Вардан Багдасарян: Я что хотел бы добавить. Проведенный нами анализ показал, что вообще нет Конституций не идеологичных. Другой вопрос - какая это идеология. И идеологии тут идентифицируются различные. 1. Либо это религиозное основание. Прежде всего, Конституции исламских государств выстраиваются на определенном религиозном фундаменте. Но не только они, апелляции соответствующие к богу есть даже в Конституциях европейских государств. 2. Либо это определенно реализуемый идеологический проект. В Турции есть апелляция к национализму, и к авторитету Ататюрка (в турецкой конституции). Конституция Вьетнама, Конституция Китая там по-прежнему бурно развивается Китай. В 1982 году это не эпоха маоизма. Это 82-ой год уже принята Конституция Китая (потом пошли поправки) - по-прежнему она строится на апелляции к построению коммунистического будущего при всех составляющих коммунистической идеологии. Нет не идеологичных Конституций. 3. Есть Конституции, где идеология присутствует как нечто само собой разумеющееся, как некий " вашингтонский консенсус " , который стоит за скобками, но проявляется во всех положениях Конституции, в том числе в нашей Конституции. У нас тоже есть высшая ценность, которая заявляется в Конституции - это права и свободы человека. Если идентифицировать, что это за идеология, в центр которой поставлены права и свободы человека, то это идеология либерализма. Либеральная Конституция, не опирающаяся на национальные традиции. Вы задали вопрос о каких-то национальных, традиционных устройствах, жизнеустройства - этого ничего нет. Возникает вопрос - а может ли быть что-то иное? Я приведу пример Ирландской конституции. Европейская страна, типичный представитель Европы. " Ирландский народ настоящим утверждает неотъемлемое, неотчуждаемое и суверенное право избирать собственную форму правления, определять свои отношения с другими народами и развивать свою политическую, экономическую и культурную жизнь в соответствии с его собственными склонностями и традициями " . Ничего подобного в Российской Конституции нет. Есть принципиально другое.

http://ruskline.ru/video/2013/12/11/kons...

Начинается наша Конституция с заявления, что мы являемся частью международного сообщества и все. Другого иного позиционирования России нет, как только признание ее частью мирового сообщества. И далее, если мы посмотрим, постоянная (мы проводили подсчёт) апелляция к общепризнанным ценностям, общепризнанным нормам и положениям международного права. Есть такая апелляция (встречается) и в текстах других Конституций, но в российском случае она встречается целых шесть раз, больше чем где-либо. Артём Войтенков: В каких еще Конституциях это встречается и примерно сколько раз? Вардан Багдасарян: Подсчет показал, по всем конституциям стран мира, что есть чуть более двадцати Конституций, где такое положение есть. Но есть принципиальное отличие использования этого положения. Как правило (кстати, такое положение, об общепризнанных нормах, было и в Конституции СССР 1977 года), это положение использовалось для регуляции межгосударственных отношений. Исходя из общепризнанных норм: нерушимость границ, отсутствие претензий на чужие территории. Большинство Конституций речь ведет об этом. Например, Конституция Хорватии. Они на основании общепризнанных норм и принципов, заявляют суверенность хорватского народа. Не десуверенизацию, а суверенность, " мы имеем право на собственное национальное государство " . В грузинской Конституции говорится, что исходя из общепризнанных норм, сохраняется целостность грузинского государства и это не позволяет претендовать отдельным национальным меньшинствам на подрыв этой целостности. То есть используется совершенно в другом контексте. У нас же, мало того, что это положение прописано (общепризнанные нормы и принципы), прописано, что оно включено в систему нашего права и, отталкиваясь от этого, заявляется приоритет международных договоров, которые подписала Россия по отношению к национальному законодательству. Анализ показал - где такое еще есть? Есть в двух государствах: в Австрии и в основном законе Германии. Конституция Австрии, конституция Веймарской Республики, принималась после поражения в Первой мировой войне.

http://ruskline.ru/video/2013/12/11/kons...

