Этим обстоятельством Феофан и мог быть введен в заблуждение именно потому, что он, начиная год с началом индиктов, в своих хронологических источниках должен был обращать внимание именно на обозначение индиктов и отсюда именно начинать новые отделы своей летописи. Что дело было так, как мы говорим, в этом можно убедиться из рассмотрения двух отделов Пасхальной хроники под годами 606 и 607-м 362 . Под первым, в таблицах которого стоит 9-й индикт, сказано, что патриарх Кириак умер в этом году 29-го октября. Так как автор хроники знает начало индиктов только с сентября, то нельзя сомневаться, что и в данном случае – месяц октябрь он относил к 10-му индикту, но не пометил его, вероятно, потому, что во всем отделе только и есть, что это указание времени смерти патриарха Кириака. Под следующим 607-м годом, означенным в таблицах индиктом 10-м, сообщен также только один факт – занятие константинопольской кафедры Фомою 23-го января. Не может быть никакого сомнения, что эти два факта, отнесенные к двум различным индиктам, на самом деле имели место в течении одного, именно 10-го, в январе которого возведен Фома. Допустить противное – значит идти в разрез со множеством указаний автора Пасхальной хроники; притом, если Кириак умер 9-го индикта, а Фома возведен 10-го, тогда придется предположить, что между этими двумя событиями прошло не около 3-х месяцев (с ноября по 23-е января одного и того же 10-го индикта), а около 15 (с ноября по ноябрь 9 индикта + с ноября по январь 10-го), каковое предположение не имеет за собою, никаких оснований 363 . К этому прибавим, что 29-е октября в субботу (feria VII) и З0-е в воскресенье (feria 1), как показано о смерти и погребении Кириака, приходятся именно на 10-й индикт и имели место в 599-м году Феофановой эры, как совершенно справедливо заметил Геншен (см. выше). Таким образом, остается признать данное уже нами объяснение, что автор Пасхальной хроники не всегда называл в тексте новый индикт для последних четырех месяцев его года, как сам собою легко подразумевающийся.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Andreev/k...

Отец Кириак верно говорит о необходимости подкрепления таинства просвещением. Заметим: из его слов вовсе не вытекает необходимость крещения только в сознательном возрасте (как у баптистов, например). На возражение владыки поэтому он отвечает просто: «—…Этак ведь, по-твоему, и детей бы не надо крестить. — Дети христианские другое дело, владыко» (5,467). Верно: ибо дети живут, воспитываются и обучаются в христианской среде, и от неё непременно воспринимают необходимое. Вот проблема: как ввести и бывших язычников в необходимую среду? Да просто: примером христианского поведения. Только от личного примера христианской праведной жизни может укрепиться вера новообращённых. Тут самое уязвимое место, поскольку в глаза бросается прежде худое, а доброе нередко укрыто. «—…Для простых сердец это, владыко, куда как сподручно! — просто ведь это: водкой во славу Христову упиваться нельзя, драться и красть во славу Христову нельзя, человека без помощи бросить нельзя… И дикари это скоро понимают и хвалят: «Хорош, говорят, ваш Христосик — праведный» — по-ихнему это так выходит. — Что же… это, пожалуй, хоть и так — хорошо. — Ничего, владыко, — изрядно; а вот что мне нехорошо кажется: как придут новокрещенцы в город и видят всё, что тут крещёные делают, и спрашивают: можно ли то во славу Христову делать? что им отвечать, владыко? христиане это тут живут или нехристи? Сказать: «нехристи» — стыдно, назвать христианами — греха страшно. — Как же ты отвечаешь? Кириак только рукой махнул и прошептал: — Ничего не говорю, а… плачу только» (5,473). Рассуждение доброе. Тут ключ к решению проблемы. Но как быть с теми, кто без «билета», но в брачной одежде отправился на пир? Если он вообще не знал о существовании билета — можно уповать на милосердие «Хозяина». А если человек знал о том — и сознательно отверг… Один пришёл без билета, потому что не знал о билете, другой пришёл без билета, потому что отказался от билета. Разница. Не забудем: Бог не может спасти человека без его волевого согласия на то. Воля же, проявленная в отказе от билета, выражена тем несомненно.

