Им напомню страшные слова пророка Исаии: «Во что вас бить еще, продолжающие свое упорство? Вся голова в язвах, и все сердце исчахло. От подошвы ноги до темени головы нет у него здорового места язвы, пятна, гноящиеся раны, неочищенные и необвязанные и не смягченные елеем» (Ис. 1:5—6). Умоляю вас, сопастыри мои, помните слова Павловы: «Корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям» (1 Тим. 6:10). Помните также, что доброго пастыря даже нищий народ не оставит в нужде. А корыстолюбивый всем ненавистен. Да не будет таких среди нас, да успокоится наболевшее сердце мое! 30 марта 1948 г. Отцу настоятелю Николаевского собора г. Белогорска протоиерею Иоанну Кудрявцеву Прошу немедленно сообщить, в каком состоянии у Вас священные сосуды: из какого металла сделаны, какова внутренность Чаши и поверхность Дискоса, вполне ли гладко вылужены или посеребрены, не переделан ли Потир из подсвечника, есть ли на Чаше и Дискосе изображение креста? Не причащаете ли чайной ложечкой? Кроме того, сообщите, нет ли каких-либо изъянов в антиминсе и зашитых мест. Не совершаете ли Литургии без прислуживающего в алтаре, что условно воспрещается. Ответ пришлите непосредственно мне. Эти данные необходимо сообщить также и по приписным церквам к Вашему приходу. 23 июня 1948 г. Пастырям крымского стада Христова Смиренный Лука, Божией милостью архиепископ Симферопольский и Крымский. Благословение Божие и любовь моя да будет со всеми вами! Еще раз хочу потревожить весть вашу. Многое уже исправлено, Господу поспешествуюшу епархии нашей, и многие из вас сопастырей и сослужителей моих радуют сердце мое своим глубоким благочестием и усердием и искренними заботами о паствах ваших, несмотря на глубокую нищету вашу. Но далеко от должного великое дело проповеди слова Божия в епархии нашей. Господь наш Иисус Христос оставляя землю нашу, заповедал апостолам Своим, а через них и всем нам, их преемникам «Шедше в мир весь, проповедуйте Евангелие всей твари.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3590...

Итак, мы убедились, что суббота дана была только Израилю, как воспоминание освобождения его от рабства египетского и как знамение завета между Богом и Израилем и что завет этот действителен только до пришествия Христа. Какое положение занимает суббота в Новом Завете, в Церкви Христовой? Исследуя Свящ. Писание Нового Завета, мы встречаемся с замечательным фактом – нигде нет ни одного слова или намека на необходимость соблюдения субботнего дня. Защитники субботы требуют: покажите нам слова, которыми бы Христос отменил субботу! мы уже раньше показали, что суббота не есть сама по себе закон, но только часть завета, написанного на двух каменных скрижалях, и если объявляется отмена всего закона, то понятно, что не одна часть его уничтожается, но распадается и все целое. Объявление же об отмене закона дано было апостолом Павлом в следующих словах: «Скажите мне вы, желающие быть под законом (данным Израилю на горе Синайской), разве вы не слушаете закона? Ибо написано: Авраам имел двух сынов, одного от рабы, а другого от свободной? Но который от рабы, тот рожден по плоти, а который от свободной, тот рожден по обетованию. В этом есть иносказание. Это два завета: один от горы Синайской (написанный на двух каменных скрижалях, часть которого и суббота) рождающий в рабство, который есть Агарь, ибо Агарь означает гору Синай в Аравии и соответствует нынешнему Иерусалиму, потому что он с детьми своими в рабстве; а вышний Иерусалим свободен (от ига рабства): он матерь всем нам... Что же говорить Писание? Изгони рабу (т. е. закон Синая) и сына ее (остающихся подзаконными или всех тех, кто рожден от рабыни – закона), ибо сын рабыни (т. е. дети закона) не будет наследником с сыном свободной (с теми, кто во Христе Иисус). Итак, братия, мы дети не рабы, но свободной» ( Гал. 4:21–81 ). Защитники субботы усиливаются доказывать, что закон Моисея и закон Божий, в котором содержится и заповедь о соблюдении субботы, есть два отдельных закона, из коих один временный и Христом отменен, а другой вечен и Христом утвержден и ссылаются на то место Евангелия, где сказано: «не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков; не нарушить пришел Я, но исполнить.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/subbotst...

