§ 11. Искательство многими патриаршего престола и гибельные следствия сего искательства Обширные права и власть Константинопольского патриарха, а также влиятельное и почетное положение его в государстве естественно располагали многих из греческого духовенства к искательству патриаршего престола. А так как греки издавна отличались страстью к интригам и проискам всякого рода, то при искательстве патриаршего престола претенденты на него не стеснялись в выборе средств для достижения своих целей. Еще в правление Геннадия Схолария (1453–1459 гг.), в самое тяжелое для Константинопольской патриархии время, явились такие претенденты на патриарший престол; Геннадий, огорченный их происками, добровольно оставил кафедру. При четвертом преемнике Геннадия Марке (в 1469 г.) искательство патриаршего престола проявилось уже во всей силе. Первым выступил трапезундский монах Симеон. Он прибыл в Константинополь вместе с другими трапезундскими переселенцами после завоевания Трапезунда Магометом II в 1461 году. Здесь Симеон и его соотечественники, из которых некоторые приняли мусульманство, стали хлопотать о захвате патриаршего престола в свои руки. Воспользовавшись неудовольствием клириков на патриарха Марка, заботившегося о поддержании строгой церковной дисциплины, трапезундцы оклеветали его пред султаном и просили низложить его, а на место его поставить Симеона; при этом они поднесли султану 1000 червонцев, а Симеон отказался на будущее время от содержания, назначенного патриарху от казны. Магомет много смеялся над неразумием греков, которые не только предлагали ему деспотически поступать с патриархами, но еще платили за это деньги; однако согласился на их предложение, – низложил Марка и приказал поставить Симеона. С этого времени вошло уже в закон, чтобы каждый новый патриарх при вступлении на престол давал султану подарок – пескезий, сам не получая от казны содержания. Симеон недолго был патриархом; против него восстали на соборе очень многие греческие архиереи. Мачеха Магомета, христианка Мария, покончила волнения в патриархии возведением на престол своего духовника, одного митрополита, Дионисия (1470–1474 гг.), человека вполне достойного патриаршества, причем, чтобы получить разрешение султана, поднесла ему 2000 червонцев.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Мануил II умер в 1425 г. Его старший сын, Иоанн VIII, менее осторожный и более безрассудный, чем его отец, предпринял поездку в Италию и вовлек свою Империю в унию с Римом на Флорентийском соборе 1439 г. Уния встретила сильнейшую оппозицию в Константинополе. Если бы она имела результатом действительную помощь Империи, то оппозицию можно было бы заставить замолчать, но единственная последовавшая западная экспедиция была разбита турками близ Варны в 1444 г. Иоанн умер в конце 1448 г., в атмосфере разочарования и уныния. Его наследник, брат Константин XI, был храбрым и способным человеком, но теперь уже ничего нельзя было сделать. В 1451 г. оттоманский престол перешел к блестящему молодому человеку с бесконечным честолюбием, которому было суждено получить имя Завоевателя. В начале апреля 1453 г. он начал осаду Константинополя. После героической обороны, продолжавшейся шесть месяцев, город пал 29 мая 1453 г. В 1460 г. его войска захватили Пелопоннес. В 1461 г. они ликвидировали Трапезундскую империю. Независимости греков был положен конец. 18 Последние два столетия существования Империи византийцы жили в атмосфере собирающихся грозовых туч. Разочарование было тем горше, что период Никейской империи был временем возрождения и надежд, а отвоевание Константинополя, казалось, откроет новую славную эпоху. В Византии всегда присутствовал элемент пессимизма. Даже в годы наивысшего расцвета люди шептались о пророчествах, предрекающих падение Империи. На камнях города и в книгах таких великих пророков и прорицателей, как Аполлоний Тианский и Лев Мудрый, был начертан список всех императоров, и число их имело конец. Естественно, что в обстановке сгущающегося мрака многие византийцы искали прибежище в мистике и в основном заботились о своей загробной участи. Однако, как это ни парадоксально, никогда культурная жизнь Империи не переживала такого расцвета, как в последние два века перед ее падением. Искусство этого периода было, вероятно, самым замечательным и наиболее гуманистическим, какое когдалибо появлялось в Византии; и оно продолжало развиваться, пока были деньги оплачивать его. Интеллектуальный расцвет продолжался до самого конца, и во главе его стояли ученые, чья энергия и оригинальность были сравнимы с их замечательными предшественниками, и слава их распространялась на другие страны. Многие из этих ученых надеялись, что возрождение наступит снова, хотя оно могло привести к слиянию с Западом и даже к возрождению античных традиций. Другие, однако, верили, что нельзя уйти от грядущего политического рока, и единственная задача состоит в том, чтобы сохранить веру и все, что с ней связано, в будущей катастрофе. Этот конфликт, осложненный текущими событиями, придавал напряженность религиозной жизни умирающей Империи, добавляя к прочим проблемам и церковные неурядицы. 19