http://azbyka.ru/fiction/pravoslavie-i-r...

   В одном из своих рассказов (“На краю света”) Лесков прекрасно передает самую душу православного миссионерства. Государственный администратор, посетив одного из священников-миссионеров, был очень удивлен, что отец Кириак отказывается быстро крестить инородцев, но под конец он понимает мудрость, таящуюся в этом отказе: отец Кириак, совсем пренебрегая административными заботами и в особенности всякой отчетностью, своим смиренным служением помогал туземцам прикоснуться к милосердию Христову: “Пусть за краек Его ризочки держатся – доброту Его чувствуют, а Он их Сам к Себе уволочет”.    Апостол Алтая архимандрит Макарий (Глухарев; 1792–1847) говорил в своих назиданиях, адресованных к миссионерам: “Нужно чтобы все, чем мы обладаем, было бы братски поделено между нами: деньги, пища, одежда, книги, так же как и все другое, чтобы это служило союзу наших душ и согласию наших целей”. Евангельская бедность, дух полной самоотверженности и общинной любви характеризовали восторженный порыв апостольства. “Христос, – говорил он, – пролил Свою драгоценную кровь ради спасения всех людей” и “нет такого народа, в котором Господь не признал бы одного из Своих”. “Это воплощенное, живое Евангелие”, – говорил о Макарии один из его современников и раскрывал таким образом секрет его влияния.    Неизменный образ действия миссионеров состоял в том, что они воздвигали на месте, куда они приходили, алтарь, часовню и сразу же начинали литургическую жизнь, что непосредственно помещало туземцев в присутствие Бога. Относясь с подчеркнутым вниманием к собственному лицу каждого народа, которому они благовествовали, миссионеры переводили Библию и литургические книги на язык этого народа, чтобы позволить каждому участвовать в богослужении и читать Священное Писание. Много раз им приходилось создавать алфавит и литературный язык, что говорит о большой чувствительности и благожелательному проникновению в душу другого. Все подчинено величайшему уважению к предназначению и свободному выбору каждого.    Миссионеры тесно соприкасались с повседневной жизнью и строили общину вокруг монашеского очага. Крещение совершалось лишь после долгого и серьезного испытания (Макарий видел в этом выражение подлинного дружелюбия к человеческой личности язычника). В этом образе действий нет ничего показного, и он противостоит любой статистике цифр. В этой исключительно тактичной форме православие никогда не переставало “миссионерствовать”. В конце XVII века, до какого-либо политического завоевания, на дорогах Сибири уже встречалось множество миссионерствующих монахов и священников, и 37 монастырей боролись с исламом и буддизмом.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Он был рожден от благородных родителей и в Святом Крещении назван Кириаком. С детства изучив священную грамоту, он превзошел всех своих сверстников в остроте ума и сообразительности, ибо это дитя было просвещено Самим Богом. Когда Кириак подрос, то был поставлен местным архиереем во чтеца, и с той поры, будучи посвящен Богу, день и ночь поучался «в законе Господни» ( Пс.1: 2 ). Он постоянно читал священные книги, воспевал псалмы, молился Богу, совершая при этом множество коленопреклонений. Юноша избегал общения с беспутными сверстниками и своим молчанием врачевал и исправлял многословие, а безмолвием исправлял смятение, которое испытывает душа после бесполезного общения. Во время Божественной литургии он с необыкновенным благоговением стоял, устремив взор свой долу, а в мыслях обращался к Богу, с