Говорил мне и то, что он не переставал бить в било в лавре к ночному псалмопению до тех пор, пока не окончит стихогласовать непорочны 18 . На 55 году возраста он передал обязанности ризничаго в третий индиктион и удалился в великую пустыню Натуфа 19 , имея с собою некоего ученика. И так как в этих местностях не находилось мелагрий 20 для них, то он молил Бога ради нужды телесной дать им возможность питаться от растущих там скилл 21 . И уверовав в Создателя всех, могущаго превратить горькое в сладкое, он сказал своему ученику: поди, чадо, собери скилл и свари; и благословен Господь, ибо мы будем обрадованы ими. И ученик собрал и сварил, и подал с солью, и тотчас скиллы сделались сладкими, и они пребывали, питаясь ими, от того времени в продолжение четырех лет. По прошествии четырехгодичнаго срока некий муж из первых в селении Фекуе 22 , узнав об них от пасших скот в пустыне, пришел к нему, имея осла, навьюченнаго теплыми хлебами, и, сложив поклажу, ушел; и они ели хлеб. 9. И ученик, помимо согласия старца, сварив по обыкновению скилл, вкусил их и, не вынесши горечи, лежал без голоса. Старец же, узнав причину несчастия, помолился над ним и поднял его; затем, преподав ему Пречистыя Тайны и восставив здравым, увещевал его, говоря: чадо, Бог творит чудеса всегда, но гораздо более во время необходимости и обстояния, и в особенности когда это относится к душевному спасению. И посему не бойся. И когда хлебы уже вышли и для них опять настала нужда, старец, опять благословив, приказал ученику приготовить из скилл пищу ко времени еды; ученик же боялся прикоснуться. И старец, взяв и благословив, и сотворив знамение креста, начал вкушать первый, и затем ученик, дерзнув, ел и остался невредимым. Когда же исполнялся пятый год его пребывания в Натуфе, некий муж из Фекуи, услышав об нем, привел к нему своего сына, сильнаго лунатика, и умолял его сотворить над ним молитву; старец же, сжалившись над ним, сотворил молитву о нем и, помазав его елеем святаго Креста, восставил здравым. 10.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Skifopo...

