Грешник, действительно жаждущий своего спасения, должен возненавидеть грех всеми силами души, должен объявить ему решительную борьбу. Он должен понять, что «ветхий наш человек уже распят со Христом», что в лице И. Христа мы действительно как бы уже умерли для греха, и теперь жить в нем нам непростительно и роковым образом пагубно ( Рим. 6:2–14 ). Но грех, между тем всюду: и в самом грешнике, и в окружающем мире. Поэтому кающийся должен умереть и для греха в себе, т.е. уничтожить грех в самых глубоких тайниках своей души, очистить от него сердце, ибо из грешного сердца исходят злые дела и помышления ( Мф. 15:19 ); умереть затем и для греха в мире, т. е. «не любить мира, ни того, что в мире; ибо в мире – похоть плоти, похоть очей и гордость житейская; и кто любит мир, в том нет любви Отчей» ( 1Ин. 2:15–16 ). Эти две заповеди о нелюбви к себе и к миру кающийся должен сделать главным правилом своего поведения и с точки зрения их пересмотреть и перестроить всю свою жизнь. Все, что питает страсти и расходится с духом начатой новой жизни, должно быть безусловно оставлено и забыто, конечно, не без скорби и борьбы. Так как современная общественная жизнь имеет очень мало общего с христианством, то спасающемуся христианину волей-неволей придется во многих случаях идти наперекор друзьям и обществу, придется расходиться с ними во взглядах. Даром ему это не пройдет. Грешный мир не прощает тех, кто осмеливается попирать его законы и обычаи, и скоро начинает преследовать человека клеветой, насмешками, а то и открытой злобой. Поэтому-то Спаситель и Апостолы предсказывали христианам, что в мире они будут скорбны. «Если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел. Если бы вы были от мира, то мир свое любил бы; а как вы не от мира, то и ненавидит вас мир» ( Ин. 15:18–19 ). Поэтому-то Спаситель и говорил далее, – и это между прочим смутило Ренана, – что «пришел Он разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее; и враги человеку домашние его» ( Мф. 10:35–36 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Varlaam_Rjashe...

Григорий же, выражая отныне Православное учение, и в слова облекая прежде накопленный, но не зафиксированный опыт, говорил о нетварном свете Божества. Фаворский свет не сотворен, говорил он, и это есть свет Самого Бога и благодать Его, явленная настолько, чтобы причащающимся этого света людям не умереть, но освятиться. Не столько Христос преобразился, говорит Церковь, сколько Христос преобразил зрение и чувства учеников, чтобы те могли видеть Христа, каков Он есть. И это созерцание есть предвкушение будущего Царства, о котором сказано: «слава Божия осветила его (Иерусалим Небесный) и светильник его – Агнец» (Откр.21:23) Именно поэтому сказано перед Преображением, что «есть некоторые, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие» (Лук. 9:27). Не что иное, как зрение Царства Божия в доступном для земной природы зачатке, видели на Фаворе апостолы. И потому явились там Христу Моисей – от преисподних, и Илия – от небесных, чтобы Закон и Пророки поклонились Слову, ставшему плотью и эту плоть обожившему. Праздник Преображения по смыслу и значению далеко выходит за пределы одного из праздников, но придает всей жизни смысл и сообщает цель. Цель – обожение. Петр говорит, что: «Дарованы нам великие и драгоценные обетования, дабы вы через них соделались причастниками Божеского естества» (2 Пет. 1:4) Иоанн говорит: «Возлюбленные! Мы теперь дети Божии; но еще не открылось, что будем. Знаем только, что когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть» (1 Ин. 3:2) И Петр, и Иоанн были с Ним на святой горе. Был еще и Иаков, брат Иоанна, он тоже сказал бы об этом, если бы не стал ранней жертвой Иродовой злобы. Итак, увидим Его и будем подобны Ему, от самого созерцания изменяясь и питаясь благодатью, подобно тому, как Ангелы питаются ею ныне. Свести на нет этот праздник, вместо смыслообразующего значения придать ему характер частный, локальный, казалось бы, невозможно. Однако западная религиозная мысль именно так, не к месту скромно относится и к Преображению и к самой идее обожения. В Литургическом году католиков Преображение едва заметно, учение Григория считается ересью, и та пропасть в мировоззрениях, о корой мы говорили в начале, с течением времени стала почти непроходимой. Запад пошел по пути интеллектуализма. Оппонент Григория – Варлаам – говорил, что созерцание Бога есть мысленное восприятие Божества, но никакое не приобщение к вечному свету и нетварным энергиям. Из этой точки Восток и Запад разошлись разными путями.