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Сырыми поцелуями медуз. Он чешуи не знает на сиренах, И может ли поверить в рыбий хвост Тот, кто хоть раз с их чашечек коленных Пил бившийся, как об лед, отблеск звезд? Скала и шторм и – скрытый ото всех Нескромных – самый странный, самый тихий, Играющий с эпохи Псамметиха Углами скул пустыни детский смех… Вариации 1. Оригинальная Над шабашем скал, к которым Сбегаются с пеной у рта, Чадя, трапезундские штормы, Когда якорям и портам, И выбросам волн, и разбухшим Утопленникам, и седым Мосткам набивается в уши Клокастый и пильзенский дым. Где ввысь от утеса подброшен Фонтан, и кого-то позвать Срываются гребни, но – тошно И страшно, и – рвется фосфат. Где белое бешенство петель, Где грохот разостланных гроз, Как пиво, как жеванный бетель, Песок осушает взасос. Что было наследием кафров? Что дал царскосельский лицей? Два бога прощались до завтра, Два моря менялись в лице: Стихия свободной стихии С свободной стихией стиха. Два дня в двух мирах, два ландшафта, Две древние драмы с двух сцен. 2. Подражательная На берегу пустынных волн Стоял он, дум великих полн. Был бешен шквал. Песком сгущенный, Кровавился багровый вал. Такой же гнев обуревал Его, и, чем-то возмущенный, Он злобу на себе срывал. В его устах звучало «завтра», Как на устах иных «вчера». Еще не бывших дней жара Воображалась в мыслях кафру, Еще невыпавший туман Густые целовал ресницы. Он окунал в него страницы Своей мечты. Его роман Вставал из мглы, которой климат Не в силах дать, которой зной Прогнать не может никакой, Которой ветры не подымут И не рассеют никогда Ни утро мая, ни страда. Был дик открывшийся с обрыва Бескрайний вид. Где огибал Купальню гребень белогривый, Где смерч на воле погибал, В последний миг еще качаясь, Трубя и в отклике отчаясь, Борясь, чтоб захлебнуться в миг И сгинуть вовсе с глаз. Был дик Открывшийся с обрыва сектор Земного шара, и дика Необоримая рука, Пролившая соленый нектар В пространство слепнущих снастей, На протяженье дней и дней, В сырые сумерки крушений, На милость черных вечеров…

http://predanie.ru/book/219170-stihi-per...