Мы разумеем учение ап. Павла в послании к Римлянам об имеющем произойти пред вторым пришествием Христа обращении ко Христу иудеев. «Не хочу оставить вас, братия, говорит здесь апостол. в неведении о тайне сей (чтобы вы не мечтали о себе), что ожесточение произошло в Израиле отчасти, до времени, пока войдет полное число язычников, и так весь Израиль спасется» ( Рим.11:25–26 ). Мысль, выраженная здесь апостолом, та, что по идее Израиль имеет преимущественное право на принятие христианства, потому что он издревле приготовлялся ко Христу: ему принадлежат и усыновление, и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение; его отцы и от него Христос по плоти. С Израилем случилось ослепление только временное, которого нельзя считать неизменным и имеющим продолжаться до конца истории Израиля. Если теперь Израиль не верует во Христа, то в будущем он обратится ко Христу. В основе этой уверенности апостола лежит глубокое убеждение: ,,дары и призвание Божие непреложны“ ( Рим.11:29 ). Частные, нередко случающиеся и в наше время, примеры обращения евреев ко Христу служат уже оправданием пророчества апостола языков о судьбе Израиля. Но, говоря о происшедшем ожесточении Израиля, как о временном явлении, апостол определяет, до какого времени оно продлится: оно продлится до того времени, пока войдет полное число язычников. A так как вступление полного числа язычников в церковь совпадает с концом проповеди Евангельской всем народам и языкам, имеющим предварить собою и кончину мира с вторым пришествием Христовым, то и обращение или спасение всего Израиля, о котором предрекли апостолы, должно совпасть с этими последними временами и послужить таким же признаком близости кончины мира и второго пришествия Христова. Учение ап. Павла об обращении израильского и языческих народов ко Христу в их взаимном отношении имеет для себя твердое основание в учении Христа Спасителя о том же предмете. В беседе Своей на горе Елеонской (по изложению ев. Луки) Господь говорит: „Иерусалим будет попираем язычниками доколе не окончатся времена язычников» ( Лук.21:24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/ozhidani...

Мыслью о душе человеческой, как особеннейшей и превосходнейшей сущности, сравнительно с телом человеческим, проникнуто и всё откровенное учение о человеке. Из свидетельств Ветхого Завета прежде всего обращают на себя внимание слова царя Давида, который восклицает: «оттого возрадовалось сердце моё и возвеселился язык мой; даже и плоть моя упокоится в уповании, ибо ты не оставишь души моей во аде и не дашь святому Твоему увидеть тление» ( Пс. 15:9–10 ). Здесь ясно свидетельствуется вера пророка в не уничтожаемость, а вечность души человеческой, которая после смерти тела не истлевает вместе с ним, а сохраняется в особом месте. Вместе с сим душа отличается от тела; в то время как плоть покоится, очевидно, в могиле, душа, по словам Псалмопевца, находится во аде, куда нисходят души всех умерших. Ту же мысль о душе человеческой выражает и Екклесиаст, когда, изображая последнюю на земле участь человека, говорит: «и возвратится прах в землю, чем он и был, а дух возвратится к Богу, Который дал его» ( Еккл. 12:7 ). Если последняя участь духа человеческого так отлична от участи тела, что, тогда как он возвращается к Богу, тело обращается в землю, то понятно, что и по самой природе своей и условиям существования он совершенно отличен от тела, а именно, отличен так, как, небесное отлично от земного. В чём заключается это отличие, Екклесиаст не показывает, но вместо этого он указывает ясно на его причину, полагая её в том, что, тогда как дух дал Бог , тело взято было из земли. Эту же мысль о душе повторяет и Товит, когда, обращаясь в молитве своей к Богу, между прочим, говорит: «твори со мною, что Тебе благоугодно, повели взять дух мой, чтобы я разрешился и обратился в землю... повели освободить меня от этой тяготы в обитель вечную» ( Тов. 3:6 ). В книге же пророка Исаии делается замечательно указание и на одну из характеристических особенностей, какою душа отличается от тела по своему особеннейшему к нему положению и назначению. Здесь царь Езекия в своей молитве к Богу, в виду ожидаемой для себя скорой кончины, так изображает эту кончину: «жилище моё снимается и уносится от меня, как шалаш пастушеский; я должен отрезать, подобно ткачу, жизнь мою; Он отрежет меня от основы; день и ночь я ждал, что Ты пошлёшь мне кончину» ( Ис. 38:12 ). По мысли, следовательно, как Езекии, так и самого пророка Исаии, самосознающий себя, или личный дух человека в таком отношении стоит к телу, в каком жилец к своему временному жилищу, или же ткач – к своей основе, на которой и при посредстве которой производит свою самодеятельную работу, и, следовательно, душа так отлична по своей природе от тела, как отличен жилец от занимаемого им шатра, как ткач отличен от того, на чём производит своё рукоделие. Таким же убеждением разделимости духовного и материального в человеческой природе дышат и все книги Ветхого Завета. На случай укажем на несколько отдельных определённых цитат: Иов. 2:6; 4:19; 10:21, 22; 19:25–27; 30:23 ; Ион. 2:7 .