http://pravoslavie.ru/52083.html

Да и вообще Господь нигде не учил о благодушном земном житии, о благополучии. Еще в нагорной беседе от отводил своих слушателей от земли на небо: «не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют, и где воры подкапывают и крадут; но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляет, и где воры не подкапывают и не крадут, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» ( Мф. 6:19–21 ). 88 Chap. IX, р. 160–162; рус. изд. 178–179. Скрывать истинную причину своей силы и вместо этого выставлять другую, при том такую, которая могла волновать народное воображение, – прием еще более недостойный, прием совратителя, но не учителя истины. Не так давно Ренан выставлял Иисуса в божественном свете: «Бог обитал на земле»; как же теперь осмеливается говорить подобное? 90 Какой любовью и к кому? Величие души измеряется силой веры в Бога, высотой добродетели и любовью к Богу и во имя Бога любовью к ближним, но никак не может измеряться любовью вообще, ибо любовь бывает разная, к разным лицам и по самым разнообразным побуждениям. Все приведенные выражения Ренана носят неопределенный и двусмысленный характер. 92 Все эти черты заимствованы из обстоятельств входа Господня в Иерусалим на Пасху страданий. Этот единственный случай, когда Христа, как Мессию, прославляли все: и ученики, и народ. и дети, и даже еллины; когда об истине Его богочеловечества готовы были вопиять камни, – это чрезвычайное событие Ренан использовал в тех видах, чтобы из своего Иисуса и его учеников представить какую-то «веселую компанию», только и знающую, что путешествовать, да присутствовать на пирах среди жен и детей. О Евангельском Христе, об Агнце Божием. вземлющем грехи мира, о Божественном Страдальце – у Ренана не нашлось достойных и серьезных речей. 93 Все подробности Ренан заимствует опять из обстоятельств торжественного входа Иисуса Христа в Иерусалим. Христос снова обвиняется в попустительстве заведомой неправды. 94 Chap. IX р. 182–194; рус. изд. стр. 191–197. Итак, несравненное «упоение» и «очарование» происходили главным образом от непринужденной веселости и наслаждения жизнью галилеян, – от веселых путешествий и пирушек Иисуса в обществе «добрых грешников» и «смиренных грешниц».

http://azbyka.ru/otechnik/Varlaam_Rjashe...

Далее, что особенно примечательно, Спаситель запрещал бесам «говорить, что они знают, что Он – Христос». Но раз запрещал только, а не разубеждал, следовательно и Сам Господь смотрел на Себя, как на Мессию, только исповедовать это открыто пока запрещал; запрещение это коснулось и учеников, когда ап. Петр исповедал Его Сыном Божиим ( Мк. 8:29–30 ). Запрещал Христос разглашать и о чудесах, как запретил прокаженному. Если бы Он не налагал этих запрещений, то безусловно скоро имел бы внешний успех; недаром, в одно время народ, пораженный чудесным насыщением пяти тысяч пятью хлебами, хотел сделать Его земным царем ( Ин. 6:15 ). Но не тщеславия, не прославления и не земного царства желал Христос: «покайтесь, приблизилось царство небесное», было Его первое слово к народу; «царство Мое не от мира сего» ( Ин. 18:36 ), было Его последним словом на суде у Пилата. Господь искал в людях веры, покаяния и подвига, искал сердечного проникновения Своим учением, а не бесплодного изумления чудесами. Читаем далее св. Евангелие Марка. «Через несколько дней пришел Иисус в Капернаум», и принесли к Нему расслабленного; «Иисус, видя веру принесших, говорит расслабленному: чадо прощаются тебе грехи твои». Тут сидели книжники и в сердцах своих помышляли: Он богохульствует. Иисус, узнав их помышления, спросил; «что легче, – сказать ли расслабленному: прощаются тебе грехи, или сказать: встань, возьми свою постель и ходи»? Но так как Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, то тебе говорю: встань, возьми постель твою и иди в дом твой. Все изумлялись и прославляли Бога, говоря: никогда ничего такого мы не видели ( Мк. 2:1–12 ; ср. Мф. 9:2–8 ; Лк. 5:17–26 ). «Проходя оттуда, Иисус увидел Левия Алфеева и говорит ему: следуй за Мной. И когда Иисус возлежал в доме, а с Ним многие мытари и грешники, то книжники и фарисеи говорили ученикам Его: для чего Учитель ваш ест и пьет с мытарями и грешниками? Услышав это, Иисус сказал им в ответ: не здоровые имеют нужду во враче, а больные. Я пришел призвать не праведников, но грешников на покаяние».

http://azbyka.ru/otechnik/Varlaam_Rjashe...