верой и надеждой прося у Него помощи. И, горячо веруя, получал от Господа помощь. Юношу этого, умом подобного старцу, видели проливающим потоки слез, соблюдающим молчание по Богу, которое есть матерь премудрости, ибо скорбь не только способствует преуспеянию, но с помощью смирения сохраняет достигнутое. Скорбь – это печаль по Богу, которую порождает покаяние. Поэтому видя юношу, который проводил такую жизнь, добродетельные радовались и безмерно его почитали, называя юным старцем, как некогда и святого Савву. Слыша такие отзывы, юноша говорил: «Убегай, Кириак, похвал и стыдись осуждений, тогда не будешь помышлять о суете, ища похвал человеческих, ибо таковой пусть не надеется на награду от Господа». А дурные обвиняли его, пытаясь своими обвинениями охладить его ревность, но блаженный взирал только на Бога не радуясь почестям, и не обижаясь на причиняемое бесчестие. Как мертвый не чувствует ни чести, ни бесчестия, так и христианин не должен воспринимать ни славы, ни похвалы, ни презрения, ни оскорбления. Невозможно не гневаться, когда тебя оскорбляют и обвиняют, или долготерпением побеждать искушение, бывающее в скорби, если не будешь считать себя ниже всех и не станешь обладать крайним смирением.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Воины хотели взять его силою, но разгневанный Иерон схватил попавшееся под руку дерево и начал их бить; он оказался настолько сильнее воинов, что они обратились в бегство, а он гнал их, как лев гонит козлят. Рассеянные им воины вновь собрались, однако, в одно место. Им стало стыдно друг друга, что не только не могли одолеть одного человека, но и были им прогнаны. Они боялись возвратиться к тому, кто их послал, с пустыми руками и говорили между собою, что если они воротятся без Иерона, то не только будут всеми осмеяны за то, что один человек победил их всех, но и будут жестоко наказаны за трусость. Поэтому они позвали себе на помощь своих товарищей и во второй раз в еще большем числе устремились на Иерона. Услыхав об этом, он набрал себе дружину из восемнадцати мужей — христиан, скрылся вместе с ними в находившуюся вблизи пещеру и оттуда отражал нападение осадивших его язычников. Последние известили между тем своего начальника, что Иерон с другими христианами заперся в пещере, и они не могут взять его. Начальник отправил к ним на подмогу еще более воинов и всё-таки они ничего не могли сделать, так как, боясь Иерона, никто не осмеливался даже приблизиться ко входу в пещеру. Тогда начальник послал к ним одного из друзей Иерона, по имени Кириака. Кириак, пришедши на место, посоветовал воинам удалиться от пещеры, так как Иерона, — говорил он, — можно взять только кротостью и добрым советом, а никак не силою. Когда воины удалились, Кириак вошел к Иерону и убеждал его не сопротивляться власти и идти записаться в воинскую службу. Мирною беседою своею он успокоил Иерона, вывел его из пещеры и отвел в его дом к матери — старой и слепой вдове. Она начала громко оплакивать сына, называла его опорой своей старости и светом своих слепых очей и жаловалась, что лишается единственного утешения в своем печальном вдовстве. Между тем воины, окружавшие Иерона, принуждали его идти с ними. Простившись с плачущей матерью, соседями и знакомыми, которые собрались там, Иерон захватил с собою одного своего родственника, по имени Виктора, и пошел в город Мелитину вместе с воинами, сопровождаемый двумя своими близкими родственниками Матронианом и Антонием и некоторыми другими единоверцами.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/532/...

