Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НАРСА И АРТЕМОН [Нарсай, Нарсес; греч. Ναρσς κα Αρτμων], мученики (пам. греч. 9 нояб.). В Синаксаре К-польской ц. (архетип кон. X в.), в Типиконе Великой ц. (IX-XI вв.; Mateos. Typicon. Т. 1. P. 96) и в нек-рых более поздних греч. стишных синаксарях (см., напр.: ГИМ. Син. греч. 369 (353). Л. 225, 1-я пол. XIV в.- Владимир (Филантропов). Описание. С. 525) память этих святых под 9 нояб. объединена с памятью мучеников Онисифора и Порфирия , Христофора и Мавры (SynCP. Col. 205). Согласно двустишию, Н. и А. отрубили головы ( Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 2. Σ. 79). По мнению Софрония (Евстратиадиса), митр. Леонтопольского, Н. был персом и его следует отождествлять с мучеником, почитаемым под 9 дек. (см. ст. Сосифей, Нарса и Исаак , мученики Персидские) или под 28 марта (пам. визант. 29 марта; см. о нем в ст. Иона и Варахисий ). Ист.: Μακαρ. Σιμων. Νος Συναξ. 20092. Τ. 3: Νομβ. Σ. 101; Синаксарь: Жития святых Правосл. Церкви/Авт.-сост.: иером. Макарий Симонопетрский. М., 2011. Т. 2. Нояб.-Дек. С. 129. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 349; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 344; ΘΗΕ. 1963. Τ. 3. Σ. 269. Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/2564700.html

Митрополит Иларион: Церковь призывает нас молиться друг за друга. Конечно, кто-то может сказать: какой смысл молиться, если Бог и так все знает; зачем мы должны молиться о каком-то человеке, если Бог и так ему либо поможет, либо нет. Неужели мы добрее или лучше, чем Бог знаем, что нужно этому человеку? Но на самом деле Бог нас призывает молиться друг за друга, потому что через это мы выражаем свою любовь к нашим близким. Мы знаем немало случаев из истории, когда, например, молитва матери спасала детей от смерти, когда молитва какого-то человека явным образом воздействовала на судьбу другого человека. Если говорить о молитве за усопших, то для нас мертвых вообще не существует. Когда близкий нам человек переходит в иной мир, он продолжает там жить. Он также, а может быть и еще больше, чем при жизни, нуждается в наших молитвах. Поэтому через нашу молитву об умершем человеке, мы проявляем к нему любовь, продолжаем о нем заботиться. Кроме того, через эту молитву мы ощущаем живую связь с этим человеком. Поэтому эта молитва нужна не только ему, но и нам. Я хотел бы завершить эту передачу словами Иисуса Христа словами из Евангелия от Иоанна: «Женщина, когда рождает, терпит скорбь, потому что пришел час ее; но когда родит младенца, уже не помнит скорби от радости, потому что родился человек в мир» (Ин. 16:21). Я желаю вам всего доброго и да хранит вас всех Господь. Служба коммуникации ОВЦС /Патриархия.ru Календарь ← 10 апреля 2024 г. (28 марта ст.ст.) среда Прп. Илариона Нового, игумена Пеликитского (ок. 754). Прп. Стефана чудотворца, исп., игумена Триглийского (ок. 815). Прмч. Евстратия Печерского, в Ближних пещерах (1097). Прп. Илариона Псковоезерского, Гдовского (1476). Мчч. Ионы и Варахисия и других с ними (ок. 330). Мч. Бояна, кн. Болгарского (ок. 830). Св. Николая Постникова исп., пресвитера (1931); сщмч. Василия Малинина пресвитера (1938); мч. Иоанна Чернова (1939). Литургия Преждеосвященных Даров. На 6-м часе: Ис. XXVI, 21 – XXVII, 9 . На веч.: Быт. IX, 18 – X, 1 . Притч. XII, 23 – XIII, 9 .

http://patriarchia.ru/md/db/text/5824805...

