На Печерской иконе Божией Матери с Киево-Печерскими святыми 1724 г. письма игум. Корнилия (Уланова), происходящей из Ризоположенского мон-ря в Суздале, И. показан в молении образу Коронования Божией Матери в облачном сегменте (ГВСМЗ). Его погрудное изображение как средовека помещено в левой части композиции вполоборота к центру, в 4-м ряду, между преподобными Варлаамом Киево-Печерским и Иоанном Многострадальным. Единоличный поясной образ И. 40-х гг. XIX в. работы иером. Иринарха с учениками из мастерской Киево-Печерской лавры находится над мощами святого в Ближних пещерах. И. изображен в монашеском одеянии; он молод, без бороды, у него длинные темные волосы, руки с переплетенными пальцами сложены у груди в молении, на левом запястье висят четки. На небольшой иконе 2-й пол. XIX в., написанной в манере академической живописи (возможно, в Школе АХ в С.-Петербурге), И. изображен средовеком в схимническом облачении, с прижатой к груди десницей (ГИМ). Подчеркнуты аскетические черты лица - впалые щеки, заострившийся нос; небольшая светлая борода с проседью раздваивается на конце. Аналойная икона И. была написана М. И. Дикарёвым в 1888 г. в составе 235 минейных и праздничных икон для домовой церкви Мраморного (Константиновского) дворца в С.-Петербурге (местонахождение неизв.; Басова М. В. Минейные и праздничные иконы М. И. Дикарёва и И. С. Чирикова из домовой церкви Мраморного дворца в Петербурге: Создание, бытование, судьба//Тр. ГМИР. СПб., 2001. Вып. 1. С. 60). Прп. Исаакий Киево-Печерский. Гравюра мон. Илии. 1656 г. Патерик, или Отечник, Печерский. К., 1661. Л. 147 об. (РГБ) Прп. Исаакий Киево-Печерский. Гравюра мон. Илии. 1656 г. Патерик, или Отечник, Печерский. К., 1661. Л. 147 об. (РГБ) Прп. Исаакий Киево-Печерский. Икона. 40-е гг. XIX в. Мастерская Киево-Печерского мон-ря (Ближние пещеры Киево-Печерской лавры) Прп. Исаакий Киево-Печерский. Икона. 40-е гг. XIX в. Мастерская Киево-Печерского мон-ря (Ближние пещеры Киево-Печерской лавры) На иконах и гравюрах Соборов Киево-Печерских святых И.

http://pravenc.ru/text/674768.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание НЕКТАРИЙ Рака с мощами прп. Нектария Киево-Печерского в Ближних пещерах Киево-Печерской лавры. Фотография. 2012 г. Рака с мощами прп. Нектария Киево-Печерского в Ближних пещерах Киево-Печерской лавры. Фотография. 2012 г. (XIII-XVII вв.?), прп. (пам. 29 нояб., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и всех святых, в Малой России просиявших), Киево-Печерский, Послушливый. Не упоминается в комплексе ранних источников, повествующих о Киево-Печерском мон-ре (см. Киево-Печерская лавра ) и его насельниках до 30-х гг. XIII в.,- Киево-Печерском патерике , «Повести временных лет» (см. Летописание ) и Житии прп. Феодосия Печерского. Указание на XII-XIII вв. как на время жизни Н. ( Сергий (Спасский) . Месяцеслов. Т. 2. С. 370; Дива печер лаврських. 1997. С. 59) следует признать необоснованным. Н. упоминается как преподобный старец с характеристикой «Послушливый» в «Тератургиме» мон. Афанасия Кальнофойского (К., 1638) в перечне святых, чьи мощи находятся в Ближних пещерах (см.: Евгений (Болховитинов). 1847. С. 290). При этом Н. не указан в составленном по благословению Киевского митр. св. Петра (Могилы) ок. 1643 г. «Каноне преподобным отцам Печерским», автором к-рого считается протосинкелл и экзарх К-польского патриарха Мелетий Сириг . В 1684-1690 гг., при киево-печерском архим. Варлааме (Ясинском ; впосл. митрополит Киевский), было установлено празднование преподобным отцам Ближних пещер в 1-ю субботу по отдании праздника Воздвижения Креста Господня, тогда же была составлена служба Собору; с 1886 г. по благословению митр. Киевского Платона (Городецкого) празднование Собору совершается 28 сент. Общецерковное почитание святого установлено указами Синода 1762, 1775 и 1784 гг., согласно к-рым было разрешено печатать службы Печерским преподобным и вносить их имена (в т. ч. Н.) в общецерковные московские месяцесловы; с 1843 г. совершается празднование Собору Киево-Печерских преподобных отцов и Собору всех святых, в Малой России просиявших. Отдельный день памяти Н. был установлен не позднее 1836 г.

