В вавилонском плену его положение было опять таки особенное: выведение Иехонии из темницы и возвышение его, события с Даниилом и его друзьями, свидетельство Навуходоносора о Боге еврейском, наконец, указ Кира об освобождении, – все это такие события, в которых слишком ярко для всех выразилось благоволение Иеговы к своему народу. И вот – вместо того, чтобы не гордиться, но бояться, – грешный человек забыл о своих обязанностях и начал мечтать о своих мнимых правах. Зародились чувства превосходства над другими народами, горделивого отношения к ним и даже презрения их. Наряду с ними развивался национальный эгоизм 32 . Отказ самарянам и был первым (внешним) фактом начавшихся развиваться национальной гордости и эгоизма 33 . Это был первый совершенно ложный шаг остатка израильского, который, при благоприятных ему условиях, привел к гибельным последствиям. Сильно огорченные и раздраженные самаряне, после отказа им со стороны иудеев, начали мстить им: „ослаблять руки народа иудейского и препятствовать ему в строении; и подкупали против них советников, чтобы разрушить предприятие их, во все дни Кира царя Персидского, и до царствования Дария, царя Персидского» ( 1Ездр.4:4–5 ). Трудно допустить, чтобы запрещение продолжать постройку храма последовало уже при Кире, освободителе евреев. Но, с другой стороны, если оно последовало только при Камбизе (значит, после 529 г.), то в продолжение 6–7-летнего периода времени храм должен был значительно подняться из своего основания, и тогда бы еще менее было понятно молчание об этом пр. Аггея и Захарии... Однако, при этом должно иметь в виду, что постройка храма у евреев не могла быть успешной. Та ревность и высокое воодушевление, с которыми евреи вышли из Вавилона, постепенно слабели и слабели. Со вступлением в Иерусалим, даже с основанием жертвенника и храма, откровение царства Мессии не последовало... Явилось некоторое разочарование и упадок энергии. К этому нужно еще присоединить отсутствие материальных средств и временные бедствия, в роде бездождия, засухи, неурожая ( Агг.1:9–11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Posnov/...

В двух книгах Паралипоменон (Летописи) записана история Израиля до самого окончания высылки евреев в Вавилон. Эти книги, таким образом, должны были быть закончены временем немногим после этого события. Последние стихи из 2 Паралипоменон связывают исполнение пророчества Иеремии о 70 годах с победой персов над Вавилоном и с концом еврейского плена следующими словами: 2Пар.36:20–23 : «Кроме того, он [Навуходоносор] увёл тех, кто остался от меча, пленниками в Вавилон, и они стали служителями ему и его сыновьям до тех пор, пока королевство Персии не начало править; чтобы исполнить слово Иеговы устами Иеремии, до тех пор, пока земля не получила возмещение за свои субботы. Во все дни, когда она лежала в запустении она хранила субботу, чтобы исполнить семьдесят лет. А в первый год Кира, царя персидского, чтобы слово Иеговы устами Иеремии могло свершиться, Иегова возбудил дух Кира, царя персидского, так что он велел огласить [букв.: крику пронестись] по всему своему царству, а также и письменно, говоря: «Вот что Кир, царь Персии, сказал: „Все царства земли Иегова, Бог небесный, дал мне, и он сам уполномочил меня построить ему дом в Иерусалиме, который в Иудее. Кто бы ни был среди вас, из его народа, Иегова, Бог его, да будет с ним. Итак, пускай идёт”» (НМ, с англ.). 10 Можно заметить, что Летописец постоянно делает ударение на соответствии между пророчеством Иеремии и исполнением этого пророчества теми событиями, которые он записывает в стихах 20–23. Так, в стихе 20 он утверждает, что исполнилось пророчество из Иер.27:7 : «И все народы должны будут служить и ему, и его сыну, и его внуку до тех пор, когда время и его собственной земле придёт». Это время Вавилона пришло, как объясняет Летописец, когда «королевство Персии начало править (т.е. в 539 г. до н.э.), чтобы исполнить слово Иеговы устами Иеремии ... чтобы исполнить семьдесят лет». Тем самым также исполнилось бы и предсказание в Иер.25:12 о том, что время Вавилона придёт тогда, «когда исполнятся семьдесят лет». Таким образом, Летописец, кажется, говорит ясно, что 70 лет были исполнены [или завершились] во время захвата Вавилона персами.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/peresmot...

