В конце приписано, что такая же грамота послана и к Лазарю Барановичу, и к архим. Варлааму. Л. 132 об. Замечание. Так как ответ на предложенный вопрос вышепомянутые лица прислали не вполне согласный с православным учением, хотя и с покорностью предавались рассуждению патриарха: то он послал к ним ещё четвертую грамоту о том же, которая и следует. Л. 133. Грамота патр. Иоакима к Гедеону митрополиту Киевскому и Киево-Печерскому архим. Варлааму обличительная на их неправильный ответ о времени пресуществления св. Даров (см. сей ответ в сборнике в тетрадях 1 л. 347). В сем послании, напомнив Малороссийским пастырям о приведённых им прежде свидетельствах в пользу православного учения, которых представлено было более тридцати, патриарх упрекает их за то, что они, оставив без внимания сии с водительства, опираются на свои ново- печатанные книги, никем не одобренные, и превратно толкуют изречения св. Отцов. Здесь, л. 138 об., он указывает между прочим, по книге «Выклад», на повреждённое место в служебнике, печатаемом в Киеве, именно в литургии Василия В., в молитве по освящении св. Даров: и да н моихъ ради грхвъ возбраниши блгодати стаг твоег дха... на предлежащы дары (должно быть: от предлежащих даров). Против свидетельства книги «Мир с Богом», писанной Иннокентием Гизелем и принятой в Москве, патриарх, л. 153., замечает: книз глемй миръ с бгомъ похваленои, коже глете, тишайшаг и блгочестивйшаг блженны памти великаг гдр цр и великаг кнз все и малы и блы самодержца, и стйшаг блженны памти кръ московскаг и все глемъ вамъ по всцй правд: к братъ иашъ блженны памти и все бывъ ж тогда во глбочаишей старости, и недзхъ повседневныхъ, н токм читати и разсмотрти подробн то книги, но ниже одра весма лчитис можаше, но похвал ю ем сменъ полочанинъ чивыйс и державый тхъ, и именемъ ег писаше, еже хотше. ибо и вы нн вмал н подобно сем содсте, по нашимъ издавше книг нарицаемю внецъ хртовъ, юже н токм н блгословихомъ и н видхомъ, но прежде нашег началопастырскаг писаныхъ, (да н новость кова возбрщетс в нихъ,) и печачати запретихомъ.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

Как видим, Тимофей Щербацкий довольно не точно передал в челобитной своей то место патриаршей грамоты 1690 года, где идет речь о типографии. Патриарх Адриан в своей настольной грамоте, м. Варлааму Ясинскому выражал желание, чтобы в киевской митрополии, если в ней будет типография («идеже в той Киевской митрополии типография будет»), церковные книги печатались «по чину, преданию же и мудрованию восточной церкве за его митрополиим благословением и досмотром». А между тем м. Тимофей Щербацкий это общее пожелание патриарха представил в своей челобитной, как право, данное киевскому митрополиту на заведение своей собственной митрополии, притом в Киеве, где уже была лаврская типография. С другой стороны, м. Тимофей Щербацкий сознательно, или, быть может, и бессознательно смешивает в своей челобитной две довольно различные вещи. Он ходатайствовал о высочайшем подтверждении права, данного, будто бы, прежним киевским митрополитом государственной властью иметь типографию при митрополичьей кафедре, а между тем основывает это право на грамоте патриаршей. При этом он опять-таки сознательно, или бессознательно умалчивает о том, что в царской грамоте, данной м. Варлааму Ясинскому в 1690 году, при поставлении его на Киевскую митрополию, и довольно подробно трактующей о правах и преимуществах киевского митрополита, совершенно не говорится о праве его иметь типографию при своей кафедре. Поэтому, на наш взгляд гораздо серьезнее было другое основание, которое приводит в своей челобитной м. Тимофей Щербацкий в пользу правоспособности и возможности разрешения ему завести свою типографию. Он ссылался именно на то, что когда государственная коллегия иностранных дел 19 марта 1752 года просила у св. синода отзыва по вопросу о том, не было ли какого запрещения киевскому митрополиту печатать книги в другой какой-либо типографии, кроме Киево-Печерской и Черниговской Ильинской типографий, то св. синод своим указом на имя коллегии иностранных дел от 8 июля 1752 года, объявил ей, что, как оказалось по справке, из св. синода не было никаких запрещений киевским митропопитам «в печатании книг» 199 . Но само собой разумеется, что и одной справки св. синода, сейчас приведенной нами, было недостаточно для решения спорного вопроса, возбужденного м. Тимофеем Щербацким. Эта справка только говорила о том, что со стороны св. синода не было никаких препятствий к устройству м. Тимофеем Щербацким, при своей кафедре, типографии, но она ничего не давала для решения вопроса с точки зрения стародавних прав киевской митрополии.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/k-...