Память 28 Октября Страдание Святой Великомученицы Параскевы Память Святого Священномученика Кириака, Патриарха Иерусалимского Память Святых Мучеников Терентия И Неониллы Память 29 Октября Память Святой Великомученицы Анастасии Римляныни Житие Аврамия Затворника И Блаженной Марии Житие Преподобного Отца Нашего Аврамия Ростовского Память 30 Октября Страдание Святого Священномученика Зиновия Епископа Эгейского, И Сестры Его Зиновии Память Святой Мученицы Евтропии Память Святых Апостолов Тертия, Марка, Иуста И Артемы Память Святого Маркиана, Епископа Сиракузского Память 31 Октября Память Святого Мученика Епимаха Память Святых Апостолов Стахия, Амплия, Урвана, Наркисса, Апеллия И Аристовула Житие Преподобных Спиридона И Никодима Жития Святых — месяц октябрь Димитрий Ростовский ЖИТИЯ СВЯТЫХ   по изложению святителя Димитрия, митрополита Ростовского   Месяц октябрь Память 1 октября Слово на Покров Пресвятой Богородицы В последние тяжкие времена, когда, с умножением грехов наших, увеличились наши бедствия — во исполнение слов святого Апостола Павла: «в опасностях от разбойников, в опасностях от единоплеменников, в опасностях от язычников, в опасностях в городе, в опасностях в пустыне, в опасностях на море, в опасностях между лжебратиями» (2 Кор.11:26); когда во исполнение слов Самого Господа восстает народ на народ, и царство на царство, и наступают глады, моры и землетрясения по местам (Мф. 24:7), когда теснят нас нашествия иноплеменников, междоусобные войны и смертоносные раны, — Пречистая и Преблагословенная Дева Мария, Матерь Господня, подает нам в защиту Свой покров, чтобы освободить нас от всяких бедствий, чтобы защитить нас от глада, мора и землетрясения, спасти от войн и ран и сохранить нас невредимыми под Своим покровом. Знамение сего явилось в царственном городе Константинополе, в правление благочестивого царя Льва Мудрого [ 1 ], в преславной церкви Пресвятой Богородицы, что во Влахернах [ 2 ]. Там во время совершения всенощного бдения, в день воскресный, первого числа октября месяца [ 3 ], в четвертом часу ночи, в присутствии многочисленного народа, святой Андрей, Христа ради юродивый [ 4 ], возвел очи свои вверх и увидел Царицу Небесную, Покровительницу всего мира, Пресвятую Деву Богородицу, стоящую на воздухе и молящуюся, сияющую солнечным светом и покрывающую людей Своим честным омофором. Видя то, святой Андрей сказал ученику своему, блаженному Епифанию [ 5 ]:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Но потом он стал роптать на игумена, на трапезу и на устав обители. Игумен вразумлял его, – он еще более ожесточился. Наконец он пошел к гробнице преподобного и пал пред нею, испрашивая благословения выйти из обители, как слышит: кто-то вышел из гробницы, сзади при­гнул его к земле и не давал ему встать; вместе с тем почувствовал он расслабление во всем теле, потерял и зрение и язык. В таком положении нашла его братия у гроба преподобного. Отслужили молебен, и в то время, как после рассказывал он, вышел из гроба преподобного легкий пламень, не жгучий, а тонкий, охватил всего больного, и он встал здо­ровым. Инок Дионисий долго вел жизнь осмотрительную, по преданию преподобного. Потом напали на него хульные помыслы и довели его до бешенства. За него совершили молебствие у гроба преподобного, и к нему возвратился смысл. «Меня немилосердно мучили духи, – так рассказывал он сам тогда же, – но теперь пришел ко мне преподобный Герасим с Вологодским епископом Антонием (Дионисий был ученик епископа Антония) и с трудом прогнали от меня темных духов». Ныне мощи преподобного Герасима почивают в соборном храме обители его 693 . Празднование в честь Царевококшайской Иконы Жен-Мироносиц Стрельцы и жители Царевококшайска в 1648 году устроили в семи верстах от своего города монастырь по случаю явления на том месте, 1-го мая 1647 года, иконы Жен-мироносиц, которая и поныне славится чудотворениями. Святого преподобномученика Акакия нового, пострадавшего от турок в Константинополе, в 1816 году 694 . День второй. Страдание святых мучеников Еспера, Зои, Кириака и Феодула Христианское семейство: Еспер и Зоя и дети их Кириак и Феодул, родом из Фригии, были проданы в рабство одному богатому римляни­ну, именем Катулу, язычнику. В продолжение нескольких лет Еспер и Зоя усердно служили господам своим, помня и свято соблюдая слова апостола: Рабы, во всем повинуйтесь господам вашим по плоти, не в гла­зах только служа им, как человекоугодники, но в простоте сердца, боясь Бога. И все, что делаете, делайте от души, как для Господа, а не для людей, зная, что в воздаяние от Господа получите наследие, ибо вы слу­жите Господу Христу! ( Кол. 3, 21–24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Все изложенное в святых Писаниях – золотая ткань, и основа золотая, и узор золотой. Не сплетай же паутину, выходя из пределов приличия. Паутиной называю я твои немощные помыслы, суетные умозаключения и лжеумствования эллинской мудрости, которые ты осмелился внести в Церковь , как некогда Манассия поставил в Божием храме идолов. Перестань предлагать народу Господню в отдалённой Церкви манихейские басни под видом духовного учения. Ибо твоё неразумие стало явным для всех, как сказано в Писании: открою потаенные места его ( Иер. 49:10 ), то есть твоей строптивой души. 309. Дворцовому стражу Исидору Сказано: Прежде страдания моего я заблуждался ( Пс. 118:67 ). Поскольку, гордясь плодами своего преуспеяния, в высокоумии, говорил я Богу: Ты испытал сердце мое, посетил меня ночью, искусил меня и ничего не нашел ( Пс. 16:3 ), и говорил я в благоденствии моем: не поколеблюсь вовек ( Пс. 29:7 ). И оставлен был Тобой, впав в прелюбодеяние и убийство. Вследствие этого, лишившись Божией помощи, в страхе спасаюсь от Авессалома – сына моего, смиренно выхожу из города, стыдясь всех. В меня бросает камни и поносит меня неразумный и жалкий Семей. Поэтому взываю к праведному Судии: Знаю, Господи, что суды Твои праведны и по справедливости Ты наказал меня ( Пс. 118:75 ). Потому что нет большего прегрешения, чем самомнение и самонадеянность – я не стану более хвалиться собой, но стану смиренным и со смирением скажу: Я же червь, а не человек, поношение у людей и презрение в народе ( Пс. 21:7 ). Смирится в персть душа наша, прильпе земли утроба наша ( Пс. 43:26 ), и смирихся до зела ( Пс. 37:9 ). Живи мя по словеси Твоему ( Пс. 118:25 ) и подобное сему. 310. Пресвитеру Кириаку От Отца прежде всех век родился Сын – живое Слово, истинный Бог от истинного Бога, несотворённый. Сын – а не тварь, Создатель – а не создание, Творец – а не тварь. Все, что имеет Отец, есть Мое ( Ин. 16:15 ) – действительно всё, что есть в Первообразе, принадлежит Образу. Не повелением создан Сын, но воссиял из Отчей сущности. Неотлучно по времени соединён с Отцом, равен Ему в благости, равен в могуществе.

