А.А. Федоров-Давыдов Глава пятнадцатая. Шестой Крестовый поход I. Настроение на Западе Перемирие с мусульманами было заключено на 10 лет, но папа Григорий IX вскоре уже снова стал призывать христиан к новому крестовому ополчению. Горячие проповеди его посланцев и письма заставляли многих давать свое согласие и пожертвования, но покамест ничего существенного для пользы Святой Земле не делалось. Фридрих II сначала не препятствовал папе нарушать перемирие, но когда между ними начались новые ссоры и недоразумения на почве владений в Италии, он резко объявил крестоносцам, чтобы они отказались от этого похода, так как мир с мусульманами еще не окончился. Конечно, это сильно расхолаживало крестоносцев, как расхолаживали грубость и жадность к деньгам монахов. Ради платы они легко освобождали кого угодно от обязательства выполнения данного обета. А это производило крайне дурное впечатление на доверчивых людей. А что делалось на Востоке!.. Вот, где ужас-то был!.. Там неустанно шла междоусобная борьба между оставшимися ставленниками Фридриха II и приверженцами папы; кроме того, враждовали духовные власти, и во всех городах царили безнравственность, насилие и грубость. Перемирие с мусульманами нарушили самовольно отдельные отряды рыцарей, а это страшно раздражило мусульман. Между тем, в 1238 году умер Алькамил, и между его сыновьями Абу-Бекром и Ассали-Эйюбом, начались новые междоусобные войны. Это обстоятельство несколько отвлекало силы мусульман от христиан. II. Поход Тибо Наваррского Вследующем году в Лионе собрались король Тибо Наваррский, герцог Гуго Бургундский, граф Петр Бретанский, Амальрих Монфорский с значительными отрядами французских крестоносцев для обсуждения вопроса о новом Крестовом походе, и часть этого воинства действительно отправилась в Палестину. Сила эта в соединении с иерусалимским воинством могла бы оказать большое сопротивление мусульманским войскам. Но не было среди них людей, истинно преданных делу, которые объединили бы их и твердо направили тесно сплоченной массой на неприятеля.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Это – один из расхожих соблазнов: сначала ты ставишь себя выше ближних, потом – выше государства с его машинерией, потом – выше культуры, которая «тебя вскормила». Своего рода комплекс «злого сына», а проще говоря – игрища гордыни. И в Англии имеются такие господа, и в Штатах. Страшно, когда они достигают начальственных кабинетов: невозможно рачительно управлять теми (тем), кого (что) презираешь. Наверное, есть поприща, для которых снобы и нарциссы пришлись бы ко двору. Но трудно с ними. И Давыдов, отбросив рассудительную дипломатию, пришёл в негодование от их «манифеста» — чаадаевского философического письма.Но не только общественные баталии занимали Давыдова в отставные годы. Он понимал, что ярость «кровавого боя» не заменит вечного приглушенного сражения в душе человека: В ужасах войны кровавой Я опасности искал, Я горел бессмертной славой, Разрушением дышал; И, в безумстве упоенный Чадом славы бранных дел, Посреди грозы военной Счастие найти хотел!.. Скачет непобедимый гусар по России, по кавказским долинам, по дорогам Германии и Франции. Гусарский дух не затеряется, не сотрётся, а Давыдову удавалось, отбросив классический ментик, показать и мудрость, и нежность. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 26 января, 2023 21 января, 2023 26 октября, 2012 23 апреля, 2024 6 октября, 2023 21 июля, 2023 15 февраля, 2023 6 февраля, 2023 4 февраля, 2023 26 января, 2023 21 января, 2023 26 октября, 2012 23 апреля, 2024 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/denis-davyidov-gusar-n...