Давно Грузия обращала взоры к единоверной северной сестре своей, и давно российские вдумчивые князья и цари помышляли о том, чтобы придти на помощь изнемогающей в геройской и непосильной борьбе Грузии, а в то же время о том молились русские иноки в безмолвии обителей, о том молился народ перед святынями, принесенными из Грузии и постоянно напоминавшими о том, что там, далеко к югу, за высокими горами, отрезанный от северных единоверцев, лишенный помощи задавленной Византии, один одинок, окруженный бесчисленными полчищами озлобленных врагов Креста, истекает кровью, отстаивая христианскую веру, родной, близкий народ... Не мог не понимать, не мог хотя бы чутьем, полусознательно не видеть русский народ, что если судил Господь православию мировую задачу в истории, если не забыты православные народности в очах Его, то рано или поздно должны они выйти на свет Божий и сказать миру свое слово... Великое дело часто, если не всегда, вырастает на великих страданиях... Уже принесли миру бесчисленные кровавые жертвы этих страданий православные народы: стонала Россия под нашествием монголов, залита кровью сынов своих Грузия, пала под ударами турок и Трапезундская империя, и Византия, утопали в крови Болгария, Румыния, Сербия, Черногория, восточные церкви, близкие к православию, – копты, несториане, абиссинцы порабощены были исламом. Тяжелый крест выпал на долю православия; кровавыми кольцами, в мученическом подвиге, православные народы окружили Западную Европу, задержали разлив ислама , спасли от гибели христиански-цивилизованную Европу. И могли они словами древних евреев, обращенными к пророку, взывать теперь к истории: «Сторож! Сторож! Сколько ночи?... День загорался и приближался. Первой стряхнула с себя иго чужеземное, Россия – и только что оправилась, как Казань и Астрахань, северный Кавказ, Сибирь и Крым сразу почувствовали, что Крест уже сияет над полумесяцем, что мировая задача России осуществляется. Но долго еще воля Божия не приводила Россию и Грузию к совместной работе, долго они еще и страдали, и трудились в одиночку, долго еще Россия то борьбой с остатками монгольских орд, то тяжким смутным временем, то непониманием ее задач и истории со стороны чуждых для нее государственных деятелей XVIII века, пришедших с Запада или там воспитавшихся, была удерживаема от окончательного соединения с Грузией.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vostorgo...

" Да, действительно, одни из первых встречать Христа пришли волхвы. Однако сейчас мы живем в новую эру, эпоху по Рождестве Христовом, когда отменены ветхие законы. " Главный редактор журнала " Русский Дом " , депутат Государственной Думы РФ, Александр Крутов, считает, что астрология, впервую очередь, это способ зарабатывания денег. " Либо ты со Христом, либо - со звездами " , считает он. " Если человек хочет называть себя свиньей - пусть называет. Кто-то свинья, кто-то козел, а кто-то и голубой петух. Я никогда не называл, это гороскопом. Я говорил - прогноз астрологический для типичных представителей. Типичных очень мало. " Каждый человек это личность, сотворенная Богом свободной, поэтому человеческая свобода не может перекрываться никами внешними факторами. Ведущий, Андрей Малахов, готовится объявить результаты голосования, согласно которым, большинство телезрителей не доверяют гороскопам и не следуют традиции празднования Нового Года по восточному календарю . Несколько слов в завершение. А. Любимова Астрология действительно - опасное явление. Здесь можно выделить два основных момента: 1. Ненаучность астрологии 2. Греховность астрологии И задать вопрос: " Влияют ли на нас звезды и планеты? " Откроем самую авторитетную мировую энциклопедию " Британника " : " Хотя многие астрологи заявляют, что астрология - наука, ее выводы и положения входят в прямое противоречие с основными достижениями западной научной традиции " . Астрология, возникшая в глубокой древности, действительно послужила толчком для развития астрономии. Однако с того момента, когда астрология начала пытаться предсказывать судьбы, она стала терять авторитет. Вот, что пишет о ненаучности астрологии известный ученый, кандидат физико-математических наук, научный сотрудник Государственного астрономического института им. П. К. Штернберга В.Г. Сурдин: " Еще древнегреческий математик и астроном Евдокс около 370 года до н. э. писал, что " не следует доверять ни в малейшей степени халдеям и их предсказаниям и утверждениям о жизни человека, основанным на дне его рождения " . Широко распространившаяся в Европе в эпоху позднего Средневековья и Возрождения астрология также служила движущей силой некоторых астрономических открытий того времени. Но и тогда отношение к ней среди ученых было неоднозначным. Например, принципиальный критик астрологии греческий филолог Георг Трапезундский (1395-1483) написал трактат " О шарлатанстве " и рассуждение " Почему астрологические данные по большей части ложны " .