http://pravenc.ru/text/2564866.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание НИКОН ВЕЛИКИЙ Прп. Никон Великий, игум. Икона. 40-е гг. XIX в. Мастерская Киево-Печерской лавры (Ближние пещеры Киево-Печерской лавры) Прп. Никон Великий, игум. Икона. 40-е гг. XIX в. Мастерская Киево-Печерской лавры (Ближние пещеры Киево-Печерской лавры) († 1088, Киево-Печерский монастырь), прп. (пам. 23 марта, 28 сент.- в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов и в Соборе всех святых, в Малой России просиявших), Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий, игум. киевского Печерского в честь Успения Пресв. Богородицы муж. мон-ря (см. Киево-Печерская лавра) (1077/78 - 1088). Сведения о Н. В. содержатся в Житии прп. Феодосия Печерского (далее - ЖФ), написанном прп. Нестором в нач. XII в. (по др. мнению, в кон. XI в.); в «Повести временных лет» (далее - ПВЛ): в статьях 6582 (1074) г.- «Сказании о первых черноризцах печерских» и 6596 (1088) г.; в Киево-Печерском патерике (далее - КПП): в «Слове о пришествии писцов церковных», «Слове об Иоанне и Сергии», «Слове о Никите Затворнике», «Слове о Спиридоне Проскурнике и об Алимпии Иконописце» (20-30-е гг. XIII в.). Согласно ЖФ, Н. В. был одним из первых последователей прп. Антония Печерского. В пещеру близ Берестова (княжеское село на юж. окраине Киева) он пришел не позднее сер. 50-х гг. XI в. ( Артамонов. 2003. С. 224). Именно Н. В., как пресвитеру и опытному черноризцу («прозвутеру и чьрноризьцю искусьну»), прп. Антоний поручал совершать пострижение желавшх приобщиться к подвигу монашества. Н. В. постриг в иночество прп. Феодосия Печерского, прп. Варлаама , преемника прп. Антония на игуменстве и 1-го настоятеля княжеского киевского во имя великомученика Димитрия Солунского мужского монастыря , свт. Ефрема буд. титулярного митрополита Переяславского. Это событие стало причиной конфликта печерян с киевским кн. Изяславом (Димитрием) Ярославичем (1054-1078, с перерывами), к-рый был недоволен тем, что пострижение состоялось без его разрешения (Ефрем был слугой Изяслава, а Варлаам - сыном его боярина Иоанна).