По-видимому, для свят. Димитрия теперь должны были кончиться все тревоги и хлопоты, которые связаны были с этой книгой, но на самом деле они только еще начинались. Вновь отпечатанную книгу решено было отправить в Москву правителям и патриарху. Зная, какие чувства питает патриарх к киевлянам, и желая предупредить его гнев за самовольное напечатание книги, Варлаам Ясинский отправил ее в Москву с нарочитым посольством, причем написал Иоакиму пространное извинительное письмо. Изложив, как и когда возникла в Киеве мысль об издании житий святых и как, наконец, она осуществилась благодаря трудолюбию и разуму свят. Димитрия, Вардаам Ясинский в этом письме говорил, что он и братия Киево-Печерской Лавры три первые месяца житий святых, после тщательного рассмотрения и исправления по Минеям Макарьевским, напечатали, основываясь на благословении патриарха, некогда данном архимандриту Лавры Иннокентию, и теперь «вашему святейшему архипастырству при нижайшем нашем поклонении дерзаем обявляти и приносити, всесмиренно просяще о милостивое приятие и о благословение архипастырское и обявление ея и принос самому пресветлейшему монаршему маестату, а потом и всем церкве святые православные сыном на душеполезное употребление, прочее же и на уготовление нам к типографскому изданию и прочиих житий святых на прочие вся месяцы, ради коего крайняяго исправления и совершения и прочиих великие книги Минеи Четьи зело нам суть благопотребны. О что все вторицею и сторицею всесмиреннейше мое прошение принося, со всею о Христе братиею, изряднее же с трудолюбивым книги сея исправителем, согласным со всеми нами, вашего святейшего архипастырства благословению и милости отеческой чадолюбивой всецело себе, с недостойными молитвами моими и послушничим повиновением, вручая, под стопы ног святых повергаю» 174 . Но ни это полное смирения послание, ни нарочитое посольство, поднесшее патриарху первую книгу Четиих-Миней, не умилостивили Иоакима. Он не оценил того громадного труда, который положен был свят. Димитрием на составление книги, и, воспользовавшись удобным случаем, решил сосчитаться теперь с непокорными ему киевскими учеными и сделать им строгий выговор за своеволие.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Но скоро обнаружилось, что Иоаким вовсе не нуждался в справках относительно Флорентийского собора, а спрашивал об нём исключительно с целью испытать православие представителей киевской митрополии. В письме к Барановичу 293 , благодаря его за ответ о флорентийском соборе и похваляя за то, что он не признаёт этого собора истинным, Иоаким спрашивает его, почему он не упомянул о рассужденях, бывших на Флорентийском соборе относительно таинства евхаристии, и сам подробно описывает бывшие на этом соборе относительно этого пункта рассуждения. Затем, указывая, что в малорусской церкви существуют относительно таинства евхаристии мнения, подобные лжеучениям Флорентийского собора, патриарх увещевает Барановича восстать против них. Вероятно подобное же изложение учения о таинстве евхаристии послал Иоаким и Четвертинскому, митрополиту киевскому. Вместе с тем, патриарх возмущён был, встретив некоторые еретические мысли в книгах, изданных Киево-печерскою лаврою 294 , возмущался тем, что в одной книге напечатано было, будто бы пресвятая Богородица зачата и рождена без первородного греха, а в другой книге сказано было, что Иероним – учитель православный. О всём этом патриарх Иоаким писал Варлааму Ясинскому, архимандриту лавры. На эти учительные послания Варлаам и Гедеон отвечали с благодарностью и давали обещание всегда и во всём следовать учению православной восточной церкви. «Во всегдашней бо памяти имеем, писали они, яко от Сиона изыде закон и слово Господне от Иерусалима, и яко во святом крещении российские земли посети нас восток, а не запад; ниже хощем сынове быти тмы и нощи, но света и дне». Ещё с большим выражением преданности прислал письмо патриарху Баранович: он совершенно отказывался иметь своё мнение по вопросу о пресуществении даров в таинстве евхаристии. «Аще убо египтяне, писал он, не спасения души, но токмо повреждения телес трепещущие, не движущеся от мест своих надлежащей тме зелпей, что подобает нам в духовных творити? нощь велия и темная есть неведение, множае достоит нам ко предлежащему делу во пождании истиннаго света благоразумнаго разсуждения пребыти, ибо коль красно есть сединам разсуждение и старцем разумети закон говорит Сирах....» 295 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Ternovs...