http://azbyka.ru/otechnik/Nil_Sinajskij/...

Подними глаза твои на высоты и посмотри, где не блудодействовали с тобою? У дороги сидела ты для них ( Иер. 3:2 ), как сказал пророк. То есть долгое время, забыв Бога, ты усердно трудился, пребывая во грехах, по причине твоих падений с демонами. Как ворона, что живёт долго и весьма чадолюбива, так и всякий сластолюбец и любитель мирской суеты нежит порождения свои – то есть дела пагубные и мерзкие. 313. Комиту Ириму Узнал, что ты весьма желаешь занять так называемую, но не в действительности такую, недосягаемую и самую высокую кафедру эпарха 67 . Пойми же, блистательный муж, что мала, ничтожна и не долговечнее весенних цветов эта смешная слава, воздаваемая тебе людьми, но велик и тяжек последующий за ней стыд. Поэтому если не желаешь быть пристыжённым, не желай быть и прославленным этой непрочной славой. 314. Фирмиллиану Вместо отцов Твоих, будут сыновья Твои ( Пс. 44:17 ). Ибо по закону Моисееву служившие и в древности благоугодившие Богу, в Церкви оказались вторыми после апостолов. И апостолы – сыны синагоги еврейской, но, сподобившись стать учениками Христовыми, во всём подражали Учителю, жизнью и достоинствами своими доказав, что отцы их, оправдавшиеся в древности законом, по сути сыны их. 315. Ему же Можешь и иначе понимать изречение, о котором мы говорили недавно: Вместо отцов Твоих, будут сыновья Твои ( Пс. 44:17 ). То есть дарование, которого ты прежде, при отцах твоих многократно просил у Бога и большей частью не получал, не быв услышан, принимает больше чем чадородие в старости, радуясь и веселясь, как сказано: тем дам Я в доме Моем и в стенах Моих место и имя лучшее, нежели сыновьям и дочерям ( Ис. 56:5 ). 316. Пресвитеру Сократу Бог, создавший всё по благости Своей, обо всём промышляет, взирая не на достоинства промышляемого, но на Своё избрание и дарование всякого блага. Поэтому взирающим на Него даёт Он пищу по милости и щедрости. Об этом и сказал псалмопевец: милостив и щедр Господь. Пищу дает боящимся Его ( Пс. 110:4–5 ). 317. Диакону Кириаку Не отсекай по примеру неразумных у тела члены, служащие деторождению, но молись и призывай Господа, чтобы невидимой силой стал евнухом внутренний твой человек и чтобы тебе не знать и не различать уже мужской пол от женского. 318. Ему же

http://azbyka.ru/otechnik/Nil_Sinajskij/...

