Самым ранним из сохранившихся произведений В. А. считается полемический богословский сб. «Корень веры», или «Книга убеждения и корень веры» (1205). В условиях необходимости противостоять, с одной стороны, нарастающему политическому и конфессиональному давлению лат. Запада, пытавшегося установить в Киликии господство Римско-католической Церкви, с др.- проникновению в арм. среду обычаев и представлений Сирийской (Яковитской) Церкви автор считает опасными сепаратистские тенденции в среде армян-халкидонитов . Опираясь на свидетельства арм. и иноязычных церковных писателей (их число достигает 100), В. А. стремится доказать и защитить истинность вероучения (гл. 1-9) и обрядов (гл. 10-16) Армянской Апостольской Церкви, ее верность традициям древних отцов и постановлениям 3 Вселенских Соборов. При этом «Корень веры», являющийся по существу апологией Армянской Церкви, не содержит резких выпадов против др. конфессий. Востребованность книги среди арм. духовенства и при дворе киликийского царя была столь велика, что В. А. изготовил 12 ее списков, советуя всем читателям поступать так же. Об авторитете сборника говорит тот факт, что в сер. XIII в. армяне-халкидониты сочли необходимым выпустить сборник с таким же названием, но др. содержания. В списке книг, составленном в 1341 г. в Авиньоне униатом Нерсесом Палианенцем и представленном им папе Бенедикту XII, «Корень веры» фигурирует как труд, содержащий «опаснейшие заблуждения». Перу В. А. принадлежат также богословские сочинения «О нечестивых клеветниках Армянской Церкви» и «Назидание злословящим крикунам», обнаруженные А. С. Анасяном в рукописи Матен. 8357 (1322 г., Киликия) и изданные им в Венеции в 1968-1969 гг. «Назидание злословящим крикунам» адресовано В. А. жителям его родной обл. Тлук - армянам, грекам и сирийцам. Автор призывает своих «духовных чад» жить в мире, согласии и терпимости, покончить с бессмысленными церковными спорами и взаимными упреками. В этом послании В. А. продолжает развивать идеи Нерсеса IV Шнорали , Нерсеса Ламбронаци , Григора IV о межэтническом и межконфессиональном взаимопонимании, взаимной терпимости и церковном единстве.

http://pravenc.ru/text/154113.html

Григор Нарекаци и заказчик Симеон. Миниатюра из " Книги скорбных песнопений " Григора Нарекаци. Мастер Церун. 1391 г. Васпуракан (Матен. 1874. Л. 1 об.) Католикос Закария (854-876), при к-ром произошло значительное сближение с православными (халкидонитами), был автором мн. неопубликованных произведений экзегетического характера. Хамам (Х в.) считается автором толкований на Книгу Иова, на Притчи Соломоновы и на Книги пророков. Католикос Анания Мокаци (946-965) написал многочисленные послания на различные церковные темы. Еп. Хосров Андзеваци Великий (ок. 900-965) составил литургические изъяснения (Комментарий на Божественную литургию и Истолкование Служебника), пользовавшиеся в последующие века большим авторитетом. Вершиной церковной поэзии считается творчество его сына Григора Нарекаци (945-1010), автора знаменитой «Книги рыданий» (или «Книги скорбных песнопений»), к-рый подвизался также в экзегетическом жанре (Толкования на Песнь Песней и Книгу Иова). Заслуживает упоминания и его учитель Анания Нарекаци , написавший для католикоса Хачика I (973-992) трактат «Корень веры» в защиту традиц. монофизитства, а также автор сочинений против секты тондракитов . Еп. Атом Андзеваци в Х в. создал переработку «Айсмвурка» (Синаксаря). Григор Магистр Пахлавуни был автором многочисленных стихотворений и писем, комментария к «Грамматике» Дионисия Фракийского, а также переводов диалогов Платона. Писателем был и его сын, католикос-пустынник Григор Вкаясер (Мучениколюбец) († 1105), собравший множество мартирологов и писавший на догматические темы. Вардан Анеци (X-XI вв.) был автором поэтического толкования на видение прор. Иезекииля. Значительное наследие в области экзегетического, догматического, литургического и апологетического жанров оставил известный католикос Нерсес IV Шнорали (1166-1173), происходивший из армян, проживших в Сирии (Чёрная гора). Он значительно обогатил арм. стихосложение, сочинив классическую поэму «Слово о вере», переложение евангельской истории, элегическую песнь «Иисус Сын Единородный», посвященную как библейским событиям, так и житиям праведных мужей, а также знаменитую «Элегию на взятие Эдессы». В своем «Соборном послании» Нерсес обличает обмирщение монашества. Католикос Григор IV Тла (Отрок) был автором неск. посланий и «Плача на взятие Иерусалима». Ученик Шнорали Нерсес Ламбронаци (1153-1198), живший в киликийской Ромкле, резиденции католикосов, был автором различных экзегетических и богословских произведений. Ему принадлежат вероучительная речь, произнесенная на Соборе в Тарсе в 1197 г., а также панегирики на праздники Вознесения и Сошествия Св. Духа, жития, поэтические произведения (шараканы), многочисленные переводы. Вардапет Мхитар Гош († 1213) - ученый, автор фундаментального канонического собрания (Судебника) и сборника притч. Поэтику притч совместил с искусством проповеди знаменитый Вардан Айгекци. Поэтическое творчество армян в период татар. владычества отражает «Плач соборной церкви Валаршапата» Степаноса Орбеляна.

