На золотой сети премудрости его напишем слова: «Премудрость его прославят народы». На лилиях милостыни напишем: «Имя его будет жить в род и род»; долго убогие будут вспоминать своего благодетеля. На яблоках добродетелей напишем: « Церковь исповедует хвалу его», – ибо за свои добрые дела он воистину достоин быть восхваленным в церкви, как говорит и апостол: «Слава, и честь, и мир всякому, делающему доброе» ( Рим. 2:10 ); достоин того, чтобы память его, как венец из цветов, была сплетена из похвал ему от нас: «Память праведного с похвалами» ( Притч. 10:7 ). Оканчивая начатое дело, напомню еще один обычай древних людей, у которых при положении во гроб какого-либо доброго и знаменитого человека, приятели, слуги, сверстники и друзья его, сделав из золота или серебра или из другого металла сердце, или слепив его из воска, полагали в гроб и погребали вместе с ним, и это – в знак сердечной любви к нему и после смерти, как бы говоря: «Как при жизни твоей мы сердечно любили тебя, так и по смерти не перестаем любить тебя, и хотя ты с нами, а мы с тобой и разлучаемся телесно, но сердце наше неразлучно с тобой; мы спогребаемся тебе сердцем нашим, желая, чтобы память о тебе не умирала, но вечно пребывала в наших любящих сердцах». Теперь, когда ныне поминаемый во блаженной памяти преставившийся отец и пастырь наш отошел во гроб, я не хочу толковать о том, кто и каким сердцем спогребается ему: сотворенным ли из золота любви, или из серебра приязни, или из какого-либо другого металла чувств сердечных. Скажу только то, о чем известно, что преемник преставившегося, высокий в Боге превелебный его милость господин отец Варлаам Ясинский, архимандрит этой святой Лавры, отец и пастырь наш, спогребается своему предшественнику, высокопревелебному его милости отцу Иннокентию Гизелю, архимандриту Печерскому, сердцем, сотворенным как бы из воска, расплываясь своим сердцем в ревностном сокрушении о нем и говоря вместе с Давидом: «Сердце мое стало как тающий воск посреди чрева моего» ( Пс. 21:15 ). Он спогребается ему таковым сердцем для того, чтобы память о нем, как печать, изображенная на воске, всегда пребывала незабвенной, ибо, как известно, он с крайним сожалением вспоминает несказанную любовь и милость к себе отца своего, – он, который познал великие благодеяния его, получал властительскую его благосклонность, много лет имел приятные беседы с ним и утешался им, и потому слышит голос его, говорящий ему словами Писания: «Положи меня как печать на сердце твое» ( Песн. 8:6 ) в незабвенную память, как и полагает его в сердце своем. Ибо, поминая отца и благодетеля своего, отзывается словами Давида: «Да будет забыта десница моя, прилипнет язык мой к гортани моей, если не буду помнить тебе, если не поставлю тебя, как верх веселия моего» ( Пс. 136:5–6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Не ясно ли, братия, из сего повествования, что человек не может быть вполне счастливым на земле? Да, Иоасаф, когда ничего еще не слыхал о скорби земной, и тогда уже был, как говорил отцу своему, в скорби и печали великой; а когда увидал на самом деле скорбь людскую, то уже с воплем воскликнул: " О, горькая и всякой печали исполненная сия жизнь! " Если глубже вникнем и мы в эту жизнь, то с Иоасафом скажем о ней то же, что и он. А если так, то ни о чем мы на земле не должны столько заботиться, как только о душе бессмертной, обогащать себя тем, что пойдет с нами в вечность, т.е. делами добрыми, и паче всего помнить, что тот ужасный враг самому себе, кто нисколько не заботится о приготовлении себя к жизни будущей. Аминь. На пути в царство небесное Господь поддерживает верных рабов Своих (Слово о видении Иоасафове) Слово Божие говорит, что царство небесное усилием берется и что только употребляющие усилие восхищают его. Это значит, что для достижения его необходимо трудиться, нести подвиги. Поскольку же подвиги эти бывают весьма тяжелы, особенно для начинающих, то Господь истинных Своих рабов и укрепляет и утверждает в них. Чем? Или обыкновенными таинственными действиями благодати на их сердце, или особенными путями Своего Промысла в их жизни, к числу которых относится поднятие пред их очами завесы загробного мира. Доказательство последнего мы можем видеть из следующих обстоятельств в жизни преподобного Иоасафа, царевича Индийского. К Иоасафу, когда он был еще юношей, послан был Богом преподобный Варлаам. Он научил его вере, крестил, помолился о нем Богу и, дав целование о Христе, возвратился в пустыню. По отшествии его, Иоасаф стал усиленно подвизаться и постоянно проводил время в молитвах и слезах. Трудно, конечно, было юному христианину, окруженному язычниками, нести первое время крест свой. Но Господь не оставил его. В первые же дни своей новой христианской жизни, во сне он сподобился следующего видения. Он узрел себя восхищенным в рай, и там ему показаны были все те блага, которых ни слово человеческое не может передать, ни око видеть.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/121/...

