«Он проникся своеобразным удовольствием к гонениям и мукам ( Лк. 6:22 и след.). Его кровь казалась Ему как бы водой, в которой Он должен был принять второе крещение ( Лк. 12:50 )». «Иногда взор Его простирался далеко в будущее; Он не скрывал от Себя той страшной грозы, которая должна была подняться в мире. «Думаете ли вы, – говорил Он с удивительной смелостью, – что Я пришел воврещи мир на землю? Нет, говорю вам, но меч; ибо отныне пятеро в одном доме станут разделяться: трое – против двух и двое – против трех; отец будет против сына, и сын против отца; матерь против дочери, и дочь против матери; свекровь против невестки и невестка против свекрови. И враги человеку – домашние его ( Мф. 10:34–36 ). Огонь пришел Я низвести на землю, и как Я желал бы, чтобы он возгорелся ( Лк. 12:49 )». – «Изгонят вас из синагог, – говорил Он еще; придет даже время, когда всякий, убивающий вас, будет думать, что он приносит этим службу Богу ( Ин. 16:2 ). Если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел. Помните слово, которое Я говорил вам: раб не больше господина своего; если Меня гнали, будут гнать и вас». «Настоятельный, властный, Он не терпел никакого возражения; нужно отказаться от себя, Он ждет этого. Его природная мягкость, казалось, покинула Его; иногда Он делался суровым и странным ( Мф. 17:17 ; Мк. 3:5 ; Лк. 8:45; 9:41 ) 105 . Его ученики иногда не понимали Его и испытывали к Нему какой-то страх (в особенности черта эта проглядывает у Мк. 4:40; 5: 15; 9:31 ). 106 Иногда Его неудовольствие ко всякому сопротивлению доводило Его до непонятных и, повидимому, несообразных поступков ( Мк. 11:12–14, 20 )» 107 . Настало время, когда смерть должна была прекратить это до крайности напряженное состояние, освободить Его из безвыходного положения и безгрешным ввести в небесное лоно. 108 Начинала подниматься гроза. «Иисус часто жалуется на встречаемое Им неверие и ожесточение сердца. Хотя, конечно, в этих восклицаниях и упреках многое следует приписать нетерпению и преувеличению со стороны самого проповедника, однако ж ясно, что даже и в галилейском крае рвение к царствию Божию было далеко не общим. 109 «Горе тебе, Хоразин! Горе тебе Вифсаида! – восклицал Он, – ибо если бы Тир и Сидон видели знамения, подобные тем, которых свидетелями были вы, то давно бы во вретище и пепле покаялись. А потому говорю: в день суда Тиру и Сидону отраднее будет, нежели вам» ( Мф. 11:21–24 ; Лк. 10:12–15 )».

http://azbyka.ru/otechnik/Varlaam_Rjashe...

«По благодати Божией вкусил Он смерть за всех (смерть греху), ибо надлежало, чтобы Бог вождя нашего спасения совершил чрез страдания» ( Евр. 2:9–10 ). Приведенные тексты ясно доказывают, что Христос страдал за всех людей и от лица всех, что Он принял на Себя грехи и беззакония наши и в процессе Своих бесконечных страданий и смерти окончательно победил мировой грех. О том, что в лице И. Христа и все люди как бы умерли для греха и воскресли для новой, безгрешной жизни, Писание говорит так: «Любовь Христова объемлет нас, и мы рассуждаем: если один умер за всех, то и все умерли. А Христос за всех умер». ( 2Кор. 5:14–15 ). «Если же мы умерли со Христом, то веруем, что и жить будет с Ним, зная, что Христос, воскресши из мертвых, уже не умирает; ибо, что Он умер, то умер однажды для греха; а что живет, то живет для Бога. Так и вы почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога, ибо умерший освободился от греха» ( Рим. 6:7–11 ). Искупительная сила И. Христа в таинстве крещения переходит на каждого человека в отдельности; крещение и есть такой благодатный момент, когда грешник умирает для греха (при погружении в воду) и воскресает для новой жизни (при выходе из воды). «Разве вы не знаете, – спрашивает ап. Павел христиан, – что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились? Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, чтобы, как Христос воскрес из мертвых, так и нам ходить в обновленной жизни» ( Рим. 6:3–4 ).Потому-то Господь и дал заповедь Своим ученикам: «шедше научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Святаго Духа» ( Мф. 28:19 ). «Кто будет веровать и крестится, спасен будет, а кто не будет веровать, осужден будет». ( Мк. 16:16 ). В таинстве крещения отпадает от человека прародительская скверна, т. е. те страсти, которые переходят на нас от наших родителей; в таинстве же миропомазания христианин кроме того, получает обильные дары Пресвятого Духа, и бывает он тогда как бы храмом Божиим, которого не должна касаться никакая скверна. Что же, может ли христианин с этого момента не грешить? Не только может, но и должен: «кто во Христе, тот новая тварь» ( 2Кор. 5:17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Varlaam_Rjashe...

