Имеется в виду прп. Афанасий Афонский, игумен Великой лавры, а не свт. Афанасий Александрийский. Очень хорошо о положении Валаама, располагающем к подвижнической жизни, сказано в «Описании Валаамского монастыря и подвижников его»: «Отделенный от материка широкою пучиною вод, не имеющий вблизи себя мирских обитателей, Валаам не видит сует мира и своим обитателям открывает полную возможность всегда зреть пред очами Господа. Видно место это, столь скудное удобствами материальной жизни, Творец, все приспособлявший к созданию и искуплению человека, искони назначил для созерцательно-духовной жизни иноков, которые ради Царствия Небесного, оставляют добровольно все земные радости, мужественно решаются сносить всякие нужды и ничего не искать в жизни своей, кроме соединения с Господом» с. XXIII]. Схимонах Феодор (в миру Феодор Ильич Пользиков) родился в г. Карачеве. Был женат. Овдовел. В 1782 г. поступил в Нямецкий монастырь. В 1784 г. пострижен в монашество архимандритом Паисием Величковским с именем Филимон. В 1798 г. пострижен в схиму. 22 августа 1802 г. определен в Трубчевской Челнский монастырь без права рукоположения. 31 мая 1805 г. переведен в Брянскую Белобережскую пустынь, где настоятелем был старец Леонид. В 1808-1809 гг. вместе со старцами Клеопой и Леонидом подвизался в уединенной келии недалеко от Белобережской пустыни. С 1811 по 1817 г. жил на Валааме. 28 мая 1817 г. перешел в Заднее-Никифоровскую пустынь, приписную к Александро-Свирскому монастырю. Иеросхимонах Лев (в миру Лев Данилович Наголкин) родился в г. Карачеве Орловской губернии. В 1799 г. определен в послушники Белобережской пустыни. 14 сентября 1801 г. пострижен в монашество игуменом Трубчевского Спасского монастыря Кесарием. 22 декабря 1801 г. рукоположен в иеродиакона, 24 декабря того же года – в иеромонаха. В сентябре 1804 г. определен строителем Белобережской пустыни. 10 марта 1808 г. по слабости здоровья уволен от должности. 10 октября 1811 г. определен по желанию в число братства Валаамского монастыря. Был смотрителем Большого скита. 28 мая 1817 г. перешел в Заднее-Никифоровскую пустынь, приписную к Александро-Свирскому монастырю. Принял схиму с именем Лев. Старец Леонид поступил в Оптину пустынь в апреле 1829 г. и поселился в скиту. Скончался 28 сентября 1841 г. Незадолго до его кончины в 1839 г. к нему прибыл игумен Варлаам (Давыдов), с которым они жили в валаамском скиту. 27 июля 1996 г. иеросхимонах Лев вместе с двенадцатью другими оптинскими старцами был причислен к лику местночтимых святых Оптиной пустыни, а в 2000 г. прославлен Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви для общецерковного почитания.

http://bogoslov.ru/article/5847013

«А о прочих объявили, что все учинено изрядно». Духовные сановники, признавшие весь акт «изрядным», были следующие: 6 епископов — Стефан (Яворский) м. Рязанский, Сильвестр (Холмский) м. Смоленский, Питирим (Потемкин) архиеп. Нижегородский, Варлаам (Коссовский) еп. Тверской, Аарон (Еропкин) еп. Карельский, Феофан (Прокопович) еп. Псковский; и 3 архимандрита: Феодосий (Яновский) СПБ Ал. Невского монастыря, Антоний, Моск. Златоустова монастыря, Иона Казанского Спасо-Преображенского монастыря. Спеша закрепить эту первую формальную победу над духовенством, Петр на другой же день требует закрепления подписями достигнутого согласия. «Понеже вчерась», пишет Петр в особом указе Сенату, «отвас же слышал, что проект о духовной коллегии как архиереи так и вы слушали и приняли все за благо, того ради надлежит архиереям и вам оной подписать, которой потом и я закреплю. А лучше два подписать и один оставить здесь, а другой послать для подписания прочим архиереям». По канцелярской справке и были подписаны два экземпляра и скреплены 27-го февраля и царской подписью. Сила формально обязательного закона этими подписями носителей