Поэтому мы считаем вполне справедливым высказываемое относительно 40-го Пс. в Киевск. изд. Псалтири 1715 г. замечание наместника Киево-Печерской Лавры Варлаама Голенковского, что в нем между прочим описывается, как «Давид в недузе сущи, поношен бяше от сопротивных, чающих, яко от тоя уже болезни не возстанет». 617 Пс.63:7 . См. по русск. пер. Библ. Общ., который, хотя и представляет в этом стихе затруднение в понимании связи между первою, приведенною нами, и последнею его половиною («а внутренность человека и сердце глубоко»), но за то отличается близостью к еврейскому тексту и, с незначительными разностями, составляет почти общепринятый перевод между новейшими западными учеными, тогда как новейший русский перевод Синод изд., стараясь установить теснейшую связь между обеими половинами стиха (…делают расследование за расследованием даже до внутренней жизни человека и до глубины сердца»), держится ближе переводов сирского и халдейского и почти не имеет за себя авторитетов между новейшими учеными. 70 и Вульгата в этом стихе также ближе к еврейскому тексту и след на стороне перевода Библейского Общества. 638 В этих словах Пс.22:5 , кроме образного выражения мысли об особенном попечении Божием, можно видеть буквальное указание на то обстоятельство, что в Маханаиме, во время бегства Давида от Авессалома, в виду войск мятежника, расположившихся в Галааде, Верзеллий и некоторые др. доставили изгнанному царю и его людям все необходимое продовольствие. См. 2Цар.17:26–29 . Такое объяснение этих слов находим мы у Delitzscha в Die Psalmen, 1867 S. 211, и так еще ранее объяснял их Michaelis в Not ad Lowthii Praelect de sacra Herb poesi p. 509 ed Goetting. Нам кажется.что и господствующий в этом псалме образ Господа, как доброго пастыря, который покоит Псалмопевца на злачных пажитях и водит на тихие воды, вызван тогдашним пребыванием его в пустыне, напомнившем ему годы его детства, когда сам он в Вифлеемской пустыне заботливо пас стада отца своего ( 1Цар.16:11, 17:28 ), – так точно в других псалмах, как мы уже имели случай заметить относительно псалмов из времени Саулова гонения, пребыванием его в горах пустыни ( 2Цар.15:30, 32, 16:1, 13 ) обусловливаются встречающиеся в них представления Божественной помощи под образом гор и скал. Пс.26:5, 27:1, 66:3–4, 61:3, 7, 8 . См. об этом замеч. Гуляева на 2Цар.22:2 в его «Историч. кн. Свящ. Пис. В. Зав.». Пс.22:54 ср. Пс.36:19 и 2Цар.17:24–29 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Vishny...