Но он еще и задает матрицу отношений в обществе, выбор: какими мы хотим быть, какими мы должны быть? Это задается как цель, как точка притяжения, куда вся страна движется. Поэтому Конституция - либо консервативный документ (мы еще его называем " юридизированный " , задал порядки устройства работы чиновников сверху донизу, и все, остальное как жизнь получится), - либо он " жизнеустроительный " , то есть задающий очень важные, поведенческие вещи для человека, группы, общества и для страны в целом. Конституция, которая на сегодняшний день существует в стране - первого типа. Она очень политически конъюнктурна, она родилась в очень драматический момент, когда страна заступила за грань гражданской войны. Реально начала проливаться кровь. В Москве многие об этом знают. Я был представителем президента России в Томской области, так вот и там, в далекой Сибири, настолько ожесточенное противостояние было, что реально кровь начала литься. Люди кидались друг на друга, разбивали себе головы, вооруженные правоохранительные органы начали делиться, условно говоря, на " красных " и " белых " , что нам привычно из истории революции 1917 года - они опять начали делиться. И эта Конституция была принята в экстренном, пожарном порядке, чтобы снять эту угрозу. И еще по одной причине: по причине закрепления победы победителя над побежденным. Когда-то маршал Жуков и генералиссимус Советского Союза Сталин вместе с англо-американской коалицией зафиксировали свой мандат победителя над гитлеровской Германией. Там были соответствующие уставы, решения, была Потсдамская конференция, Ялтинская. Разделили Германию, установили порядки жизни в Германии. Вардан Эрнестович, как историк, расскажет про Веймарскую Республику, про ту ситуацию с ее конституцией. В нашей стране, в не очень глубокой истории, в 1993 году, была принята Конституция, которая фиксировала акт поражения в " холодной войне " , где был победитель и побежденный. Артём Войтенков: И кто победитель? Степан Сулакшин: Вот кто побежденный точно можно сказать: это мы с вами, наша страна. И до сих пор платим репарации, потому что до сих пор объем экспорта из России больше, чем объем импорта в полтора-два раза, а был в три раза. В некоторый момент (в период принятия сегодняшней конституции) экспорт был больше, чем весь ВВП страны. То есть вывозилось больше, чем производилось в течение года. Что это, как не репарация? Причем, эта ситуация исторически классическая, тут стоит дать слово историку.

http://ruskline.ru/video/2013/12/11/kons...

Вывоз натра производится во все порты Средиземного моря и в Одессу. Тот же г. Бафи научил арабов доставать селитру без посредства сгораемых веществ, одним действием солнца. Теперь устроено шесть селитренных заведений; все они находятся возле развалин древних городов, где земля сильно напитана селитрою, которую извлекают через испарение воды. Первое извлечение рафинируется в Каире, в центральном заведении. По сделанному исчислению, все селитренные заведения доставляют до 16 тысяч квинталов. Часть селитры поступает в продажу. У Сантю Рази течение Нила при повороте весьма стремительно, и волны бьют кверху острыми конусами. Мы ночевали возле Кафр-Терране. Солнце взошло из-за густого леса пальм и акаций, где находится Атрис-Вардан. Когда мы тянулись гужом, к нам подошел с берега полунагой дервиш, держа в одной руке железный круг и посох, а в другой железную дощечку; он просил милостыни и предлагал взамен свои предсказания; наши ленивые матросы пользовались всеми случаями, чтобы останавливаться, к тому же тут встретилась им женщина с хлебом; тогда, забыв дервиша и бросив гуж, они начали разбирать хлеб, несмотря, что не имели в нем недостатка, и уселись поджавши ноги с трубками во рту; надобно было их обратить к работе угрозами. Цепь холмов Джебель-эль-Натрон, покрытая наносными песками Ливии, уже совсем приблизилась к западному берегу. Ожидание увидеть пирамиды приводило меня в волнение. Возле Джуреша мы обогнали дагабию голландского консула, который, завидя мой флаг, остановился и посетил меня; он был вознагражден за доставленное мне удовольствие его беседою, получа через меня письмо от его родственников из Европы. Мы продолжали плавание один за другим и опять гужом при восклицаниях арабов «Алла ли еель гамма, еа мулла ее малла!»... Возле Вардана, украшенного мечетью, среди пальмовой рощи, я видел переправу нескольких арабон через Нил на тростниковом плоте с подвязанными внизу горшками, которых отверстия опрокинуты в воду; этот способ плавания есть наследие древних египтян и замечен Страбоном.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Norov/p...