и В. из сел. Бет-Аса, еще не затронутого преследованиями. Род занятий и социальный статус братьев в источнике не уточняются; в греч. версии сообщается только, что они были монахами. Узнав о несчастьях, постигших их единоверцев, И. и В. отправились на поиски лагеря христианских пленников. Найдя его в некоем селении, братья попросили стражу их пропустить, и им было разрешено навестить арестованных. Среди пленников были стойкие мужи, к-рые не изменили христианству. И. и В. ободряли их и толковали им Свящ. Писание. Благодаря поддержке братьев эти люди достойно приняли мученическую смерть. Источник фиксирует факт казни и приводит список 9 казненных в порядке их гибели: «Сначала Забина, второй - Лазарь, далее - Марут (Маруф), Нарсай, Илия, Махри (Мари), Хабиб (Авив), Саба (Савва), Шамбайта». В греч. тексте имена мучеников имеют неск. иное написание, и именно в этом варианте они вошли в Синаксари и Минологии, и под такими именами святые почитаются РПЦ: Занифа (Занифан), Лазарь, Маруфа (Маруфан), Нарса (Нарсин), Илия, Мар (Марин), Авив, Сивеиф (Сивефин) и Савва. После казни 9 мучеников И. и В. пришли к судье, чтобы выяснить причины и обстоятельства их смерти. Разгневанный судья приказал казнить И. и В., но потом переменил решение: обещая сохранить им жизнь и запугивая их, судья стал склонять братьев к вероотступничеству, но И. и В. единодушно отказались поклоняться языческим богам. Тогда братьев разделили и стали допрашивать каждого отдельно. Сначала пытались принудить И. к отречению, называя великим грешником, к-рый посмел ослушаться приказа самого шаханшаха. Но обвиняемый ответил, что никогда не предаст Иисуса и своих собратьев по вере, пострадавших за нее, и что также готов пострадать во имя Господа. Тогда И. начали избивать палками, подвергли др. истязаниям. Но мученик не просил у палачей пощады, он твердо заявил: «Я отрицаю [поклонение] солнцу, камням, звездам, огню и воде. Я поклоняюсь Отцу, Сыну и Духу Святому». После И. стражники привели к судье В., и процедура увещеваний, запугивания и пыток повторилась.

http://pravenc.ru/text/578338.html

— А мама, Аня? — Им же тут просторнее будет. — Без меня? Наоборот. Вернулась Евдокия Ивановна. — Александр Васильевич, подействуйте на Сашу, вас она послушает, она совсем не ест ни молока, ни мяса. На что ты стала похожа… — Пост же, мама. Великий же пост. — Больным, — высказал я свое знание, — пост можно не держать. — В школе, — перевела разговор Саша, — я говорила о «Шинели» Гоголя. Говорю: Акакий Акакиевич переписывал бумаги. Чтоб понятнее, говорю: он делал копии. Один мальчишка: а, значит, Акакий Акакиевич работал ксероксом. Но в этой «Шинели» одно ужасное место. Я детям не стала говорить. Вот, когда выбирают имя, повивальная бабка читает святцы. Святцы! — Саша замедлила на этом слове. — И вычитывает она имена мучеников, преподобных, прославленных церковью, и вроде как вызывает автор желание посмеяться над этими именами. Мол, никакое не подходит. А имена освященные, политые кровью. Хоздазат, Варахисий. Кстати, Акакий — это один из сорока севастийских мучеников. Саша хотела мыть посуду, мать нас прогнала. Наконец-то я был в комнате Саши. — Прямо светелка у тебя. — Вся тобою заполнена, — тихо сказала Саша, отводя мои руки. — Тут я стояла, когда луна, потом все время музыка. Она во мне возникала, когда я думала о тебе, то есть все время. Такое было мучение думать, угадывать: откуда она, чья? Я много всего и по памяти знала, и переслушала много дисков, может, поближе начало «Итальянского каприччо», Моцарта «Серенада», Пятая Бетховена, Глинка, Вагнер, Свиридов… — Все какие высоты. — Но это только наша музыка. Так бурно и нежно. Может быть, Орф, помнишь? Вечность назад. Я никогда не думала, что все так будет, думала, это все литература, эти солнечные удары, нет, правда. Я сяду? — Ложись! — велел я. — Ложись, ты же вся такая бледная. Я рядом сяду. — Я насильно уложил ее, подоткнул под ноги толстую шаль с кистями. — Бабушкина, — объяснила она. — Бабушка пережила папу, хотя тоже блокадница. Она говорила, что если кто в испытания входит уже закаленным, то их вынесет, а молодым тяжело.