http://pravmir.ru/tv1.html

Кипрские епископы, говоря об установленных Соборами правилах, имели в виду 4 правило Никейского Собора, а отцы Эфесского Собора ссылались на правило 6 в виде возможного возражения, однако в последнем указывались лишь изъятия из общей нормы, установленной правилом 4; о правах Антиохии упоминалось лишь мимоходом и ничего не было сказано о географических пределах, до которых простирается юрисдикция упомянутой кафедры. К тому же в первоначальной редакции здесь помимо трех прямо названных исключений говорилось еще и о прерогативах Церквей митрополий 848 . Перейдем теперь к самому тексту 8 правила Эфесского Собора. Преамбула в нем та же, что и в «Синтагме XIV титулов». Мы сохранили чтение εκ προσελεσεως [вследствие запроса], которое имеется в двух наиболее древних рукописях – Codex Vallicellianus F. 10 и Codex Patmensis 173 849 . Это технический термин, который на юридическом языке означает ходатайство, просьбу 850 . Собственно текст правила, как он приведен в критическом издании «Синтагмы XIV титулов», отличается лишь в незначительных деталях от текста Collectio Atheniensis 851 . Напротив, текст «Синагоги» в ряде отношений отходит от этих двух редакций, но смысл правила от этого не претерпевает изменений. Лишь в одном месте он отличается двусмысленностью, тогда как в остальных рецензиях сказано, что каждый митрополит будет иметь возможность снять копию с деяний (чтение, которое подтверждается и латинским переводом Collectio Winteriana) 852 , в «Синагоге» говорится просто о «митрополите», что менее ясно 853 . Принятый текст правила очень близок к тексту «Синтагмы XIV титулов» в критическом издании 854 ; то же относится, таким образом, и к русско-славянскому переводу, данному в «Книге правил» 855 . Единственная разница состоит в том, что в начале правила вместо «святых отец» сказано «Святых Апостолов». Этот вариант, который совершенно отсутствует в древней рукописной традиции, заимствован из одного Трапезундского кодекса, датируемого 1311 г. Правило состоит из двух частей. В первой Собор признает автокефалию Кипрской Церкви. Однако такое признание оговаривается условием, что ранее не существовало «древнего обыкновения» ( θος ρχαιον) епископам антиохийским совершать поставления на Кипре. Эта оговорка показывает, что киприотам, несмотря на все их энергичные заверения, не удалось устранить сомнения, существовавшие у отцов Собора. Вторая часть текста имеет общее значение. Ею предписывается, чтобы повсюду, где только отсутствует противоположное обыкновение, сохранялась автокефалия митрополичьих округов. Эта часть является напоминанием о никейском законодательстве. Следует отметить, что это постановление шло вразрез с четко выраженной тогда тенденцией к концентрации церковного управления, что позднее должно было привести к образованию патриархатов. Заранее объявляя недействительными любые меры, противоречащие их решению, отцы Эфесского Собора, несомненно, имели в виду возможное издание императорского указа по этому поводу.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_lyuile/pr...

военная и гражданская власть в провинциях переходит к фемным стратигам; термин Д. применяется для обозначения полковых командиров среднего звена. С X в. должность Д. возрождается: так начинают называться военные губернаторы новообразованных округов (Халдия, Антиохия, Фессалоника, Адрианополь, Месопотамия, Диррахий, Отранто). В X-XI вв. Д. иногда называют доместика схол - главнокомандующего войсками империи. В XI в. по мере разукрупнения фем их стратиги попадают в подчинение начальникам крупных округов в чине Д. или катепана. В XII в., при Комнинах, на отвоеванных у сельджуков землях М. Азии были созданы новые крупные территориальные единицы, по традиции именуемые фемами, во главе с военными командирами в чине Д., под надзор к-рых были поставлены гражданская администрация и взимание налогов. При Комнинах появился титул «Д. флота», или «великий Д.» (μϒας δοξ, мегадука), к-рый носил главнокомандующий имперского флота. В XIII-XIV вв. военное значение фемных Д. падает, их главными функциями становятся гражданское управление и суд. Титул «Д.» носили губернаторы провинций в Эпирском царстве и Трапезундской империи. В варварских королевствах, возникших на территории Зап. Римской империи, термин «Д.» сохранялся в качестве одного из высших титулов (провинциальные Д. в Вестготском королевстве; дукаты Аквитания, Эльзас, Алеманния и др. во Франкском королевстве; лангобардские дукаты Фриуль, Тридент, Сполетий, Беневент). Постепенно звание Д. стало наследственным, трансформировавшись в одну из степеней западноевроп. феодальной иерархии (франц. duc; англ. duke, испан. duque; итал. duca; традиц. рус. перевод «герцог» восходит к нем. кальке этого слова - Herzog, букв.- воевода). Лит.: Seeck O. Dux// Pauly, Wissowa. 1905. Bd. 5. Sp. 1869-1875; Glykatzi-Ahrweiler H. Recherches sur l " administration de l " empire byzantin aux IXe-XIe siècles//BCHell. 1960. T. 84. P. 65-70; Wasilewski T. Les titres de duc, de catépan et de pronoétès dans l " Empire Byzantin du IXe jusqu " au XIIe siècle//Actes du XIIe Congr. Intern. d " Études byzantines. Beograd, 1964. T. 2. P. 233-236; История Византии. М., 1967. Т. 2. С. 168, 258, 302-304; Т. 3. С. 41, 44, 48; Guilland R. Recherches sur les institutions byzantines. B.; Amst., 1967. T. 2. P. 535-563; Oikonomidès N. Les listes de préséance byzantines des IXe et Xe siècles. P., 1972; Wolfram H. Intitulatio. W., 1967, 1973. Bd. 1-2 ; Cheynet J.-C. Du stratège de thème au duc: chronologie de l " évolution au cours du XIe siècle//TM. 1985. T. 9. P. 181-194; Kazhdan A. Doux//ODB. Vol. 1. P. 659; Klein R., Weiss G., Borgolte M., Delogu P. Dux, Dukat//LexMA. Bd. 3. Sp. 1485-1491. П. В. Кузенков Рубрики: Ключевые слова: ВИЗАНТИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ позднеантичное и средневек. христ. гос-во в Средиземноморье со столицей в К-поле в IV - сер. XV в.; важнейший исторический центр развития Православия ЗИЛОТЫ социально-политическая группировка в Фессалонике в 40-х гг. XIV в., участвовавшая в гражданской войне в Византийской империи (1341-1347)