А.А. Федоров-Давыдов Глава шестая. Иерусалимское государство I. Границы государства Все государство состояло из самого города Иерусалима, двух десятков незначительных городков и многих селений. Укрепления, вроде крепостей, частью принадлежали христианам, но частью магометанам. Но Готфрид неустанно заботился о расширении нового государства, хотя и трудно было сделать это; ведь и всего-то у него было под командой триста рыцарей, а кругом стерегли их целые полчища сарацин. Спасало крестоносцев счастливое мнение о них, как о непобедимом войске. Это убеждение сложилось оттого, что уж очень храбро показали себя крестоносцы победами над громадами Кербоги Моссульского и взятием Иерусалима. Теперь надо было привязать пилигримов к земле, чтобы упрочить положение нового государства. И вот Готфрид объявил такой закон: кто проживет один год на отделенном ему участке, то становится владетелем его на всю жизнь. Но только покидать нельзя надолго свою землю; а кто пропадет и в течение целого года не явится на свою землю, у того право владения его землей отнимается. Танкред понемногу помогал расширять границы Иерусалимского государства, покорив Тивериаду и несколько укрепленных крепостей в Галилее. Многие покоренные эмиры турецкие уже платили дани и подати иерусалимскому государю, признавая над собою его владычество. Нередко эмиры являлись приветствовать Готфрида, который принимал их крайне просто, в палатке, сидя на ковре. II. Законы Однако, пока – что, а во всем новом государстве царил сплошной беспорядок. Никто ничего знать не хотел, каждый жил по-своему и делал то, что ему вздумается. Глубоко скорбел об этом Готфрид: мечтой его было привести в порядок все дела, установить строгий порядок, дисциплину в войске, чтобы всем жилось спокойно и хорошо. Конечно, понятно, почему шли всюду такие неурядицы: в состав людей, сопровождавших крестоносцев, входили лица разных званий, разных профессий; большею частью это были люди без определенных занятий, искатели приключений: дома к работе они приспособиться за всю жизнь никак не могли, мечтали о легкой наживе, с тем и в поход отправились.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Дай Бог нам когда-то дотянуться до этой вершины, которую она достигла. Так вот тут был элемент консервативного осмысления ситуации. Пиана Павловна и ее второй супруг Юрий Николаевич Давыдов, скончавшийся намного раньше, чем она, это были люди, которые увидели в левизне Запада в 1968 году, в Париже, в эросе, в цивилизации признаки серьезнейшего культурного разложения.  Е. Никифоров: - Давайте немного об этом. Мы не научное радио, не читаем здесь лекции, мы беседуем о важном феномене, о мировоззрении. Нашей аудитории нужно какие-то вещи просто разъяснить. Что имеется в виду, когда Вы говорите об этом дискурсе леваческом?  Б. Межуев:  - Речь идет в первую очередь о некотором социальном утопизме, который был в тот момент распространен в среде и в американской и европейской левой интеллигенции. Лучше всего определить это словом «контркультура». Нужно отказаться от традиционной культуры, от ценностей, что нужно идти путем иррационального, открыться воображению. Один из лозунгов в Париже 1968 года – «Вся власть - воображению». Нужно отказаться от науки, может быть, от строгой рациональности, от всех тех примет, которые называются словом «цивилизация».  В слове «цивилизация» лежит серьезнейшая репрессия, подавление базовых инстинктов человека. Эти базовые инстинкты должны раскрепоститься в свободном творческом эстетическом порыве, который выражается в новом искусстве. Тогда как раз появляется рок-музыка в новом художественном воображении. Это как раз и будет освобождение от капитализма.  И для многих людей моего поколения, конечно, это было ужасно привлекательно.  А. Михайловский:  - Соглашусь с Борисом. Я в свое время занимался такой темой, как «Русская партия». Конечно ни Гайденко, ни Давыдов к ней не принадлежали в строгом смысле. Но это было общее поветрие 70-80х годов, тогда же направление деревенщиков возникает, это надо в комплексе рассматривать. Издательство «Молодая гвардия» выпускает серии книг; Гайденко вместе с Давыдовым занимают консервативные, даже можно сказать христианские позиции, которые опираются на Достоевского. Для Давыдова Достоевский был важным мыслителем, у него даже книга о Достоевском. Гайденко тоже периодически обращается к Достоевскому, несмотря на то, что пишет о Хайдеггере, Фихте, Фрейде и так далее. Я бы из того комплекса проблем, которые обозначил Борис, и которые связаны с 1968 годом, выделил бы такую проблему, важную для Пианы Павловны, как философа, а не просто как историка философии. Это проблема снятия табу, запретов. Это этическая проблема. Если брать Кьеркегора, мы помним, что для него вершиной развития человеческой экзистенции является именно этическое отношение, не эстетическое. Позиция Авраама. Гайденко, с одной стороны, занимается такой академической работой, рассказывает о Фихте, о«наукоучении», а с другой стороны, любопытным образом книга «Философия Фихте и современность» заканчивается критикой Фрейда. Кто бы мог подумать. От Фихте к Фрейду. Не так просто совершить этот путь. 

http://radonezh.ru/2021/07/15/vse-chto-d...