Ни Церковь , ни здравый смысл людей никогда так не понимали этих слов; мысль в них ясная: христианин должен следить за своими чувствами и должен удаляться соблазнов; при том слова эти встречались и раньше – еще в нагорной беседе 135 ; поэтому не следовало приводить их здесь с подчеркиванием. По поводу слов Спасителя: «если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего, матери, жены братьев, сестер и самой жизни, не может быть Мой ученик», Ренан так выражается: «презирая священный предел человеческой природы, Иисус желал, чтобы для Него одного жили, Его одного любили». 136 Но спросим, разве жить для Бога – так уж невозможно? Или может быть, любовь к Богу требует нерасположения и ненависти к людям? Ни то, ни другое; наоборот, Сам Христос учил, что нужно любить ближнего, как самого себя ( Мф. 22: 39 ), что нужно любить даже недругов, гонителей и обидчиков ( Мф. 5:44 ). Психологически любовь к Богу и возможна только при любви к ближнему: «кто говорит: я люблю Бога, а своего брата ненавидит, тот лжец; ибо нелюбящий брата своего, которого видит, как может любит Бога, Которого не видит? И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего» ( 1Ин. 4:20, 21 ), поучает возлюбленный ученик Христов св. Иоанн Богослов. К тому же выражение «возненавидеть» не собственное и означает только «пренебречь», как и в притче о служении двум господам в нагорной беседе ( Мф. 6:24 ). Далее. Никогда «горькое и печальное чувство отвращения к миру» Его не охватывало. Мир, как творение Божие, Спаситель любил и о Иерусалиме часто проливал слезы ( Лк. 13: 34–35; 19:41 ), а что не любил зла и греха в мире, – это правда. Какую «серьезную опасность готовила будущему эта экзальтированная мораль», также понять не можем. По мысли Ренана, она «отрывала человека от земли, разбивала его жизнь». 137 Согласимся, что христианство действительно отрывает человека от земли, делает его выше земных, непрочных и тяжелых настроений. Разве опять это дурно, или на земле так уж хорошо, что и желать больше нечего?

http://azbyka.ru/otechnik/Varlaam_Rjashe...