http://azbyka.ru/fiction/nezakatnyj-svet...

римма 9 апреля 2014, 09:54 Святые мученики Иона, Варахисий и с ними пострадавшие Занифан, Лазарь, Маруфан, Нарсин, Илия, Марин, Авив, Сивеиф и Савва, помолитесь Господу Богу о даровании мне сил, средств, здоровья сделать очень много полезных дел. Во Имя Отца и Сына и Святого Духа! Аминь! римма 8 апреля 2014, 15:38 Святые Угодники Божии, помолитесь Господу Богу от даровании мне и моим родным здравия душевного и телесного, любви и возможности приносить пользу и радость людям. Помолитесь обо мне, чтобы меня радовала работа и приносила мне достаток. Во Имя Отца Сына и святого Духа! Аминь! Владимир 9 октября 2013, 04:50 " Кто бы мог настолько ослепить свой разум, чтобы поклоняться тому, что сотворено Создателем для человеческих нужд? " - Самонадеянно полагать, что солнце создалось для нужд человеческий. Оно будет светить и за долго после нас. Христиане по большей части настолько умственно парализованные и не способны критично мыслить, что способны принять жестокую смерть вместо жестокой истины. Однако историю помнить полезно. Александр 10 апреля 2013, 17:27 Доргие Святые Варахисий и Иона молите Бога о нас!!! Благословен Бог!!! Наталья 10 апреля 2013, 16:22 да уж. сколько же сил им дал Господь, такие мучения вытерпеть! Наталья 10 апреля 2013, 16:06 Святые мученики Иона, Варахисий и с ними пострадавшие, молите Бога о нас!!!! Жития святых мучеников поражают верой и любовью к Господу нашему.Прости меня, Боже, многогрешную и маловерную. Лидия 10 апреля 2013, 14:04 Господи! Спаси, сохрани и помилуй нас, нынешних немощных и грешных маловеров!!! Святые мученики Иона, Варахисий и с ними пострадавшие Занифан, Лазарь, Маруфан, Нарсин, Илия, Марин, Авив, Сивеиф и Савва, молите Бога о нас, грешных, наипче же обо мне, р.б. Лидии и о моем муже страждущем и заблуждающемся в маловери р.б. Льве и всех моих сродниках и знакомых! Мстислав 10 апреля 2013, 13:13 Святии муценицы! Молите БОГА о нас! Nadezda 10 апреля 2013, 12:53 Svyatie my4eniki, molite Boga o nas! Сергий 10 апреля 2013, 08:23 Да будет их святая вера ярким примером для борьбы с нечистыми помыслами в нашей суетной жизни !