А.А. Федоров-Давыдов Глава девятая. Иерусалимское королевство I. Бедствия Антиохии Уехали Людовик и Конрад из Святой Земли, и со всех сторон стали мусульмане жестоко теснить крестоносцев. Сын Ценги, Нуреддин (Нур ад-Дин), энергично расширял свою власть. Ворвавшись в Антиохийское государство, он занял несколько замков, но, отбитый Раймундом, отправился на юг, чтобы напасть на иерусалимцев, около Босры. Однако, те соединились снова с Анаром, отбили его, и тогда Нуреддин повернул назад, чтобы начать свои завоевания в северной Сирии. Он разбил Раймунда и прошел с войском истребительным походом все Антиохийское государство; Антиохия спаслась только надежной обороной со стороны Аймериха и вдовствующей королевы Констанцы. Но кроме Нуреддина Антиохии угрожала еще новая сила магометан под начальством султана Мазуда Иконийского. Молодой король Балдуин III с сильным войском напал на Нуреддина и Мазуда и кое-как заключил с ними мир. Но через год, когда магометане снова ворвались в христианские владения, Балдуин уже не отважился выйти против них, потому что не надеялся на свои силы. Византия предложила ему защитить остатки Эдесского княжества и прислала даже людей на помощь. Но в несколько месяцев Нуреддин разбил греков и не оставил на северо-востоке от Антиохии ни одного клочка земли во владении христиан. Эти года (1149–1150) были самыми бедственными для христиан. Но хуже всего было то, что Балдуин III оказался неспособным стать передовым и главным борцом всего христианского Востока. II. Внутренние беспорядки Балдуин не мог водворить покой и внутри самого королевства. Король враждовал со своей матерью, Мелизендой, которая не хотела передавать свою власть сыну. Ссора эта кончилась тем, что сын и мать по взаимному соглашению разделили всю иерусалимскую область на четыре части: две взял король, две – его мать. Но от этого разлад только усилился, и Балдуин был принужден оружием заставить мать отказаться от своей власти. В Антиохии дела шли не лучше. Констанца вышла замуж во второй раз за рыцаря Райнальда, который начал вражду с патриархом Аймерихом и выгнал его от себя. Рыцарь Райнальд был замечательно красив собой, отважен, но вспыльчив и невоздержан. За все время своей жизни он совершил целый ряд дерзких, несправедливых нападок на магометан и каждый раз только все сильнее и сильнее раздражал неприятелей против христиан вообще.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  В Нижегородской губернии крестьяне радостно встретили весть о свободе. Преобладают республиканские тенденции. Были случаи разгрома помещичьих усадеб и вырубки частных лесов.   Отменить постоянные абонементы в Мариинском театре, наследственное право кучки феодалов…   ПОКУПАЮ ПО ВЫСОКОЙ ЦЕНЕ Бриллианты, Жемчуг, Золото, Серебро, Ломбардные квитанции.   СЧАСТЬЕ ЖЕНЩИНЫ В ЕЕ РУКАХ. Особый японский крем для лица.   Нужна прислуга без мужских знакомств.   КУЧЕР НУЖЕН , хорошо знающий езду на молодых кровных лошадях.   Добрые люди, укажите отцу , где находится пропавшая 5-летняя дочь, ушла к Николаевскому вокзалу, одета в… 609 В мирном домашнем Тамбове все дела во всех учреждениях всегда успевали сделаться до двух часов дня. По всем бумагам принимали решения, успевали отписать, куда надо, убрать в столы и в шкафы и разойтись по домам, кроме разве уж самых мелких служащих. И после того, в разумно просторное оставшееся время суток, отдавали себя удовольствиям: обильным медлительным трапезам (никто никогда в Тамбове голодным не сидел); карточным играм; катанью по Большой улице в экипажах; гулянию в городском саду, где играл военный оркестр; летом – катанью на лодках по Цне и её рукавам – от самого городского берега и в дальние прибрежные леса на пикники, с раздольными песнями на пойме; зимой – ёлки, балы, маскарады, взаимные визиты и опять же катанье на рысаках (губерния изобиловала конными заводами). А ещё ж любительские спектакли и в них соревнования дам! С войны стало потемней: и в учреждениях больше работы, и тревоги о своих, ушедших на фронт. А уж с революционных дней и вовсе стало напряжённо: пришли в движение неожиданные, до сих пор не известные горожане и вопросы. В центре стал председатель губернской земской управы – а теперь внове губернский комиссар – дворянин Юрий Васильевич Давыдов. При нём создался и губернский комитет – как новая революционная власть, и губпродсовещание, а заместителем к комиссару стал присяжный поверенный Шатов, убеждений весьма левых (впрочем, и Давыдов тоже).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=692...