http://pravenc.ru/text/76104.html

языков (греческого, латинского, французского, персидского, татарского и др.) стал основой зарождающейся литературы, носившей более светский характер в отличие от традиц. духовной письменности на древнеарм. языке. На среднеармянском были написаны важные исторические сочинения, лит. шедевры, экзегетические и литургические работы, памятники юридической лит-ры, естественнонаучные, философские, медицинские трактаты, притчи и проповеди, созданы различные сборники, учебники и др. Лит. деятельностью занимались: католикосы Григор II Вкаясер (Мартирофил (Мучениколюбец); ок. 1025-1105), Григор III Пахлавуни (ок. 1093-1166), Нерсес IV Шнорали (ок. 1102-1173), Григор IV Тха (ок. 1133-1193), а также Геворг Лореци (2-я пол. XI в.), Геворг Мегрик (1043/45 - ок. 1113/15), Киракос Дразаркци (ок. 1050-1127), Игнатиос Черногорец (1090-1160), Вардан Айказн (XI-XII вв.), Барсег Дразаркци (ок. 1100 - ок. 1163), Саргис Шнорали (ок. 1100 - ок. 1167), Григор Кесунци (1100?-1170?), Григор Марашеци (XII в.), еп. Нерсес Ламбронаци (1153-1198), Григор Скевраци (1170/75-1264/65), Вардан Айгекци (ок. 1170-1235), Аристакес Ритор (ок. 1170 - ок. 1240), Ованнес Гарнеци (ок. 1180 - ок. 1245), Вардан Великий (Аревелци; ок. 1198-1271), Мхитар Скевраци (ок. 1200 - ок. 1271), Смбат Спарапет (1206-1276), Ваграм Рабуни (ок. 1215 - ок. 1290), Ованнес Ерзнкаци Плуз (ок. 1230-1293), Григор VII Анаварзеци (ок. 1240-1307), Хетум Патмич (Историк; ок. 1240 - ок. 1310), Хетум Корикосци (ок. 1240 - ок. 1311, племянник кор. Хетума I), Геворг Скевраци (ок. 1246/47-1301), Ованнес Аркаехбайр (букв.- «брат короля» - Хетума I; XIII в.), Мовсес Ерзнкаци (1250 - ок. 1323, ученик Геворга Лореци), Костандин Ерзнкаци (ок. 1250 - ок. 1340), Вардан Малый Бардзрабердци (Киликеци; ок. 1260 - ок. 1326), Барсег Машкеворци (ок. 1280 - ок. 1345), Тиратур Вардапет Киликеци (ок. 1275 - ок. 1350), Нерсес Палианенц (кон. XIII в.- 1363), Киракос Ерзнкаци (1289-1355), Ованнес Тлкуранци (1320-1400) и др. Как и более ранние произведения, лит-ра К.

