И в Апокалипсисе Иоанна была видима книга, запечатанная седмью печатями внутри и отвне. И так как никто не мог снять печати ее, то я, говорит Иоанн, много плакал. И дошел до меня голос, говорящий: «не плачися: се, победил есть лев, иже сый от колена Иудова, корень Давидов, разгнути книгу и разрешити... печати ее» ( Апок. 5:4, 5 ). Раскрыть эту книгу может тот, кто знает тайны Писаний, и понимает загадки и темные, по причине великой таинственности слова, и истолковывает притчи, и убивающую букву обращает в дух животворный. Дан. 12:5, 6 . И увидел я, Даниил, и вот как бы двое других стояли: один с этой стороны на берегу реки и другой с той стороны, на другом берегу реки. И сказал я мужу, одетому в льняные [одежды], который стоял над водами реки: когда будет конец этих чудных событий? Даниил увидел двух ангелов, стоящих с той и другой стороны на берегу реки вавилонской, и так как она здесь не называется по имени, то я, на основании предшествующего видения, полагаю, что это Тигр, называющийся по-еврейски Eddecel. Однако он не вопрошает тех, которые стояли на обоих берегах, а того, которого он видел в начале ( Дан. 10:5 ) и который был облечен в льняные или виссонные [одежды], что по-еврейски называется baddim. Также и этот ангел стоял над водами реки вавилонской, попирая их ногою своею. Отсюда следует заключать, что вышеупомянутые два ангела, которых он видел стоящими на берегу и которых не спрашивает и не считает нужным расспрашивать (sciscitatione condignos), это ангелы персидский и греческий; а последний – это тот благой ангел, который приносил пред лицом Божиим молитвы Даниила в то время, когда против него стоял ангел персидский. Спрашивал же его [Даниил] о том, когда совершатся те чудесные [события], о которых говорится в настоящем видении, что Порфирий по своему обычаю объясняет в отношении к Антиоху, а мы в отношении к антихристу. Дан. 12:7 . И слышал я, как муж, одетый в льняные [одежды] и находившийся над водами реки, подняв правую и левую руку к небу, поклялся Живущим во веки, что это до времени, и времен и полувремени.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Поэтому не так исполняется, как читается, но как все вместе считается, так и оканчивается. Не безызвестно нам также, что некоторые из них говорят, что одна седмина, о которой написано: «утвердит завет для многих одна седмина», разделяется по отношению к Веспасиану и Адриану, потому что по истории Иосифа Весиасиан и Тит в продолжение трех лет и шести месяцев были в мире с иудеями. Три же года и шесть месяцев при Адриане считаются с того времени, когда Иерусалим совсем был разрушен и иудейский народ массами избивался, так что иудеи даже изгонялись из пределов [страны] Так говорят евреи, мало обращая внимания на то, что с первого года Дарии, царя персидского, до последнего разрушения Иерусалима, происшедшего с ними при Адриане, считается сто семьдесят четыре олимпиады, то есть шестьсот девяносто шесть лет, составляющих девяносто девять еврейских седмин и три года, когда предводительствовавший иудеями Кохба был побежден и Иерусалим разрушен до основания. Глава X Дан. 10:1 . В третий год Кира, царя персидского, открылось слово Даниилу, именовавшемуся Валтасарам, и истинное [было] слово и великая сила, и он уразумел слово. Ибо при видении требуется разумение. Каким же образом в конце первого видения мы читаем: «был же Даниил до первого года царя Кира» ( Дан. 1:21 )? Мы это так понимаем, что он оставался у халдеев в прежнем достоинстве и облекался в порфиру и виссон до первого года царя Кира, когда тот разрушил [царство] халдейское, и после того начал быть при Дарии, сыне Ассуира, из рода мидян, владычествовавшем над царством халдейским. Или же говорится это теперь, может быть, в том смысле, что он видел это в третий год царя Кира уже после смерти Дария, в первый год которого он познал тайны семидесяти седмин. «И истинное слово и великая сила» ( Дан. 10:1 ) – или Бога, который исполнит это, или пророка, который уразумеет это. Дан. 10:2, 3 . В те дни я, Даниил, был в сетовании три седмицы дней: хлеба вожделенного я не ел, и мясо и вино не входили в уста мои, и мастями я не умащал себя, пока не исполнились три седмицы дней.