Еще пророк говорит: Близок Господь к сокрушенным сердцем и смиренных духом спасет ( Пс. 33:19 ) и: на кого Я призрю: на смиренного и сокрушенного духом ( Ис. 66:2 ). Еще скажу тебе: иной человек от природы не слезлив. Поэтому что нужно сделать желающему слёз? Если не можешь плакать очами видимыми, плачь умом, так чтобы и во сне, и бодрствуя ум твой пребывал в плаче, проливая слёзы пред Богом, так очистишься ты от грехов своих. Это советует и Псалмопевец, говоря: изливайте пред Ним сердце ваше ( Пс. 61:9 ). Знаю также, что некоторые верой и молитвой превратили: камень в источник вод ( Пс. 113:8 ). Непрестанным осмыслением слов Христа Бога нашего и напоминанием себе чудес Божиих источили из каменных очей слёзные потоки. Если же ты не можешь сподобиться такой благодати, как они, то увидев другого, плачущего во время молитвы, прославь за него Господа, говоря: благодарю Тебя, Господи, Боже мой, лишивший меня такого очистительного дара, и даровавший его брату моему. Умножь к нему милость Твою, Владыка, потому что славится ли один член, с ним радуются все члены ( 1Кор. 12:26 ). Если ты будешь так расположен к брату и с радостью станешь смотреть на него, то станешь соучастником его дарования. И у вас с ним будет общий венец, если делается ради Христа. 216. Траяну Не надо пренебрегать незначительными падениями, потому что и малый грех может довести человека до великих беззаконий и повредить ему. Поэтому остерегайся и незначительных страстей, чтобы мелкими грехами не пасть в бездну глубокого повреждения. 217. Пресвитеру Палладию Лукавые и греховные помыслы отлучают человека от Господа. Если призовёт человек Бога, то Он умертвит и истребит лукавые помыслы. Тогда сможет человек восстать со дна греховности и прибегнуть к Богу. В таком смысле и понимай сказанное: когда я пробуждаюсь, я все еще с Тобою. О, если бы Ты, Боже, поразил нечестивого ( Пс. 138:18–19 ). 218. Софронию Говоришь, что дьявол против твоей воли возбуждает в тебе неверие к Богу. Но ты не бойся неверия влагаемого в тебя. Напротив, откройся великому Врачу Христу, взывая к Нему: верую, Господи! помоги моему неверию ( Мк. 9:24 ), и получишь исцеление. 219. Кириаку

http://azbyka.ru/otechnik/Nil_Sinajskij/...

Поэтому после псалмопения не будем громко восклицать, молясь как бы по обязанности, но если молимся телом, постараемся молиться и умом ( 1Кор. 14:15 ). Ибо и блаженная Анна, мать пророка Самуила молилась: уста ее только двигались, и не было слышно голоса ее ( 1Цар. 1:13 ). И поскольку она молилась от сердца, то была услышана и после стольких лет неплодства стала матерью многих детей. Потому что всё возможно верующему и молящемуся как должно. 113. Епископу Филагрию Прошу тебя, умертви свои телесные члены, если можно, всё отдавай душе, поспеши вступить на тесный путь, проходимый немногими. Стань смиренным и возвышенным, смертным и бессмертным, земным и небесным, наследником Богу и сонаследником Христу. Непрестанно молись, благообразно и неослабно пой псалмы, поучайся в слове Божием, преклоняй колена, бодрствуй душой и телом, очищай слезами привнесённую чувствами скверну. Помогай уставшим, заботься о бедных, подавай им одежду и пищу. Если будет у тебя всё это и приумножится, то не праздным и бесплодным предстанешь ты перед Христом, Богом всяческих в день воздаяния. 114. Диакону Иордану Христос, Владыка всяческих, желая научить нас бдению и молитве, и пробыл всю ночь в молитве к Богу ( Лк. 6:12 ). Также: Около полуночи Павел и Сила, молясь, воспевали Бога ( Деян. 16:25 ). И пророк говорит: В полночь вставал славословить Тебя за праведные суды Твои ( Пс. 118:62 ). Но я удивляюсь, как же ты, почивая и храпя целую ночь, не чувствуешь угрызений совести? Поэтому хоть сейчас соблаговоли отрясти мертвящий сон и с благоговением внемли молитве и псалмопению. 115. Кириаку Всё, что случится с тобой прискорбного и горестного, принимай без всякого ропота, поклоняясь Всесовершенному. Потому что без Божиего суда не постигнет нас никакая болезнь, печаль и всё изнуряющее нас. Ибо сказано: Если Ты обличениями будешь наказывать человека за преступления, то рассыплется, как от моли, краса его ( Пс. 38:12 ). 116. Кириону О том, кто каясь в грехах, ударяет себя в грудь 129 , можно сказать, что он хвалит Бога с тимпаном и ликами ( Пс. 150:4 ). Потому что в сокрушении ударяя в перси, делает соучастником молитвы целый лик слезных помыслов. Обмакивает трость покаяния в сосуд с горькими от скорби и печали слезами, написав прошение на распростертой хартии сердца и подав его Господу, не будет отвергнут Иисусом Христом, умершим за грешников. 117. Диакону Мелифтонгу