http://pravenc.ru/text/1684612.html

На лит-ру К. А. повлияло и тесное сотрудничество с Вел. Арменией. В эпоху К. А. мн. авторы из Армении уезжали в Киликию (Геворг Лореци, Геворг Мегрик) на учебу (Мхитар Гош, Степанос Орбелян и др.), некоторые - по приглашению киликийских властей. Были авторы и в Армении, к-рые описывали события, происходящие в К. А. или связанные с ней. Напр., вардапет, богослов и экзегет Ованнес Козерн Таронаци (ок. 970 - ок. 1050) кроме научных работ («История Багратидов», «Комментарий календаря» и др.) известен еще и предсказанием, к-рое записано в «Видении», о том, что в 1037 г. тюрки захватят Эдессу и произойдет невероятное землетрясение и затмение и что Армения в течение 60 лет будет находиться под игом тюрок, а через 50 лет с Запада придут франки и освободят Иерусалим и всех христиан. Совр. наука считает, что текст предсказания является более поздней интерполяцией в произведении Ованнеса Козерна. Впосл. «Видение» было включено в «Хронографию» Маттеоса Урхаеци . Уникальные сведения об истории не только Армении, но и К. А., равно как и соседних гос-в кон. XII в., приведены и в «Хронике» Самуэла Анеци. Эпоха К. А. отличается бурным расцветом художественной лит-ры. В арм. поэзии зарождается любовная лирика - стихотворения Костандина Ерзнкаци восхваляют жизнь, любовь, человека, природу, содержат описания пробуждения весны. Достижением эпохи К. А. было формирование и развитие басен, многочисленных сборников наставительных рассказов, притч. Основоположником этих жанров был Мхитар Гош, получивший свое 2-е образование в Киликии. Его продолжателем был Вардан Айгекци. С XIII в. одной из вершин средневек. арм. поэзии стали айрены - четверостишия, а иногда пятистишия со сквозной рифмой, принадлежавшие большей частью анонимным авторам. Темой айренов, как правило, были любовь и разлука, но среди них есть и лирико-философские произведения, к-рые называют айренами раздумий. Довольно большой цикл айренов посвящен скитаниям, родной земле, тяжелой доле странника. Исключительна роль и сборников «Манрусмунк» и «Хазгирк», содержащих историю арм. музыки и муз. нотации.

http://pravenc.ru/text/1684612.html

рукой многогрешного и негодного писца, монаха Акопа в св. обители Аргелан под сенью Креста [Степаноса] сына Иусика и св. нашей Богородицы и других церквей по просьбе блаженного и достопочтенного священника Георга» 486 . В пользу утверждения М. Авгеряна и М. Орманяна, нам кажется, говорит и свидетельство Киракоса Гандзакеци. Последний среди других прославленных армянских вардапетов упоминает имя Степаноса, сына Иусика, «чудотворца и святого муж а, могила которого после смерти приносит исцеление всем недужным» 487 . Это является самым ранним свидетельством о Степаносе. Киракос начал писать свою «Историю Армении» в 1241 г., год окончания неизвестен, но последний год, упоминаемый в «Истории», – 1266-й. Следовательно, Степанос умер ранее 1266 г. Возможно, сам Киракос Гандзакеци, который, по-видимому, является одним из редакторов Пролога, автор этого жития – в противном случае надо полагать, что Гандзакеци уже были известны житие и рассказы о некоторых чудотворениях Степаноса, на основании которых он и назвал его «чудотворцем и святым». Появление такого рода памятника в армянской агиографии в XII-XIII вв. было вполне закономерным, если учесть, что именно в эти века в армянской литературе наряду с возрождением старых шло образование новых жанров. Переживает расцвет жанр басни. В XII-XIII вв. создаются сборники притч Мхитара Гоша и Вардана Айгекци. «Простота и естественное мышление начинают господствовать. В литературу XII века проникает живой, разговорный язык, который уже довольно далек от принятого в литературе древнего языка» 488 . Общие литературные сдвиги оказывают определенное влияние и на житийную литературу. «Житие Степаноса» отличают простота и доступность языка, наличие живых диалогов, элементов сказочности. Хоть в нем и упоминаются исторические события, даты и пр., однако агиограф прежде всего преследует литературные цели, стараясь придать повествованию занимательный характер. И это ему удается сполна. Здесь есть и приключения героев, и расставание, и странствие, и счастливая встреча.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/armj...