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/dusha-i-...

на самом деле стал человек таким, каким и предположил создать его Бог в предначертаниях Своей премудрости, когда сказал: «сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему» ( Быт. 1:26 ). Изображение первоначального происхождения души человеческой довольно ясно указывает не только особенность того творческого акта Божия, которым была произведена душа, но и особенность самой души, произведённой чрез него, по сравнению её с человеческим телом и со всеми земными тварями. В то время, как все твари земные, не исключая и душ животных ( Быт. 1:20 ), сотворены Богом только при посредстве Своего слова или веления, тогда как и самое тело человеческое создал Он, хотя чрез непосредственное, тем нее менее более внешнее, чем внутреннее Своё творческое действие, душу человеческую творит иначе, а именно, творит чрез акт не только Своей непосредственной, но и более внутренней, чем внешней творческой деятельности, на что прямо указывает употреблённый в Св. Писании образ вдуновения Богом души в лице человека. «И создал, говорит кн. Бытия, Господь Бог человека из праха земного и вдунул в лице его дыхание жизни; и стал человек душою живою» ( Быт. 2:7 ). Нельзя, конечно, понимать изображения этого творческого акта грубо чувственным образом, но, несомненно, само Слово Божие посредством его имело в виду указать на создание души, как на такое творческое действие Божие, которое было самым близким к Его существу, более близким, чем все творческие акты, посредством которых Он произвёл все земные чувственные твари и самое тело человеческое. Кроме того, как тело человеческое, так, и души животных Бог произвёл из земли или из земных стихийных начал («и сказал Бог: да произведёт вода пресмыкающихся душу живую... по роду её, скотов и гадов, и зверей земных» – ( Быт. 1:20, 24 ), при создании же человеческой души Он ничего не заимствовал от земли, а вместо этого употребил в действие одно Своё творческое дуновение " и вдунул в лице его дыханье жизни» ( Быт. 2:7 ). Всё это ясно показывает, что душа человеческая, как по своему происхождению, так и по своей природе, представляет собою особеннейшее и высшее в мире существо не земное, а премирное или небесное и потому совершенно отличное от тела, равно как и от всего вещественного и стихийного.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/dusha-i-...

На свойство нетления будущего нашего тела ясно указывает и св. ап. Павел в следующих словах о воскресении мертвых: „сеется в тлении, восстает в нетлении; сеется в уничижении, восстает в славе; сеется в немощи, восстает в силе; сеется тело душевное, восстает тело духовное“ ( 1Кор.15:42–44 ), т. е. тогда как настоящие по своей природе тленные тела, со смертию и их погребением, всецело предаются тлению, тела, напротив, воскресшие будут совершенно изъяты от того, что ныне подлежит тлению, став по самой природе своей нетленными и неразрушимыми. Наконец, как апостол Павел, так и ап. Иоанн совершенно ясно учат, что после страшного суда смерти уже совершенно не будет ( Откр.21:4 ; 1Кор.15:26 ). A если смерти не будет, то каким образом тела воскресших грешников могут быть смертны? Слово Божие утверждает, что грешники разделят участь диавола и ангелов его. Сам Господь сказал: „идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его“ ( Мф.25:41 ). Св. ап. Иоанн Богослов в Апокалипсисе тоже говорит, что „диавол, прельщавший их, ввержен в озеро огненное и серное, где зверь и лжепророк, и будут мучиться день и ночь во веки веков» ( Откр.20:10 ). Как диавол, так и слуги его по самому существу, как духи бесплотные, не подвержены ни смерти, ни тлению. A между тем они, по слову Писания, будут осуждены на мучения, которыя в одном случае названы „вечными“, а в другом – „во веки веков» . Как же здесь понимать слово „вечно“? Так как, по признанию самих адвентистов, оно относится к существам, обладающим бессмертием, то, следовательно, это слово здесь должно означать нескончаемость мучений. Но если вечность мучений обещана диаволу и ангелам его, то по какой причине будет сделано исключение для нечестивых людей? Если те, которым сказано будет: „идите от Меня проклятые в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его“, будут в этом огне не вечно, то почему же думать, что вечно будут в нем диавол и ангелы его? Разве приговор Божий, который произнесен будет одинаково для злых ангелов и людей, по отношению к ангелам будет истинным, а по отношению к людям ложным?!