Но, во первых, мы подумали, что Бог отцев наших воздвигнет и там тех, кто будет говорить в их защиту; затем я сказал сам себе: дадим этому несчастному время вздохнуть немного в своих пустых надеждах, дабы не стать ему самоубийцей. И действительно, когда он был здесь лично и говорил, я услышал, как он несколько раз был в опасности лопнуть от бессилия и гнева. Когда я, сжалившись над ним, сказал ему, что нет ничего другого, что заставляло бы нас резко спорить с ним, кроме того, что он обвиняет монахов в ереси и, что если он откажется от этого, а также и от своих писаний по этому поводу и скажет, что он более не исповедует убеждений противных им, то спор прекратится, ибо нам мало дела до него. Вот что я сказал ему. Он согласился и обещал это сделать. Когда же Великий Управитель 47 намеренно присутствовал с нами, то Варлаам начал утверждать, что он изменил свои писания против монахов и что, прежде всех, он скоро покажет мне сделанные изменения, и если мне покажется, что они нуждаются в каких-либо дальнейших переделках, так чтобы уже никому не быть в обиду, он подчинится и переделает. Ибо тогда он ещё не был откровенным и не бесновался против меня. Но это он обещал, а написал то, что ты видишь, и вместо того, всецело напал на меня лично. Это писание и мы имеем при себе и допрашиваем его, как бы захваченных в плен иноплеменников. Но у меня не хватит времени рассказывать то, что между тем произошло, и каким образом ему не удалось убежать из моих рук. И вот он теперь ясно показал на деле, что тот человек, кто прямо вступит в спор и окончательно разобьет эти лукавые писания, тот проявит к нему большую милость. Ибо этот человек покоя не получит, подвергаясь их нападкам и предвидя, что некоторые имеют против него дурные намерения. 14. Задержи мне, поэтому его лукавые писания и их автора, потому что он убежит, узнав, что я иду. А приду я, если изволит Бог, с державнейшим и святым нашим самодержцем, чтобы сокрушить в словах этого человека и исцелить. Больше же всего, однако, приходится мне теперь удивляться, как он обманул нас, когда сам, пойманный в написанном или высказанном новшестве, он воздвиг против нас обвинение в двубожии.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Palam...

Но конечные результаты моего исследования, подтверждаемые документами, оказались ужасны для Блаватской: я убедился, что вся ее теософическая деятельность – обман, обман, и еще обман! В России я молчал, пока „заинтересованных“ не было или было мало. Поднимать это дело – значило бы обращать на него общее внимание. Но когда г-жа Желиховская заговорила во всеуслышание, изменяя действительность до полной неузнаваемости, я должен был прервать мое молчание» 19 . А вот письмо самой Жениховской, сестры Блаватской, к Соловьеву в момент их общего знакомства в Париже в 1884 г.: ,,Я ехала к ней, – пишет Желиховская, поставив непременным условием, чтобы между нами и речи не было о ее делах и обществе; впоследствии это оказалось невозможным: меня затянул общий водоворот и, к крайнему сожалению, я согласилась быть в обществе настолько, насколько могла по совести и религиозным убеждениям в нем состоять. Очень жаль, сердечно жаль наших испорченных, быть может, навсегда отношений; но даже ради них я не могу пожертвовать совестью. Не виню ее: ей то, что она просит меня сделать, кажется пустяком, мне – преступлением! Мы разно смотрим на вещи, может быть потому, что я христианка, а она... не знаю что! Она давно меня об этом просит. Я не могу исполнить ее желание и не хочу! потому что мало того, что считаю его для себя нечестным, но и для нее гибельным» 20 . Разоблачению теософских чудес и их подделки посвятило себя Лондонское Психическое Общество. Интересующиеся найдут все это в упомянутом очерке Всев. Соловьева 21 . – Знаменитый наш философ Влад. Соловьев, брат романиста, тоже считает теософию атеистическим учением, воскресившим мистическую часть буддизма; по его мнению, она не имеет и права называться теософией, т. е. богомудрием, так как не верит в Личного Бога 22 . Есть суд над теософией и в слове Божием. Моисей от лица Бога говорил Израилю: «Когда ты войдешь в землю, которую дает тебе Господь, Бог твой, тогда не научись делать мерзости, какие делают народы сии. Не должен находиться у тебя проводящий сына своего или дочь свою через огонь, прорицатель, гадатель, ворожея, чародей, обаятель, вызывающий духов, волшебник и вопрошающий мертвых.

http://azbyka.ru/otechnik/Varlaam_Rjashe...