По моему мнению, было бы лучше, если бы автор все разобранные доселе части – и введение, и обзор пособий к хронологии константинопольских патриархов, и обзор и разбор источников к ней – сжато, но вместе и обстоятельно, изложил во введении к своему сочинению; ибо, как видели, все означенные части носят в себе чисто вводный характер. Установления хронологии константинопольских патриархов мы пока в них не обретаем. Проф. О. Курганов (Окончание будет) 1 Migne, Patrol. curs. compll., ser. lat.t. LXXXIX, col.1185 t. CXXVI, col.758 sq.766–767. 2 См. напр., Neander, Allg. Gesch. der.christl. Rel. und Kirche. 3 Aufl. Gotha 1856. B II. S.291 ff.Noдpoбhee об отзывах западноевропейских ученых о Византии см. Курганов О. Отн.м.ц. и гр. Вл. В Виз.импер.Казвнь.1880. Стр.93–102. 4 «Странник», 1897, май. «Законы истории» (речь на день св. Саввы Сербского ), стр. 29. – Эта «Речь» ученого сербского профессора отличается великою спутанностью, так что трудно объяснить, ради чего она переведена на русский язык и напечатана в духовном журнале. 5 Так, например, Бароний говорит, что патриарх Кириак умер с горя о том, что импер. Фока особым декретом лишил его титула «вселенского». Cyriacus (ut creditur) moerore confectus, hoc eodem anno (ut Annales Graecorum habent) ex hac vita sublatus est (Baron. Annal, ecles. ad an. 606, n 3). Эта тенденциозная неправда весьма легко опровергается указанием на то, что, по сообщению Анастасия Библиотекаря и Павла Диакова, эдикт императора Фоки издан при папе Бонифации III, возведенном в папское достоинство 19 февраля 607 года и 12 ноября того же года уже скончавшемся (Le Liber Pontificalis texte, introduction et commentaire par M. l’abbé L. Duchesne. Paris. 6 1886. с. LXVIII, р. 316. Paul, Diac. De gestis Longobard. 1. IV. с. 37). тогда как патриарх Кириак умер в конце (20 окт.) 606 года и 23 янв. 607 года ему наследовал Фома (Chronic Paschal., t. I. p. 697 ed. Bonn). Замечательно, что рассказ об объятии Фокою титула: «вселенский», у патриарха Кириака и присвоении его одному только папе ведется у Барония со ссылкой на тех же Анастасия и Павла Диакона (Baron, ad an.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Kurganov...

1.211. Анфипату Игнатию. Павел, будучи гонителем Церкви Христовой, сперва ослеплен был зложелательностию и несказанною жестокостию, чтобы потом увидеть ему Бога и правду. Посему справедливо Господь сказал: «Аз в мир сей приидох, да не видящии видят, и видящии слепи будут» (Иоан. 9, 39). Ибо сим Он дал разуметь, что ослепит очи, устремленные на дела лукавые и непристойные, откроет же и исцелит умные очи, которыми созерцается красота добродетелей и боговедения. 1.232. Софиану, стражу при дворце. Если Бог не сущее делает сущим, и тому, что нигде и никак не являлось, дарует бытие, то тем паче может Он восстановит сущее. 1.316. Пресвитеру Сократу. Бог, создавший все по благости Своей, обо всем промышляет, взирая не на достоинство того, о чем промышляет, но по Своему избранию и дарует всякое благо. Посему взирающим на Него и пищу дает по милости и щедрости. И сие то значит сказанное Псалмопевцем: «милостив и щедр Господь: пищу даде боящимся Его» (Пс.110, 4—5). 1.319. Диакону Кириаку.  «Рукою тайною ратует Бог на Амалика» (Исх. 17, 16), — как говорит Моисей. Ибо Владыка невидимо отмщаете за нас диаволу, а нам, ради имени Своего и ради собственной Своей милости, благодетельствует и согревает нас, назидает, благоустраивает, ограждает изнутри и извне, покрывает, спасает нас щедролюбивый и человеколюбивый Господь. 2.80. Монаху Кириаку. Если из глубины сердца воздохнем к Богу, непременно услышит Он нас, и явит чудеса сынам человеческим, и верблюда сделает агнцем. Ибо сказано: «сия измена десницы Вышняго» (Пс. 76, 11). Да и надписания некоторых псалмов таковы: «о изменитися хотящих» (Пс. 59) и др. Посему, если постараешься благоугождать добродетелями Спасителю, снимет Он бремя с мысленного твоего осла, носившего тяжести демонам, и, соделав невьючным, возложит на тебя апостольские одежды, то есть Божественные наставления и догматы. И как некогда на ослицу, воссев на твой ум, и ныне войдет во святой град, славимый и восхваляемый всеми Ангелами за спасение неразумного, но соделавшегося разумным по человеколюбию Создавшего, или лучше сказать, Воссоздавшего, Изменившего и Обновившего от нерадения и заблуждения обветшавшую и произвольно совратившуюся душу.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=679...