http://azbyka.ru/otechnik/Nil_Sinajskij/...

Вместе с ними мы послали также честнейших и возлюбленных диаконов Павла и Кириака, а в то же время и сами, как бы в виде частного письма, хотим вкратце изложить любви Вашей все дело. Именно: предстоятель Александрийской Церкви Феофил вследствие разных жалоб на него, дошедших до слуха благочестивейшего императора, получив приказание лично явиться [в Константинополь] одной своей особой, прибыл сюда, взяв с собою весьма значительное число египетских епископов и таким образом как бы желая показать с самого начала, что он прибыл, собственно, на войну, на сражение. Затем, прибыв в великий и боголюбезный город Константина, он не отправился прежде всего в церковь , как того требовал обычай и издавна заведенный порядок, не посетил и нас и не принял с нами участия ни в слове, ни в молитве, ни в приобщении, но, высадившись с корабля и пройдя мимо церковного преддверия, остановился на жительство где-то за городом, и хотя мы усердно просили и его, и прибывших с ним остановиться у нас (потому что все было для него готово, и помещение, и все, что было нужно), но ни он, ни другие не согласились. Видя все это, мы пришли в большое смущение, тем более что никак не могли догадаться о причине такой незаслуженной вражды к нам; однако делали со своей стороны все, чего требовало от нас приличие, настоятельно упрашивая его пожаловать к нам и сказать, из-за чего с самого первого своего шага он повел против нас так решительно войну и возмутил весь город. Когда же он не хотел объяснить причины своего недовольства, а обвинители его, с другой стороны, настаивали на своем требовании, благочестивейший император, позвав нас, приказал нам переправиться на другой берег пролива, где он остановился, и разобрать там поданную на него жалобу. В ней шла речь о насильственном вторжении, об убийствах и множестве другого подобного рода вещей; но мы, зная отеческие законы, уважая и почитая [столь высокопоставленную] особу и сверх того имея уже от него послание, гласившее, что судопроизводство не должно переносить за пределы епархий и что в каждой епархии епархиальные дела должны вестись своим судом, не взялись судить его и решительно отказались.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