верховной государственной и церковной власти была выражена полностью. Дальнейшие формальности подписания Духовного Регламента духовными сановниками в епархиях имели уже только моральное значение: — осведомления о совершившемся факте и собирания благожелательных советов об улучшении созданного учреждения. Новая форма высшего управления русской церковью вытекла из единоличной воли абсолютного монарха, без соборной воли самой русской церкви и без соглашения с соборной волей всех других автокефальных православных церквей. Верхушка русской иерархии беспрекословно приняла это учредительное волеизъявление светской власти. Формальная неканоничность этой реформы вне всяких споров. Неканоничность по существу выяснится пред нами вскоре.    Удовлетворенный первой решительной победой, Петр дал год сроку для приобщения к этому соир de l " egliseu остальной иерархии. Указом Сената для собирания подписей иерархии всех концов России был назначен светский агент власти, подполковник Семен Давыдов.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Провинциальное духовенство явилось к сроку. Преосвященные Ростовский Георгий, Суздальский Варлаам и Коломенский Иоанникий и 34 архимандрита и игумена, прибывшие из этих трех и Рязанской епархии, собрались в сенатскую канцелярию 3 мая. Здесь Антоний, Воейков и Давыдов предлагали им регламент и все они также подписались тогда же 546 . Оставалось не подписавшихся из указанных четырех епархий только пять лиц из архимандритов и игуменов: московский Симоновский, костромской Ипатский, желтоводский, костромской Богоявленский и Песношский. Симоновский был в Петербурге, в отлучке, Ипатский помер, и его место не было замещено, Желтоводский и Богоявленский оказались больными, а относительно Песношского возник вопрос, надо ли ему подписываться, так как этот монастырь теперь был приписан к Троице-Сергиевскому 547 . Курьер Новгородов, посланный Сенатом в Москву с первыми указами, заболел в Москве и первые ответные известия привез в Петербург бывший в Москве курьер юстиц-коллегии Буянов 548 . Москва оживленно переговаривалась посредством курьеров с Петербургом, из Москвы шли частые донесения в Сенат и от Давыдова, и от Воейкова, а Сенат, в свою очередь, слал ответные и дальнейшие указы 549 . 31 мая прибыл и подписался Желтоводский игумен; выяснилось, что Богоявленский костромской был при смерти и прибыть не мог 550 . В Сенате сосчитали собранные Давыдовым подписи и оказалось архиерейских 4, архимандричьих 28, игуменских 7 551 , не считая тех, которые даны были в Петербурге. 21 июня Сенат постановил вызвать в Москву для подписи регламента неотложно к 1 сентября преосвященных Черниговского, Переяславского и Вологодского с архимандритами и игуменами 552 . Указы Сената архиереям, от 22 июня 553 , отправлены были к Давыдову для отсылки по принадлежности с нарочными курьерами 554 , и были разосланы Давыдовым 8 июля 555 . Тогда же вызваны были в Москву архимандриты и игумены Киевских монастырей. По справке в коллегии иностранных дел о форме сношений с Киево-Печерским архимандритом оказалось, что ему пишутся царские грамоты в лист со среднею печатью под кустодиею 7) 556 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Провинциальное духовенство явилось к сроку. Преосвященные Ростовский Георгий, Суздальский Варлаам и Коломенский Иоанникий и 34 Архимандрита и игумена, прибывшие из этих трех и Рязанской епархий, собрались в сенатскую канцелярию 3 мая. Здесь Антоний, Воейков и Давыдов предлагали им регламент и все они также подписались тогда же 538 . Оставалось не подписавшихся из указанных четырех епархий только пять лиц из Архимандритов и игуменов: Московский Симоновский, Костромской Ипатский, Желтоводский, Костромской Богоявленский и Песношский. Симоновский был в Петербурге, в отлучке; Ипатский помер и его место не