2.217. Епископу Мариану. Во всем можно находить великое домостроительство Благого Владыки о рабах Его, так что, если что кажется горестным и не во всем соответствует их желание, то и сие к польз многих домостроительствуется незримою премудростью Господа, по неисследимым судам Его. Но противостань искушениям, которые ныне, наподобие бури, восстают на нас, и увенчай себя, отец, молясь обо мне. 2.271. Комиту Аммонно. Болезненное состояние, с крайнею для тебя опасностью, по злоумышлению диавола, постигшее тело твое не было нам неизвестно. А также и то, что приключилось сие с тобою по Божию смотрению, чтобы ты во всей ясности познал и неистовую злобу врага, и попечительность Христа, Который тебя, как преданного раба, скоро избавил от боязни. 3.12. Пресвитеру Кириаку. Не дивись, видя, что сродник твой, богочестивейший Писимей, украшенный великою добродетелью, весьма часто терпит скорби и искушенья от диавола и от людей, служащих воле его. Как разбойники чаще проводят ночи без сна и делают подкопы не там, где сено и солома, но там, где золото и серебро, так и враги истины и правды более всего нападают и злоумышляют против тех людей, которые подвизаются в добродетели и стараются преуспеть при помощи Божьей 3.26. Диакону Феодоту. Не надобно приходить в удивленье от того, что бывает в жизни; потому что и от людей трезвенных нигде не отступают искушенья — и от своих, и от чужих. Посему и Апостол, видя воздвигающиеся бури опасностей и боясь, как бы некоторые из учеников не пришли от сего в смущенье, сказал в своем послании: послал я к вам Тимофея, «чтобы никто не поколебался в скорбях сих: ибо вы сами знаете, что так нам суждено» (1 Сол. 3, 3). Сказанное же им значит: такова жизнь наша, таков чин Апостольского постановленья, — терпеть тысячи зол. «Что так нам суждено», — говорит Апостол. Как товары выкладываются для того, чтобы продавались и покупались, так и апостольская жизнь «так нам суждено», чтобы подвергаться злословью, злострадать, не иметь никакого отдыха. И те, которые трезвятся, не только не терпят от сего вреда, но еще и приобретают большую выгоду.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=679...

Блаженный Иероним Стридонский толкует это противоречивое место в Евангелии следующим образом: “По вере в Христа весь мир разделился и восстал сам против себя: каждый дом имел и верующих, и неверных, и вследствие этого на землю послана добрая война, чтобы прекратить худой мир” “Благое отречение” восстанавливает порядок в любви: оставляя своих ближних и самого себя, мы через Бога, в Боге и Богом возвращаемся к ним. Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня (Мф 10:37); если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником (Лк 14:26). «И в книге Песнь Песней, — пишет блаженный Иероним, — мы читаем: “Любовь ко Мне делайте правилом”. Это правило или порядок необходимо в каждом движении души. После Бога люби отца, люби мать, люби детей. Итак, Он не запретил любить отца или мать, но многозначительно прибавил: “Кто любит отца или мать более, нежели Меня”» “Благое разделение” — первый подготовительный момент в Бого-человеческом создании нового творения — Церкви, как очищение, облачение в “брачные одежды”, приготовление масла для светильников, чтобы быть готовыми к новому браку — Церкви и Агнца; чтобы, когда “придёт жених”, готовые могли войти с Ним на брачный пир (см. Мф 25:10). Этот первоначальный момент становления — жизни Церкви — подготовка к Тайной Вечери, к встрече со Христом и во Христе, когда каждый, собирающийся “на брачный пир”, с решительностью апостола Петра отсекает всё соблазняющее, “всякое житейское попечение”, чтобы составить Его тело под Его Главою, чтобы Он мог “придти и вселиться в ны”, как в приготовленный для Него дом — Кириакон. Второй момент созидания Церкви — сама евхаристическая Встреча Бога и человека: когда “Христос посреди нас”, когда принесённая верными “бескровная жертва” всего, что было для них любимым в жизни, возвращается в Духе и Духом, как Божественное разделение в нераздельности Божественной любви, как нераздельно-неслиянное Царство Святой Троицы.

http://pravmir.ru/apostol-foma-antinomii...