А ратная команда «смирно»? К какому удивительному смирению, если вдуматься, призывает она воинов. Ещё мгновение назад каждый из бойцов — это самостоятельная и в чём-то независимая личность. Но вот прозвучала краткая отрывистая команда — и всё! С этого мига ты лишь маленькая, послушная (вот и ещё одно христианское понятие — послушание) часть того огромного организма, что зовётся войском, армией. Отныне все твои желания, действия, сама судьба твоя подчинены лишь воле командира, в полной его власти, ответственности. Вплоть до команды: «Вольно!» (заметьте, именно «вольно», а не «свободно»!). И пусть сегодня офицер блистает на балах и пишет стихи в альбомы томных красавиц, по первому же призыву набата он уже в седле, уже на передовой, уже готов, по слову Спасителя, «положить душу свою за друзей своих» ( Ин. 15:13 ), а потому, готов к блаженству, святости, честности, ведь, памятуя слова Господа, «нет больше той любви» ( Ин. 15:13 ). Выходит, об этом, о всегдашней своей, не подверженной никаким сомнениям и колебаниям готовности к самопожертвованию за святую землю своих святых предков, за ближних и дальних, за всё, что зовётся высоким словом Отчизна, извещали друг дружку при встрече доблестные русские офицеры. Вспомним, замечательный русский поэт золотого века и бравый гусар Денис Давыдов в пору, когда Наполеоновы полчища вероломно вторглись в его родные просторы, удивительно преобразился: отныне и вплоть до изгнания врага это мужик с густой бородой (это аристократ-то!), дубиной побивающий ненавистного врага, — воистину Христа ради юродство. Но вот смолк последний залп войны — и взорам окружающих предстал всё тот же прежний офицер Давыдов, одарённый от Господа необычайными талантами и красотой, отважный воин, сподобившийся ещё при жизни облечься в живую вдохновенную легенду. И раз так, если воин русский есть тот, кому Самим Господом вверено быть защитником и охранителем Святой Руси, то и сам он должен стремиться ко святости, ко спасению. И как же может он осквернять уста свои бранью и нечистыми словами, матерной руганью?!

http://azbyka.ru/fiction/russkoe-solnce-...

Заседание 18 января 1836 года будет памятно в летописях Российской Академии. Французская Академия, основанная в 1634 году и с тех пор беспрерывно занимавшаяся составлением своего словаря, издала оный не прежде, как в 1694 году. «Словарь обветшал, пока еще над ним трудились 2 , – говорит Вильмен. – Стали его переделывать. Прошло несколько лет, и всё еще Академия пересматривала букву А. Деятельный Кольбер, удивлявшийся таковой медленности, приехал однажды в собрание Академии. Разбирали слово Ami. Но были такие споры о точном определении оного; рассуждали с такой утонченностию о том, что в слове ami предполагается ли светская обязанность, или сердечное отношение, чувство разделенное или одно наружное изъявление, или усердие без вознаграждения, что министр, у коего при дворе так много было друзей, признался, что он более уж не удивляется медленности и затруднениям Академии». Французская Академия Скриб в Академии. Он занял кресла Арно, умершего в прошлом году. Арно сочинил несколько трагедий, которые в свое время имели большой успех, а ныне совсем забыты. Такова участь поэтов, которые пишут для публики, угождая ее мнениям, применяясь к ее вкусу, а не для себя, не вследствие вдохновения независимого, не из бескорыстной любви к своему искусству! Две или три басни, остроумные или грациозные, дают покойнику Арно более права на титло поэта, нежели все его драматические творения. Всем известен его «Листок»: De ta tige détachée, Pauvre feuille desséchée, Où vas tu? – Je n’en sais rien, etc. Участь этого маленького стихотворения замечательна. Костюшко перед своею смертью повторил его на берегу Женевского озера; Александр Ипсиланти перевел его на греческий язык; у нас его перевели Жуковский и Давыдов, Наш боец чернокудрявый 1 С белым локоном на лбу. Может быть, и сам Давыдов не знает стихов, которые написал ему Арно, услыша о его переводе. Он поместил их в примечаниях к своим сочинениям. При вступлении своем в Академию Скриб произнес блестящую речь, на которую столь же блистательно отвечал Вильмен, a J. Janin в своем фельетоне осмеял того и другого 2 . В сем случае все три представителя французского остроумия были на сцене.

http://predanie.ru/book/221015-kritika-i...