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/ozhidani...

неверующему или такому, который не происходил от семени Иакова), и судов Его они не знают (заповедей и субботы)» ( Пс. 147:8–9 ). Когда язычники приступили к Неемии, желая принять участие в построении храма, он сказал им: «мы, рабы Его, станем строить, а вам нет части и права и памяти в Иерусалиме» ( Неем. 2:20 ). Если бы язычники имели субботу, имел ли бы право Неемия это сказать? Язычники могли бы ему отвечать, что они имеют субботу, как знамение завета так, как и вы. Но здесь Неемия уверенно говорит: «вам нет части и права». Что язычникам не даны ни закон, ни суббота, весьма ясно и из послания ап. Павла к Римлянам, где он говорит: «ибо когда язычники, не имущие закона, по природе законное делают»... ( Рим. 2:14 ); и далее, тот же апостол свидетельствует, что «израильтянам принадлежат усыновление и слава, и заветы (следовательно и знамение завета – суббота), и законоположение (часть которого – суббота), и богослужение (обрядовый закон), и обетование» ( Рим. 9:4 . Втор. 7:6–13 ). На основании всего этого совершенно ясно, что суббота (бывшая знамением завета между Богом и Израилем и присоединенная впоследствии к заповедям) исключительно дана была только Израилю ( Исх. 31:16, 17 ), но не всему человечеству. На какой-же срок была заповедана суббота? Ап. Павел в послании к Галатам говорит, что закон «дань после по причине преступлений, до времени пришествия семени (следовательно, не дальше, а только «до времени пришествия семени»), к которому относится обетование (3:19). «Конец закона – Христос», говорит тот же апостол в послании к Римлянам (гл. 10:4). И так – вот тот срок, на который дань был закон: пока придет семя, которое есть Христос. Закон был для нас лишь детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою. По пришествии же веры, мы уже не под руководством детоводителя (закона) ( Гал. 3:24, 25 ). Первый или ветхий завет отменен, исполнилось пророчество Иеремии, в котором говорится: «вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет, не такой завет, какой Я заключил с отцами их в тот день, когда взял их за руку, чтобы вывести их и земли Египетской...

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/subbotst...

Неменьшее зло испытала святая Церковь от вероломных своих сынов. Ереси и расколы возмущали ее покой, усиливались помрачить ее чистоту и святость. Ереси исчезли постепенно, как зловонный дым, и посреди их мрака открылось необозримое множество испытанных христолюбцев, великодушных защитников истины, глубокомысленных и красноречивейших христианских философов и ораторов, которые придали особенную ясность, свет, красоту, крепость и силу догматам и таинствам православия. – В последствии веков, даже в наше время, страсти человеческия, предразсудки, лжеумствования, фанатизм и вольнодумство неоднократно поднимали знамя бунта против Церкви Христовой; все такие движения испорченной и развращенной воли человеческой находили в самих себе достойную казнь; а Церковь Господа нашего Иисуса Христа осталась неподвижною, как высокая скала, скрывающая величественное свое чело в небе, недосягаемое, окруженное молнией и громами Божиими, или как многоветвистое и густолиственное дерево, под тенью которого укрываются и покоятся теперь народы почти всей вселенной. Кто же производил и производит такие чудеса над судьбою Церкви Христовой, как не Тот, Который Глава ее? Чьи руки могли быть так сильны, чтобы спасти ее от сокрушительных ударов и адской и человеческой злобы, кроме Того, Который проницательно сказал еще до основания ее: „и врата ада не одолеют ее “ ( Мф.16:18 )? A если Господь Иисус Христос хранил Церковь Свою и хранит, управлял ею и управляет, то значит царствовал и царствует, Ап. Павел и сказал: Иисус Христос для того и умер и воскрес, „чтобы владычествовать и над мертвыми и над живыми“ ( Рим.14:9 ). Не спросит ли кто-нибудь: как же это может быть, чтобы Господь царствовал на земле, когда на земле множество неправд, пороков и разного рода беззаконий, как и сказано где то: „мир лежит во зле“ ( 1Ин.5:19 )? – Мы и ответствуем, что это то и привлекло на землю человеколюбца Бога, чтобы разрушить дела тьмы, или, как сказано в Писании, „дела диавола“ ( 1Ин.3:5 ). Припомним ответ Господа фарисеям, говорившим Ему в укоризну, что Он ест и пьет с мытарями и грешниками: „не здоровые имеют нужду во враче, но больные; Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию“ ( Мф.9:12–13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/ozhidani...

