Ибо господин мой говорит: «Вышел сеятель сеять. И когда он сеял, часть упала при дороге; и налетели птицы и поклевали это. Часть упала на места каменистые, где немного было земли; и скоро взошло, потому что земля была не глубока; когда же взошло солнце – увяло и так как не имело корня, засохло. А кое–что упало в терние, и выросло терние, и заглушило его. А кое–что упало на добрую землю и принесло плод во сто крат» 460 . Так и я, если найду в твоем сердце благодатную, добрую почву, то не колеблясь брошу в нее божественное семя и открою тебе великую тайну, а ежели она камениста или терниста, совершенно неподатлива, то лучше выбросить это спасительное семя и дать его на растерзание птицам и зверям, хотя мне наперед заповедано было ни в коем случае не бросать перед ними жемчуга 461 . Но я верю в твою доброту и в то, что ты достоин спасения; поэтому ты увидишь бесценный тот камень и благодаря его ослепительному сиянию сам удостоишься стать светочем и пользы принесешь стократные плоды. Ведь ради тебя я предпринял все это и совершил длинный путь, дабы показать тебе никогда не виданное тобою и научить тому, о чем ты никогда не слыхал». Молвил ему Иоасаф: «Старец достопочтенный! Я горячо, жадно, неудержимо стремлюсь услышать какое–нибудь новое и доброе слово. В сердце моем горит до боли сжигающий меня огонь, побуждающий меня искать ответы на то, что меня мучит. Но до сих пор я не встречал человека, который мог бы вполне удовлетворить мою любознательность. Если же я встречу какого–либо мудрого и ученого мужа и услышу спасительное слово, то, мне кажется, я не отдам его ни птицам, ни зверям, не уподоблюсь, как ты сказал, ни терниям, ни скале, но стану благосклонно внимать этому слову и усердно хранить его. Поэтому, если ты хоть что–нибудь такое знаешь, не скрывай от меня, а расскажи. Ведь как только я услышал, что ты прибыл из далекой земли, душа моя возрадовалась, и меня охватила благостная надежда, что я узнаю от тебя обо всем, что меня беспокоит. Вот почему я просил поскорее ввести тебя ко мне и встретил ласково, словно кого–то из моих близких или сверстников; и хоть бы не обмануться мне в своей надежде!» Варлаам ответил Иоасафу: «Ты хорошо поступил, вполне достойно твоего царского величия, предавшись не мимолетному душевному порыву, а сокровенной надежде.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pa...

Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна йота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все» ( Мф. 5:17–18 ). Ренан пропустил приведенный текст и, пользуясь этим, стал утверждать противоположное. О священниках Христос так говорил в обличительной речи: «на Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи; итак все, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте» ( Мф. 23:2–3 ). Где тут отвержение священников, богослужебного чина и вообще религиозного культа? Нам предоставляется странной и проповедуемая Ренаном искусственно-безобрядовая (обряд есть естественное и необходимое выражение человеческого настроения во вне; собственно вся внешняя жизнь человека есть сплошная цепь обыкновений, обычаев, обрядов) религия, основанная всецело на чувствованиях сердца. Что будет вызывать эти чувства? Общение с Богом? Но ведь, по Ренану, личного Бога нет. И в какой форме и обстановке они будут выражаться? в молитве, постах, в борьбе с страстями? Но ведь это тоже обряды, т.е. опять нечто недопустимое. Впрочем, дальше Ренан дает понять, что высшим (а след. и религиозным) настроением он считает «земное упоение». 83 Chap. V, р. 80–81, рус. изд. 125–126 стр. Обративши внимание на содержание «нагорной проповеди», хотя местами и извративши его, Ренан приходит к неожиданному выводу, что Христос был Богом. Правда, о хороводах и веселых компаниях он теперь забыл, все-таки заключение его не вяжется со всеми предыдущими словами. 84 Грубое искажение факта; на самом деле было так: «приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну –креститься от него: Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь; ибо так надлежит нам исполнить всякую правду. Тогда Иоанн допускает Его» ( Мф. 3:13–15 ). 85 Chap. VII, р. 116–121, рус. изд. стр. 148–151. Ренан силится доказать, что I. Христос в Галилейский период Своей проповеди хотел основать «царство Божие» на земле, и в этом смысле под «царством Божиим» разуметь учение о наслаждении жизнью, с полным отрицанием загробного мира, – но напрасно: «царство Божие» Сам Христос именовал и «царством небесным» ( Мф. 4:17 ); а если «небесное», то оно не на земле.

http://azbyka.ru/otechnik/Varlaam_Rjashe...