http://pravenc.ru/text/2577567.html

После его кончины (13 сент. 1118) Киево-Печерский мон-рь получил от вдовы князя 100 гривен серебром и 50 гривен золотом, а после ее кончины - 5 сел с челядью. Уже к кон. XI в. обитель имела возможность влиять на ценовую ситуацию киевского рынка, выступая в качестве серьезного конкурента местного купечества. Многочисленные бенефиции позволяли Киево-Печерскому мон-рю создавать дочерние обители - скиты (Гнилецкие пещеры). Материальный достаток позволял решать некоторые социальные задачи города. При обители существовала больница с ц. во имя св. первомч. Стефана. Каждую пятницу по распоряжению прп. Феодосия заключенные в тюрьмах получали от обители воз хлеба. Монастырь покровительствовал и бедным городским приходам. Киево-Печерский мон-рь был одним из крупнейших культурных и духовных центров Руси, школой подготовки иерархов. Только со 2-й пол. XI до нач. XIII в. ок. 50 бывш. печерских насельников занимали епископские кафедры. В стенах обители работали иконописцы, действовала мастерская по производству смальты. Уже в 60-х гг. XI в. в Киево-Печерском мон-ре не только переписывали и переплетали рукописи, но и создавали оригинальные произведения лит-ры (летописи, жития, поучения, послания). Рассказывая о деятельности игумена прп. Феодосия, Нестор пишет: «Мъногашьды же пакы великоуоумоу Никоноу седящю и делающю книгы, блаженоуоумоу въ скраи того седящю и прядоущю нити еже на потребу таковоуоумоу делоу». По мнению Шахматова, летописание в Киево-Печерском мон-ре началось уже в 60-х гг. XI в. и завершилось ок. 1073 г. составлением Первого Киево-Печерского свода - «свода Никона». А. А. Гиппиус указывает на существование «Свода 1060 г.», связывая его появление с лит. деятельностью прп. Варлаама Печерского ( Гиппиус А. А. К проблеме редакций Повести временных лет//Славяноведение. 2007. 5. С. 20-44; 2008. 2. С. 3-24). В 1093-1095 гг. в стенах Киево-Печерского мон-ря был составлен Второй Киево-Печерский свод, чаще всего именуемый Начальным сводом. Согласно Шахматову, это был 1-й общерус.

http://pravenc.ru/text/1684519.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЕВФИМИЙ Рака с мощами прп. Евфимия в Дальних пещерах Киево-Печерской лавры. Фотография. 2006 г. Рака с мощами прп. Евфимия в Дальних пещерах Киево-Печерской лавры. Фотография. 2006 г. прп., Киево-Печерский, в Дальних пещерах почивающий (пам. 20 янв., 28 авг.- в Соборе преподобных отцов, в Дальних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов), схимник. Время жизни святого неизвестно, в агиографической литературе XIX в. было принято относить его без особых оснований к XIII-XIV вв. Мощи Е., находящиеся в Дальних пещерах, впервые упоминаются в «Тератургиме» Афанасия Кальнофойского (К., 1638), где сообщается, что на мощах имелся «раменный крест», «которым приходящие к нему люди благословляются, а некоторые исцеляются». Ко 2-й пол. XIX в. креста в пещерах уже не было. В пояснениях к картам Дальних пещер Киево-Печерской лавры 1638, 1661, 1703 гг. предположительно 1744 г., где указано место св. мощей Е., о нем сказано как об «иеросхимонахе» и о «схимнике» (Патерик Киево-Печерский. К., 2004. Т. 1: Подвижники Киево-Печерской лавры IX-XV вв. и древние святые, причисляемые к ее чудотворцам/Под ред. В. Дятлова. С. 359-360). Биохимическое обследование св. мощей показало, что Е. скончался в возрасте 30-40 лет. Е. «молчаливый» прославляется в 3-м тропаре 8-й песни канона преподобным отцам Дальних пещер, составленного в кон. XVII в. (Службы преподобным отцам Печерским. К., 1763. Л. 108; Минея (МП). Авг. Ч. 3. С. 137). Существуют отдельные тропарь и кондак Е. (написанные, по-видимому, в XIX в.), в последнем читается: «Яко приял еси схиму, был выну тих, молчалив, преподобне, никогда же бо ни с ким, разве молитв ко Господу, ничтоже глаголал еси и пищи, разве зелия сурова, никоеяже вкушал еси; тем обрет днесь пищу неиждивущую на небеси, Евфимие, моли и нам тояжде причаститися» (Минея (МП). Янв. С. 203). Местная канонизация подвижника совершилась в XVII в., когда киево-печерский архим. Варлаам (Ясинский ; впослед. митрополит Киевский) установил празднование Собору преподобных отцов Дальних пещер, тогда же была составлена служба. Общецерковное почитание святого установлено указами Святейшего Синода 1762, 1775 и 1784 гг., согласно которым разрешалось печатать службы печерским преподобным и вносить их имена (в т. ч. Е.) в общецерковные московские месяцесловы. С 1843 г. совершается празднование Собору всех Киево-Печерских святых и святых, в Малой России просиявших. Память Е. приходится на 20 янв., очевидно в связи с празднованием в этот день памяти прп. Евфимия Великого (дни памяти преподобных Дальних пещер установлены во 2-й пол. XIX в.).