Открытая дискуссия " Как и куда идет Европа? Взгляд из Европейского союза " (на английском языке) Центр изучения Германии и Европы и Немецко-русский обмен приглашают на открытую дискуссию и встречу с гостями из Германии: профессора и студенты немецких университетов расскажут о том, как видят современную Европу и ее трансформацию, о своих впечатлениях от России, ответят на вопросы аудитории. Вход свободный. После дискуссии - неформальное общение на вечеринке. Подробнее Когда: 28 февраля в 18.00 Где: наб. Фонтанки, 20, Голицын-холл Контакт: Елена Белокурова, nro@obmen.org , группа в ВК Источник: Немецко-русский обмен в СПб Прием специалиста по социальной работе На приеме у специалиста ресурсно-информационного центра " Каритас " можно получить консультативную помощь по вопросам зависимости, созависимости, насилия, бездомности, социального сиротства и других трудных жизненных ситуаций. Помощь в их решении и поиске бесплатных вариантов поддержки как в проектах Каритас, так и бюджетных учреждениях и НКО города и области. Также оказывается консультационная поддержка специалистам различных учреждений. Все услуги оказываются бесплатно. Подробнее Когда: по вторникам с 17.20 Где: Рябиновая ул.,18 Контакт: Евгения Вадимовна Колпакова, 8 (981) 249-5682, caritashelp@yandex.ru Источник: РО " Каритас Санкт-Петербург " Мартовские события РБОО " Азария " Благотворительная организация " Азария " (Матери против наркотиков) приглашает на бесплатные обучающие семинары для специалистов и родственников зависимых, лекции, киносеансы, консультации на тему зависимости, созависимости, насилия в семье. В Пункте быстрого тестирования на ВИЧ каждый вторник и четверг с 18.00 до 21.30 все желающие могут бесплатно и анонимно пройти тестирование на ВИЧ-инфекцию. Подробнее Контакт: 8 (812) 570-2252, 8 (911) 180-6808, azaria.info@gmail.com Источник: РБОО " Азария " Благотворительный концерт Российского рогового оркестра Благотворительный фонд " Близкие Другие " приглашает на концерт Российского рогового оркестра в поддержку людей с тяжелой инвалидностью. В концерте также примут участие грузинский ансамбль " Арагви " и Вардан Арутюнян (дудук).

http://mitropolia.spb.ru/docs/novostnaya...