Гораздо менее известным и теперь совершенно забытым, несмотря на то что его духовно-музыкальные сочинения были напечатаны, – является Степан Иванович Давыдов 447 (1777–1825), ученик Сарти, директор музыки московских императорских театров. С.И. Давыдов был по преимуществу светским композитором, и, конечно, богослужебное пение было ему чуждо, и он невольно и бессознательно вносил в свои духовно-музыкальные сочинения светский элемент. Изданы были 13 концертов и полная литургия Давыдова 448 . Металлов пишет про духовно-музыкальные сочинения Давыдова, что они «...отличаются внешним блеском, звучностью, смелыми и порывистыми движениями мелодии голосов 449 , нередко широкою и полною гармонией и быстрой модуляцией. В смысле гармонической полноты и звучности сочинения Давыдова совершеннее произведений его современников – Веделя и Дехтерева, но в общем представляют в этом отношении незначительный шаг вперед 450 , в них нет еще той свободы и самостоятельности голосоведения и гармонической модуляции, какие составляют преобладающую и отличительную особенность произведений других его современников, представителей духовной русской музыки Березовского и Бортнянского; голоса по большей части движутся по интервалам аккордов, в их прямолинейной последовательности, образуя нечто вроде смешанной гармонической фигурации. В мелодическом отношении произведения Давыдова находятся в тесной зависимости от музыкального стиля итальянской школы, что ясно сказывается как в превосходстве в них сольного пения над гармоническом, так и в ариозном характере сольных мелодий. С внешней стороны произведения его имеют подвижный и торжественный, маршеобразный характер, со стороны содержания не отличаются музыкальной выразительностью». Эта характеристика перкрасно описывает общий характер духовно – музыкальных сочинений и требований вкуса слушателей, «публики» (именно слушателей, «публики», а не молящихся!), потерявших уже, в силу моды, чувство богослужебности церковного пения и требовавших эффектности и блеска исполнения, какие они получали в светских произведениях итальянских маэстро. И, вероятно, забвение Давыдова как духовного композитора и коренится в том, что вся его музыкальная фактура имела подражательный характер и не давала ничего нового, мода же на этот стиль стала уже на границе первой и второй четверти XIX в. проходить. Расцвет некритического и безоговорочного увлечения итальянской музыкой и в Православной Русской Церкви был во время царствования Екатерины II и был вызван модой на итальянскую музыку при дворе и подражанием этой моде у вельмож, не хотевших отставать от двора.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Шемяка привык все делать сам, решать судьбы княжеств и земель самостоятельно. При нем не заметно каких-либо видных деятелей из среды боярства. Они предпочитали иметь дело с бесцветным Василием II, который давал простор их инициативе. Шемяка только после 1446 г. понял, что надежной опорой в борьбе с Василием II мог стать лишь Север с его особыми традициями, с его вольной промысловой жизнью, широкими связями с Новгородом и Западом. Но время было упущено, а доверие к Шемяке все уменьшалось. В его войсках не заметно уже вятчан, которые составляли ударную силу в полках его отца и старшего брата. Вятчане на своем опыте убедились, что галицкие князья только использовали их в своих корыстных целях, не платя по векселю ничего, Постепенно все движение, возглавленное Дмитрием Шемякой, перерождалось в обыкновенный средневековый разбой. И те, кто когда-то с надеждой смотрел на князя Дмитрия, в ужасе отшатывались от его грабительских походов последних лет. История ничего не прощает неудачникам. Поэтому она нарисовала портрет Шемяки с помощью его злейших врагов, исходя из результатов его деятельности последних лет, забыв, что опыт борьбы галицкого князя за единство Руси, против татарского ига позднее был широко использован именно теми, кто не жалел сил для очернения Шемяки. Мятеж не может кончиться удачей, — В противном случае его зовут иначе. Примечания ПСРЛ. Т. 16. Стб. 192. ПСРЛ. Т. 37. С. 88. Там же. С. 88-89. По Л.В. Черепнину, «сопротивление Шемяке оказывает местная знать: феодалы, богатые купцы. Рядовая масса горожан выступает за него» (Черепнин. Образование. С. 808). В.П. Давыдов пишет диаметрально противоположное; по его мнению, на сторону Шемяки перешла «военно-феодальная и купеческая знать», а за Василия II стояли «волостные люди, больше всех страдавшие от бесчинств удельных князей и бояр» (Давыдов В.П. Присоединение Коми края к Московскому государству. Сыктывкар, 1977. С. 11). Обе точки зрения не находят опоры в источниках. В Устюжской летописи и сторонники Шемяки, и его противники названы «добрыми людьми». Речь должна идти о расколе устюжан в обстановке, когда конечная победа Шемяки была более чем проблематичной.

http://sedmitza.ru/lib/text/438793/

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010