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Дан. 6:21 . Царь, во веки живи! Воздает честь почтившему его и молит о вечной жизни для него. Дан. 6:22 . Бог мой послал ангела Своего, и заградил пасть львам, и они не повредили мне и проч. Не ярость львов изменилась, но пасть их и ярость были заграждены ангелом, и заграждены потому, что этому предшествовали добрые дела пророка; так что это было не столько милостию спасения, сколько воздаянием справедливости. Слова же подобного рода произносит всякий святый муж по избавлении от пасти невидимых львов и от рва преисподнего, ибо он верил в Бога своего. Дан. 6:25–27 . Тогда царь Дарий написал всем народам, племенам и языкам, живущим по всей земле: мир вам да умножится! Мною постановлено определение, чтобы во всем владении и царстве моем боялись и трепетали пред Богом Данииловым. Ибо Он есть Бог живый и пребывающий во веки, и царство Его не разрушится и владычество Его [продолжится] во веки. Он избавителю и спасителю, совершающий знамения и чудеса на небе и на земле и избавивший Даниила из рва львиного. Как некто под Навуходоносором, пишущим языкам и народам, понимал противные силы, так и Дария он истолковывает в смысле призывания всех к покаянию. И спрашивает (или спрашивается): будет ли это в сем мире, или в другом или, может быть, после других миров? Но мы, считая это за вздор и за пустые басни, скажем только следующее: у варварских народов для того совершаются знамения чрез рабов Божиих, чтобы прославлялось служение единому Богу и чествование Его. Дан. 6:28 . И Даниил оставался непоколебимым (perseveravit) до царствования Дария и до царствования Кира Персидского. Таким образом то, что мы читали в конце первого видения: «был же Даниил до первого года царя Кира» ( Дан. 1:21 ), не следует принимать за время жизни его. Ибо в последнем видении мы читаем: «в третий год Кира, царя персидского, открыто было слово Даниилу, называвшемуся Валтасаром» ( Дан. 10:1 ). Но это означает то, что до первого года царя Кира, разрушившего халдейское царство, Даниил имел власть в Халдее, а после того был переселен Дарием в Мидию. Глава VII

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Если же пишется, что после победы Кира, царя персидского, и Дария, царя мидийского, один Дарий принял царство, то это объясняется соблюдением порядка относительно возраста, родства и царства. Ибо Дарий имел шестьдесят два года; царство мидийское, как мы читаем, было более персидского и, как дядя, имевший преимущество но естественному праву, он должен был считаться принявшим царство. Поэтому и в видении против Вавилона, которое читается у Исаии, после многого, что долго было бы излагать, говорится, как имеющее быть, следующее: «Се, Аз возбуждаю на вы мидов, иже сребра не вменяют, ниже злата требуют». Но стрелами умертвят младенцев, и плодов чрева не пощадят ( Ис. 13:17, 18 ). И Иеремия говорит: «освятите нань языки», царей мидийских, «воевод его и всех воев его и всея земли области его» ( Иер. 51:27, 28 ). И далее: «дочь Вавилона подобна гумну во время молотьбы на нем; еще не много, и наступит время жатвы ея» (там же Иер. 51:33 ). Что Вавилон был взят во время пира, это ясно пишет Исаия, призывая его к борьбе: «Вавилон, возлюбленный мой, стал для меня дивом. Приготовь стол, смотри с подзорной башни на едящих и пьющих; вставайте князья, берите щит» ( Ис. 21:4, 5 ). Глава VI Дан. 6:1, 2 . Угодно было Дарию поставить над царством сто двадцать сатрапов, чтобы они были во всем царстве его, а над ними трех князей, из которых один был Даниил. Иосиф, о котором выше мы сказали, так говорит, излагая события, [описываемые] в этом месте: «Дарий же, разрушивший царство вавилонян при помощи родственника своего Кира, сражавшегося вместе с ним, имел шестьдесят второй год жизни, когда взял Вавилон, и был сыном Астиага, который у греков назывался другим именем; и взял он с собою Даниила пророка, и привел в Мидию, и сделал одним из трех князей, начальствовавших над всем царством его». Отсюда мы видим, что по разрушении Вавилона Дарий возвратился в царство свое, в Мидию, и привел с собою Даниила в той же должности, на которую он был возведен Валтасаром. И не подлежит никакому сомнению, что он слышал о чудесном знамении, бывшем при Валтасаре, и о том истолковании, которое сделал Даниил, а также о том, каким образом он предсказал господство мидян и персов.