http://pravoslavie.ru/52803.html

Составитель — иеромонах Макарий Симонопетрский, адаптированный русский перевод — издательство Сретенского монастыря 10 апреля 2012 г. Это случилось 27 марта. Вот почему синаксари дают их память отдельно в этот день. Мы совместили здесь две памяти. скрыть способы оплаты Комментарии Фаина 8 апреля 2017, 11:08 Святые мученики Иона, Варахисий и с ними пострадавшие Занифан, Лазарь, Маруфан, Нарсин, Илия, Марин, Авив, Сивеиф и Савва! Столько вынесшие ради Христа! Молите Бога о нас грешных! Аминь! Оксана 10 апреля 2016, 08:27 Владимиру:,, Самонадеянно полагать.... " Самонадеянно полагаете Вы и все, кто так мыслит! Солнце создано для всех нас, людей, ну а в дальнейшем для Вас , по смерти его не будет, Вы будите во тьме прибывать как и при жизни, а для нас, христиан , по смерти жизнь- это Христос, Он и будет освящать и согревать нас , солнце уже не понадобится в той жизни ! А еще , поражает сколько мученико дал Иран, интересно , как там сейчас, вообще, не может быть , чтобы они , свт.мученики , не дали плоды там веры Православной !! Святые мученики , молите Бога о мне! С уважением. Марина 10 апреля 2014, 12:06 Марина Святые угодники Божии Иона и Варахисий и с ними пострадавшие, молите Бога о мне грешной. Во Имя Отца и Сына и Святого Духа! Аминь! Я мучима страстью, ослеплена потребностью в мужчине рабе божием Игоре! Помоги Господи победить любовь-страсть эту! Пошли мне утешение и наставление! Татьяна 10 апреля 2014, 10:13 Святые мученники какой тяжелый крест до конца претерпели .Как жестоко поступали, как раньше так и сейчас . Моя семья в бедствии более 5 лет,Господь нам помогает нести тяжелый крест.Помолитесь о нас Дмитрие,Людмилы, Светланы, Екатерины.Спаси Вас Господи! римма 10 апреля 2014, 09:47 Святые угодники Божии Иона и Варахисий и с ними пострадавшие, молите Бога о мне грешной. Во Имя Отца и Сына и Святого Духа! Аминь! Владимир Пайдулов 10 апреля 2014, 07:49 Да. Примеры достойные подражания! Верую, Господи. Помоги моему неверию! Ольга 9 апреля 2014, 10:19 Святые мученики БОЖИИ, молите Бога о укреплении веры и помощи р.Б. Андрея, Ольги и Михаила

http://pravoslavie.ru/52803.html

Из страха, как бы солнцепоклонники не были убеждены словами христианина, жрецы решили продолжить допрос ночью и тайно. Поскольку Варахисий вновь посмеялся над их доводами, они прикрепили ему под мышками два шара, раскаленные на огне, со словами: «Если ты дашь им упасть, мы придем к выводу, что ты отрекаешься от Своего Бога». «Служители сатаны, – отвечал святой, – я не боюсь вашего огня, и ваши шары не упадут на землю. Выберите самое ужасное мучение, чтобы я испытал его и смог одержать еще более великую победу!» Тогда они стали лить ему в нос и на глаза свинец, а затем – в горло и уши, а потом снова отвели в тюрьму, где подвесили за ноги. На следующий день было приказано привести Иону. На вопрос судей он ответил, что никогда не проводил такой чудесной ночи, как на замерзшем пруду, утешаемый могуществом Креста Господа нашего Иисуса Христа. Его попытались убедить, что Варахисий отрекся, но он посмеялся над тщетными доводами истязателей и сказал: «Жизнь подобна зерну. Тот, кто бросает жизнь во имя Христово, снова обретет ее в день воскресения, когда надеющиеся на Него предстанут рядом с Ним, обновившись в Его славе». Оказавшись бессильными перед стойкостью христианина, слуги царя повелели отрубать ему пальцы на руках и ногах, фалангу за фалангой. После того как Ионе сняли кожу с головы и отрезали язык, его бросили в котел, наполненный кипящей смолой. Поскольку святой остался невредимым по действию благодати Божией, язычники раздавили его прессом и затем бросили тело в высохший водоем. Тогда из застенка привели Варахисия и начали убеждать его подчиниться, дабы избежать мучений. Он ответил: «Не я дал себе тело, которое вы обещаете сохранить. Бог, Который его создал, сумеет вернуть телу его вид, если вы его разрушите». Разгневанные солнцепоклонники, решив завершить это дело, чтобы не прогневать царя, распорядились протащить святого по земле, покрытой колючим кустарником, а затем протыкать его тело заостренными палочками и раздирать его. После этого Варахисия поместили под тот пресс, который послужил мученичеству Ионы, и раздробили его члены, а затем стали варить в кипящей воде. Святой Варахисий со славой отошел ко Господу и присоединился к брату в мученическом лике.