Вышеназванные три лица: Иоанн Апокавк, митрополит Навпактский, Георгий Вардан, митрополит Керкирский, и Димитрий Хоматин, архиепископ Охридский, являются наиболее выдающимися представителями культурных интересов времени Эпирского деспотата и кратковременной Солунской империи. 669 Что касается византийского искусства этого времени, то необходимо сказать, что новые франкские княжества, образовавшиеся на территории Византии, вынудили многих людей искусства (artists) из Константинополя и Фессалоники (Салоник) искать новое прибежище в могущественном сербском королевстве, или же присоединяться к артистам и художникам (artists), уже обосновавшимся в Венеции. “Тогда появилась, – писал один историк, – своего рода диаспора художников. Эти миссионеры византийского искусства дали направление славянским школам, расцвет которых в гораздо более позднее время мы только начинаем понимать.” 670 Художественные традиции, однако, не умерли, и художественное возрождение при Палеологах обязано в известной мере тем традициям и достижениям предшествующего времени, которые сохранялись в XIII веке. Литературное движение эпохи Никейской империи имеет важное значение для общей культурной истории Византии. Создавшийся при дворе Никейских государей центр сделался тем культурным очагом, который посреди политического разделения, жестокой международной борьбы и внутренней разрухи во время латинян спас, сохранил и продолжал дело первого эллинского возрождения при Комнинах, чтобы позднее сделать возможным появление и развитие второго культурного эллинского возрождения при Палеологах. Никея служит как бы мостом от первого возрождения ко второму. Культурный же центр, создавшийся в XIII веке в западной части Балканского полуострова, в эпирских владениях, был тем культурным звеном, которое сближало христианский Восток с Западной Европой в процессе их культурного движения XIII века. Культурный подъем в Италии XIII века, связанный с именем Фридриха II Гогенштауфена, этот “пролог к Ренессансу,” если не в желательной полноте еще разработан и изучен, то, во всяком случае, отмечается, обсуждается и признается всеми. Но культурный рост Никеи в том же XIII веке и особенно культурное, правда, только недавно начавшее вырисовываться движение в заброшенном и заглохшем, как казалось, Эпире во внимание не принимались. Между тем, эти три культурных движения развивались в формах большей или меньшей интенсивности, параллельно и, может быть, не без взаимных влияний. Тогда даже такое на первый взгляд скромное явление, как культурный подъем Эпира в XIII веке, должно потерять свое исключительно местное значение и занять соответствующее положение в истории общей европейской культуры XIII века.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Vasi...

1057 Дракула же поиде, събрався съ всм воиньством... – Военные действия между Владом Цепешем и турецким султаном происходили в 1461–1462 гг. Известия об этой войне в источниках противоречивы; современные румынские историки считают известия об успехах Влада (во время летнего похода в 1462 г.) достоверными. 1058 ...от угорскаго короля Матташя... – Матвей Корвин (Матиаш Хунь-яди) – венгерский король (1458–1490 гг.). 1059 ...от своихъ изданъ по крамол. – Дракула попал в венгерский плен в конце 1462 г. История его пленения довольно сложна. Первоначально Матвей Корвин заявил ο своем желании помочь валашскому господарю, ведшему войну с турками, но затем он объявил Влада в тайном сговоре с султаном и признал господарем его брата Раду Красивого (которого до этого поддерживали турки). Румынские историки считают известие об измене в войске Цепеша достоверным. 1060 ...в Вышеград на Дунаи, выше Будина 4 мили... – Указание на расстояние от королевского замка Вышеграда (Vizcegrad, нем. Plintenberg) до венгерской столицы Будина (Буды, часть нынешнего Будапешта) пропущено в Кирилловском (Ефросиновском) списке, но читается в других списках той же редакции. 1061 ...сестру свою родную дасть ему в жену... – Жена Дракулы не была сестрой Матфея Корвина. По одним сведениям она была родственницей Матфея, по другим – принадлежала к знатной венгерской фамилии. 1062 Пожив же мало, яко 10 лт, и тако скончася в той прельсти. – Β действительности Матвей Корвин восстановил Влада Цепеша на валашском престоле в 1476 г., и его вторичное царствование длилось около года. 1063 Конец же его сице... – Влад Цепеш погиб в сражении с турками в 1477 г.; на престол был посажен его давний соперник (представитель соперничающей династии Данов) Лайот Басараб. 1064 ...варадинского бископа... – Епископа города Вардан или Варадин Великий (ныне Орадя в Румынии). 1066 ...Стефанъ волосьскы... – Стефан (Штефан) Великий – молдавский князь (1457–1507 гг.), союзник и свояк великого князя Ивана III (сын Ивана был женат на дочери Стефана Елене).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Епископ и весь народ взяли тело и дали омыть его благочестивым женщинам; умастив благовонными маслами, позаботившись о ладане и окутав чистым саваном, они положили ее куда она велела. Всю ночь до самой обедни прославляли они Бога, а затем, совершив торжественную службу, учредили 17-й день месяца кялоц 872 – день успения святой – великим праздником, дабы ежегодно праздновать его во славу Божью. И немало исцелений было ниспослано Богом по заступничеству святой княгини. Такова история мученичества св. Шушаник, посвятившей себя Богу и приблизившейся к Христу и ставшей близкой и родной св. Духу. Всесвятой Троице слава во веки веков. Аминь, Мученичество Иезидбузида К числу ранних армянских мартириев (VI-IX вв.) относятся мученичества Иезидбузида, Давида Двинеци, Амазаспа и Саака и др. Эти произведения близки по своему характеру и уже довольно стереотипны 873 по сравнению с памятниками V века. По времени наиболее ранним является «Мученичество Иезидбузида», персидского мага, отрекшегося от зороастрийской веры, принявшего христианство и за это казненного «на 23-м году» правления персидского царя Хосрова I Ануширвана (531–579 гг.), т. е. в 553 г. Сохранились пространная редакция настоящего мученичества, представляющая памятник полностью и напечатанная во втором томе Избранных житий и мученичеств 874 , проложная 875 и грузинский текст 876 , являющийся буквальным переводом пространного армянского подлинника 877 . Расправа с высокопоставленным персидским магом в свое время имела большой резонанс. Греческий трагик Менандр Протиктор (VI в.) увидел в ней благодатный материал для создания трагедии, которая, к сожалению, до нас не дошла. Мы располагаем лишь указанием Менандра на греческом языке и стихотворной частью этого указания, которая обычно воспроизводится в изданиях Antologia graeca 878 . О маге Иезидбузиде имеется также несколько строк на сирийском языке 879 . Самое раннее упоминание о нем в армянской историографической литературе встречается у Ованеса Драсханакертци (IX – начало X в.). А о его казни с указанием на год смерти – причем дата смерти с незначительными колебаниями у всех совпадает – пишут многие армянские историографы: Степанос Таронеци, конец X – начало XI в., Самвел Анеци, вт. пол. XII в., Вардан Аревелци, XIII в., Мхитар Айриванеци, XIII в., Степанос Орбелян, X III в., а также грузинский автор Арсен Сапарели, IX в 880 .