Как и Даниил ранее, писатель 2 Паралипоменон понял, что этим своим запустением Иудея исполнила то проклятие, что предсказано в законе Моисея. И потому он вставил это предсказание из Лев.26 , чтобы показать, что после окончательной депортации евреев в Вавилон оно было исполнено точно так, как и было предписано Моисеем, «пока вы будете в земле врагов ваших». Вставляя два предложения из Лев.26 , Летописец не хотел сказать, что земля наслаждалась субботним отдыхом 70 лет, поскольку этого не было предсказано ни Моисеем, ни Иеремией. Он не говорит явно, сколько времени продлился отдых. Он говорит только то, что «все дни, когда она лежала в запустении она хранила субботу» ( 2Пар.36:20 ). Как и Даниила, Летописца больше всего интересовало возвращение изгнанников. Поэтому он и подмечает, что они оставались в Вавилоне до тех пор, пока оба пророчества не были исполнены: (1) пророчество Иеремии о 70 годах превосходства «для Вавилона», и (2) пророчество из Левит о запустении и субботнем отдыхе земли Иуды. Эти пророчества не следует смешивать или спутывать вместе, как это часто делается. Это не только потому, что они относятся к периодам разного рода и продолжительности; они также относятся и к разным народам. Но поскольку в этом случае эти два периода были тесно связаны друг с другом, и конец первого периода оказался условием для конца второго, то Летописец, как и Даниил, свёл их вместе. Г-2: Пророчество Иеремии о возвращении ссыльных Многие комментаторы придерживаются того, что Летописец оканчивает 70 лет первым годом Кира (538/37 г. до н.э.) из-за того, что он написал в последних двух стихах: «А в первый год Кира, царя персидского, чтобы слово Иеговы устами Иеремии могло свершиться, Иегова возбудил дух Кира, царя персидского, так что он велел огласить [букв.: крику пронестись] по всему своему царству, а также и письменно, говоря: «Вот что Кир, царь Персии, сказал: „Все царства земли Иегова, Бог небесный, дал мне, и он сам уполномочил меня построить ему дом в Иерусалиме, который в Иудее. Кто бы ни был среди вас, из его народа, Иегова, Бог его, да будет с ним. Итак, пусть он идёт”» ( 2Пар.36:20 , НМ, с англ.).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/peresmot...

вдвое за все грехи свои. Глас вопиющего: в пустыне приготовьте путь Господу, прямыми сделайте в степи стези Богу нашему … кривизны выпрямятся, и неровные пути сделаются гладкими. И явится слава Господня, и узрит всякая плоть спасение Божие…» (40:1–5) Пророк неустанно всматривается в грядущее и пытается различить черты Божественного посланца. Быть может, это персидский царь? Еще до завоевания Вавилона пророк именно с ним связывает свои надежды: «Так говорит Господь помазаннику Своему Киру: Я держу тебя за правую руку, чтобы покорить тебе народы … чтобы отворялись для тебя двери … Я пойду пред тобою … ради Израиля, избранного Моего, Я назвал тебя по имени, почтил тебя, хотя ты не знал Меня … нет Бога кроме Меня». (45:1–5). Но персидский завоеватель – лишь временное орудие Ягвэ, касающееся ближайших событий. Гораздо более Кира пророка интересует Мессия, чаяние которого особенно усиливается в поворотные моменты истории: «Дух Господа на Мне, ибо Господь помазал Меня благовествовать нищим … исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение … лето Господне благоприятное и день мщения Бога нашего» (61:1–2). Отдавая дань обычным пророческим восхвалениям силы, славы и справедливости царства Мессии, Исайя 2-ой, однако, видит его служение по-иному: «Вот, Отрок Мой, Которого Я держу за руку, избранный Мой, к Которому благоволит душа Моя. Положу дух Мой на Него, и возвестит народам суд. Не возопиет и не возвысит голоса Своего … трости надломленной не переломит и льна курящегося не