«Скучает, скучает, а открыть не может!» – проговорила она. Я поняла, что речь шла о моем муже Как-то я привела свою внучку Марию на Причастие. Девочка почему-то горько плакала после Причастия. К нам подошла бабушка Катя и необычайно ласково, медленно, очень проникновенно сказала нам: «Скучает, скучает, а открыть не может!» Я переспросила: «Что?.. Что, тетя Катя?», но бабушка Катя сделала вид, что не понимает ничего, и отошла. Я поняла, что речь шла о моем муже, который скучает, но двери посольства открыть не может. Эта мысль как бы пронзила меня. Так и было. Он мне сказал, что именно так он и чувствовал тогда… Часто я слышала, как бабушка Катя ругается в церкви страшными словами, но я была поражена, что все эти слова, которые озвучила потом бабушка Катя, сказала вслух до этого другая старая женщина. Я почти уверена, что то страшное и грязное, которое позволяла себе произносить бабушка Катя во время службы, – это наши грязные мысли, поступки и дела. И, видимо, она показывала все это тем, кто в этих словах узнавал себя, как это страшно и мерзко перед Богом. Потому что мы сами, люди – храм Божий. Еще был случай. Я знала: все, что увижу от бабушки Кати, будет касаться меня. Мы уезжали с мужем за границу и были перед этим в церкви, уже выходили, и тут наше внимание привлекло то, что бабушка Катя стояла у куста и как-то странно кушала с него ягоды. Рядом стояла наша прихожанка и, тоже видя это, сказала нам: «Это она Сухуми вспомнила». Мы уехали, и в тот год напала на меня такая тоска и скорбь по дому детства в Сухуми, просто невероятная, настолько сильная, что я не находила себе места. Я постоянно открывала Богу душу в молитве, плакалась Ему, как дитя: «Господи, как я хочу домой в Сухуми!» И вот, совершенно неожиданно, совершенно невероятным и чудесным образом на святки мы с мужем попали в Египет, в монастырь святой Екатерины. Монахи приняли нас как родных. Очень тепло и очень гостеприимно. Это место, где благодать изливается на Землю. Место присутствия Божия. Келья, в которой меня поселили, была до невероятности похожа на мою комнату в Сухуми в дедушкином и бабушкином доме моего детства. Такими же, как в нашем доме, были и ванная комната и кухня. Я была совершенно потрясена, это было похоже на мистику. Таких схожести и совпадений не бывает в жизни. Я чувствовала, что живу в некоем таинственном пространстве.

http://pravoslavie.ru/136330.html

Император Иоанн неоднократно упоминал, что созданный им монастырь — это дань благодарности Богу за помощь в решении внутренних и внешних проблем Империи. Монарх посчитал лучшей благодарностью Богу творить дела милосердия — строить богадельни, лепрозории, больницы. За его веру ему будут прощены многие грехи. Устав монастыря и всех расположенных на его территории медицинских учреждений был написан самим императором. Устав служит прекрасной иллюстрацией системы работы больниц в Византии. В то время уже имелись специализированные отделения, существовало штатное расписание сотрудников. Знакомясь с Уставом монастыря «Спас Вседержитель», мы можем конкретно представить всю систему работы больницы в 1136 году. Читаем, что в ксеноне было 5 залов по 50 коек, отделения хирургии, офтальмологии, гастроэнтерологии, гинекологии (по 12 коек в палате) и два отделения — прочие болезни. Для экстренных случаев предусматривалось по одному койко-месту на отделение и 6 специально устроенных для тяжелых лежачих больных. Что из себя представляло «койко-место»? — Кровать с плотной соломенной подстилкой и матрасом, три одеяла — так называемые «иосникии», связанные из козьей шерсти. Зимой в больнице работали обогреватели. Два общественных туалета. Функционировала ванная комната, которой можно было пользоваться столько раз в неделю, сколько врач считал нужным, исходя из характера заболевания. В Уставе прописывалось все необходимое для содержания в порядке и чистоте всех помещений и служб. В обязанности персонала больницы входило обеспечение неимущих больных или тяжелобольных новой одеждой в течение всего периода их лечения. Личная одежда каждого больного при поступлении изымалась, стиралась и гладилась. Больной забирал свою одежду по выписке из больницы. Только неимущие граждане могли оставить себе и забрать после выписки казенную одежду. Интересно заметить, что вся одежда, все матрасы, одеяла и подушки ежегодно заменялись на новые. Из всего имущества, которое заменялось, часть, сохранившаяся в хорошем состоянии, использовалась, но большая часть раздавалась бедным гражданам города в пользование.