было замещено, Желтоводский и Богоявленский оказались больными, а относительно Песношского возник вопрос, надо ли ему подписываться, так как этот монастырь теперь был приписан к Троице-Сергиевскому 539 . Курьер Новгородов, посланный сенатом в Москву с первыми указами, заболел в Москве, и первые ответные известия привез в Петербург бывший в Москве курьер юстиц-коллегии Буянов 540 . Москва оживленно переговаривалась посредством курьеров с Петербургом, из Москвы шли частые донесения в сенат и от Давыдова, и от Воейкова, а сенат, в свою очередь, слал ответные и дальнейшие указы 541 31 мая прибыл и подписался Желтоводский игумен: выяснилось, что Богоявленский Костромской был при смерти и прибыть не мог 542 . В сенате сосчитали собранные Давыдовым подписи и оказалось Архиерейских 4, архимандричьих 28, игуменских 7 543 , не считая тех, которые даны были в Петербурге. 21 июня сенат постановил вызвать в Москву для подписи регламента неотложно к 1 сентября преосвященных Черниговского, Переяславского и Вологодского с Архимандритами и игуменами 544 . Указы сената архиереям, от 22 июня 545 , отправлены были к Давыдову для отсылки по принадлежности с нарочными курьерами 546 , и были разосланы Давыдовым 8 июля 547 . Тогда же вызваны были в Москву Архимандриты и игумены Киевских монастырей. По справке в коллегии иностранных дел о форме сношений с Киевопечерским Архимандритом оказалось, что ему пишутся царские грамоты в лист со среднею печатью под кустодиею 548 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

огню предавался, а которые не хотят страдати, тем разбежатися, а в руки им (следователям) не даватися, кои еще хотяху пожити, а овию лучшие людие о сем начата от писания рассуждати и препятствовали, что страдати не за что, и начата в писания рассматривати, и розыскивати, и читати всем вслух... и уговаривати, чтоб не бессловесно страдати и упрямствовати, а в чем можно ответствовати и показати о своем житии ясно, как кое мощно оправдатися, чтоб не навести на себя и на прочих староверцев бессловесного от ее императорского величества и напрасного гнева прежде времени, и начата думати и условишася все лучшие старцы Феодосий, Варлаам и Иосиф грамотные и писания ведущие Симеон Дионисиев, Трифон Петров и проч., и березовцы Иван Иванов, иконник Алексей, Федор Семенов и проч., и желтопорожские Ефремовы, Федор Леванидов, Федор Петербурхской, и проч., и боровские жители Иван Давыдов, Венедикт Петров, Василий Данилов и проч., и салатозерские... и Ладожскаго скита Наум и Севастьян и прочие многие выборные и десятские, и из простых грамотные и неграмотные жители, и положиша, что и в тропарях и в стихах, как где напечатано в книгах ее императорское величество поминать по нынешнему обыкновению, хотя у первых отцов се просто было, что о том нужды не было до сего времени, и о том не спрашивалось ни от кого, а в нынешнее время нужда позвала, о сем по клеветам спрашивают и истязуют, что теми клеветами хотят всех староверцев искоренити, того ради и писания искати и почитати и творити, дабы церкви не вредити и на христиан на всех не навести напрасного и бессловесного гнева и конечного всем разорения и искоренения, и гонительства, и мучительства... И положиша у всех, что написати к ее императорскому величеству челобитная, и отписати все свое житие как в сей пустыни первые отцы завелися жити... дабы было за что и страдати. Тое всем пустынным жителям было любо». На совете этом все Выговцы общим приговором заповедаша пост и молебны всем жителям, также как встарину бывало, староста и всей волости крестьяне, на мирском сходе, обговорися сами промеж собою, учиняли заповедь, например, три года в воскресенье «не делал никакого дела чернаго, ни угодья в воскресенье не угадовати, ни белки не лесовати», и т.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Shapo...