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Так перевел Феодотион согласно с тем, что мы читаем в сто втором псалме ( Пс. 102:1 ): «Благослови, душе моя, Господа, и вся внутренняя моя, имя святое Его». Ибо прежде, нежели мы удостоимся увидеть видение Божие, внутренности наши обращаются ко вне, а когда мы увидим видение Божие, то внутренности наши обращаются в [глубь] нас, мы углубляемся в них, о чем и в другом псалме пишется: «Вся слава дщере царевы внутрь: в ряснах златых» ( Пс. 44:14 ). Дан. 10:19 . И когда он говорил со мною, я укрепился и сказал: говори, господин мой, ибо ты укрепил меня. И он сказал. Ибо если бы не укрепило его прикосновение подобного сыну человеческому и если бы страх не оставил сердца его, то он не мог бы слышать таинств Божиих, и потому он теперь говорит: так как ты укрепил меня, то говори, господин. Ибо ты соделал то, что я могу и слышать, и понимать то, что ты будешь говорит. Дан. 10:20 . Знаешь ли, для чего я пришел к тебе? Теперь я возвращусь, чтобы бороться с князем персидским. Слова эти означают следующее: я пришел для того, чтобы сообщить тебе, что молитвы твои услышаны; но я возвращусь, чтобы опять бороться пред Богом с князем персидским, который не хочет освободить народ твой из плена. Ибо когда я уходил, то пришел князь греческий. Я, говорит, уходил от лица Божия, чтобы возвестить тебе то, что будет с народом твоим в последние дни, хотя еще не был спокоен, потому что стоял князь персидский и возражал против твоих молитв и против отправления меня [к тебе]. И вот пришел князь греческий, то есть македонский, и предстал пред Богом, обвиняя князя персидского и мидийского с тою целью, чтобы на их место вступило царство македонское. И по истине удивительны таинства Божии; ибо по освобождении народа иудейского Александр, царь македонский, умертвив Дария, разрушил царство персидское и мидийское, и князь греческий победил князя персидского. Дан. 10:21 . Впрочем, я возвещу тебе то, что начертано в писании истины. Ход мыслей следующий. Дело остается еще в неопределенном положении. Ибо когда ты молился Господу, а я приносил [Ему] молитвы твои, то против [меня] стоял князь персидский, не желавший, чтобы народ твой был освобожден из плена.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

И склонил Он к нам милость царей Персидских, чтоб они дали нам ожить, воздвигнуть дом Бога нашего и восстановить его из развалин его, и дали нам ограждение в Иудее и в Иерусалиме» (1 Езд 9. 9). Катастрофа плена позволяет осознать его причины и понять то, о чем предупреждали пророки ( Ackroyd. 1968. P. 43). Восстановление молитвенной храмовой общины является одной из главных сюжетных линий книги. Указ Кира, не только позволяющий, но даже предписывающий иудеям идти в Палестину, встречает готовность в их среде покинуть привычную жизнь и отправиться на родину (1 Езд 1. 5); их поддерживают и царь, снабдивший их всем необходимым, и жители Вавилона, делавшие «доброхотные даяния» (1 Езд 1. 6-11). Осмысление переселения в Св. землю содержится в молитве Ездры (1 Езд 9). Он видит во всем происходящем исполнение замысла Бога, который «оставил… несколько уцелевших и дал… утвердиться на месте святыни Его» (1 Езд 9. 8). Община призвана строить жизнь вокруг храма. Придя в Иерусалим, первые репатрианты сразу же делают обильные пожертвования «на дом Божий, чтобы восстановить его на основании его» (1 Езд 2. 68), чтобы строительные работы могли начаться незамедлительно. Значительная часть книги и посвящена описанию этих работ и преодолению возникавших препятствий. По выражению совр. исследовательницы, повествование Е. п. к. и Книги Неемии построено вокруг единого смыслового ядра - восстановления храма ( Eskenazi. 1988. P. 38). Центральным местом Е. п. к. оказывается сообщение о завершении строительства храма: «И старейшины Иудейские строили и преуспевали, по пророчеству Аггея пророка и Захарии, сына Адды. И построили и окончили, по воле Бога Израилева и по воле Кира и Дария и Артаксеркса, царей Персидских» (1 Езд 6. 14). Из этого сообщения становится ясным, что все происходящее является исполнением одной воли - воли Бога ( Eskenazi. 1988. P. 41). Постоянная помощь Бога общине репатриантов во всех невзгодах. С самого начала жизни в Иерусалиме иудеи ощущали опасность, грозящую им извне: «они были в страхе от иноземных народов» (1 Езд 3.