http://pravoslavie.ru/62069.html

Кроме простых прихожан, Подворье нередко посещали и известные духовные лица: Митрополит Евлогий, Митрополит Загребский Досифей, Архиепископ Виталий, Епископ Чикагский Леонтий, Епископ Печерский Иоанн, Митрополит Болгарский Стефан, Митрополит Анастасий и другие. По признанию о. Михаила, единственным местом, где можно было тогда побыть одному, чтобы подготовиться к службе и помолиться перед литургией, была ванная комната . Супруги Васнецовы с Епископом Сергием (Королёвым) в лесу, начало 1930-х годов. Виктор, сын Михаила Викторовича и Ольги Васильевны, через некоторое время вынужден был снять квартиру в другом месте: он был студентом английской гимназии, а затем Чешского высшего технического училища. Заниматься в условиях Подворья, где всегда было множество посетителей, не представлялось возможным. А о. Михаил продолжал свою миссионерскую деятельность. Местом его служения был определён храм св.Николая на Староместской площади. «Указ Епархиального управления Православных русских церквей в Западной Европе: Его Преосвященству Преосвященнейшему Сергию, Епископу: священник Михаил Васнецов, согласно прошению, причисляется с 12 (25) мая 1933 года к Свято-Николаевской церкви в Праге без содержания. О чём и посылается Вашему Преосвященству настоящий Указ. Митрополит Евлогий, 22 ноября 1933 года» . «Когда батюшка был ещё дьяконом и по утрам открывал храм на Староместской площади,— рассказывает духовная дочь отца Михаила Елена Ивановна Мусатова,— там, по его словам, было так холодно, что за ночь вода застывала. В таких же условиях служили и на Ольшанах. Это теперь церкви отапливаются и трудно представить себе те суровые условия, в которых приходилось служить священнику прежде…» . Конец 1930х годов, перед храмом св. Николая. Второй слева Владыка Виталий (Максименко), в то время он основал в селе Ладомирова на Пряшевской Руси монастырь святого Иова Почаевского и типографию при нём. С 1934 года — архиепископ Североамериканский и Канадский. Обязанности о. Михаила не ограничивались пражским приходом. При Владыке Сергии он часто служил и в других городах Чехословакии, куда к престольным праздникам приезжало православное духовенство. Карловы Вары и окрестные курортные города находились в юрисдикции Митрополита Евлогия, и о. Михаил часто проводил там летние месяцы, обычно вместе с матушкой, которая пела в церкви и выполняла другие обязанности. На Пасху и Рождество он также выезжал в разные чехословацкие города, в 1935 году даже был временно назначен в Братиславу.

http://radonezh.ru/analytics/svyaschenni...