Азъ Иоаннъ, иже и братъ вашъ и общникъ въ печали и во цapcmbiu и въ mepnhiu Иисусъ Христов, быхъ во остров нарицаеммъ Патмосъ за слово Бoжie и за свидтелство Иисусъ Христово. Я, Иоанн, брат ваш и соучастник в скорби и в царствии и в терпении Иисуса Христа, был на острове, называемом Патмос, за слово Божие и за свидетельство Иисуса Христа. Что касается способа дарования ему откровений, то св. Иоанн называет прежде всего место, где он удостоился получить их. Это остров Патмос – один из Спорадских островов на Эгейском море, пустынный и скалистый, имеющий 56 верст в окружности, между островом Икарией и Милетским мысом, мало заселенный вследствие недостатка воды, нездорового климата и бесплодия земли. Теперь он называется «Пальмозой». В пещере одной горы и теперь показывают место, где Иоанн получал откровения. Там небольшой греческий монастырь, именуемый «Апокалипсис». В этом же стихе говорится и о времени получения св. Иоанном Апокалипсиса. Это было тогда, когда св. Иоанн находился в заточении на о. Патмосе, по его собственному выражению, «за слово Бoжie и за свидтелство Иисусъ Христово» – «за слово Божие и за свидетельство Иисуса Христа», то есть за ревностную апостольскую проповедь об Иисусе Христе. Самое лютое гонение на христиан в I веке было при императоре Нероне. Предание говорит, что св. Иоанн предварительно был ввергнут в кипящий маслом котел, из которого он вышел невредимым с обновленными укрепленными силами. Выражение «въ печали» – «в скорби», по смыслу подлинного греческого выражения, означает здесь «страдание», происходящее от гонения и мучения, то же, что «мученичество». Откр. 1:10. Быхъ въ дус въ день недлный, и слышахъ за собою гласъ beлiй яко трубы rлaroлющiя. Я был в духе в день воскресный, и слышал позади себя громкий голос, как бы трубный, который говорил. В следующем, 10 стихе св. Иоанн обозначает и самый день, в который он удостоился откровений. Это был «день недлный» – «день воскресный», по–гречески «кириаки имера» – «день Господень» 6 . Это был первый день седмицы, который евреи называли «миа савватон», то есть «первый день по субботе», христиане же назвали его «днем Господним» в честь воскресшего Господа. Самое существование такого названия уже свидетельствует о том, что христиане праздновали этот день вместо ветхозаветной субботы.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

— Во имя Господа моего, Иисуса Христа я отправлюсь, не колеблясь! Кириак был снабжен императрицею всем необходимым, после чего и отправился в Персию вместе со своими друзьями, — Смарагдом и Ларгием. Когда он пришел в Персию и был приведен к беснующейся царевне, то диавол воззвал ее устами: — Что, Кириак, не заставил ли я тебя потрудиться придти сюда, как говорил об этом тебе ранее? — Я пришел сюда, — отвечал Кириак, — с помощью Владыки моего, Господа Иисуса Христа, чтобы выгнать тебя и отсюда. Итак, дух нечистый, повелеваю тебе именем Господа Иисуса Христа: выйди из сей девицы и больше не возвращайся в нее. — Но ведь ты, Кириак, устал и тебе необходимо прежде всего отдохнуть с дороги, — сказал бес. — Благодаря помощи все устрояющего Бога я не чувствую усталости, — отвечал Кириак. — Но вот я, — продолжал бес, — что захотел, то и сделал: обещался заставить тебя придти в Персию, и ты пришел. — Не можешь ты, бессильный и окаянный, сделать то, что пожелаешь; ты можешь сделать лишь то, что попустит тебе Создатель наш. Тогда бес стал мучить девицу. Святой же Кириак, пав ниц на землю, начал со слезами молиться Богу. Между тем бес взывал к святому: — Если ты изгонишь меня отсюда, то укажи мне вместилище, в которое я бы мог войти. Отвечал святой: — О безумный! Нигде в создании Божием ты не найдешь себе вместилища, ибо непобедимая и всемогущая сила Господа моего Иисуса Христа отовсюду изгонит тебя. Тогда диавол немедленно вышел из отроковицы и, убегая, оглашал воздух воплями, говоря: — О как страшно для меня имя Того, Кто изгоняет меня! С того времени отроковица стала здоровой. Ей было имя Иовия. Она уверовала во Христа и приняла святое крещение. Уверовали во Христа и крестились многие из царского дома, всего около четырех сот человек. Царь персидский предложил многие дары святому Кириаку. Но он ничего не взял, довольствуясь лишь одним хлебом и водой. Пробывши в Персии сорок пять дней, он удалился оттуда, возвращаясь от персидского царя к римскому императору с благодарственным письмом, которое Диоклитиан почтительно принял. Императрица Сирена и дочь ее Артемия весьма радовались возвращению Кириака.

http://predanie.ru/book/216285-zhitiya-s...