33 В приложенном при этом реестре исчислены самые те статьи, которые должны были остаться в ведении духовных учреждений. 34 Прежний штат Канцелярии Грузино-Имеретинской Конторы был определен по ВЫСОЧАЙШЕ утвержденному 7 Авг. 1824 г. докладу Святейшего Синода. 35 Настоящее распоряжение состоялось вследствие того обстоятельства, что Главнокомандующий в Грузии Генерал от Инфантерии Ртищев, вмешавшись в дела Конторы, указал, при открытии Конторы, занять председательское место Экзарху Варлааму. При этом ВЫСОЧАЙШЕ было повелено, чтобы главнокомандующие в Грузии не входили во внутренние распоряжения Грузино-Имеретинской Конторы, о чем и было дано знать Генералу Ртищеву. 36 К числу таких предписаний настоящим указом отнесены: а) указ 5 Декабря 1776 г., которым разрешено печатание в типографии Лавры акафиста с житием св. Великомученицы Варвары для продажи бывающим в Киеве богомольцам; б) указ 4 Июня 1782 г., о напечатании акафистов с канонами, и в) указ 24 Января 1793 г. о напечатании молитвы при божественной литургии в молитвословах и сборниках, а также часослова в лист крупными буквами. 37 Настоящий указ основан на определении Святейшего Синода, которое состоялось по ходатайству бывшего Волынско-Житомирским, преосвященного Амвросия о том, чтобы дано было благословение на продолжение типографского дела в обители Почаевской, с тем, чтобы в этой типографии отнюдь не печатать никаких новых книг, по которым издание требовало бы предварительного рассмотрения цензуры, а ограничиться только перепечатанием в потребном количестве изданных с одобрения Святейшего Синода для церковного употребления книг, также Катехизисов, Сокращенной Священной Истории и букварей, а равно и тиснением на атласе и бумаге св. икон по одобренным православною церковью образцам. (Там.) 40 В образованных отдельно от Академии Комитетах, таким мнением полается мнение старшего члена Комитета. 41 Не излишне при сем объяснить, что ВЫСОЧАЙШЕЙ резолюцией Императора Петра, на первом докладе Святейшего Синода, повелено было на архиерейские вакансии представлять по два кандидата. Но в 1822 г. Государь Император Александр Павлович, при назначении Киевским и Галицким Архиепископом и Киево-Печерской лавры архимандритом преосвященного Евгения Архиепископа Псковского, ВЫСОЧАЙШЕ повелеть соизволил: избрать на место его в Псков трех кандидатов, и впредь всегда избирать такое же число их на каждую открывающуюся архиерейскую вакансию. (Указ. 21 Янв. 1822 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Barsov...

Слава о великом подвижнике – Феодосии быстро распространяется за пределы Печерской обители: «всмъ влено бысть мсто то» (л, 35, d)... Слышаще кнзи и болре добро ихъ жити. прихожаахоу къ великоуоумоу едосию исповдающе томоу грхы сво. иже великоу пользоу приимьше бо того отъхожаахоу. ти тако пакы приношаахоу моу нчьто мало отъ имнии своихъ на оутшени братии».. (л. 40, а). Число монастырской братии все более и более возрастает, так как игумен «не рвааше ни оубога ни богата. нъ вс приимаше съ вскымь оусьрдимь» (л. 37, с). Преп. Феодосий, подражая своему великому патрону Антонию, который «б обыклъ динъ жити и не трьп вского мтежа и мълвы. затворис въ динои келии пещеры. поставивъ въ себе мсто братии... варлаама» (л. 35, c–d), – делает несколько попыток уйти из монастыря и в уединении всецело предаться аскетическим подвигам, но «оумолнъ бывааше о томь кнз и вельможъ. братии о томь паче молщис»... (л. 62, с). Подобное читаем в житиях пр. Анина, Евфимия Великого, Саввы Освященного и др. «Прихождаах мнози к немоу (пр. Анину) и польз приимах, оть нихъ же видах го въ и алчьб и сьмрении велиц и же слышаах отъ иего пооучень. отъ вины же то ноудимъ баше проче. жити въ манастыри свомъ, а к томоу не ристати въ нъ врачевати приходяштя к немоу, брати и странъны, да не иштште го и не оскрьбятъ и опечалятъ ся не полоучивъше го... Не баше же оу него разлчень богатоуоумоу и оубогоуоумоу, ни послоушааше коли вельможъ коже оубогыихъ и иемоштьныихъ чьстьнише, нъ тчно вься любвь же о боз к немоу приходяштя приимаше, вьсхъ ихъ трьпя брмена, о комжде бо окы о себ печааше ся, и отъвсдоу отъ многыихъ влкомъ, коже к нимъ обратитися, и скрьбь отъ того стражда, николиже опечаливъ ся рече чьто»... (Супрасл. рукоп., 430, 438–9). «Въ мало врем. везде прослоувшю мнози прихожаахоу к немоу. и слово слышаще. хотще жити оу нег. славы же ненавидще. Бглюбець евт пръвое. блжньство и съ инми хот оулоучити. ко странникъ того мста сы. ког постригающи. предааше блженому етистоу. велми оумоли ег да с печет нихъ. нъ не хот ослоушатис. печааше ни вс же по вол твораше...