угасит; будет производить суд по истине. Не ослабеет и не изнеможет … и на закон Его будут уповать народы…» (42:1–4) Обратим внимание на ряд важных моментов. Мессия – это «отрок» Ягвэ. Слово это может подчеркивать сразу две мысли. Во-первых, Он есть чадо Божие, и тут мы впервые так открыто встречаемся с евангельской темой «отцовства» Бога. В любом случае, Мессия «кровно» связан с Творцом, Он Божий Сын. Во-вторых, слово это намекает на юность, на возраст до зрелости (30 лет в Палестине), что предполагает недоверие к Нему и Его словам, что не силой внешнего положения и авторитета будет покорять сердца людей Мессия, что не применит никакого насилия, а явит глубочайшее смирение, и что удивительно: смирение это и завоюет поклонение всех народов. Очевидно, что Исайя Вавилонский дает совершенно новый образ Мессии. Он не воин-отмститель. И уже не царский преемник – пророк не питает относительно этого никаких иллюзий. Он смиренный юноша, твердо и последовательно выполняющий волю Ягвэ. Внешне Он кажется слабым, но победа – за Ним. Здесь у пророка неожиданно зазвучала евангельская идея: Бог, оказывается, избирает для Своих целей вовсе не очевидную силу, а силу внутреннюю, постепенно побеждающую зло мира. Пути Его неисповедимы.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/vvedeni...

Трансцендентная святость и трансцендентное ничтожество земной власти — эта антиномия, выявляющаяся в христианском сознании, может быть названа характерной для Востока (с той оговоркой, что слова «Восток» и «Запад» для истории культуры могут служить скорее символами, чем точными терминами, обозначающими равные себе понятия). И здесь мы переходим ко второму пункту наших размышлений — к тому процессу ориентализации средиземноморского духовного мира, внутри которого развивались и психология цезаризма, и психология христианства. Установление империи означало торжество такой системы отношений между властью и человеком, которая давно была отработана в ближневосточных деспотиях. Недаром во времена Цезаря и Октавиана носились темные слухи о предстоящем переносе имперской столицы на восток (что через три столетия с лишним пришлось осуществить на деле). Сама богоизбранность будущих христолюбивых государей имела для себя прообраз в основателе персидской державы Кире II, как его рисует ветхозаветная Книга Исаии: «Так говорит Господь помазаннику Своему Киру: Я держу тебя за правую руку, чтобы покорить тебе народы, и сниму поясы с чресл царей, чтобы отворялись для тебя двери, и ворота не затворялись; Я пойду пред тобою, и горы уровняю, медные двери сокрушу; и запоры железные сломаю. И отдам тебе хранимые во тьме сокровища и сокрытые богатства, дабы ты понял, что Я Господь, называющий тебя по имени…» (гл. 45, ст. 1—3). Драма священного миродержавства, интерпретированная по–язычески Августом и по–христиански Константином, разыгрывалась на Востоке на протяжении всей его истории, и за это время не только властители, но и подвластные имели случай разучить свои роли с такой основательностью, которой недоставало попавшим в условия империи потомкам республиканских народов Средиземноморья. В полисные времена греки привыкли говорить о подданных персидской державы как о битых холопах; мудрость Востока — это мудрость битых, но бывают времена, когда, по пословице, за битого двух небитых дают. На пространствах старых восточных деспотий был накоплен такой опыт нравственного поведения в условиях укоренившейся политической несвободы, который и не снился греко–римскому миру (опыт этот, как известно из рассказа Лескова «Однодум», еще в XIX веке был способен помочь голодному любителю одной восточной книги — Библии — остаться прямым в мире кривды).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=753...