Но мужественный подвижник бесстрашно шел вперед, имея убежищем Самого Всевышнего. Смеясь над врагом, он говорил ему: " Ты не скрылся от меня, злой обманщик, стараясь внушить мне разные нечестивые чувства и мысли, ты с самого начала придумываешь всякого рода зло для рода человеческого и, будучи всегда злым, не перестаешь вредить. Но какой у тебя подходящий вид! Само то обстоятельство, что ты уподобляешься виду зверей и пресмыкающихся, свидетельствует о коварности, зверстве, зловредности твоего образа мыслей. Но зачем ты берешься за недостижимое, жалкий? С тех пор, как я узнал, что это есть замыслы и страшилища твоего злого ума, я нисколько не забочусь о тебе, ибо Господь мне помощник: буду смотреть на врагов моих (Пс.117:7) и: На аспида и василиска наступлю; попирать буду льва и дракона, подкрепляемый Христом (Пс.90:13) и Да будут постыжены и жестоко поражены все враги мои, да возвратятся и постыдятся мгновенно (Пс.6:11). Говоря так, он осенял себя знамением Христа - непобедимым оружием против всяких происков диавола. Тотчас же все звери и гады исчезали с быстротою исчезновения дыма, с быстротою таяния воска от близости огня. Отогнавший же силою Христовой шел дальше, восхваляя и благодаря Господа. Но в этой пустыне было много подлинных диких зверей и разного рода змей, с которыми он встречался, так что путь затруднялся нового рода препятствиями и опасностями. Но св. юноша своими духовными силами побеждал одинаково и то, и другое. При множестве таких разнообразных бедствий, спустя довольно долгое время, достиг он пустыни Сенаарской, в которой подвизался Варлаам. Здесь он нашел воду и утолил жгучую жажду. Свидание и жизнь Иоасафа с преподобным Варлаамом Целых два года скитался Иоасаф по пустыне, разыскивая Варлаама и не находя его; за все это время он выказывал замечательную твердость в вере в Бога и мужество души. Проводя все время на воздухе под открытым небом, он много терпел от холода и зноя, ища, как какое-нибудь драгоценнейшее сокровище, достойного старца. В течение своего пути ему пришлось выдержать множество искушений и напастей от диавола; затем приходилось терпеть от недостатка тех растений, которые он употреблял в пищу, ибо та сухая пустыня даже их скудно производила.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/924/...

О сем так говорит святой Исаак Сирианин , сей великий наставник монахов, в 55 слове, составляющем послание его к преподобному Симеону Чудотворцу: «Уразумеем поругание бесов, жаждущих погибели святых, и да не пожелаем невовремя, мысли о высоком жительстве, да не посмеяны будем от лукавого супостата нашего». Сочинения сего святого мужа исполнены подобных предохранительных советов. Общежитие Валаамского монастыря. Послушания. Старцы и ученики. Самочиние. Прелесть. Церковный устав. Средства к исправлению недостатков. Образцом общежития признается Святою Церковию первое общество верных в Иерусалиме, о коем говорит евангелист Лука в Деяниях (4; 32): У множества же уверовавших было одно сердце и одна душа; и никто ничего из имения своего не называл своим, но все у них было общее. – С сожалением видел я совсем противный сему дух в Валаамском монастыре, где согласие утрачено, где иноки боятся, подозревают, поносят друг друга. От ссор и личностей возгорелись доносы, как в этом сознались сами доносчики. Что может быть для инока несвойственнее тяжбы, говорит святой Симеон Новый Богослов , между тем как Господь повелел отдать и самую срачицу для избежания судилища! Вопиет апостол Павел к тяжущимся коринфянам: И то уже весьма унизительно для вас, что вы имеете тяжбы между собою. Для чего бы вам лучше не оставаться обиженными? для чего бы вам лучше не терпеть лишения ( 1Кор. 6; 7 ) Напрасно трубят игумен Варлаам и монах Иосия, что они готовы на крест: это слова неопытности. «Не веруй, – говорит небоявленный