http://pravoslavie.ru/52803.html

св. Матроны известны были в VI и VII bb. при императоре Маврикии и от них совершились чудеса. св. Матрона в III или IV веке. Житие и страдание преподобного отца нашего Евстратия Печерского хан (или князь) половецкий, живший в конце XI b. и начале XII b., прозванный нашими летописями «хищником» за свои частые нападения на Киевскую Русь. Половцы — хищническое племя, жившее к югу от Киева и промышлявшее грабежом и разбоями. нынешний Херсонес Таврический. знаменитый вождь и законодатель народа еврейского, священный бытописатель, живший в конце XVI b. и нач. XV b. до Р. Х. Им написаны первые пять книг Священного Писания. царь израильский, живший в XI b. до Р. Х., и вместе с тем пророк и псалмопевец. Им написана священная книга «Псалтырь». святого мученика последовала в 1097 г. начальник области. Память святых мучеников Ионы и Варахисия царь Canop II, известный под именем великого, царствовал с 310 до 331 г. и был жестоким гонителем христиан. солнце, как образ своего верховного бога Мифры, персы чтили также огонь и воду, как стихии чистые, приносящие всему живому добро. кончина святых мучеников Ионы и Варахисия падает на время между 327 и 331 гг. Память преподобного отца нашего Илариона Нового ныне исповедник Христов Иларион называется «новым» в отличие от Илариона далматского, также исповедника, пострадавшего при императоре византийском Льbe V Армянине (812–820 гг.). Память этого последнего Илариона празднуется 6 июня. древнее название Дарданельского пролива, соединяющего Мраморное и Эгейское моря. пророк израильский, ученик и преемник в пророческом служении пророка Илии. Он исполнял свое пророческое служение в течении 65-ти лет, при царях израильских: Ахаве, Охозии, Иораме, Ииуе, Иоахазе и Иоасе. Память его празднуется 14 июня. Иосиф Песнописец жил в IX b. Им составлено около 300 канонов, но большая часть их не дошла до нас. Память его празднуется 4 апреля. Исаврянин царствовал с 717 по 741 г., а сын его Kohcmahmuh V Копроним с 741 по 775 г. святого Илариона последовала около 754 г.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Архив Пн Епископ Клинский Стефан назначен настоятелем главного храма Вооруженных сил Российской Федерации 16 мая 2019 г. 18:34 Указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла У-02/74 от 7 мая 2019 года) епископ Клинский Стефан , председатель Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами , назначен настоятелем Патриаршего собора Воскресения Христова — Главного храма Вооруженных сил Российской Федерации, расположенного в Военно-патриотическом парке культуры и отдыха «Патриот». Храм Воскресения Христова в парке «Патриот», посвященный 75-летию Победы в Великой Отечественной войне, а также ратным подвигам русского народа во всех войнах, в настоящее время находится в стадии строительства. Высота храма вместе с крестом будет достигать 95 метров. Здание спроектировано в монументальном русском стиле, органично включающем современные архитектурные подходы и уникальные для православного храмоздательства нововведения. Фасады будут отделаны металлом, своды — остеклены. Архитектурные пропорции храма глубоко символичны. Диаметр барабана главного купола составит 19,45 метров (1945 год — окончание Великой Отечественной войны). Высота звонницы — 75 метров (в 2020 году исполняется 75 лет со дня окончания Великой Отечественной войны). Высота малого купола — 14,18 метров (1418 дней и ночей длились боевые действия в Великой Отечественной войне). На территории комплекса будет создана галерея «Дорога памяти» длиною 1418 шагов в память о 1418 днях и ночах войны. Дорога к храму будет украшена десятками миллионов фотографий участников Великой Отечественной войны. Победа.ru /Патриархия.ru Календарь ← 10 апреля 2024 г. (28 марта ст.ст.) среда Прп. Илариона Нового, игумена Пеликитского (ок. 754). Прп. Стефана чудотворца, исп., игумена Триглийского (ок. 815). Прмч. Евстратия Печерского, в Ближних пещерах (1097). Прп. Илариона Псковоезерского, Гдовского (1476). Мчч. Ионы и Варахисия и других с ними (ок. 330). Мч. Бояна, кн. Болгарского (ок. 830). Св. Николая Постникова исп., пресвитера (1931); сщмч. Василия Малинина пресвитера (1938); мч. Иоанна Чернова (1939). Литургия Преждеосвященных Даров. На 6-м часе: Ис. XXVI, 21 – XXVII, 9 . На веч.: Быт. IX, 18 – X, 1 . Притч. XII, 23 – XIII, 9 . Утреня совершается только по Триоди. Рядовая служба Минеи поется на повечерии. На 1-м часе поклонение Кресту. На часах и изобразительных кондак «Не ктому пламенное оружие...». Начиная с этого дня до Великой Среды на всех литургиях Преждеосвященных Даров добавляется ектения о «готовящихся ко Святому Просвещению» (Крещению). 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г. Поделитесь с друзьями