Характеристическим примером этого может служить то, как он совершенно сознательно и преднамеренно исказил одно место из пророка Иезекииля. «Иезекииль, – говорит он, – обещает иудеям, с целью поддержать в них смелость, что они будут есть мясо человеческое.“ 29 Обвинять иудеев в каннибализме значит возводить на них весьма тяжкое обвинение. Но на чем же оно основано? Это Вольтер объясняет в своих «Прибавлениях к истории»: «Пророк Иезекииль обещает евреям, от лица Бога, что если они будут стойко защищаться против царя персидского, то будут есть мясо кониное и мясо всадников». В «Философском словаре» он вновь повторяет и утверждает это положение: «По всему видно, что иудеи времени Иезекииля имели обыкновение есть человеческое мясо, так как он предсказывает им в ΧΧΧΙХ главе, что если они будут хорошо защищаться против персидского царя, то будут есть не только лошадей, но и всадников и других воинов. Это положительно.» 30 Итак – «это положительно!» Так будто бы читается в XXXIX главе пророка Иезекииля! Но сделаем подлинную справку и посмотрим, что же именно говорится у пророка. В указанном месте читается следующее: «Сын человеческий! скажи всякого рода птицам и всем зверям полевым: собирайтесь, и идите... и будете есть мясо и пить кровь. Мясо мужей сильных будете есть, и будете пить кровь князей земли. – И насытитесь за столом Моим конями и всадниками, мужами сильными и всякими людьми военными» ( Иез.39:17–20 ). Где же иудеи в этом месте? О них тут ни слова. Речь идет только о хищных птицах и зверях, по инстинкту собирающихся на поля, покрытые трупами убитых коней и воинов, чтобы пожирать эту ужасную- добычу. А между тем Вольтер подставил вместо этих естественных хищников – иудеев, и отсюда у него вышло, что иудеи были людоедами, и это нелепое положение даже с нахальством подтверждается восклицанием: В виду такой грубой и очевидной нелепости, можно бы, пожалуй, подумать, что тут произошла у него просто ошибка, недосмотр, который и дал повод автору сделать свои нелепые выводы.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/volter...

Паралипоменон в прямой и неразрывной связи с предыдущими, образуя здесь второй член фразы, между тем как в начале Ездры они стоят отрывочно. Первый стих первой главы кн. Ездры читается так: – «а в первый год Кира, царя персидского, исполнение слова Господня из уст Иремии и т. д.» – vav adversamivum в начале книги, которым не начинается ни одна из остальных книг Ветхого Завета 90 , словорасположение, іnfinitiv с пред verbum fіnіtum, ссылка на не упоминаемое далее пророчество Иеремии, которое теперь только исполнилось вполне, – что означается, именно, словом Ср. Дан. 12:17 – всё это указывает на предыдущую и, очевиднейшим образом, здесь опущенную фразу. Напротив, 2Пар. 36:22–23 кн. Паралипоменон тесно примыкают к 2Пар. 36:21 и через него к 2Пар. 36:18–20 . Прежде писатель рассказывал ( 2Пар. 36:18–20 ) о том, как священный город был разрушен, жители частью умерщвлены, частью отведены в плен и обращены в рабство. Это напоминает ему то пророчество Иеремии об опустошении страны и семидесятилетнем рабстве в Вавилоне, по истечении которого Иегова должен был посетить свой народ и возвратить его на родину ( Иер. 25:11–12; 29:10 ). Поэтому то он и говорит в 2Пар. 36:21 «всё это случилось «во исполнение слова Господня, сказанного устами Иеремии ( ) доколе земля не отпраздновала суббот своих. Во все дни запустения она субботствовала до исполнения семидесяти лет». А в первый год Кира, царя персидского, в совершенное исполнение слова Господня ( )... возбудил Господь и т. д.» ( 2Пар. 36:22 ). Оба эти стиха стоят, таким образом, в самой тесной связи друг с другом: 2Пар. 36:21 содержит указание на исполнение пророчества Иеремии по первой его части – об опустошении страны и времени продолжения плена, – 2Пар. 36:22 даёт комментарий на вторую часть этого пророчества, на обещанное возвращение из плена. Слова в начале 2Пар. 36:22 образуют лёгкое противоположение предыдущим последним словам 2Пар. 36:21 и переход к последней части этой фразы: семьдесят лет, хочет сказать писатель, продолжалось запустение страны, но по истечении их, в первый год Кира, чтобы исполнить пророчество Иеремии возбудил Господь дух Кира и т. д.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Carevs...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010