Отец Кириак верно говорит о необходимости подкрепления таинства просвещением. Заметим: из его слов вовсе не вытекает необходимость крещения только в сознательном возрасте (как у баптистов, например). На возражение владыки поэтому он отвечает просто: «—...Этак ведь, по-твоему, и детей бы не надо крестить. — Дети христианские другое дело, владыко» (5,467). Верно: ибо дети живут, воспитываются и обучаются в христианской среде, и от неё непременно воспринимают необходимое. Вот проблема: как ввести и бывших язычников в необходимую среду? Да просто: примером христианского поведения. Только от личного примера христианской праведной жизни может укрепиться вера новообращённых. Тут самое уязвимое место, поскольку в глаза бросается прежде худое, а доброе нередко укрыто. «—...Для простых сердец это, владыко, куда как сподручно!— просто ведь это: водкой во славу Христову упиваться нельзя, драться и красть во славу Христову нельзя, человека без помощи бросить нельзя... И дикари это скоро понимают и хвалят: «Хорош, говорят, ваш Христосик— праведный»— по-ихнему это так выходит. — Что же... это, пожалуй, хоть и так— хорошо. — Ничего, владыко,— изрядно; а вот что мне нехорошо кажется: как придут новокрещенцы в город и видят всё, что тут крещёные делают, и спрашивают: можно ли то во славу Христову делать? что им отвечать, владыко? христиане это тут живут или нехристи? Сказать: «нехристи»— стыдно, назвать христианами— греха страшно. — Как же ты отвечаешь? Кириак только рукой махнул и прошептал: — Ничего не говорю, а... плачу только» (5,473). Рассуждение доброе. Тут ключ к решению проблемы. Но как быть с теми, кто без «билета», но в брачной одежде отправился на пир? Если он вообще не знал о существовании билета— можно уповать на милосердие «Хозяина». А если человек знал о том— и сознательно отверг... Один пришёл без билета, потому что не знал о билете, другой пришёл без билета, потому что отказался от билета. Разница. Не забудем: Бог не может спасти человека без его волевого согласия на то. Воля же, проявленная в отказе от билета, выражена тем несомненно.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

Похоже, над " монахом " -публицистом " довлеет " синдром известной изобретательницы лягушки, придумавшей как с помощью ветки и пернатых " улететь " на зимовку в теплые страны… И решившей от распиравшей гордыни объявить то всему миру? И в очередной раз обращает внимание факт, что о.Кириак упорно избегает в " рассуждениях " упоминания роли врага рода человечества, " придавая " при этом Богу - УНИВЕРСАЛИЗМ " швеца, жнеца и… на дуде игреца " ? В то время как Бог борется с диаволом! Представляется, что умалчивание последнего ФАКТА - далеко НЕ СЛУЧАЙНО!! 3. Простите,ради Христа. Но все есть в Писании. И я не понимаю автора, монаха -публициста. Кому как не монаху( особенно пубицисту), призывать расслабленный народ читать Библию? Ведь это обязанность христианина. Не говоря уже о том,что это и назидание,и утешение,и спасение. Зачем говорить с расслабившимся народом его языком? Почему бы в начале статьи не пр ивести Книгу Иова и провести некие " параллели " ? Впрочем,я не прав,наверное. Ведь это не проповедь,а .....публицистика. 2. Спасибо ! Большое Спасибо вам , уважаемый Кириак ( Тишков ) , за это вразумление .. Слава Богу! за эту статью. Сейчас беда и смута великие .. братоубийственная бойня .. и ( мне слепому ) не видно никакого выхода из этой бойни. Особенно по этому - огромное Спасибо ! за статью. 1. Истинно монашеское воззрение на жизнь и Божий Промысел. Монах отказывается от своей воли. Но это не значит впадение в ленностный сон. Заповеди Христа очень деятельны. И главная из них, в поте лица своего добывать свой хлеб. Которой придерживаются, повидимому, одни старообрядцы. Сообщение для редакции Закрыть Закрыть Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

http://ruskline.ru/news_rl/2022/09/07/o_...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010