Он умолк, и чудо совершилось: Чтобы снять алмаз они могли, Изваянье Будды преклонилось Головой венчанной до земли, — На коленях, кроткий и смиренный, Пред толпою нищих Царь вселенной, Бог, великий бог, — лежал в пыли! Мама любила это стихотворение, и оно нравилось мне. Дети любят сто раз одно и то же слушать. Я помню, как она иногда лежала на диване, хотела отдохнуть после работы, засыпала, а я её толкала всё время: «Ну, дальше, дальше, рассказывай дальше». И потом было ещё одно стихотворение, которое я тоже запомнила, оно называлось «Белое покрывало», автора, по-моему, никто уже сейчас не помнит. Там речь шла о молодом повстанце, венгерском графе, который возглавил какое-то восстание против, видимо, австрийцев, был схвачен и приговорён к казни. Мать пришла навестить его перед казнью, и он жалуется, что не боялся никогда погибнуть в бою, но вот этой позорной казни ужасно боится. Она его утешает и обещает, что пойдёт к правителю, упадёт ему в ноги и будет умолять о помиловании. Выйдет на балкон перед помостом, где его должны повесить: если будет в чёрном, то, значит, ничего не получилось, а если в белом покрывале, то, значит, он спасён. И вот она вышла в белом покрывале. Он идёт и улыбается счастливо, и на помост восходит с улыбкой, и «в самой петле — улыбался!» И в конце я запомнила такие стихи : О, ложь святая!. . Так могла Солгать лишь мать, полна боязнью, Чтоб сын не дрогнул перед казнью! На таких произведениях меня воспитывали. Лилия с братом Юрой Я родилась в Москве в 1929 году. Наша семья жила на 1-й Мещанской улице. Это та часть проспекта Мира, что у Садового Кольца. Это были огромные коммунальные квартиры. Жило около 30 человек, десять семей. У нас по тем временам были очень хорошие условия — комната 30 м 2 и ещё маленькая прихожая перед ней. В коммунальной квартире общая кухня, общая ванная, общий туалет. По коридору можно было кататься на велосипеде, что мы с братом и делали. Все жили в коммунальных квартирах. Эта квартира до революции принадлежала купцам Кашириным, я это помню хорошо, потому что хозяйка Александра Павловна, дочь хозяев, жила там же, в этой же квартире. Это была богатая купеческая квартира. Мы не считали, что можно жить по-другому. Нам казалось, что мы живём нормально. Родители, интеллигентные люди, создавали нам с братом необходимые условия. Учились мы с братом очень хорошо. Брат всю жизнь круглый отличник. Когда мы уезжали летом куда-то отдыхать, бросали жребий, куда поедем, родители всегда придумывали какие-то интересные места: на Волгу, на Оку… В общем, это было всегда как-то увлекательно и интересно. Мебель в комнате не менялась никогда. Я прожила в этой квартире до 30-ти лет.

http://pravmir.ru/liliya-ratner-vospomin...

