Щунял я их, щунял келейно и, наконец, с амвона на них громыхнул словом царя Ивана к преподобному Гурию , что «напрасно-де именуют чернецов ангелами, – нет им с ангелами сравнения, ни какого-либо подобия, а должны они уподобляться апостолам, которых Христос послал учить и крестить!» Кириак приходит ко мне на другой день урок давать и прямо мне в ноги: – Что ты? что ты? – говорю, подымая его, – учителю благий, тебе это не довлеет ученику в ноги кланяться. – Нет, владыко, уж очень ты меня утешил, так утешил, что я и в жизнь не чаял такого утешения! – Да чем, – говорю, – божий человек, ты так мною обрадован? – А что велишь монахам учиться, да идучи вперед учить, а потом крестить ; ты прав, владыко, что такой порядок устроил, его и Христос велел, и приточник поучает: «идеже несть учения души, несть добра». Крестить-то они все могучи, а обучить слову нетяги . – Ну, уж это, – говорю, – ты меня, брат, кажется, шире понял, чем я говорил; этак ведь, по-твоему, и детей бы не надо крестить. – Дети христианские другое дело, владыко. – Ну да; и предков бы наших князь Владимир не окрестил, если бы долго от них научености ждал. А он мне отвечает: – Эх, владыко, да ведь и впрямь бы их, может, прежде поучить лучше было. А то сам, чай, в летописи читал – все больно скоро варом вскипело, «понеже благочестие его со страхом бе сопряжено». Платон митрополит мудро сказал: «Владимир поспешил, а греки слукавили, – невежд ненаученных окрестили». Что нам их спешке с лукавством следовать? ведь они, знаешь, «льстивы даже до сего дня». Итак, во Христа-то мы крестимся, да во Христа не облекаемся. Тщетно это так крестить, владыко! – Как, – говорю, – тщетно? Отец Кириак, что ты это, батюшка, проповедуешь? – А что же, – отвечает, – владыко? – ведь это благочестивой тростью писано, что одно водное крещение невежде к приобретению жизни вечной не служит. Посмотрел я на него и говорю серьезно: – Послушай, отец Кириак, ведь ты еретичествуешь. – Нет, – отвечает, – во мне нет ереси, я по тайноводству святого Кирилла Иерусалимского правоверно говорю: «Симон Волхв в купели тело омочи водою, но сердце не просвети духом, и сниде, и изыде телом, а душою не спогребеся, и не возста».

http://azbyka.ru/fiction/na-kraju-sveta/

Особое место здесь занимает купец-самоучка Кириако де Пицциколле, вошедший в историю эпиграфики как Кириако Анконский (1391 – ок. 1455). Справедливо заслуживший звание «отца новейшей греческой эпиграфики», он удачно сочетал торговые операции с копированием древних надписей Италии, Греции, Фракии, Египта, Малой Азии, островов Средиземного моря. Копии, сделанные Кириако, отличались высокой степенью точности и не потеряли значения вплоть до наших дней 616 . У истоков русской эпиграфической науки стоит преп. Максим Грек , чья деятельность соединила ренессансную учёность и византийский интеллектуализм с древнерусской книжностью. Можно сказать, что написанное преп. Максимом Греком «Сказание о венце Спасово и о свитце, иже в руце его, и о Богородицыно имени» 617 стало первым сочинением на русском языке, специально посвящённым вопросам эпиграфики. В нём внимание афонского старца привлекла, если так можно выразиться, «эпиграфика малых форм». Его труд раскрывал смысл аббревиатур, которые помещались главным образом на нимбах Спасителя и Богоматери и по традиции, идущей от византийской иконописи, записывались греческими буквами, чей смысл в XVI веке уже не был понятен русским изографам. Таким образом, в труде преп. Максима Грека вопросы эпиграфики оказались тесно соединены с богословием и иконописью, а в перспективе – и со ставрографией, так как на авторитет преподобного в этих вопросах стали ссылаться старообрядцы, по-своему трактовавшие значение аббревиатур на крестах. Иногда сокращённые надписи на иконах и крестах именуют криптограммами 618 , что, на мой взгляд, не совсем верно отражает их суть. Криптограммы – это записи, сделанные по определенным правилам тайнописи и требующие для их расшифровки знания употреблённого писцом кода 619 . Здесь же речь идёт о явлении, в эпиграфике достаточно обыденном, – аббревиатурах, т. е. о сокращениях общеупотребительных слов. Сказание сохранилось в двух редакциях – краткой и пространной. Краткая редакция имеется в единственном списке, находящемся в так называемом Румянцевском рукописном собрании сочинений преп.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