По согласному свидетельству евангелистов, а больше и неоткуда почерпнуть сведения, И. Христос прежде, чем начать общественное служение, пришел на берега Иордана к Иоанну Крестителю и принял от него крещение ( Мк. 1:9 ; Мф. 3:13 ; Лк. 3:21 ); следов., заявление Ренана, что Иисус познакомился с Иоанном только в конце Галилейского периода Своей проповеди, – вымышленное и ложное; и если, по уверению Ренана, знакомство это вредно отразилось на Иисусе, то вред этот должен был проявиться теперь же, с самого начала. Далее, по единодушному свидетельству евангелистов деятельность Иоанна Крестителя была подготовительная, но не самостоятельная. Великий пророк жил в пустыне иудейской и оставил эту пустыню только по особому Божию указанию ( Лк. 3:2 ), чтобы идти к Иордану с проповедью покаяния и пришествия Мессии: «покайтесь, – учил он – ибо приблизилось царство небесное» ( Мф. 3:2 ). Под царством небесным св. Иоанн разумел наступление Мессианских времен; для того он и пришел крестить в воде, чтобы Мессия был явлен Израилю ( Ин. 1:31 ), о себе же он прямо свидетельствовал, что он не Христос ( Ин. 1:20 ; Лк. 3:15 ). «Я, – говорил Предтеча, – крещаю вас в воде для покаяния, но идет за мною Сильнейший меня, у Которого я недостоин наклонившись развязать ремень у обуви, и Он крестит вас Духом святым и огнем». ( Мк. 1:7–8 ; Мф. 3:11 ). Из этих слов видно, как глубоко сознавал Предтеча превосходство над ним грядущего Мессии; он не достоин быть при Нем даже в положении слуги, «развязать ремень у обуви»; недостаточно его и крещение: оно только свидетельствует о покаянном настроении крещающегося, но не изглаждает самых грехов; крещение же Мессии, наоборот, истребит как бы огнем всякий грех , всякую душевную скверну, и сообщит каждому в изобилии те благодатные дары Св. Духа, которых только отчасти сподоблялись в Ветхом Завете особые посланники Божии. Видя (после крещения) грядущего к нему Иисуса, Предтеча говорит народу: «от Агнец Божий, вземлющий грехи мира; это – Тот, о Котором я говорил: за мною идет Муж, Который стал впереди меня, потому что Он был прежде меня; я не знал Его; но для того и пришел крестить в воде, чтобы Он был явлен Израилю. Я не знал Его, но Пославший меня крестить в воде сказал мне: на Кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть крестящий Духом святым; и я видел и засвидетельствовал, что Сей есть Сын Божий» ( Ин. 1:29–34 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Varlaam_Rjashe...

Подобное предсказывал еще раньше и прор. Исаия. «Приготовьте путь Господу, – взывает у Исаии посланный Богом Предтеча, – сделайте прямыми стези Ему; всякая гора и холм (т. е. гордыня людей) да понизится, кривизны (лукавство и ложь людей) да выпрямятся, и неровные пути (неправильная, развратная жизнь) сделаются гладкими». Тогда, после покаяния, «узрит всякая плоть спасение Божие» ( Ис. 40:3–5 ). Можно себе представить, как подействовало на народ известие о явлении Предтечи. То, чего тщетно ожидали патриархи, цари и сами пророки; – то, чего со скорбным нетерпением ожидал весь древний Израиль, исполнение этого приходит теперь: великий день наступает, Мессия грядет, грех будет уничтожен, и новая жизнь откроется. Одна мысль о наступающем избавлении, о полном изменении и преображении жизни – наполняла сердце израильтянина умилением и повергала в прах пред величием и милосердием Творца. Поэтому проповедь св. Иоанна о приближении царства Божия быстро огласила окрестности, и «вся страна Иорданская, Иерусалимляне и вся Иудея выходили к Нему и крестились от Него, исповедуя грехи свои» ( Мф. 3:1–2; 5–6 ; Мк. 1:3–5 ). К великому Пророку спешили все, даже гордые фарисеи и надменные саддукеи; никто не хотел быть вне открывающегося царства Мессии. А грозный Пророк не взирал ни на лица, ни на положения: всех одинаково смирял, всех звал к покаянию, всем грозил неумытным судом и гневом Божиим на нераскаявшихся: «порождения ехиднины, – обличал он фарисеев, – кто внушил вам бежать от будущего гнева? сотворите же достойный плод покаяния и не думайте говорить в себе: отец у нас – Авраам; ибо говорю вам, Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму. Уже секира лежит при корне дерев (израилевых): всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь» ( Мф. 3:7–10 ). В числе других пришел к Иоанну И. Христос и принял от него крещение. С брегов Иордана Спаситель идет в пустыню, где сорок дней проводит в посте и молитве, искушаемый сатаною. Несомненно. Господь удалился туда для того, чтобы в уединении приготовиться к Своему великому служению и вступить в борьбу с духом зла; Христос, как и человек, победил искусителя; требует этого теперь и от Своих последователей ( Мк. 1:12–13 ; Мф. 4:5 ; Лк. 4:3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Varlaam_Rjashe...