И финальные мысли. Олег Давыдов полагает, что Воплощение Христа было не просто реакцией Бога на человеческий грех, но предвечным Событием. Здесь я готов согласиться. Далее автор пишет, что христианам не стоит зацикливаться на греховности, но ставить в центр любовь Бога – тоже соглашусь. Однако в другом месте Олег Давыдов пишет, что он – противник альтеризма, утверждающего, что после грехопадения человека (или не только человека) мир стал иным, чем он был до этого… Вот здесь уже проблема посерьезнее. Возможно, я не совсем правильно понял автора, но если я понял так, как понял, то получается вот что: грехопадение не заслоняет красоту мира и Божьего творения. Онтологически зла нет в бытии. Зло есть противоестественное восстание свободной твари против Бога, против бытия, противоестественное «замыкание твари на себе». И Бог это восстание «подавит», возвратив всю тварь к Себе, подчинив ее Себе во Втором Пришествии, всеобщем творческом спасении, ибо свобода твари относительна… Простите меня, о будущие читатели книги Олега Давыдова! Возможно, я не прав, но… я очень люблю собак и кошек! Главная проблема давыдовской книги для меня в том, что человек – удивительное, прекрасное творение, не далеко ушедшее от этих милых, ласкающихся, но иногда кусачих животных. Но суть христианства и суть человеческого бытия мне представляется чуть иной. И лучше, и мощнее Давыдова ее выразил Рудольф Отто в своей работе «Священное». Отто писал, что суть христианства в сочетании переживания моей бесконечной греховности с бесконечным же сознанием близости Бога ко мне! Все дохристианские и постхристианские народы мира понимали свое несовершенство, но дойти до «безумной» мысли о радикальной греховности могло только христианство. Но исток этой греховности в радикальной близости Бога ! В Книге пророка Исаии, глава 6, пророк сначала воскликнул: «Горе мне! погиб я! ибо я человек с нечистыми устами». Но затем – второй шаг – Господь сжигает грех огнем и «переплавляет» пророка, делая его Своим Посланником… Главное, чего не хватает богословию Олега Давыдова: человек – не только творение Бога, которое может «по аналогии» приобщаться к Его истине, благу и красоте. Но человек еще и рождается Богом свыше : переживая Его как трансцендентного, в близком Присутствии Божьем, становится не просто «образом и подобием», а богом, хотя и по благодати. Книга не разделяет естественное и сверхъестественное, природу и благодать; в этом тоже есть доля правды – все благое и истинное исходит от Бога. Но все же одно дело – слышать о Боге ушами, в том числе и через умные богословские книги, а другое – встретиться с Ним лицом к лицу: «А я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию, и я во плоти моей узрю Бога. Я узрю Его сам; мои глаза, не глаза другого, увидят Его. Истаевает сердце мое в груди моей!» (Иов. 19:25-27); «Я слышал о Тебе слухом уха; теперь же мои глаза видят Тебя» (Иов. 42:5).

http://bogoslov.ru/article/6166608

Батюшка подошел к нам, посмотрел на нас своим лучезарным, в душу проникающим взглядом, и благословил нас. Затем он окропил нас Святой водой. Приехав в Петербург, Безбородов стал спокойно дожидаться желанного ответа. Через 10 дней пришло письмо, из которого счастливый отец узнал об исцелении больной. Исцеление произошло 11-го сентября, в 2 часа пополудни. Так показал Господь чудо Свое через чудодейственную силу молитвы великого праведника, отца Иоанна Кронштадтского . Святый Первоверховный апостол Петр так говорит: Вы знаете происходившее по всей Иудее, начиная от Галилеи, после крещения, проповеданного Иоанном: как Бог Духом Святым и силою помазал Иисуса из Назарета, и Он ходил, благотворя и исцеляя всех, обладаемых диаволом, потому что Бог был с Ним. И мы свидетели всего, что сделал Он в стране Иудейской и в Иерусалиме. ( Деян.10:37–39 ). Милостивый Государь, Господин Редактор! Покорнейше Вас просим не отказать поместить в Вашем уважаемом журнале нижеследующее наше удостоверение о событии, происшедшем на наших глазах, по молитве пастыря стада Христова отца Иоанна (Кронштадтского). Во вторник, 13 февраля сего 1907 года, на квартиру Ивана Аверьяновича Лебедева (Петербургская сторона, Плуталова улица, д. 7, кв. 11) был приглашен отслужить молебен досточтимый батюшка, отец Иоанн Ильич Сергиев (Кронштадтский). Ко времени прибытия батюшки, около 4 часов пополудни, собрались в указанную выше квартиру Лебедева желающие получить благословение от нелицемерного ходатая и доброго пастыря стада Христова, о. Иоанна: дворянка София Федоровна Адлер, крестьянин Тверской губернии, Калязинского уезда, Талдомской волости, деревни Дулова Иван Давыдов, крестьянка С.