Услышав имя Нестория, Кириак затрепетал, и сокрушаясь о погибели гостя, начал умолять его, дабы присоединился к Апостольской церкви. «Един путь к нашему спасению; говорил он, есть тот, чтобы мыслить и веровать, как мыслили и веровали святые отцы». Но гость отвечал: «И все ереси также утверждают, что человек может спастись только с их вероисповеданием. Что же после сего делать мне окаянному? Все называют учение свое истинным, а мой разум так слаб, что не может постигнуть истины и различить ее от заблуждения. Человек воистину Божий! помолись Господу, дабы Он каким-либо откровением просветил мои душевные очи». Святый Кириак неизреченно возрадовался о приближающемся спасении инока. «Останься в моей келии, сказал он своему гостю, и веруй от всего сердца, что всеблагой Бог откроет тебе истину». Потом удалился от него, и в уединении начал за своего брата молиться Богу. В девятом часу следующего дня, внезапно несторианец увидел пред собою благолепного, но взором строгого юношу, который повелел ему за собой идти. Вдруг несторианец очутился в преддверии тёмного и смрадного места, где посреди тусклого, один только мрак несколько озаряющего пламени, увидел он Нестория, Диоскора и Ария, и прочих еретиков, испускающих стенание и скрежет нестерпимой муки. «Се обиталище тех, указывая на тартар, сказал таинственный юноша, которые нечестиво умствуют, и вместе тех, которые следуют их учению! Итак, если место сие тебе нравится, держись раскола Несториева иди других злочитанцев; если же сей казни ужасаешься, приступай (присоединись) к святой Апостольской Церкви, в которой пребывает Иорданский пустынножитель. Я говорю тебе истину, не забудь ее: «если человек имеет все добродетели, но мыслит нечестиво, в сие место низвержен будет». После сего юноша стал невидим. Несторианец едва пришёл сам в себя, и когда возвратился св. Кириак, рассказал ему все, что происходило. Немедленно присоединился он к православной церкви, и прожив несколько лет у своего наставника, скончался в мире 11 . Видишь какая участь еретиков; такая участь ожидает и раскольников, особенно же молоканов.

http://azbyka.ru/otechnik/Evstratij_Golo...