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Abramo...

Кочубей подал перехваченную грамоту королевскую к белоцерковскому протопопу с увещанием поднимать малороссиян к соединению с Польшею. «Нет такой цены и такого иждивения, какого бы я пожалел на воздвигнутие воинства козацкого и всего народа российского», – писал Собеский. Касательно второго дела, митрополичьего избрания, гетман уже дал знать об нем знатнейшему духовенству, и Кочубей привез в Москву ответные грамоты к Самойловичу от черниговского архиепископа, также от киево-печерского архимандрита Варлаама Ясинского и других игуменов киевских монастырей: все благословляли мысль великих государей дать пастыря первейшей русской митрополии. Кочубей объявил об епископе луцком, Гедеоне, что он был очень болен, едва не умер; болезнь приключилась ему с того времени, как приехал его священник из Москвы и привез ему царскую грамоту, в которой епископ не был назван князем, тогда как король польский в своих грамотах всегда называл его князем; епископ – человек мнительный, ему показалось, что на него за что-нибудь государский гнев; если бы епископ умер, то в Польше обрадовались бы, разгласили бы, что Бог покарал его за покинутие своей епархии. Гетман велел Кочубею доложить князю Голицыну: можно ли епископу приехать в Москву, поклониться великим государям? Цари отвечали, что перемирия с Польшею нарушить нельзя, и сколько остается лет этому перемирию, гетману и всему войску известно, следовательно, когда придет время, поляки примут месть от Бога за гонение на православную веру, чего великие государи усердно желают и впредь желать будут. За труды по избранию митрополита великие государи гетмана милостиво и премилостиво похваляют, пусть старается окончить это дело немедленно. Гетман просил совершенного наставления, какое чинить духовному чину предложение относительно избрания митрополичьего. С ответом поехал в Батурин в апреле месяце окольничий Неплюев: «Советовав с духовными всех малороссийских городов, с старшиною генеральною и со всеми полковниками, выбирать мужа, в божественном писании искусного, тихого и разумного, из тамошних природных обывателей, а не из приезжих; а как тому митрополиту поступать и какое послушание оказывать святейшему кир Иоакиму, патриарху московскому и всея Руси, и его преемникам, как судить, по каким причинам и тягостям власть константинопольского патриарха отложить, в каком почитании гетмана, старшину и все Войско Запорожское иметь, и о всяких церковных делах писать к св.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИОАНН Прп. Иоанн, Киево-Печерский, постник. Фрагмент гравюры «Собор всех святых Киево-Печерской лавры». Гравер В. Белецкий. 1756 г. (РГБ) Прп. Иоанн, Киево-Печерский, постник. Фрагмент гравюры «Собор всех святых Киево-Печерской лавры». Гравер В. Белецкий. 1756 г. (РГБ) Рака с мощами прп. Иоанна, Киево-Печерского, постника, в Ближних пещерах Киево-Печерской лавры Рака с мощами прп. Иоанна, Киево-Печерского, постника, в Ближних пещерах Киево-Печерской лавры (XIII в.?), прп., Киево-Печерский (пам. 7 дек., во 2-ю Неделю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов, 28 сент.- в Соборе Киево-Печерских отцов, в Ближних пещерах почивающих), постник. О времени и об обстоятельствах жизни И. сведений нет. Сообщение о мощах И., почивающих в Ближних пещерах Киево-Печерского мон-ря, наряду с сообщениями о мощах др. преподобных с таким же именем (напр., прп. Иоанна Многострадального), впервые встречается в соч. «Тератургима» мон. Афанасия Кальнофойского (К., 1638). Мощи И. обозначены также на более поздних планах Ближних пещер (см.: Дива печер лаврсьских. С. 125-127). В наст. время мощи И. покоятся в Ближних пещерах Киево-Печерской лавры. В результате биохимического исследования останков святого, проводившегося в 80-х гг. XX в., было установлено, что преподобный жил в XIII в., был ростом ок. 166 см, скончался в возрасте 25-30 лет. Имя И. вошло в Собор преподобных отцов Ближних пещер при киево-печерском архим. Варлааме ( Ясинском ; 1684-1690; впосл. митрополит Киевский), когда было установлено празднование Собору в 1-ю субботу по отдании праздника Воздвижения Креста Господня. тогда же была написана служба (имени И. нет в каноне преподобным отцам Печерским, составленном ок. 1643 Мелетием Сиригом ). И. прославляется в 7-м тропаре 5-й песни канона службы: «Духом водим, сын Вышняго наречеся, Иоанн просвещся постом, словом бо питашеся Божиим паче, нежели пищею» (Минея (МП). Сент. С. 825), упоминается вместе с прп. Захарией в «Описании о российских святых» (известно в списках XVIII-XIX вв.): «...