Василий, – в великих подвигах просиять тем, кои в малых скорбях малодушествуют». Гораздо ближе раздраженное состояние духа, в коем находятся доносители, смиренно назвать искушением, сознание в этом несколько раз вырывалось у отца игумена Варлаама в его беседе со мною. В общежитии первенствующей Иерусалимской Церкви, повествует евангелист ( Деян. 4; 35 ), каждому давалось, в чем кто имел нужду. Не так думают о сем ревнители валаамские. Они, устраняя рассуждение, сию царицу добродетелей по единогласному признанию всех святых отцов, требуют буквальной безразборчивой общины, забыв, что в общежитии апостолов давалось каждому, в чем кто имел нужду. Сколько люди различествуют между собою крепостию телесного сложения, привычками, насажденными воспитанием, умственными способностями, столько должны различествовать и своими нуждами. О сем подробно рассуждает Василий Великий в писаниях своих и запрещает ратовать естество.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

О смерти матери его. И когда старец стоял в церкви во время пения песни Херувимской, начал он плакать и рыдать на всю церковь . И подошел к нему архимандрит и сказал ему: «Что, господин старец, так плачешь и рыдаешь?» Он же сказал ему, что «мать моя преставилась». И архимандрит, видя его плачущим, и сам прослезился, на него глядючи, и дивился словам, исходящим из уст его. И когда он стоял на обедне в церкви, пришел к нему брат его Андрей, и поклонился, и сказал, что мать их Ирина умерла. И старец после церковной службы получил благословение у архимандрита, и пошел с братом своим, и похоронил мать свою достойно. О Лазаревском монастыре. И после похорон начал старец размышлять, как бы ему душу спасти и получить желанное. И не захотел власти келарского положения, дабы оставаться уничиженну, и поселился в келье великого Лазаря, полтора месяца в слезах и в молитвах, скорби, тяготы и голод терпя, по многу дней ничего не вкушая. И Иван, преподобный юродивый, часто его посещал и утешал, а старец, постоянно ходя в соборную церковь Пречистой Богородицы, молился Богу со слезами. И пришел он с церковной службы, и когда сидел в келье своей в полдень, молился со слезами и печалью страстотерпцам и великомученикам Христовым Борису и Глебу: «Святые страстотерпцы и великомученики Борис и Глеб! Всем братьям у вас в монастыре место есть, а мне, грешному, у вас места нет!» И задремав сидя, увидел в тонкой дреме страстотерпцев, идущих к монастырю. И сказал им старец: «Светы страстотерпцы Борис и Глеб! Далеко ли идете?» И ответили ему страстотерпцы Борис и Глеб: «Идем, старец, за тобою. Иди в наш монастырь». Он же очнулся от сна, и услышал у окна молитву, и открыл свое окошко, и увидел старца Борисоглебского монастыря по имени Ефрем. И сказал он: «Господин! Прислал меня к тебе строитель Варлаам. Иди, господин, в монастырь, где давал иноческий обет. А строитель повелел мне узнать у тебя, нужна ли тебе, государю, подвода или сам придешь в монастырь?» Старец же Иринарх ответил ему: «Благословение государю-строителю старцу Варлааму, а я со временем сам в монастырь приду». А уже носил тогда на себе оковы тяжкие, и на ногах путы, по слову Господню. И встал старец, и помолился Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Один только грех на Духа Святого не простится ни в семь веке, ни в будущем и, следовательно, есть грех смертный ( Мт. 12:31–32 ; Мр. 3:29 и Лк. 12:10 ). Поэтому то и Возлюбленный Ученик Христов Иоанн заповедал: „Если кто видит брата своего, согрешающаго грехом не к смерти, то пусть молится, и Бог даст ему жизнь, т. е. согрешающему грехом не к смерти. Есть грех к смерти: – не о том говорю, чтобы он молился. Всякая неправда есть грех , но грех не к смерти». ( 1Ин. 5:16–17 ). По этому Христову и апостольскому завету исповедует и учит Св. Церковь , что только об одних хулящих Св. Духа