Новости Репортажи Мониторинг СМИ Интервью Документы Фотогалереи Статьи Анонсы Анонсы Выставка «Кижи. Небесное послание». Москва Выставка «Тайны храмов эпохи Ивана Грозного». Москва Выставка «Сотворение мира. Произведения религиозного искусства XV – начала XX века». Москва Фестиваль «Весна духовная. На пути к Пасхе». Москва Выставка «Праздник Благовещения». Москва Выставка «Ars Sacra nova. От мифа к символу. Русская история и евангельские мотивы в творчестве художников модерна России и русского зарубежья 1900-1940-е гг.». Москва Концерты фонда «Искусство добра» в Соборе на Малой Грузинской и на других площадках Премьера фильма «Синод – радость идти вместе». Москва Открытие конференции «Люди и судьбы русского зарубежья». Москва Коммюнотарные и соборные начала в общественных и церковных объединениях России. VI Международная научно-практическая конференция «Православные братства в истории России». Кострома Все » Новости Власти Греции запретили невакцинированным посещать храмы без ПЦР-теста 19.11.2021 17:00 Версия для печати Премьер-министр Греции Кириакос Мицотакис. Фото: скриншот видео Уоитиве-канала Ο Πρωθυπουργς. Афины, 19 ноября. Власти Греции с 22 ноября запретили посещение храмов Элладской Православной Церкви невакцинированным от коронавируса верующим без наличия негативного ПЦР-теста, передает СПЖ со ссылкой на сайт ORTHODOXIA INFO. Как сообщает издание, премьер-министр Греции Кириакос Мицотакис заявил, что недопуск в храм без COVID-npububku или негативного теста предусмотрен циркуляром Синода Элладской Православной Церкви. Также он отметил, что контролировать распоряжение властей, кроме государственных органов, будут и структуры ЭПЦ. «Что касается богослужений в церквях, повторяю, верующие, которые не будут вакцинированы, должны сдать отрицательный лабораторный анализ. В конце концов, это предусмотрено в циркуляре Священного Синода, надзор за которым теперь возложен на его органы и, по выборке, на государство», – сказал Мицотакис. После введения новых ограничений с 6 ноября в Греции запретили посещать без вакцинации или ПЦР-теста практически все учреждения и заведения, кроме продуктовых магазинов, аптек и храмов. При этом ряд греческих политиков потребовал распространить запрет и на посещения богослужений.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Титульный лист книги «Кириакодромион». Алба Юлия, 1699 г. Титульный лист книги «Кириакодромион». Алба Юлия, 1699 г. Книгопечатание и типографское дело стали главными в жизни А. И. Все 64 книги, изданные в Валахии в 1691-1716 гг., связаны с его именем. В этот период из типографий Бухареста, Снагова, Рымнику-Вылчи, Тырговиште под руководством А. И. вышли в свет издания религ. лит-ры на румын., греч., церковнослав., серб. языках, а также светские произведения, среди к-рых была и рус. «Грамматика» Мелетия (Смотрицкого) (1697). Эти книги отличались прекрасным оформлением и высокой полиграфической культурой, что свидетельствовало о многогранном таланте А. И. как художника. С помощью А. И. его ученики основали типографии в Алеппо (Сирия) и Тбилиси. Благодаря деятельности А. И. Валахия на рубеже XVII-XVIII вв. превратилась в важный культурный центр, снабжавший разные страны книгами. Одной из заслуг А. И. стало создание и введение в литургическую практику Румынской Церкви румын. языка. А. И. принадлежит неск. оригинальных сочинений, среди к-рых особо следует отметить «Проповеди», произнесенные им с 1709 по 1716 г. и впервые изданные в 1886 г. под названием «Дидахи». В них А. И. выступал против алчности, социального неравенства и несправедливости. А. И.- автор ряда религ. сочинений, одним из самых ценных и оригинальных из к-рых являлись «Лики Ветхого и Нового Завета», преподнесенные в 1708 г. в дар господарю К. Брынковяну. Посвятив всю свою жизнь делу просвещения, А. И. был сторонником сближения румын. народа с Россией в борьбе за освобождение Валахии от османской зависимости, встав в 1709 г. во главе антиосманского освободительного движения. В 1716 г. за связи с антиосманской коалицией в период австро-тур. войны (1716-1718) А. И. был смещен с кафедры, лишен сана и приговорен к пожизненному заключению в мон-ре св. Екатерины на Синае . По тайному приказу тур. властей был убит янычарами на пути к мон-рю, его тело было брошено в реку. В 1992 г. Свящ. Синод Румынской Православной Церкви причислил А. И. к лику святых. Существует прижизненное изображение А. И. (1711) на фреске церкви мон-ря Говора, выполненное по заказу К. Брынковяну, перестраивавшего мон-рь в 1710-1711 гг.