От 14-го октября 1867 о. Кириаков о результатах своих увещаний сектантов доносил епархиальному начальству, между прочим, следующее: «я сам доходил до слез и некоторые из них плакали и отвечали, что они никогда не были отступниками от своей веры; что у них нет никакого нового учения и что поэтому они не могут сказать, откуда и от кого принято ими учение; что они, собираясь в своих домах. кроме чтения св. Писания и пения стихов духовного содержания более ничего за собой не чувствуют. Впрочем, М. Ратушный, продолжает о. Кириаков, на мой вопрос – почему они в собраниях своих не крестятся, отвечал, что они делают это для того, чтобы собрания в домах отличить от собрания в церкви; очевидно, здесь изворот. Относительно показаний судебному следователю сектанты говорили, что они ничего такого не высказывали, что они ничего такого за собой не чувствуют. Только относительно постов некоторые заметили, что случается в рабочее время на степи производить работы за сухим хлебом, и здесь-то иногда нарушались посты среды и пятницы по необходимости. При этом они выражали «сожаление, что были в отлучке во время проезда преосвященного чрез Ряснополь и не могли видеть его, и что они желали бы с ним поговорить» 156 . Совратителями православных, по предположению о Кириакова, могли быть немцы-сектанты 157 . 23-го октября того же года благочинный Кириаков доносил высокопреосвященному, что он представил ряснопольским прихожанам нового священника и с ним вместе вел беседу с сектантами. Сектанты жаловались ему на то, что их напрасно держали в остроге 158 . «Держали, держали, говорили они, да и выпустили и тем дело покончили». На это о. Кириаков отвечал, что дело только начинается, что если они не обратятся, то это дело дойдет до государя, и он будет оскорблен: он освободил их, а они вот что делают. На это сектанты возразили, что их напрасно только отрывают от дела, «разоряют». «Из таких ответов – замечает о. Кириаков – видно, что они или действительно неповинны, или же ожесточаются частыми призывами. В заключение рапорта благочинный высказывает скорбь свою по поводу выговора, сделанного им со стороны епархиального начальства, и возбуждения против него сектантов. «Мне, говорит он, остается только падать духом». О. Кириаков просит командировать на место сектантской заразы кого-нибудь из членов консистории 159 .

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Rozhde...