С правой стороны женского приюта – баня, прачечная, сараи и конюшня. По той же линии ближе к воротам дом для сторожей. Против помещения для служб предположен двухэтажныи дом для приезжающих лиц благородного сословия. В верхнем этаже 4 номера в одну комнату, 4 номера – в четыре комнаты, комната для прислуги, ванная и кладовая; в нижнем этаже: 9 номеров – в одну комнату, два номера – в три комнаты, комната для прислуги, кухня, ванная, кладовая и наружные крыльца. Перед паломническими приютами предположено развести сады, устроить водоемы и выкопать в разных местах Мейдамской площади 6 новых цистерн. На воротах, выходящих на яффскую дорогу, должны быть начертаны слова: «Странен бех и введосте мене» ( Матф. 15, 35 ). За домом миссии, параллельно, устроен госпиталь на 60 кроватей. «Особенность постройки, по словам официального отчета, заключается в образовании посреди дома двух больших продольных зал или галлерей, которые избавляют от надобности открывать окна в палатах, но дают больным возможность всегда дышать свежим воздухом, ходить и прогуливаться под защитой от солнечного жара. В этих же залах может быть, по временам, отправляемо для больных домашнее богослужение, а которые в силах, могут ежедневно собираться на общую молитву, для слушания душеполезного чтения, для ручной работы и т. п.». В верхнем этаже госпиталя, кроме зала, имеются 8 палат для больных, две комнаты для больных благородного сословия, комнаты для сестер милосердия, ванная; в нижнем этаже: сени, лестницы, общий зал, квартира доктора, комната для сестры милосердия, квартира аптекаря, аптека, лаборатория, материальная, операционная, две палаты для больных, кладовая для белья и коридоры, при госпитале имеется и особый сад и цистерна 32 . Таков первоначальный проект наших богоугодных заведений в Иерусалиме, но, при сооружении их, пришлось сделать в нем весьма существенные сокращения и урезки. Так, по 1 сентября 1862 года, с марта 1858 года, по официальным данным, были совершенно отстроены лишь каменная оградная стена в 900 сажень, дом для сторожей, дом для служб, в жилых комнатах коего поместились строители русских построек, большой водный бассейн и 6 цистерн 33 , а к 15 октября 1863 года, по отчетам, «совершенно отстроенными» уже значатся здание для миссии с церковью св. великомученицы царицы Александры, госпиталь в два этажа на 60 человек и мужской приют, но уже в один этаж, на 300 человек близился к окончанию, и к весне 1864 г. должен быть окончен женский приют тоже в один этаж, но по-прежнему на 500 человек, и вчерне был окончен собор во имя Живоначальной Троицы. «Этим делом, т. е. окончанием построек, по словам отчета, нужно спешить для того, чтобы к Пасхе 1864 г. могло быть начато русское богослужение в готовом уже доме духовной миссии» 34 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Паломнический корпус «Южный-2» Паломнический корпус находится на территории монастыря, из его северных и западных окон открывается вид на Преображенский собор и трапезный корпус. Подходит для индивидуального и семейного размещения паломников. Рассчитан на 33 человека. Располагает номерами категорий апартаменты (номер повышенной комфортности, состоит из двух комнат: спальни и гостиной, есть мини-кухня с обеденной зоной, ванная комната с душем; номер оборудован кондиционером, холодильником, электрическим чайником), VIP (номер из двух комнат: гостиной и спальни с двуспальной кроватью, диваном, телевизором, небольшим холодильником, кондиционером, электрическим чайником, есть ванная комната с душем) и люкс с одно-, двух-, трех- и четырехместным размещением (номер с одно-или двуспальными кроватями, кондиционером, телевизором, небольшим холодильником, электрическим чайником, ванной комнатой с душем). При необходимости в номер можно поставить детскую кроватку. На первом этаже работает кафе, в котором при бронировании номера можно заказать завтрак, обед, полдник, ужин. Подъезд к корпусу со стороны ул. Комсомольская. Для проезда через КПП на ул. Школьной необходимо сообщить данные о транспортном средстве администратору паломнического корпуса по телефону: +7 (83134) 4-40-49 . Бесплатная стоянка для проживающих в корпусе. Возможно бронирование. Арзамасская, 12 Современный двухэтажный деревянный бревенчатый сруб повышенной комфортности. В доме царит уютная домашняя обстановка. Расположен он на исторической территории монастыря в трех минутах ходьбы от него. Из окон корпуса видны монастырские соборы и колокольня. Корпус рассчитан на индивидуальное, семейное и групповое размещение, максимальная вместимость — 20 человек. Возможно проживание одной семьи без подселения других паломников. В корпусе имеются три двухместных VIP-hoмepa, а также одноместный и трехместный номера категории люкс. В номерах и трапезной установлены кондиционеры. Подключен интернет. В двухместных номерах категории VIP, расположенных на втором этаже, есть утепленные застекленные лоджии, где можно уединиться для молитвы или работы. В этих номерах возможно размещение до четырех человек, для этого имеются комфортные кресла-кровати. Также при необходимости можно организовать еще по одному дополнительному месту. На первом этаже в уютном холле, украшенном большим количеством зеленых растений, устроена просторная трапезная и кухня, оснащенная необходимой бытовой техникой и посудой для индивидуального приготовления пищи. Имеются два холодильника, электроплита, посудомоечная машина.

http://azbyka.ru/palomnik/Где_остановить...