http://pravenc.ru/text/115728.html

Сначала, арест Помазанника был назван Волей Божией, и была благословлена новая «законная» власть будто бы исполнившая Божий Промысл. После Октября, осознав, что творится что-то непонятное, было заявлено, что Воля Божия, теперь уже, в сопротивлении новой власти. Ну а затем пошло-поехало, начали благословлять, кто на что: восстанавливать монархию, призывать еретиков для наведения порядка, уходить в катакомбы, продолжать сопротивление уже из-за границы. И – апофеоз безрассудства – нашлись даже благословляющие нападение Гитлера для «спасения» России, и много чего ещё можно перечислить. И это всё делали те, кто, по их мнению, очень хорошо знал и учил пониманию Промысла и Воли Божией. Утрата ясного понимания Промысла Божия порождает ошибочное понимание причин и смысла происходящих событий. А это уже неадекватное восприятие реальности. Беда в том, что многими это даже не осознаётся. Мы по умолчанию думаем: раз мы молимся, участвуем в таинствах, или пусть даже имеем богословское образование – значит мы правы, а это далеко не так. Цель этой жизни – спасение души. Промысл же – устрояемый Богом порядок для совершения этого спасения. Это как план эвакуации при пожаре, в котором всё предусмотрено. Так и в Церкви, спасение мы должны совершать не прокладывая, кажущийся нам правильным, свой путь, а идя путём предуготованным Сверху, где права только у слабых, а у сильных – обязанности. Пожалуй, необходимо признать, все споры – кто хороший или плохой – должны быть заменены на определение: кто исполнял Промысл или помогал исполняющим, а кто противился или безрассудно изволял противляющимся. Судить же наших правителей по делам – простительно безбожникам, у которых всё решает случайность и человеческий фактор. Нам же разумно ли уподобляться их безумию? Монах Кириак (Тишков) , публицист Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть 25. Спасибо, монах Кириак! Такую наполненность смыслом редко встречаешь. Жаль, вовремя не заметил. Теперь уж проработаю все Ваши публикации. Спасибо Анатолию Дмитриевичу за публикацию.

http://ruskline.ru/news_rl/2021/11/30/ob...

Удручённый ношей крестной, Всю тебя, земля родная, В рабском виде Царь Небесный  Исходил, благословляя.         С этими поэтическими строками перекликаются слова писателя о русском изображении Христа: «Мужиковат Он да что беды! – где Он каким открылся, там таким и ходит, не имея где главы приклонить от Петербурга до Камчатки» (1, 339). Здесь отчётливо обозначена ведущая идея повести – мысль о Христовом всеприсутствии, всепроникновении . Вослед за Тертуллианом Лесков признавал, что каждая «душа по природе христианка» .  Это становится исповеданием веры и главных героев, и самого автора.         Рассказчик-архиерей – согласно его же самохарактеристике – человек нетерпеливый и раздражительный – повествует своим гостям о том, как много лет назад по  прибытии в отдалённую северную епархию он решил «всего себя посвятить трудам по просвещению диких овец» (1, 343) своей паствы. Ему представлялось, что эти «заблудшие овцы», не ведающие о Христе, и живут без Бога. Но старожил тех мест – «монашек» бедного монастырька отец Кириак – уверен, что Христос «и шелудивой овцой не брезговал, а где найдет её, взвалит себе, как она есть, на святые рамена и тащит к Отцу» (1, 357). Истина открывается в богословских спорах владыки с отцом Кириаком. Этот «божий человек», всеми любимый: «и братией, и мирянами, и даже язычниками» (1, 344), – бывший когда-то «успешным миссионером», теперь стал «ослушником», «хоть его убей, не хочет идти к диким проповедовать» (1, 343), отказывается  крестить «скорохватом»: «во Христа-то крестимся, да во Христа не облекаемся. Тщетно это так крестить, владыко!» (1, 350) Формализованное крещение (по лесковскому слову –   «примазывание» ) отец Кириак почитает за «великий грех», потому что оно предполагает, будто «дикари вовсе лишены Сына Божия, и этим как бы удостоверяет отсутствие Сына Божия из части творения; на самом же деле – Он в них присутствует, хотя они и не научены ещё исповеданию этого присутствия» .           В ответ на суровые возражения архиерея монах пересказывает легенду древнего патерика о христианине и язычнике, который тоже был принят Христом, «потому что когда язычнику никто не докучал настойчивостью, он сам с собою размышлял о Христе и призвал Его в своём последнем вздохе» (1, 354).

http://radonezh.ru/analytics/vo-spasenie...