http://pravenc.ru/text/187657.html

И постави им игумена именем Варлама... – Β Житии Феодосия Печерского Нестора говорится, что Варлаам был поставлен игуменом монастыря при Изяславе Ярославиче, то есть после 1054 года. Варлаам был сыном боярина Иоанка. Β одно время с Варлаамом в монастыре был пострижен «каженик» (скопец) Ефрем, также знатного происхождения, близкий κ князю Изяславу Ярославичу человек. Эти пострижения вызвали такое недовольство Изяслава, что Антоний с частью монахов был вынужден на время покинуть монастырь, а Никон, постригавший Варлаама и Ефрема, – бежать в Тмутаракань. При игумене Варлааме произошло примирение монастыря с князем Изяславом, который подарил землю для монастырского строительства, был возведен деревянный Успенский собор, построены хозяйственные службы и монастырская «ограда». Β 1062 году Изяслав Ярославич основал Дмитровский монастырь и сделал его игуменом Варлаама (надеясь, что в делах религиозно-политического и культурного развития Руси княжеский монастырь станет авторитетнее Киево-Печерского). Β конце 60-х – начале 70-х годов Варлаам совершил два путешествия в Иерусалим и Константинополь. Возможно, что в первом «хождении по святым местам» его сопровождал «каженик» Ефрем, ο котором известно как об ушедшем в Царьград после основания Никоном монастыря в Тмутаракани (1061–1068). Одна из главных задач путешествия Варлаама – изучение греческих монастырских уставов. Как игумен Дмитровского монастыря, где постригались богатые и знатные люди, он, видимо, был недоволен строгим Студийским уставом, предполагавшим общежительство, обязательный физический труд, отказ от личной собственности. На обратном пути из Константинополя в Святогорском монастыре близ Владимира Волынского Варлаам «впаде в недуг лют» и скончался. Это произошло после смерти Антония Печерского (1073 г.) и до кончины Феодосия Печерского (1074 г.): в завещании он не упоминает Антония, а привезенные из Константинополя церковную утварь, книги и иконы просит передать Феодосию. Β XVII веке Варлаам был причислен κ местночтимым киевским святым (1643), было создано его Житие, входящее в состав печатных редакций Киево-Печерского патерика.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Антоний – основатель Киево-Печерского монастыря, родился около 983 г. в г. Любеч. Совершил хождение в Константинополь, а затем на Афон, где жил в пещере близ монастыря Есфигмен. Здесь он был пострижен в монахи игуменом Феоктистом и в качестве миссионера направлен на Русь, где поселился в Варяжской пещере в Берестове около Киева. Возможно, мирское имя Антония – Антипа (в переводе с греческого – «вместо отца»); при пострижении назван Антонием в честь Антония Великого , основоположника отшельнической монашеской жизни. После смерти князя Владимира Святославича, в период междоусобной борьбы его сыновей за киевский стол, Антоний удалился на Афон, откуда по приказу игумена Феоктиста в 1028 г. вернулся в Киев и поселился в Иларионовой пещере на берегу Днепра. Вокруг Антония, прославившегося монашескими подвигами, собрались ученики и последователи, среди них – Никон Великий, Феодосий Печерский , Моисей Угрин и др. Они выкопали пещерную церковь , трапезную, общий подземный ход, поставили над пещерами деревянную Успенскую церковь . Так возник Киево-Печерский монастырь, сказание об основании которого читается в Повести временных лет под 1051 г. Известность и авторитет Антония были так велики, что вступивший в 1054 г. на киевский