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/armj...

Соч.: Басни и назидательные стихотворения. Венеция, 1790 (на арм. яз.); Басни Мхитара Гоша. Венеция, 1842 (на арм. яз.); Армянский судебник Мхитара Гоша/C юрид. исслед. и примеч. архим. Вагана Бастамянца. Вагаршапат, 1880 (на арм. яз.) (рус. пер.: Армянский Судебник Мхитара Гоша/Пер. с древнеарм.: A. A. Паповян, вступ. ст.: Б. М. Арутюнян. Ер., 1954); Марр Н. Сборники притч Вардана. СПб., 1894. Ч. 1; Тер-Мкртчян Г. Свидетельства святого Хосрова великого и славленного, названного новым мучеником, который проповедовал в стране Агуанк в столице Гандзак//Арарат. 1896. Дек. C. 590-594; 1897. Янв. С. 37-41 (на арм. яз.); Послание Мхитара Архимандрита, названного Гошем/Изд. К. Тер-Мкртчяна//Арарат. Ер., 1900. Год. 34. Окт. С. 497-504; Нояб. С. 562-568 (на арм. яз.); Душеполезные наставления Мхитара Гоша/Изд. Г. Саргсяна. Венеция, 1933 (Мудрости армянские; 23) (на арм. яз.); Басни/Под ред. Э. Пивазяна. Ер., 1951 (на арм. яз.); Басни средневек. Армении/Пер. с древнеарм. и предисл. И. А. Орбели. М.; Л., 1956; Албанская хроника/Пер., предисл. и коммент. З. М. Буниятова. Баку, 1960; Судебная книга/Под ред. Х. Торосяна. Ер., 1975 (на арм. яз.); Послание к грузинам о праведной вере/Изд. П. Мурадяна//Гандзасар. Ер., 1996. Кн. 6. С. 340-402 (на арм. яз.); Новые арм. мученики (1155-1843)/Под ред. Г. Манандяна, Г. Ачаряна; пер., предисл. и примеч. К. Тер-Давтян. Ер., 1998; The Law Code of Mxitar Gos/Ed. R. W. Thomson. Amst.; Atlanta, 2000; Летописцы армянские. Ер., 2014. Т. 20. Кн. 2: Мхитар Гош (на арм. яз.); Бозоян А. Толкование пророчества Иеремии Мхитара Гоша//Там же. С. 109-431 (на арм. яз.). Ист.: Киракос Гандзакеци. История Армении/Под ред. К. Мелик-Оганджаняна. Ер., 1961 (на арм. яз.); Вардан Бардзрбердци. Всеобщая история. М., 1861 (на арм. яз.). Лит.: Арцруни С. М. Историко-догматическое значение «Судебника» Мхитара Гоша. Тифлис, 1890; Тигранян С. «Судебная книга» Мхитара и «Книга канонов»//ИзвКавИАИ. 1925. Т. 3. С. 61-72; Сукиасян А. Г. Мхитар Гош и «Армянский судебник». Ер., 1965 (на арм. яз.); Армяно-груз. догматические споры в XI-XIII веках и «Послание к грузинам» Мхитара Гоша/Под ред. П. Мурадяна. Эчмиадзин, 2011 (на арм. яз.); Зурначян А. С. Судебник Мхитара Гоша как источник арм. права//Genesis: Исторические исслед. 2015. Т. 2. С. 25-49.