Итак, доброму язычнику не закрыт путь в Царствие Небесное, ибо всякое добро и благо восходят ко Христу, сказавшему: «Аз есмь Путь, и Истина, и Жизнь» (Ин. 16: 4).Некрещёные народы и «сами не чуют, как края ризы Его касаются. Пусть за краёк Его ризочки держатся – доброту Его чувствуют, а Он их Сам к Себе уволочёт» (1, 357), – в таких безыскусственных словах объясняет своё «верую» отец Кириак. Божие дело свершается своим чередом, «своей ходой, без суеты идёт» (1, 357). Кириак – «старик основательный» (1, 361) – ставит в пример «нетерпеливцу»-владыке последовательность Христа: «Христос, батюшка, Сам уже на что велик чудотворец, а и то слепому жиду прежде поплевал на глаза, а потом открыл их; а эти ведь ещё слепее жида. Что от них сразу-то много требовать?» (1, 357). Потому и не годится поспешность в обращении «неверных». Не стоит «ловким крестителям» заниматься профанацией, поставлять «внешних христиан» (1, 360): «нечего спешить нарекать, а надо насаждать; другие придут – будут поливать, а возрастит сам Бог» (1, 363) – вот основной смысл религиозной педагогики, ратующей за то, чтобы вера была не только «наречённой», но действенной. Святоотеческое наследие учит: «Смотри на всякого человека, как на Христа». Некрещёный избавитель православного владыки уподоблен Лесковым Самому Христу, исцелившему слепого. Просветителя-архиерея, пытавшегося объяснить «всё Православие» «слепым язычникам», «темняк»-тунгус сделал зрячим в прямом и метафорическом смысле. Как бы повторяя чудо исцеления Христом слепорождённого, он плюнул владыке в заледеневшие веки, потёр рукавом своей шубы, и тот в конце концов прозрел – научился тому, что во всём мире, даже на «краю» земли, на «пути к самому северу», во мраке полярной ночи есть сердца, хранящие тепло, доброту и свет. Евангельские аллюзии составляют ядро лесковского текста. О чуде исцеления слепого говорится в повести не раз: и отцом Кириаком, и архиереем, и «дикарём». Именно это чудо становится особенно значимым в христианском контексте «На краю света». Уразумение того, что есть свет и тьма, зрение и слепота, «просвещение» и заблуждение,  приводит к новому истолкованию смысла заглавия повести «На краю света»– именно в христианском евангельском ключе.