Юлиан пытался повлиять на целые городские общины, дабы обратить их к многобожию. Например, он наградил город Газу за устойчивость в языческой вере портом Константин (Маюма) и обещал защитить Нисибин в том случае, если его жители обратятся в язычество. В письмах Юлиана к александрийской городской общине с требованиями немедленно изгнать св. Афанасия Великого и с обещаниями благ в случае исполнения этого требования мы видим ту же тенденцию. Можно вспомнить также и о денежном вознаграждении солдатам, обратившимся в язычество, которое Юлиан ввёл в армии. Император предпринял также акции по конфискации церковного имущества, как, например, в Эдессе 135 . Он издал приказ о возвращении всех храмов, преобразованных в христианские церкви, язычникам и о восстановлении всех местных культов. Во исполнение этого указа император приказал убрать из предместья Антиохии Дафны мощи святого мученика Вавилы, что вызвало настоящую бурю в городе и побудило св. Иоанна Златоуста создать свою речь О Вавиле-мученике и против Юлиана. Следует особо упомянуть знаменитый «школьный эдикт», более всех других мер поразивший христианское сообщество. Осознавая внутренне новую реальность, но не желая признавать христианства, обратившегося к древней культуре, 17 июня 362 г. Юлиан издал эдикт о запрещении христианским учителям преподавать в школах греческую литературу, что было истолковано его чиновниками как указ о запрещении христианам вообще преподавать в школах 136 . Уже в начале июня был издан закон о том, что должности риторов и грамматиков утверждаются не местным куриатом, а непосредственно императорской комиссией. Хотя подобная реформа и витала в воздухе, эдикт вызвал больше возмущения, чем даже пролитие крови 137 . Его жертвами стали такие знаменитые учителя, как Проэресий (его армянское имя – Паруйр Айгекци, ) и Марий Викторин . Юлиан попытался силой разрушить важнейший пункт византийской культуры – соотношение христианской веры и греческой философии, лишив, по сути, христиан права посещать школы. Энергичную отповедь (правда, post facturn) эти меры вызвали у св. Григория Богослова 138 , вопрошавшего: «Σο τ λληνζειν;»

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/yu...

«Краткое толкование пророчества Иеремии». «Толкование на Филона Александрийского» дошло до нас в неопубликованном сб. «Книга причин» Григора, сына Абаса. Богословские послания «Письмо к грузинам о православной вере» (упоминается Киракосом Гандзакеци). Послание является блестящим образцом апологетического и полемического богословия и ценным источником для изучения умонастроений эпохи. Сочинение также отражает взгляды М. Г. на вопросы сотрудничества между Армянской Церковью и правосл. миром. Он высказывается как сторонник религ. толерантности и взаимопонимания между христианами. «Письмо Армянскому католикосу Григору от вардапетов северной стороны Армении, Ахпата и Санаина» (М. Г. является соавтором этого сочинения). Это послание было использовано в «Соборном послании» католикоса Нерсеса IV Шнорали. Поучения и басни В XII-XIII вв. среди образцов армянской книжности произведения этого жанра получили большое распространение. Армянское самостоятельное баснописание появилось в XII в. благодаря М. Г. и Вардану Айгекци. Впервые басни были собраны и отредактированы М. Г. Сохранился составленный им сборник из 190 басен (впервые был опубл. в 1790 в Венеции). Гомилии В авторстве М. Г. известны сочинения «О человеческой природе Иисуса Христа», «Об исповедании грехов» и «О воскрешении Лазаря». Молитвы М. Г. содержатся в собраниях рукописей Матенадарана, Иерусалима, Венеции, Вены, Мюнхена, арм. мон-ря Бзуммар (Зммар, Ливан). Сборник его молитв был впервые опубликован в 1717 г. в К-поле. Приписываемые М. Г. сочинения Рукопись монастыря Бзуммар 299) содержит стихи, которые мн. исследователи ранее ошибочно приписывали М. Г., однако в наст. время они считаются подражанием ему. Нек-рые из сочинений Мхитара Айриванеци также в рукописной традиции приписывалась М. Г. Ему же приписывался трактат «О Рождестве Христовом» свт. Григория Богослова. Утраченные сочинения 1. Причитание: «Скорбь о природе Адама» - об этом сочинении упоминает Киракос Гандзакеци. 2. Завещание, написанное М. Г. накануне смерти и также упоминаемое Гандзакеци.