Ибо мерзок пред Господом всякий, делающий это». (Второз. 18, 9 – 12). «Если же какая душа обратится к волшебникам, то Я обращу лице Мое на ту душу, и истреблю ее из народа» ( Лев. 20, 6 ). А вот как предупреждает верующих в Н. Завете ап. Павел, уста Христовы: «Дух ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстительным и учениям бесовским» ( 1Тим. 4:1–2 .). «Смотрите, чтобы кто не увлек вас философией и пустым обольщением» ( Кол. 2, 8 : см. Деян. 26, 18; 4 кн. Царств 23, 24). Пожалуй, увлекающиеся теософией могут подумать, что это к ним не относится, что они и при теософии признают Христа. Разберем это их самооправдание; как, в самом деле, теософия смотрит на Христа? Христианство, мы видели, она ставит ниже буддизма, а Христа? И Христа не считает за Бога, а за великого, но человека, ставит его не выше Будды, Магомета и других основателей языческих религий. Если Он и Бог , то в том же смысле, в каком может быть им и каждый. Отсюда, все дело Христа понимается в переносном смысле, иносказательно. Напр. Христос воплощается, когда человек начинает отставать от греха. Христос воскресает, когда добро в душе человека берет перевес над злом. Так все величайшее и божественное дело Христа понимается в извращенном смысле, с полным отрицанием божественности И. Христа и Его воплощения, как Бога. И слышится грозное слово св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова; „всяк дух, иже исповедует Иисуса Христа, во плоти пришедша, от Бога есть; и всяк дух, иже не исповедует Иисуса Христа во плоти пришедша, несть от Бога, а антихристов; и ныне антихристы многи суть» ( 1Ин. 4:2–3; 2:18 ). Итак, вот чей дух движет теософией. Правда, все это высказывается осторожно, со всевозможными недомолвками, чтобы прельстить, аще возможно, и избранных. Так и действуют лживые духи, ища погибели христианской. Недаром теософия в последней своей стадии переходит в оккультизм, т. е. тайное учение, истина же не боится света. Итак, можно ли в конце концов сравнивать христианство и теософию? Нет, теперь мы отказываемся это делать, когда теософия так ясно и откровенно отвергает Христа, веру и благодать. «Какое может быть общение между светом и тьмой, между Христом и Велиаром (сатаной)?» – 2Кор. 6:14, 15 .

http://azbyka.ru/otechnik/Varlaam_Rjashe...

Иное упало в терние, и выросло терние и заглушило его. Иное же упало на добрую землю и принесло плод; одно во сто крат, а другое в шестьдесят, иное же в тридцать (Матф. 13, 4—9). Если и твое сердце окажется плодородною землею, то я постараюсь насадить в тебе Божественное семя и открыть великую тайну. Если же твое сердце представляет каменистую или тернистую землю или путь, всеми попираемый, то лучше совсем не насаждать на нем спасительнаго семени и не бросать его на расхищение птицам и зверям. Но я надеюсь на лучшее, надеюсь, что ты достоин приять спасение; поэтому ты увидишь и этот неоценимый камень и благодаря его блеску можешь также сделаться светлым и принести стократные плоды. Ради тебя я предпринял это дело и совершил длинный путь, чтобы показать тебе то, чего ты не видел и научить тому, чего ты никогда не слышал " . Иоасаф отвечал на это: " Я, почтенный старец, горю неудержимым, страстным желанием слышать какия-нибудь новыя хорошия слова, и в моем сердце пылает огонь, который жжет меня—так мне хочется разрешить свои сомнения. До сих пор я не встречался ни с одним человеком, который бы мог преподать мне спасительное слово. И надеюсь, что это слово не имело бы той участи, какую постигло упавшее на каменистую и тернистую почву и расхищенное птицами. Я с толком принял бы его и умел бы сохранить его. Если ты можешь мне тут в чем-нибудь помочь, то не скрывай от меня, но поведай. Как только я услышал, что ты пришел из дальней земли, то радостное чувство и надежда появились в моей душе,— надежда, что я буду иметь возможность узнать от тебя то, что хотел. Поэтому-то я велел привести тебя ко мне и ласково принял, как кого-нибудь близкаго или сверстника, надеясь, что я не ошибусь в ожиданиях " . Тогда Варлаам сказал: " Ты поступил в этом случае прекрасно и достойно твоего царскаго величия, не поддался окружающему ничтожеству, но сокровенно надеялся. Был некогда один великий и славный царь. Когда он однажды разъезжал на золотой колеснице с подобающей царской чести свитой, то встретил двух мужей, одетых в грязныя и разодранныя рубища, с бледными, изнуренными лицами.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=772...