http://bogoslov.ru/article/3055071

Истинная вера – одна Так много значит для человека вера. Но вот вопрос: вер на свете много, и притом вер разных, одна с другой несогласных. Почти каждый народ верует и служит Богу по-своему. Как же быть? Как убедиться в том, что одна вера – истинная, другая – ложная. Ясно, что все они вместе не могут быть правы. Если об одном и том же предмете один человек говорит так, а другой иначе, то вполне понятно, что один говорит правду, а другой – ложь. Когда русский князь Владимир решил переменить свою языческую веру на истинную, то к нему приходили посланные от различных народов, и каждый хвалил свою веру и осуждал веру других. Умный и осторожный князь, выслушав различных проповедников, сказал: «Подожду да умом пораскину». Эти слова Великого князя следует хорошо помнить каждому русскому человеку. Когда речь идёт о вере, каждый думай усердно и рассуждай внимательно! Мы верим, что полная правда и чистая истина Божия заключаются в одной Православной вере. В других же она более или менее испорчена и повреждена. Множество вер означает, что порчи и искажений в истину Божию внесено много. Поясним сказанное наглядным примером. Когда мы идём в большом лесу, встречаем много дорог. Они имеют разную ширину, направляются в разные стороны. Одни протоптаны больше, другие – меньше... Каждому понятно, что только одна дорога ведёт к месту жительства людей. Другие же – тропы и дорожки – идут в глубь леса и пропадают в его чаще. Точно так же, хотя вер на свете много, только одна из них – правая и истинная, это – вера Православная: только она одна ведёт к месту, для всех желаемому и приятному – Царству Небесному. Вот в подтверждение этой мысли красноречивое доказательство. К святому старцу Кириаку, подвизавшемуся близ реки Иордан, пришёл однажды инок, по имени Феофан, чтобы послушать его беседы. Во время разговора открылось, что пришелец, держится ереси (несторианской). Св. Кириак стал убеждать гостя оставить свои заблуждения и говорил, что спастись можно только в вере христианской. На это Феофан отвечал: «Все ереси говорят, что человек может спастись только их вероисповеданием. Что же мне делать? Человек Божий! Помолись Господу, чтобы Он каким-либо откровением дал мне узнать истинную веру». Старец с радостью согласился на эту просьбу: «Останься в моей келье, – сказал он, – я надеюсь на Бога, что Он откроет тебе истину». После этого Св. Кириак удалился и стал молиться Богу о вразумлении заблуждающегося.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

Кириакия дева сиротой осталась, От Христа душою она не отлучалась, Ведь ее родители – за веру пострадали И молиться на небе о ней не перестали. Сирота имение убогим раздала, Одеянье скудное из дому лишь взяла. Плоть на муки лютые отдать она решила, Как роса чистейшая, на грозный суд вступила. Страхи и угрозы веру не сломили, Все мученья деву только укрепили; Ранами жестокими все покрыто тело, Но отважно – сердце, душа – не истлела. Ведь за кровь пролитую, за унижение Ждет в чертогах райских ее наслаждение. За имя Иисуса, сладчайшего Христа, Простившего людей с голгофского Креста, Кириакия к лику мучениц стремилась, Под меч главу склонила – от отрешилась, Венец нетленной славы приняла из рук Творца... Наставь и нас почтить Небесного Отца! Да будем мы готовы жизнь за веру положить, Молитвами твоими это право заслужить; О чудная свеча среди светильников небесных, Душа твоя отныне нам сияет благочестно. 2. Преп. Фома, иже в Малеи . Сей Фома был сначала воеводой, прославившимся храбростью и богатством. Станом своим был громаден, так что наводил страх на врагов. Но возлюбив Христа больше и всего, что [есть] в он оставил всё и удалился в пустыню, где принял монашество и предал себя подвигу. Явился ему святой пророк Илия. Он отвел Фому на гору, именуемую Малея, близ Святой Горы Афон. Там жил он в уединении и безмолвии, беседуя в деннонощной молитве только с Богом. Хоть и скрывался он от однако не мог утаиться. Узнав о святости его жизни, люди стали приходить к нему и приводить своих больных. И святой Фома врачевал больных от всякого недуга душевного и телесного. Когда же [он] преставился к Богу (в X веке), его святые мощи и впредь помогали всем припадающим к ним с верою. 3. Преподобномученики Епиктет пресвитер и Астион монах . Астиона, единственного сына у родителей, пресвитер Епиктет привел к вере Христовой, крестил его и постриг в монахи. После этого они переселились откуда-то из восточных краев в скифские пределы и обрели пристанище в скифском городе Алмириде ([Алмирнее,] ныне Рамзин) в устье Дуная, где впадает он в Черное море. Там в 290 году претерпели они муки и смерть за веру Христову. По кончине оба явились они родителям святого Астиона, Александру и Маркеллине, которые обрадовались им, уверовали во Христа и были крещены епископом Евангелом, – «Евангелом, вторым ангелом», как ему воспевали, причем сей [последний] и сам впоследствии был усечен за Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010