Далее я изложу краткое содержание статей, а более подробно читатели смогут ознакомиться с ними в моих книгах. Два вида мудрости В своем труде «О священно-безмолвствующих» Григорий Палама различает два вида знания и два вида мудрости. Сначала он показывает на примерах из житий святых, что есть Божественная мудрость и мирская, или бесовская, мудрость. Святитель приводит слова апостола Павла: «Мудрость же мы проповедуем между совершенными, мудрость не века сего и не властей века сего преходящих; но проповедуем премудрость Божию, тайную, сокровенную, которую предназначил Бог прежде веков к славе нашей, которой никто из властей века сего не познал« 729 . Человеческая мудрость может даже стать бесовской. Святой Григорий ссылается на апостола Иакова, брата Господня: »Это не есть мудрость, нисходящая свыше, но земная, душевная, бесовская» 730 . Таким образом, человеческая мудрость часто противоречит Божественной мудрости. И это мы видим на примере еретиков, которые, используя домыслы, отвергли откровение Божие. Святитель говорит, что существует огромная разница между философами, с одной стороны, и пророками, апостолами и святыми отцами – с другой. Варлаам же утверждал, что опыт апостолов был ниже откровения философов, потому что святые видели Бога через внешние символы и телесные чувства, а философы имели связь с Богом посредством логики, которая является более высоким качеством в человеке. Калабрийский философ писал, что между боговидением философов и пророков существует такая же ризница, как между разумом и внешними чувствами. Однако святой Григорий показал, что «богословие» философов нельзя сравнивать с мудростью святых, которые созерцали Бога. Если бы философы были выше пророков и апостолов и вследствие этого знали бы Бога, не было бы необходимости в вочеловечивании Христа. В подкрепление своего утверждения Григорий Палама приводит слова святого Василия Великого о том, что он раскаивается, что потерял время в занятиях мирскими науками, и, чтобы найти руководство к подлинному знанию, он стал искать настоящих мудрецов и учителей истины, т. е. аскетов. Святитель также цитирует святого Григория Нисского , который говорил, что философия стерильна и бесплодна и не ведет к познанию Бога, а духовная мудрость очень плодородна, имеет множество чад и ведет многих из мрака к чудесному Божественному свету.

http://azbyka.ru/otechnik/Ierofej_Vlahos...

«Дети, – убеждает христиан св. Иоанн Богослов – пусть никто не обольщает вас: всякий, рожденный от Бога, не делает греха, потому что семя Его пребывает в нем; и он не может грешить, потому что рожден от Бога. Кто делает грех, тот от диавола, потому что изначала диавол согрешил» ( 1Ин. 3:7–9 ). Под грехом тут, конечно, разумеются страсти и сознательные пороки человека, но не грехи забвения, сведения и немощи, от которых не были свободны и святые (ср. Ин. 1:8–9 ). Теперь мы в праве спросить: что же остается на долю человека после искупления его Христом? Есть ли над чем ему потрудиться и доказать свою любовь к Искупителю? О, да, – потрудиться есть над чем: христианину предлежит великий и достославный подвиг. Так оно и быть должно: Христос искупил и спас человека не затем, чтобы он находился в преступном покое или младенческой, беззаботной спячке. Жизнь человека должна проходить в соответствии с его назначением, а назначение человека – великое и чудное: «будьте совершенны, сказано, как совершен Отец ваш небесный» ( Мф. 5:48 ). Сущность грехопадения в том и заключалась, что человек уклонился от прямой своей цели на сторону порока и погибал. Христос для того и приходил, чтобы исправить это роковое уклонение и истребить грех, дабы человек снова мог идти к достославной цели. Возрожденный в таинствах Церкви христианин действительно и становится перед этой целью, облеченный великой нравственной мощью. Таков дар благодати и милости Божией; человеку остается только вступить на этот путь и по слову Апостола, «задняя забывая, а в предняя простираясь, шествовать неуклонно, стремясь к почести вышняго звания Божия во Христе Иисусе» ( Флп. 3:14 ). Следовательно, христианину предлежит великий подвиг непрестанного усовершенствования, подвиг душевной и телесной чистоты, вообще подвиг святой жизни; другими словами, ему предлежит великий труд. И труд этот усложняется тем, что христианин не может теперь идти по указанному пути невозбранно. Для этого ему необходимо было бы иметь утвердившуюся в добре волю, как напр.

http://azbyka.ru/otechnik/Varlaam_Rjashe...