– Во имя Господа моего, Иисуса Христа я отправлюсь, не колеблясь! Кириак был снабжен императрицею всем необходимым, после чего и отправился в Персию вместе со своими друзьями, – Смарагдом и Ларгием. Когда он пришел в Персию и был приведен к беснующейся царевне, то диавол воззвал ее устами: – Что, Кириак, не заставил ли я тебя потрудиться прийти сюда, как говорил об этом тебе ранее? – Я пришел сюда, – отвечал Кириак, – с помощью Владыки моего, Господа Иисуса Христа, чтобы выгнать тебя и отсюда. Итак, дух нечистый, повелеваю тебе именем Господа Иисуса Христа: выйди из сей девицы и больше не возвращайся в нее. – Но ведь ты, Кириак, устал и тебе необходимо прежде всего отдохнуть с дороги, – сказал бес. – Благодаря помощи все устрояющего Бога я не чувствую усталости, – отвечал Кириак. – Но вот я, – продолжал бес, – что захотел, то и сделал: обещался заставить тебя прийти в Персию, и ты пришел. – Не можешь ты, бессильный и окаянный, сделать то, что пожелаешь; ты можешь сделать лишь то, что попустит тебе Создатель наш. Тогда бес стал мучить девицу. Святой же Кириак, пав ниц на землю, начал со слезами молиться Богу. Между тем бес взывал к святому: – Если ты изгонишь меня отсюда, то укажи мне вместилище, в которое я бы мог войти. Отвечал святой: – О безумный! Нигде в создании Божием ты не найдешь себе вместилища, ибо непобедимая и всемогущая сила Господа моего Иисуса Христа отовсюду изгонит тебя. Тогда диавол немедленно вышел из отроковицы и, убегая, оглашал воздух воплями, говоря: – О как страшно для меня имя Того, Кто изгоняет меня! С того времени отроковица стала здоровой. Ей было имя Иовия. Она уверовала во Христа и приняла святое крещение. Уверовали во Христа и крестились многие из царского дома, всего около четырех сот человек. Царь персидский предложил многие дары святому Кириаку. Но он ничего не взял, довольствуясь лишь одним хлебом и водой. Пробывши в Персии сорок пять дней, он удалился оттуда, возвращаясь от персидского царя к римскому императору с благодарственным письмом, которое Диоклетиан почтительно принял. Императрица Сирена и дочь ее Артемия весьма радовались возвращению Кириака.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Между тем Феофан, имея пред собою записи, по форме одинаковые с нашей Пасхальной хроникой, а может быть, и эту самую хронику, и, видя, что смерть Кириака отмечена под 9-м индиктом, очень законно со своей точки зрения поместил в летописи известие о ней именно под годом, отвечающим 9-му индикту. Далее, пред ним стояло событие – возведение Фомы, имевшее место в январе. Раз эта ошибка была допущена, продолжить ее – отнести и возведение Фомы к тому же 9-му индикту – для Феофана было очень естественно. Так как он ничего не знал о промежутке между смертью Кириака и возведением Фомы в 15-т месяцев, – да его действительно и не было, а прошло между этими событиями только 3 месяца, – то он с полным правом возведение Фомы приурочил к тому же 9-му индикту, к которому ошибочно он приурочил и смерть Кириака. Из двух рубрик Пасхальной хроники у Феофана получилась, таким образом, одна; а если допустить, что во 2-й рубрике хроники ничего не было записано, кроме известия о возведении Фомы, то год, соответствующий этой рубрике, оставался пустым и весьма естественно был пропущен, Феофаном. Это предположение подтверждается еще тем наблюдением, что Феофан никогда не ставит год только для порядка, ничего не сообщив под ним. Со сказанным вполне согласуется то, что мы видим в хронографии Феофана в отделах, соответствующих рассмотренным отделам Пасхальной хроники. Второй год Фоки 596-й от Р. Хр. здесь помечен 7-м индиктом еще верно: 596 + 8 + 3 : 15=остаток индикт 7-й 364 . Но уже через один отдел начинается ошибка. Смерть Кириака и возведение Фомы отнесены Феофаном к 598-му году от Р. Хр. 365 В Пасхальной хронике эти события верно помечены 606 и 607-м годами нашего счисления. Припоминая, как год Феофана переводится на наши годы, мы видим, что Феофаном в промежуток от 596 до 598-го один год пропущен, потому что 598 + 8=606, но этот 606-й год начинается только с января, до января же это пока только 605-й; т. е. вместо 598 должен был быть уже 599, который (599 + 8=607) действительно отвечает нашим 606 и 607-му годам.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Andreev/k...

— Ах ты, — говорю, — отец Кириак, отец Кириак, да ты человек преутешительный!.. — Расцеловал я его неоднократно, отпустил и, ни о чем более не расспрашивая, велел ему с завтрашнего же дня ходить ко мне учить меня тунгузскому и якутскому языку . Глава четвертая Но отступив со своею суровостию от Кириака, я зато напустился на прочих монахов своего монастырька, от коих, по правде сказать, не видал ни Кириакова простодушия и никакого дела на службу веры полезного: живут себе этаким, так сказать, форпостом христианства в краю язычников, а ничего, ленивцы, не делают — даже языку туземному ни один не озаботился научиться. Кириак приходит ко мне на другой день урок давать и прямо мне в ноги: — Что ты? что ты? — говорю, подымая его, — учителю благий, тебе это не довлеет ученику в ноги кланяться. — Нет, владыко, уж очень ты меня утешил, так утешил, что я и в жизнь не чаял такого утешения! — Да чем, — говорю, — божий человек, ты так мною обрадован? — А что велишь монахам учиться, да идучи вперед учить, а потом крестить; ты прав, владыко, что такой порядок устроил, его и Христос велел, и приточник поучает: «идеже несть учения души, несть добра». Крестить-то они все могучи, а обучить слову нетяги . — Ну, уж это, — говорю, — ты меня, брат, кажется, шире понял, чем я говорил; этак ведь, по-твоему, и детей бы не надо крестить. — Дети христианские другое дело, владыко. А он мне отвечает: — Эх, владыко, да ведь и впрямь бы их, может, прежде поучить лучше было. А то сам, чай, в летописи читал — все больно скоро варом вскипело, «понеже благочестие его со страхом бе сопряженно». Платон митрополит мудро сказал: «Владимир поспешил, а греки слукавили, — невежд ненаученных окрестили». Что нам их спешке с лукавством следовать? ведь они, знаешь, «льстивы даже до сего дня». Итак, во Христа-то мы крестимся, да во Христа не облекаемся. Тщетно это так крестить, владыко! — Как, — говорю, — тщетно? Отец Кириак, что ты это, батюшка, проповедуешь? — А что же, — отвечает, — владыко? — ведь это благочестивой тростью писано, что одно водное крещение невежде к приобретению жизни вечной не служит.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