-Петербургской губернии, дер. Первое Парголово Агафия Андреевна Бурова, дворник означенного выше дома Иван Дмитриев Грибков, и брат дворника – Тихон Дмитриев Грибков. Ровно в 4 часа прибыл отец Иоанн и со свойственной ему лаской, со всеми поздоровавшись, – приступил к благословению всех присутствующих, которых – жена квартирохозяина Ивана Аверьяновича, Анна Никитична, объясняла батюшке просьбы и нужды, имеющиеся к молитвеннику, отцу Иоанну. Благословив всех присутствующих, батюшка предложил помолиться Господу и, встав на колени пред образом, начал горячо молиться.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Благодарю Господа нашего, милостиво давшего мне силы, дабы положить их на сей скромный труд о военном духовенстве России. Православие в продолжении тысячелетней истории играло исключительную роль в жизни государства, в становлении духовного нацинально-патриостического самосознания народа. Сознавая высоту ответственности Вооруженных Сил перед государством, Церковь всегда окружала воинов заботой, вниманием и любовью к Отечеству. Это к ним, духовным героям, относятся слова Господа: «Вы свет мира. Не может укрыться город, стоящий наверху горы. И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике. И светит всем в доме. Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца Ваш его Небесного»» ( Мф.5:1416 ). Митрофорный протоиерей Георгий (Поляков) Источники и литература Архимандрит Киприан (Пыжов). Мои воспоминания... Православная Русь, 1991, 22. Барсов Т. Об управлении русским военным духовенством. СПб., 1879. Барсуков П. Иннокентий митрополит Московский и Коломенский. М., 1883. Бирюков Юрий. Родина, 1995, 9. Богданович Е.В. Морские сражения русского флота. Наваринское морское сражение. М., 1994. Большаков В.И. По закону исторического возмездия. М., 1998. Сергеев В., журн. Родина, 1, 1991. Вестник военного и морского духовенства, 1914, 7, 9, 10, 1314, 20, 22. Всероссийский Церковно-общественный Вестник, 1917, 1112, VII; 3, VIII, 8. Гаршин В. Рассказы. Гумилев П.П. Русь и великая степь. М., 1989. Давыдов А.П., Киличенков А.А. Москва и судьбы Российского флота. М., 1996. Даниловский Благовестник, 1996, 8. Деникин А.И. Очерки русской смуты. Вопросы истории, М., 1990, 10. Желобовский А.А. Исторический очерк «Столетие Военного Министерства 18021902 г.» Желобовский А.А. Наши герои на Дальнем Востоке. СПб., 1908. Зигабен Евфимий. Толковая Псалтирь. Киев, 1882. Золотарев О. Подвиги военных пастырей. Держава, 1995, 2. Иллюстрированная летопись русско-японской войны, вып. IV СПб., 1904, вып. Х, 1905. Историческая записка об управлении военным и морским духовенством за минувшее столетие (18001900 гг.). Сост. Ф. Ласкеев. Спб., 1900.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В доме начальника отцу Геннадию выделили комнатку, где он мог молиться и читать Священное Писание . Был момент, когда батюшка загрустил оттого, что долго не причащался. Однажды он читал Библию и вдруг видит, что в комнату входит его духовник (он к тому времени уже умер). Молча приблизившись к столу, старец открыл Библию на определенной странице и ушел. Место, которое указал духовник, следующее: Ангелу Пергамской церкви напиши: так говорит имеющий острый с обеих сторон меч: знаю твои дела, и что ты живешь там, где престол сатаны, и что содержишь имя Мое, и не отрекся от веры Моей даже в те дни, в которые у вас, где живет сатана, умерщвлен верный свидетель Мой Антипа ( Откр.2, 12–130 ). Таким видением Господь утешил Своего исповедника. Основной обязанностью отца Геннадия было смотреть за детьми начальника прииска, Валерием и Светланой. Он старался не только научить их правилам приличия, но и вложить в их сердца веру, так что однажды они даже вступили в спор со сверстниками, чтобы убедить их в том, что Бог есть, поскольку об этом написано у их наставника в книге. Батюшка их тайно крестил. Дети крепко привязались к нему и имели полное послушание. Как-то, уходя по делам, отец Геннадий сказал детям, чтобы они никого не пускали в дом. Когда через некоторое время пришел на обед отец, мальчик не