евангелист говорит на первых своих страницах, где у него к тому же выдержана и хронология. Проходя близ Галилейского моря, Господь увидел Симона, Андрея, Иакова и Иоанна, закидывающих сети в море; и сказал им: следуйте за Мной, и Я сделаю вас ловцами человеков. Они тотчас оставили сети и пошли за Ним. Приходят в Капернаумъ; и вскоре в субботу вошел Он в синагогу и учил. В синагоге был человек, одержимый духом нечистым, Иисус запретил духу и исцелил больного ( Мк. 116–28 ; ср. Мф. 4:18–22 ; Лк. 4:31–37 ). «Вышедши из синагоги, пришли в дом Симона, теща же Симона лежала в горячке; и тотчас говорят Ему о ней. Подошедши, Он поднял ее за руку, и горячка тотчас оставила ее» 119 . «При наступлении вечера, когда заходило солнце, приносили к Нему всех больных и бесноватых, и весь город собрался к дверям. И Он исцелил многих страдавших различными болезнями; изгнал многих бесов и не позволял бесам говорить, что они знают, что Он Христос» ( Мк. 1:28–34 ; Лк. 4:38–41 ). Утром же, после молитвы в пустынном месте, Иисус вышел с Своими учениками на проповедь. И ходил Иисус по Галилее, уча в синагогах иудейских и проповедуя евангелие царствия, изгоняя бесов и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях, за что и был от всех прославляем ( Мк. 1:39 ; Мф. 4:23 , Лк. 4:44 ). Приходит к Нему прокаженный и, умоляя, просит исцелить его. Иисус умилосердился и исцелил, но, посмотрев на него строго, сказал: «смотри, никому ничего не говори, но пойди покажись священнику» ( Мк. 1:40–44 ). Итак первая исторически-достоверная черта в облике Иисуса Христа та, что Он – чудотворец, целитель, а не проповедник жизнерадостного взгляда на жизнь. Обманывает читателя Ренан, когда говорит, что Иисус стал творить чудеса только впоследствии, когда уже пошел на сделки с совестью. Если соблазняться Спасителем-чудотворцем, то соблазняться надо уже теперь и совсем не заикаться о жизнерадостном учителе нравственности, потому что с покаянием и чудесами Господь выступил на самых первых порах Своего служения, когда до нагорной проповеди было еще далеко.

http://azbyka.ru/otechnik/Varlaam_Rjashe...

Если же большинство из нас не чувствует этого и не сознает, то ясно, что мы еще не уготовали свою душу в обитель Богу, и Он не пребывает с нами. Когда бывает общение с Богом, его нельзя не сознавать, потому что Божественный свет осиявает тогда душу и просвещает всего человека. «Если Христос есть свет, – продолжает св. Симеон Новый Богослов , – а мы говорим, что не чувствуем Его, когда облекаемся в Него, то чем будем отличаться мы от мертвых? Если Он есть лоза виноградная, а мы – ветви, и, однако ж, не сознаем единения с Ним, то ясно, что мы бездушны и бесплодны – сухие древеса, годные только для вечного огня» 16 . Впрочем, чтоб не навлечь на себя подозрения, будто говорим что-либо от самих себя, а не от Божественного Писания, выставляя возможным невозможное, – приведем свидетельство о сем блаженного Павла, который есть уста Христовы и говорит: «дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос!» ( Гал.4:19 ). «Но в каком месте, думаете вы, полагает он, что изобразится Христос? В лице или груди? Нет, в сердце нашем изображается Он, и не телесно, а бестелесно и как подобает Богу. Впрочем, как женщина, имеющая во чреве, знает о том ясно, так как младенец во чреве делает некоторые движения («взыграся»); так и тот, кто имеет изобразившимся в себе Христа, знает движения Его и взыграние, то есть осияние и облистание Его, и видит внутри себя изображение Христа. Как в зеркале видится свет светильника, так видится в нем Христос, однако ж, не призрачно, как в зеркале, но существенно, невидимо видимым и недомыслимо постигаемым» 17 . Как видим, при общении человека с Богом не бездействует и ум: он становится тайнозрителем этого общения и бывает поистине духовным оком, ибо ясно видит духовный предмет, отражающийся в сердце. До этого же момента ум бывает только рассуждающей силой, гадающей о предмете, но не видящей его. Видение, непосредственное и ясное, начинается только с момента, когда сам предмет приблизится к человеку и душа своей чувствующей силой войдет с ним в живое общение. И святые отцы учат, что только тогда, «когда отъяты будут от души страсти, ум просвещается и поставляется на своем месте и не имеет нужды в вопросах, потому что ясно видит блага, обретаемые на своем месте» 18 , то есть после приобретения человеком чистоты.

http://azbyka.ru/otechnik/Varlaam_Rjashe...