«нефеш хайя» – живое существо; кроме того, «нефеш» служит принципом и элементарных психических актов, как чувства («и прилепилась душа его к Дине, дочери Иакова» ( Быт. 34:3 ); «возвесели душу раба Твоего» ( Пс. 85:4 ), память («только берегись и тщательно храни душу твою, чтобы тебе не забыть тех дел, которые видели глаза твои» ( Втор. 4:9 ), воля, («и сказал Авенир Давиду: я встану и пойду и соберу к ко господину моему царю весь народ Израильский, и они вступят в завет с тобою, и будешь царствовать над всеми, как желает душа твоя» (2Цар. 3:21), знание («не хорошо душе без знания, и торопливый ногами оступится», – Притч. 19:2 ). «Нефеш» приписывается как животному, так и человеку; но оно есть преимущественное название души животного; собственно же название человеческой души особенно там, где душа животных и человека сопоставляются друг с другом (например, «в Его руке душа всего живущего и дух всякой человеческой плоти». – Иов. 12:10 ) есть «руах». Это слово в психологическом значении никогда не приписывается животным и всегда употребляется только по отношению к человеку и Богу (единственное исключение, имеющее своё объяснение, – в Еккл. 3:21 , где, впрочем, в ст. 19 руах употребляется исключительно в физическом значении – дыхание); по отношению к животным, руах употребляется исключительно в значении дыхания; из этого следует, что, по учению Св. Писания, душа животного существенно отличается от души человеческой, – оно ограничивает душу животного только вышеуказанными простейшими психическими актами чувствования, желания, памяти, далеко не исчерпывающими психического богатства человека. Св. Писание отказывает животным в разуме, называя их безсловесными, в свободе, в религии, причём под разумом разумеет не логическую способность познавательную – рассудок, но способность высшего знания, объектом которого служит высший духовный мир: Пс. 31:9; 48:21 ; 2Пар. 2:12 ; в Пс. 72:22 указывается, кроме того, и на отсутствие религиозной способности в животном. Свидетельства Священного Писания

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/dusha-i-...

Отсюда, утверждают адвентисты, ясно, что слова Св. Писания: „идите от Меня проклятые в огонь вечный“ ( Мф.25:41 ), „лучше тебе увечному войти в жизнь, нежели с двумя руками идти в геену, в огонь неугасимый“ ( Марк. 9. 43 ), „и дым мучений их будет восходить во веки веков» ( Откр.14:11 ), говорящие о вечности, имеют ограниченное значение. 32 Толкуя слова Иоанна Крестителя: «лопата Его в руке Его, и Он очистит гумно Свое, и соберет пшеницу Свою в житницу, а солому сожжет огнем неугасимым» ( Мф.3:12 ), адвентисты говорят: „не сказано, что огонь будет гореть бесконечно, на протяжении всех веков, но говорится только, что он будет «неугасим». Это выражение употреблено здесь, продолжают утверждать адвентисты, для того, чтобы ярче выразить уничтожающую силу этого огня. Он зажжен Самим Иеговой, и потому его не может погасить никакая сила, и он будет гореть до тех пор, пока не пожрет все, что, может служить ему пищей“. Что касается выражения: „где червь их не умирает», то оно, мудрствуют сектанты, представляет картину полнейшого уничтожения. Слово – „геена“ происходит от греческого gehenna. Геенною называлась долина Енномова, на юг от Иерусалима. Раньше там совершалось отвратительное служение идолу Молоху, а затем она была превращена в свалочное место для нечистот, отбросов, трупов животных и мертвых тел разбойников. Для предотвращения эпидемий, легко могущих возникнуть от такой массы гниющих веществ, необходимо было поддерживать огонь. Что не успевал сжечь огонь, то окончательно пожирали черви“. В таком же духе адвентисты объясняют и слова Откровения: „и ниспал огонь с неба от Бога и пожрал их; а диавол, прельщавший их, ввержен в озеро огненное и серное, где зверь и лжепророк и будут мучиться день и ночь во веки веков» (20, 9–10). „Необходимо принять к сведению, говорят они, что огонь пожрет нечестивых в буквальном смысле, и этому нисколько не противоречит употребленное здесь выражение „во веки веков». Хотя эти слова означают и безусловную вечность, но не подлежит никакому сомнению, что они служат также и для указания известного ограниченного периода. Это ясно видно, говорят сектанты, из Ион.2:7 ; Исх.21:1–6 ; 1Пар.28:4 ; 4Цар.5:27 “. 33

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/ozhidani...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010