После этого Господь вводит праведных, благословенных Отцом в вечное царство. Грешников же Он с гневом и проклятием, отбросив от кроткаго лица Своего, отсылает в самое тяжелое, вечное наказание " . Тогда Иоасаф говорит Варлааму: " Ты, человече, говоришь что-то великое, удивительное, приводящее в страх и трепет, если только все это так, если за смертью и превращением в прах и пепел следует возстановление и воскресение, награды и наказания за прошлую жизнь. Но какое доказательство всего этого? И каким образом вы так безусловно и твердо поверили невиданному еще доселе? Ибо о сделанном и подтвержденном фактами вы могли услышать из свидетельства очевидцев, хотя бы сами не видели. Но как вы можете так уверенно проповедывать столь великое и чрезвычайное будущее " ?   Учение о будущем страшном пришествии Христа. На это Варлаам ему отвечает: " Из дел, которыя уже совершены, я приобрел уверенность и в будущих делах. Ибо те, кто возвестили это, не погрешили ни в чем против истины, но подкрепляли слова свои разными знамениями и чудесами, они же изъясняли и будущия дела. Как о настоящем они не учили ничему нелепому или вымышленному, но все осветили ярче солнца, чтобы они ни говорили или делали, так и о будущем они учили истинно. Кроме того, Сам Господь Иисус Христос подтвердил это делом и словом. Он говорит: Не дивитеся сему, ибо — наступает время, в которое все, находящиеся во гробах, услышат глас Сына Божия и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло в воскресение осуждения (Иоан. 5, 28, 29). И далее: Истинно, истинно говорю вам: наступает время и настало уже, когда мертвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут (25 ст.). В другом Он снова говорит: А о воскресении мертвых не читали ли вы реченнаго вам Богом: Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова. Бог не есть Бог мертвых, но живых (Матф. 22; 31—32). И еще: Посему, как собирают плевелы и огнем сжигают, так будет при кончине века сего. Пошлет Сын человеческий Ангелов Своих и соберут из царства Его все соблазны и делающих беззаконие, и ввергнут их в печъ огненную, там будет плач и скрежет зубов. Тогда праведники возсияют, как солнце, в Царстве Отца их. Кто имеет уши слышать, да слышит (Матф. 13; 40— 43).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=772...

После этого Господь вводит праведных, благословенных Отцом в вечное царство. Грешников же Он с гневом и проклятием, отбросив от кроткого лица Своего, отсылает в самое тяжелое, вечное наказание " . Тогда Иоасаф говорит Варлааму: " Ты, человече, говоришь что-то великое, удивительное, приводящее в страх и трепет, если только все это так, если за смертью и превращением в прах и пепел следует восстановление и воскресение, награды и наказания за прошлую жизнь. Но какое доказательство всего этого? И каким образом вы так безусловно и твердо поверили невиданному еще доселе? Ибо о сделанном и подтвержденном фактами вы могли услышать из свидетельства очевидцев, хотя бы сами не видели. Но как вы можете так уверенно проповедывать столь великое и чрезвычайное будущее " ? Учение о будущем страшном пришествии Христа На это Варлаам ему отвечает: " Из дел, которые уже совершены, я приобрел уверенность и в будущих делах. Ибо те, кто возвестили это, не погрешили ни в чем против истины, но подкрепляли слова свои разными знамениями и чудесами, они же изъясняли и будущие дела. Как о настоящем они не учили ничему нелепому или вымышленному, но все осветили ярче солнца, чтобы они ни говорили или делали, так и о будущем они учили истинно. Кроме того, Сам Господь Иисус Христос подтвердил это делом и словом. Он говорит: Не дивитеся сему, ибо - наступает время, в которое все, находящиеся во гробах, услышат глас Сына Божия и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло в воскресение осуждения (Ин.5:28,29). И далее: Истинно, истинно говорю вам: наступает время и настало уже, когда мертвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут (25 ст.). В другом Он снова говорит: А о воскресении мертвых не читали ли вы реченнаго вам Богом: Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова. Бог не есть Бог мертвых, но живых (Мф.22:31-32). И еще: Посему, как собирают плевелы и огнем сжигают, так будет при кончине века сего. Пошлет Сын человеческий Ангелов Своих и соберут из царства Его все соблазны и делающих беззаконие, и ввергнут их в печь огненную, там будет плач и скрежет зубов. Тогда праведники возсияют, как солнце, в Царстве Отца их. Кто имеет уши слышать, да слышит (Мф.13:40-43). Этими и многими другими словами Господь свидетельствовал о воскресении тел. Он и делом подтвердил Свои слова, воскресив многих из мертвых.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/924/...