Здесь же приписка: «Собственноручная запись письмоводительницы Елецкого женского монастыря, рясофорной инокини Юлии, сделана по моей просьбе в Самарканде, в июле 1935 г. Смиренный епископ Тихон”. От редакции. Следует отметить, что по свидетельству самого митрополита Крутицкого Петра [Полянского] епископ Василий не имел от него полномочий на свои действия – см. первое письмо Патриаршего Местоблюстителя митрополита Крутицкого Петра [Полянского] Заместителю Патриаршего Местоблюстителя митрополиту Нижегородскому Сергию [Страгородскому] от 12.1929 г. 188 Сноска неверна. Вероятно, имеются в виду следующие стихи: “Бог Авраама и Исаака и Иакова, Бог отцов наших, прославил сына своего Иисуса, Которого вы предали и от Которого отреклись перед лицом Пилата, когда он полагал освободить Его” ( Деян.3:13 ). 192 Вероятно, имеется в виду указ митрополита Сергия от 8(21).10.1927 г. «О поминовении за богослужением предержащей власти и об отмене поминовения всех епархиальных архиереев. находящихся в ссылках». 197 «Кто приходит к вам и не приносит сего учения, этого не принимайте в дом и не приветствуйте его». 198 Касательно зарождения и первоначальных проявлений деятельности «Ярославской оппозиции» приводим следующую выписку: «Нашумевший... откол от митрополита Сергия ярославских иерархов, возглавлявшихся... митрополитом Агафангелом, не имел в себе ничего принципиального, а всецело возник на личной почве по инициативе митрополита Иосифа, бывшего архиепископа Ростовского. Группу этих иерархов составляли: митрополит Агафангел [Преображенский], архиепископ Серафим [Самойлович] Угличский, викарий Ярославской епархии, бывший Заместитель Патриаршего Местоблюстителя, митрополит Иосиф [Петровых], третий из указанных Патриаршим Местоблюстителем Заместитель, архиепископ Варлаам [Ряшенцев], бывший Псковский, временно управляющий Любимским викариатством, смиренный Евгений [Кобранов], епископ Ростовский, викарий Ярославской епархии. Так они подписались под своим постановлением об отделении от митрополита Сергия. Историю этого откола митрополит Сергий мне выяснил в таком виде.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

И когда он сеял, иное упало при дороге; и налетели птицы и поклевали то. Иное упало на места каменистые, и, взошедши, засохло, ибо не имело влаги. Иное упало в терние, и заглушило его терние. Иное упало на добрую землю и принесло плод сторицею» (Мф.13:3–8). Итак, если я найду в твоем сердце землю плодоносную и добрую, я не поленюсь сеять в тебе божественное семя и открыть тебе великое таинство. Если же земля эта будет каменистая и полная терния, или — придорожная, попираемая мимоидущими, то лучше совсем не бросать в нее спасительного семени и не отдавать его на расхищение птицам и зверям, метать пред коими бисер строго запрещено. Но я надеюсь найти в тебе наилучшую землю, для того, чтобы тебе принять словесное семя, и увидеть бесценный камень, и просветиться зарею света, и принести плод сторичный; ибо ради тебя я принял много труда и прошел далекий путь, чтобы показать тебе то, чего ты не видал и научить тому, чего ты никогда не слыхал. Иоасаф отвечал ему: — Я, старче честный, одержим невыразимым желанием слышать новые и добрые слова, и внутри сердца моего горит огонь, разжигающий меня к познанию некоторых важных и необходимых вещей, и до сего дня не нашел я человека, могущего разъяснить мне то, что у меня в уме, и наставить меня на правый путь. Если же я нашел бы такого человека, то услышанные от него слова я не отдал бы на съедение птицам и зверям, не оказался бы каменным и полным терния, как ты сказал, но с благодарностью принял бы и сохранил их в сердце своем. И ты, если знаешь что-либо, не скрывай от меня, а поведай мне, ибо, как только услыхал я, что ты пришел из далекой земли, тотчас возрадовалась душа моя и я вознадеялся чрез тебя получить желаемое: потому-то и допустил я тебя немедленно к себе и с радостью принял, как кого-либо из знаемых или сверстников моих. Тогда Варлаам, отверзши уста свои, полные благодати Святого Духа, начал говорить ему о Едином Боге, всё сотворившем, и о всем, что совершилось от начала мира: о грехопадении Адама и об изгнании из рая, о праотцах и пророках; затем — о воплощении Сына Божия, о вольной Его страсти и о воскресении; о Св.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/532/...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010