напрасна молитва перед Богом, а все прочие грехи покрываются молитвою, покаянием и делами, совершаемыми в доказательство искренности покаяния. Что же касается нареканий на Св. Церковь яко бы за потворство слабостям человеческим, то установленный от времен апостольских чин анафематствования, положительно опровергает раскольничье обвинение против Св. Церкви. Сам Св. Апостол Павел в послании к Тимофею, внушая ему иметь веру и добрую совесть, писал, что некоторые отвергнув ее, потерпели кораблекрушение в вере „от нихже есть Именей и Александр, ихже предах сатане да накажутся не хулити» ( 1Тим. 1:20 ). Тот же Апостол, отлучив от церкви одного коринфянина за сожительство с мачехою, упрекал коринфян за то, что они сами не постарались отлучить этого кровосмесителя. „Вы возгордились вместо того, чтобы плакать, и дабы изъят был из вашей среды сделавший такое дело», – воскликнул по этому случаю Апостол. Анафемтаствованы были на вселенских соборах и древними архипастырями Арий, Несторий, Евтихий, Диоскор, Македоний, Маркион, Валентин, Ноеций, Андроник, Оанит, Варлаам, Акиндин, Иоанн, Итал с их последователями и многие другие. Особый чин анафематствования составлен в IX веке цареградским патриархом Св. Мефодием (сконч. в 847 г.) и с его времени возник особый праздник Торжества Православия. Этот великий обычай низведения божественной грозы для восстановления и поддержания в христианской семье чистоты духа, воспринят Российскою Церковью одновременно с просвещением Православием.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Bogdanov...

Он жил в XIV веке, почти через шесть веков после последнего Вселенского Собора. Получил всестороннее образование, был приближенным Византийского Императора и служил у него, но затем ушел от придворной жизни и удалился на гору Афонскую, ибо душа его стремилась к постоянному и нераздельному общению с Богом. В его дни поднялась хула на монашество, и особенно на монахов Афонских, которых поносили за то, что всю жизнь свою они посвящали только служению Богу, богомыслию и молитве. Святой Григорий с великой силой обличал этих хулителей и встал на защиту православного монашества. В это же время восстал еретик Варлаам, который нечестиво учил о том, что Господь Иисус Христос в великом Преображении Своем на горе Фаворской воссиял не Божественным, а простым, земным светом. Святитель Григорий обличил этого еретика и утвердил учение о Божественном происхождении света Фаворского. В день памяти этого великого святителя, как и всех святителей, вы слышите в евангельском чтении слова Христовы: «Истинно, истинно говорю вам: кто не дверью входит во двор овчий, но перелазит иначе, тот вор и разбойник. А входящий дверью есть пастырь овцам» ( Ин. 10, 1–2 ). Здесь все лжеучителя и еретики сравниваются с ворами и разбойниками, которые не желают смиренно входить в веру святую дверью Православия, но норовят влезть в другом месте. Но есть только один и единственный законный святой вход в Божественное учение, и один у нас Учитель – Христос (см. Мф. 23, 8 ), и мы должны следовать только за Ним, и ни за кем другим. «Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется, и войдет, и выйдет, и пажить найдет» ( Ин. 10, 9 ). У этой двери Он поставил стражами царства небесного святых апостолов, вслед за которыми преемственное рукоположение получили и многие другие пастыри добрые; все они учат добрых овец, стадо Христово, слушать голос единственного Учителя и Пастыря, идти за Христом. Было и есть много вождей, которых избирает себе род человеческий, много учителей, указывающих различные пути жизни. Но Господь Иисус Христос велит нам, христианам, идти только за Ним, за Пастырем добрым, полагающим душу Свою за овец Своих (см. Ин. 10, 11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jas...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010