http://pravenc.ru/text/180553.html

Положение изменилось лишь после IV Крестового похода и падения Константинополя в 1204 г. На развалинах Византии образовались три греческих государства, соперничавших за имперское преемство. Трапезундская империя никогда не могла серьезно обосновать свои претензии — слишком далеко она находилась. Династия Ангелов, утвердившаяся в Эпире, благодаря более выгодному географическому положению и своим военным успехам (в 1223 г. она даже отвоевала Салоники), имела гораздо больше шансов на победу. Но в конце концов не Трапезунд и не Эпир, а Никейская империя Ласкаридов была повсеместно признана как преемница Константинополя. Тому было несколько причин, главной и решающей из которых, безусловно, являлось коронование Феодора I Ласкарида законным патриархом Михаилом Авторианом (избранным на Соборе в Никее в марте 1208 г.) [ 17 ] . Более того, Феодор был не только коронован, но и миропомазан, что никогда до этого не делалось при поставлении нового императора. Вероятнее всего, тут сыграло роль влияние западного обряда коронования, уже с давних времен включавшего в себя миропомазание. Латинский император Константинополя был, разумеется, коронован по этому обряду, и, конечно, никейский император никак не хотел быть обойденным. Богословски миропомазание значило: “…личное освящение и посвящение личности императора Церковью, т. е. привносило аспект, не разработанный до этого в Византии. Миропомазание, обычно используемое лишь однажды при крещении, теперь употреблялось во второй раз при короновании императора. При ослаблении политической власти и престижа императоров усиливается акцент на их религиозной и мистической роли, и, следовательно, они начинали зависеть гораздо больше от Церкви — проводника мистической власти” [ 18 ] . Это новое понимание императорской власти было сформулировано в полемике о законности имперского наследства между Никеей и Эпиром, деспот которого Феодор Ангел после завоевания Салоник в 1224 г. был коронован как “Римский император” архиепископом Охридским Димитрием Хомиатином [ 19 ] . В этой полемике победа осталась за Никеей, и точка зрения, что законность императора гарантируется патриаршим коронованием, была принята как единственно правильная. Баланс между imperium и sacerdotium переменился опять, и на сей раз в пользу sacerdotium.

http://pravmir.ru/ideya-vselenskoj-teokr...

