новую, и футро попеличее (мех белий) з подрясы. Архидиаконови моему Пахомию Прокоповичу золотых триста. Отцу Леонтию Ледницкому золотых сто. Велебному отцу Подгаецкому золотых сто. Честной старице сроднице моей инокине Панне Серафиме Армолинской золотых пять сот. Ксенженцю (Князю) Юрю Четвертенскому, сыновцеви (племяннику) моему, также золотых пять сот. Ксенженцю Стефану Четвертенскому, брату моему стрыечному (двоюродному), обещавшемуся быти иноком, золотых тысяча, из постелки моей матеряц шкарлатный (тюфяк красный) отдати; другую зась постелку мою велебному Отцу Ефрему отказую. Сукен три, една луданова (люстриновая) черними песками подшитая, другая шубка черных лисов Московских горлами подшитая; третья сутанна терцинолмовая (гресетовая) на благословение з любве своей отческой Архипастырской изменил (назначил) диктуючий добродей пишучему сей Тестамент мне недостойному Архимандриту Печерскому Варлааму: але я зычю (желаю), да подаст Господь Бог самому здоровому добродееви, Архипастыреве моему, еще того заживати (употреблять) и дякую (благодарю) наипокорней за так милостивую ласку. З позосталых коней, окром цуговых кароцяных, сукцессорове отписаных, коня доброго и золотых сто Ковалскому, слузе моему келейному назначаю. Иншой теж челяди моей, чтобы кому слушным документом (по справедливости) довелося быти винно, ведлуг постановлена абы ногорожено. Справы (письменныя дела) Луцкие мают зоставати до слушнего часу (до нужного случая) в схованю (сохранении) церковном при Кафедре Митрополитанской, жебы сукцессор запасом обачивши (осмотревши), если Епископ Луцкий будет истинно православный и православному Митрополиту Киевскому послушный, уважил привернути (возвратит), як теж и инших монастырей справы, еслибы ся тут же знайтли.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010