(Из «Христианск. Утешений» свящ. Гр. Дьяченко) Верность своему призванию В житии великого и вселенского учителя св. Иоанна Златоустог о повествуется следующее. Когда императрица Евдоксия, озлобленная пастырскими обличениями св. Иоанна Златоустог о, искала погубить его, великий учитель в письме к Кириаку, своему священнику, следующими словами засвидетельствовал свою верность пастырскому служению, а также твердость веры и силу своей любви к Господу. «Если императрица повелит меня перепилить, пусть распилит, – то же было и с Исаиею. Если захочет бросить меня в море, пусть бросит, – я вспомню об Ионе. Если ввергнет в огненную печь, – я знаю трех отроков. Предаст диким зверям на растерзание, – был предан им и Даниил во рву львином. Захочет отсечь голову, – я буду иметь в том сообщником Иоанна. Побить камнями, – я найду ободрение в Стефане. Захочет отнять все блага и имущества, – пусть отнимает все: наг вышел из чрева матери своей, наг и отойду». Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч? Но все сие преодолеваем силою Возлюбившего нас. ( Рим. 7:35–37 ). Кара Божия Крестьянин Подольской губ., села Насековки, Иван Подорожняк, жил в работниках у еврея, был нечист на руку и много раз был хозяином заподозрен в воровстве. Наконец, Подорожняк украл топор; все улики были против него, но он никак не хотел сознаться в своей очевидной вине. Хозяин-еврей пожаловался уряднику, который стал производить дознание о краже крестьянина Подорожняка. Тут Подорожняк предложил подтвердить свою якобы невинность присягой. Положен был на стол св. крест и хлеб. Подорожняк стал на колени и сказал: «Господи! если я виноват в этой краже, то пусть помрет мое единственное дитя». Произнесши эту ужасную клятву, Подорожняк встал и смелым взором обвел всех присутствующих, как бы торжествуя, что всех перехитрил и провел. Но не обманул он, несчастный, Господа Бога! Не прошло и четверти часа, как вбежала в хату, где допрашивали Подорожняка, жена его и с горькими слезами объявила о скоропостижной смерти своего единственного дитяти, которое пред тем было совершенно здоровым. Все были поражены; Подорожнпк остолбенел от страха кары Божией и тотчас раскаялся в ложной своей клятве и сознался в воровстве

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Orlov/...

При блаженной кончине Орентия присутствовали многие отцы и Сергий епископ города Элы. Отходя к Господу с радостью, он видел пришедших за ним ангелов». «В одной едва проходимой дебри, отстоящей от святой горы Синая на сорок больших поприщ, при потоке Малосе спасался о Господе авва Стефан, наставник аввы Кириака. Он питался одними овощами из своего малого огорода; но их часто поедали дикие свиньи. Однажды этот старец увидел мимоходящего леопарда и позвал его к себе. Лютый зверь подошел к нему и сел у ног его. Тогда человек Божий сказал ему: «Яви любовь, не уходи отсюда и постереги мой малый вертоград; лови в нем диких свиней и питайся ими». Леопард остался при нем и стерег овощи в течение нескольких лет до самой смерти его». «Недалеко от Синайской горы есть место поточное и жестокое, называемое Арселая. Тут несколько времени жил чудный Иоанн Савваитин с учеником своим Иоанном Римлянином . Однажды пришла к нему большая дикая свинья, держа во рту своего детеныша, и положила его у ног старца. Преподобный увидев, что рождие ее слепо, плюнул на землю, сотворил брение и помазал им глаза животного. Оно прозрело. Когда самка заметила это, благодарная, начала лизать стопы старца и, взяв детеныша, пошла назад играючи, а на другой день утром принесла ему «зелку велию усты» 37 , отыскав ее с большим трудом. Преподобный Иоанн, увидев ее, улыбнулся и сказал ей: «Откуда ты принесла эту зелку? Верно, ты украла ее из какого-либо отеческого вертограда». Животное, услышав сии слова, устыдилось, взяло зелку и отнесло ее на прежнее место». «В один год вовсе не было дождя на Синае, и в августе месяце начали иссякать потоки и источники. Тогда собралось стадо диких серн и начало обходить все горы и долины арселайские, ища воды. Не нашедши ее, серны взошли на вершину одной горы и все подняли головы свои к небу, как бы моля Творца помиловать их, и не двигались с места. Бог умилосердился над ними. Вдруг пролился дождь только на ту гору, где находилось стадо; и серны утолили свою жажду». «В Арселае на самом стремнистом месте в одной рукозданной гробнице отеческой жил авва Михаил Грузин с учеником своим Евстафием. Разболевшись и предчувствуя приближение смерти, он сказал Евстафию: «Чадо, принеси мне воды; я омоюсь и причащусь святых Таин», – и, когда причастился, опять сказал: «Ты знаешь, чадо мое, как опасно сходить вниз от нашей гробницы; если я умру, то тебе одному не снести моего тела; боюсь, как бы ты не упал с ним со стремнины. Итак, заблаговременно оба сойдем вниз мало-помалу». Сошли они благополучно, и потом старец сотворил молитву и, облобызав Евстафия и сказав ему: «Мир тебе чадо, молись о мне», – лег во гроб и с радостью и веселием преставился к Господу».

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010