http://pravenc.ru/text/2564512.html

– О, эмир, давай я и ты будем говорить по закону. Согласно вашему закону, если два или три человека свидетельствуют одно и то же, то этим признается ложное или истинное, – сказал Вардан. – Верно, – ответил эмир. – А о том, что Христос [истинный] Бог, двенадцать народов свидетельствуют. И в вашем писании сказано: «Иса рух Аллах», что значит [Иисус] Божий Дух». Я его признаю Богом. – А почему не поминаешь нашего пророка? – спросил эмир. – Отец твой был эмиром, – сказал Вардан, – и умер; ты также эмир, но жив. Эти люди должны быть покорны тебе или твоему отцу? – Мне, – ответил эмир. – Почему же я должен оставить живого Христа, Бога моего, и покориться мертвому? Многое другое говорил святой Вардан. Эмир и его приближенные дивились его смелым речам. Ибо это не он говорил, а устами его глаголил Дух Божий, по свидетельству Евангелия, проповеданного Христом. Тогда разгневанный эмир сказал: – Ведите его к нашему судье. Как скажет, так и поступайте с ним. И повели его к судье. – Почему ты перед эмиром обратился в нашу веру, а потом раскаялся? – спросил судья. – Я не отступал от своей веры, – ответил Вардан, – я родился христианином, пребываю со своим Богом Христом и хочу умереть христианином. – Знай, если не обратишься в нашу веру, прикажу предать тебя смерти, – сказал судья. – Ты убьешь мое тело, но душа моя оживет, – ответил Вардан. И судья, рассвирепев, приказал убить его. И они повели его за город. Святой Вардан радостно шел впереди них, как человек, устремляющийся к царским почестям. И воистину это было почестью, оказанной ему небесным царем Христом. Ибо хоть он и был измучен и тело его истерзано, однако душой возвысился и шел на свадьбу неоскверненным. Приглашающим же на свадьбу был Первомученик Стефан – первый страстотерпец. Между тем вокруг него собрались иноземцы, точно хищные звери, жаждавшие его крови. И сказал Вардан: – Я верил и верю в несотворенного Отца и единородного Сына, вочеловечившегося Бога, и в [святой] Дух истинный, в Единосущную Троицу, исповедываемую святым Григором Лусаворичем нашим. Я христианин и презираю вашу веру и вашего лживого и воображаемого пророка.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/armj...