В смежную комнату по Вознесенскому переулку дверь без дверных половинок; это комната Великих Княжен. Она имеет одно окно с двойной заклеенной рамой без форточки и приходится как раз над комнатой нижнего этажа, где было совершено убийство. Комната была почти без мебели: у стены стоячее зеркало, два кресла, столик, два стула — все это вещи Ипатьева. Но по всему полу, в печах — былые вещицы Великих Княжен, Им дорогие памяти, памятки, подарки Родителей и близких людей, свидетельствовавшие о нежной дружбе, любви и заботах, царивших между Членами этой Семьи, и также целый ряд остатков от священных предметов и книг, служивших духовной поддержкой Сестрам в последние мрачные дни Их земной жизни. Эти две внутренние комнаты — последний земной приют в жизни Августейшей Семьи бывшего Государя Императора Николая Александровича. Рядом с комнатой Великих Княжен по Вознесенскому переулку, но без соединительной двери между ними, была угловая комната, в которой помещалась Анна Демидова. Из ее комнаты и из комнаты Великих Княжен — выходы в столовую, из которой три двери выводили: одна — в залу, другая — в буфетную, проходную комнату, где помещался доктор Боткин, и третья — на террасу и в садик. Зала выходила окнами на Вознесенский проспект, а проходная комната доктора Боткина в садик; из нее был ход в кухню и дверь во внутренние сени или площадку, где помещались уборная и ванная, и откуда внутренняя лестница спускалась в нижний этаж дома. Там внизу лестница выводила в черные сени, из которых через две комнаты нижнего этажа, расположенные по заднему фасу дома, приходили в парадные сени нижнего этажа и в комнату, где совершилось убийство. Эта комната была самой глухой в доме, так как помимо ее углубленного положения в земле, как полуподвальной, она была еще отгорожена от Вознесенского переулка двумя рядами высоких заборов, захватывавших и парадное крыльцо нижнего этажа. Свет в этой комнате от зажженного электричества совершенно не был виден с улицы. Переулок был тихий, и в то время мало кто из жителей решался ходить по нему мимо домов Ипатьева и Попова. Полуподвальное положение комнаты в значительной степени поглощало всякий шум, исходивший из этой комнаты, и должно было заглушать выстрелы во время расстрела.

http://azbyka.ru/fiction/ubijstvo-carsko...