Иное упало в терние, и выросло терние и заглушило его. Иное же упало на добрую землю и принесло плод; одно во сто крат, а другое в шестьдесят, иное же в тридцать (Мф.13:4-9). Если и твое сердце окажется плодородною землею, то я постараюсь насадить в тебе Божественное семя и открыть великую тайну. Если же твое сердце представляет каменистую или тернистую землю или путь, всеми попираемый, то лучше совсем не насаждать на нем спасительного семени и не бросать его на расхищение птицам и зверям. Но я надеюсь на лучшее, надеюсь, что ты достоин приять спасение; поэтому ты увидишь и этот неоценимый камень и благодаря его блеску можешь также сделаться светлым и принести стократные плоды. Ради тебя я предпринял это дело и совершил длинный путь, чтобы показать тебе то, чего ты не видел и научить тому, чего ты никогда не слышал " . Иоасаф отвечал на это: " Я, почтенный старец, горю неудержимым, страстным желанием слышать какие-нибудь новые хорошие слова, и в моем сердце пылает огонь, который жжет меня - так мне хочется разрешить свои сомнения. До сих пор я не встречался ни с одним человеком, который бы мог преподать мне спасительное слово. И надеюсь, что это слово не имело бы той участи, какую постигло упавшее на каменистую и тернистую почву и расхищенное птицами. Я с толком принял бы его и умел бы сохранить его. Если ты можешь мне тут в чем-нибудь помочь, то не скрывай от меня, но поведай. Как только я услышал, что ты пришел из дальней земли, то радостное чувство и надежда появились в моей душе, - надежда, что я буду иметь возможность узнать от тебя то, что хотел. Поэтому-то я велел привести тебя ко мне и ласково принял, как кого-нибудь близкого или сверстника, надеясь, что я не ошибусь в ожиданиях " . Тогда Варлаам сказал: " Ты поступил в этом случае прекрасно и достойно твоего царского величия, не поддался окружающему ничтожеству, но откровенно надеялся. Был некогда один великий и славный царь. Когда он однажды разъезжал на золотой колеснице с подобающей царской чести свитой, то встретил двух мужей, одетых в грязные и разодранные рубища, с бледными, изнуренными лицами.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/924/...

Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки. Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими. Потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их (Матф. 7, 12—14). Не всякий, говорящий Мне: Господи! Господи! войдет в царство небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небеснаго (Матф. 7, 21). Кто любит отца или мать больше, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня (Матф. 10, 37). Всему этому и тому подобному Господь и велел Апостолам учить верующих, и мы должны соблюдать сказанное для достижения совершенства и венцов безсмертия, которые Господь наш, праведный Судья, даст в день Своего втораго пришествия всем праведникам " . Тогда Иоасаф говорит старцу: " Если при таком строгом требовании безукоризненнаго поведения со мною случится, что я нарушу одну или две из заповедей, то тогда я уже совсем не достигну своей цели и всякая надежда будет тщетна " ? Варлаам ему отвечал: " Нет, не так должно судить об этом, ибо Слово Божие, вочеловечившись для спасения рода человеческаго, зная немощность и жалкость нашей природы, и в этом случае не оставил нашу болезнь неизлечимой, но, как всемудрый Врач, дал лекарством от этой болезни раскаяние; принимая во внимание шаткость и ошибочность нашего образа мыслей, раскаяние Он сделал средствоми для получения оставления прегрешений. После того, как мы познали истину, получили освящение через воду и Духа Святаго, без всякаго труда очистились от грязи прегрешений, то, если после этого нам придется снова впасть в грех, не будет более другаго духовнаго возрождения чрез крещение, т.е. чрез погружение в купель с нисхождением на крещаемаго дара Духа Святаго (ибо этот дар дается нам только однажды). Но тогда оставление и очищение от грехов совершается по милосердию Божию, посредством искренняго раскаяния, чрез горячия слезы и неутомимый труд. По милости Господа, продолжительное сокрушение и потоки слез есть как бы крещение, которое спасло от гибели уже многих согрешивших, так как нет греха, который мог бы победит человеколюбие Бога, если только мы его омоем слезами и раскаянием.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=772...

Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки. Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими. Потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их (Мф.7:12-14). Не всякий, говорящий Мне: Господи! Господи! войдет в царство небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небеснаго (Мф.7:21). Кто любит отца или мать больше, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня (Мф.10:37). Всему этому и тому подобному Господь и велел Апостолам учить верующих, и мы должны соблюдать сказанное для достижения совершенства и венцов бессмертия, которые Господь наш, праведный Судья, даст в день Своего второго пришествия всем праведникам " . Тогда Иоасаф говорит старцу: " Если при таком строгом требовании безукоризненного поведения со мною случится, что я нарушу одну или две из заповедей, то тогда я уже совсем не достигну своей цели и всякая надежда будет тщетна " ? Варлаам ему отвечал: " Нет, не так должно судить об этом, ибо Слово Божие, вочеловечившись для спасения рода человеческого, зная немощность и жалкость нашей природы, и в этом случае не оставил нашу болезнь неизлечимой, но, как всемудрый Врач, дал лекарством от этой болезни раскаяние; принимая во внимание шаткость и ошибочность нашего образа мыслей, раскаяние Он сделал средствами для получения оставления прегрешений. После того, как мы познали истину, получили освящение через воду и Духа Святаго, без всякого труда очистились от грязи прегрешений, то, если после этого нам придется снова впасть в грех, не будет более другого духовного возрождения чрез крещение, т.е. чрез погружение в купель с нисхождением на крещаемого дара Духа Святаго (ибо этот дар дается нам только однажды). Но тогда оставление и очищение от грехов совершается по милосердию Божию, посредством искреннего раскаяния, чрез горячие слезы и неутомимый труд. По милости Господа, продолжительное сокрушение и потоки слез есть как бы крещение, которое спасло от гибели уже многих согрешивших, так как нет греха, который мог бы победит человеколюбие Бога, если только мы его омоем слезами и раскаянием.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/924/...

Итак, надо бояться прелести от самовольной исправности, всегда однобокой и фальшивой, и не бояться неисправности, бывающей от немощи, не по озорству, ибо она ведет к спасительному смирению и сокрушению. «Вся наша правда пред Тобою – яко рубище поверженное», – говорится в 5-й молитве на соборовании ( Ис. 64:6 ). «Хочу быть и праведницей». Но Господь пришел для грешников, и об одном грешнике кающемся на небе бывает радость больше, чем о 99 праведниках, не имеющих нужды в покаянии. Эти слова Господа что-нибудь да значат – не то ли, что праведники, увы, по настроению фарисеи? Во всяком случае, ни один святой не высказывал желания быть «праведником» – тут сразу слышатся самоцен, тщеславие и гордость, – а желали для себя, первейших грешников ( 1Тим. 1:15 ), быть помилованными (см. молитву святого Евстратия на субботней полунощнице). Раз я искренне сознаю себя грешником, то вполне естественно и справедливо молить о помиловании, а не мечтать в самоослеплении об исправности: у грешника и мысль не дерзнет подняться сюда. В притче о блудном сыне даны живые примеры гордой, самодельной исправности (старший сын, воспылавший гневом на вернувшегося брата и отца) и пример кающейся неисправности и даже бывшей сознательной греховности, однако за смирение привлекающей благодать и милость Божию. 3. Вывод из сказанного такой: не делайте перегиба в сторону дел и вообще не оценивайте их: они в оправдание по себе не идут. Благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился (делами) ( Еф. 2:8–9 ). И в другом месте: мы признаём, что человек оправдывается верою, независимо от дел закона ( Рим. 3:28 ). Верова Авраам Богу, и вменися ему в правду (праведность) ( Быт. 15:6 ). Вера же рождается от смирения и покаяния; как говорит Господь, покайтеся сначала и веруйте в Евангелие ( Мк. 1:15 ), – вот эти корни духовной жизни и имеют оправдательную силу, оправдательную цену, если можно так выразиться. Живая вера, при помощи благодати Божией, а не своих гнилых усилий произведет много дел, так сказать, на Божий капитал, а потому гордиться ими нельзя и засматриваться на них нечего: сердце наше должно быть занято в чувствах веры, смирения, покаяния и любви беседой с Господом, живым и блаженным общением с Ним, а не отвлекаться от Него в горделивое самостное и Богу ненавистное рассматривание своих дел и подвигов, сделанных (если они действительно были) за чужой счет, то есть Божий, а не за наш.

http://azbyka.ru/otechnik/Varlaam_Rjashe...