http://patriarchia.ru/db/text/5436073.ht...

Построенный в 1555-1561 годах собор Покрова Пресвятой Богородицы на Рву, который чаще называют храмом Василия Блаженного, первоначально состоял из девяти церквей. Впоследствии к нему были пристроены две нижние церкви над мощами московских святых Василия и Иоанна Блаженных. С 1929 года нижние церкви были недоступны ни для посетителей музея, ни для верующих. Спустя десятилетия Исторический музей, проведя масштабную реставрацию, открывает церковь Иоанна Блаженного. Святой Иоанн по прозвищу Большой Колпак (первая половина XVI века — ок. 1589 года) был похоронен по его просьбе неподалеку от блаженного Василия. Церковь пристроили после обретения мощей юродивого в 1672 году. Предполагают, что первоначальным ее посвящением было Положение Ризы Пресвятой Богородицы. Затем она была освящена в честь праздника Рождества Пресвятой Богородицы. В 1916 году придел переосвятили в честь Иоанна Блаженного. С 1780-х церкви святых Василия и Иоанна Блаженных составляли единое богослужебное пространство, устроенное с помощью внутренних проходов. Во время проведения реставрационных работ в 1930-х эти проходы заложили, а северную и западную стены церкви восстановили как фасадные, расписав их «под кирпич». На длительный период церковь была выведена из экспозиционного и богослужебного пространства храма. Министерство культуры России /Патриархия.ru Календарь ← 10 апреля 2024 г. (28 марта ст.ст.) среда Прп. Илариона Нового, игумена Пеликитского (ок. 754). Прп. Стефана чудотворца, исп., игумена Триглийского (ок. 815). Прмч. Евстратия Печерского, в Ближних пещерах (1097). Прп. Илариона Псковоезерского, Гдовского (1476). Мчч. Ионы и Варахисия и других с ними (ок. 330). Мч. Бояна, кн. Болгарского (ок. 830). Св. Николая Постникова исп., пресвитера (1931); сщмч. Василия Малинина пресвитера (1938); мч. Иоанна Чернова (1939). Литургия Преждеосвященных Даров. На 6-м часе: Ис. XXVI, 21 – XXVII, 9 . На веч.: Быт. IX, 18 – X, 1 . Притч. XII, 23 – XIII, 9 . Утреня совершается только по Триоди. Рядовая служба Минеи поется на повечерии. На 1-м часе поклонение Кресту. На часах и изобразительных кондак «Не ктому пламенное оружие...».

http://patriarchia.ru/db/text/5309005.ht...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010