стол князь Изяслав Ярославич вместе с дружиной приходил к нему для благословения. В 1061 г. отношения Антония с киевским князем осложнились из-за пострижения в монастыре приближенных Изяслава – боярина Варлаама и евнуха Ефрема. Предпочитая отшельничество, Антоний поставил в игумены Варлаама, а сам удалился в Ближнюю, так называемую «Антониеву», пещеру. В 1062 г. князь Изяслав назначил Варлаама игуменом основанного им монастыря Святого Дмитрия, и Антоний по просьбе братии сделал новым игуменом Феодосия Печерского . В 1067 г. князья Изяслав, Святослав и Всеволод Ярославичи, отправляясь в поход на половцев, просили у Антония благословения, и он предсказал им поражение, что произошло в битве на р. Альте. В конце 60-х годов Антоний был обвинен киевским князем в помощи Всеславу Полоцкому и удалился в Чернигов к Святославу Ярославичу, где жил в пещере на Болдиных Горах. Позднее по просьбе князя Изяслава он вернулся в Киев, в 1073 г. участвовал в закладке каменного Успенского собора. Антоний умер на девяностом году жизни и похоронен в Ближней пещере Киево-Печерского монастыря. Канонизацию святого Антония Печерского историки церкви относят к домакарьевскому периоду: ко второй четверти XII – первой четверти в. ( Е. Голубинский ), к концу – началу XV в. (В. Васильев). Житие Антония Печерского, не дошедшее до нас, – один из основных источников сведений по истории монастыря для авторов Киево-Печерского патерика.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИПАТИЙ Прп. Ипатий Киево-Печерский. Фрагмент гравюры «Собор всех святых Киево-Печерской лавры». Гравер В. Белецкий. Киев. 1756 г. (РГБ) Прп. Ипатий Киево-Печерский. Фрагмент гравюры «Собор всех святых Киево-Печерской лавры». Гравер В. Белецкий. Киев. 1756 г. (РГБ) (XIV-XV вв.), прп., Киево-Печерский, в Дальних пещерах почивающий (пам. 31 марта, 28 авг.- в Соборе преподобных Киево-Печерских отцов, в Дальних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов), целебник. И. не упоминается в составленных к 30-м гг. XIII в. Киево-Печерском патерике , Повести временных лет и Житии прп. Феодосия Киево-Печерского. Согласно имевшейся у еп. Модеста (Стрельбицкого) рукописи предположительно 2-й пол. XVII в. «Краткие жизнеописания преподобных отец Дальних пещер», И., к-рый никогда не бывал празден, днем служил болящим инокам, ночь проводил в молитве. Святой излечивал больных возложением рук. После кончины И. исцеления совершались от его св. мощей. Проведенное в 80-х гг. XX в. исследование мощей И. показало, что святой скончался в возрасте ок. 60 лет. Имеются отдельные тропарь и кондак И. Имя его упоминается в 5-м тропаре 3-й песни канона преподобным отцам Дальних пещер. Местная канонизация подвижника совершилась в XVII в., когда киево-печерский архим. Варлаам (Ясинский ; 1684-1690; впосл. митрополит Киевский) установил празднование Собору преподобных отцов Дальних пещер, тогда же была составлена Служба преподобным отцем Печерским, ихже нетленные мощи в Дальней пещере почивают (Службы преподобным отцам Печерским. К., 1763. Л. 108). Общецерковное почитание святого установлено указами Святейшего Синода 1762, 1775 и 1784 гг., согласно которым разрешалось печатать службы Киево-Печерским преподобным и вносить их имена (в т. ч. И.) в общецерковные московские месяцесловы. В 1843 г. установлено празднование Собору всех Киево-Печерских святых и Собору всех святых, в Малой России просиявших. Отдельный день памяти И. был установлен во 2-й пол. XIX в.