Итак, Ренан, выставляя Иоанна Крестителя самостоятельным учителем, ставшим к И. Христу с самого начала во враждебные отношения, противоречит сказаниям всех евангелистов, ибо эти утверждают, что сам Креститель-то и проповедовал о пришествии Мессии Христа, и что этого Мессию он и открыл всем, когда Иисус пришел к нему на Иордан. Христос и Иоанн Креститель никогда не соревновали друг с другом, ибо не были вождями сект, но Иоанн служил Христу, как обещанному Богом Мессии, как Сыну Божию. Возвещая о приближении царства Божия, Предтеча звал всех к покаянию. Не трудно понять, почему он звал именно к покаянию. Бог есть свет и правда, и царство Божие есть царство правды и святости, поэтому ничто греховное и нечистое войти в него не может, между тем нечисты и грешны все; следовательно, все должны покаяться в грехах, все должны очиститься от скверны. К покаянию и исправлению жизни призывали народ и древние пророки. Они давали ясно уразуметь, что без внутреннего изменения, без нравственного обновления, люди не в состоянии будут и «вынести» пришествия Божественного Посланника. Поэтому Господь, снисходя к их немощи, пошлет им раньше Своего Ангела, второго Илию Фесвитянина, (т. е. Иоанна Крестителя), который своей проповедью о покаянии и приготовит Богу «народ избранный». «Вот Я посылаю, –говорить Бог устами прор. Малахии, – Ангела Моего, и он приготовит путь предо Мною; и тогда придет в храм Свой Господь, (т. е. И. Христос), Которого вы ищите... Вот Он идет. И кто выдержит день пришествия Его, кто устоит, когда Он явится? Ибо Он, как огонь расплавляющий и щелок очищающий, сядет переплавлять и очищать серебро (т. е. народ еврейский), и очистит сынов Левия и переплавит их как золото и как серебро, чтобы приносили жертву Господу в правде». «И они будут Моими, говорит Господь, собственностью Моею в тот день, который Я соделаю, и буду миловать их, как милует человек сына своего, служащего ему» ( Мал. 3:1–3, 17 ). Но «день тот будет великий и страшный, пылающий как печь; тогда все надменные и поступающие нечестиво будут как солома, и попалит их грядущий день, так что не оставит у них ни корня, ни ветвей» ( Мал. 4:1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Varlaam_Rjashe...

«Каков был ход развития Иисуса в этот темный период Его жизни? С какими мыслями выступил Он на пророческое служение? Этого не знают, так как Его история дошла до нас в виде разрозненных рассказов без хронологического порядка. Основным началом Его силы нужно считать высокое понятие о Божестве, которым Он не был обязан иудейству, и которое целиком вылилось из Его великой души. Иисус видений не имел. Бог с Ним беседует не извне, – Бог в Нем живет; Он чувствует в Себе Бога. Но ни на один миг не промелькнула у Иисуса святотатственная мысль, что Он есть Бог» 77 . Первые поучения Иисуса носили кроткий, умиротворяющий характер и дивно гармонировали с галилейской обстановкой. «Блаженны, – говорил Учитель, – нищие духом, ибо их есть царство небесное; блаженны плачущие, ибо они утешатся; блаженны кроткие, ибо они наследят землю; блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся; блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят; блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими; блаженны изгнанные за правду, ибо их есть царство небесное». Мф. 58:3–10 ). «Кто ударит тебя в правую щеку, обрати ему и левую; кто будет оспаривать у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду». «Если правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя» ( Мф. 5:29–30 ). «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас, молитесь за преследующих вас» ( Мф. 5:44 ). «Не судите, и не судимы будете» ( Мф. 7:1 ). «Прощайте, и простится вам» ( Лк. 6:37 ). «Будьте милосерды, как милосерд Отец ваш небесный» ( Лк. 6:36 ). «Давать блаженнее, чем принимать» ( Деян. 20:35 ). «Смиряющий себя вознесется, возносящий себя смирится» ( Мф. 23:12 ). «Относительно милостыни, благочестия, добрых дел, кротости, миролюбия, полной искренности сердца, Он мало что мог добавить к учению синагоги, но Он давал ему такой проникновенный тон, что известные афоризмы делались как бы новыми. Иисус ничего не говорил против Моисеева закона, но давал всегда понять, что требуется больше, чем от древних. Он запрещал малейшее грубое слово ( Мф. 5:22 ), развод ( Мф. 5:31 ) и всякую клятву ( Мф. 5:33 ); осуждал месть, любостяжание и находил вожделение столь же преступным, как и любодеяние ( Мф. 5:26–38 ). Он требовал всепрощения обид и в основе этих правил ставил одно побуждение: да будете сынами Отца вашего небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над добрыми и злыми. Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари? И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники? Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш небесный». 78 ( Мф. 5:45–48 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Varlaam_Rjashe...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010