Иоанн не брал на себя инициативы борьбы, но мирился с обстоятельствами, преклоняясь перед волей властьимущего и считая опасным открытый протест. Такой образ действий в Византии называли экономией (οικονομα). Вардан от своего имени издал повеление, в котором объявил кассацию Шестого собора, признал догмат о единой воле во Христе, восстановил память патриарха Сергия, папы Гонория и других осужденных на том соборе епископов и повелел восстановить их портреты на прежних местах и имена внести в церковные диптихи. Когда около того времени был разыскан упомянутый выше экземпляр актов собора, хранившийся во внутренних покоях дворца, Вардан приказал сжечь его в своей канцелярии. По словам диакона Агафона, многие, заявлявшие открыто протест и не принимавшие «томоса» императора, терпели преследования и подвергались ссылке. 801 Оповещение о своем вступлении на царство, свой портрет и манифест о вере Вардан направил папе Константину в Рим, куда была отослана и голова Юстиниана в свидетельство его гибели. Папа, его клир, римское войско и народ отказались признать еретика-императора. Его портрет не был принят, его имя не возглашалось во время церковных служб и монета с его изображением не имела обращения в Риме. Когда в Рим прибыл новый, назначенный Варданом, дукс римского войска, по имени Петр, то он не был принят, и между ним и прежним дуксом Христофором произошла кровавая схватка на via Sacra, конец которой положили посланные папой члены клира с евангелием и крестами. 802 Весть о том, что Вардан уничтожил картину, изображавшую Шестой собор, побудила папу распорядиться, чтобы на стенах базилики ап. Петра были изображены в картинах все шесть соборов. 803 Так как папа Константин был вполне удовлетворен тем почетом и вниманием, которые были оказаны ему во время путешествия на восток, пребывания в столице и личного свидания с императором, то весть о смерти «христианнейшего и православного» императора, пришедшая в Рим в конце января, вызвала живейшее чувство сожаления, а тот дерзкий вызов, который бросил папе Вардан, имел своим последствием то, что Рим с его духовным главой отложился от империи.

http://azbyka.ru/otechnik/Yulian_Kulakov...

Блаженный сей Вардан был из Багешской области, селения Датван. Женившись по мирскому обычаю, он некоторое время жил с женой и детьми, но затем покинул дом, родной край и стал скитаться по монастырям, [общаясь] со святыми отцами и благочестивыми людьми и денно-нощно пребывая в неустанных молитвах. Позже, споспешествуемый всеведающим Богом, он прибыл в город Багеш, где в это время правителем был некий курд по имени Шамшатин 1202 . Этот озлоблен был на армянский народ и принуждал христиан отречься от Христа и обратиться в их веру. [Став] вторым Юлианом, он взял себе за правило обращать в свою веру [всякого] встречного христианина. Видя это, блаженный [муж] и верный раб Божий святой Вардан скорбел и стенал над бедами христиан. Затем стал размышлять над словами пророка: «Буду говорить об откровениях Твоих пред царями, и не постыжусь» 1203 , и над словами Господа, глаголящего: «Когда поведут и представят вас пред судьями и царями, не тревожьтесь, ибо Я дам вам уста и премудрость, которой не возмогут противоречить, ни противостоять все противящиеся вам» 1204 . И так, укрепившись Духом Божьим, св. Вардан просит одного священника: – Пойдемте, покажите мне дорогу к замку и вратам правителя, чтобы я поговорил с ним лицом к лицу и узнал, за что поносит он армянский народ и достопочтенный жребий св. нашего Григора Лусаворича, купленный кровью Сына Божьего. Но речи его всем казались шуткой. Не ведали они, что он воспламенен был любовью к Богу, желал [подвергнуться] мучениям во имя Христа, вступить на ложе света и причислиться к сонму святых. Тогда по доброй воле, путеводимый распятым Христом, он отправился в замок эмира, но не смог его увидеть. Он с мольбой обратился к слугам и придворным правителя: – Хочу видеть эмира, мне нужно кое-что ему сказать. И они по распоряжению правителя впустили к нему Вардана. Обрадованный, эмир решил, что он [хочет] обратиться в их веру. И вот говорит Вардан: – Я хочу кое-что тебе сказать. – Говори, – молвил эмир. – Я и ты – создания одного и того же Творца, – начал Вардан, и произошли мы от одних и тех же родителей – Адама и Евы. Ты человек и я человек. Чем же ты лучше, что поносишь меня, говоря, что Бог дал тебе царство, а мне нищету. Почему ты превозносишь себя над нами?

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/armj...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010