http://pravenc.ru/text/189575.html

(40, 1-5)   Пророк неустанно всматривается в грядущее и пытается различить черты Божественного посланца. Быть может, это персидский царь? Еще до завоевания Вавилона пророк именно с ним связывает свои надежды: «Так говорит Господь помазаннику Своему Киру: Я держу тебя за правую руку, чтобы покорить тебе народы … чтобы отворялись для тебя двери … Я пойду пред тобою … ради Израиля, избранного Моего, Я назвал тебя по имени, почтил тебя, хотя ты не знал Меня … нет Бога кроме Меня». (45, 1-5).   Но персидский завоеватель — лишь временное орудие Ягвэ, касающееся ближайших событий. Гораздо более Кира пророка интересует Мессия, чаяние которого особенно усиливается в поворотные моменты истории: «Дух Господа на Мне, ибо Господь помазал Меня благовествовать нищим … исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение … лето Господне благоприятное и день мщения Бога нашего» (61, 1-2).   Отдавая дань обычным пророческим восхвалениям силы, славы и справедливости царства Мессии, Исайя 2-ой, однако, видит его служение по-иному: «Вот, Отрок Мой, Которого Я держу за руку, избранный Мой, к Которому благоволит душа Моя. Положу дух Мой на Него, и возвестит народам суд. Не возопиет и не возвысит голоса Своего … трости надломленной не переломит и льна курящегося не угасит; будет производить суд по истине. Не ослабеет и не изнеможет … и на закон Его будут уповать народы…» (42, 1-4)   Обратим внимание на ряд важных моментов. Мессия — это «отрок» Ягвэ. Слово это может подчеркивать сразу две мысли. Во-первых, Он есть чадо Божие, и тут мы впервые так открыто встречаемся с евангельской темой «отцовства» Бога. В любом случае, Мессия «кровно» связан с Творцом, Он Божий Сын. Во-вторых, слово это намекает на юность, на возраст до зрелости (30 лет в Палестине), что предполагает недоверие к Нему и Его словам, что не силой внешнего положения и авторитета будет покорять сердца людей Мессия, что не применит никакого насилия, а явит глубочайшее смирение, и что удивительно: смирение это и завоюет поклонение всех народов. Очевидно, что Исайя Вавилонский дает совершенно новый образ Мессии. Он не воин-отмститель. И уже не царский преемник — пророк не питает относительно этого никаких иллюзий. Он смиренный юноша, твердо и последовательно выполняющий волю Ягвэ. Внешне Он кажется слабым, но победа — за Ним. Здесь у пророка неожиданно зазвучала евангельская идея: Бог, оказывается, избирает для Своих целей вовсе не очевидную силу, а силу внутреннюю, постепенно побеждающую зло мира. Пути Его неисповедимы.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

К сему должно присовокупить и то, что мы не обвиняем человека, если из любви к отечеству и для устранения опасности, угрожающей отечеству, он принужден бывает употреблять суровые и сильные меры против врагов отечества. В таких, именно, обстоятельствах и находилась Есфирь. Ей, конечно, было небезызвестно, что после кровавой драмы, происшедшей 13-го Адара, в Сузах еще оставалось довольно закоренелых врагов иудейских, которые, без сомнения, теперь еще более были злобны против Иудеев, чем прежде, – и, следовательно, еще более от них могло выйти зла и опасностей для народа иудейского. События так пошли, что неизбежным оказалось полное истребление врагов иудейских; тем более, что такую же точно участь и они готовили Иудеям. Само, по-видимому, правосудие Божие устроило это возмездие. Ст. 16. …И прочие Иудеи, находившиеся в царских областях,... умертвили из неприятелей своих семьдесят пять тысяч, а на грабеж не простерли руки своей… Нельзя представить, чтобы Персы и другие, жившие в персидских пределах, народы без сопротивления позволяли убивать себя Иудеям. Но, поскольку они действовали раздробленно и боязливо, парализованные царским указом и страшной властью Мардохея у престола царского, между тем, как Иудеи действовали массами и, притом, при содействии самих персидских властей 971 ; то и вышло вместо обоюдной борьбы простое избиение врагов иудейских. Замечательно, что Иудеи при этом случае довольствовались только умерщвлением своих врагов, но не хотели простирать рук на грабеж имущества избиенных 972 , хотя царь позволил им и это 973 , и, хотя враги иудейские, со своей стороны замышляли не только перебить Иудеев, но и ограбить их имущество 974 . Этим поведением своим евреи показали свое бескорыстие и то главное побуждение, которое заставило их взяться за оружие, т. е. желание обезопасить только и оградить свою жизнь и свои права от злобы врагов своих. Ст. 20–21; 27–28. ...и послал Мардохей письма ко всем Иудеям,... чтобы они установили каждогодно празднование у себя четырнадцатого дня месяца Адара и пятнадцатого дня его...