http://pravenc.ru/text/2564512.html

670 Считая до дня коронации Мономаха, 12 июня 1042 г. См.: Cedr., II, 542. Глика (592), делая неверный расчет, говорит, что Зоя и Феодора царствовалимесяц (дни забыты). Пселл (IV, 113 (Zon., IV, 157; Codin., 156)) замечает, что царствование цариц окончилось на третьем месяце, очевидно, имея в виду не продолжительность времени, а названия месяцев: царствовали в апреле, мае, июне, и на последнем (третьем) месяце царствование прекратилось. 673 Psell., IV, 108–109. Зонара (IV, 155), пользующийся Пселлом, передает его мысль таким образом, что Зоя решилась выйти замуж или из пожелания мужа, или из опасения, чтобы власть не перешла к одной ее сестре, поскольку некоторые нашептывали Феодоре, что ей одной подобает царствовать, как виновнице низложения тирана. Этот малоосмысленный перифраз текста Пселла Зонарой ввел в заблуждение Лебо (XIV, 316) и Гфрёрера (III, 230–231), по словам которых: а) сама Зоя первая пришла к мысли, внушенной затем приближенным,о необходимости выйти ей замуж, чтобы иметь императора, б) это было для нее средством предотвратить единодержавное правление сестры. Что касается возраста Зои при выходе в третий раз замуж, то оба писателя ошибаются: Лебо говорит, что ей было 62 года (это повторяют Герцберг. Gesch. d. Byzant., 217, и Финлей, I, 499), Гфрёрер – 65 лет. 676 Армянский историк Вардан Великий (131) говорит еще об одном кандидате. По его словам, когда Какиг, владетель города Ания, отправился в Константинополь, Зоя стала сильно упрашивать его принять греческую веру, жениться на ней и царствовать в Греции; но он не согласился. Это показание мы относим к разряду легендарных. 677 В похвальном слове Лихуду Пселл (IV, 398–399) делает риторическое применение этого прозвища к Константину Мономаху: iovo vu iiav шолер apiaxeiov av£iAr ipci)c; (он один впереди всех сражался за Империю, стал достойнейшим борцом, вступил в единоборство за славу всего отечества и за это в награду стяжал свое прозвание). Отсюда однако же нельзя заключать, что прозвище «Мономах» означало индивидуальное качество Константина IX, как полагает Гиббон, основываясь на значении слова. Это было прозвище родовое, первоначально, может быть, заимствованное и от личного качества – только не Константина IX.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Skabal...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010