Потому, прошу тебя, скажи мне о богатстве славы Божией и о Его чрезвычайном могуществе " . Учение о непостижимой мудрости всемогущего Бога, о Его славе, могуществе и величии Снова вдохновенно повел свою речь Варлаам: " Молю Бога, чтобы Он Сам научил тому, о чем ты желаешь узнать; чтобы Он вложил в твою душу это познание, потому что совершенно невозможно человеку выразить славу и могущество Божие, хотя бы для этого соединились все языки людские. Евангелист и великий Богослов говорит: Бога не видал никто никогда. Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил (Ин.1:18); так что никто из смертных не может постигнуть славы и величия Невидимого и Непостижимого, кроме тех, кому Он Сам пожелает открыть, как открыл это Апостолам и пророкам. Мы же узнаем или из их повествований, или из самой природы вещей, насколько, конечно, нам вообще доступно постигать это. Св. Писание говорит: Небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь. Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира чрез разсматривание творений видимы (Пс.18:2; Рим.1:20). Подобно тому, как кто-нибудь, увидев великолепный дом или какое другое сооружение, представляющее прекрасную гармонию, стал бы удивляться строителю и творцу их, так и я, созданный и получивший жизнь из ничего, хотя и не могу видеть своего Творца, но из замечательного целесообразного и мудрого устройства своего существа заключаю о Его мудрости. Конечно, я не могу понять ее совершенно, но только в пределах человеческой способности. Я сознаю, что не сам по себе произошел, но что Верховное Существо по Своей воле сотворило меня, как вообще человека, выше всех прочих тварей, хотя по размеру и силе физической меньше некоторых из них. Затем, когда я оставляю эту жизнь и по Его воле переменяю ее на другую, вечную, бесконечную, то ни в чем не могу пойти наперекор силе Его божественного предопределения; не в состоянии ничего ни прибавить к своему существу, ни отнять: одряхлевшего я не могу возобновить, растлевшего - восстановить.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/924/...

Поэтому всякие жизненные бедствия имеют великое воспитательное значение в жизни христианина, и новозаветные писатели с любовью останавливаются на них. Вот их слова: «Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает. Если вы терпите наказание, то Бог поступает с вами, как с сынами; ибо есть ли такой сын, которого отец не наказывал бы? Если же вы остаетесь без наказания, то вы – незаконные дети» ( Евр. 12:6–8 ). «Страдающий плотью перестает грешить и остальное в плоти время поживет уже не по человеческим похотям, а по воле Божией» ( 1Петр. 4:1–2 ). «Посему я, – говорит о себе ап. Павел, – благодушествую в немощах, в обидах, в нуждах, в гонениях, в притеснениях за Христа; ибо когда я немощен, тогда я силен»; силен духом. ( 2Кор. 12:10 ). Если таким образом посылаемые Богом страдания как бы невольно отрывают человека от земли и обращают к небу, то что будет, если к этим невольным действиям благодати Божией, помимо покорности им, человек приложит и сам еще свои усилия? Подлинно настанет тогда для него день спасения. Слово Божие и учит, что самое удобное и плодотворное для подвигов время, это – время Божиих посещений. Но так или иначе, а грешник должен побороть страсти и сделаться «новым человеком». До конца дней предстоит ему борьба с искушениями и окружающим злом, предстоит и подвиг покаяния для очищения себя от содеянных грехов. Но борясь со злом и нравственно возрастая, христианин должен всегда помнить, что потому только и очищаются чрез таинства Церкви его грехи, что Христос раньше все их выстрадал и оплакал; потому только он и может побеждать страсти, что его бессильная воля соединяется со всемогущей волей Спасителя; и теперь, скорбит ли он о грехах, борется ли со страстями и умирает для порочной жизни, – он скорбит, борется и умирает уже не один, а в союзе с величайшим добродетельным Другом-Христом; благодаря теснейшему единению с Ним, его слабая воля укрепляется и выходит из борьбы победительницей. Из всего сказанного нами вытекают следующие выводы.

http://azbyka.ru/otechnik/Varlaam_Rjashe...