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Ст. 1. ... и вышел на середину города Мардохей, и взывал с воплем великим и горьким: (истребляется народ, ни в чем не повинный)!.. Выражать скорбь криками и воплями на улице – было в обычае у Персов. Так, после поражения Ксеркса в Греции на улицах Сузских, общественная скорбь выражалась в продолжении многих дней воплями и криками народными 963 . Ст. 3. ...во всякой области и месте, куда только доходило повеление царя и указ его, было большое сетование у Иудеев, и пост, и плач, и вопль... Почему Евреи не думают сопротивляться, или, по крайней мере, бежать? Сопротивление было немыслимо по малочисленности и слабости Евреев в сравнении с их притеснителями, а также, по разбросанности их в персидских областях. Бегство также было бы в высшей степени затруднительно, и даже невозможно. Ибо, не говоря о том, что в бегстве требовалось побросать все пожитки и захватить с собою своих жен и беспомощных детей, – некуда, собственно говоря, было и бежать несчастным Иудеям; ибо владычество персидских деспотов простиралось от Индии до Геллеспонта. Ст. 4. …И послала (Есфирь) одежды, чтобы Мардохей надел их, и снял с себя вретище свое. Но он не принял… Этим он хотел достичь, чтобы царица обратила серьезное внимание на скорбь его и непременно бы постаралась узнать о причине ее. И действительно, Есфирь, не имея возможности принять Мардохея у себя в комнатах (это строго воспрещалось гаремными правилами), нарочно послала к нему на улицу евнуха, чтобы он выспросил и узнал все. Ст. 15–16. …И сказала Есфирь в ответ Мардохею: пойди, собери всех Иудеев, находящихся в Сузах,... и не ешьте, и не пейте три дня ни днем, ни ночью, и я со служанками моими буду также поститься... Трехсуточное воздержание от пищи и пития было, конечно, слишком суровым, и не для всех возможным постом; но и нет нужды принимать в строго буквальном смысле трехсуточный срок назначенного Есфирью поста. В Писании иногда часть дня и часть ночи берутся за целый день и за целую ночь 964 . По ходу свящ. рассказа, видно, что сама Есфирь не постилась полных трех дней; ибо царь пришел к ней на пир до истечения третьего дня 965 . Глава 5. Представление Есфири к царю Артаксерксу

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Здесь является другой вопрос, который выдвигается у пророка. Пришел к нему, – сказано, – ангел Гавриил и говорит: «Даниил; с первого дня, как ты расположил сердце твое, чтобы достигнуть разумения и смирить тебя пред Богом твоим, слова твои услышаны, и я пришел бы по словам твоим. Но князь царства Персидского стоял против меня двадцать один день; но вот, Михаил, один из первых князей, пришел помочь мне» ( Дан.10:12–13 ). Кто же этот ангел, оказавший сопротивление Гавриилу, и почему он ему стал сопротивляться? Уже прежде сказано вам, братья, что Бог отделил каждому из ангелов страну, для охраны всякого создания. Поэтому святому Гавриилу, посланному с неба, сопротивляется ангел, покровительствующий царству персов, т.е. Персии. Но вот вопрос: если тот был послан от Бога и от Бога же был послан Гавриил, то почему он сопротивляется ему? Ведь если бы посланный ангел был представителем другого владыки, то сопротивление с его стороны было бы вполне естественно; но если один и тот же Бог одного назначил к тому народу, а другого послал к пророку, то почему один сопротивляется другому? Обрати на это особенное внимание. Весь мир был исполнен идолослужения; ангелы, приставленные к язычникам, мучились и скорбели, видя, как Бог презирается, а идолы почитаются. Когда потом пленный народ пришел в Вавилон, явился Даниил, проповедующий о Боге, явились три отрока, воспевающие Бога в то время, когда разожжена была печь, – тогда и нечестие посрамилось, тогда львы сомкнули свою пасть и неверующие замолчали. Поэтому ангел, начальник царства персидского, радовался и торжествовал по поводу того, что во владениях его раздается проповедь о Боге. Видел ангел, как халдеи, некогда почитавшие огонь и поклонявшиеся идолам, чудесным образом научены были почитать Бога и радовался, видя область свою, некогда полную нечестия, обращающеюся к благочестию. Видел ангел, как Навохудоносор царь говорил: «Седрах, Мисах и Авденаго, рабы Бога Всевышнего» ( Дан.3:93 ), и радовался. И вот, когда блаженный Даниил просил Бога, чтобы народ был возвращен из плена по прошествии тех определенных семидесяти лет, а Гавриил был послан объявить ему, что народ опять возвращается из плена и получит землю свою, т.е.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010