Бывшую комнату сиделки, совершенно безликую, почти казенную, Анна оставила за собой, но обставила ее тоже в стиле «ретро», благо чердачные запасы мебели и старинного хлама это позволяли. Она даже настоящий молитвенный уголок себе устроила, не такой роскошный, конечно, как у бабушки Нины, но вполне даже славный. На его сооружение пошло большое зеркало-трельяж на низеньком столике: из него были аккуратно вынуты зеркальные стекла, под которыми оказались три крепкие дубовые створки. Анна вбила в них гвоздики и повесила на них свои немногие иконы, привезенные со Святой земли. Была на мансарде еще и ванная комната, и ее Анна просто слегка освежила — вместо скучной белой краски оклеила моющимися обоями с веселыми дельфинами. И было устроено еще одно помещение: часть коридора с окном Анна отделила занавеской из холста и за нею устроила маленькую кухню, чтобы можно было, не спускаясь на кухню, приготовить что-нибудь легкое для себя и бабушки Нины, сделать чай или кофе. А самая большая комната была Анной превращена в гостиную княгини Нины. — Зачем мне, дряхлой старухе, стоящей одной ногой в могиле, какая-то гостиная? Что за глупости ты выдумываешь, девочка? — попробовала сопротивляться бабушка Нина. — Да нет же, это вы говорите глупости, бабушка Нина! Вы настоящая княгиня, а вам даже негде принять своих гостей? Ну куда же это годится — никакой светской жизни! — Какие у меня могут быть гости, глупенькая? — Ну, мало ли! Придет врач или ваш внук Георгий, да мало ли кто!.. — Врача и родного внука я могу принять и в постели. — Но ведь лучше принять их, сидя в кресле возле стола с чайным сервизом. А? Целые дни проводить лежа в постели, это, наконец, просто вредно для здоровья! Да и скучно. У вас должна быть спальня, куда вы можете удалиться и днем, если захочется прилечь, но нельзя же постоянно жить в спальне, бабушка Нина! В общем, уговорила она старушку и с помощью садовника Михаила сначала приготовила новую спальню, перевела туда бабушку Нину и принялась за ремонт и гостиной. Она попросила у княгини Кето денег на покупку краски и обоев; та поморщилась, но, сообразив, что рано или поздно ремонт в мансарде все равно придется делать, выделила ей скромную сумму. Анна и Миша побелили потолок, оклеили обоями стены, покрасили двери, окна и балконную дверь: балконом уже много лет бабушка Нина не пользовалась, но Анна решила, что так больше продолжаться не может: балкон надо превратить в маленький садик, в место для прогулок старушки, тем более что над ним был стеклянный навес, и там можно будет сидеть в дождь.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Ф. Мусатова к каменной двухэтажной гостинице пристроена такая же половина, так что вся гостиница теперь имеет 23 номера и две большие комнаты для странников, и одна комната самоварная. В 1892 году на те же средства вновь выстроена каменная одноэтажная больница по проекту на шесть кроватей, но может вместить до двенадцати и более. При ней отдельно аптека, фельдшерская, ванная комната и небольшая кухня с одной плитой без русской печи. При самом начале учреждения Богородичного монастыря в ходатайстве тульских граждан пред Св. Синодом и в самом определении Св. Синода положено было устроить при монастыре школу для обучения детей тульских граждан. И школа была учреждена вместе с открытием монастыря и названа Александровской в честь и память Императора Александра II-ro. Первоначально школа помещалась при самом монастыре в небольшом флигеле; затем она переведена была в Чулково и здесь помещалась в наемном доме, небольшом и неудобном. А в 1895–1896 году на средства того же В. И. Макарухина и старанием того же Н. Ф. Мусатова вновь выстроена каменная двухэтажная церковно-приходская школа на сто человек учащихся. При ней две комнаты для учащих, с кухней и раздевальней. Здание школы помещается на пожертвованной от г. Тулы земле в количестве ¼ десятины; усадьба с палисадником обнесена деревянным забором. Школа, находясь близ Чулкова со стороны Богородичного монастыря, составляет не только великое благодеяние для населения этой части города, но и служит украшением этой части его как выдающееся по объему и фасаду. А как церковно-приходская школа, она есть лучшая во всей тульской епархии. В жизни монастыря, находящегося вне города и лишенного всех его удобств, имеет важное значение в бытовом его отношении то обстоятельство, где и какая имеется вода. Близ Богородичного монастыря нет реки, а недалеко есть ключ-колодец на городской земле. Но еще при самом возникновении монастыря граждане не пожелали уступить тот колодец монастырю, опасаясь, что они будут лишены свободного пользования этой водой.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Александр: „Я нашел Бога просто потому, что Его искал. А когда мы с женой пришли в церковь, то сразу с головой окунулись в подвиг. Потому что все к этому подталкивает: пришел даешь подвиг! Это сейчас я думаю, что начинать надо с малого. Был такой эпизод в жизни жены, когда день ее построился так: утром утреннее правило, потом подъем детишек, потом Евангелие, прогулка, завтрак, чтение Апостола и так далее до вечернего правила. Она была очень удивлена, когда духовный отец запретил ей читать что-либо из молитв. Так и сказал: „Молись но своими словами“. В этот момент пришло осознание того, что она выпала из реальной духовной жизни, ушла в такое молитвенно-медитативное состояние“. „Жизнь по понятиям“ логично приводит к недоумению: так что же мы приобрели  гнет или свободу? Дмитрий Петровский: „За каждым каноном церковной жизни стоит очень обоснованная традиция, о которой мы можем не знать. Пример. В прошлом воина после участия в справедливой войне  то есть войне освободительной  на пять (!) лет отлучали от Причастия Святых Тайн. Не от жизни церкви, а именно от Причастия. Может вызвать недоумение, однако, видимо, именно такой срок требовался воину, убивавшему врагов за отечество, для того чтобы перестроиться на мирную жизнь, в том числе и духовную. Это ответ тем, кто сетует на обилие правил и строгостей в церковной жизни. На мой взгляд, основной проблемой современного человека является неспособность долго делать простые вещи. Чаще всего он стремится или усложнить эту простоту до неузнаваемости, или не может делать ее долго. Сложно понять именно простую вещь: есть традиции, а есть Традиция  ведь ценности, раз и навсегда установленные не нами, не могут меняться“. „А сын  тот, кто действует по любви“ Путей к Богу великое множество. Мой друг музыкант, будучи человеком отнюдь не сентиментальным, приняв третьи домашние роды у своей жены, рассказывал мне, что видел, как ванная комната осветилась „светом несиянным“ в момент появления на свет их младенца. Сергей и Анастасия (трое детей, студия компьютерного дизайна) рассказывают, как первый раз поехали на экскурсию в Оптину пустынь и были столь же поражены красотой богослужения, сколь и чувством собственного одиночества от непричастности.

http://azbyka.ru/way/ja-zhiva-tolko-blag...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010