– Праведное солнце, свет наш пресветлый, Владыка Человеколюбче, Иисусе Христе! Ты, Господи, претерпел такое великое страдание: и распятие, и поругание, и оплевание, и по ланит ударение, и оцта и желчи напоение, и для нашего спасения все претерпел сие от Своего же создания, от неразумного и беззаконного сборища иудейского и от зависти людей сих! Ныне, Господи, открой, как мне грешному и неразумному поселянину спастись и тебе единому Иисусу Христу, Сыну Божьему, распятому и нераздельно со Отцом и Святым Духом в Троице славимому, угодить! Да будет воля Твоя, Владыко, надо мною! И в тот же час от Владычного образа было Иринарху извещение: – Иди в келью свою, будь затворником и не исходи: так и спасешься Иринарх отправился к строителю Варлааму и просил у него благословения на затвор, то есть неисходно молиться в кельи, по евангельскому слову Господню: «многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие» ( Деян.14:22). «Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее» ( Мк.8:35).«Блаженны алчущие ныне, ибо насытитесь» ( Лк.6:21). Строитель Варлаам благословил его на затвор молиться неисходно из кельи. – И прославил Бог российскую землю и дом великих страстотерпцев Христовых Бориса и Глеба и преподобных отцов наших Феодора и Павла в нынешнее время! – восклицает составитель жития, ученик Иринархов инок Александр, – прославил досточудными мужами, и страдальцами, и учителями, и наставниками! С тех пор Иринарх с дерзновением принялся за новый подвиг: стал молиться в келье неисходно, поминая иноков древних и первых времен, как они по дебрям по островам и в вертепах жили, не любили тленного мира и не хотели и смотреть на суету его. Начав свой подвиг, Иринарх сковал себе железную цепь в три сажени длины и приковал ею себя к стулу деревянному. Все движение его ограничивалось только размерами этой цепи. Кроме этой цепи, он наложил на себя и другие железные тяжести и трудился в них в поте лица. Много претерпел он поругания и посмеяния от братии, но переносил сие с кротостью и молился за них Богу:

http://pravoslavie.ru/118853.html

– Праведное солнце, свет наш пресветлый, Владыка Человеколюбче, Иисусе Христе! Ты, Господи, претерпел такое великое страдание: и распятие, и поругание, и оплевание, и по ланите ударение, и оцта и желчи напоение, и для нашего спасения все претерпел сие от Своего же создания, от неразумного и беззаконного сборища иудейского и от зависти людей сих! Ныне, Господи, открой, как мне грешному и неразумному поселянину спастись и тебе единому Иисусу Христу, Сыну Божьему, распятому и нераздельно со Отцом и Святым Духом в Троице славимому, угодить! Да будет воля Твоя, Владыко, надо мною! И в тот же час от Владычного образа было Иринарху извещение: – Иди в келью свою, будь затворником и не исходи: так и спасешься! Иринарх отправился к строителю Варлааму и просил у него благословения на затвор, то есть неисходно молиться в келье, по евангельскому слову Господню: «многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие» ( Деян.14:22 ). «Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее» ( Мк.8:35 ). «Блаженны алчущие ныне, ибо насытитесь» ( Лк.6:21 ). Строитель Варлаам благословил его на затвор, молиться неисходно из кельи. – И прославил Бог российскую землю и дом великих страстотерпцев Христовых Бориса и Глеба и преподобных отцов наших Феодора и Павла в нынешнее время! – восклицает составитель жития, ученик Иринархов инок Александр, – прославил досточудными мужами, и страдальцами, и учителями, и наставниками! С тех пор Иринарх с дерзновением принялся за новый подвиг: стал молиться в келье неисходно, поминая иноков древних и первых времен, как они по дебрям по островам и в вертепах жили, не любили тленного мира и не хотели и смотреть на суету его. Начав свой подвиг, Иринарх сковал себе железную цепь в три сажени длины и приковал ею себя к стулу деревянному. Все движение его ограничивалось только размерами этой цепи. Кроме этой цепи, он наложил на себя и другие железные тяжести и трудился в них в поте лица. Много претерпел он поругания и посмеяния от братии, но переносил сие с кротостью и молился за них Богу:

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010