http://pravenc.ru/text/673739.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИЕРОНИМ (ранее XVII в.), прп., Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий (пам. 28 сент.- в Соборе преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов), затворник. В «Тератургиме» Афанасия Кальнофойского (К., 1638) сказано, что мощи И. почивают открыто. Более поздние авторы, оставившие описания Киево-Печерского монастыря, не сообщают о мощах святого (их местонахождение остается неизв.). Видимо, поэтому не состоялась отдельная местная канонизация святого. И. канонизирован в 1684-1690 гг., при киево-печерском архим. Варлааме (Ясинском ; впосл. митрополит Киевский), когда было учреждено празднование преподобным Ближних пещер в 1-ю субботу по отдании праздника Воздвижения Креста Господня. Общецерковное почитание установлено указами Святейшего Синода 1762, 1775 и 1784 гг., согласно к-рым разрешено печатать службы Печерским преподобным и вносить их имена в общецерковные московские месяцесловы. С 1843 г. совершается празднование Собору всех Киево-Печерских святых и святых, в Малой России просиявших. Ист.: Описание Киево-Печерской лавры. 1847. С. 290. Лит.: Барсуков. Источники агиографии. Стб. 240; Минея (МП). Сент. С. 833; Дива печер лаврських. К., 1997. С. 70; Филарет (Гумилевский). РСв. СПб., 2008. С. 528. Э. П. Р. Ключевые слова: АВРААМИЙ ЗАТВОРНИК (не ранее 2-й трети XIII - нач. XIV в.), прп., Киево-Печерский (пам. 29 окт., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских в Ближних пещерах почивающих, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и в Соборе всех святых, в Малой России просиявших) АВРААМИЙ ТРУДОЛЮБИВЫЙ прп. Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий (пам. 21 авг., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и в Соборе всех святых, в Малой России просиявших)

http://pravenc.ru/text/293696.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПЕРГИЙ (XIII - 1-я треть XVII в.(?)), прп. (пам. 28 сент.- в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов и всех святых, в Малой России просиявших), Киево-Печерский, старец. Время жизни преподобного достоверно неизвестно. О П. нет сведений в комплексе ранних источников, сообщающих о Киево-Печерском мон-ре (см. Киево-Печерская лавра ) и его насельниках до 30-х гг. XIII в.,- Житии прп. Феодосия Печерского, Киево-Печерском патерике , «Повести временных лет» и киевском летописном своде кон. XII - нач. XIII в. (см. Летописание ). П. упоминается в «Тератургиме» мон. Афанасия Кальнофойского (К., 1638) в перечне святых, чьи мощи находятся в Ближних пещерах, как св. старец (см.: Описание Киево-Печерской лавры. 18473. С. 290; Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. Сент. С. 167). Однако он не был указан в составленном ок. 1643 г. по благословению Киевского митр. св. Петра (Могилы) «Каноне преподобным отцам Печерским», автором к-рого считается протосинкелл и экзарх К-польского патриарха Мелетий Сириг (см.: Дива печер лаврських. К., 1997. С. 146-149). На плане Ближних пещер 1825 г. мощи П. не отмечены (Описание Киево-Печерской лавры. 18473. С. 291-293); очевидно, к тому времени они были уже утрачены; не указан П. и в списке святых, почивающих в Ближних пещерах, митр. Евгения (Болховитинова) (Там же. С. 103-111). В 1684-1690 гг., при киево-печерском архим. Варлааме (Ясинском ; впосл. митрополит Киевский), было установлено празднование преподобным отцам Ближних пещер в 1-ю субботу по отдании праздника Воздвижения Креста Господня, тогда же составлена служба Собору; с 1886 г. по благословению митр. Киевского Платона (Городецкого) празднование Собору совершается 28 сент. Общецерковное почитание святого установлено указами Синода 1762, 1775 и 1784 гг.; согласно этим указам, было разрешено печатать службы печерским преподобным и вносить их имена (в т. ч. П.) в общецерковные Месяцесловы; с 1843 г. совершается празднование Собору Киево-Печерских преподобных отцов и всех святых, в Малой России просиявших.

http://pravenc.ru/text/2579974.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010