преподобные отцы Иоанн и Захария постники» (Там же. С. 28). По-видимому, эта формулировка стала следствием соотнесения И. и прп. Захарии постника (мощи к-рого почивают в Дальних пещерах) с Киево-Печерскими преподобными Иоанном и Захарией , о к-рых рассказывается в 5-м Слове Киево-Печерского патерика (Патерик Киевского Печерского мон-ря/Ред.: Д. И. Абрамович. К., 1911. С. 9-10). Общецерковное почитание И. установлено указами Святейшего Синода 1762, 1775 и 1784 гг., согласно к-рым было разрешено печатать службы печерским преподобным и вносить их имена (в т. ч. И.) в общецерковные московские месяцесловы. С 1843 г. совершается празднование Собору всех Киево-Печерских святых и всех святых, в Малой России просиявших.

http://pravenc.ru/text/469005.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КАССИАН Прп. Кассиан Киево-Печерский. Фрагмент иконы «Собор Киево-Печерских святых Дальних пещер». 1890 г. Прп. Кассиан Киево-Печерский. Фрагмент иконы «Собор Киево-Печерских святых Дальних пещер». 1890 г. (XIV-XVI вв.?), прп., Киево-Печерский, в Дальних пещерах почивающий (пам. 28 авг.- в Соборе преподобных Киево-Печерских отцов, в Дальних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов), затворник. К. не упоминается в составленных к 30-м гг. XIII в. Киево-Печерском патерике , «Повести временных лет» и Житии прп. Феодосия Печерского, следов., маловероятно, что он жил в домонг. эпоху. Архим. Леонид (Кавелин) без к.-л. оснований считал, что преподобный жил в XIII в. Впервые имя К. встречается в изданной в 1638 г. по благословению Киевского митр. св. Петра (Могилы) «Тератургиме» киево-печерского инока Афанасия Кальнофойского , в перечне преподобных отцов, похороненных в Дальних пещерах. К. назван св. иноком и постником. В имевшейся у еп. Модеста (Стрельбицкого) рукописи предположительно 2-й пол. XVII в. «Краткие жизнеописания преподобных отец Дальних пещер» о К. сообщалось, что он был смиренным, послушливым, трудолюбивым постником, принудил бесов исповедать, сколько в Печерском мон-ре иноков, могущих прогонять бесов. В качестве дня памяти К. еп. Модест указал помимо 28 авг. еще и 29 янв. Прп. Кассиан Киево-Печерский. Фрагмент гравюры «Собор всех святых Киево-Печерской лавры». 1756 г. Гравер Василь Белицкий (РГБ) Прп. Кассиан Киево-Печерский. Фрагмент гравюры «Собор всех святых Киево-Печерской лавры». 1756 г. Гравер Василь Белицкий (РГБ) Местная канонизация подвижника совершилась во 2-й пол. XVII в., когда киево-печерский архим. Варлаам (Ясинский ; 1684-1690, впосл. митрополит Киевский) установил празднование Собору преподобных отцов Дальних пещер, тогда же была составлена служба (Служба преподобным отцем Печерским, ихже нетленные мощи в Дальней пещере почивают//Службы преподобным отцам Печерским. К., 1763. Л. 108). Общецерковное почитание святого установлено указами Святейшего Синода 1762, 1775 и 1784 гг., согласно которым разрешалось печатать службы Киево-Печерским преподобным и вносить их имена (в т. ч. К.) в общецерковные московские месяцесловы. В 1843 г. учреждено празднование Собору всех Киево-Печерских святых и святых, в Малой России просиявших. Отдельный день памяти К. был установлен во 2-й пол. XIX в. Имеются тропарь и кондак К. Имя его упоминается в 4-м тропаре 8-й песни канона преподобным отцам Дальних пещер (кон. XVII в.).

http://pravenc.ru/text/1681249.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010