открыл ему дверь, поскольку «дядя Гриша» никого не велел пускать. Начальник был очень доволен, что его дети такие послушные. Батюшка отзывался о нем как об умном человеке. С разрешения Капитонова он вместе с другими священниками в землянке отслужил Пасху. Со временем Капитонов перевел отца Геннадия в разряд вольнонаемных, а затем помог освободиться , хотя в ссылке часто за малейшую провинность добавляли срок. Возвращение. Гонения продолжаются Отбыв более одиннадцати лет на Колыме, батюшка смиренно говорил: «Те, которые были праведниками, сподобились мученического венца, а мы страдали за свои грехи». За все годы ссылки отец Геннадий так изменился, что его не узнала даже родная мать. Все его родственники – сестры, племенники – жили в убогой землянке. Когда он попросился переночевать, ему сказали, что рады бы пустить («у нас и свой так же вот где-то мыкается»), да условия не больно подходящие». Батюшка вышел за порог. Один из племянников все-таки признал его и сказал: «Да ведь это дядя Гриша». Узнала и младшая сестра Александра. Велика была радость встречи, но и остаться дома отец Геннадий не мог: негде было притулиться, да и без прописки могли опять посадить. Долго батюшка не мог получить паспорт. А потом уехал сначала в Щекино (под Тулой) к племяннику Михаилу, где пробыл недолго, затем в Плавск (тоже Тульской области), где служил отец Макарий (Кобяков), с которым отец Геннадий познакомился в ссылке. В Плавске батюшка не служил, хотя и был в сане иеродиакона. Он жил в сторожке, пел и читал на клиросе, выполнял пономарскую работу. В этом городе поселилось несколько человек высокой духовной жизни, с которыми батюшка, несомненно, имел общение.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Ведь одна эта злоба и гордыня, кажется, могли бы служить лучшим доказательством того, что все это учение от сатаны, ибо то же Слово Божие указывает на эти два качества, а особенно на злобу, как на явные признаки указанного сейчас источника их происхождения: «кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец» 84 ; «всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца» 85 ; «кто ненавидит брата своего, тот находится во тьме, и во тьме ходит, и не знает, куда идет, потому, что тьма ослепила ему глаза» ( 1Ин.2:11 ) 86 ; «дети Божии и дети диавола узнаются так: всякий, не делающий правды, не есть от Бога, равно и не любящий брата своего» 87 . Но, увы, сами спириты, как зачумленные, не хотят видеть этого. А о нетерпимости спиритов и говорить нечего, когда меня обличал, быть может, очень резкий; быть может, тоже страдающий нетерпимостью, но человек, безусловно, ревностный и искренний в своем служении, известный миссионер, И.Е.Айвазов, – я готов был, как говорится, уничтожить его, и только теперь с уважением и признательностью отношусь к нему, т.к. он этою своею резкостью намного ближе подвинул меня к правде. Далее, когда выступил с обличением меня, ныне почивший С.Д.Волков-Давыдов, под псевдонимом Серапион Волкович, правда, с обличением, довольно утрированным, в своей брошюре «Спиритизм яд интеллекта», – я дал ему такую отповедь, что мне за нее сейчас более чем стыдно. Наконец, когда выступил в борьбу против распространяемой мною ереси, известный миссионер о.Черкассов в журнале «Кормчий», в деликатной и высоко-христианской форме, – о, как я резко отвечал ему и как я недостойно защищал сатану. А, между тем, до вступления в сферу спиритизма, я был человек очень деликатный и терпимый по отношению к людям. ... И таким образом, незаметно, – медленно, с большими паузами, продолжал свою обличительную, обращенную ко мне, именно ко мне, святую речь этот великий прозорливец: последовательно, сам того не замечая, – уж очень тонко, нигде так тонко не действует сатана, как в спиритизме, – отходит человек от Бога, от церкви, хотя заметьте, в то же время дух тьмы настойчиво, через своих духов, посылает запутываемого им человека в храмы Божии, служить панихиды, молебны, акафисты, приобщаться Святых Христовых Таин, и в то же время понемножку вкладывает в его голову мысли: «ведь все это мог бы сделать ты сам, в своей домашней обстановке, и с большим усердием, с большим благоговением и даже с большей продуктивностью в смысле получения исполнения прошений»!..

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/tih...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010