Так как с другой стороны первая дата, нам в хронике нужная, есть 594-й год, то в виду краткости периода, на который приходятся все пять интересующих нас дат (594–628), можно думать, что все три константинопольских патриарха были его современниками. В пользу этого предположения говорит еще то соображение, что до 594-го года автор не отметил ни одного константинопольского патриарха из всего рассматриваемого нами периода, – знак, что он не интересовался в своей хронике их судьбою, не справлялся о них в источниках, если же начинает перечислять их с Кириака, т. е. 594-го года, то вероятно, просто потому, что они все были лично известны ему. А лично знать их он мог, так как, надо полагать, он жил и писал свою хронику именно в Константинополе. Так, по крайней мере, считает естественным думает Геншен на основании подробных рассказов автора о подвигах некоего патриция Бона (Βνος) 208 в 17 году Ираклия (727 г.) и его погребения в одной из церквей Студийского монастыря 209 . При этом Геншен считает за вероятное, что автор хроники был никто иной, как один из иноков этой именно обители 210 . Из сказанного само собою понятно, что занимающие нас даты Пасхальной хроники должны иметь очень высокую историческую ценность. Требования самой пытливой и подозрительной хронологической критики на этот раз могут быть удовлетворены вполне и всецело. Отсюда естественно, что в ряду источников для хронологии патриархов Кириака, Фомы и Сергия они должны занять первое место и иметь решающее значение. Исключением является только дата возведения Кириака в 594-м году. В то время как остальные показания отличаются необыкновенною точностью, эта дата засвидетельствована очень обще: не помечен даже месяц, что заставляет думать, что событие представлялось автору не совсем ясно. В заключение установим отношение между счислениями – нашим и тем, которым пользуется автор Пасхальной хроники. Так как для времени, предшествующего Ираклию, он ведет хронику на основании самых разнообразных источников и разнородных счислений последних удерживаются и в его труде 211 , то во избежание путаницы мы определим только, как хронологическим обозначениям автора, начиная с 12-го года Маврикия (возведение Кириака), нужно находить соответствующие годы нашего счисления.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Andreev/k...

— Во имя Господа нашего Иисуса Христа повелеваю тебе: выйди из сей девицы. Бес же отвечал ее устами: — Если ты желаешь, чтобы я вышел из нее, то укажи мне другое обиталище, в которое я мог бы войти. — Вот тебе мое тело, — отвечал святой Кириак; — если можешь, войди в него! — В твое тело я не могу войти, — продолжал бес, — ибо оно отовсюду затворено и запечатано. Тогда святой Кириак сказал ему: — Во имя Господа нашего Иисуса Христа распятого выйди из сей девицы, дабы она была чистым сосудом для служения Святому Духу. Дух нечистый закричал тогда, говоря: — О, Кириак! Если ты отсюда изгонишь меня, то я устрою так, что ты будешь послан в Персию [ 15 ]. С сими словами нечистый дух вышел. Девица же Артемия, освободившись от бесовского мучительства, сказала святому: — Заклинаю тебя Богом, Которого ты исповедуешь: крести меня, ибо я вижу вдалеке Господа, Которого ты проповедуешь. Здесь стояла и мать Артемии императрица Сирена, которая радовалась сугубою радостью: и по случаю исцеления своей дочери, и по причине явления силы Христовой (ибо она была тайной христианкой). Приготовив воду, на другой день крестили девицу Артемию во имя Отца, и Сына, и Святого Духа, тайно от царя Диоклитиана. С того времени святой Кириак приобрел благоволение императора Диоклитиана, который даровал ему и его друзьям, Смарагду и Ларгию, свободу и подарил ему близ своих терм дом в Риме, обещав ему спокойную жизнь. Между тем императрица Сирена поучала дочь свою всем сердцем любить Христа и неизменно исполнять закон Его. Спустя немного времени к Диоклитиану пришло послание от персидского царя; в этом послании персидский царь просил Диоклитиана отправить к нему диакона Кириака, ибо дочь его бесновалась, причем бес взывал ее устами, говоря: — Никто не может изгнать меня кроме римского диакона Кириака. Тогда император сказал своей супруге, императрице Сирене, чтобы она позвала к себе Кириака и упросила его отправиться в Персию к бесновавшейся царевне. Когда святой Кириак был призван к императрице и узнал о послании из Персии, то сказал:

http://predanie.ru/book/216285-zhitiya-s...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010