Комендантом Трапезунда в это время был военный инженер генерал Шварц, известный защитник крепости Ивангород. Подобно великому князю, он был в восторге от митрополита и при первой же встрече со мной начал превозносить его, как за большой ум и широкую образованность, так и за чрезвычайно сердечное отношение к русским. Это – особенность нас, русских. Другие победители предъявляют побежденным требования и приказывают, не считаясь с любезностью и предупредительностью. А мы и в роли победителей ждем любезности и расшаркиваемся за каждое проявление ее. Военные священники и большинство военных начальников, которых я встретил в Трапезунде, были совсем другого мнения о митрополите. Первые рассказывали мне несколько случаев невнимательного отношения митрополита к духовным нуждам наших воинов, когда, например, он отказывал им в отводе церквей для совершения богослужений. Трапезундский гарнизонный благочинный с возмущением сообщил мне, что митрополит, совершая с нашим военным духовенством для наших войск литургию, запрещал поминовение нашего Св. Синода и только после решительного протеста со стороны благочинного разрешил упомянуть его. Военные начальники с неменьшим возмущением указывали, что во время пребывания немцев в Трапезунде немецкий штаб помещался в доме митрополита, а немецкие военные начальники пользовались особым благоволением последнего. Не могли примириться они и с тою ролью, какую митрополит играл в отношении армян, – вернее, в отношении имущества, оставшегося после избитых и бежавших армян. Полученное митрополитом образование в одном из германских университетов давало еще один повод подозревать его в опасных для русских симпатиях к немцам. Словом, и священники, и начальники военные, – как я узнал из разговоров с ними, – совсем не были убеждены, что митрополит Хрисанф – не германский шпион. 18 октября (ст. ст.) в 11 часов дня я посетил митрополита. Последний был предупрежден о моем прибытии и ждал меня. У дверей митрополичьего дома я был встречен весьма симпатичным, интеллигентным, прилично говорившим по-русски архидиаконом митрополита Кириллом, который приветствовал меня от имени митрополита и затем ввел в митрополичьи покои.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Shavel...

Наиболее распространенными предметами культа были серебряные блюда-дискосы, украшенные монограммами, камнями, изображениями ангелов по сторонам креста (серебряный дискос с изображением Причащения апостолов, 565578 гг.), потиры (церковные чаши со святыми дарами для причастия), лампады, паникадила, кресты, золотые и серебряные реликварии, складни двухстворчатые (диптих), трехстворчатые (триптих) иконы, перед которыми византийцы молились в дороге. Золотые и серебряные изделия XXI вв. украшались жемчугом, шлифованными драгоценными и полудрагоценными камнями, филигранными узорами из гладкой или скрученной проволоки. Это усиливало декоративность и создавало колористический эффект. В XI в. по заказу итальянских купцов в константинопольских мастерских стали изготовлять церковные врата из бронзовых клейм на деревянных створках и массивные бронзовые складни с рельефами святых. В эпоху Комнинов появились серебряные реликварии, патены (блюдо, на которое клали евхаристический хлеб, притворившийся в «тело господне», и вино) со сложными композициями, использованием чеканки, позолоты и гравировки («Явление ангела жёнам-мироносицам», «Распятие» и др.). Оклады икон и церковных книг украшались лиственным орнаментом и пальметтами в виде изгиба виноградной лозы. В 1204 г. многие изделия византийской торевтики были вывезены крестоносцами из разграбленного ими Константинополя и из других городов. В палеологовскую эпоху оклады икон из серебра стали украшаться медальонами восточного происхождения («кабошоны») с изображениями апостолов, пророков, праздничного цикла (иконы Иисуса Христа, Богоматери). В XIIIXIV вв. на окладах икон появились кружки в два-три ряда, заполненные сердцевидными фигурами с трилистниками и пятилистниками (иконы на Афоне и в Генуе). Трапезунд (совр. Трабзон) – город на юго-восточном побережье Черного моря, основанный милетской колонией Синопа во второй половине VII в. до н.э. Удобное географическое положение города в начале торгового пути на Восток способствовало его быстрому развитию. В I в. до н.э. Трапезунд был захвачен римлянами и значительно расширен при императоре Адриане (117138), построившем новую гавань. В 257 г. город был разрушен готами, но вскоре восстановлен. После завоевания Константинополя крестоносцами (1204 г.) Трапезунд стал столицей Трапезундской империи, просуществовавшей до 1461 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010